Схема комплексного анализа литературного произведения. Целостный анализ текста по литературе

Схема комплексного анализа литературного произведения. Целостный анализ текста по литературе

Планы анализа лирического и прозаического текстов.
материал по литературе (9 класс)

Подробные планы анализа лирического текста и прозаического текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

План комплексного анализа прозаического текста

1. Тема, идея, проблематика.

3. Хронотоп (художественное время и художественное место)

4. Система образов.

5. Характеристика главных героев (анализ «говорящих» фамилий, портретных зарисовок, отношений между героями, поступков героя, его речи, авторского отношения к герою).

6. Литературные параллели.

7. Значение произведения в литературе.

В предложенном тексте говорится о__________ ( коротко пересказать ). Главное внимание читателя ________ ( ФИО автора ) сосредотачивает на теме __________. Раскрывая ее, автор поднимает следующие проблемы: _____________. Всем ходом повествования, отбором художественных деталей, яркими образами героев писатель утверждает основную мысль – _____________ ( сформулировать идею ). На мой взгляд, само название произведения отражает тему/идею, так как _____________.

Композиция произведения ____________ ( линейная, зеркальная, ретроспективная ). ___________ – такова экспозиция анализируемого произведения. Завязкой действия является_____________. Далее детально ( кратко, штрихами ) говорится о _____________. Наибольшего накала повествование достигает при ____________ (это и есть кульминация произведения).

Повествование в тексте ведется от _______( первого, третьего ) лица. ( Если от лица героя )Автор доверяет функцию рассказчика герою (героине), которая рассказывает о произошедшем эмоционально , достоверно. ( Если от лица рассказчика, не являющегося действующим персонажем ) Рассказчик объективно говорит о случившемся, скрыто (явно) давая свою оценку событиям и героям : _________ ( пояснить , как он к кому-то и чему-то относится, что осуждает , чему симпатизирует ).

Основная форма речи – диалог/ монолог/полилог, позволяющий увидеть разные позиции по вопросу _________/ проследить за мыслями героя по поводу ___________ и понять, что его мировоззрение под воздействием _________ претерпело изменения/ осталось неизменным.

Время действия – ________________( указать историческую эпоху, время года, какой временной период описан ). Место действия – __________________( отметить, что дано: сужение или расширение пространства ).

Конечно, для постижения смысла произведения важна созданная __________( ФИО автора ) система образов ,среди которых можно выделить главных ( _______, перечислить их ) и второстепенных (____________) героев.

Именно на образе _______решается основная тема произведения. Это человек , для которого свойственно ____________: «_____ Процитировать отрывок из текста _______». Уже в его портрете мы угадываем такие качества характера ,как __________. Не менее ярок и психологический портрет __________( имя героя ): __________________( описать чувства, эмоции героя в разных ситуациях ). Речевая характеристика героя ( употребление книжной/ просторечной лексики, фразеологизмов, пословиц ) говорит о его образованности/ близости к простому народу.

_______( имя героя ) противопоставлен ____________. Это ____________________. Он говорит о_________( описать систему взглядов героя, используя цитирование ).

Отношение автора к героям однозначно/неоднозначно : ____________( пояснить ).

Говоря о __________( имя героя ) ,вспоминается ___________ , герой произведения «_________» ________( ФИО автора ). Их сближает ________________ .

Немаловажную роль в раскрытии образов героев играет пейзаж. ________________ ( описать эпизод , охарактеризовать средства выразительности, их функцию ).

«_________»( название анализируемого произведения ), словно одна из картин литературной галереи, ярко и образно говорит о __________________.

План анализа лирического произведения

1.Первое впечатление от прочитанного, ассоциации. Смысл заглавия.

2. Тема. Основные образы.

3. Жанровые особенности. Идея.

4. Композиция стих-я. Деление на микротемы.

5. Образ лирического героя.

6. Средства выразительности:

– фонетические: аллитерация (повтор одних и тех же согласных звуков), ассонанс (повторение гласных звуков); прием звукописи

Читать еще:  Ван эйк работы. Ян ван Эйк – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

– лексические: эмоционально-окрашенные слова,

книжная/ разговорная лексика;

тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, метонимия, оксюморон, ирония, сарказм),

– морфологические: слова какой части речи преобладают, какова их функция;

– синтаксические: простые или сложные предложения,

односоставные или двусоставные предложения,

риторический вопрос, риторическое восклицание ,риторическое обращение,

инверсия, градация, синтаксический параллелизм, парцелляция,

7. Особенности ритма, рифмы ,стихотворного размера.

__________,_____________,_______ – такая картина возникает в воображении после прочтения стихотворения __________( ФИО автора ) «______». Словно вторит ассоциациям читателя название произведения.

Предметом изображения поэта становится (является ) ____________. Перед нами возникает вереница ярких образов (___________,____________,______________,_________), свидетельствующих о том, что основная тема стихотворения – __________________.

Это поэтическое произведение воспринимается как ________________( лирическая миниатюра, дружеское/ любовное/ гражданское послание, пейзажная зарисовка, элегия, анакреонтическая лирика, философское размышление) . _____________,_____________ – вот центральные вопросы ,с которыми поэт обращается к читателю. __________ (автор) постепенно подводит нас к основной мысли: _______________ (сформулировать идею).

В композиционном плане стихотворение распадается на ____частей: ___________,_________ (описать микротемы). Развитие сюжета / чувства _________ ( динамично/ статично ).

Лирический герой стихотворения – человек, который живет сердцем. Ему важно __________________. Он созерцатель/ активный деятель. Лирический герой тонко чувствует природу: _____________.

Для того чтобы ярко, зримо представить описываемое поэт использует широкий арсенал средств художественной выразительности. Стихотворение воспринимается как некое музыкальное произведение: так гармонично и естественно созданы звуковые образы с помощью ассонансов/аллитераций (______________), приема звукописи (______________).

Разнообразен и лексический состав произведения. В нем мы находим такие эмоционально-окрашенные слова, как «______», «___» ,позволяющие передать восторг ,умиление, радость/ уныние, печаль/ негодование, злость лирического героя от _________.

Автор умело сочетает книжную и разговорную лексику, что позволяет просто , убедительно говорить о таком чувстве/понятии , как _______.

Разнообразны и использованные _________(автор) тропы. Яркие эпитеты («____», «__») подчеркивают ____________, метафоры («____________», «_____») помогают образно представить ___________.

В стихотворении преобладают имена существительные/ прилагательные/ глаголы ,что позволяет сосредоточить внимание на рисуемых поэтом картинах, динамике событий/чувств.

Среди синтаксических средств выразительности можно отметить использование риторических восклицаний («______!»), передающих чувство ____________; инверсию («_________»), обращающую внимание читателя на слове «________»…..

Поражает и цветопись стихотворения : ____________(прокомментировать).

Обилие (или сочетание ) простых/ сложных , односоставных/ двусоставных предложений способствует передаче ритмико-мелодической структуры стиха: от замедленного темпа строк ___строфы к быстрому темпу ___строфы. Поддерживается ритмический рисунок стиха и стихотворным размером – _________(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Мелодика стихотворения минорная/ мажорная . _________________( привести свои ассоциации: может быть, колокольные перезвоны, мелодия вальса, марша, ностальгическая мелодия… ).

Рифма , используемая в стихотворении – женская/мужская; рифмовка ___________( смежная, кольцевая, перекрестная).

Мастерство автора состоит в том, что он гармонично соединил форму и содержание, подчинив их раскрытию темы и идеи стихотворения.

Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе?

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

Читать еще:  Откуда произошло выражение как фанера над парижем. Откуда взялось выражение «пролететь как фанера над Парижем

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями – мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Содержание притчи

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи – это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие – параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу – рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Читать еще:  Анастасия Крайнова: биография, карьера, интересные факты. Александр носик расстался с анастасией крайновой

Стиль произведения – художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

Автор использует следующие средства выразительности:

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший – один – путник – недовольный – горе-путник – утомлённый дорогой).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все – один, весело – брюзжа, труд – лень, жизнь – смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах) до отрицательно-оценочных (брюзжал), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере – линейно. Есть завязка – отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка – это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники – уставший – Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он – над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

План комплексного анализа прозаического текста

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Цыбанова Ирина Викторовна
  • Написать
  • 28009
  • 15.06.2017

Номер материала: ДБ-558247

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • 15.06.2017
  • 942
  • 15.06.2017
  • 11105
  • 15.06.2017
  • 339
  • 15.06.2017
  • 566
  • 15.06.2017
  • 694
  • 15.06.2017
  • 1072
  • 15.06.2017
  • 430

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/28/plany-analiza-liricheskogo-i-prozaicheskogo-tekstov
http://www.syl.ru/article/283443/new_chto-takoe-analiz-teksta-kak-delat-kompleksnyiy-analiz-teksta-po-literature
http://infourok.ru/plan-kompleksnogo-analiza-prozaicheskogo-teksta-1980255.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии