17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская литература 19 начало 20 века таблица. Зарубежная литература конца XIX — начала XX веков

Направления русской литературы конца XIX начала XX века

Автор: Ирина Нестерова ✔ 28.03.2019

Нестерова И.А. Направления русской литературы конца XIX начала XX века // Энциклопедия Нестеровых

Русская литература конца 19 начала 20 века представляет собой самостоятельный уникальный пласт в истории литературы и искусства. Именно конце 19 – начале 20 века русская литература стала эстетически многослойной.

Особенности литературы конца 19 начала 20 века

В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняются не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлениях о задачах искусства и соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это приводит к развитию реализма в литературе.

Конец 19 начало 20 века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце 19 века вместе с быстрым развитием капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране. Это нашло отражение в литературе. В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели.

Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи составили рассказы и «эпизоды» из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и «эпизоды» из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана «Летопись народного разорения», в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].

В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией «серебряного века». В начале 20 столетия зародился социалистический реализм. Его родоначальником стал Максим Горький.

В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.

Течения в литературе конца 20 начала 19 вв.

Как ранее уже упомянуто в особенностях литературы конца 19 начала 20 вв., на фоне изменений в политике и обществе сформировались и функционировали следующие направления в русской литературе:

  • Реализм,
  • Сиволизм,
  • Модернизм.

Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].

В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.

Сравним два появившихся в начала 20 века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба «Маленький человек» и поэма представителя реализма М. Горького «Человек».

У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него «человек» является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.

Поэма М. Горького «Человек» насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.

Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.

Однако не только реализм правит балов в литературе конца 19 начала 20 вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.

Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].

Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» которая увидела свет в 1892 году. Течение «символизм» берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.

В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.

Читать еще:  Как А.Н. Островский раскрывает проблемы человеческого достоинства в драме "Гроза"? Cочинение «Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза Что такое человеческое достоинство гроза

Творческое развитие Блока основано происходило под воздействием символизма. Очень сильно на мировоззрение поэта повлиял философа и поэта Владимир Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

Все это нашло отражение в цикле стихов о Прекрасной Даме. Несмотря на мистическую составляющую этот цикл полностью автобиографичен.

Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.

Для творчества сторонников символизма характерна образность, мистическая составляющая и глубокий скрытый смысл каждого произведения.

Очень важен для литературы конца 19 начала 20вв. модернизм.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [2]

Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки и Фолкнера. Модернизм в русской литературе был представлен такими поэтами и прозаиками как Пастернак, Блок, Бунин, Ахматова. На базе модернизма в начале 20 столетия возникло такое течение как имажинизм.

  1. Пруцков Н. Литература конца XIX – начала XX века – Л.: Наука 1983
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов – М.: Паритет, 2009

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА общая характеристика

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал на­дежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пят­надцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подво­дя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к «уважаемым товарищам потомкам». Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них — все то, к чему стремились, о чем думали, что чувствовали люди, жившие в «прекрасном и яростном» XX веке. И сегодня, когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, «вам, из другого поколенья», самой историей дана возможность увидеть уходящее столетие в исторической перспективе и открыть для себя отечественную литературу XX в.

Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской куль­туры — начало столетия. Сегодня этот период называют «сереб­ряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Тол­стой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю лите­ратуру, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в нача­ле XX в. выдвинулась на первый план литературного процесса. Надо помнить о том, что термин «серебряный век» условен, но показательно, что самим выбором этой характеристики отдава­лась дань предшественникам, в первую очередь А.С. Пушкину (подробнее об этом — в главах, посвященных поэзии).

Однако на рубеже XIX и XX в. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Как на­пишет в начале 20-х годов Е. Замятин, «точная наука взорвала самую реальность материи», «сама жизнь — сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние не­подвижные, но на динамические координаты», и самые извес­тные вещи в этой новой проекции кажутся незнакомо-знако­мыми, фантастическими. А значит, продолжает писатель, и пе­ред литературой замаячили новые маяки: от изображения быта — к бытию, к философии, к сплаву реальности и фантас­тики, от анализа явлений — к их синтезу. Справедливо, хотя и непривычно на первый взгляд, заключение Замятина о том, что «у реализма нет корней», если иметь в виду под реализмом «одно голое изображение быта». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который бу­дет существенно отличаться от классического реализма предше­ственников своей «модерностью» (определение И. Бунина). Обо­значившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натура­лизма, отражения действительности, естественно ожидать иде­ализма, проникновения в смысл ее… Вековые течения истории и философия — вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения… Политика в высоком смысле этого слова, в смысле проникновения в ход истории и влияния на него, и Философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души — такова цель, неудер­жимо влекущая нас к себе…», — писал В.В. Розанов ( курсив мой. — Л. Т.).

Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX в. все больше стал испыты­вать на себе влияние безрелигиозных и, что поистине страш­но, безнравственных идей, ибо, как предсказывал еще Дос­тоевский, если Бога нет, то «все дозволено». Культ чувствен­ных наслаждений, апология Зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернув­шееся террором, — все эти черты, свидетельствующие о глу­бочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов.

В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные кон­фликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, рево­люции. Обострялось столкновение идей, формировались поли­тические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического раз­лада человека с самим собой. «Атлантида» — такое пророческое название даст кораблю, на котором развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст произведения описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.

Читать еще:  Как пройти собеседование на продажника. Как провести собеседование с менеджером по продажам: подготовка, вопросы и тестирование

Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценнос­тей, центр (философы называют его аксиологическим, ценно­стным), к которому так или иначе сходятся все пути художе­ственного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала История с ее небывалыми социально-истори­ческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех — от конкретного человека до народа и государ­ства. Если еще В.Г. Белинский называл свой XIX век по пре­имуществу историческим, то это определение тем более спра­ведливо по отношению к веку XX с его новым мироощущени­ем, основу которого составила идея все убыстряющегося исторического движения. Само время вновь выдвинуло на пер­вый план проблему исторического пути России, заставило ис­кать ответ на пророческий пушкинский вопрос: «Куда ты ска­чешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?» Начавшийся XX век был наполнен предсказаниями «невиданных мятежей» и «неслыханных пожаров», предчувствием «возмездия», как пророчески скажет А. Блок в своей незавершенной поэме с од­ноименным названием. Известна мысль Б. Зайцева о том, что все были задеты («ранены») революционностью, вне зависи­мости от политического отношения к событиям. «Сквозь рево­люцию как состояние души» — так определил современный исследователь одну из характерных особенностей «самочув­ствия» человека того времени. Будущее России и русского на­рода, судьба нравственных ценностей в переломную истори­ческую эпоху, связь человека с реальной историей, непости­жимая «пестрота» национального характера — от ответа на эти «проклятые вопросы» русской мысли не мог уйти ни один ху­дожник. Так в литературе начала века не только проявился традиционный для русского искусства интерес к истории, но сформировалось особое качество художественного сознания, которое можно определить как историческое сознание. При этом совершенно не обязательно искать во всех произведени­ях прямых обращений к конкретным событиям, проблемам, конфликтам, героям. История для литературы прежде всего ее «тайная дума», она важна писателям как толчок для размыш­лений о загадках бытия, для постижения психологии и жизни духа «исторического человека».

Но русский писатель вряд ли считал бы себя выполнившим свое предназначение, если бы не искал сам (порой трудно, даже мучительно) и не предложил человеку кризисной эпохи свое понимание выхода.

Без солнца были бы мы темными рабами,

Вне понимания, что есть лучистый день.

Человек, потерявший цельность, в ситуации глобального кризиса духа, сознания, культуры, общественного устройства, и поиски выхода из этого кризиса, стремление к идеалу, гар­монии — так можно определить важнейшие направления худо­жественной мысли порубежной эпохи.

Литература конца XIX — начала XX в. — явление чрезвы­чайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе сво­ей, поскольку все направления отечественного искусства раз­вивались в общей социальной и культурной атмосфере и по- своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем. Так, например, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В. Маяковского или М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных пре­образованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского:

Так жизнь ничтожеством страшна,

И даже не борьбой, не мукой,

А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна.

Лирический герой А. Блока выразил смятение человека, ухо­дящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Как страшно все! Как дико! — Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять!

Если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Кра­соты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могуще­ство Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязы­кой» ощущал себя лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания («долой!»). Идеал Руси — «страны березового ситца», мысль о единстве всего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастия ключи» выступили про­летарские поэты. Естественно, что свои ответы литература да­вала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объеди­нивших писателей, близких представлениями о роли творче­ства, важнейшими принципами постижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и рез­кое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.

  1. Как вы понимаете смысл определения «серебряный век»? Есть ли общие черты в литературе XIX в. и в литературе начала века XX? Тождественны ли понятия «литература “серебряного века”» и «лите­ратура рубежа веков»?
  2. Расскажите об условиях, в которых развивалась литература рубе­жа XIX—XX в. Как вы понимаете термин «историческое сознание» ли­тературы?
  3. Получила ли, на ваш взгляд, развитие в литературе «серебряно­го века» гуманистическая тема «маленького человека»? Подтвердите свою мысль конкретными примерами. Вспомните произведения А. Куприна (например, «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Гамбринус»), М. Горького («Коновалов», «На дне») и др.
  4. Подберите материал для сочинения «Дума о России» в произве­дениях писателей начала XX в.»
  5. Дайте характеристику двух основных литературных направлений начала XX в. — реализма и модернизма. В подготовке этого задания вам поможет материал следующих глав.
Читать еще:  Сюжетно композиционные особенности слова о полку. Поэтика «Слова о полку Игореве»: жанровые, фабульные и композиционные особенности

Зарубежная литература конца 19 начала 20 века

Зарубежная литература конца девятнадцатого – начала двадцатого века

В конце девятнадцатого века в зарубежной литературе, как и во всем мире, настала эпоха перемен. Все происходящее, разумеется, отразилось и на зарубежной литературе. Чтобы понять, какие именно веяния господствовали в этот момент в зарубежной литературе, и каковы были их характерные особенности, нам нужно проанализировать этапы развития зарубежной литературы. Итак, господствующими направлениями в этот период являлись:

  1. Реализм – литературное направление, возникшее в середине девятнадцатого века и продолжавшееся до начала двадцатого века.
  2. Символизм – литературное направление, возникшее в конце девятнадцатого века.
  3. Импрессионизм – литературное направление, а также направление в искусстве, возникшее начале двадцатого века.
  4. Эстетизм – направление в искусстве и литературе, возникшее на рубеже 20-х годов двадцатого века.
  5. Модернизм – возник как литературное направление в начале двадцатого века и продолжался до Второй Мировой войны. Также модернизм оказал существенное влияние на изобразительное искусство.
  6. Экспрессионизм – как литературное явление возник в 20-х – 30-х годах двадцатого века.
  7. Авангардизм – литературное направления, являющееся своего рода синонимом модернизма. Однако, как в зарубежной литературе, так и в искусстве, авангардизм возник чуть позже модернизма.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, мы выяснили, какие направления являлись господствующими в зарубежной литературе в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века. Какими же отличительными чертами и характеристиками они обладали? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к известнейшим произведениям, написанным в расцвет того или иного направления в зарубежной литературе. Таким образом, все вышеперечисленные литературные направления обладали следующими характерными особенностями:

  • Реализм как направление отражает в себе происходящую действительность наиболее четко и кратко. Здесь нет закрученного сюжета, но присутствует мировосприятие конкретного человека. Основные жанры: роман, эпопея, рассказ, сатира, драма.
  • Символизм как литературное направление характеризуется обильным использованием символов в словах, а, как следствие, использованием литературных средств выразительности: метафор, эпитетов, сравнений или гипербол. В отличии от реализма, символизм отражал действительность через символы. Читатель является в этом случае соавтором произведения, так как восприятие символизма достаточно субъективно.
  • Импрессионизм – это производная от слова впечатление. Писатели-импрессионисты стремились запечатлеть первые эмоции от того или иного события. Импрессионизм является некоторым синонимом к слову импринтинг – запечатление момента. Основные жанры: роман, лирические жанры.
  • Эстетизм как литературное направление в зарубежной литературе заключал в себя любовь к красоте. Красота окружающей действительности – вот основа эстетизма, как направления. Основные жанры: рассказ, роман, очерк.
  • Модернизм возник как литературной направление в конце девятнадцатого века в связи с реформами во всех уголках мира. Реформы касались многих сфер человеческой жизни, являлись очень важными для людей и были отражены в модернизме. Писатели-модернисты стремились создать новое, отличное от старого искусство литературы. Они не признавали старых авторитетов, рушили старые принципы и придумывали свои. Таким новаторством и ознаменовалась первая четверть двадцатого века в зарубежной литературе.
  • Экспрессионизм – это направление, характеризующееся, в первую очередь, выражением эмоционального состояния самого автора. Автор, писатель, повествует читателю через живопись или через литературу о своих эмоциях и чувствах.
  • Авангардизм – направление, схожее с направлением модернизма. Авангардизм характеризуется несколько анархическими идеями в искусстве и литературе, которые очень тонко граничат с новаторством и модернизмом во всех произведениях.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, мы выяснили характерные особенности каждого из господствующих направлений в зарубежной литературе конца девятнадцатого – начала двадцатого века.

Значение литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века

Значение зарубежной литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века состоит в следующем:

  1. Историческое и социальное значение. Литература – это зеркало истории, что, безусловно, подтверждает литература конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Она отражает произошедшие в эту эпоху события, как никогда точно. Социальное значение состоит в том, что данный род литературы стремился перевернуть привычные представления людей, вписать их в новый мир, непривычный для них.
  2. Также значение зарубежной литературы того периода, безусловно, состоит в эмоциях, которые она вызывает. Это импрессионистическая, авангардная и экспрессионистическая литература привносит в мир множество красок и изображений. Искусство – для народа, хоть оно и субъективно.

Помимо прочего, значение зарубежной литературы состоит в новаторстве, которая она привнесла с собой, попутно разрушая все старые устои, изжившие себя еще в прошлом веке. Это – новая классика, которая подчиняется своим особым правилам.

Сомерсет Моэм, Джордж Оруэлл, Грэм Грин, Уильям Голдинг и многие другие известнейшие писатели и поэты творили в эту странную, но очень яркую эпоху. Их произведения, бесспорно, можно назвать шедеврами мировой литературы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что зарубежная литература конца девятнадцатого века – начала двадцатого имеет очень большое значение для мировой литературы в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://odiplom.ru/lab/napravleniya-russkoi-literatury-konca-xix-nachala-xx-veka.html
http://sochineniye.ru/literatura-kontsa-xix-nachala-xx-veka-obshhaya-harakteristika/
http://spravochnick.ru/literatura/zarubezhnaya_literatura/zarubezhnaya_literatura_konca_19_nachala_20_veka/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector