Штольц так охарактеризовал обломова: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе”. Согласны ли вы с мнением героя

Штольц так охарактеризовал обломова: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе”. Согласны ли вы с мнением героя

Штольц так охарактеризовал обломова: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе”. Согласны ли вы с мнением героя.

Штольц так охарактеризовал обломова: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе”. Согласны ли вы с мнением героя.

Answers

Изначально сюжет “Обломова” задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этим замыслом и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и с помощью этого показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, рисуя жизнь основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека, в то же время обладающего необычайной склонностью к лени. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, в котором показывает его детство. Начинается сон с повествования об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность, конечно же, заметно преувеличена и порой даже граничит о чем-то сказочным. Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта: помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Здесь уже впервые Гончаровым упоминается Штольц. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову. Теперь перейдем к трем основным частям романа. Основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть авторскую позицию в отношении Обломова и Штольца. В таком случае, прослеживая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей. Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, Штольц, несомненно, нравится автору, как и читателю. Но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Отношение автора к обоим выражается через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном человеке, который всегда бы пришел на помощь его нерешительной и сонной натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!” Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Восхищает автора и чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в ее прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу. Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в Обломове, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. Описывая же отношения Ольги со Штольцем, Гончаров, правда, неявно, указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца: правильному и передовому герою не хватает немного “безумных порывов”. Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим героям носит положительный характер. В заключение приведу слова И. С. Тургенева: “Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова”. Действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться. Многим ли из нас не свойственны, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачно отраженные Гончаровым?

Читать еще:  Страна финляндия ее культура обычаи нравы. Жители финляндии — население, народности, менталитет, традиции

А счастье всё ещё возможно

–– Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты любишь его?

Она кивнула в знак согласия головой.

–– За то, что в нём дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности.

Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот –– никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно.

Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот чему ты осталась верна и почему забота о нём никогда не будет тяжела мне.

Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова.

Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?

Ольга молчала, потупя глаза на работу. Андрей задумался.
–– Ужель не всё тут? Что же ещё? Ах. –– очнувшись, весело прибавил потом. –– Совсем забыл “голубиную нежность”.

Ольга засмеялась, проворно оставила свое шитьё, подбежала к Андрею, обвила его шею руками, несколько минут поглядела лучистыми глазами прямо ему в глаза, потом задумалась, положив голову на плечо мужа.

В её воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его улыбка, которою он при разлуке ответил на её упрек. и ей стало так больно, так жаль его.

Штольц пошёл прямо к цели, то есть к Ольге.

А что же Ольга? Она не замечала его положения или была бесчувственна к нему?

Не замечать этого она не могла: и не такие тонкие женщины, как она, умеют отличить дружескую преданность и угождения от нежного проявления другого чувства. Кокетства в ней допустить нельзя по верному пониманию истинной, нелицемерной, никем не навеянной ей нравственности. Она была выше этой пошлой слабости.

Остаётся предположить одно, что ей нравилось, без всяких практических видов, это непрерывное, исполненное УМА и СТРАСТИ поклонение такого человека, как Штольц. Конечно, нравилось: это поклонение восстановляло её оскорблённое самолюбие и мало-помалу опять ставило её на тот пьедестал, с которого она упала; мало-помалу возрождалась её гордость.

Но как же она думала: чем должно разрешиться это поклонение? Не может же оно всегда выражаться в этой вечной борьбе пытливости Штольца с её упорным молчанием. По крайней мере, предчувствовала ли она, что вся эта борьба его не напрасна, что он выиграет дело, в которое положил столько воли и характера? Даром ли он тратит это пламя, блеск? Потонет ли в лучах этого блеска образ Обломова и той, ИСТИННОЙ любви.

Читать еще:  Кинетические скульптуры из дерева схема. Кинетические скульптуры Anthony Howe (Энтони Хоув)

Она ничего этого не понимала, не сознавала ясно и боролась отчаянно с этими вопросами, сама с собой, и не знала, как выйти из хаоса.

Как ей быть? Оставаться в нерешительном положении нельзя: когда-нибудь от этой немой игры и борьбы запертых в груди чувств дойдёт до слов –– что она ответит о прошлом! Как назовёт его и как назовет то, что чувствует к Штольцу?

Если она любит Штольца, что же такое была ТА любовь? –– кокетство, ветреность или хуже? Её бросало в жар и краску стыда при этой мысли. Такого обвинения она не взведёт на себя.

Если же то была первая, чистая любовь, что такое её отношения к Штольцу? Опять игра, обман, тонкий расчёт, чтоб увлечь его к замужеству и покрыть этим ветреность своего поведения. Её бросало в холод, и она бледнела от одной мысли.

А не игра, не обман, не расчёт –– так. опять любовь?
От этого предположения она терялась: вторая любовь –– чрез семь, восемь месяцев после первой! Кто ж ей поверит? Как она заикнётся о ней, не вызвав изумления, может быть. презрения! Она и подумать не смеет, не имеет права!

Она порылась в своей опытности: там о второй любви никакого сведения не отыскалось. Вспомнила про авторитеты тёток, старых дев, разных умниц, наконец писателей, “мыслителей о любви”, –– со всех сторон слышит неумолимый приговор: “Женщина истинно любит только однажды”. И Обломов так изрёк свой приговор. Вспомнила о Сонечке, как бы она отозвалась о второй любви, но от приезжих из России слышала, что приятельница её перешла на третью.

Нет, нет у ней любви к Штольцу, решила она, и быть не может! Она любила Обломова, и любовь эта не у***ла! У ней только дружба к Штольцу, основанная на его блистательных качествах, потом на дружбе его к ней, на внимании, на доверии.

Теперь я знаю точно: любят не “за блистательные качества”, а просто потому, что сердце до краёв переполняет нежность.
На уважении и дружбе, на страсти и доверии создаётся только БРАК –– фальшивое, придуманное “счастье”.
А в браке нет места Истине, Любви и Красоте. И СЧАСТЬЕ возможно только там, где два сердца соединяет Истинная НЕЖНОСТЬ и Радуга Живой Любви и Красоты. ))

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.09.2013. А вдруг получится?
  • 28.09.2013. Гибралтар-Лабрадор
  • 27.09.2013. Бриллиантовые дороги
  • 26.09.2013. Это элементарно, Ватсон!
  • 25.09.2013. Ты меня любишь?
  • 23.09.2013. Сик транзит глория мунди!
  • 22.09.2013. Товарищ Бендер! Куда же Вы?
  • 21.09.2013. Волшебная сила искусств!
  • 20.09.2013. Есть ли жизнь на марше?
  • 19.09.2013. Если у вас нету тёти.
  • 18.09.2013. Просто Мария
  • 17.09.2013. Вальс для Марии
  • 16.09.2013. Любовь к трём апельсинам
  • 15.09.2013. Красное солнце
  • 14.09.2013. Мери Поппинс, до свидания! Колыбельная для Тани
  • 13.09.2013. Введение в естествознание
  • 12.09.2013. А счастье всё ещё возможно
  • 11.09.2013. Падал тёплый снег
  • 10.09.2013. Доктор твоего тела
  • 09.09.2013. А вокруг такая тишина.
  • 08.09.2013. Она читала жизнь, как роман.
  • 07.09.2013. Билет во второй ряд
  • 05.09.2013. Опять двадцать пять
  • 04.09.2013. Имею право!
  • 02.09.2013. Стакан Воды
  • 01.09.2013. Честь достойному чести

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Читать еще:  Рассказ про троекурова из романа дубровский. Троекуров и Дубровский: сравнительная характеристика героев

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Россияне назвали литературного персонажа, «наиболее ярко характеризующего образ российского человека» — это Обломов

Кажется, что такой выбор — приступ самокритики. На самом деле тут все гораздо сложнее.

14:03, 02.11.2018 // Росбалт, Like

ВЦИОМ в канун Дня народного единства провел опрос о символах, объединяющих Россию. Согласно данным опроса, главными символами России для россиян являются народ (9%), любовь к родине и патриотизм (8%), государственные флаг (7%) и герб (6%).

Там еще было много различных категорий о символах, типа кинофильма, песни или блюда, олицетворяющих для опрошенных Россию. Результаты всего опроса показаны на инфографике.

Наиболее примечательным результатом стал ответ на вопрос «По Вашему мнению, образ какого литературного персонажа наиболее верно отражает черты характера российского человека?».

Сограждане тут ударились, казалось бы, в самокритику и выбрали Обломова (4%) из одноименного романа Ивана Гончарова. Те, кто довольно смутно помнит школьную программу по литературе (а таких большинство), про Обломова может сказать только, что он был мечтательным лентяем, малоприспособленным к практической стороне жизни. Имя Обломова даже стало нарицательным, им обычно называют человека, застигнутого за ничегонеделаньем. Как правило, на диване. В русском языке даже есть термин — «обломовщина», как обозначение личностного застоя, рутины и апатии.

А вот как описан Илья Ильич у Гончарова:

»…дворянин «лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением…всей души».

Конечно, в книге персонаж Обломова глубже и довольно далек от своего стереотипного образа. Вот как его характеризует друг героя Андрей Штольц: «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».

Видео: «Смысл жизни от И. И. Обломова»

Фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», режиссера Никиты Михалкова, 1979 год. В роли И. И. Обломова — Олег Табаков, Штольц — Юрий Богатырев.

По прочтению книги может создаться впечатление, что Илья Ильич тотально ленится из-за нежелания быть соучастником несовершенной жизни. Он не хочет вписываться в систему, влачить суетное, бессмысленное, полное компромиссов с собственной совестью человеческое существование. И в целом, пусть и жертвуя многим, добивается своего. При этом он натура сомневающаюся, метущаяся, в отличии от уверенных в правоте активно проживать неправильную, лицемерную и бессмысленную жизнь штольцев.

И россияне, пусть и не все они отчетливо помнят всю сложность образа Обломова, выбрали его символом российского народа, отчасти осознавая его героем, «который смог». И вообще, подвиг ничегонеделанья, возможно, более благороден, чем многие «героические» действия. Особенно в России.

Кстати, в списке литературных персонажей, олицетворяющих российский народ вообще много героев «которые смогли». После Обломова идет летчик Алексей Маресьев из произведения «Повесть о настоящем человеке», Андрей Болконский из «Войны и мира», Иван-дурак, Илья Муромец и Павел Корчагин из «Как закалялась сталь».

Источники:

http://dimfour.com/ru/questions/16945852
http://www.proza.ru/diary/vira505/2013-09-12
http://m.rosbalt.ru/like/2018/11/02/1743813.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии