Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения. Из истории возникновения музыкальных инструментов

Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения. Из истории возникновения музыкальных инструментов

Русские народные музыкальные инструменты

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре – домрачей).

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Читать еще:  «Это дно»: Ольга Бузова публично унизила Анастасию Костенко. Бывший муж ольги бузовой и ростовская модель анастасия костенко обвенчались в церкви

Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баранова Г.А.

Статья посвящена исследованию современных проблем сохранения славянских традиций в условиях глобализации. Актуальность исследования заключается во все более нарастающей конфронтации между существующими сегодня культурами полноценного развития исполнительства на народных инструментах и цивилизациями, обусловленной современными глобализационными тенденциями игре на электронных инструментах. В статье выявлены и проанализированы проблемы сохранения славянских традиций, самобытности, культуры исполнительской деятельности на народных инструментах.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Баранова Г.А.

RUSSIAN MUSICAL INSTRUMENTS ON THE VERGE OF EXTINCTION

The article is devoted to modern problems of preservation of Slavic traditions in the context of globalization. The relevance of the study lies in the growing opposition to the current crop of full development of performing art on folk instruments and civilizations, due to modern globalization trends are playing electronic instruments. The article identified and analyzed the problems of the preservation of Slavic traditions, identity, culture, performing on folk instruments.

Текст научной работы на тему «Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения»

РУССКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Г.А. Баранова, руководитель методического объединения народных инструментов Вяземская ДШИ имени А.С. Даргомыжского (Россия, г. Вязьма)

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных проблем сохранения славянских традиций в условиях глобализации. Актуальность исследования заключается во все более нарастающей конфронтации между существующими сегодня культурами полноценного развития исполнительства на народных инструментах и цивилизациями, обусловленной современными глобализационными тенденциями игре на электронных инструментах. В статье выявлены и проанализированы проблемы сохранения славянских традиций, самобытности, культуры исполнительской деятельности на народных инструментах.

Ключевые слова: музыкальные инструменты, балалайка, грань исчезновения, популяризация, национальная культура, индивидуальность государства.

Русская музыка – достижения музыкальной культуры русского народа – результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Это понятие объединяет русский музыкальный фольклор, творчество русских композиторов XVI-XXI веков, русский романс, творчество бардов.

У балалайки нет аналога. Она – выражение души русского народа. Инструмент уникален во всем, начиная с неповторимого тембра и заканчивая постановкой рук, посадкой исполнителя. В наши дни интерес к этому инструменту может показаться невысоким лишь на первый взгляд. Чтобы избавиться от подобного мнения, достаточно увидеть, сколько людей собирается на концерты народной музыки, которые проводятся во всех городах России и других стран, где сильны славянские традиции. То, что популярной принято считать музыку других направлений, нельзя считать плохим фактом: музыка развивается, меняется, становится разнообразной, и в этом нет ничего плохого. Она расширяется, но не вытесняет тем самым другую. Тем, кто ценит звук балалайки, всегда найдется, куда сходить и что послушать.

Бесценна музыка народа, Что в песнях Родины живёт, Её мелодией природа, Как тот бальзам на сердце льёт.

Да и о каком забвении можно говорить, если один из первых появляющихся в сознании образов, когда речь заходит о России – это та самая русская балалайка? В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Народные инструменты на большой сцене звучат сравнительно недавно. В силу молодости профессиональной школы игры на этих инструментах пока трудно говорить о прочных, устоявшихся традициях. Все началось в 80-е годы XIX века, когда молодой дворянин Василий Андреев стал давать первые любительские концерты, организовал классы по игре на балалайке, и только с реконструкции домры и гуслей в начале XX века появился народный оркестр. Перспективы развития народных инструментов очень широки. Но будет ли использован их потенциал в ближайшее время – предугадать сложно.

Народные инструменты не популяризируются, и это также препятствие на пути

развития народной исполнительской культуры. Поддержание национальной культуры – залог сохранения индивидуальности государства. У нас нет возможности часто слушать народную музыку, мы выключены из контекста народной культуры. Дети, живущие в городах, не знают об укладе жизни в деревнях, а многие даже ни разу не видели народного костюма. Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал, как на нём играть.

Наше дополнительное и профессиональное образование в области культуры пытается внести свою лепту в сохранение культурного наследия страны. Ставит проблемные вопросы и пытается сделать все возможное в этом направлении. Начиная с музыкальных школ. Контингент учащихся, особенно в музыкальных школах, очень пестрый. Сейчас наметилась такая тенденция, что на народные инструменты поступают либо те, кого больше некуда пристроить, либо совсем одержимые своей специальностью люди. Наша задача – дать им всем хорошее образование. Пусть не все из них станут известными музыкантами, но прочное базовое образование – это хороший задел на будущее. Порой педагог, не достигший исполнительских высот, но знающий, как играть, может научить не хуже, а в чем-то даже и лучше концертирующего педагога. Примеров тому множество. Такие педагоги в состоянии воспитать в своих учениках любовь к инструменту. В любом случае увеличение количества профессионалов в сфере народного инструментального исполнительства послужит благодатной почвой для массового распространения народной музыкальной культуры.

Читать еще:  Сандра браун невидимая связь. «Невидимая связь» Сандра Браун Невидимая связь сандра браун

Довольно остро сейчас стоит вопрос нехватки оригинального репертуара. Многие перспективные ученики, дойдя до высшей ступени образования, обнаруживают, что играть-то им уже нечего. На редких массовых концертах народники «потчуют» слушателя одними и теми же произведениями. Конечно, существуют многочисленные переложения европейской классики, но, поверьте, не все они достойны исполнения.

Только талантливое переложение, не уступающее в мастерстве оригиналу, может быть исполнено с большой сцены. К тому же, что бы там ни говорили, а все же инструмент раскрывается ярче именно на оригинальном репертуаре. Сейчас наблюдается рост интереса молодых композиторов к народным инструментам, однако интерес этот не столь широк, как хотелось бы. Для народников музыку пишут все еще немногие. В учебных планах композиторских факультетов отсутствует сочинение музыки для народных инструментов. Единичные случаи такого сочинения происходят на фанатично-самодеятельных началах, хотя это необходимо поставить на системную основу.

Есть и еще препятствие для полноценного развития исполнительства на народных инструментах: не в каждом вузе учебная программа народников соответствует высокому профессиональному уровню. Можно сказать, что происходит выхолащивание базового образования. И многие эксперименты, имеющие негативные последствия, связаны с протекающей реформой образования.

С появлением электронных инструментов и музыкальных записей на пластинках и дисках, человек вообще разучился самостоятельно играть и тем более изготавливать музыкальные инструменты. Возможно, случай другой, и можно все с лихвой списать на беспощадность времени, но исчезновение, причем массовое началось давно и стремительно прогрессирует. Теряем свои традиции, самобытность, нашу культуру, исполнительскую деятельность. Разрушается личность, устои, которые берегли наши предки. Если глубже проанализировать, потеряв русскую культуру, традиции и символы, мы себя обезличиваем и уничтожаем.

Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть. Возможно, совсем скоро, большинство из них будут пылиться на полках музеев, в качестве молчаливых раритетных экспонатов, хотя изначально создавались для более праздничных мероприятий. Еще раз следует подчеркнуть. Поддержание национальной культуры – залог сохранения индивидуальности государства.

1. Соколов Ф. Русская народная балалайка. – М., “Советский композитор”.

2. Илюхин А. В.В.Андреев. Материалы по курсу истории исполнительства на русских народных инструментах. – М., ГМПИ им. Гнесиных, 1959, вып. I.

3 .Вертков К. «Русские народные инструменты». – Л. “Музыка”, 1975. 4. Пересада А. Справочник балалаечника – М.:”С.К.” 1977.

RUSSIAN MUSICAL INSTRUMENTS ON THE VERGE OF EXTINCTION

A.G. Baranov, head of methodical association of folk instruments Children’s school of arts Vyazemskaya named after A.S. Dargomyzhsky (Russia, Vyazma)

Abstract. The article is devoted to modern problems ofpreservation of Slavic traditions in the context of globalization. The relevance of the study lies in the growing opposition to the current crop offull development of performing art on folk instruments and civilizations, due to modern globalization trends are playing electronic instruments. The article identified and analyzed the problems of the preservation of Slavic traditions, identity, culture, performing on folk instruments.

Keywords: musical instruments, the balalaika, on the verge of extinction, promotion of national culture, the personality of the state.

Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения. Из истории возникновения музыкальных инструментов

История возникновения музыкальных инструментов. Видео урок.

Когда возникли музыкальные инструменты? На этом вопрос можно получить очень разные ответы.(от100 лет, до десятков тысяч). В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так как это неизвестно. Но известно, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40тысяч лет (это была флейта, сделанная из кости животного, бедренной кости пещерного медведя). Но духовые инструменты появились не первыми, значит, музыкальные инструменты возникли еще раньше.

Какой же инструмент возник первым?

Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, две ракушки, и вместо хлопков в ладоши ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством удара, поэтому такие инструменты называют ударными.

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан. Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь что-либо предположить. Например, однажды, ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан. Инструменты похожей конструкции есть у многих народов. Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и немного отличаются по форме.

Читать еще:  Онлайн чтение книги Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Глава I. Иван Иванович и Иван Никифорович

В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль. Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен за несколько километров.

В истории был очень печальный период, связанный с работорговлей. Европейцы или американцы приплывали на африканский континент, чтобы захватить в плен и затем продать его жителей. Иногда приходя в селение, они никого там не заставали, жители успевали уйти от туда. Так случалось потому, что звуки барабана, которые доносились из соседнего селения, предупреждали их об этом, т.е. люди понимали «язык» барабанов.

Таким образом, первыми возникла группа ударных инструментов.

Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными? Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на изобретение этих инструментов мы так же не знаем, а лишь можем предположить что-либо. Например, однажды, охотясь, человек вышел на берег озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник. Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом человек понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более низкие. Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря этому, разной высоты звуки. Такой инструмент часто называют флейтой Пана.

Это связано с легендой о том, что давным-давно в Древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Однажды он шел по лесу и вдруг увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс. Пан к ней. А красавица-нимфа невзлюбила Пана и стала убегать от него. Бежит-бежит, а Пан ее уже догоняет. Взмолилась Сиринкс своему отцу – речному богу, что бы он ее спас. Отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.

С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана – от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее и сейчас часто называют сиринкс. У многих народов есть такие инструменты, только называются они по-разному. У русских – кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин – ларчеми (соинари), в Литве – скудучай, в Молдавии и Румынии – най или мускал, у латино-американских индейцев – сампоньо, Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

Когда наши далекие предки заставляли звучать какой-нибудь неодушевленный предмет , им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много легенд и песен. В одной из них рассказывается о том, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Сидел рыбак веселый

И перед ним по ветру

Кач ались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, тростник заговорил-

То голос человека

И голос ветра был.

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми

Ну а третей группой музыкальных инструментов, как вы уже,наверное, догадались, является струнная группа инструментов. И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук. Много раз перед охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука. И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой.

Таким образом возникают три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные.

Источники:

http://schci.ru/russkaya_narodnaya_musika.html
http://cyberleninka.ru/article/n/17745224
http://55muzrepetitor.ru/russkie-narodnye-instrumenty/istoriya-vozniknoveniya-muz-instrumentov

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии