Система образов горе от ума краткое. Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума

Система образов горе от ума краткое. Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума

Система образов горе от ума Грибоедова

Система образов. Произведение новаторское и по проблемати­ке, и по стилю, и по композиции, «Горе от ума» стало первой рус­ской реалистической комедией, отразившей наиболее существен­ные общественно-политические и нравственные проблемы эпохи. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей — современников Грибоедова. «Портреты, и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому… Карикатур ненави­жу, в моей картине ни одной не найдешь», — писал автор о своих героях. На этом принципе реалистической типизации основана система образов «Горе от ума». В ней нет четкого деления персона­жей на положительных и отрицательных, как в произведениях классицизма. По словам Гончарова, «вся пьеса представляется ка­ким-то кругом знакомых читателю лиц», в котором «и общее и де­тали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гости­ных и перенесено в книгу и на сцену».

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «лю­бовном треугольнике», который составляли герои с четко опреде­ленной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника — удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери и горничная, устраи­вающая свидания влюбленных — так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любов­ника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благо­получно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и чер­ты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго — комического — «любов­ного треугольника» (Молчалин — Лиза). Но на самом деле оказыва­ется, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает осо­бое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин яв­но не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов отказывается от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весь­ма неоднозначно. С одной стороны, это незаурядная личность, сильный, крупный характер. Она, конечно, во многом отличается от московских барышень, подобных княжнам Тугоуховским. Как справедливо заметил Гончаров, Софья обладает прекрасными свойствами души, а остальное — воспитание.

Даже ее предпочтение Молчалину, явно уступающему Чацкому в благородстве и уме, честности и культуре и многих других заме­чательных качествах, вполне объяснимо. Ей, как и пушкинской Татьяне, довелось обмануться в своих ожиданиях. Ведь выбор ее пал на человека, необычного для ее круга, что потребовало немало­го мужества и самостоятельности. Воображение девушки наделило «бессловесного» Молчалина всеми качествами идеального героя, а он до поры до времени успешно скрывал свое истинное лицо и под­линные интересы.

В то же время, этот выбор можно объяснить и стремлением по­велевать, так роднящим Софью с ее отцом. «Муж-слуга», идеал мо­сковских дам, вполне мог бы устроить и Софью. Во всяком случае, резкий и независимый характер Чацкого явно ей не по душе, и именно она начинает сплетню о сумасшествии Чацкого. Так что об­раз Софьи получился очень многогранным, неоднозначным, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Также отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки — Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчи­ва и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и не­принужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Гри­боедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чер­тами, роднящими ее с героем-резонером: она дает четкие, даже афо­ристичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» — о Скалозубе).

Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.

Ничего подобного в финале «Горе от ума» не происходит. О ре­альном положении вещей Фамусов так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об ис­тинных пристрастиях своей дочери — он считает, что Софья влюб­лена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, пре­жде всего для Молчалина. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типич­ного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности — недаром же Молчалин так боится проявле­ния к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосто­рожности девушки.

Все участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические обра­зы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя со­всем не так, как предусматривали правила классицизма.

С точки зрения общественного конфликта система образов коме­дии построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопос­тавлен фамусовскому обществу. Он является типичным представи­телем той части русского общества первой четверти XIX века, кото­рая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения — «века нынешнего» — как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотно­сили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года. «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исааки- евской площади; это декабрист» (А.И. Герцен).

Читать еще:  Островский жизнь дается человеку раз. «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

В образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нра­вы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры.

Прежде всего, Чацкий похож на декабристов по своим взглядам. Главное, что сближает их, — это протест против крепостничества (монолог «А судьи кто?»). Как и декабристы, Чацкий говорит о не­обходимости службы делу, «а не лицам». Протест против системы фаворитизма, выступление против авторитетов прошлого — «судей решительных и строгих» — сочетается у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания. Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова называют «мечтателями, опасными» людьми.

Наряду с этим Чацкий, как и декабристы, считает необходимым развивать просвещение. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе. Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. «Ученье — вот беда», — гово­рит об этом Фамусов.

Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой на­циональной культуры. Чацкого волнует «Смешенье языков: фран­цузского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе. А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образован­ных русских людей и народ. «Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев», — требует Чацкий.

В реальной жизни людей, подобных Чацкому, было не очень много. Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии. В сценическом действии присутствует лишь один его единомыш­ленник — Репетилов, но и тот оказывается мнимым соратником Чацкого, только подчеркивающим одиночество главного героя. Это образ-пародия. Суть этого характера выражена в словах: «Шумим, братец, шумим».

Из комедии мы знаем, что образ мыслей Чацкого разделяют князь Федор («химик и ботаник») и брат Скалозуба, который, оставив служ­бу, занялся в деревне чтением книг. Они входят в состав внесцениче­ских персонажей комедии, которых даже больше, чем сценических. Они необходимы для раскрытия всей истинной широты конфликта, а также помогают уточнить позиции сценических персонажей и мо­гут относиться как к «веку нынешнему», так и к «веку минувшему». Так почтенный камергер Кузьма Петрович или дядя Фамусова Мак­сим Петрович — внесценические персонажи, наиболее успешно во­площающие в жизнь мораль и идеалы фамусовского общества: уме­ние «подслужиться», чтобы занять высокое место в обществе и пользоваться всеми подобающими ему привилегиями. «Известная» Татьяна Юрьевна помогает составить представление о влиятельных дамах, имеющих «полезных» друзей и родных.

На сцене «век минувший» представляет фамусовское общество. Среди них выделяются отдельные фигуры: московский «туз», круп­ный начальник Фамусов; мелкий служащий из его ведомства Мол­чалин; полковник Скалозуб, представляющий армию. Гости на балу у Фамусова составляют самостоятельную группу, без которых «гале­рея типов» фамусовской Москвы была бы неполной, но очерчены они не так подробно. Здесь мы видим своеобразный «контингент невест» (шесть княжон и Графиня внучка) и «счастливую» семейную пару: «мужа-слугу» Платона Михайловича Горича и его супругу Наталью Дмитриевну; «остаток екатерининского века» — влиятельную мос­ковскую барыню Хлестову и плута и мошенника Загорецкого, прези­раемого всеми, но необходимого, поскольку он «мастер услужить». Каждый из этих персонажей — своеобразный характер со своими неповторимыми особенностями. Но всем им присущи общие черты, которые позволяют объединить их в одну группу.

Это достаточно замкнутое общество, в которое могут войти только самые высокопоставленные и богатые люди. Их благополучие опи­рается на крепостное право — ведь благодаря владению богатыми имениями они могут «награжденья брать и весело пожить». В фаму­совской Москве принято не только поддерживать такой порядок ве­щей, но и оценивать в соответствии с ним других людей. «Будь пло­хонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених», — так говорит Фамусов о претенденте, достойном руки его дочери. Очевидно, что в этих оценках не последнюю роль играют и чины, получить которые помогает родство и протекция. Главное в службе для этих людей, разумеется, не дело — им никто здесь и не занимается, — а те выгоды, которые сулит служебное положение. Ради чина они готовы унижаться, прислуживаться, как это делает Молчалин. Достигнув «степеней известных», как Фамусов, можно уже не утруждать себя делами — «подписано — так с плеч долой».

В армии существует такой же «порядок»: «каналы», благодаря которым полковник Скалозуб добился высокого чина, очевидно, аналогичны — ведь во время войны 1812 года он отсиживался в тылу, а подвиги совершали другие, которые погибали и тем самым помогали открыть «вакансии» для людей, подобных персонажу грибоедовской комедии.

История Скалозуба демонстрирует и подлинное лицо патриотиз­ма фамусовского общества; истинному чувству здесь нет места, есть только показной порыв: «Кричали женщины ура! И в воздух чепчи­ки бросали». Зато какое преклонение царит в этом обществе перед всем иностранным! Это касается и мод на наряды, и стремления ще­гольнуть в обществе французскими словечками, правда, в результа­те получается «Смешенье языков: французского с нижегородским».

Мода на все иностранное и иностранцев дошла до того, что даже воспитание и образование детей доверено весьма сомнительным педагогам — «числом поболее, ценою подешевле». Это не удиви­тельно, ведь хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусовскую Москву не интересует, а серьезно пугает. Ее основные занятия и интересы — это «обеды, ужины, и танцы», вовремя которых можно не только приятно провести время, но и со­ставить нужные знакомства, подыскать выгодных женихов для до­черей, протекцию для сыновей, а еще посплетничать за спиной у своих же знакомых.

Но, несмотря на внешнюю суету, жизнь фамусовской Москвы те­чет очень однообразно. Она консервативна настолько, что спустя три года, во время которых Москва пережила наполеоновское на­шествие, Чацкий не находит здесь, практически, никаких измене­ний: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра бу­дет два». Энергия фамусовского общества собирается только для сохранения своих основ, борьбы с инакомыслием — ощутив в Чац­ком того, кто нарушает покой, размеренный ход привычной жизни, фамусовское общество объявляет ему войну и применяет самое страшное свое оружие — сплетню. Силу ее понимают все. Но как только враг повержен и изгнан, «стихия» возвращается в свои бере­га, а Чацкого готовы даже пожалеть — по крайне мере, на словах.

Читать еще:  Гостеприимная хозяйка: пиар самой себе. Исследование традиций русского гостеприимства

Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч све­та в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Но вместе с тем, человеческие типы, составляющие эту Москву и показанные нам Грибоедовым, в чем-то оказываются не зависящими ни от времени, ни от места, ни от социального строя. В них есть то, что относится к вечным явле­ниям жизни. И если верно, что всякое новое дело «вызывает тень Чацкого», то всегда найдется и Фамусов, который, что бы ни случи­лось, скажет только: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Урок по литературе на тему: «Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги.»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок №17. Тема: «Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги.»

1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»;

2) Приступить к анализу комедии по действиям;

3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению;

4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Оборудование: учебник, текст комедии, презентация.

Эпиграф к уроку: «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей»

Д.И.Завалишин «Записки декабриста».

Повторить черты классической комедии.

Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма.

Начать исследование сюжета комедии.

Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.

1.Учитель знакомит с эпиграфом, задачами урока . (Показ через проектор).

2.Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний .

А теперь послушаем историю создания комедии.

– Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.

1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.

1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.

При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году.

Учитель: Чтение, изучение драматического произведения требует от вас определённой подготовки. Чтобы вам легче было приступить к изучению комедии «Горе от ума», повторим особенности комедии как литературного жанра. (презентация №1)

Особенности комедии как жанра литературного произведения

Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют)

Ограничение действия пространственными и временными рамками.

Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)

Организация речи в форме диалогов и монологов

Этапы развития конфликта

Учитель: Комедия была написана во времена господствования классицизма. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода создания произведения.

Вспомним черты классической комедии.

– комедия относится к низшему стилю;

– одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки;

– соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия;

– литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;

– в конце порок наказан, добродетель торжествует.

Учитель: Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты и реализма и романтизма. О них мы будем говорить и на следующих уроках.

Учитель: Некоторые традиционные черты классицизма вы сможете отметить уже сегодня.

Учитель: Система образов драматического произведения отличается от других жанров. (презентация №2).

Учитель: Я предлагаю вам заполнять в виде таблицы:

Классификация героев драматургических произведений: (табл. №2)

Учитель: Наконец, обратимся к героям комедии «Горе от ума». Среди них есть герои с говорящими фамилиями. Эти фамилии Грибоедова отражают не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить».

Учитель: По-вашему, какие фамилии «говорящие»?

– П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.

– Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)

– Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый, немногословный.

В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.

Князь Тугоуховский – тугоухий.

Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть выражение «хлёстко говорить».

Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский , сократив фамилию Чаадаева . Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил в тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России.

Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).

Учитель: Представим себе дом богатого московского барина I половины XIX века. Входим в гостиную. (просмотр фрагмента начала спектакля)

Учитель: так представил себе гостиную режиссёр Петербургского академического театра драмы имени Пушкина.

– С какими героями познакомились?

– Как относится Фамусов к окружающим? Ваши первые впечатления?

Павел Афанасьевич Фамусов – богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он управляющий в казённом месте. Действие пьесы происходит в его доме.

В этой сцене мы видим его как хозяина дома. Он властный барин. Я представил его добродушным и в то же время ворчливым, вспыльчивым человеком. В обращении к Молчалину проявляется его высокомерный тон.

– Ещё какую черту Фамусова заметили?

Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4, стр. 108)

– Какой вам показалась Софья?

Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.

– В кого она влюблена? Почему?

Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5, стр. 113)

Читать еще:  Тесты на сообразительность для детей 8 лет. Тест на сообразительность, который невозможно пройти с первого раза

– Что узнали о Молчалине?

Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.

– Какова атмосфера в доме Фамусова?

Главное, что я заметил, – это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.

– Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?

Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными действующими лицами.

– С какого события начинается завязка?

– С появления в доме Фамусова Чацкого.

– Какой характер носит завязка?

Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи.

В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения.

Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.

– Как появляется в пьесе Чацкий?

(Явление 5, стр 112)

– Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?

-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.

– Как встречает его Софья?

Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.

Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт?

Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)

Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия. Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?

Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах. Прочитайте эту сцену. (Явление 6,стр115)

Учитель: За развитием общественного конфликта будем следить, опираясь на таблицу №3: (показ через проектор). Вам нужно будет выписывать цитаты из комедии.

Народу и у крепостному праву;

Смыслу слова «ум»

(подбор нескольких цитат)

Учитель: В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами . Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).

Д.З. Прочитать 2 действие. Определить размер стиха. Выписывать афоризмы.

Система образов «Горе от ума» в комедии Грибоедова

Комедия «Горе от ума» Грибоедова занимает особое место в русской литературе. Она сочетает черты классицизма и новых направлений того времени – романтизма и реализма.

При написании сочинения по системе образов в «Горе от ума» нельзя этого не коснуться.

Признаки классического канона в этом произведении: композиционная строгость – действие происходит в течение суток, любовный конфликт сочетается с общественным конфликтом, в центре произведения традиционный для классической литературы любовный треугольник.

Произведение носит общественный пафос, что свойственно романтизму. «Горе от ума» описывает противостояние Чацкого фамусовскому обществу.

Признаки реализма – это сложная система образов. Герои комедии с противоречивыми характерами и функциями. Так, Чацкий, не только отвергнутый любовник. Он еще и высказывает идеи близкие автору. То же касается и других. Новаторство системы образов в их неоднозначности. Каждый герой индивидуален.

Горе от ума: система образов

Любовный конфликт происходит между Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественный – между Чацким и Фамусовым.

Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов – участвуют как в любовном, так и в общественном конфликте.

Персонажи из эпизодов представляют картину московского общества. Это гости на балу у Фамусова.

Для раскрытия системы образов в «Горе от ума» играют роль внесценические персонажи. Они делают характеры героев более развернутыми. Это буфетчик Петруша, брат Скалозуба, Марья Алексеевна и так далее.

Образная система организована по принципу противопоставления. Герои «века нынешнего» противостоят героям «века минувшего». У них различное отношения ко всему.

Всего действующих лиц более 20. Нельзя четко разделить их на положительных и отрицательных.

Чацкий

Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого среди других. Об этом еще до его появления говорит служанка Лиза.

Но в то же время герою свойственен сарказм, вспыльчивость, бестактность. Софья укоряет его за сарказм. Оправдание Чацкого в том, что он искренне возмущается обществом, в котором оказался.

Образ героя выражает позицию самого Грибоедова. Чацкий не принимает рабского преклонения перед всем иностранным. Он также ненавидит чинопочитание и желание везде заводить полезные знакомства.

Герой переживает личную драму. Его надежды на любовь Софьи не оправдались.

Софья

Это противоречивый образ. С одной стороны она близка Чацкому по духу, с другой – отвергает его.

Софья образована. Но именно поэтому увлечение Молчалиным закономерно, так как на неё большое влияние оказали французские романы. Она увидела в Молчалине скромного человека вместо двуличного, которым он является на самом деле.

Но в то же время, она часть фамусовского общества, где дорожат только должностями и богатством. Софья, желая доминировать над супругом, выбрала Молчалина.

Молчалин

Этот персонаж нравится фамусовскому обществу тем, что стремится услужить. Небогатый дворянин, он гордится успехами по службе и хвалится ими. Его идеалы полностью совпадают с идеалами московского дворянства. Но Софья будет им обманута, так как он ухаживает за ней «из выгоды».

Фамусов

Этот герой – главный проповедник «века минувшего». Он занимает влиятельный пост в Москве, принадлежит к консервативных дворянам, которые не хотят перемен.

Мнение Фамусова – это мнение московского дворянства. Он считает, что книги опасны, а образованность ни к чему. Фамусов заботится лишь о том, какое впечатление он произведет в свете. Он презирает тех, кто не обладает властью и деньгами.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов стоит у истоков новой русской драматургии. В комедии сочетаются черты разных направлений, чтобы передать основную идею – конфликт старого и нового века.

Источники:

http://vsesochineniya.ru/sistema-obrazov-gore-ot-uma-griboedova.html
http://infourok.ru/urok-po-literature-na-temu-sistema-obrazov-v-komedii-as-griboedova-gore-ot-uma-osobennosti-razvitiya-komediynoy-intrigi-604741.html
http://sochinyshka.ru/sistema-obrazov-gore-ot-uma-v-komedii-griboedova.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии