1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школа где работала клара освальд. Почему сериал «Доктор Кто» так испортился с приходом Двенадцатого Доктора

Катастрофические оценки и падение рейтингов: что не так с сериалом «Доктор Кто»

С каждой серией дела у легендарного проекта идут всё хуже. Но проблемы начались уже давно.

13 января на BBC (в России — на «КиноПоиск HD») вышла третья серия 12 сезона «Доктора Кто» под названием «Сирота 55». Оценки этого эпизода оказались просто ужасающими. На сайте IMDb он получил Orphan 55 самый низкий балл за всю историю сериала — 4,6.

Вскоре после выхода эпизода на сайте‑агрегаторе Rotten Tomatoes начались странности: у всего нового сезона стал падать зрительский рейтинг, после чего цифры просто пропали. Сначала сервис заподозрили в осознанном удалении оценок, но потом всё списали на ошибку, поскольку исчезли отзывы и на шестой сезон.

Dr. Who nukes all its user reviews prior to today (Jan. 12th) .. due to ratings being in the low 30%s? Is now accepting new user reviews, and they’re still dismal!! @Nerdrotics
They reset the score !_! pic.twitter.com/KjRvcXDJFQ

— Sheila Allen 👽 (@Sheilaaliens) January 12, 2020

Однако в результате всё стало только хуже, поскольку новые оценки были ещё ниже, и на момент написания статьи рейтинг всего сезона упал Doctor Who: Season 12 до 16%, что для популярного проекта практически нонсенс. А у третьего эпизода даже от критиков Orphan 55 всего 58% на фоне очень высоких оценок почти всех предыдущих серий.

Скриншот сайта Rotten Tomatoes

И одновременно сезон, и так открывшийся Doctor Who Season 12 Opens With Lowest Ratings In Years с худшими рейтингами за долгие годы, с каждым эпизодом теряет Doctor Who Ratings Plummet: Loses Near Million Viewers примерно по 300 тысяч зрителей. Всё это намекает на настоящий кризис «Доктора Кто».

Однако эти беды появились вовсе не внезапно. Рассказываем, почему проект уже не первый год шёл к катастрофе.

Как развивался сериал

Научно‑фантастический сериал «Доктор Кто» стартовал в 1963 году. Его сюжет посвящён инопланетянину из расы Повелителей Времени. Он называет себя Доктор и путешествует на машине ТАРДИС по различным мирам и эпохам, спасая всех от опасностей. Чаще всего его спутниками становятся земляне.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 1963 год. В главной роли Уильям Хартнелл

Проект долгие годы с успехом шёл по телевидению, над ним работали многие популярные писатели (в частности, знаменитый Дуглас Адамс), а идея, что Повелители Времени могут регенерировать, меняя свою внешность, позволила создателям менять исполнителей главной роли.

Но постепенно рейтинги сериала начали падать, и в 1989 году проект закрыли. В 1996‑м вышел полнометражный фильм, но в виде сериала «Доктора Кто» перезапустили лишь в 2005 году под руководством Рассела Т. Дэвиса. За несколько лет новая версия, которую можно было смотреть даже не будучи знакомым с оригиналом, набрала огромную популярность. А десятого исполнителя роли Доктора Дэвида Теннанта даже признали лучшим актёром в этой роли за все времена.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2006 год. В главной роли Дэвид Теннант

После ухода Дэвиса вместе со всей командой после четвёртого сезона за дело взялся Стивен Моффат. В его версии Доктор, которого теперь играл Мэтт Смит, стал более суетливым, начал отпускать странные шутки и много жестикулировать.

Первые сезоны под руководством Моффата тоже считаются одними из самых удачных благодаря множеству неожиданных поворотов и ярких спутников Доктора.

Но вскоре у сериала начались проблемы: режиссёр явно устал, и с каждым сезоном интерес к проекту падал. Не помогла ни смена исполнителя главной роли (новым Доктором стал немолодой Питер Капальди), ни попытка «мягкого перезапуска» для привлечения новых зрителей.

Когда Стивен Моффат покинул проект, его сменил Крис Чибнелл, прославившийся работой над детективом «Бродчёрч». Он первым решил сделать Доктора женщиной, пригласив на главную роль Джоди Уиттакер, а заодно и дав ей сразу трёх спутников.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2018 год. В главной роли Джоди Уиттакер

Но, к сожалению, недостатки, которые появились ещё при Моффате, с приходом новой команды только усилились.

Какие проблемы возникли у «Доктора Кто»

Жестокость и самоповторы

Первое, на что обратили внимание многие зрители: истории в «Докторе Кто» стали более жестокими. В первом сезоне, даже в эпизоде, который разворачивался во времена Второй мировой войны, Доктор радостно провозглашал: «Сегодня никто не умрёт!» Теперь же смерть какого‑нибудь эпизодического персонажа стала обязательным атрибутом каждого сюжета. А иногда их истребляют чуть ли не десятками, чтобы тут же забыть.

Само имя Доктора изначально было символом надежды и спасения: он не мог уничтожить даже последнего далека, хоть тот и был его вечным врагом, и не брал в руки оружие, называя себя «человеком, который никогда не убьёт». Но постепенно персонаж регулярно стал превращаться в грозного воителя, которого боятся целые цивилизации, а в 12‑м сезоне Доктор смело бросил гранату в своего врага.

Пятый и шестой сезоны, где начинал свою работу Моффат, отлично держались за счёт химии между Доктором и его спутниками Эми (Карен Гиллан) и Рори (Артур Дарвилл), а также регулярно появляющейся Ривер Сонг (Алекс Кингстон). Но постепенно стали меняться и сюжеты. Если раньше большинство историй были связаны с инопланетянами и внешней угрозой, то со временем всё зациклилось исключительно на самом Докторе.

В результате сериал пришёл к классической схеме: не было бы героя — не было бы проблемы.

Всё больше времени стали уделять личным переживаниям персонажей. А в качестве опасностей, с которыми героям приходилось справляться, Моффат старался брать всё более актуальные темы: Wi‑Fi, смайлики, определяющие настроение, или комнаты с потаёнными страхами.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2017 год. В главной роли Питер Капальди

Кроме того, всё больше становились заметны самоповторы: фанаты привыкли к регулярному возвращению в сериал классических злодеев вроде Мастера или далеков, но Моффат трижды использовал плачущих ангелов, возвращал Тишину и прочих врагов. Каждый удачный ход повторяли минимум два раза, что явно намекало на кризис идей.

Неинтересные спутники

После того как исчезли Эми и Рори, у Доктора появилась новая спутница Клара Освальд (Дженна Коулман). Первые эпизоды с её участием оказались удачными, и она стала редким примером компаньона, который остался с Доктором после регенерации.

Но постепенно стало ясно, что история Клары почти не развивается. Раньше характеры спутников менялись под влиянием Доктора и приключений. Но линия этой героини достигла своего апогея уже после первого сезона. Оказалось, что она следит за главным героем с самого начала его истории.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2015 год. Дженна Коулман в роли Клары Освальд

Но после этого она оставалась спутницей Доктора ещё два сезона, и за это время о персонаже не рассказали ничего нового. Уже в это время рейтинги сериала стали существенно падать, и Моффат предпринял несколько попыток заинтересовать зрителей: в сюжет ввели яркую и харизматичную Мисси — женскую версию Мастера, а потом устроили «мягкий перезапуск».

В приключениях Доктора произошёл огромный перерыв, а Клару сменила Билл Поттс (Пёрл Маки). Но этой героине выделили всего один сезон для развития, к тому же она часто терялась за более харизматичной Мисси (Мишель Гомес) или комедийным Нардолом (Мэтт Лукас).

А после прихода Чибнелла спутники и вовсе стали слишком клишированными: немолодой водитель автобуса Грэм (Брэдли Уолш), потерявший жену; его темнокожий внук Райан (Тозина Коула), болеющий диспраксией; и девушка‑полицейский Ясмин Хан (Мандип Гилл), к которой на работе не относятся всерьёз.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2018 год. В главной роли Джоди Уиттакер

Все герои подобраны так, чтобы изначально вызывать у зрителя сопереживание. Но беда в том, что их слишком много, так что персонажам не уделяют достаточно времени. И ещё меньше остаётся возможностей раскрыться самому Доктору.

Замена фантастики социальными вопросами

С приходом Чибнелла стали более однообразными и сюжеты, и, как ни странно, место действия. Как известно, ТАРДИС может путешествовать в любую точку пространства и времени. Но герои почему‑то почти во всех сериях остаются на Земле.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2018 год. В главной роли Джоди Уиттакер

Они просто попадают в различные времена, где зрителям показывают социально важные события: начало борьбы с расовой сегрегацией в США, разделение Индии и Пакистана, охоту на ведьм в XVII веке. В «Докторе Кто» и раньше часто фигурировали реальные личности и важные исторические события, но чаще всего их смешивали с проделками инопланетян. Теперь же пришельцы, как и герои, периодически оказываются лишь наблюдателями.

И даже вымышленные истории явно намекают на социальные темы: чего стоит один владелец сети отелей, мечтающий стать президентом США. Причём удивительно, что сериал часто намекает на американские проблемы, притом что снимают его в Великобритании.

Читать еще:  Чикагский художественный институт. Чикагский художественный институт Европейское изобразительное искусство

Инопланетяне и всевозможная фантастика уходят на второй план, а в центре сюжета каждый раз оказываются человеческие проблемы.

И апофеоза это достигает как раз в серии «Сирота 55», где герои вроде бы прибывают на другую планету, но оказывается, что это Земля будущего. Причём Доктор странным образом её не узнаёт.

Исчезли даже рождественские серии — обычно самые светлые, основанные на классических сказках, наполненные не только фантастикой, но и волшебством. Недовольство этим высказали David Tennant Isn’t Happy Doctor Who Stopped Christmas Episodes даже Дэвид Теннант и Мэтт Смит.

Изменение роли Доктора

В противовес проблемам Моффата, где весь сюжет был завязан только на главном герое, у Чибнелла последний Повелитель Времени зачастую почти никак не влияет на происходящее.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2020 год. В главной роли Джоди Уиттакер

Она следит за уже обозначенными историческими событиями, всячески старается не вмешиваться и лишь что‑то объясняет своим спутникам. Всё чаще важные действия перекладывают с главной героини на компаньонов.

В эпизоде про раздел Индии можно полностью убрать линию Доктора, и суть серии просто не изменится: получится хорошая драма.

Многие изначально называли причиной неудач последних сезонов женщину в роли Доктора. Но на самом деле это вовсе не противоречит идее сериала: Повелитель Времени может регенерировать в кого угодно. Но главное, Джоди Уиттакер умеет играть хорошо и неплохо попадает в образ. Вот только играть ей почти не дают.

Доктор даже не раскрывает спутникам своего прошлого. После целого сезона она лишь однажды вспоминает о Галифрее, и то с подачи Мастера. Классические враги если и возвращаются, то ненадолго, и даже знаменитая звуковая отвёртка используется всё реже.

Обманутые ожидания

11‑й сезон «Доктора Кто» — первый, которым руководил Чибнелл, — получил очень низкие оценки от зрителей. Однако критики его всё ещё хвалили, а у части поклонников оставалась надежда, что сериал вернётся в своё обычное русло. И в какой‑то момент появилось ощущение, что новый сезон будет ближе к классике: в новогоднем выпуске 2019 года снова показали далеков, а двухсерийный старт 12‑го сезона удивил твистами и неожиданным образом Мастера.

Кадр из сериала «Доктор Кто», 2020 год. Саша Дхаван в роли Мастера

Но в результате действие всё равно свели к социальным темам. Доктор вместе со спутниками так и не покинул Землю, видимо, не сделает этого и в дальнейшем.

Похоже, что в ближайшее время ситуация не исправится. В 12‑м сезоне зрителей знакомят с первым программистом Адой Лавлейс, изобретателем Николой Теслой, писательницей Мэри Шелли. И только где‑то на фоне маячит вся вселенная и другие времена, куда могли бы отправиться герои.

Что в итоге

Строго говоря, серия «Сирота 55», ставшая ярким отражением кризиса сериала, не настолько хуже всех остальных эпизодов. В неё просто попытались уместить совершенно необоснованное количество драмы, упаковав это в важный социальный посыл о сохранении климата.

Но после обнадёживающего начала сезона зрители снова увидели то, от чего уже устали в последние годы. И если авторы «Доктора Кто» ничего не изменят, то рейтинги будут падать и дальше.

Остаётся только верить, что сериал, подобно главному герою, вновь регенерирует во что‑то новое, а после очередного неудачного сезона зрителям вновь покажут яркие и остроумные истории и приключения в космосе. Ведь не зря же «Доктор Кто» существует уже более полувека.

Школа где работала клара освальд. Почему сериал «Доктор Кто» так испортился с приходом Двенадцатого Доктора

На мой взгляд, Двенадцатый как персонаж тут не при чём. Вернее. ладно, попробую по порядку.

Сложно сказать, что творится там, в сериальном закулисье на самом деле: возможно, Стивену Моффату стало скучно заниматься одним и тем же проектом на протяжении стольких лет, возможно, большие сезоны не самый комфортный для него формат, но факты остаются фактами, — рейтинги ДК с новым сезоном упали так, как не падали уже давно.

Я тоже от серии к серии пытаюсь найти ответ на вопрос: «почему?» и для себя выделяю несколько причин:

1)Логические дыры, неувязки и нелепицы превысили критический предел. Зритель может закрыть глаза на незначительные промахи и логические допущения, если всё остальное выполнено безукоризненно (отличный пример, — «Касабланка», классика кино) и радует его. Но обманывать публику бесконечно, — нельзя. Сценаристы путаются в законах собственного мира, причём законах, установленных не в далёкие шестидесятые, а здесь же, в ньюскуле. К примеру, Доктор, и 11 и 12 неоднократно утверждает, что чья-либо смерть, — момент времени, который невозможно изменить. Более того, 11 почему-то не может попасть в определённое время и место, чтобы спасти своих друзей.

И это после того как 10 преспокойно путешествовал куда хотел и делал что хотел, в том числе, — менял будущее.

Можно списать это не на невозможность, а на нежелание, но нам это каждый раз преподносят как некий постулат.

Далек, который не может выговорить своё имя, Тардис, которая может отвезти на Галифрей Клару, но не Доктора. да тысячи их, практически в каждой серии.

2)Много скучных серий, откровенно плохих серий и самоповторов (в какой уже раз Доктор готовится умирать?). Я долгое время думала что тут дело во мне, — вкусы ведь у всех разные, — но после недавней серии про «сэндмэнов» поняла что настолько меня глючить не может, и всё ОЧЕНЬ плохо.

Рейтинги рванули вниз на серии про Двенадцатого и Давроса. И я прекрасно могу понять людей, которые поменялись в лице, сказали «ну нафиг», и выключили. Во-первых, диалоги ни о чём, пусть и между стародавними врагами, это скучно («Я хочу увидеть рассвет», — серьёзно?!). Те, кто представляет себе, кто такой Даврос, сразу поняли, что всё происходящее, скорее всего, ловушка (а если нет, то полный ООС всех персонажей), а те, кто впервые увидели эту слизь в кресле просто, наверное, заснули от всех банальностей, которыми эта слизь с Доктором перекидывалась. Очень показательная серия касательно проблем сериала.

Серия про сэндмэнов вообще выглядит бессмысленной, беспощадной и несмешной пародией на сериал. Просто вот вдумайтесь: люди перестали спать, а следовательно перестали протирать глаза и присохшие слёзы, которые на ресницах и в уголках глаз остаются оказались неким разумным организмом, скопились и захватывают человека, превращая его в монстра (он ими обрастает).

Ну и как на это реагировать вообще?

Персонаж, который после Пондов вносил свежую струю, персонаж с интригой, превратился в Мэри-Сью. Произошло то, чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах: Холмс и Ватсон превратились в Холмса и Холмса.

Это уже не Доктор и его спутница Клара, — это Клара и какой-то дед, который возит её в космос.

Двенадцатый плох тем, что он ничерта не прописан, создаётся впечатление, что он просто не интересен сценаристам. По крайней мере, не так интересен, как Клара, у которой есть своя история, свои характерные черты и свои стремления.

Это ни в коем случае не вина персонажей, — это самая настоящая растрата таланта и харизмы Питера Капальди, которого Моффат и иже с ним не знают, видимо, как «приготовить».

Чем ещё плоха. ну, «плоха» тут не совсем правильное слово. Скорее, странна Клара, — своими мотивациями.

В прошлом сезоне она шантажировала Доктора самым дорогим, что у него есть. Что не мешало ей дальше всю дорогу чуть ли не в дёсны с ним целоваться. Ладно. Опустим. Спишем на всепрощение.

Но этот сезон. здесь, конечно, пошло совсем ИМХО (и, признаюсь, последнюю серию я ещё не смотрела, так что поправьте, если ошибаюсь), но это, мне кажется, очевидно: Клара — самоубийца. С самой первой серии основная её цель — умереть. Наверное, даже для неё самой неочевидная цель, но по её поступкам, — очень явная.

Я всё время ждала что Доктор, ну. что-то предпримет в этом направлении.

Но нет, абсолютно ничего. Нам продолжают показывать героиню, которая всю дорогу стремится к смерти и, наконец, добивается своего.

Другие спутники осознавали прелесть своей нормальной жизни или круто меняли свою судьбу или просто находили свою дорогу или да, умирали, бывало такое, но все они служили примером того, что каждый проживает свою жизнь, нельзя прожить чужую, как бы привлекательна она ни была.

А здесь-то какой вывод? «Жила была девочка, сама виновата»?

Эту историю можно было сделать историей про принятие горя, про то, что «нет места лучше родного дома», про то, что даже если мёртв внутри, есть люди, которые в тебе нуждаются. но нет! Это история полной жизни и неунывающей молодой женщины, которая стала самоубийцей, причём, по причинам никак не связанным с Доктором, на самом-то деле.

Зачем такое в этом сериале? Кому это нужно? Какого чёрта? — и другие риторические вопросы.

Это же так ахххуно критиковать все что нравится миллионам, можно срубить кучу плюсов просто так.

Сейчас будет длинно, sorry about that.

Допустим, сериал действительно испортился. Что об этом говорит? Да, в общем-то, ничего, кроме снизившихся рейтингов и мнений отдельных пользователей. Но фишка с рейтингами в том, что они уже довольно давно медленно и верно снижаются, и судя по тому, что я читала на эту тему, это вовсе не связано с ухудшением качества — просто для подсчета рейтингов используется старая система, учитывающая только просмотры по ТВ, в то время как с каждым годом (особенно в сравнении с нулевыми) все больше людей смотрят сериалы через интернет на соответствующих сервисах — и все меньше пользуют телевизор, отсюда все меньше рейтинги. Мнения отдельных пользователей — это мнения отдельных пользователей, недовольных всегда было много, а уж что творилось, когда ушел Теннант и пришел Смит — это вообще другой разговор.

Читать еще:  Автобиография пример написания на работу. Автобиография образец написания на работу в беларуси

Отсюда следующий вопрос — почему вам (и не только вам) кажется, что сериал испортился именно с приходом Двенадцатого? Тут опять же причин несколько. Главные две жалобы, которые слышны чаще всего: он, Двенадцатый, старый и злой. Злых вообще мало кто любит, но обе проблемы, в общем-то, отчасти связаны с тем, что большинство зрителей ДК не смотрели классику и либо вообще не знают, что Доктор не всегда был парнишкой с виду лет 30-ти, либо почему-то уверены, что с каждой инкарнацией он должен становиться моложе и Капальди сломал систему и вообще он неправильный. По той же причине они не могут оценить приближенность поведения Двенадцатого к характеру некоторых Докторов в олдскуле — люди привыкли, что он веселый и дружелюбный дамский угодник или ребячливый паренек, и контраст с Капальди так велик, что вызывает отторжение. Если присмотреться, можно понять, что на самом деле Двенадцатый очень даже добрый и эмоциональный, но присматриваться хотят не все.

Что там дальше? Клара. Люди, не вполне понимающие, что значит «Мэри Сью», любят приписывать это понятие Кларе. В 7-м сезоне она была слишком идеальна, и это было проблемой, в 8-м она перестала быть идеальна, и проблемой стало это, в 9-м ее стало «слишком много», и вот вам новая проблема. Кто проблему ищет — тот ее найдет. Мне до сих пор не совсем понятно, каким образом Клара стала в сериале главнее Доктора и в чем это проявляется, потому что утверждающие это люди обычно свою мысль примерами не подтверждают — они просто ее повторяют друг за другом.

Что касается сюжетов и примера с песочными людьми — в качестве контраргумента можно привести серию 4-го сезона о том, как из тел людей выделялся жир, волшебным образом превращающийся в живое разумное существо (то, что жир был миленький, вряд ли служит оправданием нелепости происходящего), или про пришельца с чубчиком, который втягивал в себя людей, а девушка, от которой осталось только лицо в плитке, как-то ухитрилась выжить, или про другого пришельца, который опять же волшебным образом запихивал людей в свои рисунки. ДК всегда был немного абсурден, в том числе в этом его прелесть, если кто-то хотел строго научную фантастику, он еще 9-ю сезонами назад ошибся сериалом. И да, я безусловно согласна, что хромые серии время от времени встречаются — например, про лес в 8-м сезоне, обе серии про Эсхильду в 9-м, да и про песочных не слишком фонтан. Но please, эти хромые серии были всегда, как минимум раз на сезон. Я могу припомнить только третий сезон, где в принципе все серии довольно сильные, но как раз третий сезон мало кто любит, не считая неморгая и арки про Мастера. А не любят его из-за Марты, которую, в свою очередь, не любят только потому, что она идет после Розы и тоже была влюблена в Доктора. Но это так, к слову.

Насчет того, почему все это происходит, у меня есть пара теорий. Не правил и не фактов, а скорее догадок. Может быть, людям просто надоедает смотреть, нечасто бывает, что страсть к чему бы то ни было сохраняется дольше нескольких лет. После печальных примеров Лоста, ОУАТа, Сверхъестественного в сериальной среде бытует мнение, что сериалу просто суждено слиться через определенное количество сезонов, и люди, плохо знакомые с историей ДК, выдают нечто типа «главное, чтобы закрыли вовремя, а не то сольется, 9 сезонов — это уже очень много, вот Суперы скатились еще после какого-то там». Но эти товарищи забывают, что этот сериал уже как-то ухитрился остаться тортом за 50 лет, в нем постоянно меняются главные герои и сценаристы, и обычные правила вроде «спустя три сезона у сценаристов обязательно заканчиваются идеи, они начинают высасывать из пальца, и сериал сливается» к ДК неприменимы. Да, похожие серии вроде шаблона еще времен классики «база под осадой» встречаются, но авторам хватает мастерства их все поставить так, чтобы было ново и интересно.

То есть, возможно, человек или просто устает смотреть, или начинает думать, что сериал сливается, потому что ну так принято, столько сезонов вышло, пора бы ему уже слиться, по-другому не бывает.

Еще одна моя теория — возможно, Двенадцатый Доктор стал первым Доктором, который пришел в сериал на глазах тех, кто считает, что именно после его прихода сериал испортился. Что-то вроде синдрома утенка, только не совсем. То есть вы приходите в фандом, положим, году в 2012-м — Одиннадцатый уже два года в сериале, не говоря уже обо всех предыдущих Докторах и спутниках, и его вы воспринимаете как должное и нисколько не сомневаетесь, что он именно такой Доктор, каким должен быть. Но через год вы наблюдаете, как Смит уходит и приходит Капальди. Капальди — новенький, он пришел позже вас, и теперь вам для себя решать, соответствует он вашим сформировавшимся требованиям или нет, вы подвергаете его сомнению, он вам должен доказывать свою состоятельность в качестве Доктора. Вы смотрите с ним серии онгоингом и у вас гораздо больше времени, чтобы в нем засомневаться, чем когда вы просто залпом смотрите все вышедшие серии с предыдущими Докторами. А чем больше вы размышляете о сериях, тем больше у вас шансов найти в них недостатки, и это касается всех серий вообще. Еще, как я заметила, на восприятие влияет вынужденный онгоинг-просмотр не в озвучке, а в оригинале или с субтитрами — это не так привычно для нас, и поэтому новые серии могут нравиться чуть меньше. Ну и из-за всего этого то, что вышло после вас, вам может нравиться меньше, чем то, что было до.

Это все, конечно, не закон, банальные предпочтения никто не отменял — кому-то какой-нибудь перс не нравится внешне, не нравится характером, еще что-нибудь, но в целом, я думаю, нельзя сказать, что ДК испортился — по сути своей он остается примерно прежним, меняется восприятие зрителей. Со вкусами своими не подерешься и любить никто никого ничего не заставляет, но мне кажется, следует хотя бы относиться ко всем эрам справедливо и не ругать одну за то, на что закрываешь глаза в другой. Просто что-то нравится больше, а что-то меньше.

«Доктор Кто: Дважды во времени» — пасхалки в прощальной серии Двенадцатого Доктора

25 декабря вышел рождественский спецвыпуск «Доктора Кто» — «Дважды во времени». Особенным он стал не только потому, что его показали в кинотеатрах, в том числе российских. И не только потому, что в этом спецвыпуске произошла встреча Двенадцатого и Первого Докторов. Но еще и потому, что эта серия завершила эпоху Питера Капальди и эру шоураннера Стивена Моффата.

Стивен, как и обещал, не стал (увы!) делать из своего ухода событие и устраивать эпос вселенского масштаба с камео всех спутников. Вместо этого он снял легкую, жизнеутверждающую, почти камерную историю о жизни и добре. Но если приглядеться, заметно, что серия полна отсылок и к современным, и к классическим сезонам «Доктора». Причем, возможно, отсылок не только намеренных, но и случайных — Моффат известен любовью к самоповторам. Порой ему ставят это в упрёк, но благодаря этому «Дважды во времени» напоминает попурри из многих предыдущих серий. И в этом что-то есть, учитывая, что серия служит концом эпохи.

Давайте разберём главные отсылки серии и несколько интересных фактов. Опасайтесь спойлеров, их много-много-много.

«Дважды во времени» начинается с отрывков из серии 1966 года «Десятая планета». В ней зрители впервые столкнулись с регенерацией, когда Первый Доктор превратился во Второго, и с киберлюдьми. Кстати, с ними сражался и Двенадцатый накануне своей регенерации. Есть некая вселенская правильность в такой закольцовке.

Затем Уильяма Хартнелла в роли Первого Доктора сменяет современный актёр Дэвид Брэдли, а черно-белый телеэкран превращается в широкий и цветной. Можно даже увидеть несколько сцен «Десятой планеты», воссозданных в цвете. Изначально их планировалось больше, но создатели решили использовать в качестве вступления монтаж оригинальной серии. В этом есть плюс, ведь новые Бен и Полли не так похожи на изначальных актёров, как Брэдли на Хартнелла. Но все-таки жаль, что старания режиссера и актёров можно увидеть лишь отрывками в дополнительных материалах.

Двенадцатый говорит Первому, что у того «все лицо вкривь и вкось». Это намек на внутрисюжетное объяснение того, почему Первый Доктор выглядит не совсем как Хартнелл: в процессе лечения его лицо изменило черты. Ранее Первого Доктора уже играл другой актер — Ричард Харндалл в «Пяти Докторах», но тогда изменения внешности не объясняли, как и то, почему Доктора выглядят старше, чем в свое время. Впервые этому дали обоснование в мини-выпуске «Крушение во времени»: в нем Десятый говорит, что Пятый Доктор постарел, потому что так компенсируется разница во времени при встрече разных Докторов.

Роль Капитана играет сценарист Марк Гэйтисс. Для «Доктора Кто» он написал девять серий, сыграл четыре разных роли и сочинил сценарий докудрамы «Приключение в пространстве и времени», где Брэдли впервые сыграл Первого Доктора.

Читать еще:  Рисунки карандашом животные легкие пингвины. Как поэтапно нарисовать пингвина: уроки для детей и взрослых

В конце серии выясняется, что героя Гэйтисса зовут Арчибальд Хэмиш Летбридж-Стюарт. Он дед бригадира Алистера Гордона Летбриджа-Стюарта, давнего друга Доктора и руководителя организации ЮНИТ. Даже в том, что персонажа называют просто Капитаном, можно усмотреть отсылку к тому, что его внука зовут просто Бригадиром.

По словам Капитана, его семья жила в английском городке Кромер. В серии «Три Доктора», когда штаб ЮНИТа перенесся во вселенную антиматерии, Бригадир предположил, что они в Кромере. Позже «Кромер» стал в ЮНИТе кодовым названием для событий «Трех Докторов» и вообще встреч нескольких докторов.

Капитана извлекают из его временного потока за миг до смерти с помощью заморозки времени. Подобное произошло с Кларой Освальд в серии «С дьявольским упорством». В тот раз попытка спасения не совсем удалась, потому что Клара получила лишь отсрочку, и рано или поздно ей придется встретить свою смерть. Здесь же, похоже, Доктор и впрямь сумел избавить Капитана от гибели.

Капитан говорит, что обещал жене вернуться домой к Рождеству. Воспоминание о Рождественском перемирии наталкивает Доктора на мысль, как обмануть смерть. Здесь видна параллель с другой рождественской серией,«Доктор, вдова и платяной шкаф». В нем летчик Второй мировой Редж Арвелл стремится вернуться домой на Рождество и едва не гибнет. Он тоже спасается чудесным и немного похожим образом: видит в ночном небе жену, следует за ней, оказывается в воронке времени и перемещается в будущее на пять дней.

Рождественское перемирие на Западном фронте, кстати, — реальное событие 1914 года. Война после него продолжилась, но перемирие стало символом человечности в жестокое время. Оно даже упоминалось в книге Джеймса Госса и Стива Трайба «Жизнь и времена» — Доктор на суде использовал это перемирие как аргумент в защиту человечества.

Немецкого солдата сыграл Тоби Уитхаус, сценарист серий «Комплекс бога», «На дне озера/Перед потопом», «Вампиры Венеции» и нескольких других

Проект «Свидетельство» напоминает галлифрейскую Матрицу, где хранились память и опыт умерших Повелителей времени. О записи сознания и воспоминаний на носители Моффат рассказывал минимум трижды: в «Тишине в библиотеке», «Колоколах святого Иоанна», «Темной воде». Да и «Ниспосланного с небес» можно сюда отнести. Во всех случаях загрузка связана со смертью или спасением от нее. Сходство с «Темной водой» особо явное — и там, и там сохранение людей показано как имитация рая, даже есть выгрузка сознаний в тела.

«Свидетельство» было создано Хелен Клэй на Новой Земле. Эту планету мы видели в одноименной серии с Десятым Доктором, а позднее — в серии «Пробка». Появление Хелен датировано 5000000012-м годом — на 11 лет раньше событий «Новой Земли» и за 18 лет до того, как вирус уничтожил почти все население планеты. Возможно, и Хелен от него умерла.

Кстати, если лицо или голос Хелен показались вам знакомыми, это потому что актриса Никки Амука-Бёрд играла в спин-оффе «Торчвуд» спящего агента в серии «Sleeper»

Билл рассказывает Доктору, что Хезер, девушка-пилот из одноименной серии, спасла ее от смерти в «Падении Доктора». Но Билл не помнит, что было потом. Очевидно, «Свидетельство» сочло превращение Билл в разумное масло смертью и скопировало ее воспоминания именно тогда.

В ходе разговора Билл осознает, что не помнит всего этого, — почти как в серии «Последнее Рождество», когда сотрудники полярной базы не помнили, как попали на неё. Подобное было с Эми Понд, которая не помнила, куда исчезли ее родители, но не задумывалась об этом. В общем, с воспоминаниями играть Моффат любит. Кстати, при знакомстве с Билл Доктор собирался стереть ей воспоминания, но Билл переубедила его, указав на их ценность, а тут на прощание снова дала ему понять, что воспоминания важны.

В нарезке, которую «Свидетельство» показывает Первому Доктору, мы видим Десятого Доктора из серии «Воды Марса», Четвертого из «Происхождения далеков», Пятого и Ниссу из «Арки бесконечности», Восьмого из «Ночи Доктора», Десятого, Одиннадцатого и Военного из «Дня Доктора», Давроса из «Конца путешествия», Седьмого из «Патруля счастья», Девятого из «Пути расходятся», Третьего из «Вторжения динозавров», киберчеловека из «Пандорика открывается».

«Свидетельство» называет несколько прозвищ Доктора:

  • Черт из Пандорики — отсылка к сериям «Пандорика открывается» и «Большой взрыв»;
  • Тень Валеярда — отсылка к классической истории «Суд над Повелителем времени». Валеярд — искусственно созданное средоточие темных сторон Доктора;
  • Зверь Трензалора — отсылка к серии «Время Доктора»;
  • Палач Черепной Луны — отсылка к событиям Войны времени, упомянутым в серии «С дьявольским упорством». Тогда же Доктора впервые назвали «Доктором войны» — в «Дважды во времени» это прозвище получает объяснение;
  • Последнее древо Гарсеннона, что бы это ни значило;
  • Разрушитель Скаро — родной планеты далеков, которая с тех пор отстроилась заново.

Первый Доктор удивлен, что Двенадцатому легко удается направить ТАРДИС куда нужно. Для ранних Докторов это было проблемой, и к приключениям их нередко приводили неудачные попытки вернуть спутников домой. Когда Первый управляет ТАРДИС, на консоли можно заметить имя Бернарда Уилки — дизайнера спецэффектов времен Второго и Третьего Докторов.

Планета Вилленгард, куда прибывают герои, упоминалась в первой истории Моффата «Доктор танцует». В ней Девятый Доктор заметил бластер, произведенный в кузнях Вилленгарда, и сказал, что лично их уничтожил и посадил на их месте банановую рощу.

На Вилленгарде Доктор находит далека-бунтаря Ржавчика, которого мы видели в серии «Внутрь далека». В ней Доктор телепатически подключился к Ржавчику и наделил его своей ненавистью к далекам. Тогда Ржавчик назвал его «хорошим далеком» — это были последние его слова в той серии, и их же он произносит первыми в «Дважды во времени». А впервые Доктор услышал это от другого мятежного далека из одноименной серии 2005 года.

Билл говорит Доктору, что он смотрит на нее, но не понимает, что она рядом. Это почти цитата из первой серии Капальди, «Глубокий вдох». Тогда едва регенерировавший Доктор сказал это Кларе, убеждая ее, что в душе остался прежним.

Фраза «окольным путем», произнесенная Двенадцатым и Первым, — отсылка к серии «День Доктора», где Доктор сказал, что направляется домой окольным путем. Позднее в серии «С дьявольским упорством» эти слова повторила Клара.

Доктор упоминает коврик, который Билл подарила ему на Рождество в серии «Пилот». На сей раз Билл дала Доктору нечто более значимое — воспоминания о Кларе, которые ему пришлось стереть в финале девятого сезона. Можно еще вспомнить первый рождественский подарок Доктора для Билл — фото ее покойной мамы. Примечательно, что их первые и последние подарки друг другу связаны с воспоминаниями о близких.

Ходят слухи, что «Дважды во времени» станет последней серией и для композитора Мюррея Голда. Может, поэтому в ней звучит так много его былых хитов: The Doctor’s Theme времен Дэвиса, All the Strange Strange Creatures, The Majestic Tale, Vale Decem, Doomsday, Clara’s Theme, Breaking the Wall и не только.

Финальная речь Двенадцатого — одна сплошная отсылка:

  • «Никогда не будь жестоким, никогда — трусливым», — такое обещание дал себе Доктор, выбирая имя. Об этом говорится в «Дне Доктора», а впервые об этом упомянул в книге «Пишем „Доктора Кто“» сценарист Терранс Дикс.
  • Призыв не есть груши — отсылка к книге Пола Корнелла «Человеческая природа» и к одноименной серии, из которой, впрочем, вырезали эту сцену. В финале девятого сезона Доктор в последнем наставлении (похожем на эту речь) отговаривал от груш Клару.
  • «Быть добрыми» Доктор недавно умолял Мастера и Мисси в «Падении Доктора», а раньше говорил это ваште нераде в «Лесе мертвецов».
  • Призыв никому не говорить свое имя — отсылка к «главному вопросу Вселенной», ответ на который мы до сих пор не знаем. Слова, что имя Доктора можно слышать детям, если их сердца добры и звезды благосклонны, — почти точная цитата слов Капальди на предпоказе десятого сезона в начале 2017 года.

Глаза Капальди и его «боевые» брови — последнее, что мы видим в серии перед появлением Тринадцатого Доктора, Джоди Уиттакер. Их же мы сразу увидели при первом появлении Капальди в главной роли.

Двенадцатый долго сдерживает регенерацию, что приводит к разрушениям в ТАРДИС — почти так же было у Десятого в «Конце времени». Стоит Тринадцатой увидеть себя в зеркало и нажать всего одну кнопку, как в результате критической поломки ТАРДИС вышвыривает ее наружу и исчезает в никуда. Это, конечно, породило миллион шуток про женщин-водителей, но на самом деле в ньюскуле иначе и не бывает. Десятый после появления съехал с катушек и чудом не разбился. Одиннадцатый не справился с управлением, чуть не лишился стратегически важных органов и рухнул в саду Амелии. А Двенадцатый после регенерации первым делом спросил Клару, не умеет ли она водить ТАРДИС.

А ещё это третья подряд серия с регенерацией Доктора, в названии которой есть слово «время»: «Конец времени», «Время Доктора», «Дважды во времени».

Работу над «Доктором Кто» Моффат начал с принципа «выживают все», хотя с тех пор его не раз обвиняли в частых и беспощадных убийствах. На самом деле это несправедливо: его как раз хлебом не корми, дай кого-нибудь воскресить или в последний момент спасти. На той же жизнеутверждающей ноте Стивен завершил свою эру в сериале.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:

http://lifehacker.ru/serial-doktor-kto/
http://yandex.ru/q/question/pochemu_serial_doktor_kto_tak_isportilsia_e612c3ad/?answer_id=55074
http://www.mirf.ru/serial/doktor-kto-dvazhdy-vo-vremeni-otsylki-pashalki

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector