Секреты старых мастеров. Мастер-классы “Живопись маслом” от художника Надежды Ильиной Фламандская техника

Секреты старых мастеров. Мастер-классы “Живопись маслом” от художника Надежды Ильиной Фламандская техника

Надежда Ильина рассказывает о фламандском методе живописи…

Сегодня я хочу более подробно рассказать Вам о фламандском методе живописи, который мы совсем недавно изучали в 1-ой серии моего курса «Тайные знания старых мастеров», а также хочется показать Вам небольшой отчёт о результатах и самом процессе нашего онлайн обучения.

На курсе я рассказала о старинных методах живописи, о грунтовках, лаках и красках, раскрыла множество секретов, которые мы применили на практике — написали натюрморт по мотивам творчества малых голландцев. С самого начала мы вели работу, учитывая все нюансы фламандской техники живописи.

Этот метод пришёл на смену темпере, которой писали до этого. Считается, что, как и основы масляной живописи, метод был разработан фламандским художником раннего Возрождения — Ян Ван-Эйком. Отсюда начинает вести свою историю живопись маслом.

Итак. Это метод живописи, которым, по словам Ван-Мандера, пользовались живописцы Фландрии: Ван-Эйки, Дюрер, Лука Лейденский и Питер Брейгель. Метод заключается в следующем: на белый и гладко отшлифованный клеевой грунт переводился припорохом или иным способом рисунок, который исполнялся предварительно в натуральную величину картины отдельно на бумаге («картон»), так как рисовать непосредственно на грунте избегали, чтобы не нарушить его белизны, игравшей большое значение во фламандской живописи.

Затем рисунок оттушевывался прозрачной коричневой таким образом, чтобы грунт просвечивал через неё.

Названная тушёвка производилась либо темперой и тогда это делалось наподобие гравюры, штрихами, либо масляной краской, при этом работа выполнялась с максимальной тщательностью и уже в этом виде представляла собой художественное произведение.

По оттушёванному масляной краской рисунку, после высыхания писали и заканчивали живопись либо в холодных полутонах, затем добавляя тёплые, (которые ван-Мандер называет «Мёртвыми тонами»), либо заканчивали работу цветными лессировками, в один приём, полукорпусно, оставляя просвечивать коричневую подготовку в полутонах и тенях. Мы использовали именно этот метод.

Краски фламандцы всегда наносили тонким и ровным слоем, чтобы использовать просвечивание белого грунта и получить гладкую поверхность, по которой, при надобности, можно было бы лессировать ещё много раз.

С развитием живописного мастерства художников вышеописанные методы претерпевали некоторые изменения или упрощения, каждый художник использовал немного отличный от других, свой способ.

Но основа долгое время оставалась та же: живопись у фламандцев всегда выполнялась по белому клеевому грунту, (который не втягивал масла из красок), тонким слоем красок, наносившимся таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый грунт, являвшийся как бы источником света, освещающим картину изнутри.

Художественная школа “Живопись Маслом”

Картина маслом на холсте за 1 день созданная Вами

Навигация по записям

Надежда Ильина рассказывает о фламандском методе живописи…

Сегодня я хочу более подробно рассказать Вам о фламандском методе живописи, который мы совсем недавно изучали в 1-ой серии моего курса «Тайные знания старых мастеров», а также хочется показать Вам небольшой отчёт о результатах и самом процессе нашего онлайн обучения.

Читать еще:  Девушка из пиратов карибского. Актеры "Пиратов Карибского моря": фильмография и личная жизнь

На курсе я рассказала о старинных методах живописи, о грунтовках, лаках и красках, раскрыла множество секретов, которые мы применили на практике — написали натюрморт по мотивам творчества малых голландцев. С самого начала мы вели работу, учитывая все нюансы фламандской техники живописи.

Этот метод пришёл на смену темпере, которой писали до этого. Считается, что, как и основы масляной живописи, метод был разработан фламандским художником раннего Возрождения — Ян Ван-Эйком. Отсюда начинает вести свою историю живопись маслом.

Итак. Это метод живописи, которым, по словам Ван-Мандера, пользовались живописцы Фландрии: Ван-Эйки, Дюрер, Лука Лейденский и Питер Брейгель. Метод заключается в следующем: на белый и гладко отшлифованный клеевой грунт переводился припорохом или иным способом рисунок, который исполнялся предварительно в натуральную величину картины отдельно на бумаге («картон»), так как рисовать непосредственно на грунте избегали, чтобы не нарушить его белизны, игравшей большое значение во фламандской живописи.

Затем рисунок оттушевывался прозрачной коричневой таким образом, чтобы грунт просвечивал через неё.

Названная тушёвка производилась либо темперой и тогда это делалось наподобие гравюры, штрихами, либо масляной краской, при этом работа выполнялась с максимальной тщательностью и уже в этом виде представляла собой художественное произведение.

По оттушёванному масляной краской рисунку, после высыхания писали и заканчивали живопись либо в холодных полутонах, затем добавляя тёплые, (которые ван-Мандер называет «Мёртвыми тонами»), либо заканчивали работу цветными лессировками, в один приём, полукорпусно, оставляя просвечивать коричневую подготовку в полутонах и тенях. Мы использовали именно этот метод.

Краски фламандцы всегда наносили тонким и ровным слоем, чтобы использовать просвечивание белого грунта и получить гладкую поверхность, по которой, при надобности, можно было бы лессировать ещё много раз.

С развитием живописного мастерства художников вышеописанные методы претерпевали некоторые изменения или упрощения, каждый художник использовал немного отличный от других, свой способ.

Но основа долгое время оставалась та же: живопись у фламандцев всегда выполнялась по белому клеевому грунту, (который не втягивал масла из красок), тонким слоем красок, наносившимся таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый грунт, являвшийся как бы источником света, освещающим картину изнутри.

Вот так проходил наш курс «Тайные знания старых мастеров»

Хочется поделиться с Вами видео-отчетом о прошедшем курсе. За 2 недели мы написали настоящий классический натюрморт, по методике малых голландцев. Спасибо всем, кто принял участие в курсе!

Техника старых мастеров. Секреты Долголетия живописных шедевров.

Сегодня давайте обсудим — почему картины написанные столетия назад — так хорошо сохранились до наших дней.

Читать еще:  С днем рождения наша подруга. Красивые и прикольные поздравления с днем рождения подруге

Вопрос на самом деле очень актуальный для любого художника — ведь хочется, чтобы Ваши шедевры оставались неизменно прекрасными и радовали не одно поколение созерцателей ваших картин…

И сегодня поговорим именно о Старых Мастерах — сколько прошло времени, а картины выглядят красочно и достаточно молодо… В чем секрет?

Живопись маслом имеет свойство меняться со временем, на это влияет подбор и сочетание красок, техника исполнения, финишное покрытие работы и условия хранения. Это не учитывая тех ошибок и недочетов , которые мог допустить одаренный художник,пробуя новые методы.

Луис Мелендес 1716-1780

По этим причинам впечатление от полотен и описание их вида с годами может отличаться…

Техника масляной живописи дает огромные преимущества в работе: картину можно писать годами, постепенно создавая форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой).

Луис Мелендес 1716-1780

Поэтому быстрое письмо, где сразу же пытаются придать законченность картине, не характерно для классической манеры работы маслом. Продуманная постадийность нанесения краски позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, поскольку каждый предыдущий слой при лессировке просвечивается сквозь следующий.

Клас Питер (159798 — 1661)

Есть несколько техник написания картин, которые уже используются на протяжении веков и приносят отличный результат на холсте:

Фламандская техника : ее использовал Леонардо да Винчи:

  • На светлом грунте делалась пропись рисунка в одном цвете, сепией – контур и основные тени.
  • Затем делался тонкий подмалевок с лепкой объема.
  • Завершающим этапом были несколько лессировочных слоев рефлексов и детализация всех объектов.

Леонардо Да Винчи. Мадонна в Гроте

Но темно-коричневая пропись слоев Леонардо со временем, несмотря на тонкий слой, стала сильно проступать сквозь красочное изображение, что привело к потемнению картины в тенях. В основном слое он часто использовал жженую умбру, желтую охру, берлинскую лазурь, желтый кадмий и жженую сиену. А его завершающее нанесение красок было настолько тонким, что его невозможно было уловить взглядом. Собственно разработанный метод сфумато (затушевывание) позволял это делать с легкостью. Ее секрет в сильно разбавленной краске и работе сухой кистью.

Итальянская техника : в ней работали Рубенс, Веласкес и Тициан.

  • Нанесения цветного грунта на полотно (с добавлением какого-либо пигмента);
  • Перенесения контура рисунка на грунт мелом или углем и фиксации его подходящей разбавленной краской.

Рубенс. Четыре стихии

  • Подмалевок, местами плотный, особенно в освещенных местах изображения, а местами полностью отсутствующий – оставляли цвет грунта.
  • Окончательная работа в 1 или 2 приема полулессировками, реже тонкими очень прозрачными лессировками.

Веласкес. Сдача Бреды

В этой технике особое внимание отводилось применению перекрывающих дополнительных цветов, которые позволяли нейтрализовать местами насыщенный грунт. Например, красный грунт можно было нивелировать серо-зеленым подмалевком. Работа в этой технике велась быстрее, чем во фламандском подходе , что больше нравилось заказчикам. Но неправильный подбор цвета грунта и красок завершающего слоя мог испортить картину..

Читать еще:  Егэ по литературе. Как сдать ЕГЭ по литературе: особенности, требования и рекомендации

Тициан. Три возраста человека

Чтобы достичь максимальной гармонии в картине используют всю силу рефлексов и взаимодополнения цветов. Имеются также небольшие хитрости, такие как применение цветного грунта, как принято в итальянской технике , или покрытие картины лаком с пигментом. Цветные грунты могут быть клеевыми, эмульсионными и масляными. Последние являют собой пастозный слой масляной краски необходимого цвета.

Если белая основа дает эффект свечения, то темная придает глубину краскам.

Рембрандт писал по темно-серому грунту

Рембрандт. Ночной Дозор

Брюллов — на основе с пигментом умбры

Брюллов. Сон Девушки

Иванов тонировал полотна желтой охрой

Александр Андреевич Иванов.(1806-1858) Явление Христа народу

Рубенс использовал пигменты английской красной и умбры

Рубенс. Суд Париса

Боровиковский предпочитал для портретов серый грунт

Боровиковский. Портрет сестер Гагариных

а Левицкий – брал серо-зеленый

Левицкий. Екатерина Вторая

Потемнение полотна грозило всем , кто в избытке использовал земляные краски (сиена, умбра, темная охра).

Кроме используемых земляных красок, темнеющих со временем, покрывные лаки на основе смол (канифоль, янтарь) также изменяют светлость картины, придавая ей желтизну. Чтобы искусственно придать старину полотну, в лак специально добавляют пигмент охры или любой другой похожий.

Также к сильному потемнению может привести избыток масла в работе. Он может повлечь за собой еще и трещины. Хотя такой эффект кракелюра чаще связан с работой по полусырой краске, что для масляной живописи недопустимо: пишут только по высохшему или еще сырому слою, в ином случае необходимо соскрести его и прописать заново..

В общем -сегодня мы познакомились с некоторыми нюансами техники Старых Мастеров и еще обязательно вернемся к этой теме на примере натюрмортов и портретов.

А пока у Вас есть возможность, используя полученные сегодня знания — попробовать самим технику старых мастеров — используя одну из выше приведенных техник.

А какую именно — Вы узнаете из этого мастер-класса и лично от Никонова Дениса, который отлично изучил техники старых мастеров, мастерски владеет техникой Живописи и научит Вас создавать настоящие шедевры маслом.

МК «Голландский Натюрморт» >>>>

Изучив полный курс техники Старых Мастеров — Вы не просто будете писать изумительные работы, но и будете иными глазами смотреть на мировые шедевры в музеях.

Вам откроются все секреты полотен, скрытые для обычных людей, поскольку все секреты открываются только тем, кто знает….

Понравилась статья? Обязательно поделитесь своими впечатлениями в комментариях и конечно же поделитесь со своими друзьями — возможно они искали эту информацию.

Источники:

http://vk.com/@jivopismaslom-nadezhda-ilina-rasskazyvaet-o-flamandskom-metode-zhivopisi
http://jivopismaslom.ru/interesnyie-stati/nadezhda-ilina-rasskazyivaet-o-flamandskom-metode-zhivopisi.html
http://shop.aqq-project.info/technique-of-old-masters-in-painting/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии