Русская литература 19 начало 20 века таблица. Зарубежная литература конца XIX — начала XX веков
Направления русской литературы конца XIX начала XX века
Автор: Ирина Нестерова ✔ 28.03.2019
Нестерова И.А. Направления русской литературы конца XIX начала XX века // Энциклопедия Нестеровых
Русская литература конца 19 начала 20 века представляет собой самостоятельный уникальный пласт в истории литературы и искусства. Именно конце 19 – начале 20 века русская литература стала эстетически многослойной.
Особенности литературы конца 19 начала 20 века
В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.
Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняются не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлениях о задачах искусства и соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это приводит к развитию реализма в литературе.
Конец 19 начало 20 века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце 19 века вместе с быстрым развитием капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране. Это нашло отражение в литературе. В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели.
Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи составили рассказы и “эпизоды” из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и “эпизоды” из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана “Летопись народного разорения”, в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].
В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией “серебряного века”. В начале 20 столетия зародился социалистический реализм. Его родоначальником стал Максим Горький.
В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.
Течения в литературе конца 20 начала 19 вв.
Как ранее уже упомянуто в особенностях литературы конца 19 начала 20 вв., на фоне изменений в политике и обществе сформировались и функционировали следующие направления в русской литературе:
- Реализм,
- Сиволизм,
- Модернизм.
Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].
В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.
Сравним два появившихся в начала 20 века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба “Маленький человек” и поэма представителя реализма М. Горького “Человек”.
У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него “человек” является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.
Поэма М. Горького “Человек” насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.
Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.
Однако не только реализм правит балов в литературе конца 19 начала 20 вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.
Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].
Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе” которая увидела свет в 1892 году. Течение “символизм” берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.
В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.
Творческое развитие Блока основано происходило под воздействием символизма. Очень сильно на мировоззрение поэта повлиял философа и поэта Владимир Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
Все это нашло отражение в цикле стихов о Прекрасной Даме. Несмотря на мистическую составляющую этот цикл полностью автобиографичен.
Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.
Для творчества сторонников символизма характерна образность, мистическая составляющая и глубокий скрытый смысл каждого произведения.
Очень важен для литературы конца 19 начала 20вв. модернизм.
Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [2]
Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки и Фолкнера. Модернизм в русской литературе был представлен такими поэтами и прозаиками как Пастернак, Блок, Бунин, Ахматова. На базе модернизма в начале 20 столетия возникло такое течение как имажинизм.
- Пруцков Н. Литература конца XIX – начала XX века – Л.: Наука 1983
- Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов – М.: Паритет, 2009
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА общая характеристика
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал надежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пятнадцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подводя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к «уважаемым товарищам потомкам». Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них — все то, к чему стремились, о чем думали, что чувствовали люди, жившие в «прекрасном и яростном» XX веке. И сегодня, когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, «вам, из другого поколенья», самой историей дана возможность увидеть уходящее столетие в исторической перспективе и открыть для себя отечественную литературу XX в.
Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской культуры — начало столетия. Сегодня этот период называют «серебряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю литературу, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в начале XX в. выдвинулась на первый план литературного процесса. Надо помнить о том, что термин «серебряный век» условен, но показательно, что самим выбором этой характеристики отдавалась дань предшественникам, в первую очередь А.С. Пушкину (подробнее об этом — в главах, посвященных поэзии).
Однако на рубеже XIX и XX в. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Как напишет в начале 20-х годов Е. Замятин, «точная наука взорвала самую реальность материи», «сама жизнь — сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние неподвижные, но на динамические координаты», и самые известные вещи в этой новой проекции кажутся незнакомо-знакомыми, фантастическими. А значит, продолжает писатель, и перед литературой замаячили новые маяки: от изображения быта — к бытию, к философии, к сплаву реальности и фантастики, от анализа явлений — к их синтезу. Справедливо, хотя и непривычно на первый взгляд, заключение Замятина о том, что «у реализма нет корней», если иметь в виду под реализмом «одно голое изображение быта». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников своей «модерностью» (определение И. Бунина). Обозначившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натурализма, отражения действительности, естественно ожидать идеализма, проникновения в смысл ее… Вековые течения истории и философия — вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения… Политика в высоком смысле этого слова, в смысле проникновения в ход истории и влияния на него, и Философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души — такова цель, неудержимо влекущая нас к себе…», — писал В.В. Розанов ( курсив мой. — Л. Т.).
Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX в. все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных и, что поистине страшно, безнравственных идей, ибо, как предсказывал еще Достоевский, если Бога нет, то «все дозволено». Культ чувственных наслаждений, апология Зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором, — все эти черты, свидетельствующие о глубочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов.
В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные конфликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, революции. Обострялось столкновение идей, формировались политические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического разлада человека с самим собой. «Атлантида» — такое пророческое название даст кораблю, на котором развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст произведения описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.
Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценностей, центр (философы называют его аксиологическим, ценностным), к которому так или иначе сходятся все пути художественного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала История с ее небывалыми социально-историческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех — от конкретного человека до народа и государства. Если еще В.Г. Белинский называл свой XIX век по преимуществу историческим, то это определение тем более справедливо по отношению к веку XX с его новым мироощущением, основу которого составила идея все убыстряющегося исторического движения. Само время вновь выдвинуло на первый план проблему исторического пути России, заставило искать ответ на пророческий пушкинский вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?» Начавшийся XX век был наполнен предсказаниями «невиданных мятежей» и «неслыханных пожаров», предчувствием «возмездия», как пророчески скажет А. Блок в своей незавершенной поэме с одноименным названием. Известна мысль Б. Зайцева о том, что все были задеты («ранены») революционностью, вне зависимости от политического отношения к событиям. «Сквозь революцию как состояние души» — так определил современный исследователь одну из характерных особенностей «самочувствия» человека того времени. Будущее России и русского народа, судьба нравственных ценностей в переломную историческую эпоху, связь человека с реальной историей, непостижимая «пестрота» национального характера — от ответа на эти «проклятые вопросы» русской мысли не мог уйти ни один художник. Так в литературе начала века не только проявился традиционный для русского искусства интерес к истории, но сформировалось особое качество художественного сознания, которое можно определить как историческое сознание. При этом совершенно не обязательно искать во всех произведениях прямых обращений к конкретным событиям, проблемам, конфликтам, героям. История для литературы прежде всего ее «тайная дума», она важна писателям как толчок для размышлений о загадках бытия, для постижения психологии и жизни духа «исторического человека».
Но русский писатель вряд ли считал бы себя выполнившим свое предназначение, если бы не искал сам (порой трудно, даже мучительно) и не предложил человеку кризисной эпохи свое понимание выхода.
Без солнца были бы мы темными рабами,
Вне понимания, что есть лучистый день.
Человек, потерявший цельность, в ситуации глобального кризиса духа, сознания, культуры, общественного устройства, и поиски выхода из этого кризиса, стремление к идеалу, гармонии — так можно определить важнейшие направления художественной мысли порубежной эпохи.
Литература конца XIX — начала XX в. — явление чрезвычайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе своей, поскольку все направления отечественного искусства развивались в общей социальной и культурной атмосфере и по- своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем. Так, например, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В. Маяковского или М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных преобразованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского:
Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна.
Лирический герой А. Блока выразил смятение человека, уходящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Как страшно все! Как дико! — Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять!
Если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Красоты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могущество Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязыкой» ощущал себя лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания («долой!»). Идеал Руси — «страны березового ситца», мысль о единстве всего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастия ключи» выступили пролетарские поэты. Естественно, что свои ответы литература давала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объединивших писателей, близких представлениями о роли творчества, важнейшими принципами постижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и резкое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.
- Как вы понимаете смысл определения «серебряный век»? Есть ли общие черты в литературе XIX в. и в литературе начала века XX? Тождественны ли понятия «литература “серебряного века”» и «литература рубежа веков»?
- Расскажите об условиях, в которых развивалась литература рубежа XIX—XX в. Как вы понимаете термин «историческое сознание» литературы?
- Получила ли, на ваш взгляд, развитие в литературе «серебряного века» гуманистическая тема «маленького человека»? Подтвердите свою мысль конкретными примерами. Вспомните произведения А. Куприна (например, «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Гамбринус»), М. Горького («Коновалов», «На дне») и др.
- Подберите материал для сочинения «Дума о России» в произведениях писателей начала XX в.»
- Дайте характеристику двух основных литературных направлений начала XX в. — реализма и модернизма. В подготовке этого задания вам поможет материал следующих глав.
Зарубежная литература конца 19 начала 20 века
Зарубежная литература конца девятнадцатого – начала двадцатого века
В конце девятнадцатого века в зарубежной литературе, как и во всем мире, настала эпоха перемен. Все происходящее, разумеется, отразилось и на зарубежной литературе. Чтобы понять, какие именно веяния господствовали в этот момент в зарубежной литературе, и каковы были их характерные особенности, нам нужно проанализировать этапы развития зарубежной литературы. Итак, господствующими направлениями в этот период являлись:
- Реализм – литературное направление, возникшее в середине девятнадцатого века и продолжавшееся до начала двадцатого века.
- Символизм – литературное направление, возникшее в конце девятнадцатого века.
- Импрессионизм – литературное направление, а также направление в искусстве, возникшее начале двадцатого века.
- Эстетизм – направление в искусстве и литературе, возникшее на рубеже 20-х годов двадцатого века.
- Модернизм – возник как литературное направление в начале двадцатого века и продолжался до Второй Мировой войны. Также модернизм оказал существенное влияние на изобразительное искусство.
- Экспрессионизм – как литературное явление возник в 20-х – 30-х годах двадцатого века.
- Авангардизм – литературное направления, являющееся своего рода синонимом модернизма. Однако, как в зарубежной литературе, так и в искусстве, авангардизм возник чуть позже модернизма.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Таким образом, мы выяснили, какие направления являлись господствующими в зарубежной литературе в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века. Какими же отличительными чертами и характеристиками они обладали? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к известнейшим произведениям, написанным в расцвет того или иного направления в зарубежной литературе. Таким образом, все вышеперечисленные литературные направления обладали следующими характерными особенностями:
- Реализм как направление отражает в себе происходящую действительность наиболее четко и кратко. Здесь нет закрученного сюжета, но присутствует мировосприятие конкретного человека. Основные жанры: роман, эпопея, рассказ, сатира, драма.
- Символизм как литературное направление характеризуется обильным использованием символов в словах, а, как следствие, использованием литературных средств выразительности: метафор, эпитетов, сравнений или гипербол. В отличии от реализма, символизм отражал действительность через символы. Читатель является в этом случае соавтором произведения, так как восприятие символизма достаточно субъективно.
- Импрессионизм – это производная от слова впечатление. Писатели-импрессионисты стремились запечатлеть первые эмоции от того или иного события. Импрессионизм является некоторым синонимом к слову импринтинг – запечатление момента. Основные жанры: роман, лирические жанры.
- Эстетизм как литературное направление в зарубежной литературе заключал в себя любовь к красоте. Красота окружающей действительности – вот основа эстетизма, как направления. Основные жанры: рассказ, роман, очерк.
- Модернизм возник как литературной направление в конце девятнадцатого века в связи с реформами во всех уголках мира. Реформы касались многих сфер человеческой жизни, являлись очень важными для людей и были отражены в модернизме. Писатели-модернисты стремились создать новое, отличное от старого искусство литературы. Они не признавали старых авторитетов, рушили старые принципы и придумывали свои. Таким новаторством и ознаменовалась первая четверть двадцатого века в зарубежной литературе.
- Экспрессионизм – это направление, характеризующееся, в первую очередь, выражением эмоционального состояния самого автора. Автор, писатель, повествует читателю через живопись или через литературу о своих эмоциях и чувствах.
- Авангардизм – направление, схожее с направлением модернизма. Авангардизм характеризуется несколько анархическими идеями в искусстве и литературе, которые очень тонко граничат с новаторством и модернизмом во всех произведениях.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Таким образом, мы выяснили характерные особенности каждого из господствующих направлений в зарубежной литературе конца девятнадцатого – начала двадцатого века.
Значение литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века
Значение зарубежной литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века состоит в следующем:
- Историческое и социальное значение. Литература – это зеркало истории, что, безусловно, подтверждает литература конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Она отражает произошедшие в эту эпоху события, как никогда точно. Социальное значение состоит в том, что данный род литературы стремился перевернуть привычные представления людей, вписать их в новый мир, непривычный для них.
- Также значение зарубежной литературы того периода, безусловно, состоит в эмоциях, которые она вызывает. Это импрессионистическая, авангардная и экспрессионистическая литература привносит в мир множество красок и изображений. Искусство – для народа, хоть оно и субъективно.
Помимо прочего, значение зарубежной литературы состоит в новаторстве, которая она привнесла с собой, попутно разрушая все старые устои, изжившие себя еще в прошлом веке. Это – новая классика, которая подчиняется своим особым правилам.
Сомерсет Моэм, Джордж Оруэлл, Грэм Грин, Уильям Голдинг и многие другие известнейшие писатели и поэты творили в эту странную, но очень яркую эпоху. Их произведения, бесспорно, можно назвать шедеврами мировой литературы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что зарубежная литература конца девятнадцатого века – начала двадцатого имеет очень большое значение для мировой литературы в целом.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
http://odiplom.ru/lab/napravleniya-russkoi-literatury-konca-xix-nachala-xx-veka.html
http://sochineniye.ru/literatura-kontsa-xix-nachala-xx-veka-obshhaya-harakteristika/
http://spravochnick.ru/literatura/zarubezhnaya_literatura/zarubezhnaya_literatura_konca_19_nachala_20_veka/