Сестры Бронте – гениальные писательницы из английской глуши. Эмансипируй меня полностью

Сестры Бронте – гениальные писательницы из английской глуши. Эмансипируй меня полностью

Сестры Бронте – гениальные писательницы из английской глуши

Как вы думаете, может ли человек, живущий крайне уединенно, не имеющий образования в престижных университетах, весьма болезненный и проживший недолго, изменить историю литературы? А если это еще и женщина, которая живет в XIX веке в патриархальной Англии, где творчество женщины обычно не выходило за рамки исполнения нескольких песен дома при гостях или вышивания долгими вечерами?

Оказывается, может. Но удивлю вас еще больше: случаются ситуации, когда таких женщины – даже не одна, а целых три, и живут они под одной крышей. Три гениальных писательницы, родные сестры, жительницы английской глуши.

Шарлотта, Эмили и Энн Бронте

Вы, наверняка, читали их произведения или видели экранизации их романов – сегодня, правда, они могут показаться временами наивными, а порой и слащавыми, но для середины XIX века это было нечто неслыханное – настолько новым и свежим был их подход!
Шарлотта Бронте прославилась своей «Джейн Эйр» и «Эммой», Эмили написала мистический роман «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

Родились три сестры в семье священника англиканской Церкви Патрика Бронте и его жены Марии. Большую часть жизни семья прожила в деревеньке Хоэрт (графство Уэст-Йоркшир, Великобритания). Это сегодня местность стала туристическим центром благодаря трем гениальным сестрам-писательницам, а в те времена она была типичной глухой английской деревней. Сюда и был назначен отец семейства на должность викария, и тут же и выросли все дети – а всего было их в семье шестеро.

Старшей из будущих писательниц была Шарлотта (1816-1855), средней – Эмили (1818-1848) и младшей (не только среди трех писательниц, но и вообще в семействе) Энн (1820-1849).

Мать девочек умерла очень рано, а отец не очень-то был склонен к сентиментальностям: девочки были предоставлены сами себе, а о том, чтобы обнять дочек и подольше побыть с ними не могло быть и речи – Патрик был очень замкнут и угрюм.
Дом, где росли сестры, был таким же унылым и холодным, как местность, где он стоял – всегда серые и вводящие в депрессию Йоркширские болота, которые называли гиблыми. Чем же занимались здесь девочки? Жили в своем собственном мире – придумывали острова и страны, их жителей, писали стихи, целиком погружаясь в фантазии. Конечно, была в их жизни и учеба – сначала в школе-интернате (где настолько плохо заботились о воспитанницах, что многие умирали прямо в ее стенах), а потом дома.

В личной жизни ни одной из сестер не довелось познать счастья: Эмили и Энн умерли от туберкулеза в возрасте 30 и 29 лет соответственно, не будучи замужем.
Шарлотте повезло чуть больше: она нередко получала предложения, но всегда отказывала претендентам, согласившись лишь в возрасте 38 лет. Но счастье было недолгим: отпраздновав свадьбу в июне 1854, уже в январе 1855 ее здоровье резко пошатнулось. Врач, осматривавший ее, подтвердил беременность, но… уже в марте того же года Шарлотта умерла. Историки до сих пор спорят о причине смерти: то ли дело было в туберкулезе, скосившем и других членов семьи, то ли причиной тому был сильнейший токсикоз и истощении на этой почве…

Сестры Бронте – гениальные писательницы из английской глуши. Эмансипируй меня полностью

Войти

Мои любимые англичанки. Сестры Бронте

Богатство души и неукротимый дух — эти выражения приходят мне на ум, когда вспоминаю о сестрах Бронте. Шарлотта и Эмили — признанные классики английской литературы, а Энн, чей талант был не столь ярок, — признанная викторианская писательница. Об их жизни и творчестве были написаны сотни статей, было проведено множество научных конференций, на которых литературоведы неизменно пытались разгадать феномен такой «коллективной» одаренности, понять причины трагических судеб этих сестер и их раннего ухода из жизни.

21 апреля этого года исполнилось 200 лет со дня рождения Шарлотты Бронте. О выставке, посвященной этой выдающейся английской писательнице, мы уже писали в нашем блоге.

Несколько лет назад мне посчастливилось прочесть книгу Майи Тугушевой «Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества» (1982 года издания). Этот труд во многом основан на книге «Жизнь Шарлотты Бронте» Элизабет Гаскелл, которая сама была писательницей и лично знала Шарлотту. Так что вышеупомянутую книгу можно считать прижизненным свидетельством. К сожалению, эти книги, по большей части, посвящены лишь одной Шарлотте. А как же быть с двумя другими талантливыми сестрами? К моей огромной радости, удалось найти довольно объемный труд Екатерины Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте». Как было написано в рецензии журнала «Терра — Книжный Клуб», «это историко-биографический роман и мистический триллер в одной книге». Книга посвящена всей семье Бронте и содержит множество реальных фактов из жизни этих замечательных людей, хотя и написана в форме художественного произведения. Пролог несколько затянут, но дальше начинается удивительное по своей силе и красоте повествование, которое захватывает и ни на минуту не отпускает.

Как многим известно, семья Бронте жила в городке Хауорте (или Гаворте в другом переводе), графство Йоркшир. В те времена, в 19 веке, в городе отсутствовали сточные труды, катастрофически не хватало чистой воды, плюс ко всему — сырой и ветреный климат. Средний возраст умерших в городе — 25 лет. Поэтому нет ничего удивительного, что жизнь всех членов семьи, за исключением отца семейства, преподобного Патрика Бронте, оказалось такой короткой. Две старшие сестры Шарлотты, Мэри и Элизабет, умерли еще в детстве, измученными тяжелыми условиями обучения и проживания в школе для дочерей священников в Коуэн-Бридже, душещипательное описание которой можно найти в образе Ловудской школы в романе «Джейн Эйр».

Читать еще:  Чем был знаменит граф сен жермен. Какими способностями и талантами обладал Сен-Жермен? Е


Родители писательниц – Патрик и Мария Бронте

Однако несмотря на то, что все три сестры-писательницы ушли из жизни в молодом возрасте, им удалось достичь больших успехов в своем творчестве. Дольше всех сияла на литературном небосклоне звезда Шарлотты Бронте: ее романы «Джейн Эйр», «Шерли», «Городок», неизданный при ее жизни «Учитель» и немалое количество стихотворений получили известность далеко за пределами Англии и вошли в фонд мировой литературы.


Шарлотта Бронте. Портрет работы Дж. Ричмонда

Средняя сестра Эмили успела написать множество стихотворений и всего один роман, зато какой! — знаменитый «Грозовой перевал».


Эмили Бронте. Восстановленный фрагмент большого портрета работы брата писательниц Патрика Бренуэлла

Младшая Энн известна своими романами «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла».


Энн Бронте. Портрет работы Шарлотты Бронте

Помимо дочерей у пастора Патрика Бронте был сын Патрик Бренуэлл, также не лишенный определенных дарований. Он писал стихи, прекрасно рисовал, но из-за пристрастия к алкоголю и наркотикам его таланты не раскрылись в полной мере. Последующим поколениям он оставил лишь написанный в порыве вдохновения прекрасный портрет своей сестры Эмили и несколько других портретов своих близких.


Патрик Бренуэлл Бронте. Автопортрет

Как знают поклонники творчества сестер Бронте, семья жила довольно уединенно и небогато. Уныло и однообразно тянулись будни в «большой мрачной могиле с окнами», как называла Шарлотта свой дом. Среди развлечений для детей было доступно чтение книг и журналов, рисование, прогулки по горячо ими любимым вересковым пустошам и выдумывание различных сказочных историй. Шарлотта с братом придумали королевство Ангрию, где правил обаятельный, но коварный герцог Заморна. Воображение Энн и Эмили нарисовало Гондал, который они населили разными обитателями по своему усмотрению. В этих выдуманных мирах разгорались нешуточные страсти. «Мало кто поверит, — писала Шарлотта в своем дневнике, — что воображаемая радость может доставить столько счастья».

Позже сестрам удалось получить некоторое образование в пансионах Коуэн-Бриджа и Роу Хеда. Кроме того, Шарлотта и Эмили в течение полугода учились в Бельгии, в пансионе супругов Эгер. Все впечатления, полученные за время учебы, нашли отражение в их поэтических и прозаических опытах. Но еще большее влияние на творчество сестер оказала работа в качестве гувернанток. Такой труд был низкооплачиваемым, малоуважаемым в обществе, отнимал все время и не приносил никакой радости. Как писала Шарлотта в письме к сестре Эмили: «. ты видишь красоту вокруг — чудесные леса, и белые дорожки, и зеленые лужайки, и чистое небо, но не имеешь ни минуты, ни одной свободной мысли, чтобы ими насладиться. Дети находятся при мне постоянно. Об исправлении их не может быть и речи — я это быстро поняла. » Далее она пишет о незавидной доли гувернантки: «гувернантка в частном доме — существо бесправное, никто не видит в ней живого, наделенного рассудком человека и замечают ее лишь постольку, поскольку она выполняет свои тяжкие обязанности».

К счастью, сестрам не пришлось всю жизнь трудиться гувернантками. Окрыленные успехом от выпуска поэтического сборника Каррера, Элиса и Эктона Беллов (сестры взяли псевдонимы, чтобы издатели не догадались об их женской сущности), они решили попробовать свои силы в прозе. Все знают, каким выдающимся оказался результат их трудов.
Автор книги «Роковая тайна сестер Бронте» Е. Митрофанова детально описывает все радости и горести, которые пришлось испытать сестрам на их тернистом творческом пути. Из книги можно, например, узнать, что знаменитый роман «Джейн Эйр», оказывается, основан на реальных событиях. Недалеко от соседнего с Хауортом Лидса служащий одного почтенного владельца фирмы женился на молодой девушке, гувернантке своего хозяина. А через год после венчания открылось, что у человека, которого она считала законным супругом и от которого к тому времени уже родила ребенка, была другая жена. Эта история долго будоражила умы окрестных жителей и Шарлотта не преминула использовать ее как основу для своего романа.

Другой известный роман из наследия сестер Бронте, готический «Грозовой Перевал» Эмили Бронте — одно из самых великих и таинственных произведений в мировой литературе. Классик английской литературы Сомерсет Моэм включил эту книгу в десятку лучших романов мира. Как отмечают некоторые литературоведы, отношения мужчины и женщины в романе — это не просто страсть или нежная дружба, это мистический союз, который означает столь тесное единение двоих, как будто они обладают общей душой.


Дом-музей Бронте

Несмотря на то, что сестры так много писали о любви, только Шарлотта к концу жизни вышла замуж. Когда писательнице было 23 года, ей предлагал руку и сердце брат ее близкой подруги Эллен Нассей. Шарлотта решительно отказала. Были также и другие претенденты. Дочь пастора обычно отвечала что-то вроде «не думаю, что смогу составить ваше счастие», на самом же деле испытывая страх, что замужество помешает ее литературной деятельности. В 1854 году, в возрасте 38 лет, Шарлотта все же приняла предложение помощника своего отца, викария Артура Белла Николлса. Но уже в следующем 1855 году состояние ее здоровья резко ухудшилось. И 31 марта 1855 года, в праздник Пасхи, известная английская писательница скончалась, будучи беременной. В свидетельстве о ее смерти причиной значился туберкулез, однако, как предполагают многие биографы Шарлотты, она могла умереть от обезвоживания и истощения, вызванного тяжелым токсикозом. Многие исследователи творчества писательницы отмечают, что она не была счастлива в браке. Николлс был вполне достойным человеком, но весьма ревниво относился ко всему, что отнимало у него внимание жены — к ее творчеству. Незадолго до смерти, Шарлотта Николлс грелась у камина и вдруг сказала мужу: «Если бы мы не сидели тут вдвоем, я бы, наверное, сейчас писала». И, бросившись наверх, вернулась с рукописью и стала читать ее вслух. Когда она закончила, ее супруг сурово заметил: «Критики скажут, что ты повторяешься». «Я переделаю, — с готовностью отозвалась она, — я по два, три раза принимаюсь за роман, прежде чем остаюсь довольна». Но этим планам не суждено было сбыться.

Читать еще:  Почему Матрену называют праведницей? Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена – праведник, без которых «не стоит земля»? (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Книга Е. Б. Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте» представляет собой результат масштабного исследования, проведенного писательницей. Этот биографический роман — это как встреча со старыми друзьями: добродушной, гордой Шарлоттой; свободолюбивой, стойкой и загадочной Эмили; кроткой и смиренной Энн. В процессе чтения настолько проникаешься характерами персонажей, что становится очевидным, что в образах Шерли и Кэролайн из романа «Шерли» Шарлотта изобразила своих любимых сестер — Эмили и Энн, к тому времени уже покинувших этот мир.


Екатерина Борисовна Митрофанова

Роман «Роковая тайна сестер Бронте» написан в стиле, подражающем стилю самих сестер, очень живо и эмоционально. Подобно самой Шарлотте, исследователь ее творчества иногда впадает в патетику и повторяет одни и те же чересчур высокопарные выражения. Например, бросается в глаза слишком частое употребление довольно редкого слова «предвечный» в выражениях «предвечные силы», «предвечный страх», «предвечная исповедь» и других. Автор берет на себя смелость в высказывании причин столь раннего ухода сестер из жизни. В книге говорится о семейном проклятии, которое наложил на весь род Бронте некий Чарльз Лонгсборн, отец Ричарда Лонгсборна, некогда добивавшегося руки тети сестер Элизабет Бренуэлл. Тетя ему отказала, так как любила другого человека, якобы отца семейства Бронте, а Ричард от отчаяния отказался от семейных привилегий и места в парламенте, выбрав судьбу простого пастора, чтобы максимально походить на своего соперника, преподобного Патрика Бронте. За это его отец проклял своего сына и весь род Бронте.

Несомненно, что подобная гипотеза является всего лишь плодом воображения писательницы. Всем исследователям давно известно про нездоровый климат Хауорта и уровень медицины того времени, когда даже диагностика заболеваний была на очень низком уровне, не говоря уже про их лечение. Читая о жизни этой семьи, возникает ощущение, что сестер Бронте мало заботила материальная сторона жизни. Несмотря на проблемы со здоровьем, бедность и неудавшуюся личную жизнь, они находили утешение в общении друг с другом, в бесконечном саморазвитии и литературном творчестве. А ведь как писал А. Кони, «только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета».

Сестры Бронте – гениальные писательницы из английской глуши. Эмансипируй меня полностью

Одна из первых английских романисток, старшая из знаменитых сестер Бронте. В своих романах она дала новый тип героини и впервые затронула проблему зависимого положения женщины в викторианском обществе.

1. Литературное семейство

Шарлотта Бронте родилась в семье небогатого англиканского священника. В 5 лет она потеряла мать, а когда ей было 9, от туберкулеза умерли старшие сестры – Мария и Элизабет. После их смерти отец забрал Шарлотту и ее младшую сестру Эмили из пансиона и сам занялся их образованием и воспитанием.

Шарлотта оказалась старшей из выживших детей Бронте. Практически все детство вместе с братом Бренуэллом и сестрами Эмили и Энн она безвылазно провела в родном доме в деревне Хоэрт в Западном Йоркшире.

Основным развлечением в сельской глуши для них стало творчество. Все Бронте с увлечением не только читали книги, но и с детства писали сами. Вдохновляясь историческими романами Вальтера Скотта и сказками «Тысячи и одной ночи», Шарлотта вместе с братом и сестрами придумывала собственные вымышленные миры. А началось все с коробки игрушечных солдатиков, которых отец купил Бренуэллу в подарок.

«Мы с Эмили спрыгнули с постели, я схватила одного и воскликнула: «Это герцог Веллингтон! Пусть он будет мой!». Когда я сказала это, Эмили тоже взяла одного и сказала, пусть он будет её. Когда Энн спустилась вниз, и она взяла одного», – описывала Шарлотта.

Так появились миры Стеклянного Города, Ангрии и Гондала. Именно в них сестры Бронте изначально оттачивали свой литературный талант.

2. Ангрия

Литературная игра затянулась на годы. Шарлотта, как и ее сестры, взрослела не только в реальном мире, но и в вымышленном волшебном. Год за годом она придумывала и записывала новые истории об английских искателях приключений, потерпевших кораблекрушение у побережья Африки и основавших там колонии.

По воле Шарлотты, ее брата и сестер на африканском континенте появилась целая конфедерация английских колоний, состоявшая из нескольких королевств, первые лица которых воевали, страдали и влюблялись, плели интриги, женились и разводились, и вообще вели чрезвычайно активную личную и военно-политическую жизнь.

Самым любимым детищем Шарлотты было королевство Ангрия, с которым она долго не могла расстаться. Последнее произведение ангрианского цикла писательница создала в 23 года, а ее первый, так и незаконченный, «взрослый» роман «Эшворт» основывался на характерах и взаимоотношениях героев, придуманных в вымышленных мирах детства.

Кроме того, созданный Шарлоттой в романе «Джейн Эйр» новый тип героини во многом уже просматривался в Элизабет Гастингс, возникшей в ее ранних произведениях. Таким образом, литературная игра детства стала не просто случайной пробой пера, но самой настоящей творческой лабораторией, в которой Шарлотта и её сестры готовились к написанию своих великих романов.

3. Учительница и гувернантка

До 15 лет Шарлотта Бронте практически не покидала родного дома. За исключением 9 месяцев жизни в пансионе для дочерей духовенства в деревне Кован-Бридж, откуда отец забрал Шарлотту и Эмили после смерти их старших сестер. Однако в 1831 году Шарлотта отправилась завершать свое образование в школу в Роу-Хэде. А после окончания вернулась туда и три года (с 1835 по 1838) работала учительницей.

Учительскую стезю Шарлотта не считала своим призванием. Она мечтала о литературной карьере, продолжала писать и, откровенно говоря, страдала от скучной рутинной работы. Однако недостаток средств вынуждал отдавать этой работе большую часть времени.

Читать еще:  Понятие изобразительное искусство виды изобразительного искусства. История искусства: истоки, виды и жанры, важнейшие этапы развития

В 1838 году Шарлотта оставила школу и в следующем году устроилась гувернанткой. Она успела поработать в двух семьях, но удовлетворения от этого труда также не получала. После этого Шарлотта вместе с Эмили училась и преподавала в пансионе в Брюсселе, а вернувшись домой, попробовала открыть в 1844 году собственную школу-пансион, но эта затея провалилась.

Учительский опыт нашел отражение во всех романах Шарлотты и, прежде всего, в самом первом романе «Учитель», опубликованном уже после смерти писательницы. Та специфическая женская проблематика в ее связи с патриархальным викторианским обществом, к которой Шарлотта обратилась в своих книгах, была знакома ей не понаслышке.

Она происходила из бедной семьи и не могла рассчитывать на выгодный брак, да и не хотела попадать в то зависимое и подчиненное положение, в котором оказывалась замужняя женщина. Напротив – с юности Шарлотта была вынуждена работать и искать путь к самореализации в мире, который построили мужчины для мужчин. Работа учительницей и гувернанткой не могла разрешить всех противоречий на этом пути, поэтому её ответом стала литература.

4. Каррер Белл и другие Беллы

Впервые заявить о себе на литературном поприще Шарлотта попыталась в 1836 году, когда послала свои стихотворения поэту Роберту Саути. Он ответил, что она обладает поэтическим даром, однако предостерег от излишней поэтической экзальтации и неумеренного энтузиазма и предупредил, что чрезмерная увлеченность поэзией может отрицательно сказаться на её здоровье. Саути заметил, что женщины, конечно, могут заниматься поэзией, но не должны забывать ради нее о своих «женских обязанностях».

Возможно, это письмо повлияло на то, что Шарлотта со временем отошла от стихов и сосредоточила свои усилия на прозе. Но главное, чему научила её реакция Саути – публика будет оценивать не только текст, но и его автора, и к женщинам предъявит особые требования.

Именно поэтому Шарлотта и её сестры стали публиковаться под псевдонимами, назвавшись братьями Беллами. Первой публикацией был совместный сборник «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов», изданный на собственные деньги в 1846 году. Книга практически не продалась (за первый год – 2 экземпляра), однако сестры продолжили работу над своими романами и в том же году каждая отправила лондонским издательствам по рукописи.

Роман Шарлотты «Учитель» был отвергнут, тогда как произведения младших сестер приняли. В ответ на отказ Шарлотта послала в издательство Smith, Elder & Company другую рукопись – свой новый роман «Джейн Эйр». Уже через несколько месяцев роман напечатали. Естественно, под тем же псевдонимом Каррера Белла.

Именно под этим мужским именем читатели впервые узнали одну из первых английских романисток, чьи произведения оказали заметное влияние на идеологию европейского общества и стояли у истоков движения за женскую эмансипацию.

5. Джейн Эйр

Роман «Джейн Эйр» был сразу же высоко оценен читателями и критиками, но вызвал полемику в английском обществе, так как до Шарлотты и её сестер никто не поднимал не то, что вопросов о равноправии полов, но даже не видел женщину субъектом действия. Шарлотта была одной из первых, кто обратился к проблемам зависимого положения женщин в викторианском обществе. Она дала тип новой героини и, быть может впервые, сделала английскую женщину видимой.

Роман Шарлотты остается во многом связанным с романтической традицией и с жанром готического романа. Новаторским его делает характер героини. Шарлотта строит повествование вокруг образа Джейн Эйр, который явно выходит за рамки романтизма.

Она как бы переворачивает сюжет о золушке, лишая свою героиню и внешней красоты, и чуда в виде тетушки-феи. Бедная одинокая сирота с невзрачной внешностью, ставшая гувернанткой, да еще и отказавшаяся от принца из-за своих «моральных принципов». Единственное, что есть у Джейн Эйр – это ее труд, а также независимость и достоинство, которые им обеспечены.

И хотя в самом развитии событий все же присутствуют элементы чудесного (например, вдруг нашедшиеся родственники и наследство от дяди), характер главной героини строится уже по реалистическим принципам. Шарлотта Бронте дает тип новой женщины, новой не только для литературы, но и для английского общества середины XIX века.

6. Писательница и феминистка

Эта женщина – деятельна, самостоятельна и независима. Она вполне уважает пуританскую мораль и придерживается ее принципов, но при этом осмеливается говорить от своего имени и хочет быть услышанной. Она жаждет не просто удачного замужества и семьи, но самореализации и равенства в браке. Даже не смотря на всю умеренность, с какой Шарлотта подходила к изображению женщин, ее идеи были передовыми для своего времени. Неслучайно некоторые рецензенты обвиняли писательницу в «нравственном якобинстве».

«Я не птица, и никакие сети не удержат меня, я свободное человеческое существо, с независимой волей, которая теперь требует, чтобы я вас покинула», – такие, казалось бы, безобидные слова из уст женщины в викторианской Англии звучали по меньшей мере вызывающе.

Своих героинь Шарлотта во многом списывала с себя. Автобиографичной была и фактура романов. Учительство за гроши в бедных сельских пансионах, работа гувернантки, когда ты полностью зависишь от произвола хозяев. У женщины, даже хорошо образованной, практически не было возможностей для развития и самореализации. Шарлотта, как и ее сестры, хорошо знала это по себе, и пыталась отвоевать свое место под солнцем в чужом мужском мире, хотя и не высказывала радикальных идей и не призывала свергать патриархат.

Она сделала нечто более важное – рассказала женщинам, что у них есть право на достоинство и независимость, научила их действовать и быть видимыми. В некотором смысле, она была феминисткой до феминизма.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5b12efed48267710911d4b43/5b15c6363c50f776ea733c3b
http://kraevushka.livejournal.com/602166.html
http://weekend.rambler.ru/read/38913612-sharlotta-bronte-u-istokov-feminizma/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии