Сербская литература XVIII в.: тематика и особенности. Сербская литература: Доклад по Литература

Сербская литература XVIII в.: тематика и особенности. Сербская литература: Доклад по Литература

СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Истоки сербской литературы берут свое начало в произведениях церковно-религиозного характера, которые преобладали в ней до второй половины 18 в.

Древнейшими памятниками сербской литературы являются книги Священного Писания и богослужебные, переведенные с греческого языка свв. Кириллом и Мефодием и, следовательно, написанные на староцерковнославянском языке. Кроме того, в состав древней сербской и черногорской литературы входят болгарские переводы византийских книг, а также болгарские жизнеописания сербских королей и архиепископов, носящие церковно-панегирический характер. Но, с течением времени, в сербских переводах и сочинениях стали появляться следы живой оригинальной сербской речи, как например в житии св. Стефана Немани (в монашестве Симеона), составленном его сыновьями св. Саввою и королем Стефаном Первовенчанным; в житии св. Саввы, написанном монахом Доментианом. Архиепископ Сербии, св. Даниил собирал сведения об истории Сербии и написал Родослов, где в первой части красноречиво описал дела сербских властителей с 1272 по 1325 и их биографии, а во второй – жизнь сербских первосвятителей. К первой половине 15 в. относится замечательная для своего времени история деспота Стефана Лазаревича, написанная болгарином Константином Костенчским. Важными источниками истории нравов являются Законник царя Душана (1349–1354) ­ – первая попытка кодификации права, названный так в честь инициатора его разработки Стефана Уроша IV Душана.
Из повествований светского или псевдонаучного характера следует назвать повести об Александре Македонском, о Троянской войне, апокрифические и популярно-религиозные книги богомилов и патаренов.

В конце 17 в. Пожаревацкий мир (1718) подчинил Сербию Австрии, а, следовательно, привел ее в более тесное соприкосновение с европейской культурой, и вскоре сербская литература стала развиваться в новом направлении. Главным представителем этой славяно-сербской литературы является Иован Раич (1726–1801), сочинение которого История разных славянских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов принесла автору значительную известность.

Но новая эра сербской литературы начинается с того момента, как народный язык становится языком литературы. Первым, проложившим этот путь, был Досифей Обрадович (1731–1811) из Воеводины, просветитель-энциклопедист и сербский общественный деятель, основоположник светской литературы, выступавший за развитие просвещения и национальное единство сербов. Его труд послужил основой преобразовательной работы филолога и историка Вука Караджича (1787–1864), считавшегося, по справедливости, творцом нового сербского языка, основателем новой сербской литературы и идеологом сербского национального возрождения. Караджичем изданы сборники народных песен, сказок и пословиц; он является автором словаря и грамматики сербского языка; ему принадлежит перевод на сербский язык значительной части Библии. См. также БИБЛИЯ СЛАВЯНСКАЯ И РУССКАЯ.

Из значительных сербских поэтов этого периода следует назвать Лукиана Мушицкого (1777–1837) и Симеона Милутиновича (1790–1847); из романистов – Стойковича и Милована Видаковича и, наконец, величайшего сербского лирика Бранко Радичевича (1824–1853).

Перу этого сербского Лермонтова принадлежат поэма о молодежном национально-освободительном движении Расставание школьных друзей (Дьячки разстанок, 1847), аллегорическая поэма Путь, нацеленная на противников Караджича. Радичевич мастерски использовал поэтику народных песен в своих лирических стихах и романтических поэмах (Гойко, Стоян, Могила гайдука и др., 1851–1853).

Важную роль в становлении литературы Сербии и Черногории и в развитии раннего романтизма сыграл черногорский владыка, князь-митрополит Петр II Петрович Негош (1813–1851). Своими произведениями Горный венец, Лучи микрокосма, Ложный царь и др. он приобрел известность далеко за пределами Черногории. Главной темой его стихотворений стала борьба черногорцев и сербов против турок-османов, а его драматическая поэма Горный венец (1847) проповедовала идею объединения южных славян. Горный венец переведен ныне более чем на 52 языка мира.

Йован Йованович-Змай (1833–1904), перу которого принадлежат поэтические сборники Розы, 1864, Увядшие розы, 1886, Восточный бисер и многое др., был и блестящим переводчиком стихов на сербский язык. До настоящего времени не имеют себе равных в сербской литературе его переводы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Добролюбова, Гейне, Петефи и многих других европейских поэтов.

Не менее значимо литературное наследие Джура Яшкича (1832–1878) и Лаза Костича (1841–1910) в обогащении стихотворного языка и преломлении народного эпоса и национальных мотивов в поэзии.

Расцвет сербской литературы пришелся на 19 в. и был связан с влиянием романтизма.
Центром литературной жизни в Воеводине являлся город Нови-Сад, а ведущими литературными журналами были «Даница», «Явор» и «Матица». Романтическая поэзия занимала важное место в черногорской литературе; выдающимися поэтами были С.Петрович-Цуца (1830–1857), Никола I Петрович (1841–1921, князь, затем король) и М.Шобаич (1836–1917).

Период 1870–1895 характеризовался развитием романа и эссеистики, влиянием русской и французской литератур и борьбой за преобладание в литературе социально-критического реализма и психологизма. В театрах шли комедии сербского писателя и драматурга Бранислава Нушича (1864–1938). В конце 19 – начале 20 вв. наряду с развитием реализма зарождался модернизм.

Научная литература стала развиваться в Сербии в конце 18 в. – начале 19 в. Из историков замечательны Илларион (Йован) Руварац (1832–1905), родоначальник научно-критической школы в сербской историографии, известный сербский историк и писатель 19 века архимандрит Никифор (Дучич), Панта Сречкович (1834—1903), написавший Историю сербского народа до конца 14 в. (1884).

Филологи – Джура Даничич (1825–1882), ученик и продолжатель трудов Караджича по преобразованию сербского литературного языка и сближению его с народным, переведший Евангелие на сербский язык; представитель критического направления в сербской историографии Стоян Новакович (1842–1915), ­– сербский политический деятель и ученый, автор работ по средневековой и новой истории Сербии, по истории сербского языка и литературы, по исторической географии, литературоведению, библиографии, издатель исторических источников; собиратель литературных памятников и песен Боголюб Петранович и многие другие.

Читать еще:  Восток-Запад: что больше всего раздражает в русском характере иностранцев. «Всегда готовы»: что иностранцы говорят о русских женщинах

В первые годы после Первой мировой войны получило развитие такое направление, как «новый модернизм», или литературный экспрессионизм. Его ярким представителем стал сербский поэт и писатель Милош Црнянский (1893–1977).
Во второй половине 20 в. в литературе продолжали существовать реализм и модернизм. К группе писателей-реалистов принадлежали сербский писатель Добрица Чосич (позже ставший академиком, а в 1992 – первым президентом СРЮ) и черногорский поэт, критик и публицист Радован Зогович (1907–1986); ко второй – Радомир Константинович.

Сербский писатель Бранко Чопич затронул тему борьбы народа с фашистскими оккупантами в романе Прорыв (1952); этой же тематике посвятили свои произведения сербский писатель Оскар Давичо (Песня, 1952) и черногорский писатель Михайло Лалич (Лелейская гора, 1957). Большой популярностью пользовались произведения сербского писателя Эриха Коша.

Самый известный сербский писатель 20 в. – Иво Андрич (1892–1975), автор ряда исторических романов и повестей, в которых он описывал жизнь боснийского общества (Мост на Дрине, 1945; Травницкая хроника, 1945; Проклятый двор, 1954; и др.). В 1961 Андрич стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Из современных сербских писателей наиболее известен Милорад Павич, автор пародийных исторических романов Хазарский словарь. Роман-лексикон на 100 000 слов (1984), Внутренняя сторона ветра, или Роман о Геро и Леандре (1991) и др.

Сербская народная поэзия заслуженно считается одним из богатейших фольклорных наследий славянских народов. Сербские народные песни могут быть разделены на лирические и эпические. К первым (юнацкие песни) относятся, во-первых, песни периода до нашествия татар, во-вторых, песни о славном времени королей Неманичей; в-третьих, песни, воспевающие борьбу христиан с мусульманами – песни о гибели сербского царства, о Косовом поле, о Марке Кралевиче и, наконец, песни о сербских восстаниях, о Черном Георгии (Карагеоргии). Песни лирические или, как их называет Вук, «женские», изображают семейную жизнь сербов. Песни в Сербии пелись при любой работе и отражала в себе весь внутренний мир, все миросозерцание серба. Многие сербские песни были в 20 в. переведены на европейские языки. На русском языке переводы, сделанные лингвистом, филологом и поэтом А.Х.Востоковым (1781–1864), появились в альманахе А.А.Дельвига «Северные цветы».

Настоящая Сербия

Живая. Вкусная. Пора!

вторник, 31 января 2017 г.

Сербская литература – народное безумие, ставшее классикой.

Сербия расположена на перекрестке культур, а ее территория веками была во власти чужих народов — турков, австро-венгров, болгар. Эти факты оказали огромное влияние на развитие страны, в том числе повлияли на литературу. Помимо этого значительный вклад в культурное развитие внесла Россия. Россия покровительствовала Сербии даже в самые тяжелые для балканской страны годы. Литература, откликаясь на политические изменения, переживала как взлеты, так и застойные времена. Она, подобно человеку, попавшего под влияние нескольких противоположных идей, была раздираема сомнениями. И главными вопросами сербской литературы были — какое выбрать направление и язык. Прямо сейчас о том как литература Сербии формировала себя на протяжении веков и кто был ее героями.

Зарождение сербской литературы

Сербская литература начинает свой отсчет с 9 века и связана с принятием христианства. Ученики Кирилла и Мефодия проповедовали истины в разных концах страны. Их проповеди записывали, а затем распространяли. Также в этот период летописцы начали переводить книги с греческого на древнецерковнославянский язык. Первые сохраненные рукописи датированы 12-13 веками. Это Мирославово Евангелие и Вуканово Евангелие, написанные на сербской кириллице.

Основа древней сербской литературы — это библейские тексты и литература славянских народов, переведенная с оригиналов 10-11 веков. В 13-м столетии славянский язык интенсивно развивается, переводятся тексты с греческого. В них уже прослеживаются следы живой сербской речи. Главными литературными памятниками этого времени являются жития — Жития Св. Симеона, Жития Св. Саввы, Жития Стефана Немани, Стефана Дечанского. В 14 веке после Битвы на Косовском поле в литературе появляются тексты, посвященные князю Лазарю. Талантливым писателем оказался Стефан Лазаревич — сын князя Лазаря. Самое известное его произведение — Письмо о любви. В конце 14-го века появляются историографические жанры — ежегодники и генеалогии. Они узаконивали исторические события, а также описывали жизнь сербских королей. К концу 15 века начали переводиться тексты мировой литературы — описания походов Александра Македонского, о троянской войне, рыцарские сказки (Тристан и Изольда).

После падения Смедерево в 1459 году для Сербии наступили неспокойные времена. Главными литературными произведениями стали воспоминания о войне с турками — «Воспоминания о Янычарах» Константина Михайловича, «Мученическая смерть Джорджа Кратовца» Поп Пежа. Многие сербские писатели в это смутное время уехали в Россию. Самым известным среди писателей-эмигрантов был Пахомий серб, который в Великом Новгороде организовал бурную литературную деятельность. Его самые известные произведения — Житие Кирилла Белозерского, Жизнь архиепископа Новгородского Евфимия. В это застойное время преобладали переводы, творчество практически не развивалось.

Литература 17-18 веков

В 17-18 веке главным литературным направлением была славяно-сербская школа. Язык этой школы — смесь русского, сербского народного и церковно-славянского языков. Большое влияние на эту школу оказала Россия, так как многие сербские священники уезжали туда учиться. Из России сербские монахи привезли первые печатные книги. Главным писателем славяно-сербской школы был Иоанн Раич. Его произведение — «История разных славянских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов» является первым более-менее достоверным источником о прошлом балканских народов. Исторические произведения этой школы легли в основу большой работы основателя сербской словесности Вука Караджича. Его главным предшественником называют Досифея Обрадовича («Живот и приключения», «Советы здравого разума»). Его тексты на 70% написаны на народном языке — впервые в сербской литературе.

Читать еще:  Minecraft pocket edition последняя версия для android. Майнкрафт скачать бесплатно на андроид полная версия

Литература 19 века

Вук Караджич — главное литературное имя 19 века. Этот ученый был реформатором сербской литературы. Главными его достижениями были: употребление в литературе только народного языка, утверждение нового правописания — вуковицы, введение для сербской поэзии нового стихотворного размера. Также Вук Караджич требовал от писателей знания народной жизни. Более 50 лет борьбы, и постулаты ученого стали основополагающими принципами сербской литературы. Его главные сочинения: «Сербская грамматика», «Сербский словарь», «Собрание сербских народных песен». В это же время появляются первые сербские поэты: романтик Бранк Радичевич, поэт-историк Негош, лирик Йован Йованович Змай.

Змай признан величайшим поэтом 19 века. Наряду с поэзией он занимался переводами. Им переведены на сербский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Добролюбова.

Литература 20 века

В конце 19 — начале 20 века сербская литература достигает своего расцвета. Большой популярностью пользуются социальные произведения писателя Бранислава Нушича. Его комедии идут во всех театрах страны. В этот период преобладает реализм. После Первой мировой войны начинает развиваться направление — «новый модернизм». Главный сербский поэт и писатель этого времени — Милош Црнянский. Во второй половине 20 века главным писателем-реалистом был Добрица Чосич, а модернистом — Радомир Константинович. Популярны в это время произведения военной тематики — Бранко Чопич и его роман «Прорыв», описывающий борьбу сербского народа с фашистами. Авторами такого рода произведений были также Оскар Давичо и Эрих Кош. Первым лауреатом Нобелевской премии среди балканских авторов по литературе становится в 1961 году Иво Адрич за исторический роман — Мост на Дрине. Известными сербскими писателями второй половины 20 века являются также Данила Киш, Борислав Пекич, Елена Димитривич, Милорад Павич.

Литературный энциклопедический словарь
СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕ́РБСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература сербов, одна из национальных литератур Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на сербскохорватском языке. Истоки С. л. восходят ко времени деятельности славянских просветителей и религиозных деятелей Кирилла и Мефодия (2-я половина IX в.). Первые сербские памятники письменности («Мирославово евангелие», XII в.) отражают сербский извод старославянского языка. Древняя и средневековая литература имела преимущественно церковно-дидактический характер: летописи, родословы, актовые записи; наиболее развитые жанры — жития, содержавшие часто исторические сведения (например, «Житие деспота Стефана Лазаревича» Константина Философа, XIV в.), «похвалы», песни. Об усвоении опыта византийской литературы свидетельствуют переводы и переработки апокрифов и повестей. Взаимообогащением отмечены сербско-болгарские и сербско-русские литературные контакты. Известные с XI в., они особенно плодотворны в конце XII—XIII вв. и в конце XIV—XV вв., в период т. н. второго южнославянского влияния. Ученые монахи-сербы участвовали и в становлении русской литературы: например, составление Русского хронографа Пахомием Логофетом (Сербом); в свою очередь, памятники русской письменности оказали влияние на развитие сербской литературы. В конце XV — начале XVI вв. зародилось сербское книгопечатание.

Османское иго, установившееся в Сербии с 1389, длительное время сдерживало развитие С. л. Разорение монастырей заставляло писателей-монахов искать пристанища в других странах, в частности в России. Поддержка угасавших литературных традиций в XVI—XVII вв. выразилась в немногочисленных летописях, переработках византийских и русских хронографов и других сочинениях. Наиболее полно духовная жизнь сербского народа отразилась в фольклоре. Многообразный в жанровом отношении, он особенно значителен в поэзии — в лирических (бытовых, обрядовых) песнях, восходящих к раннему средневековью, и героическом эпосе (см. Хайдуцкие песни, Юнацкие песни). Высокая художественность эпоса оказала длительное влияние на письменную литературу, сделала его предметом исследований и переводов ученых и писателей разных стран (А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, А. Мицкевич, И. В. Гёте, бр. Я. и В. Гримм, П. Мериме и др.).

В результате миграции сербов из земель, занятых Османской империей, на север центр их культурной жизни к XVIII в. переместился на территорию южной Венгрии. В борьбе против униатства и мадьяризации усилились сербско-русские литературные связи. Под влиянием церковных русских книг и учебников сложился т. н. славяно-сербский язык, сыгравший заметную роль в становлении литературы сербского Просвещения. Процесс культурного возрождения сербов в XVIII в. отразил Доситей Обрадович, заложивший основы светской литературы; он ввел новые для С. л. жанры: басню, мемуары в духе автобиографического романа философской направленности.

Национально-освободительное и антифеодальное движение, становление государственной и культурной самостоятельности сербов определили подъем духовной жизни 1-й половины XIX в. Возникли культурно-просветительские и научные общества (старейшее из них — Матица сербская, основано 1826), появилась литературная периодика. С. л. осваивает различные художественные формы, известные в других литературах, классицистические и сентименталистские традиции. Сатирические комедии Й. Поповича (Стерии-Поповича) заложили основы национального репертуара сербского театра. Выдающуюся роль сыграл идеолог национального возрождения В. С. Караджич; филолог, фольклорист и историк, он отстаивал самобытность литературы, разработал принципы нового литературного языка на основе народно-разговорной речи, раскрыл богатые истоки народной культуры в фольклоре. Литературно-эстетическая концепция Караджича способствовала формированию новой сербской литературы, в частности романтизма, в развитии которого значительная роль принадлежит поэту-черногорцу, государственному деятелю П. Негошу, обогатившему С. л. социально-философским содержанием, пафосом освободительной борьбы, идеей единения югославян (драматическая поэма-эпопея «Горный венец» и др.). Расцвет романтизма — конец 40—начало 70-х гг.; центральное место в нем занимала поэзия Б. Радичевича, Дж. Якшича, Й. Змая, Л. Костича.

С 60-х гг. в С. л. заметен поворот к реализму, что определялось изменениями в социальной структуре сербского общества, обострением классовой борьбы. Реалистические тенденции проявились уже у романтиков (в сатире Змая, в прозе и гражданской поэзии Якшича). Важное значение для С. л. имел опыт русской реалистической литературы. Программу сербского реализма содержали статьи революционера-демократа С. Марковича. Первые реалисты тяготели к социально-бытовой прозе (повести и рассказы из крестьянской жизни М. Глишича и из жизни городских слоев Л. Лазаревича). Становление романа связано с творчеством Я. Игнятовича. В конце XIX в. С. л. обогащается социально-исторической и психологической проблематикой, разнообразными стилевыми тенденциями (произведения С. Матавуля, С. Ранковича, С. Сремаца); усиление реакции, особенно к концу 90-х гг., обостряет ее обличительную направленность (сатирическая проза Сремаца, Р. Домановича, остросоциальные комедии Б. Нушича). В поэзии выделяется гражданская лирика и политическая сатира В. Илича; в некоторых его стихах проявились субъективно-философские настроения.

Читать еще:  Биография конан дойля. Биография артура конан дойла биография конан дойла дойл, дойль, конан дойл, конан дойль, биография конан дойла, история жизни конан дойла Участие в масонстве

В конце XIX — начале XX вв. литературный процесс значительно осложняется. Получает развитие сербский модернизм; неоднородный в идейно-эстетическом отношении, он больше всего опирался на традиции группы французских поэтов «Парнас» и символизм (Й. Дучич, М. Ракич). Традиции демократической поэзии продолжали А. Шантич, В. Петрович. Принципы реализма отстаивал видный критик и историк литературы Й. Скерлич. В прозе Б. Станковича, П. Кочича, И. Чипико усиливается критицизм, углубляется психологизм. С творчеством К. Абрашевича связано становление пролетарской литературы.

Создание единого Югославского государства (1918) ознаменовало новый период и в развитии С. л., отмеченный обострением идейной борьбы, появлением новых литературных направлений. В 20-х гг. возник экспрессионизм, который не был однородным: одни его представители проповедовали мистику, «чистый космизм», другие — выражали анархо-индивидуалистические настроения (поэзия Р. Драинаца, М. Црнянского и др.). В прозе 20-х гг. видное место занимала военная тема, отразившаяся как в произведениях ветеранов реализма, так и в произведениях молодых писателей, воссоздавших переживания «потерянного поколения»: например, «Дневник о Чарноевиче» Црнянского и др. Проблематику современной послевоенной жизни, опираясь на традиции реализма, разрабатывал Б. Чосич. К истории Боснии во время османского и австро-венгерского владычества обратился в рассказах И. Андрич.

В конце 20-х гг. в условиях военно-монархического режима усилилось брожение в рядах творческой интеллигенции. Возникли, с одной стороны, опирающаяся на революционную идеологию «социальная литература», с другой — сюрреализм. В 30-х гг. как течение сюрреализм распался; часть левых сюрреалистов (Дж. Йованович, А. Вучо и др.) присоединилась к «социальной литературе», которая, освободившись в значительной мере от схематизма и упрощенчества, способствовала укреплению реалистических позиций. Под ее влиянием углубляют социальную критику писатели критического реализма (рассказы Петровича, комедии Нушича, роман «Скошенное поле» Б. Чосича); гражданскими и патриотическими мотивами обогащается поэзия Десанки Максимович. Социальная поэзия нашла выражение в поэзии черногорца Р. Зоговича. Среди революционных писателей выделяется Й. Попович, создавший в новеллах галерею образов представителей разных социальных слоев буржуазной Югославии (сборник «Лица прохожих»). Усилению реалистических тенденций способствовала публицистическая и литературно-критическая деятельность Дж. Йовановича и В. Глигорича. Во время фашистской оккупации Югославии (1941 — 1945) большинство прогрессивных сербских писателей включилось в Народно-освободительную борьбу, продолжая в трудных условиях литературную деятельность.

После освобождения Югославии и победы народной революции (1945) С. л. вступила в новый период своего развития. Было организовано Общество сербских писателей (1945), объединившее литераторов, стоявших на антифашистских позициях и принявших завоевания народной революции. Крупным литературным событием страны был выход в 1945 социально-психологических романов Андрича «Мост на Дрине» и «Травницкая хроника», получивших мировую известность; в них дана широкая панорама жизни Боснии на протяжении пяти веков, философски осмысляются человеческие судьбы. На первом этапе послевоенного развития ведущую роль в С. л. играло течение, продолжавшее в новых условиях традиции революционной литературы 30-х гг. Преобладали поэтические жанры, очерки, рассказы. Со 2-й половины 50-х гг. возрождаются некоторые модернистские течения (экспрессионизм, сюрреализм) и оказывают на литературный процесс заметное влияние. В значительной мере меняются тематика, идейная направленность, эмоциональная окраска, формы выражения в поэзии. Развивается «абстрактный интеллектуализм», выявляются тенденции «романтического интимизма». Традиции реализма продолжают Зогович, Максимович, С. Раичкович. Наибольшее развитие получила проза, представленная различными художественными тенденциями и творческими методами. Основные ее достижения связаны с романом разной жанрово-стилевой направленности. Центральное место в нем в 50—60-х гг. занимает тема народно-освободительной войны и революции: «Прорыв» Б. Чопича, «Лелейская гора» М. Лалича, «Песня» Давичо, «Солнце далеко» и «Разделы» Д. Чосича. Жизнь сербского народа в XVIII в. — одна из тем историко-философского романа Црнянского «Переселения». Широкую известность получил философский роман-притча М. Селимовича «Дервиш и смерть». Важное место заняла также современная проблематика (романы Чопича, сатирические романы Э. Коша, О. Давичо). Появлением крупных реалистических полотен, обращенных к жизни народа в переломные моменты его истории, ознаменованы и 70-е гг.: романы «Военное счастье» и «Поборники» Лалича, «Время смерти» Чосича.

Литературная периодика: «Наша књижевност» (с 1946; с 1947 — «Књижевност»), «Савременик», «Дело» (оба — с 1955).

Эпос серб. народа, [изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов], М., 1963; также изд. при ст. Югославии литературы.

Богданов М. Б., Серб. сатирическая проза кон. XIX — нач. XX в., М., 1962;

Заруб. слав. литературы. XX век, М., 1970;

Српска књижевност у књижевноj критици, 2 изд., књ. 1—12, Београд, 1972 — 1973;

Поповић М., Историja српске књижевности. Романтизам, књ. 1, Београд, 1968;

Глигорић В., Српски реалисти, 5 изд., Београд, 1968;

Источники:

http://www.krugosvet.ru/enc/literatura/serbskaya-literatura
http://www.serbja.ru/2017/01/serbskaya-literatura.html
http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/articles/179/serbskaya-literatura.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии