743 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сатирические приемы в сказке салтыкова-щедрина повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Сатирические приемы в сказке салтыкова-щедрина повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Сатирические приемы в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В итоговый период своего творчества М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к иносказательной форме сказки, где, описывая житейские ситуации «эзоповым языком», высмеивает пороки современного писателю общества.

Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их.

Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются».

Таким образом, используя различные сатирические приемы, иносказательную форму «эзопова языка», М.Е. Салтыков-Щедрин выражает собственное отношение к взаимоотношениям между людьми, обладающими властью, и простым народом. Писателем высмеивается и неприспособленность генералов к жизни, и тупое исполнение мужиком всех прихотей господ.

Просидевших всю жизнь в регистратуре генералов можно было и не отправлять на необитаемый остров, достаточно было завести их в поле или в лес, оставив одних, как в сказках, можно было и отменить крепостное право, как в жизни.

Конечно, сказка – ложь, преувеличивает писатель, и не было настолько глупых и неприспособленных к жизни генералов, но в любой сказке есть намек. Намекает автор и на безвольность и зависимость мужика, и на беспомощность «генералов», которые бы умерли от голода и холода, если бы рядом не оказался мужик. В сказке много условностей, фантастики: неожиданное перемещение на необитаемый остров двух генералов, там же очень кстати обнаружился и мужик. Многое преувеличивается, гиперболизируется: полная беспомощность генералов, незнание того, как сориентироваться относительно частей света и т.д. Использует автор сказки и гротеск: огромные размеры мужика, съеденный орден, суп, сваренный в ладонях, сплетенная веревочка, не дающая мужику сбежать.

Сами сказочные элементы, используемые автором, – уже сатира на общество того времени. Необитаемый остров – реальная жизнь, которой генералы не знают. Мужик, исполняющий все желания, – скатерть-самобранка и ковер-самолет в одном лице. Салтыков-Щедрин издевается над генералами, которые родились и состарились в регистратуре, над регистратурой как общественным учреждением, которую «упразднили за ненадобностью» и над мужиком, который сам себе веревочку сплел, сам и счастлив, что «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». И генералы, и мужик с Подьяческой, но какие разные они в Питере и на острове: на необитаемом острове мужик необходим, значимость его огромна, а в Питере «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит», маленький, незаметный. Генералы же на острове бессильны, как дети, а в Питере всемогущи (на уровне регистратуры).

Читать еще:  Как нарисовать красивый рисунок на новый год. Видео: как нарисовать снеговика на Новый год

Салтыков-Щедрин от души посмеялся над всеми, над теми, кого он называл «детьми изрядного возраста», так как взрослым иногда заново нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где граница между добром и злом.

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Читать еще:  Мустафа Муртазаев: Украинский художник пишет кистью без кистей. Мустафа Муртазаев — художник, творящий не руками, а сердцем

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Конспект урока-исследования по русскому языку «Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок-исследование на тему: «Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»».

Учитель русского языка

МОБУ СОШ с. Новая Отрадовка

Тема урока: Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

познавательные: 1) помочь понять иносказательный смысл произведения;

2) познакомить с ролью художественных приемов в сатирических произведениях, языковой картиной произведения.

развивающие : 1) совершенствовать умение анализировать текст;

2) развивать способность определять художественный прием в произведении;

3) исследовать языковую картину сатирического произведения; 4)с пособствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

Читать еще:  Проклятие коллекции Ильина. Загадка коллекции ильина Комсомольская правда о коллекции ильина

воспитывающие: 1) воспитывать художественный вкус;

2) в оспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Оборудование : проектор, компьютер, ноутбуки.

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово учителя.

М.Е.Салтыкова –Щедрина нельзя назвать писателем одного жанра. Он писал и романы, и повести, и критические статьи, и стихи в ранний период творчества, и сказки.

Так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора. Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.

Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью. Сатира-это один из видов смеха, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. Сам писатель назвал свою манеру «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа, создателя жанра басен в 6 веке до нашей эры. «Эзоповская речь» – форма сатирической речи. Как же писателю удавалось создавать такие произведения и образы? Сегодня попробуем ответить на этот вопрос.

III . Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Вспомнить определения литературных приемов. Давайте проверим.

Вам необходимо прочитать отрывок из художественного произведения и определить, какой литературный прием использовал автор, а также по характеристике назвать художественный прием и привести пример.

а) Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (А.С. Пушкин) (слайд 3)

(Лев – Швеция , а ллегория)

б ) шаровары шириною с Чёрное море. (Н.Гоголь) (слайд 3)

в) назовите прием, в котором в основе произведения лежит нарушение границ реальности, принятых условностей, приведите примеры. (слайд 4)

г) древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни, фантастическое преувеличение.

(Гротеск). (слайд 4)

Давайте вспомним определения литературных приемов, проверим (слайд 5,6 )

Как вы думаете, почему мы уделяем внимание именно этим выразительным средствам? (Они относятся к теме урока). В каком, недавно прочитанном произведении они встретились? (М.Е. Салтыков -Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Верно. Мы будем говорить о значении литературных приемов в создании сатирических образов сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

IV . Работа по теме урока.

1. Ребята, сегодня на уроке будут работать четыре группы, у каждой на столах ноутбуки, вам необходимо по образцу (слайд 5,6 ) создать таблицу литературных приемов, которые вы будете заполнять в течение урока примерами. Выполнение такой работы позволит вам определить основные художественные приемы сатирической литературы.

2. Составление таблицы (работа на ноутбуке) ;

3. Каждая из групп находит примеры использования автором в тексте сказки одного из литературных приемов и заполняет третий столбец таблицы.

(Н-р, аллегория: отношения сказочных генералов и мужика — аллегория отношений власти и народа.

Гипербола:»Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились. «

Фантастика: генералы необыкновенным образом попадают на необитаемый остров.

Гротеск: генералы думали, что «булки в том самом виде родятся».)

Далее группы знакомят со своими примерами из текста, обмениваются ими для заполнения таблицы.

4. Задания для выполнения в группах.

Пользуясь электронной версией словаря литературоведческих терминов, разместить виды комического по степени усиления отрицания : сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм. Объяснить свой ответ. Дополнить таблицу новыми литературными приёмами.

Почему М.Е. Салтыков-Щедрин использует гротеск?

V . Подведение итогов.

Каждая группа, пользуясь составленной таблицей, формулирует вывод о роли литературных приемов в создании сатирических образов.

VI . Домашнее задание (слайд 7)

Задание на выбор:

1. Продолжить сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».

2. Написать сказку, используя составленную таблицу.

Источники:

http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9181-satiricheskie-priemi-v-skazke-saltikova-shedrina-o-tom-kaka-odin-mujik-dvuh-generalov-prokormil
http://fb.ru/article/316701/satiricheskie-priemyi-v-skazkah-saltyikova-schedrina
http://infourok.ru/konspekt-urokaissledovaniya-po-russkomu-yaziku-literaturnie-priemi-v-sozdanii-satiricheskih-obrazov-v-skazke-me-saltikovaschedri-907619.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector