0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаляпин федор иванович краткая биография для детей. Великий русский певец федор иванович шаляпин

Краткая биография Федора Шаляпина

Шаляпин Фёдор Иванович (1873— 1938), певец.

Родился 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего. Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника. С юных лет обладал уникальными вокальными данными. Пел в архиерейском хоре, подрабатывал статистом в оперном театре, пытался играть и в драматической труппе.

Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся 18 декабря 1890 г. на сцене Городского театра в Уфе — он исполнил партию Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька».

С этого момента начались скитания по городам и оперным труппам. В 1892 г. Шаляпин попал в Тифлис (ныне Тбилиси). Здесь его уникальные возможности оценил известный в городе музыкальный педагог Д. А. Усатов, у которого Шаляпин стал заниматься, одновременно выступая на сцене Тифлисского музыкального театра.

В 1894 г. Фёдор Иванович приехал в Петербург и начал петь в частной опере Панаева. 5 апреля 1895 г. он дебютировал в Мариинском театре в опере Ш. Гуно «Фауст», исполнив партию Мефистофеля.

Но настоящая слава и признание пришли к певцу на сцене Московской частной русской оперы, где Шаляпин по приглашению С. И. Мамонтова работал в 1896—1899 гг.

Его бас великолепно подходил для классических партий русского оперного репертуара: Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова).

В 1901 г. по инициативе С. П. Дягилева Фёдор Иванович выехал в заграничное турне. 3 марта он с триумфом выступил на сцене миланского театра Ла Скала в заглавной партии в опере итальянского композитора А. Бойто «Мефистофель». С 1907 г. Шаляпин регулярно участвовал в Русских сезонах за границей, организованных Дягилевым в Париже. Он много пел в опере и концертировал, но никогда не отказывался выступать перед простой публикой, занимался благотворительностью.

В 1918 г. певцу присвоили звание народного артиста Республики.

В 1922 г. Шаляпин эмигрировал.

За границей он продолжал создавать яркие оперные образы и вёл большую концертную деятельность. Сделал множество записей, в конце 20-х гг. снялся в первом звуковом фильме «Дон Кихот».

Каждый оперный образ Шаляпин выстраивал не только как певец, но также как актёр и режиссёр. Он был первым русским певцом, который получил мировое признание.

Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.

В 1984 г. прах певца был перенесён на Новодевичье кладбище в Москве

Биография Фёдора Шаляпина

Шаляпин Фёдор Иванович (1873─1938) – великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Читать еще:  «Позитивное и негативное влияние массовой культуры. Массовая культура: основная характеристика

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Личная жизнь

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.

Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.

Читать еще:  Олицетворение одушевление. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения: определения, примеры

Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

Шаляпин федор иванович краткая биография для детей. Великий русский певец федор иванович шаляпин

Фёдор Шаляпин

Высокий, статный, с выразительным лицом и раскатистым голосом — Фёдор Шаляпин не оставлял равнодушных. Он стал первым российским певцом, получившим мировое признание. Однако судьба уготовила ему множество испытаний, одним из самых тяжких стала разлука с родиной на закате жизни…

Краткую биографию Фёдора Шаляпина и множество интересных фактов о певце читайте на нашей странице.

Краткая биография

Родился будущий певец 13 февраля 1873 года в Казани, первым из четырех детей в семье. Отец его служил писарем, мать выполняла поденную работу. Жили Шаляпины бедно, самым долгожданным лакомством Федя считал пельмени, которые мать лепила один раз в месяц при получении отцом жалования, и варенье, с которым пили чай после бани. Иногда отец сильно пил, отчего становился свирепым и избивал мать. Несмотря на это, он по-своему заботился о детях – когда Федя подрос, отец определил его на учебу к сапожнику. Он считал, что, чем больше ремесел освоит сын, тем легче ему будет прокормиться.

Интерес к пению возник случайно. Очень запомнились маленькому Феде мальчики из церковного хора. Когда семья в очередной раз поменяла место жительства, и верхним соседом оказался церковный регент, Федя явился к нему и попросился в хор. После небольшого прослушивания он был принят. И через три месяца мальчик принес домой первый свой гонорар – полтора рубля.

Учеба в школе закончилась внезапно всего после нескольких лет — учительница застала его целующимся с одноклассницей. Затем последовало приходское училище, которое Федя бросил. Тогда отец попытался пристроить его подмастерьем то к сапожникам, то к токарю. Но все эти работы не пришлись ни по душе, ни по силам десятилетнему мальчику.

В 12 лет Федя впервые попал в театр, это стало самым значительным впечатлением в его жизни. Он утаивал часть заработка от пения и ходил на спектакли так часто, как мог, пытался прорваться за кулисы. Поскольку Федя не задержался ни на одной работе, отец отправил его в училище Арска, заштатного городка, в котором не было театра. Однако и оттуда Федя скоро вернулся из-за болезни матери. После того как не заладилось и на должности переписчика в конторе, где работал отец, Федор уговорил родителей переехать в Астрахань. К тому времени из детей остался только средний брат Василий. Но в Астрахани жизнь не наладилась – мать пекла на продажу пироги, отец не мог устроиться. Федор стал работать на Волге крючником – разгружал баржи. Волею судеб его опять занесло в Казань, где случайно он узнал о том, что набирают хористов для оперы в Уфе. Поразив антрепренеров готовностью работать бесплатно, Шаляпин получил свой первый контракт на 20 рублей.

Читать еще:  Быт заключённых гулаг-а. "Утром встаешь – кто-нибудь среди нас мертвый": монолог узницы Освенцима

После волнительных дебютов в хоре Федору неожиданно предложили выступить Стольником в опере «Галька» Монюшко – его первой сольной партии. Но сезон антрепризы закончился, а с ним и работа. Шаляпин прибился к малороссийской труппе, которая гастролировала по южным окраинам империи. Голод, нищета и безработица настигли его в Баку. Он даже не смог выслать отцу денег, получив известие, что умерла мать. На последние копейки, найденные на вокзале, Федор добирается до Тифлиса, по четверо суток ничего не ест, перебиваясь изредка у знакомых. Жизнь начинает налаживаться, когда он идет учиться пению у Дмитрия Усатова, известного педагога и бывшего солиста императорских театров.

Через год Шаляпин добирается до Москвы и устраивается в антрепризу Лентовского, затем, переехав в Петербург, поет в спектаклях Панаевского оперного товарищества. На молодого баса обратили внимание в дирекции Мариинского театра. Шаляпин блестяще прошел прослушивание и был зачислен в труппу.

Профессия — сцена

После двух сезонов в Мариинке, где Шаляпин выступал с переменным успехом, летом поехал он в Нижний Новгород петь в новом театре, в труппе С. Мамонтова. По окончании сезона Мамонтов предложил Федору контракт в Москве. Тот не дал немедленного ответа, но крепко задумался над открывшейся возможностью. В Москву его влекло не только желание петь –он влюбился в одну из балерин, Иолу Торнаги, которая продолжила работать у Мамонтова. Шаляпин вернулся в Петербург, сделал новую роль. Обстановка в императорском театре огорчала его и он буквально сбежал в Москву, где принял предложение Мамонтова. Дела в театре шли не очень хорошо, но с его приходом все изменилось. После второй же роли, Мефистофеля, Мамонтов заявил, что Феденька может требовать все что угодно, заказывать себе любые костюмы и даже выбирать оперы к постановке. Звезда Шаляпина наконец-то засияла в полной мере – это признали и публика, и критики. Благодаря ему основой репертуара мамонтовского театра стали русские оперы – «Псковитянка», « Борис Годунов », « Хованщина », «Царская невеста», состоялась премьера « Садко ».

Тем временем в императорских театрах поменялся директор – им стал полковник Теляковский, который предложил Федору Ивановичу новые условия сотрудничества. У Мамонтова контракт заканчивался, Шаляпин понимал неизмеримо большие возможности казенной сцены – и согласился. Он рассчитывал на то, что новое руководство сможет поменять костный театральный уклад. Но скоро понял, что надеяться на это было наивно.

В 1900 году Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала. Театр интересовался условиями, на которых он мог бы выступить у них в «Мефистофиле» Бойто. Певец не поверил своим глазам и заломил высокий гонорар в надежде, что он отпугнет итальянцев. Но Ла Скала согласились заплатить 15 000 франков, и Шаляпин отправился в Милан.

Это было его первое выступление за рубежом и сразу – в театре такого уровня как Ла Скала. Волнения были напрасны — итальянцы им восхищались. Комплименты отвешивал даже скупой на эмоции Тосканини, дирижировавший спектаклем. Затем последовали вечера в Монте-Карло и, наконец, С. Дягилев пригласил Шаляпина в Париж – сначала на концерты, а затем в постановку «Бориса Годунова». После триумфа спектаклей в столице Франции оперой Мусоргского заинтересовался и Ла Скала. Певец переживал, что темпераментной нации не придется по вкусу русская драма, но напрасно – «Борис» исполнялся по-итальянски и очень хорошо принимался публикой.

В 1907 году состоялся дебют Шаляпина в Нью-Йорке в «Мефистофиле», « Севильском цирюльнике », «Фаусте» и « Дон Жуане ». Спектакли не стали успешными, американский зритель оказался неподготовлен к открытой и искренней сценической манере певца. Раздраженный бас ответил журналистам, что американцы только тогда начнут понимать искусство, когда у них родится свой Бомарше. Вслед уехавшему певцу газеты разразились статьями о его невоспитанности и неблагодарности. Помня такой прием, долгие годы еще Шаляпин будет отклонять гастрольные приглашения США.

Слава русского баса дошла и до берегов Южной Америки. В 1908 году он согласился, нехотя, за приличные деньги, выступать в Аргентине. Далее последовало приглашение в Лондон с труппой Дягилева, а затем и в Германию.

Однажды к Шаляпину зашел его приятель, либреттист Анри Каэн. Он спросил, как тот относится к тому, что Жюль Массне напишет оперу «Дон Кихот» на либретто Каэна. Федор Иванович был приятно удивлен, а когда два годя спустя композитор пригласил его к себе и показал за роялем произведение, разрыдался. В 1910 году с огромным успехом опера была представлена в Монте-Карло.

Источники:

http://citaty.su/shalyapin-kratkaya-biografiya-fedora-shalyapina
http://stories-of-success.ru/fedora-shalyapina
http://soundtimes.ru/opera/opera-v-statyakh/fjodor-shalyapin

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector