0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсационные результаты дешифровки письменных памятников древнего египта, древней индии и западной европы. «Памятники культуры Древней Индии

Если мы обратимся к наидревнейшим письменным памятникам, обнаруженным на территории Древней Индии, то тексты индусской (харрапской) культуры (ок.

Если мы обратимся к наидревнейшим письменным памятникам, обнаруженным на территории Древней Индии, то тексты индусской (харрапской) культуры (ок. 2500 — 1700 лет до н. э.), которые до сих пор ещё полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества — так называемая ведическая литература. Речь идёт об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500 — 600 лет до н. э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литературе. Ведические тексты — это литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни того времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.
Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и средних областей) и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремёслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослу-жителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения). При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение — отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них — Ригведа (знание гимнов) — сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э. Несколько более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в. до н. э.) — руководства ведического ритуала, из которых важнейшее — Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно — философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к которой принадлежат и другие группы текстов (Яджурведа, Атхарваведа) необычайно обширна, ведь только Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.
Ведические тексты, возникающие на фоне пёстрого и длительного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично и мистических) спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в нём.
Ведическая религия — это сложный, постепенно развивающийся комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов и культовых обрядов. В нём проскальзывают частично архаические индоевропейские представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в Индию жили вместе с другими индоевропейскими племенами на общей территории) индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям). Завершается формирование этого комплекса на фоне мифологии и культов туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия является политеистической, для неё характерен антропоморфизм, причём иерархия богов не является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты попеременно приписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра — бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни — бог огня, посредством которого исповедующий Веды индус приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам. Продолжают список божеств ригведского пантеона Сурья (бог солнца), Сома (бог одноимённого опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Ушас (богиня утренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие другие. Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах. В литературе в период VIII — VI вв. до н. э. новое божество выдвигается на первый план и затмевает большинство остальных — Праджапати, бог-творец, создатель вселенной и отец других богов, унаследовавший черты древнего Дьяуса. Мир сверхъестественных существ дополняют различные духи — враги богов и людей (ракшасы и асуры).
В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со стремлением найти общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (рта), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена года; рта — это принцип, который руководит течением человеческой жизни: рожлением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта — безличный принцип, иногда его носителем выступает бог Варуна, грозный судья и каратель людских грехов, наделённый огромной и неограниченной силой, который “поместил солнце на небо”.
Основой ведического культа является жертва, посредством которой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва всемогуща, и если правильно принесена, то положительный результат обеспечен, ибо в ведическом ритуале работает принцип “даю, чтобы ты дал”. Ритуальной практике посвящена существенная часть ведических текстов, в частности брахманы, где отдельные аспекты разработаны до мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех сфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителям культа.
Среди множества гимнов Ригведы, обращённых к различным богам и воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения в необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само их существование. “Кто такой Индра?” — спрашивает автор одного гимна и отвечает: “О нём многие говорят, что он не существует. Кто его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?” “Мы не знаем того, кто создал этот мир”,— констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос: “Что это было за древо, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?”
Важным в этом отношении является гимн, в котором выступает первосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из частей тела которого возникают земля, небо, Солнце, Луна, растения и животные, люди и, наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и сами гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров, который является “всем — прошедшим и будущим”. В послеведический период его образ теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских направлениях заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом гимне основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который даёт жизнь, силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стих оканчивается вопросом: “Кому приносить жертвы?”, и только последний стих (который является более поздним прибавлением) на этот вопрос отвечает. Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный символ первичной силы творения.
Деструкция традиционной мифологии и ведического ритуализма, проявляется, в частности, в космологическом гимне, называемом Насадия, который принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое (тад экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчленённое и лишённое конкретного содержания, которое само по себе дышало. “Кроме этого, ничего другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, всё это ?было? неразличимою водою”, наделённой принципом перемены самой себя на более высоком уровне безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в тексте только обозначен. Участвуют в нём, в частности, тапас (тепло) и кама (стремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия. Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются в заключении, где автор спрашивает: “Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги появились ?только? с созданием этого ?мира. Откуда всё возникло, откуда всё образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за этим ?миром?, тот знает. Определённо он ?это? знает или не знает?” Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало широкие возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным образом толкуют этот гимн и современные исследователи.
И в более поздних ведических текстах — брахманах — встречается высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых местах развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения мира, а его образ лишён антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах встречаются положения. указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия. Здесь речь идёт о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из главных проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный уровень и понимаемых как основное проявление бытия.
Брахманы являются прежде всего практическими руководствами ведического ритуала, культовая практика и связанные с нею мифологические изложения — это их главное содержание. В брахманах мы не находим никакой целостной религиозно — философской системы, хотя в них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной темой упанишад. С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм.
Упанишады (буквально: “сидеть около”) образуют завершение ведической литературы. Староиндийская традиция насчитывает их в целом 108, сегодня известно около трёхсот различных упанишад. Преобладающая масса текстов возникла в конце ведического периода (ок. VIII — VI вв. до н. э.), и взгляды, которые в них развиваются, уже некогда модифицированы и находятся под влиянием других, более поздних философских направлений. Старейшими и важнейшими являются Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более поздними — Айтарея, Каушитаки и ряд других.
В упанишадах весь комплекс ведической идеологии, в частности абсолютизация жертвы и её всепроникающей силы, подвергнут ревизии. Однако упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно найти лишь массу разнородных воззрений. Примитивные анимистические представления, интерпретации жертвенной символики (часто на мистической основе) и спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми абстракциями, которые можно охарактеризовать как первые формы действительно философского мышления Древней Индии. Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип — безличное сущее (брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). Концепция брахмы восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что сообщает жертве её всемогущую силу и в конечном понятии представляет универсальный космический принцип. В упанишадах брахма является абстрактным принципом, полностью лишённым прежних ритуальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой сущности мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной духовной сущности, души, которая, как уже говорилось, отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Эта констатация идентичности различных форм бытия, выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира являются ядром учения упанишад.
Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни (самсара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цепи перерождений, имеет своё начало в анимистических представлениях исконных жителей Индии. Оно также связано с наблюдением определённых циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации. Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах эта мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей жизни родится как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадёт в телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой.
Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные и социальные различия в обществе как следствия этнического результата деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким образом, тот, кто действует в соответствии с существующими нормами, может, согласно упанишадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.
Круговорот жизни вечен, и всё в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный пространством и временем. Атман, когда покидает тело, сожжённое на погребальном костре, под влиянием кармы принуждён постоянно возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты, идти путём отцов (питръяна). Познание (одна из центральных тем упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это единство осознаёт, освобождается из бесконечной цепи перерождений (самсары) и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остаётся вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов (деваяна).
Упанишады имели большое влияние на развитие последующего мышления в Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным положением для всех последующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются некоторые более поздние философские школы, прежде всего веданта.

Читать еще:  «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (По роману Гончарова «Обломов»). Брак Штольца и Ольги

10 древних памятников Индии, которые хранят исторические тайны этой страны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Хава Махал

Хава Махал, также известный как «Дворец Ветров», является одним из лучших туристических достопримечательностей города Джайпур. Этот красивый дворец из розового песчаника был построен в форме короны Господа Кришны махараджей Саваем Пратапом Сингхом в 1799 году. Хава Махал — это также прекрасный пример архитектуры Раджпутаны. Его пирамидальная форма и 953 красивых окна делают это место уникальной достопримечательностью города.

Интерьер дворца примечателен длинными коридорами, а также тем, что в нем нет лестниц — этажи соединены специальными склонами. Целых 953 окон в Хава Махал были сделаны не случайно — они предназначались для женщин королевского гарема, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, да и просто любоваться отличным видом на город.

2. Сотовая тюрьма

Сотовая тюрьма, также известная как «Кала Пани», расположена и городе Порт-Блэр на Андаманских и Никобарских островах. Этот комплекс стал немым свидетелем пыток, которым подвергались индийские активисты, борющиеся за независимость. Его строительство было завершено в 1906 году, и сегодня Кала Пани считают одним из национальных памятников страны.

Буквально каждый уголок тюрьмы «может поведать» истории сопротивления, жертв и страданий великих индийских борцов за свободу, таких как Бирендра Кумар Гош, Упендранат Банерджи, Хем Чандра Дас, Улласкар Дутта, Бибхути Бхушан Саркар. В Сотовой тюрьме насчитывается 696 камер-одиночек, отсюда и ее название.

3. Ворота Индии

Ворота Индии — самая известная достопримечательность Мумбаи. Строительство этой арки в индо-сарацинском стиле архитектуре было начато в 1911 году, а завершено в 1924 году. Основной целью создания данного колоссального сооружения было ознаменование визита короля Георга V и королевы Марии, которые посетили Мумбаи в 1911 году.

Читать еще:  Лотерея Рапидо — как играть и где проверить билет? Лотерея "рапидо" Игра рапидо архив тиражей.

Ворота Индии имеют большое значение в плане того, что они являются прекрасным символом британской Индии и британского императора. Посетители также могут увидеть напротив арки статую Шиваджи — индийского короля-воина XVII века.

4. Чарминар

Чарминар или «Мечеть четырех минаретов» является визитной карточкой города Хайдарабад и значит примерно то, что Тадж-Махал для Агры. Здание было построено в 1591 году султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в честь победы над эпидемией чумы в этом регионе. Для этого памятника использовался стиль индо-исламской архитектуры, а создали его из гранита, раствора и измельченного мрамора.

На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.

5. Пещеры Аджанты

Аджанта является самым популярным буддийским памятником в Индии, который расположен в Аурангабаде (штат Махараштра). 30 пещер в скалах данного буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса были вырезаны еще во II веке до нашей эры. Из 30 пещер пять представляют собой залы со ступами, а остальные — помещения монастыря. Пещеры Аджанты также включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древние картины, иллюстрирующие различные события из жизни Будды, и скульптуры являются главной достопримечательностью этих пещер. А местная наскальная резьба считается одной из самых редких в мире.

6. Ступа Санчи

Ступа Санчи (штат Мадхья-Прадеш) является старейшим каменным сооружением в Индии, а также одним из самых популярных буддийских памятников в стране. Она была построена в III веке до нашей эры по приказу императора Ашоки.

На главных четырех воротах в ступе Санчи изображены сцены из жизни Будды. Также в ней можно найти много резных фигурок и изображений Будды, покрытых лаком, сохранившимся еще со времен империи Маурьев.

7. Майсурский дворец

Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время. Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.

В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор. Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце.

8. Кутб-Минар

Кутб-Минар — второй по высоте минарет в стране. Это объект всемирного наследия был построен в Дели. Его фундамент был заложен в 1192 году, а строительство заняло более 75 лет (при этом сменилось несколько правителей). Кутб-Минар также окружен множеством древних сооружений.

Этот древний исламский памятник высотой 72,6 метра сделан из красного песчаника и мрамора. Кутб-Минар состоит из 5 этажей, каждый из которых разделен красиво украшенными балконами. Также примечательна нижняя часть интерьера минарета, украшенная вычурной исламской резьбой.

9. Красный форт

Лал-Кила или «Красный форт», расположенный в Дели, — один из самых знаковых символов Индии, внесенный в список объектов всемирного наследия. Первоначально он был домом для императоров моголов в течение более 200 лет (до 1856 года). Цитадель была построена императором Шах-Джаханом в 1648 году и получила свое название из-за массивных глыб из красного песчаника, из которых она была сделана. Красный форт отражает архитектурные стили моголов, индусов, исламов, персов и тимуридов.

Красный форт, расположенный на площади 254 гектара, имеет восьмиугольную форму. Для его украшения использовали персидские, европейские и индийские произведения искусства, а также алмазы.

В каждый день независимости Индии с 1947 года премьер-министр страны поднимает национальный флаг у главных ворот Красного форта, после чего выступает с речью. Крепость стала крупнейшим памятником в Дели, который каждый год привлекает посетителей из разных уголков мира.

10. Тадж Махал

Одно из семи чудес света расположено в Агре (штат Уттар-Прадеш). Город Агра стал самым посещаемым иностранцами местом в Индии именно благодаря этому историческому памятнику любви. Белый мраморный мавзолей, который был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз, был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство Тадж-Махала заняло 20 лет и началось в 1632 году. Над возведением мавзолея работало около 20000 человек, а для перевозки материалов использовали 1000 слонов. Архитектурный стиль Тадж-Махала сочетает в себе исламскую, персидскую, османскую, турецкую и индийскую архитектуру.

Четыре стороны Тадж-Махала совершенно идентичны, а самой потрясающей его особенностью является то, что мавзолей принимает разную окраску в разное время дня: розоватый оттенок утром, молочно-белый вечером и золотистый ночью. На его стенах также можно увидеть каллиграфически выведенные персидские стихи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Памятники египетской письменности

Памятники египетской письменности

Крупные раскопки, производившиеся на территории Египта в течение почти 150 лет, дали огромное количество памятников, среди которых первое место занимают памятники письменности, являясь наиболее важными источниками для изучения истории древнего Египта. Древнейшие из этих надписей, восходящие к архаической эпохе, сохранились на шиферных таблицах, на пластинках из слоновой кости, на дощечках из чёрного дерева и на цилиндрических печатях. Среди них особенно интересна победная надпись фараона Нармера, сохранившаяся на его большой шиферной таблице рядом с изображениями, рисующими царский триумф, победу над врагами, штурм крепости и осмотр царём поля битвы. Краткие надписи, сохранившиеся на оттисках печатей и на могильных камнях, сохранили титулы чиновников, позволяющие в некоторой степени восстановить систему бюрократического управления этой древнейшей эпохи египетской истории. Ко времени Древнего Царства относится часть древней летописи, текст которой сохранился на так называемом Палермском камне. В этой летописи приведены имена царей Египта до V династии, кончая именем Неусерра, а также краткие упоминания о важнейших событиях, которые датированы годами царствования того или иного царя. Для установления египетской хронологии большое значение имеет так называемый, Туринский царский папирус, содержащий список египетских фараонов до XVIII династии с датами их царствования в годах, месяцах и днях. К сожалению, этот важный папирус очень плохо сохранился. Он склеен из 164 кусочков и имеет много пропусков и повреждённых мест в тексте. От эпохи Нового Царства сохранились значительно более подробные летописи и исторические тексты, в большинстве случаев высеченные на стенах храмов. Таковы «Анналы Тутмоса III», часть которых сохранилась на стенах Фиванского храма бога Амона в Карнаке. Эти анналы содержат перечень походов этого египетского завоевателя, с указанием годов царствования и полученной дани. Летописец тщательно описывает передвижения египетской армии, битвы, разгром вражеского лагеря, осаду и взятие сирийских городов. Не меньший интерес представляет отрывок летописей Рамзеса II, текст которых сохранился на стенах храмов в Абу-Симбеле, Луксоре и Рамессее. В этой летописи довольно подробно описывается поход Рамзеса II в Сирию, предпринятый им на 5-м году его царствования, а также знаменитая битва под Кадешем. При изучении этих надписей следует к ним относиться строго критически, полностью учитывая стремление их автора, придворного писца-историографа, чрезмерно преувеличить и приукрасить победы и подвиги царя, которые на самом деле в некоторых случаях были значительно более скромными. Большое значение для восстановления района египетских завоеваний в Нубии и в Сирии, а также для изучения исторической географии и топонимики этих стран имеют списки покорённых стран и городов, сохранившиеся от времени Нового Царства. Однако при изучении этих надписей следует иметь в виду, что далеко не всегда им можно полностью доверять, так как фараоны позднейшего времени, стараясь возвеличить свои «подвиги», часто копировали аналогичные списки своих предшественников, приписывая себе, таким образом, их завоевания и подвиги. Яркую картину внешней политики египетского правительства в эпоху XVIII династии дают клинописные документы, найденные в государственном архиве в египетской столице Ахетатон, построенной фараоном Эхнатоном (Тель-эль-Амарнский архив). Эти документы содержат тексты дипломатических посланий, составляющих переписку египетских фараонов с царями переднеазиатских государств, правителями и наместниками отдельных областей и городов Сирии и Палестины. Огромное значение для дипломатической истории Египта в эпоху XIX династии имеет прекрасно сохранившийся текст мирного договора, заключённого Рамзесом II с хеттским царём Хаттушилем III после длительной упорной войны Египта с Хеттским государством. Надписи, обнаруженные на южных границах Египта, а также в Нубии, дают ценные сведения о проникновении египтян в Нубию и о завоевании ими этой богатой страны. Наконец, в ущелье Вади-Хаммамат и на скалах Синайского полуострова сохранились краткие надписи, сообщающие о военных походах египетских фараонов в эти области, а также об экспедициях, отправленных сюда за камнем и металлической рудой.

Читать еще:  Выдерживает ли базаров испытание любви. Примеры оформления титульного листа портфолио для начальной школы

Египетская летопись Древнего Царства.

Так называемый «Палермский камнь»

Письмо Риб-адди, правителя Библа.

Глиняная табличка из Амарнского архива. Новое Царство. XVIII династия

От времени Древнего Царства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений. Яркое представление о строительной деятельности фараонов дают многочисленные надписи времён Нового Царства, в которых подробно описывается постройка различных храмов, а также перечисляются те богатые дары, которые цари жертвовали этим храмам. Такова надпись Тутанхамона, в которой описывается восстановление фиванского храма Амона после ликвидации неудавшейся религиозной реформы — введения солнечного единобожия. Таков ценнейший исторический текст «Большого папируса Гарриса», составленный при Рамзесе IV, в котором очень подробно перечисляются все дары, сделанные Рамзесом III храмам, а также всё имущество крупнейших храмов Египта. Своего рода манифестами являются краткие надписи, сохранившиеся на «больших исторических скарабеях».[16] В этих надписях обычно сообщается о событиях, которым в те времена придавалось большое значение, как, например, о торжественном бракосочетании царя, о постройке нового города и т. д.

Среди юридических документов древнего Египта следует отметить судебный протокол, содержащий разбор дела о наследстве времени Древнего Царства, приходо-расходную книгу фиванского дворца времени Среднего Царства, акты судебных процессов о заговоре против Рамзеса III и о разграблении царских гробниц, тексты завещаний, договоров, обрывки статистических списков. В несколько большем количестве сохранились тексты деловых документов, написанных на глиняных черепках и обломках камня. Большой интерес представляют частные письма, как, например, письма жреца Хеканахта, относящиеся ко времени Среднего Царства, а также своеобразные письма к умершим. Эти документы проливают яркий свет на повседневную жизнь древних египтян. Наконец, огромное значение имеют автобиографии вельмож, тексты которых в большом количестве сохранились на стенах их гробниц. Например, автобиографии крупных чиновников Древнего Царства Метена, Хирхуфа и Уны дают яркое представление о бюрократической системе управления, об организации военного и судебного дела, о военных походах на Синайский полуостров и об экспедиции в Нубию, о царских пожалованиях земельных участков отдельным аристократам. Автобиографии бени-хассанских и сиутских номархов ярко рисуют процесс усиления шместной аристократии в эпоху между Средним и Новым Царствами, а также упорную борьбу гераклеопольских царей с фиванскими правителями. Автобиография везира Рехмира, жившего в эпоху Нового Царства, содержит ценные сведения о хозяйственной жизни и административной системе управления Египта. В этой надписи сохранилась интереснейшая инструкция, данная царём везиру, в которой перечисляются основные обязанности этого высшего чиновника, бывшего первым помощником царя по управлению страной.

Недостаток документальных источников заставляет современного исследователя в полной мере использовать литературные и религиозно-магические тексты для изучения не только культуры, но и истории древнего Египта. В этом отношении дают богатый исторический материал различные поучения (дидактические произведения). В «Поучении Гераклеопольского царя» (текст Эрмитажного папируса в Ленинграде) даётся яркая картина социальных отношений в эпоху перехода от Древнего к Среднему Царству и ряд практических наставлений, касающихся государственного управления. В «Поучении Дуауфа, сына Ахтоя» изображается в ряде наглядных картинок тяжёлая трудовая жизнь бедняков, ремесленников и земледельцев. Особенный интерес представляют два поучения, облечённые в форму своеобразного пророчества: «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», текст которого сохранился на Эрмитажном папирусе в Ленинграда. В этих поучениях в ярко художественной форме изображается крупный социальный переворот, большое восстание бедняков и рабов, происшедшее в Египте в конце Среднего Царства, одновременно с вторжением в Египет иноземных азиатских племён. Большое историческое значение имеют также описания путешествий египтян в соседние страны, облечённые в художественно-литературную форму. Таков известный «Рассказ Синухета», в котором описывается бегство египетского вельможи в Сирию и даётся яркая картина взаимоотношений Египта с Сирией в эпоху Среднего Царства. Таково «Путешествие Уну-Амона в Сирию» (папирус Московского музея изобразительных искусств), в котором в почти документальной форме описываются злоключения египетского посла, попавшего в Сирию в эпоху упадка египетского влияния в Передней Азии. Яркое изображение быта египетского населения, представителей различных социальных групп: крестьян, жрецов, рабовладельцев-аристократов и даже обитателей царского дворца, можно найти в нескольких сказках, хорошо сохранившихся до наших дней.

Наконец, большое значение для историка имеют религиозно-магические тексты. Тексты пирамид Древнего Царства рисуют разработанную идеологию обоготворения царя и царской власти. Замечательный гимн богу солнечного диска Атону, составленный в эпоху введения солнечного единобожия, даёт необходимый материал для характеристики этой религиозной реформы, имевшей в те времена большое политическое значение. Крупные религиозные сборники, в особенности «Книга Мёртвых», гимны богам и царям, ритуалы, мифы, заупокойные тексты и магические заклинания дают возможность в деталях изучить религию и магию древних египтян и их развитие в течение веков.

Источники:

http://www.prosvetlenie.org/razum/17/21.html
http://kulturologia.ru/blogs/250819/43990/
http://history.wikireading.ru/153091

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector