С какой целью повествователь предлагает читателю историю. “Повести Белкина” интересны для исследователей своим художественным приемом – повествованием от лица выдуманного рассказчика

С какой целью повествователь предлагает читателю историю. “Повести Белкина” интересны для исследователей своим художественным приемом – повествованием от лица выдуманного рассказчика

Образ рассказчика и особенности повествования в “Повестях Белкина” А.С. Пушкина

Федеральное агентство по образованию

Бурятский государственный университет

Кафедра русской литературы

Допустить к защите:

Зав. кафедрой русской литературы

доктор филол. наук, проф.

_____________ С.С. Имихелова

“___”______________ 2009 г.

Образ рассказчика и особенности повествования в “Повестях Белкина” А.С. Пушкина

доктор филол. наук, профессор С.С. Имихелова

Автор работы: Е.Б. Шоболова

ГЛАВА I. Образ рассказчика в прозе

1.1 Содержание понятия “образ рассказчика” в структуре произведения

1.2 Образ рассказчика в прозе А.С.Пушкина

ГЛАВА II. Особенности повествования в “Повестях Белкина” А.С.Пушкина

2.1 Своеобразие повествования в “Повестях Белкина”

2.2 Образы рассказчиков в “Повестях Белкина”

2.3 “Станционный смотритель”: особенности повествования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прозе А.С.Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. Как художник-прозаик Пушкин выступил изданием в конце октября 1831 года “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина”. Драгоценное благоприобретение Болдинской осени, “Повести Белкина” представляют собой первое завершенное произведение пушкинской прозы.

Оригинальность и своеобразие “Повестей Белкина” заключаются в том, что Пушкин выявил в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей сентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее положение в прозе этого периода.

Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, какой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени. Обращение к жизни поместного дворянства средней руки (“Метель”, “Барышня-крестьянка”), армейской среды (“Выстрел”), внимание к судьбе “мученика четырнадцатого класса” (“Станционный смотритель”), наконец, к быту мелких московских ремесленников (“Гробовщик”) наглядно свидетельствует об этой устремленности “Повестей Белкина”. Воссоздавая жизнь своих ничем не примечательных героев, Пушкин не приукрашивает ее и не скрывает тех ее сторон, которые представлялись подлежащими преодолению. В качестве орудия критики действительности поэт избирает иронию.

“Повести Белкина” интересны для исследователей своим художественным приемом – повествованием от лица выдуманного рассказчика.

Создавались ли повести как “повести Белкина”? Связан ли Белкин со “своими” повестями? Является ли Белкин реальной значимой величиной или же это мнимая величина, не имеющая никакого важного значения? Таковы вопросы, составляющие “проблему Белкина” в пушкиноведении. Не менее важным представляется вопрос о целой системе рассказчиков, так как в “Повестях Белкина” композиционная функция Белкина проявляется в его “самоустранении” из повестей (образ автора включен только в предисловие).

Вопрос “К чему Белкин?”, заданный исследователями творчества Пушкина, встал надолго перед русской литературой и историко-литературной наукой. И до сих пор серьезного и удовлетворительного ответа на этот вопрос нет; не потому, что он неразрешим, а потому, что слишком уж сильна традиция предубежденного отношения к этому пушкинскому образу (1). Так как эта проблема до сих пор интересна и актуальна, то мы поставили целью исследования дать более обширную характеристику понятия “рассказчик пушкинских повестей”, отсюда вытекают следующие задачи исследования:

1) определить современный литературоведческий статус “образа рассказчика”;

2) выявить специфику образа рассказчика, его положение и позиции, занимаемые им в тексте “Повестей Белкина”;

3) выявить особенности повествования и образы рассказчиков в одной из “Повестей Белкина” – “Станционном смотрителе.

Объект исследования – своеобразие прозы А.С.Пушкина.

Предмет исследования – система образов рассказчиков в “Повестях Белкина”.

Методологической основой работы послужили труды известных отечественных ученых: М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, С.Г. Бочарова и др.

Методы исследования: историко-литературный и структурно-семантический.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА В ПРОЗЕ

1.1 Содержание понятия “образ рассказчика” в структуре произведения

Как известно, образ автора – это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре произведения. Это – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого. Образ автора обычно не совпадает с рассказчиком в сказовой форме повествования. В этом случае рассказчик – это условный образ человека, от лица которого ведется повествование в произведении.

В.В. Виноградов пишет: “Рассказчик – речевое порождение автора, и образ рассказчика – это форма литературного артистизма автора. Образ автора усматривается в нем как образ актера в творимом им сценическом образе. Соотношение между образом рассказчика и образом автора динамично даже в пределах одной сказовой композиции, это величина переменная” (2). Структура образа автора различна в разных видах художественной прозы. Так, рассказ как форма литературного повествования реализуется рассказчиком – посредником между автором и миром литературной действительности.

Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля и на формы изображения персонажей: герои уже не “самораскрываются” в речи, а их речь передается по вкусу рассказчика – в соответствии с его стилем в принципах его монологического воспроизведения. Рассказчик в ткани речи получает свою “социологическую” характеристику. Конечно, для писателя при социально-стилистической дифференциации персонажей необязательно следовать социально-экспрессивным расслоениям бытовой, прагматической речи. Тут остро выступает вопрос о зависимости художника от литературных традиций, от структурных своеобразий языка литературы. Но вообще, чем меньше в литературном рассказе “социально-экспрессивных” ограничений, чем слабее его “диалектная” замкнутость, т.е. чем сильнее тяготение его к формам общего литературного языка, тем острее выступает в нем момент “писательства”. А чем теснее сближение образа рассказчика с образом писателя, тем разностороннее могут быть формы диалога, тем больше возможностей для экспрессивной дифференциации речи разных персонажей. Ведь рассказчик, поставленный на далекое речевое расстояние от автора, объективируя себя, тем самым накладывает печать своей субъективности на речь персонажей, нивелируя ее.

Образ рассказчика, к которому прикрепляется литературное повествование, колеблется, иногда расширяясь до пределов образа автора. Вместе с тем соотношение между образом рассказчика и образом автора динамично в пределах одной литературной композиции. Динамика форм этого соотношения непрестанно меняет функции основных словесных сфер рассказа, делает их колеблющимися, семантически многопланными. Лики рассказчика и автора, покрывая (вернее: перекрывая) и сменяя один другого, вступая в разные отношения с образами персонажей, оказываются основными формами организации сюжета, придают его структуре прерывистую ассиметричную “слоистость” и в то же время складываются в единство сказового “субъекта”.

В отличие от образа автора, который всегда есть в любом произведении, образ рассказчика необязателен, он может быть введен, а может быть и не введен. Так, возможно “нейтральное”, “объективное” повествование, при котором сам автор как бы отступает в сторону и непосредственно создает перед нами картины жизни (конечно, автор незримо присутствует в каждой клеточке произведения, выражая свое понимание и оценку совершающегося). Этот способ внешне “безличного” повествования мы находим, например, в гончаровском “Обломове”.

Читать еще:  Открываем магазин сладостей: детальное рассмотрение бизнес идеи. Как открыть кондитерский магазин

Чаще повествование ведется от определенного лица; в произведении помимо других человеческих образов выступает и образ рассказчика. Это может быть, во-первых, образ самого автора, который непосредственно обращается к читателю (ср. “Евгений Онегин” А.С.Пушкина). Очень часто в произведении создается и особый образ рассказчика, который выступает как отдельное от автора лицо. Этот рассказчик может быть близок к автору, родствен ему и очень далек от него по своему характеру и общественному положению. Рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю, и как действующий герой произведения. Наконец, в произведении подчас предстает не один, а несколько рассказчиков, по-разному освещающих одни и те же события.

Образ рассказчика ближе к образам персонажей, чем образ автора. Рассказчик выступает как действующее лицо, вступает во взаимоотношения с персонажами. Положение рассказчика между автором и персонажами может быть различно. Он может быть отделен от автора средствами языка, свойствами характера, обстоятельствами биографии, а может быть по этим же признакам приближен к автору. В этом случае образ рассказчика почти сливается с образом автора. Но все же полного слияния этих образов не может быть. Положение образа рассказчика в отношении к образу автора и образам персонажей может быть подвижно. То рассказчик отступает на второй план или вообще оказывается “за кадром”, и в повествовании господствует образ автора, диктуя “распределение света и тени”, “переходы от одного стиля к другому”, то отступает образ автора и вперед выходит рассказчик, активно взаимодействуя с персонажами и высказывая суждения и оценки, которые нельзя приписывать автору. Такого рассказчика следует трактовать только как одну из смысловых и языковых линий, которые лишь во всей своей совокупности, во всей сложности своих переплетений отражают авторскую позицию.

Е.А. Иванчикова выделяет несколько типов рассказчиков в произведениях, относящихся к малым жанрам:

а) Анонимный рассказчик осуществляет “служебную”, композиционно-информативную функцию: он в кратком предисловии вводит в повествование другого – основного – рассказчика, дает его характеристику.

б) Особая – “экспериментальная” – форма повествования с анонимным рассказчиком (он обнаруживается при помощи местоимений “мы”, “наш”). Рассказ ведется с позиции непосредственного наблюдателя и весь пронизан иронией.

в) Анонимный рассказчик-наблюдатель – очевидец и участник описываемых сцен и эпизодов. Он дает характеристики действующих лиц, передает и комментирует их речи, наблюдает за происходящим вокруг, в свободной, раскованной форме высказывает свои суждения, раздает свои личные оценки, обращается к читателям.

г) Повествование ведется от имени конкретного (названного или нет) рассказчика, являющегося в то же время одним из персонажей произведения. Все происходящее преломляется через его сознание и восприятие, он не только наблюдает и оценивает, но и действует, он рассказывает не только о других, но и о себе, передает свои и чужие высказывания, делится своими впечатлениями и оценками (3).

Если конкретный рассказчик ограничен в своих знаниях и возможностях, то и субъективное, и объективное авторское повествование передает точку зрения всезнающего автора, который не указывает и не обязан указывать на источники своего знания о мире и персонажах. Прежде всего, ему открыта внутренняя жизнь персонажа. Разные разновидности повествования от первого лица отличаются мерой конкретности повествователя, характером позиции повествователя, характером адресата и композиционного оформления, языковым обликом. Одна из разновидностей конкретного рассказчика – рассказчик, обладающий жизненным опытом, близким к опыту писателя (например, “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л.Н. Толстого).

Речью рассказчика, ее стилевой формой не только обрисовываются и оцениваются объекты художественной действительности, но и создаются образы самих рассказчиков, их социальные типы. Так, можно обнаружить и рассказчика – наблюдателя, сливающегося с описываемым им персонажем, и рассказчика – обличителя и моралиста, и рассказчика – насмешника и сатирика, и рассказчика – чиновника, и рассказчика – обывателя, при этом разные “лики” рассказчиков проявляются иногда в одном и том же произведении.

Открытый рассказчик узнается по присутствию в тексте местоимений “я”, “мы”, притяжательных местоимений “мой”, “наш”, глагольных форм 1-го лица. Скрытый рассказчик, по сравнению с открытым, владеет значительно большим пространством романного текста. Скрытый рассказчик “обезличен”, что сближает его с объективным автором. Он обнаруживается в текстах с отсутствующим повествовательным “я”. Это тексты основного повествования, описательные фрагменты, сцены. Сигналами незримого присутствия рассказчика служат разные способы выражения значений приблизительности, неполноты знания, недостаточной осведомленности (например, “Шинель” Н.В. Гоголя).

Также возможны смешанные системы. Обычно при отвлеченном рассказе повествователь следит за судьбой отдельного персонажа, и мы узнаем персонаж. Затем один персонаж оставляется, внимание переходит на другого – и снова мы узнаем последовательно, что делал и узнавал этот новый персонаж.

В повествовании персонаж может быть одним из рассказчиков, то есть в скрытой форме может быть своего рода повествовательной нитью, и в таком случае автор заботится сообщать только то, что мог бы рассказать его герой. Иногда только этот момент прикрепления нити повествования к тому или иному персонажу определяет всю конструкцию произведения. Такой персонаж, ведущий повествование, чаще всего бывает главным героем произведения.

Разнообразию масок рассказчиков соответствует разнообразие сказовых форм эпического повествования, разнообразие психологических и социальных типов самих рассказчиков и, соответственно, разнообразие ракурсов освещения объектов художественной действительности, разнообразие оценочных позиций.

Также наблюдается отчетливая жанровая сопоставленность текстов с рассказчиком: для произведений малых жанров типична моносубъектность, стилевая цельность повествовательной формы, модально-оценочная однозначность; для больших романов – раздвоенность повествователя, стилевая дифференциация соответствующих текстов, распределенность изобразительных функций между разными субъектами и достижение благодаря этому определенных идейно-художественных результатов.

«ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА». ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ЛИЦА ВЫМЫШЛЕННОГО АВТОРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Повести покойного ивана петровича белкина».
Книга (цикл) повестей. повествование от лица
вымышленного автора как художественный прием

Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как авторе «Повестей Белкина», вовлечению в решение поставленных в повестях проблем, развитию интереса к Пушкину как мастеру прозы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

познавательная сфера: иметь представление об отличии автора от повествователя – рассказчика; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям А. С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

Читать еще:  Л.Кэрролл "Алиса в Зазеркалье": описание, герои, анализ произведения. Итак, где же презумпция невиновности

коммуникативная сфера: развивать умения рисовать картину, создавать портрет на основе личных впечатлений и полученных знаний; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения и устного рецензирования выразительного чтения одноклассников;

эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/612277

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, макет книги «Повести Белкина» с титульными листами ко всем 5 повестям; плакат эпиграф к уроку: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ничему не учат» (А. С. Пушкин).

Основные понятия и термины: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка, ирония.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ничему не служат.

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

– Скажите, сколько повестей вошло в сборник «Повести Белкина»? Как они называются? Внимательно рассмотрите макет книги.

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель просит внимательно прочитать эпиграф к уроку и в течение урока найти аргументы для его подтверждения.

2. История создания «Повестей Белкина». (См. Ресурсный материал.)

3. Выразительное чтение вступления «От издателя» к «Повестям Белкина».

4. Беседа по повести «Метель».

Беседа по вопросам 1–5, с. 57–58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим. »).

5. Художественный (близкий к тексту) рассказ о жизни Бурмина.

– Что вы можете сказать о характере героя?

6. Выразительное чтение сцены метели.

Вопросы для беседы:

– Какую роль, на ваш взгляд, сыграл этот эпизод в жизни героев?

– Почему повесть так названа?

– Можете ли вы вспомнить примеры из книг, из жизни, чтобы стихия природы вмешивалась в жизнь людей и меняла ее независимо от их желания, воли?

– Задайте вопросы нашему рассказчику.

Беседа по вопросам 9–11, с. 58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим. »).

8. Художественные особенности повести.

– Рассмотрите следующие особенности повести:

1) описание природы, роль пейзажа;

2) художественные средства;

– Обратимся к эпиграфу урока. Приведите аргументы, подтверждающие правоту высказывания Пушкина.

9. Сообщение ученика «Музыканты и художники-иллюстраторы повести А. С. Пушкина “Метель”».

– Какая иллюстрация к повести «Метель» соответствует вашему восприятию произведения?

– Слышали ли вы вальс композитора Г. Свиридова к кинофильму «Метель»? Поделитесь своими впечатлениями.

III. Практическая деятельность: работа со словарем (в группах).

Задание для 1-й группы : найти лексические значения слов: отставной заседатель, летела стремглав, надела теплый капот, улан, деревянный ставень, в шлафорке на вате, более чем полудюжиною заговорщиков, стал перед налоем.

Задание для 2-й группы : объяснить значение понятий, требующих закрепления: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».

Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.

Эта белая, застывшая равнина – словно предвестие судьбы бедного ар-мейского прапорщика, который будет смертельно ранен под Бородином.

На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отечественной войны 1812 года: «Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “Отечество”! Как сладки были слезы свидания».

Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.

Подводя итог нашего разговора, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.

– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание (по выбору).

1. Составить викторину по «Повестям Белкина».

2. Составить кроссворд по любой повести.

3. Нарисовать иллюстрацию к любой повести.

4. Подумать над предложениями по подготовке проекта урока внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» – первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то не существовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Но сначала представим себе, о чем рассказывает Белкин. Жизненный материал, легший в основу повестей, – истории, случаи, происшествия провинциального быта. События, происходившие за блестящим фасадом Российской империи, привлекали Пушкина и раньше. Но обычно о них повествовал сам автор. Самостоятельных «голосов» мелких помещиков, офицеров, затерянных в глухих закоулках огромной страны, и вообще простого люда не было слышно. Теперь же Пушкин дает слово Белкину – выходцу из поместных глубин России. В «Повестях Белкина» нет народа как собирательного образа, но всюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Это и крепостные крестьяне, и гробовщик, и провинциальные барышни, и смотритель с его дочкой, и множество других персонажей, только упомянутых или лаконично обрисованных. Тут и богатые, и бедные помещики, и нежданно залетевшие на почтовую станцию аристократы и офицеры, службой занесенные в отдаленные места.

Психологически, например, достоверно, что Белкина привлекают острые сюжеты, истории и случаи, анекдоты, как сказали бы в старину. Они условно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в застойном быту тусклой и однообразной поместной жизни с ее медленным темпом. В судьбе «рассказчиков», которые поделились с Белкиным известными им необычными событиями, как у самого повествователя, не было ничего примечательного, кроме одной-двух историй. Титулярный советник А. Г. Н. рассказал покойному «Смотрителя», Подполковник И. Л. П. – «Выстрел», приказчик Б. В. – «Гробовщика», девица К. И. Т. – «Метель» и «Барышню-крестьянку». С этими людьми И. П. Белкину легко было встретиться и непринужденно общаться. Причем они рассказывали о том, что им хорошо, доподлинно известно. Пушкин подчеркнул как бы «профессиональную» причастность всех этих людей к известным им историям: чиновник рассказал о чиновнике, военный – о военном, мелкий торговец – о таком же мелком торговце, а уж девицу К. И. Т. больше всего интересовали, конечно, любовные приключения.

Читать еще:  Драматургия пьера корнеля. Корнель Пьер - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Есть, однако, еще одна очень важная особенность таких рассказов. Все они принадлежат людям одного уровня миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде – деревенской или городской. Различия в их взглядах на жизнь незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Это означает, что Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики и Белкин в том числе. Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиций высокого критического сознания, а с точки зрения обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясный отчет в их смысле. Поэтому для Белкина все рассказы, с одной стороны, выходят за пределы его обычных интересов, ощущаются необыкновенными (недаром они врезались в его память и даже побудили взяться за перо), а с другой – оттеняют духовную неподвижность его существования.

События, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно «романтическими»: в них есть всё: пули, неожиданные случайности, счастливая любовь, смерть, тайные страсти, приключения с переодеваниями и фантастические видения. Белкин ищет и находит в окружающем поэтическое, резко выделяющееся из повседневности, в которую он погружен. Он хочет приобщиться к яркой, неоднообразной жизни. В нем чувствуется тяга, пусть даже бессознательная, к сильным чувствам. В судьбах героев, о которых рассказывает Белкин, произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал подобного. Он лишь довольствовался рассказами. Но в нем тоже жило стремление к «романтике».

Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, однако, не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни. И наоборот: самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Тем самым, узкие границы белкинского взгляда неизмеримо расширяются. Так, например, бедность воображения Белкина приобретает особую смысловую наполненность. Вымышленный повествователь ничего не может придумать и измыслить, разве что поменять фамилии живых людей. Он даже оставляет в неприкосновенности названия сел и деревень. Пушкин, создавая письмо ненарадовского помещика, конечно, ироничен. Иван Петрович и в фантазии не вырывается из пределов ближайших деревень – Горюхино, Ненарадово, около них расположенных городков. Но для Пушкина в подобном недостатке, конечно, заключено и достоинство – везде происходят или могут произойти случаи, описанные Белкиным.

«Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпадающее отношение. Поэтому немудрящая белкинская проза постоянно поправляется, корректируется, по иному освещается Пушкиным, который то вставит ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлет к литературному сюжету.

ВВЕДЕНИЕ

Прозе А.С.Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. Как художник-прозаик Пушкин выступил изданием в конце октября 1831 года “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина”. Драгоценное благоприобретение Болдинской осени, “Повести Белкина” представляют собой первое завершенное произведение пушкинской прозы.

Оригинальность и своеобразие “Повестей Белкина” заключаются в том, что Пушкин выявил в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей сентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее положение в прозе этого периода.

Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, какой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени. Обращение к жизни поместного дворянства средней руки (“Метель”, “Барышня-крестьянка”), армейской среды (“Выстрел”), внимание к судьбе “мученика четырнадцатого класса” (“Станционный смотритель”), наконец, к быту мелких московских ремесленников (“Гробовщик”) наглядно свидетельствует об этой устремленности “Повестей Белкина”. Воссоздавая жизнь своих ничем не примечательных героев, Пушкин не приукрашивает ее и не скрывает тех ее сторон, которые представлялись подлежащими преодолению. В качестве орудия критики действительности поэт избирает иронию.

“Повести Белкина” интересны для исследователей своим художественным приемом – повествованием от лица выдуманного рассказчика.

Создавались ли повести как “повести Белкина”? Связан ли Белкин со “своими” повестями? Является ли Белкин реальной значимой величиной или же это мнимая величина, не имеющая никакого важного значения? Таковы вопросы, составляющие “проблему Белкина” в пушкиноведении. Не менее важным представляется вопрос о целой системе рассказчиков, так как в “Повестях Белкина” композиционная функция Белкина проявляется в его “самоустранении” из повестей (образ автора включен только в предисловие).

Вопрос “К чему Белкин?”, заданный исследователями творчества Пушкина, встал надолго перед русской литературой и историко-литературной наукой. И до сих пор серьезного и удовлетворительного ответа на этот вопрос нет; не потому, что он неразрешим, а потому, что слишком уж сильна традиция предубежденного отношения к этому пушкинскому образу (1). Так как эта проблема до сих пор интересна и актуальна, то мы поставили целью исследования дать более обширную характеристику понятия “рассказчик пушкинских повестей”, отсюда вытекают следующие задачи исследования:

  • 1) определить современный литературоведческий статус “образа рассказчика”;
  • 2) выявить специфику образа рассказчика, его положение и позиции, занимаемые им в тексте “Повестей Белкина”;
  • 3) выявить особенности повествования и образы рассказчиков в одной из “Повестей Белкина” – “Станционном смотрителе.

Объект исследования – своеобразие прозы А.С.Пушкина.

Предмет исследования – система образов рассказчиков в “Повестях Белкина”.

Методологической основой работы послужили труды известных отечественных ученых: М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, С.Г. Бочарова и др.

Методы исследования: историко-литературный и структурно-семантический.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Источники:

http://www.kazedu.kz/referat/163657
http://infourok.ru/povesti-pokoynogo-ivana-petrovicha-belkina-povestvovanie-ot-lica-vimishlennogo-avtora-kak-hudozhestvenniy-priem-1139564.html
http://studexpo.ru/176229/literatura/vvedenie

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии