Скоморохи были любимы народом и появились на руси с древних времен. Кто такие скоморохи

Скоморохи были любимы народом и появились на руси с древних времен. Кто такие скоморохи

Скоморохи на Руси

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров – словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы – и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги.

До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой – от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos – «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» – Скарамуччо и Скарамуш.

Осколки язычества

Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи – как добрые, так и злые – тоже любят веселье и острое словцо.

Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию – накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.

Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.

Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.

Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.

Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» – литературном памятнике XVI века: «И аще начнут. смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

«Приказал разбивать и уничтожать. »

Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с помощью светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.

В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» – насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.

Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.

Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.

Вот, например, что писал обо всем этом Адам Олеарий, секретарь посольства Голштинии, трижды в 30-е годы XVII века побывавший в Московском государстве: «В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были. на пяти возах за Москву-реку и там сожжены».

А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы – там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.

Читать еще:  Любовь андреевна положительный или отрицательный персонаж. Образ и характеристика Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.

Музыкальная мафия?

Впрочем, существовали и другие причины, по которым светские власти начали всерьез бороться со скоморохами. Некоторые, если их так можно назвать, «труппы» гусляров, гудошников и плясунов со временем превратились в обычные организованные преступные группы. И вместо того чтобы зарабатывать себе на хлеб развлечением простого народа, стали заниматься грабежами и кражами. Вот что писали о таких «скоморошьих ОПГ» в «Стоглаве», сборнике решений Собора 1551 года: «. совокупясь ватагами многими до 60, и до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян сильно едят и пьют и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают».

Вполне естественно, что местные власти боролись с такими «гастролерами». Причем не только с помощью увещевания, но и с помощью отрядов стрельцов. Часть разбойничков в обличии скоморохов угодила на плаху, часть была бита батогами, а потом с вырванными ноздрями и клеймом на лбу отправилась на каторгу.

И еще одна причина для царской нелюбви к веселым бродягам. Существует версия о том, что слово «скоморох» происходит от лангобардского слова scamar(a) или scamer(a) – «шпион». И это неспроста.

Ведь разведка и шпионаж существуют с незапамятных времен. Самой лучшей «крышей» для разведчика могла стать именно профессия скомороха. Вместе с компанией собратьев по музыкальному ремеслу тайный соглядатай мог вполне легально передвигаться по территории государства, которое интересовало его хозяев.

Мог без каких либо препятствий попадать на пиры вельмож и прочих высокопоставленных особ, а там тайком подслушивать, о чем беседуют присутствующие. Ведь во время подобных мероприятий гости активно употребляли алкогольные напитки, под действием которых языки развязывались. И шпионы-скоморохи могли услышать много интересного для своих заказчиков.

К сожалению, архивных документов, рассказывающих о деятельности тайных агентов, которые под видом скоморохов добывали шпионские сведения, не осталось. Да и вряд ли они существовали вообще – подобные организации во все времена предпочитали не оставлять после себя каких-либо документов. Но вполне вероятно, что многие из тех, кто путешествовал по Руси с гуслями или рожком, позднее отчитывались о своей работе лицам, не имевшим никакого отношения к играм на гуслях и танцам вприсядку.

Откуда на Руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чем занимались скоморохи

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками – обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей – часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь – любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил – они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Читать еще:  История изучения древних памятников литературы. Великое богатство литературы древней руси

Уничтожение скоморошества

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество – народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси: костюм, репертуар, инструменты

Эх, не обходилось на Руси ни одно пиршество без удалых скоморошьих плясок и песен. Эти веселые люди в ярких костюмах были непременным атрибутом народных гуляний в больших и маленьких городах. Кажется с бродячими актерами все ясно и понятно еще с незапамятных времен, но на самом деле даже тогда никто не мог точно сказать, кто такие скоморохи. Как оказалось, эта особая категория людей имеет свои традиции, обряды и историю, в некоторые моменты наполненную массой трагических событий, приведших к полному уничтожению скоморошества на Руси. Так давайте выясним, кто такие скоморохи на самом деле?

Значение слова “скоморох”

Не только история бродячих артистов полна тайн и загадок, но даже происхождение слова, характеризующего их деятельность, до сих пор вызывает у ученых споры. Согласно двум основным и самым распространенным версиям, слово “скоморох” имеет греческие либо арабские корни. В обеих версиях оно означает схожие по значению формулировки – “шутка” и “мастер шутки”. Но существует и иная версия, которая приводит термин к единому индоевропейскому слову. В этой интерпретации оно переводится как “комедиант”. Сторонники данной теории утверждают, что даже знаменитые комедийные герои Франции имеют схожие с нашими артистами имена – Скарамуш и Скарамуччо.

Как выглядели бродячие артисты?

Образ скомороха на Руси всегда был немного гротескным. Эти люди с помощью шуток и прибауток могли вскрывать самые серьезные проблемы своего времени и не боялись высмеивать духовенство и сильных мира сего. Все, что говорили скоморохи, не воспринималось всерьез, но все же надолго западало в душу народа. Ведь никому и в голову не приходило обращать внимания на то, что вещает бродячий шут. Скоморох в этом случае мог выступать лакмусовой бумажкой общества в целом. Этому соответствовал и внешний вид комедиантов.

Костюм скомороха всегда был крайне ярок. Актеры носили невероятные цветные штаны и рубахи, часто на голове присутствовали смешные колпаки с бубенчиками, которые уже одним своим звоном вызывали смех у встречающихся людей. В каждой группе бродячих артистов было множество масок и музыкальных инструментов.

Музыка скоморохов

Музыкальный инструмент скомороха был довольно разнообразен, а сами музыканты искусны. Исходя из того, что скоморохи много путешествовали не только по огромной территории Руси, но и часто бывали в заморских странах, они играли на всех известных инструментах. Излюбленными предметами были:

Чаще всего скоморохи исполняли веселые и зажигательные мелодии, которые так и заманивали людей пуститься в пляс. Но при желании они могли исполнить и грустную застольную балладу, заставляющую рыдать недавно веселящуюся компанию.

Артель скоморохов: состав и примерное количество

Для того чтобы легче путешествовать по Руси и веселить народ, скоморохи объединялись в ватаги или артели. В ватаге могло быть до двадцати артистов, а вот одна артель уже включала в себя до сотни человек.

В этой компании обязательно присутствовали сказочники, певцы, музыканты и дрессировщики. Последняя категория артистов являлась непременным атрибутом выступления. Практически всегда скоморохи бродили по свету с ученым медведем. Он был любимцем публики и считался на Руси священным животным. Обычно рядом с хищником находился артист в костюме развеселой козы, которая, не переставая, танцевала и била в ложки. Именно вокруг этой группы начиналась пляска скоморохов, в которую со временем втягивались все участники представления.

Интересен тот факт, что довольно часто артели скоморохов занимались не только развлечением народа, но и грабежом на дорогах. Этот вид деятельности приносил, конечно, больший доход артистам, но послужил одной из причин гонения на скоморохов со стороны властей городов и православной церкви.

Древняя Русь: появление скоморохов

Удивительно, но до сих пор историки не знают, когда появились скоморохи на Руси. Известно, что они вели свою деятельность еще во времена язычества. А первые упоминания о бродячих комедиантах в письменных источниках были в девятом-десятом веке. Историки утверждают, что еще до крещения Руси существовали бродячие артисты, которых приглашали во все княжеские дома. Эта практика всегда удивляла многих ученых, ведь люди, которые не относились к высшим кругам общества, и даже не имели ничего своего (это было неписанным правилом скоморохов), кроме реквизита, были обласканы во всех княжеских, а позже и боярских теремах. Только ли за песни были любимы бродячие артисты? Кто такие скоморохи в действительности? На этот счет у историков существует несколько довольно интересных версий.

Читать еще:  Давай поженимся как стать участником. Как на самом деле снимается передача «Давай поженимся»

Кто такие скоморохи: теории и легенды

Согласно официальной версии ученых, скоморохи – это оставшиеся без дела участники языческих ритуалов. Они являются своеобразными осколками дохристианской Руси, когда на капищах в различных обрядах использовались ряженые. Ведь во всех религиях маска и необычная одежда (например, как костюм скомороха) символизировали перевоплощение и единение с духами. Именно этот фактор вызывал недовольство христианской церкви деятельностью комедиантов, они считались посланниками бесов, и священнослужители всячески пытались избавить города от их присутствия. Но, несмотря на это, древнерусская знать испытывала небывалую тягу к праздникам с участием скоморохов, они развлекали, наставляли и обличали всех, кого встречали на своем пути. Откуда они знали так много? И почему были уверены в своей безнаказанности?

На этот счет существует альтернативная версия происхождения скоморохов. По одной из легенд языческий бог Троян путешествовал по землям русским и однажды присел отдохнуть у одного из холма. Грустно стало божеству, но внезапно он увидел веселую компанию, которая плясала, распевала песни и свистела на все лады. Всю ночь веселили люди Трояна, а наутро нарек он их скоморохами и подарил маску из серебра, которая могла изменить внешность любого человека, защитить его от злых людей и исполнить практически любое желание. С этого времени Троян покровительствовал комедиантам и помогал им.

Скоморохи: колдовство и ворожба

Согласно некоторым сведениям, скоморохи на Руси занимались не только лицедейством, но и ворожбой. Дело в том, что даже после крещения русский народ очень трепетно относился к своим традициям и доверял различным ворожеям. Если они попадались на глаза священнослужителям, то колдун моментально подвергался гонениям, его могли даже казнить. Поэтому скоморохи могли свободно заниматься своей творческой деятельностью и параллельно творили различные ритуалы. Например, на Руси считалось, что для рождения первенца-сына молодая жена должна была дотронуться до шерсти медведя. Как встретить лесного хищника в городе? Конечно, на представлении бродячих артистов.

Доподлинно известно, что по определенным дням скоморохи встречались на древних капищах и творили обряды, посвященные Трояну. Эта деятельность не могла остаться незамеченной, и христианские священники начали искоренять бесовских актеров с территории Руси.

Замри-гора: древнее капище

Многие старики рассказывали исследователям о том, что до них доходила легенда о Замри-горе в Московской области. Сюда на Ивана Купала собирались скоморохи со всей страны и творили свои странные обряды. На много километров в деревнях было слышна музыка, и доносились обрывки ритуальных песен. Считалось, что к концу веселья, перед тем как забрезжит рассвет, главный скоморох доставал ту самую маску, и каждый из комедиантов мог, примерив ее, загадать одно сокровенное желание. По легенде оно обязательно исполнялось в тот же день. Причем актер мог изменить внешность, голос или даже наказать посредством силы маски своих заклятых врагов.

Неизвестно, как все происходило на самом деле, но данная легенда до сих пор передается из уст в уста. А Замри-гора получила свое название от того, что благодаря силе скоморохов она могла расти и вновь возвращаться к исходному размеру.

Гонение на скоморохов и их исчезновение

Уже в пятнадцатом веке скоморохи разделились на бродячих и оседлых. Первые продолжали бродить по стране и веселить народ, а вторые стали неким подобием придворных музыкантов, которые жили при князе и принимали участие во всех пирах.

Подобное разделение плохо сказалось на всем скоморошестве. Бродячие артисты начали довольно резко высказываться о власти, церкви и Боге в целом. За такую деятельность их стали все чаще преследовать и отказывать в выступлениях в домах бояр. Народ по-прежнему наслаждался фокусами, песнями и гаданиями, но князья все чаще стали задумываться о том, чтобы объединиться с церковью и уничтожить скоморохов. Ведь придворных артистов уже нельзя было назвать скоморохами, они постепенно утрачивали свой задор и превращали свой репертуар в нечто совершенно иное. Например, тот актер, который на городской площади лихо отплясывал вприсядку, становился практически профессиональным танцором. А простые и немного наивные кукольные представления трансформировались в первые театрализованные постановки. Можно сказать, что современное искусство в своем зародыше являлось обычными скоморошными потешками.

В начале семнадцатого века скоморохи стали преследоваться повсеместно, их отлавливали на улице и сажали в темницы. Отобранные музыкальные инструменты собирались в одну большую кучу и показательно сжигались. Во второй половине семнадцатого века скоморохи были окончательно запрещены. Тех, кто нарушал указ царя, ссылали в самые отдаленные города, отправляли в темницу либо постригали в монахи, чтобы они замаливали свои грехи. Ведь всех их считали слугами нечистого. К восемнадцатому веку скоморохи, как отдельный пласт общества, были искоренены полностью. От них остались только воспоминания в виде картин, рукописей, многочисленных стихов и прибауток.

Источники:

http://oursociety.ru/publ/skomorokhi_na_rusi/1-1-0-120
http://kulturologia.ru/blogs/050418/38380/
http://www.syl.ru/article/308993/kto-takie-skomorohi-skomorohi-na-rusi-kostyum-repertuar-instrumentyi

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии