5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сен санс карнавал животных какие инструменты. Камиль сен-санс — сюита «карнавал животных»

Камиль Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». 1-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 1

Цель: Через программное произведение познакомить детей с жанром «сюита».

Оборудование: Мультимедийный аппарат, Ноутбук.

Ход урока

Музыкальное приветствие: (темп вальса)

Музыка здравствуй, музыка здравствуй, музыка, музыка-а
Праздник прекрасный, праздник прекрасный
Дарит нам музыка
– Здравствуйте девочки – здравствуйте
– Здравствуйте мальчики – здравствуйте
– Все первоклассники – здравствуйте
Здравствуйте, здравствуйте, все.

Повторение

Перечислите музыкальные жанры, с которыми мы познакомились в первой четверти

– По какой особенности мы узнаём

  • марш – пульс
  • танец – притопы
  • песню – мелодия

Беседа учителя: Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – СЮИТА

Пока я могу сказать только то, что это инструментальный жанр, а какие особенности у этого произведения вы сами узнаете к концу урока.

А поможет нам разобраться удивительный французский композитор Камиль Сен-Санс (слайд 1)

Сен-Санс прожил долгую жизнь (86 лет)

С 3-х лет занимался музыкой

С 5-ти начал сочинять

С 10-ти дал свой первый концерт

Дирижер, пианист, педагог, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры, коллекционировал бабочек и минералы, любитель путешествий. Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым.

Поистине универсально одаренная, необыкновенно деятельная личность!

Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с фрагментами его произведения, которое он написал в уединенном местечке в Австрии.

О чем же оно, догадайтесь сами:

В этой сюите, – увидите сами!
– Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались? ЖИВОТНЫЕ

А какие произведения мы слушали и пели о животных на уроках?

  • «Танец молодого бегемота»
  • «Уж как шла лиса»
  • «Дон дон»
  • «Перепелочка»

Исполнение «Уж как шла лиса»

Да, произведение называется «Карнавал животных» (слайд 2)

А что такое карнавал?

Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные – музыкальные.

И так отправляемся на музыкальный карнавал, а открывает его животное, которое вы должны отгадать. Вам помогут звуки, изображающие голос, повадки, манеры этого животного. Так же вам подскажет жанр, который вы должны определить. И так начали…

Слушание: «Королевский марш львов».

Вам надо их отгадать Помогут вам средства музыкальной выразительности (регистр, темп, тембр, лад, динамика. И так слушаем…

«Королевский марш львов»

Обсуждение услышанного: как догадались, определение регистра, характера, изобразительности, жанра… Почему именно это животное открывает сюиту. (слайд 3)

Исполняют их следующие инструменты:

  • Флейта (слайд 4)
  • Кларнет (слайд5)
  • Стеклянная гармоника (слайд 6)
  • Ксилофон (слайд 7)
  • Фортепиано (слайд 8)
  • Скрипка (слайд 9)
  • Виолончель (слайд 10)
  • Контрабас (слайд 11)

Давайте наш урок завершим песней про «Львенка и черепаху»

Исполнение «Песенка Львенка и Черепахи»

Дополнение к последующим урокам. И слайды 12 и 13.

  • «Петух и куры»

Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
(петух)

Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После каждого глотка
Долго смотрят в облака
(куры)

Читать еще:  Комикс звездные войны. Комиксы по Звёздным Войнам, которые вы должны прочитать перед походом в кино

Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит.
(черепаха)

Что за чудо? Вот так чудо…
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит, да ноги
(черепаха)

Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Догадались? Это. (слон!)

Очень много силы в нем
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос лет тысячу рос.
(слон)

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(аквариум)

Я его узнаю сам по его большим ушам
(осел)

Сер, да не волк, длинноух, но не заяц
С копытами, да не лошадь
(осел)

Загадки-обманки

Владимир Борисов

Быстрее всех от страха
Несётся . (черепаха – заяц)

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый. (слон – медведь)

По горной круче проходил
Обросший шерстью . (крокодил – козёл)

В тёплой лужице своей
Громко квакал. (соловей, муравей – лягушонок)

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает. (корова – обезьяна)

Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей . (комар – сова)

К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная. (муха – пчела)
И собирает мёд.

Марк Шварц

В чаще голову задрав,
Воет с голоду. (жираф – волк)

Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий. (конь – ёжик)

Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку . (ёж – жираф)

Под луною песню петь
Сел на веточку. (медведь – соловей)

-Кто в малине знает толк?
— Косолапый, бурый . (волк – медведь)

На заборе поутру
кукарекал. (кенгуру – петух)

Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул. (слон – кенгуру)

Ест осоку в речке Нил
Неуклюжий. (крокодил – бегемот)

Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей. (петух – лев)

Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный. (лев – конь)

Сено хоботом берёт
Толстокожий . (бегемот – слон)

Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» . (мышей – собак)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать. (соловей – свинья)

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем . (ворона – павлин)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу. (кабан – дятел)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая . (лисица – белка)

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит . (баран – дятел)

Сен санс карнавал животных какие инструменты. Камиль сен-санс — сюита «карнавал животных»

Содержание «Карнавала животных»

«Карнавал животных». В этой наполненная юмором и иронией сюите, Сен-Санс показал себя настоящим мастером звукоизображения. В музыке мы явственно слышим плеск воды, голоса птиц и животных. Кроме того здесь в полном объёме представлен талант не только блестящего композитора, но и сатирика — пародиста, ведь в музыкальном материале композиции с веселой усмешкой представлены популярные произведения разных авторов.

Произведение в первоначальном варианте инструментовано для одиннадцати музыкантов: флейтиста, кларнетиста, двух пианистов, двух скрипачей, альтиста, виолончелиста, контрабасиста, а также исполнителей на стеклянной гармонике и ксилофоне.

Сюита включает четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название.

  • «Интродукция и Королевский марш льва». Эта миниатюра, состоящая из двух разделов, начинается с активных тремолирующих аккордов двух фортепиано, на фоне которых струнные исполняют величественного характера трёхзвучный восходящий мотив. Небольшое двенадцатитактовое вступление заканчивается эффектным расходящимся по всей клавиатуре фортепианным глиссандо. Далее в исполнении того же инструментального состава: струнных и двух фортепиано, звучит следующая часть, которая изображает льва — важного и властного царя зверей. «Королевский марш льва» начинается с фортепианных фанфарных аккордов, в четвёртом такте меняющих свой ритм на чёткий маршеобразный. Затем вступает струнная группа с исполняемой в унисон незамысловатой темой. Она повторяется несколько раз и прерывается призывными возгласами фортепиано, которое вскоре стремительными октавными пассажами начинает изображать грозное рычание льва, а добавленные к ним чуть позже хроматические триоли виолончелей и контрабасов делают грозный рык царя зверей более устрашающим. Впоследствии основная тема переходит в партию фортепиано, а ворчание свирепого зверя изображают струнные инструменты.
  • «Куры и петухи». В данной пьесе звукоизобразительность музыки столь высока, что в ней явно слышаться, как кудахчут курочки, и кукарекает петушок. Иллюстрацию клохтанья кур, используя для этого репетицию надоедливо повторяющихся нот и скачок на квинту украшенную форшлагом, композитор поручил струнным инструментам. Крик петуха выразительно звучит в исполнении фортепиано и впервые появившегося кларнета.
Читать еще:  Фундаментальная электронная библиотека литературы и фольклора. Фундаментальная электронная библиотека

  • «Антилопы». Этих быстрых и проворных степных животных композитор изобразил своеобразными стремительными пассажами, которые в головокружительном темпе исполняются на двух фортепиано. По своей сути пьеса представляет собой техничный и красивый этюд.
  • «Черепахи». По характеру данная композиция контрастна предыдущей. Она очень медленная, так как изображает неторопливую рептилию. Музыка пьесы очень комична, ведь автор на фоне пульсирующих фортепианных аккордов, в исполнении струнной группы, в очень замедленном темпе процитировал знаменитую тему канкана из оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду».
  • «Слон». Этого импозантного и величественного животного представляет самый низкий по звучанию инструмент симфонического оркестра – контрабас . Он, под трёхдольный вальсовый аккомпанемент фортепиано, пародийно в медленном темпе исполняет изящные темы: Скерцо из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона и танец сильфов из драматической легенды «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза . Ирония заключается в том, что эти мелодии, изначально написанные композиторами для высокозвучащих инструментов: скрипки и флейты, Сен-Санс шутливо доверил тяжеловесному по своему звучанию контрабасу. Несмотря на всё это музыка композиции звучит весьма элегантно.

  • «Кенгуру». Неугомонного и суетливого животного озвучивают два фортепиано, которые как бы соревнуются между собой. Поначалу острые прыгающие аккорды, изображающие грациозные движения кенгуру, поднимаются вверх, а затем опускаются и становятся мягкими и пластичными.
  • «Аквариум». Очень красочная композиция, в которой светлая мелодия, исполняемая флейтой и поддерживаемая засурдиненными голосами скрипок и альтов , звучит в радужных переливах фортепианных рулад. Живописность безмолвного подводного мира в музыке рельефно подчёркивается булькающим звучанием стеклянной гармоники или же челесты.

  • «Персонажи с длинными ушами». Крик ослов, а именно они проиллюстрированы в этой пьесе, изображают всего две скрипки, которые поочерёдно играют, то короткие взвизгивающие высокие звуки, то тянущиеся низкие ноты.
  • «Кукушка в глубине леса». В пьесе мягкие красочные аккорды двух фортепиано рисуют картину приутихшего леса. На фоне лирических интонаций размеренной музыки поначалу раздаются редкие, а затем беспрерывные «кукующие» звуки. Кларнетисту в этом произведении приходиться двадцать один раз неизменно повторять только два звука.
  • «Птичник». Здесь на фоне мягко тремолирующих скрипок и альта виртуозная флейта изящно имитирует весёлое пение птиц. Затем плавная мелодия и меняющие её широкие скачки, передающие грациозный щебет экзотических пернатых, сливается с фоновыми звуками фортепиано, тоже изображающими птичье чириканье. Композиция завершается восходящим пассажем по звукам хроматической гаммы.

  • «Пианисты». В этой части сюиты показано как начинающие музыканты неловко и спотыкаясь, играют ученические упражнения сначала от звука «до», а затем от «ре – бемоль», «ре» и «ми – бемоль». Переход от ноты ноте прерывается аккордом, который помогает играть струнная группа. Далее задание усложняется, и пианисты отрабатывают упражнение терциями, при этом струнные исполняют в унисон однообразные четырёхзвучные восходящие подголоски.
  • «Ископаемые». Остаётся загадкой, почему Сен-Санс этой композиции дал такое название. Здесь автор заставил ксилофон процитировать тему своей « Пляски смерти », а затем в музыкальный материал пьесы вставил мелодии старинных французских песенок. Мотивом каватины Розины из « Севильского цирюльника » он напомнил, что является последователем эксцентрических образных замыслов великого Россини .
  • « Лебедь ». Это произведение, вошедшее в золотой фонд мировой музыкальной классики, является выдающимся образцом возвышенной лирики. Светлый образ гордой и величественной птицы отображён в красивой певучей мелодии, которая проникновенно звучит в исполнении виолончели на фоне пульсирующе-покачивающего аккомпанемента фортепиано, воспроизводящего рябь на поверхности воды.
  • «Финал». Заключительная пьеса, подводящая итог всему предыдущему действию. Композиция начинается с темы «Интродукции», после которой звучит бойкая танцевальная мелодия. Затем, постоянно возвращаясь как рефрен, она служит обрамлением для тем, изображающих уже знакомые персонажи: льва, кенгуру, антилоп, курочек, ослов и птичек.
Читать еще:  История игры. Интересные факты о телеигре Кто-нибудь выиграл кто хочет стать миллионером

«Карнавал животных». Это удивительное сочинение в нынешнее время пользуется необычайной популярностью как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Подобные программные произведения очень полезны для музыкального воспитания и развития творческих навыков подрастающего поколения. Слушая их, дети с удовольствием размышляют над тем, какой образ рисует та или иная музыкальная композиция.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Хвостатые байки

24 хвоста могут удивлять вас 24 часа в сутки

«Карнавал животных» музыкальная фантазия на музыку Сен-Санса

29.03.2019

Камиль Сен-Санс написал свою знаменитую зоологическую фантазию «Карнавал животных» (Le carnaval des animaux) в феврале 1886 года, находясь на отдыхе в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на празднике-карнавале Марди Гра (фр. Mardi gras, «Жирный вторник.»

Первое исполнение «Карнавала животных», вернее его 13- части «Лебедь», состоялось 9 марта 1886 года и партию фортепиано в нем исполнял сам композитор.

На протяжении вот уже 133 лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, но наиболее прославился балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Однако, Сен-Санс воспринимал «Карнавал животных» всего лишь как музыкальную шутку, написанную по просьбе своих учеников, и даже запретил издавать сюиту при жизни. Он совсем не хотел прослыть автором «несерьезной» музыки. Знал бы он, что в наши дни «Карнавал животных» станет одним из самых популярных его произведений — не поверил бы.

Итак, до 1921 года (года смерти композитора) это произведение исполнялось только в частных домах и салонах. Через месяц после премьеры, 2 апреля 1886 года, сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа.
Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком.

После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, музыкальная зоологическая фантазия приобрела известность и вошла в концертный репертуар музыкантов из разных стран.

Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами.

Вот, например, замечательное исполнение (финал карнавала): Константин Хабенский читает текст, а музыку исполняют «Солисты Москвы», дирижер Юрий Башмет.

В 2010 году французский режиссер Энди Соммер снял фильм-фантазию, в которой оркестровое исполнение «Карнавала животных» удачно сочетается с забавной анимацией.

Отрывок из «Карнавала животных» также вошел в знаменитый мультфильм Уолта Диснея «Фантазия.»

И под конец «Карнавала животных» — легендарный «Умирающий лебедь» в исполнении трех величайших русских балерин:

Анны Павловой

Галины Улановой

Майи Плисецкой

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592158/
http://soundtimes.ru/detskie-spektakli/kamil-sen-sans-karnaval-zhivotnykh
http://tailytales.ru/2019/03/29/35630/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector