Русские художники портреты василий тропинин. Художник василий андреевич тропинин биография картины
Русские художники портреты василий тропинин. Художник василий андреевич тропинин биография картины
Василий Андреевич Тропинин (19 [30] марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 [15] мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.
Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.
У него появился сын — Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.
В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу — под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.
Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.
В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».
Василий Тропинин: жизнь и творчество художника
Васи́лий Андре́евич Тропи́нин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь — Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.
Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.
В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.
В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.
В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).
В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.
Он скончался 3 мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.
В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».
ТВОРЧЕСТВО
Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции. Работы художника относят к романтизму. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи.
Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.
Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню.
В них — свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.
В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.
Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А.С.Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же; и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Многократно варьирует он и свои автопортреты.
С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.
Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный «передвижникам». Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В Петербурге Василий втайне от своего барина стал посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным.
Василий Тропинин
В асилий Тропинин по происхождению был крепостным крестьянином. Он получил свободу только в 47 лет, когда уже стал знаменитым художником. Портреты у Тропинина заказывали московские дворяне и купцы, его картины покупали коллекционеры и антиквары.
Крепостной, кондитер и вольнослушатель Академии художеств
Василий Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии. Его родители были крепостными крестьянами графа Антона Миниха. Отец будущего художника Андрей Тропинин получил вольную за хорошую службу. Однако остальных членов семьи граф Миних не освободил.
С детства Василий Тропинин много рисовал. Искусствовед Александра Амшинская писала: «По семейным преданиям потомков Минихов известно, что рисунки дворового мальчика забавляли господских детей, были своего рода курьезом для взрослых. Однако никто никакой пользы в них не видел». Начальное образование будущий художник получил в народном училище в Новгороде. После учебы Тропинин вернулся в село Карпово. К тому времени оно принадлежало зятю Миниха — графу Ираклию Моркову.
В начале 1790-х годов Морков отправил Василия Тропинина в Петербург учиться кондитерскому делу. В свободное от занятий время будущий художник посещал Императорскую Академию художеств, где изучал анатомию и копировал гравюры. Двоюродный брат Ираклия Моркова Алексей узнал об увлечении Тропинина и за свой счет определил его в Академию Художеств. С 1799 года живописец стал вольнослушателем Академии, студентом мастерской портретиста Степана Щукина, посещал занятия Григория Угрюмова, Иоганна Лампи-младшего и Габриэля Дуайена. Работы Тропинина часто побеждали на академических конкурсах. В 1804 году картину «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» показали на выставке. Кроме Тропинина, там представили свои работы и уже знаменитые к тому времени живописцы: Орест Кипренский, Иван Акимов и Владимир Боровиковский. Выставку посетила императрица Мария Федоровна. Картину высоко оценили критики, за сходство с гравюрами французского художника Жана-Батиста Грёза они назвали Тропинина «русским Грёзом».
Уже в сентябре того же года Тропинину пришлось покинуть Академию художеств. Граф Ираклий Морков отозвал живописца с учебы и велел переехать в свое имение в селе Кукавка.
По приказу графа Тропинин построил в селе Кукавка церковь и расписал ее. В то же время он создал «Портрет мужчины в польском костюме», скопировал несколько картин Рембрандта.
В Кукавке молодой художник познакомился с вольной поселенкой Анной Катиной, в 1807 году они обвенчались. После свадьбы Катина, как и Тропинин, стала крепостной графа Моркова. В 1809 году у супругов родился сын Арсений.
«Счастливое дарование и склонность к живописи»
В 1812 году началась Отечественная война. Вместе с семьей графа Моркова Тропинин переехал в Москву. После окончания войны он вернулся к творчеству: создавал портреты московских дворян, в том числе писателей Николая Карамзина и Ивана Дмитриева. Написал Тропинин и семейный портрет графов Морковых. Вскоре живописец стал известен в Москве. В журнале «Отечественные записки» про него писали: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».
В 1818 году Тропинин вернулся в Кукавку. Там он создавал пейзажи и портреты крестьян, в том числе «Украинца с палкой». Художник вспоминал: «Я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие изо всех до сих пор мною писанных». В селе Тропинин создал и несколько жанровых полотен, включая «Свадьбу в Кукавке».
В 1821 году Тропинин вернулся в Москву. Здесь он продолжил работу над «народными образами» – портретами украинских крестьян. Тропинин написал «Девушку с прялкой» и «Мальчика с дудкой». Работал он и над портретами художников Егора Скотникова и Николая Майкова. Критики хвалили новые работы живописца за выразительность линий, грамотную работу с цветами и светотенью.
В начале 1820-х художник все еще оставался крепостным. Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать ему вольную. Друг живописца Михаил Дмитриев даже предлагал графу простить крупный карточный долг за освобождение. Александра Амшинская писала: «Один из членов [Английского – Прим. ред] клуба, укоряя графа за долгие обещания отпустить художника на волю, в сердцах сказал, что Морков, пожалуй, сунет Тропинину в рот пирог, когда у того уже зубов не будет». Вольную художник получил только весной 1823 года. Однако его семья осталась в крепостных.
В сентябре того же года Тропинин написал письмо в Академию – просил дать ему звание художника: «8 сего мая получил я совершенную свободу из крепости, теперь остается мне избрать род жизни прошу отличное сословие художников обратить хотя самомалейшее внимание на участь мою». Вскоре Тропинину присвоили звание «назначенного в академики» за картины «Кружевница», «Старик нищий» и «Портрет художника Скотникова». «Кружевницу» и «Старика нищего» в свою частную коллекцию – так называемый «Музеум» – купил писатель и журналист Павел Свиньин.
Чтобы получить звание академика, Тропинину надо было пройти экзамен в Академии художеств. Осенью 1824 года его вызвали в Петербург. Живописец должен был написать портрет, который бы оценили профессора Академии художеств. Тропинин изобразил работника Санкт-Петербургского монетного двора Карла Леберехта. За эту картину художнику и присвоили звание академика.
В это же время Тропинин создал несколько реалистичных зарисовок из повседневной жизни петербуржцев. Остаться преподавателем в Академии художеств он отказался. Тропинин писал: «Все я был под началом, да опять придется подчиняться то [Алексею – Прим. ред] Оленину, то тому, то другому…».
Тропинин прожил в Петербурге еще несколько месяцев. За это время он получил несколько заказов на портреты, в том числе от госсекретаря Михаила Сперанского. Однако художник отказался – вскоре он вернулся в Москву. Граф Морков попытался устроить его преподавателем в государственную школу, но Тропинин вновь отказался: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».
«Отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый»
С 1824 года и до конца жизни Тропинин жил и работал в Москве. Здесь он стал одним из самых популярных портретистов. В эти годы он создал картины «Гитарист», «Каменщик», «Дама в зеленом платье». Его работы приобрел в коллекцию антиквар Дмитрий Лухманов, их вывесили в московском Опекунском совете и Обществе скаковой охоты.
Почти все время Тропинин занимался живописью. Скульптор Николай Рамазанов писал о нем: «Все обидное переносил с высоким терпением и посреди всех художественных занятий совершенно забывал все окружавшее его неприятное и трудился до упаду; случалось, где работал, там и засыпал».
Критики считали Тропинина автором особого жанра живописи – «домашнего» или «халатного» портрета. Художник изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. В том же стиле Тропинин создал портрет Александра Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.
В конце 1820-х Тропинин создал несколько портретов своих друзей – художников Карла Брюллова, гравера Егора Скотникова, скульптора Ивана Витали. Изображал он и простых людей за повседневными делами, в том числе на картинах «Старик, обстругивающий костыль» и «Мальчик-слуга со свечой».
В 1833 году Тропинина пригласили преподавать в недавно созданном публичном художественном классе (позднее – Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Создатели этого заведения хотели обучать живописи представителей малоимущих сословий – небогатых мещан, крестьян. В 1843 году, спустя десять лет преподавания, Тропинина избрали почетным членом Московского художественного общества за то, что он «без всякой обязанности, из особого усердия постоянно посещал класс и содействовал своими советами в его успехах». Художник был одним из самых любимых педагогов у студентов публичного художественного класса. Один из его учеников И. Тучнин вспоминал: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей».
В 1830-х Тропинин стал получать меньше заказов, однако не оставил живописи. В то время он писал парадные портреты представителей знати. В этом стиле были исполнены картина «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер», портреты профессоров Московского университета, членов купеческих семей Корзинкиных, Коноваловых, Сорокоумовских и других. Создавал Тропинин и жанровые сцены, в том числе «Девушку с горшком роз» и «Старуха стригущая ногти».
В 1840-х Тропинин создал серию портретов небогатых московских горожан из низших слоев общества. Он изображал куртизанок, ямщиков, цыган. В картинах из этой серии художник стремился реалистично передать их быт, акцентировать внимание на социальной проблематике. В эти же годы Тропинин часто рисовал стариков. Среди его картин этой тематики – «Старуха, стригущая ногти». Для этой работы художнику позировала его жена.
В 1844-1846 годах Тропинин работал над автопортретом. Картина получила название «Портрет на фоне Москвы». Себя художник изобразил на фоне Московского кремля. Художник тщательно проработал задний фон – пейзаж Москвы. Для его изображения Тропинин выбрал светлые тона. Так художник акцентировал внимание на стоящей на первом плане фигуре.
В 1840-х и 1850-х годах Тропинин продолжал писать на заказ портреты московских дворян – Оболенских, Зубовых, Паниных. Его картины висели в их семейных галереях.
В 1855 году умерла жена Тропинина. Художник тяжело переживал утрату, часто болел. В том же году он переехал в собственный дом в Замоскворечье, где жил до своей смерти.
Спустя два года, 15 мая 1857, Василий Тропинин умер. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 1969 году в Москве открыли музей Василия Тропинина и московских художников его времени. Основой экспозиции стало собрание купца и коллекционера Феликса Вишневского. В музее представлена большая часть картин Тропинина, в том числе «Портрет на фоне Москвы» и «Кружевница». Работы художника также хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина.
Источники:
http://artchallenge.ru/gallery/ru/86.html
http://allpainters.ru/tropinin-vasilij.html
http://www.culture.ru/persons/8249/vasilii-tropinin