Шолом-Алейхем Рабинович — Биография — актуальный и творческий путь. Шолом-Алейхем: биография

Шолом-Алейхем Рабинович — Биография — актуальный и творческий путь. Шолом-Алейхем: биография

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (1859 — 1916)

Шолом-Алейхем – слава и гордость не только еврейского народа, но и всего прогрессивного человечества. Горький говорил, что произведения Шолом-Алейхема искрятся «славной, добротной и мудрой любовью к народу».

Творчество Шолом-Алейхема удивительно многогранно. Он прозаик и драматург, критик и поэт, издатель литературных альманахов и блистательный чтец собственных новелл и рассказов. И во всех своих насыщенных большим социальным смыслом произведениях он изображал тяжелую жизнь народа в условиях царского режима, капиталистической эксплуатации и национального гнета.

Подлинное имя писателя – Шолом Рабинович. Шолом-Алейхем – его псевдоним, и означает он в переводе на русский язык приветствие: «Мир вам!» Выбор этого псевдонима оказался для писателя не случайным. Повести и романы, рассказы и новеллы Шолом-Алейхема вошли в дом каждого простого человека как слова привета и доброжелательства.

Шолом-Алейхем родился 2 марта 1859 года на Украине в городе Переяславе. Первоначальное образование он получил в хедере – еврейской религиозной школе, затем учился в уездном училище, которое окончил с отличием. Мальчик Шолом с детства отличался богатым и пылким воображением. В семье отца будущего писателя господствовали патриархальные традиции и религиозная добродетель. Взрослые внушали детям покорность и смирение. Дети должны были проводить дни в послушании, в чтении «священных» книг и молитв.

Буйная фантазия Шолома вызывала у благочестивых соплеменников настороженность. Куда она его направит? Не по стопам ли нечестивцев и вероотступников? За умение подмечать и воспроизводить живые черты характера или портрета любого человека на Шолома градом сыпались оплеухи. Его бил учитель хедера, над ним измывались «добропорядочные» горожане, – пинков, оплеух и колотушек он получал больше всех своих однокашников и сверстников. Да и дома жизнь мальчика была не из легких. Мать, с горечью вспоминает писатель, заметила «мои проделки и принялась их искоренять». Первой помощницей матери была рябая, кривая и набожная прислуга Фрума, которая, не скупясь, награждала подростка затрещинами, так как в ее представлении «ничего хорошего из этого ребенка не выйдет. Это растет своевольник, выкрест, обжора, черт знает что, – хуже и не придумаешь».

Однако все попытки убить в Шоломе дар проницательного наблюдателя и воспитать в нем чувство смирения перед богом и людьми оказались тщетными. Шолом не проявлял большого рвения ни к «науке», ни к благочестию, которые вколачивал ему в голову учитель хедера. Мальчика больше всего привлекала природа, ее тайны и свершения, он все чаще и чаще задумывался над смыслом и содержанием жизни родителей, многочисленной родни и друзей. Это, по признанию Шолом-Алейхема, доставляло ему гораздо больше удовольствия, «чем корпеть над талмудом, с усердием молиться или читать псалмы».

На всю жизнь писатель сохранил любовь к детям, принужденным сидеть часами взаперти в затхлых хедерах и бессмысленно зубрить заумные диспуты талмудистов. В комических коллизиях рассказов о детях и для детей светлый гений писателя воссоздал глубокий трагизм положения юношей и девушек, задавленных моральным кодексом талмуда. Во многих новеллах Шолом-Алейхема образ ребенка – как бы притча или басня, символизирующая неустроенность мира взрослых, несправедливость социального уклада, в котором жесточайшим образом подавляются вольномыслие, устремленность к радостному восприятию природы и ее закономерностей.

Шолом-Алейхем много писал еще в юношеском возрасте, но первые его «корреспонденции» были опубликованы только в 1879 году. В течение 1880—1885 годов он напечатал свыше двадцати произведений на древнееврейском, русском и еврейском языках. Заслуживает внимания его повесть «Мечтатели», написанная в 1884 году. В ней разоблачаются легковерные люди, грезящие о каком-то сверхъестественном искуплении, бичуются ложь и грубый обман «мессианских спасителей». И все же начало большого пути Шолом-Алейхема в искусстве связано с первой его новеллой о жизни мальчика, нарушившего господню заповедь «не укради», – под названием «Ножик». Она была опубликована в 1887 году в «Еврейской народной газете». «Ножик» вызвал восторг у читателей. В одной из критических статей того времени предсказывалось, что талант писателя «со временем подарит нашей литературе на языке идиш хорошие произведения».

Шолом-Алейхем со свойственной ему запальчивостью и страстностью вел неутомимую борьбу за реалистическое искусство против проходимцев и паразитов, готовых под видом «художества» преподнести читателю всякую дребедень, позаимствованную на Западе. В 1888 году он опубликовал свой «Суд над Шомером» – гневный протест против творчества Шомера, этого любителя скандалов и фокусов, поставщика бульварных романов, по мнению которого «толпе можно и солому жевать – не велика беда».

«Суд над Шомером» – программный документ писателя-гуманиста. В нем он провозглашает: долг художника быть «своего рода зеркалом, в котором отражаются лучи жизни». Поэтому между народом и подлинным писателем существует крепкий союз. Такой художник является для своего народа «и слугой, и жрецом, и пророком, поборником правды и справедливости». Эта программа предопределила художнический подвиг писателя. Шолом-Алейхем годами скитался по местечкам и городам Украины, странствовал по Европе, жил в Америке. Везде и всюду он внимательно изучал жизнь масс, великие перемены, связанные с развитием рабочего революционного движения, с вызреванием условий для социальных преобразований. И глубоко познанный им мир нашел свое поэтическое отражение в удивительно емких и богатых по содержанию его произведениях.

К восьмидесятым девятнадцатого столетия относится первое крупное произведение Шолом-Алейхема – роман «Сендер Бланк». Впервые в еврейской литературе с такой неприкрытой откровенностью были обнажены язвы капитала, источающего «кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят»’. Шолом-Алейхем возвысился над основами буржуазных устоев и увидел несостоятельность частнособственнического уклада жизни. Жадность, своекорыстие и стяжательство Сендера Бланка и его детей показаны крупным планом, гротескно, с нарочитой сатирической эксцентричностью. Саркастическая манера письма позволила писателю вывернуть наизнанку притворство и фальшь поклонников золотого тельца.

В других романах восьмидесятых годов – «Стемпеню» и «Иоселе-Соловей» – Шолом-Алейхем всецело стал на защиту народных талантов, которые пытались разорвать цепи патриархальщины, господствовавшей в семейных и социальных отношениях того времени. В этих романах он показал и судьбу еврейских женщин, которые почувствовали свободу от сковывавших их традиций, приближение социальных перемен.

Читать еще:  Выставка яна фабра в главном штабе. Эрмитаж шокировал посетителей выставкой с мертвыми животными на крюках

В девяностых годах появляются первые письма из цикла «Менахем-Мендл» и первые монологи «Тевье-молочника». Эти произведения были особенно дороги Шолом-Алейхему, к ним он часто возвращался, исправлял и дополнял их. Менахем-Мендл и Тевье-молочник – основные и наиболее значительные образы в творчестве писателя.

Менахем-Мендл – мелкий буржуа, ищущий «счастья» в мире наживы и спекуляций. Он – типичный «человек воздуха», фантастические планы которого лопаются, как мыльные пузыри.

Тевье – честный труженик, мудрый и сильный человек. Шолом-Алейхем глубоко любит его и воплощает в нем лучшие черты народа. Под беззаботной иронией Тевье-молочника скрывается глубокая философия народа, его моральная сила, – герой повести защищает пафос созидания, осуждает тунеядство и произвол, эгоизм и подлость.

В повести преобладает монолог как главное средство самохарактеристики и самовыражения героя. Шолом-Алейхем присутствует как бы со стороны; внутренний мир героя, его любовь и ненависть к явлениям окружающей действительности раскрываются преимущественно через высказывания самого Тевье.

Рассказы, составляющие повесть «Тевье-молочник», вобрали огромный жизненный материал. Великое умение Шолом-Алейхема быть кратким, вложить большое содержание в строгую, сжатую форму поставило его в один ряд с такими мастерами новеллы, как Чехов и Мопассан.

«Менахем-Мендл» и «Тевье-молочник» принесли писателю широкую популярность и огромную славу. Однако Шолом-Алейхем все еще считал себя «начинающим». В письме к писателю Иерухимзону (1901) он подчеркивал: «Правильно говорит мой Менахем-Мендл: «. пишешь и пишешь, и все еще будто только начинаешь». Да, я еще только начинаю. Надеюсь, что, с божьей помощью, в скором времени начну писать неплохие вещи». К этим «неплохим вещам» Шолом-Алейхем относит свои «маленькие рассказы», объединенные в циклы «Железнодорожные истории», «Монологи», «Касриловка» и «Неунывающие», – произведения поистине широкого диапазона и большого мастерства. В них правдиво отображены радость и горе, надежды и разочарования «маленьких людей», их неустанная борьба за право на достойную человека жизнь, моральная победа над грубой силой и произволом.

Царское самодержавие осудило трудящихся евреев на вымирание, загнав их в своеобразное гетто. По «законам» государства им разрешалось проживать лишь в некоторых губерниях, в так называемой «черте оседлости». Евреям было запрещено заниматься земледелием, служить в государственных учреждениях, работать на крупных заводах и фабриках.

К людям «черты» пришел Шолом-Алейхем. Он отобразил ее, эту «черту», в художественно обобщенном образе «Касриловки». Откуда взялось это слово? «В нашем быту, – говорит Шолом-Алейхем, – бедняк имеет великое множество названий – и человек скудного достатка, и впавший в нищету, и просто убогий, нищий, побирушка, бродяжка, попрошайка и бедняк из бедняков. И есть еще одно обозначение бедняка: касриел, или касрилик. Касрилик – это уже не просто бедняк, неудачник, это уже, понимаете ли, такой породы бедняк, который не считает, что бедность унижает, упаси боже, его достоинство. Наоборот, она – даже предмет гордости!» Герои Касриловки – маленькие люди, убогие достатком, но веселые нравом, они всегда, при любых поворотах судьбы, остаются неунывающими.

Уродливые формы жизни вызывали гнев и возмущение. Но наблюдения писателя над простыми людьми из народа с их повседневным трудовым подвигом и глубокой верой в светлое будущее были обнадеживающими и радостными. Страдания народных масс вызывали боль и слезы. Но слезы бессильны и беспомощны. И художник не стал их проливать. В своих «Неунывающих» он громко и мудро смеется; как и народ, он не унывает, а борется за установление справедливых социальных отношений.

Свое светлое отношение к жизни, победу человека над самыми ее темными сторонами писатель выразил в знаменитой эпитафии, которую просил начертать на своем надгробье:

Здесь погребен простой еврей.
Он был писатель из народа,
Всю жизнь писал он для людей
Простого звания и рода.
Он на смех поднимал, честил,
Язвил насмешкой мир великий,
Но мир, однако, не тужил,
А он век прожил горемыкой.
И в час, когда все от души
Смеялись, позабыв печали,
Он плакал, – видит бог, – в тиши
Тайком, чтоб люди не видали.

Цикл «Неунывающие» открывается рассказом «Заколдованный портной». В нем Шолом-Алейхем повествует о том, что приключилось с героем, который купил козу, непонятным для него образом вдруг оказавшуюся козлом. Последние слова новеллы весьма примечательны: «Конец нехороший. Началось все очень весело, а кончилось, как и большинство веселых историй, очень печально.

А так как вы знаете, что автор этого рассказа по натуре не меланхолик и плачевным историям предпочитает смешные. то сочинитель прощается с вами, добродушно смеясь, и желает вам, чтобы и евреи, и все люди на земле больше смеялись, нежели плакали.

Смеяться полезно. Врачи советуют смеяться. »

Это обращение Шолом-Алейхема к читателю полно глубокого смысла; писатель превращает смех в орудие защиты обездоленных от невзгод и несчастий, насилий и зла, в средство, помогающее им жить и бороться, верить в победу добра и света.

В центре рассказов цикла «Неунывающие» – простой человек: цельный, пленительный, честный. Его судьба трагична, но обстоятельства, в которые он попадает, чаще всего вызывают у читателя смех. Смех этот, однако, не отталкивает от героя, а рождает сочувствие и участие к нему.

Во всех новеллах ярко проявились пленительные качества искусства писателя: доброта, гуманность, безграничная любовь к обездоленным, ненависть к дикому произволу «сильных мира сего».

Зрелый Шолом-Алейхем часто возвращался к темам юности, к заре своего писательского утра, когда творческое осмысление жизни только начиналось. В течение 1909—1911 годов он, например, был занят романом «Блуждающие звезды» – романом, как бы завершающим после «Стемпеню» и «Иоселе-Соловей»трилогию о народных талантах.

В «Блуждающих звездах», как и в двух первых романах, нет «счастливого конца», да его тогда и не могло быть. Ведь в том мире, в котором жили актеры, господствовал желтый дьявол, превращающий искусство в бизнес.

Творчество Шолом-Алейхема завершают повести «Мальчик Мотл» и «С ярмарки».

Эти произведения тематически как бы возвращают нас к началу творческого пути выдающегося художника. В них на первом плане также дети, проницательные, веселые, звонкоголосые и радостные. Им принадлежит будущее, они идут в ногу с жизнью. И Шолом-Алейхем – рядом с ними, с вечно молодыми, неутомимыми созидателями нового и прекрасного.

Читать еще:  Любовь обломова и агафьи пшеницыной кратко. Cочинение «Черты, сблизившие Обломова с Пшеницыной

М. Беленький, 1965

Книги Шолом-Алейхема сегодня в библиотеке

Шолом-Алейхем

Биография

Шолом-Алейхем — писатель, которого нередко называют светочем еврейской литературы. Именно ему удалось описать жизнь и традиции евреев, подчеркнув мудрость и чувство юмора этого народа. Шолом-Алейхем одним из первых решился писать на идише, пополнив культурную копилку этого языка детскими и взрослыми книгами, которые до сих пор любимы читателями любых наций и возрастов.

Детство и юность

Соломон Наумович Рабинович — таково настоящее имя писателя — родился 2 марта 1859 года в городе Переяславле (старое название города Переяслава-Хмельницкого). Детство будущего писателя прошло в селе Воронькове (ныне это Киевская область, Бориспольский район). Соломон рано потерял мать — мальчику едва исполнилось 13, когда она умерла.

Писатель Шолом-Алейхем

С раннего возраста Соломон Рабинович отличался от сверстников вдумчивостью и любовью к размышлениям. Писать Соломон тоже начал довольно рано, а уже в 15 лет, вдохновленный произведением Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», юноша задумал стать настоящим писателем. Тогда же появился и псевдоним Шолом-Алейхем, что в переводе означает «мир вам» – именно так звучит традиционное приветствие евреев.

Окончив школу, Соломон Рабинович сразу начал работать. Юноша занимался репетиторством, обучая детей обеспеченных родителей школьным дисциплинам. Одной из учениц Соломона оказалась Голдэ Лоева (в некоторых источниках девушку называют Ольгой).

Шолом-Алейхем в молодости

Между наставником и ученицей возникло нежное романтическое чувство, однако отец девушки, предприниматель Лоев, выступил категорически против брака любимой дочери с нищим учителем. Так Шолом-Алейхем лишился этой работы и вынужденно возвратился в родной Переяславль.

Литература

До 1880 года Шолом-Алейхем оттачивал собственный стиль и постоянно рассылал статьи и рассказы в разные журналы в надежде на публикацию. Однако столь же постоянно получал отказы — только одно произведение Шолом-Алейхема было опубликовано в этот период (речь идет о рассказе под названием «Мечтатели», напечатанном в петербургском «Еврейском обозрении»).

Писатель Шолом-Алейхем

Параллельно с писательством Шолом-Алейхем осваивал и публичную деятельность: Соломону Рабиновичу нравилось выступать на публике, зачитывая миниатюры и рассказы собственного сочинения. Постепенно имя Шолом-Алейхема стало узнаваемым, у писателя появились первые поклонники.

В начале 1880 годов в литературной биографии Шолом-Алейхема открылась новая страница: писатель начал писать исключительно на идише. Шолом-Алейхему хотелось сохранить и раскрыть богатую еврейскую культуру, и использование исконного языка казалось ему важным.

Шолом-Алейхем

Первые серьезные произведения — повесть «Два камня» и короткий рассказ под названием «Выборы» в том же самом «Еврейском обозрении». Этот еженедельник стал для писателя родным: практически все труды Шолом-Алейхема впервые появлялись на его страницах.

Писателю удалось ярко и образно описать нравы и внутреннюю атмосферу колоритных еврейских кварталов. Однако за самоиронией и самокритичностью легко угадывается любовь Солом-Алейхема к своему народу. Есть в творчестве литератора и рассказы, посвященные неравенству в обществе, проблемам, которые рождаются там, где бытует четкое разделение на богатых и бедных. Писатель не ограничивал себя четкими рамками рассказов или повестей. Среди произведений Шолом-Алейхема есть и юмористические фельетоны, и романы в письмах, и поэзия.

Книги Шолом-Алейхема

Также писателя волновала «бульварная» литература. Шолом-Алейхем, не жалея сил, высмеивал простоватые надуманные сюжеты подобных романов, полагая, что литература должна быть более серьезной и даже поучительной. А основная задача письменного слова, как подчеркивал писатель, прививать людям гуманизм и сохранять народную культуру для потомков.

Успех у читателей имел сатирический роман «Якнехоз, или Большая биржевая игра», напечатанный в 1894 году. Это произведение даже попало в репертуары театров и с аншлагом ставилось на сцене, однако позднее роман запретили цензурой. Параллельно с собственными изданиями Шалом-Алейхем работал над короткими публикациями для американских журналов. Сатирические очерки писателя пользовались успехом у евреев, живших в Соединенных Штатах.

Статуя Шолом-Алейхема в Нетании, Израиль. Скульптура Льва Сигала

Одним из ключевых произведений писателя критики называют роман под названием «Блуждающие звезды», завершенный в 1910 году. По мере написания главы произведения публиковались в журналах и газетах, а затем вышли отдельным двухтомником (первая часть книги получила название «Актеры», вторая вышла как «Скитальцы»).

«Блуждающие звезды» до сих пор переиздаются на разных языках, кроме того, этот роман экранизирован режиссером Всеволодом Шиловским в 1991 году. В картине снялись актеры Софико Чиаурели, Ольга Кабо, Станислав Садальский, Олег Школьник, Лариса Удовиченко.

Роман «Кровавая шутка», законченный Шолом-Алейхемом в 1912-м, также вызвал обсуждения и противоречивую критику. В центре сюжета — два студента, христианин и еврей. Друзья, поспорив, в шутку обменялись паспортами, что становится началом приключений для одного и суровых испытаний для второго шутника. При жизни писателя это произведение так и не было опубликовано из-за цензуры.

Еще одно заметное произведение Шолом-Алейхема — повесть «Мальчик Мотл», состоящая из нескольких частей. Здесь писатель описывает жизнь евреев в американской эмиграции устами маленького мальчика-сироты, который только начинает узнавать этот мир. Другую работу – «С ярмарки» – Шолом-Алейхем называл «духовным завещинием». Писатель подчеркивал, что в это отчасти автобиографическое произведение он вложил свое сердце.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя сложилась счастливо: Голдэ Лоева, в которую Шолом-Алейхем влюбился в ранней юности, вышла за него замуж даже вопреки желанию отца. В этом браке родились шестеро детей.

Шолом-Алейхем с семьей

Отец Голдэ оставил дочери серьезное наследство, которое Шолом-Алейхем быстро потратил на публикации молодых еврейских авторов, которым тогда помогал, а также на рискованные и сомнительные авантюры, которые должны были принести прибыль, но не принесли.

Смерть

Последние годы жизни писатель провел в Нью-Йорке. 13 мая 1916 года Шолом-Алейхема не стало. Литератора сгубил туберкулез, который много лет подтачивал его здоровье. Писателю было 57 лет. После смерти Шолом-Алейхем похоронен в Куинсе (Нью-Йорк).

Могила Шолом-Алейхема

На надгробии писателя вместо фото начертана эпитафия, которую Шолом-Алейхем написал сам. Она начинается словами:

Здесь погребен простой еврей.
Он был писатель из народа,
Всю жизнь писал он для людей
Простого звания и рода.

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ

Дата рождения: 2 марта 1859 года

Место рождения: Переяслав-Хмельницкий

Знак зодиака: Рыбы

Читать еще:  Особенности жанра романа преступление и наказание. Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М

Деятельность: Еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том числе детской. Писал также на иврите и русском языке.

Содержание

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Литература
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Смерть
  • 6. Библиография

Биография

Шолом-Алейхем — писатель, которого нередко называют светочем еврейской литературы. Именно ему удалось описать жизнь и традиции евреев, подчеркнув мудрость и чувство юмора этого народа. Шолом-Алейхем одним из первых решился писать на идише, пополнив культурную копилку этого языка детскими и взрослыми книгами, которые до сих пор любимы читателями любых наций и возрастов.

Детство и юность

Соломон Наумович Рабинович — таково настоящее имя писателя — родился 2 марта 1859 года в городе Переяславле (старое название города Переяслава-Хмельницкого). Детство будущего писателя прошло в селе Воронькове (ныне это Киевская область, Бориспольский район). Соломон рано потерял мать — мальчику едва исполнилось 13, когда она умерла.

С раннего возраста Соломон Рабинович отличался от сверстников вдумчивостью и любовью к размышлениям. Писать Соломон тоже начал довольно рано, а уже в 15 лет, вдохновленный произведением Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», юноша задумал стать настоящим писателем. Тогда же появился и псевдоним Шолом-Алейхем, что в переводе означает «мир вам» – именно так звучит традиционное приветствие евреев.

Окончив школу, Соломон Рабинович сразу начал работать. Юноша занимался репетиторством, обучая детей обеспеченных родителей школьным дисциплинам. Одной из учениц Соломона оказалась Голдэ Лоева (в некоторых источниках девушку называют Ольгой).

Между наставником и ученицей возникло нежное романтическое чувство, однако отец девушки, предприниматель Лоев, выступил категорически против брака любимой дочери с нищим учителем. Так Шолом-Алейхем лишился этой работы и вынужденно возвратился в родной Переяславль.

Литература

До 1880 года Шолом-Алейхем оттачивал собственный стиль и постоянно рассылал статьи и рассказы в разные журналы в надежде на публикацию. Однако столь же постоянно получал отказы — только одно произведение Шолом-Алейхема было опубликовано в этот период (речь идет о рассказе под названием «Мечтатели», напечатанном в петербургском «Еврейском обозрении»).

Параллельно с писательством Шолом-Алейхем осваивал и публичную деятельность: Соломону Рабиновичу нравилось выступать на публике, зачитывая миниатюры и рассказы собственного сочинения. Постепенно имя Шолом-Алейхема стало узнаваемым, у писателя появились первые поклонники.

В начале 1880 годов в литературной биографии Шолом-Алейхема открылась новая страница: писатель начал писать исключительно на идише. Шолом-Алейхему хотелось сохранить и раскрыть богатую еврейскую культуру, и использование исконного языка казалось ему важным.

Первые серьезные произведения — повесть «Два камня» и короткий рассказ под названием «Выборы» в том же самом «Еврейском обозрении». Этот еженедельник стал для писателя родным: практически все труды Шолом-Алейхема впервые появлялись на его страницах.

Писателю удалось ярко и образно описать нравы и внутреннюю атмосферу колоритных еврейских кварталов. Однако за самоиронией и самокритичностью легко угадывается любовь Солом-Алейхема к своему народу. Есть в творчестве литератора и рассказы, посвященные неравенству в обществе, проблемам, которые рождаются там, где бытует четкое разделение на богатых и бедных. Писатель не ограничивал себя четкими рамками рассказов или повестей. Среди произведений Шолом-Алейхема есть и юмористические фельетоны, и романы в письмах, и поэзия.

Также писателя волновала «бульварная» литература. Шолом-Алейхем, не жалея сил, высмеивал простоватые надуманные сюжеты подобных романов, полагая, что литература должна быть более серьезной и даже поучительной. А основная задача письменного слова, как подчеркивал писатель, прививать людям гуманизм и сохранять народную культуру для потомков.

Успех у читателей имел сатирический роман «Якнехоз, или Большая биржевая игра», напечатанный в 1894 году. Это произведение даже попало в репертуары театров и с аншлагом ставилось на сцене, однако позднее роман запретили цензурой. Параллельно с собственными изданиями Шалом-Алейхем работал над короткими публикациями для американских журналов. Сатирические очерки писателя пользовались успехом у евреев, живших в Соединенных Штатах.

Одним из ключевых произведений писателя критики называют роман под названием «Блуждающие звезды», завершенный в 1910 году. По мере написания главы произведения публиковались в журналах и газетах, а затем вышли отдельным двухтомником (первая часть книги получила название «Актеры», вторая вышла как «Скитальцы»).

«Блуждающие звезды» до сих пор переиздаются на разных языках, кроме того, этот роман экранизирован режиссером Всеволодом Шиловским в 1991 году. В картине снялись актеры Софико Чиаурели, Ольга Кабо, Станислав Садальский, Олег Школьник, Лариса Удовиченко.

Роман «Кровавая шутка», законченный Шолом-Алейхемом в 1912-м, также вызвал обсуждения и противоречивую критику. В центре сюжета — два студента, христианин и еврей. Друзья, поспорив, в шутку обменялись паспортами, что становится началом приключений для одного и суровых испытаний для второго шутника. При жизни писателя это произведение так и не было опубликовано из-за цензуры.

Еще одно заметное произведение Шолом-Алейхема — повесть «Мальчик Мотл», состоящая из нескольких частей. Здесь писатель описывает жизнь евреев в американской эмиграции устами маленького мальчика-сироты, который только начинает узнавать этот мир. Другую работу – «С ярмарки» – Шолом-Алейхем называл «духовным завещинием». Писатель подчеркивал, что в это отчасти автобиографическое произведение он вложил свое сердце.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя сложилась счастливо: Голдэ Лоева, в которую Шолом-Алейхем влюбился в ранней юности, вышла за него замуж даже вопреки желанию отца. В этом браке родились шестеро детей.

Отец Голдэ оставил дочери серьезное наследство, которое Шолом-Алейхем быстро потратил на публикации молодых еврейских авторов, которым тогда помогал, а также на рискованные и сомнительные авантюры, которые должны были принести прибыль, но не принесли.

Смерть

Последние годы жизни писатель провел в Нью-Йорке. 13 мая 1916 года Шолом-Алейхема не стало. Литератора сгубил туберкулез, который много лет подтачивал его здоровье. Писателю было 57 лет. После смерти Шолом-Алейхем похоронен в Куинсе (Нью-Йорк).

На надгробии писателя вместо фото начертана эпитафия, которую Шолом-Алейхем написал сам. Она начинается словами:

Здесь погребен простой еврей.
Он был писатель из народа,
Всю жизнь писал он для людей
Простого звания и рода.

Источники:

http://www.belletrist.ru/definit/24defin/sholom-defnt.htm
http://24smi.org/celebrity/11809-sholom-aleikhem.html
http://globalmsk.ru/person/id/6133

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии