Сенсационные результаты дешифровки письменных памятников древнего египта, древней индии и западной европы. Основные памятники культуры и религиозно-философские традиции древней индии

Сенсационные результаты дешифровки письменных памятников древнего египта, древней индии и западной европы. Основные памятники культуры и религиозно-философские традиции древней индии

10 древних памятников Индии, которые хранят исторические тайны этой страны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Хава Махал

Хава Махал, также известный как «Дворец Ветров», является одним из лучших туристических достопримечательностей города Джайпур. Этот красивый дворец из розового песчаника был построен в форме короны Господа Кришны махараджей Саваем Пратапом Сингхом в 1799 году. Хава Махал – это также прекрасный пример архитектуры Раджпутаны. Его пирамидальная форма и 953 красивых окна делают это место уникальной достопримечательностью города.

Интерьер дворца примечателен длинными коридорами, а также тем, что в нем нет лестниц – этажи соединены специальными склонами. Целых 953 окон в Хава Махал были сделаны не случайно — они предназначались для женщин королевского гарема, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, да и просто любоваться отличным видом на город.

2. Сотовая тюрьма

Сотовая тюрьма, также известная как «Кала Пани», расположена и городе Порт-Блэр на Андаманских и Никобарских островах. Этот комплекс стал немым свидетелем пыток, которым подвергались индийские активисты, борющиеся за независимость. Его строительство было завершено в 1906 году, и сегодня Кала Пани считают одним из национальных памятников страны.

Буквально каждый уголок тюрьмы «может поведать» истории сопротивления, жертв и страданий великих индийских борцов за свободу, таких как Бирендра Кумар Гош, Упендранат Банерджи, Хем Чандра Дас, Улласкар Дутта, Бибхути Бхушан Саркар. В Сотовой тюрьме насчитывается 696 камер-одиночек, отсюда и ее название.

3. Ворота Индии

Ворота Индии – самая известная достопримечательность Мумбаи. Строительство этой арки в индо-сарацинском стиле архитектуре было начато в 1911 году, а завершено в 1924 году. Основной целью создания данного колоссального сооружения было ознаменование визита короля Георга V и королевы Марии, которые посетили Мумбаи в 1911 году.

Ворота Индии имеют большое значение в плане того, что они являются прекрасным символом британской Индии и британского императора. Посетители также могут увидеть напротив арки статую Шиваджи — индийского короля-воина XVII века.

4. Чарминар

Чарминар или «Мечеть четырех минаретов» является визитной карточкой города Хайдарабад и значит примерно то, что Тадж-Махал для Агры. Здание было построено в 1591 году султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в честь победы над эпидемией чумы в этом регионе. Для этого памятника использовался стиль индо-исламской архитектуры, а создали его из гранита, раствора и измельченного мрамора.

На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.

5. Пещеры Аджанты

Аджанта является самым популярным буддийским памятником в Индии, который расположен в Аурангабаде (штат Махараштра). 30 пещер в скалах данного буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса были вырезаны еще во II веке до нашей эры. Из 30 пещер пять представляют собой залы со ступами, а остальные — помещения монастыря. Пещеры Аджанты также включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древние картины, иллюстрирующие различные события из жизни Будды, и скульптуры являются главной достопримечательностью этих пещер. А местная наскальная резьба считается одной из самых редких в мире.

6. Ступа Санчи

Ступа Санчи (штат Мадхья-Прадеш) является старейшим каменным сооружением в Индии, а также одним из самых популярных буддийских памятников в стране. Она была построена в III веке до нашей эры по приказу императора Ашоки.

На главных четырех воротах в ступе Санчи изображены сцены из жизни Будды. Также в ней можно найти много резных фигурок и изображений Будды, покрытых лаком, сохранившимся еще со времен империи Маурьев.

7. Майсурский дворец

Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время. Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.

В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор. Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце.

8. Кутб-Минар

Кутб-Минар – второй по высоте минарет в стране. Это объект всемирного наследия был построен в Дели. Его фундамент был заложен в 1192 году, а строительство заняло более 75 лет (при этом сменилось несколько правителей). Кутб-Минар также окружен множеством древних сооружений.

Этот древний исламский памятник высотой 72,6 метра сделан из красного песчаника и мрамора. Кутб-Минар состоит из 5 этажей, каждый из которых разделен красиво украшенными балконами. Также примечательна нижняя часть интерьера минарета, украшенная вычурной исламской резьбой.

9. Красный форт

Лал-Кила или «Красный форт», расположенный в Дели, – один из самых знаковых символов Индии, внесенный в список объектов всемирного наследия. Первоначально он был домом для императоров моголов в течение более 200 лет (до 1856 года). Цитадель была построена императором Шах-Джаханом в 1648 году и получила свое название из-за массивных глыб из красного песчаника, из которых она была сделана. Красный форт отражает архитектурные стили моголов, индусов, исламов, персов и тимуридов.

Красный форт, расположенный на площади 254 гектара, имеет восьмиугольную форму. Для его украшения использовали персидские, европейские и индийские произведения искусства, а также алмазы.

В каждый день независимости Индии с 1947 года премьер-министр страны поднимает национальный флаг у главных ворот Красного форта, после чего выступает с речью. Крепость стала крупнейшим памятником в Дели, который каждый год привлекает посетителей из разных уголков мира.

10. Тадж Махал

Одно из семи чудес света расположено в Агре (штат Уттар-Прадеш). Город Агра стал самым посещаемым иностранцами местом в Индии именно благодаря этому историческому памятнику любви. Белый мраморный мавзолей, который был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз, был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство Тадж-Махала заняло 20 лет и началось в 1632 году. Над возведением мавзолея работало около 20000 человек, а для перевозки материалов использовали 1000 слонов. Архитектурный стиль Тадж-Махала сочетает в себе исламскую, персидскую, османскую, турецкую и индийскую архитектуру.

Четыре стороны Тадж-Махала совершенно идентичны, а самой потрясающей его особенностью является то, что мавзолей принимает разную окраску в разное время дня: розоватый оттенок утром, молочно-белый вечером и золотистый ночью. На его стенах также можно увидеть каллиграфически выведенные персидские стихи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Литературные памятники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраниться такой хрупкий материал, как папирус). С другой стороны пожары, которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями.

Читать еще:  Деятели славянской письменности и культуры. История праздника Дня славянской письменности и культуры

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы Ману”, хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём “Анабасисе Александра” он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – “Индия” – дал подробный географический очерк страны11 Бонгард-Левин Т.М. “Древнеиндийская цивилизация”,-М., 1993.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии “Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из устной поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанный на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

Первым памятником мысли древних индийцев были “ВЕДЫ”, буквально означающие в переводе с санскрита “знание, ведение”. ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них – Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них – Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть ВЕД – Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД – араньяки (“лесные книги”, правила поведения для отшельников). Четвертая часть ВЕД – Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических).

Упанишады (“сидеть около”, т.е. у ног учителя, получая наставления; или – “тайное, сокровенное знание”) – философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало – Брахман, или Атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман – души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего – веданты). В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира – пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: “Тат твам аси” (“Ты есть то”, или “Ты – одно с тем”).

Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же – газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.

Читать еще:  Какой вес и рост у анны седоковой, параметры фигуры, цвет глаз, размер груди, биография. Анна Седокова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее – познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших проблем в Упанишадах – исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ (сансара) и воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время “питали” философскую мысль в Индии.

Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником философской мысли более позднего – эпического периода является обширная эпическая поэма “Махабхарата”, которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами – Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах “Махабхараты” имеются тексты и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки зрения представляют “Бхагавад-Гита”, “Мокшадхарма”, “Анугита” и некоторые другие (VII в. до н.э. – II в. н.э.).

По своему содержанию и направленности большинство философских идей “Махабхараты” представляют собой продолжение и развитие господствующих в Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией, в ” Махабхарате” появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат.

Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях “Махабхараты” излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане (материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе – Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).

Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг – Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и не зависимом от нее чистом духе – Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом). Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека; о генах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас – косное инертное начало, раджас – страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва – возвышающее, просветленное, сознательное начало). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге – совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.

Памятники египетской письменности

Памятники египетской письменности

Крупные раскопки, производившиеся на территории Египта в течение почти 150 лет, дали огромное количество памятников, среди которых первое место занимают памятники письменности, являясь наиболее важными источниками для изучения истории древнего Египта. Древнейшие из этих надписей, восходящие к архаической эпохе, сохранились на шиферных таблицах, на пластинках из слоновой кости, на дощечках из чёрного дерева и на цилиндрических печатях. Среди них особенно интересна победная надпись фараона Нармера, сохранившаяся на его большой шиферной таблице рядом с изображениями, рисующими царский триумф, победу над врагами, штурм крепости и осмотр царём поля битвы. Краткие надписи, сохранившиеся на оттисках печатей и на могильных камнях, сохранили титулы чиновников, позволяющие в некоторой степени восстановить систему бюрократического управления этой древнейшей эпохи египетской истории. Ко времени Древнего Царства относится часть древней летописи, текст которой сохранился на так называемом Палермском камне. В этой летописи приведены имена царей Египта до V династии, кончая именем Неусерра, а также краткие упоминания о важнейших событиях, которые датированы годами царствования того или иного царя. Для установления египетской хронологии большое значение имеет так называемый, Туринский царский папирус, содержащий список египетских фараонов до XVIII династии с датами их царствования в годах, месяцах и днях. К сожалению, этот важный папирус очень плохо сохранился. Он склеен из 164 кусочков и имеет много пропусков и повреждённых мест в тексте. От эпохи Нового Царства сохранились значительно более подробные летописи и исторические тексты, в большинстве случаев высеченные на стенах храмов. Таковы «Анналы Тутмоса III», часть которых сохранилась на стенах Фиванского храма бога Амона в Карнаке. Эти анналы содержат перечень походов этого египетского завоевателя, с указанием годов царствования и полученной дани. Летописец тщательно описывает передвижения египетской армии, битвы, разгром вражеского лагеря, осаду и взятие сирийских городов. Не меньший интерес представляет отрывок летописей Рамзеса II, текст которых сохранился на стенах храмов в Абу-Симбеле, Луксоре и Рамессее. В этой летописи довольно подробно описывается поход Рамзеса II в Сирию, предпринятый им на 5-м году его царствования, а также знаменитая битва под Кадешем. При изучении этих надписей следует к ним относиться строго критически, полностью учитывая стремление их автора, придворного писца-историографа, чрезмерно преувеличить и приукрасить победы и подвиги царя, которые на самом деле в некоторых случаях были значительно более скромными. Большое значение для восстановления района египетских завоеваний в Нубии и в Сирии, а также для изучения исторической географии и топонимики этих стран имеют списки покорённых стран и городов, сохранившиеся от времени Нового Царства. Однако при изучении этих надписей следует иметь в виду, что далеко не всегда им можно полностью доверять, так как фараоны позднейшего времени, стараясь возвеличить свои «подвиги», часто копировали аналогичные списки своих предшественников, приписывая себе, таким образом, их завоевания и подвиги. Яркую картину внешней политики египетского правительства в эпоху XVIII династии дают клинописные документы, найденные в государственном архиве в египетской столице Ахетатон, построенной фараоном Эхнатоном (Тель-эль-Амарнский архив). Эти документы содержат тексты дипломатических посланий, составляющих переписку египетских фараонов с царями переднеазиатских государств, правителями и наместниками отдельных областей и городов Сирии и Палестины. Огромное значение для дипломатической истории Египта в эпоху XIX династии имеет прекрасно сохранившийся текст мирного договора, заключённого Рамзесом II с хеттским царём Хаттушилем III после длительной упорной войны Египта с Хеттским государством. Надписи, обнаруженные на южных границах Египта, а также в Нубии, дают ценные сведения о проникновении египтян в Нубию и о завоевании ими этой богатой страны. Наконец, в ущелье Вади-Хаммамат и на скалах Синайского полуострова сохранились краткие надписи, сообщающие о военных походах египетских фараонов в эти области, а также об экспедициях, отправленных сюда за камнем и металлической рудой.

Читать еще:  Что означают каракули на бумаге, которые мы рисуем непроизвольно? Как это работает? Где разместим, как нарисуем.

Египетская летопись Древнего Царства.

Так называемый «Палермский камнь»

Письмо Риб-адди, правителя Библа.

Глиняная табличка из Амарнского архива. Новое Царство. XVIII династия

От времени Древнего Царства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений. Яркое представление о строительной деятельности фараонов дают многочисленные надписи времён Нового Царства, в которых подробно описывается постройка различных храмов, а также перечисляются те богатые дары, которые цари жертвовали этим храмам. Такова надпись Тутанхамона, в которой описывается восстановление фиванского храма Амона после ликвидации неудавшейся религиозной реформы — введения солнечного единобожия. Таков ценнейший исторический текст «Большого папируса Гарриса», составленный при Рамзесе IV, в котором очень подробно перечисляются все дары, сделанные Рамзесом III храмам, а также всё имущество крупнейших храмов Египта. Своего рода манифестами являются краткие надписи, сохранившиеся на «больших исторических скарабеях».[16] В этих надписях обычно сообщается о событиях, которым в те времена придавалось большое значение, как, например, о торжественном бракосочетании царя, о постройке нового города и т. д.

Среди юридических документов древнего Египта следует отметить судебный протокол, содержащий разбор дела о наследстве времени Древнего Царства, приходо-расходную книгу фиванского дворца времени Среднего Царства, акты судебных процессов о заговоре против Рамзеса III и о разграблении царских гробниц, тексты завещаний, договоров, обрывки статистических списков. В несколько большем количестве сохранились тексты деловых документов, написанных на глиняных черепках и обломках камня. Большой интерес представляют частные письма, как, например, письма жреца Хеканахта, относящиеся ко времени Среднего Царства, а также своеобразные письма к умершим. Эти документы проливают яркий свет на повседневную жизнь древних египтян. Наконец, огромное значение имеют автобиографии вельмож, тексты которых в большом количестве сохранились на стенах их гробниц. Например, автобиографии крупных чиновников Древнего Царства Метена, Хирхуфа и Уны дают яркое представление о бюрократической системе управления, об организации военного и судебного дела, о военных походах на Синайский полуостров и об экспедиции в Нубию, о царских пожалованиях земельных участков отдельным аристократам. Автобиографии бени-хассанских и сиутских номархов ярко рисуют процесс усиления шместной аристократии в эпоху между Средним и Новым Царствами, а также упорную борьбу гераклеопольских царей с фиванскими правителями. Автобиография везира Рехмира, жившего в эпоху Нового Царства, содержит ценные сведения о хозяйственной жизни и административной системе управления Египта. В этой надписи сохранилась интереснейшая инструкция, данная царём везиру, в которой перечисляются основные обязанности этого высшего чиновника, бывшего первым помощником царя по управлению страной.

Недостаток документальных источников заставляет современного исследователя в полной мере использовать литературные и религиозно-магические тексты для изучения не только культуры, но и истории древнего Египта. В этом отношении дают богатый исторический материал различные поучения (дидактические произведения). В «Поучении Гераклеопольского царя» (текст Эрмитажного папируса в Ленинграде) даётся яркая картина социальных отношений в эпоху перехода от Древнего к Среднему Царству и ряд практических наставлений, касающихся государственного управления. В «Поучении Дуауфа, сына Ахтоя» изображается в ряде наглядных картинок тяжёлая трудовая жизнь бедняков, ремесленников и земледельцев. Особенный интерес представляют два поучения, облечённые в форму своеобразного пророчества: «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», текст которого сохранился на Эрмитажном папирусе в Ленинграда. В этих поучениях в ярко художественной форме изображается крупный социальный переворот, большое восстание бедняков и рабов, происшедшее в Египте в конце Среднего Царства, одновременно с вторжением в Египет иноземных азиатских племён. Большое историческое значение имеют также описания путешествий египтян в соседние страны, облечённые в художественно-литературную форму. Таков известный «Рассказ Синухета», в котором описывается бегство египетского вельможи в Сирию и даётся яркая картина взаимоотношений Египта с Сирией в эпоху Среднего Царства. Таково «Путешествие Уну-Амона в Сирию» (папирус Московского музея изобразительных искусств), в котором в почти документальной форме описываются злоключения египетского посла, попавшего в Сирию в эпоху упадка египетского влияния в Передней Азии. Яркое изображение быта египетского населения, представителей различных социальных групп: крестьян, жрецов, рабовладельцев-аристократов и даже обитателей царского дворца, можно найти в нескольких сказках, хорошо сохранившихся до наших дней.

Наконец, большое значение для историка имеют религиозно-магические тексты. Тексты пирамид Древнего Царства рисуют разработанную идеологию обоготворения царя и царской власти. Замечательный гимн богу солнечного диска Атону, составленный в эпоху введения солнечного единобожия, даёт необходимый материал для характеристики этой религиозной реформы, имевшей в те времена большое политическое значение. Крупные религиозные сборники, в особенности «Книга Мёртвых», гимны богам и царям, ритуалы, мифы, заупокойные тексты и магические заклинания дают возможность в деталях изучить религию и магию древних египтян и их развитие в течение веков.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/250819/43990/
http://m.vuzlit.ru/503893/literaturnye_pamyatniki
http://history.wikireading.ru/153091

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии