Роль лирических отступлений в поэме мертвые души. Урок литературы “Роль лирических отступлений в поэме Н
Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души Гоголя
Николай Васильевич Гоголь – величайший творец русской литературы. «Мертвые души» – известнейшее его творение. В данное произведение автор вложил все особенности собственного таланта
Лирические отступления играют важнейшую миссию. в произведении «Мертвые души». В них поэт затрагивает наиболее важные социальные проблемы. Писатель свои раздумья о предназначении человека и судьбе своей Родины противопоставил темным картинам, показывающим русскую жизнь.
В начале лирические отступления имеют повествовательную форму. В них автор высказывается о героях, но по мере того, как разворачиваются события, их скрытый мотив становится все более широким и многогранным.
Отступление, которое обрывает повествование о Коробочке, повествует о схожести героини с ее «сестрой», которая, не обращая внимания на внешние различия, ведет такой же образ жизни.
Совсем другие идеи несет поэтичное отклонение в завершении пятой главы. В нем писатель не повествует о героях, об отношении к ним. В этом отступлении повествуется о великом русском народе и о таланте русского населения.
Если не вдумываться, то это отхождение никак не связано с предыдущими событиями, но на самом деле – без него невозможно полное раскрытие темы.
Большой значимостью обладают лирические отступления, которые повествуют о творческой и жизненной судьбе автора в современном для него обществе. В этом отступлении отпечатались не только его мысли по поводу искусства, но и позиция к властвующим слоям общества и к народу. Оно определило идеологический путь Гоголя.
Необыкновенной мощи гражданский пыл писателя доходит в лирическом отступлении — “Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.” Вульгарность, пустота, низость жизни еще более определенно проступают на фоне приподнятых поэтичных строк. Данный способ контраста употреблен автором очень умело. вследствие такого внезапного противопоставления лучше уясняются негативные качества героев “Мертвых душ”.
Высочайшим чувством патриотизма обвеял лик Российской Империи, оканчивающий зачинающий том поэмы, Образ, который воплотил в себе тот эталон совершенства, который озарял автору путь при описании мелкой, вульгарного бытия.
Такая значимость лирических отступлений в структуре творения. Но наиболее важное то, что в них проявляется точка зрения писателя на искусство, взаимоотношения меж людьми. На страничках произведения творец желал не только обличить, но и утвердить свой нравственный эталон, и оглашал его в своих восхитительных лирических отступлениях, где отпечатались все его думы и чувства, и в первую очередь колоссальное чувство любви к собственному народу и стране, убеждение в том, что отчизна освободится от властвования “болотных огней” и возвратится на верный курс: путь живой души.
2 вариант
Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” уникальна. Эта поэма о предпринимателе того времени. Павел Иванович Чичиков путешествует. Его путешествие впечатляюще – Чичиков скупщик душ. Гоголь отлично описывает его похождения. Лирическое отступление чуть ли не красочно и мелодично. Автор приводит интересные рассуждения, передаётся особая эмоциональная окраска.
Если глубоко задуматься: можно при чтении произведения прислушаться к ноткам напева. Так Гоголь передаёт свою искреннюю любовь к родному краю. Он размышляет о том, что будет с русским народом. Том первый исключительно построен так, что читатель посредством автора Николая Васильевича задумывается. По мыслям литературоведов, всё это разделяется на пару групп. Первое: автор сострадает и думает о Родине. Второе: Гоголь рассматривает русский характер, его национальные особенности.
Пятая глава. Здесь начинаются первые лирические отступления. Герой Чичиков сталкивается со странным прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. “Заплатанный” – прозвище просто поразило Чичикова. Гоголь сам размышляет о точности русского выражения. Речь британских народов – полна мудрости, французский говор отличается легкомыслием и щегольством. Русская же речь невероятно бойкая, заставляет щекотать души, берёт за живое. В этом отступлении читатель чувствует восторг, проникается любовью к русскому наречию.
Глава шестая словно плачь по ушедшей юности. Ушли романтика и фантазии, нет больше воображений об идеалах, о красивой жизни. Николай Васильевич скорбит, что светлая юность остаётся в прошлом, восторг закончился, а впереди взрослая жизнь. У взрослых людей другие взгляды на мир, в какой-то мере даже пошлые. Вот и тоскует Гоголь в своих размышлениях по легкомыслию юношеских лет, по светлым мыслям беззаботных ребят.
В “Мертвых душах” проскальзывает и тема о цели писателя в мире. Для этого отведена седьмая глава в поэме. На примере два автора: писатель – любимец публики и писатель – одиночка. Любимец “купается” в овациях, его расхваливают, восторгаются и им и его идеализирующими героями. В произведениях такой автор не показывает пошлости и грязи. Его жизнь радостна и легка. Другой же – описывает реальную жестокую жизнь. Он борется за правдивость, его герои иные, живут в серости и унынии от тяжких забот. Поэтому-то этот писатель обрекает себя на одиночество и на постоянное непонимание.
Россия! Вся наша умиротворённая Россия описана в одиннадцатой главе. Бескрайние просторы нашего края, как светлые тихие думы, навевают нам покой и благодать. Наша Русь не похожа на другие края земли. Читатель путешествует и глазами Гоголя видит, как переносится в раздумьях из забытого прошлого в яркое будущее.
Все эти лирические отступления Гоголь придумал, чтобы увлечь читателя, научить его размышлять в первую очередь о красочной нашей неповторимой России. Судьба Руси в наших руках. Мы должны беречь и русское слово, восторгаться своей жизнью.
Образец 3
Николай Васильевич Гоголь является автором поэмы “Мертвые души”. Главным героем произведения является Павел Иванович Чичиков. Лирические отступления представляют собой моменты, когда автор начинает комментировать и описывать действия, которые происходят в произведении от первого лица. Таким образом, человек может узнать мнение автора и ответить самому себе на возникшие вопросы. Благодаря лирическим отступлениям, читатели могут более эмоционально и глубоко понять суть произведения.
На протяжении чтения всего произведения, все лирические отступления можно разделить на два вида, первые связаны с размышлениями о родном крае, стране, в которой проживает Николай Васильевич, размышления связанные с происхождением человека и смысла жизни в целом. Первое отступление встречается в момент, когда Чичиков узнаёт о прозвище, которое дали Плюшкину. В этот момент автор начинает высказывать свои соображения и мысли, а также восхищается насколько русский язык, может наиболее точно выразить размышления человека.
На протяжении всего этого рассуждения, автор выражает свое глубочайшее уважение и любовь к родному языку, который он изучал с самых пелёнок. Гордость и уважение за Родину нахлынывает автора. Помимо всего вышесказанного встречаются следующие размышления, связанные с юностью, которая проходит мимо жизни так же быстро, как жизнь протекает.
Несмотря на все соображения автора, он ни может ни затронуть тему, которая очень близко его душе, это тема касающаяся двух противоположных авторов, которые между собой связаны жизнью, но они имеют разное начало. Первый автор, воспринимается народом как положительный, он умеет произвести впечатление, он рассказывает о том, как жизнь прекрасна и пытается загладить все горести жизни, и преподнести их в другом свете.
Но существует иная сторона авторства, это сторона которая чужда каждому читателю. Ведь именно этот автор, показывает жизнь той, какая она является на самом деле, он не украшает её, не делает из неё сказку, в которую можно поверить. Именно за это данного автора невзлюбил народ и каждому читателю тяжело читать данные произведения, ведь каждый человек понимает, в какой реальности он проживает.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль лирических отступлений в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова “Палата №6”. Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии
Повесть Яма написана Куприным в 1909 году, доработана в 1915. Куприн один из первых среди русских писателей смог раскрыть тему продажной любви, показать жизнь «жриц любви».
На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.
Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск.
Датский принц Гамлет – центральный многогранный персонаж одноимённой драмы Вильяма Шекспира. В нём ярко отобразилась противоречивость современной ему эпохи.
Роль лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
План-конспект урока с УУД и групповыми формами работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души».
Выполнила Егупова А.Г.
Цели урока : 1) выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их
обусловленность сложным и оригинальным замыслом произведения;
2) повторить понятия «поэма», «лирические отступления»;
3) проанализировать роль лирических отступлений в определении жанра
4) выяснить отношение писателя к своему творению.
1.Слово учителя. Проблемный вопрос. Какой же смысл вкладывал автор в такое обозначение жанра своего романа? Почему свое прозаическое сатирическое произведение Гоголь назвал поэмой, а не романом? Регулятивные УУД
2.Беседа. Давайте вспомним, что такое поэма как жанр (вид) лиро-эпических произведений? Назовите ранее прочитанные вами произведения, относящиеся к жанру поэмы.
3.Слово учителя. Таким образом, можно сделать вывод, что в поэме как жанре (виде) лиро-эпических произведений соединяются сюжетность, событийность (что характерно для эпоса) и открытое выражение автором или лирическим героем своих чувств (что характерно для лирики).
4.Работа со «Словарем литературоведческих терминов». Общеучебные УУД.
5.Беседа. Регулятивные УУД
– Итак, сначала определим наличие в «Мертвых душах» повествовательного, сюжетного, эпического элемента. В чем он проявляется? С образом какого героя произведения связан?
-Почему же жанровое обозначение «роман» перестало удовлетворять писателя?
– Что дало право Гоголю назвать «Мертвые души» прозаической «поэмой», как он сам определил жанр своего произведения?
– Как вы думаете. Какие элементы поэмы как жанра «воспевающего» присутствуют в «Мертвых душах»? назовите эти элементы.
Чем лирические отступления отличаются от авторских отступлений? Приведите примеры авторских отступлений.
– Какую роль лирические отступления играют в «Мертвых душах»? Чему они посвящены? Почему являются главным признаком «Мертвых душ» как поэмы?
Главная тема поэмы – Русь, ее прошлое, настоящее и будущее, и все лирические отступления хотя бы краешком затрагивают, развивают эту тему.
Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси – от бытовых деталей до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица – тройка)
Тема «дороги» – вторая важнейшая тема 2Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога – образ организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути («Прежде, давно, в лета моей юности…»)
Таким образом, лирические отступления – очень важная часть «Мертвых душ».
– Каким предстает Гоголь в поэме, благодаря лирическим произведениям? Какова роль автора в «Мертвых душах»?
6. Работа над выразительными средствами . Группам выдаются таблицы с заданиями и справочный материал – определения тропов. Логические универсальные действия
1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…»
1Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо 2Повторы 3Обращения, восклицания. 4Парцелляция 5Назывные предложения. 6Синонимы 7Антонимы 8Однородные члены 9Сравнения 10Метафоричные эпитеты 11Звукопись: аллитерация 12Звукопись: Ассонанс
2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!»
1Инверсия 2 Повторы3Обращения, восклицания.4Градация.5Синонимы6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты 9 Фразеологизмы.
3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду. месяц одни кажутся недвижны.»
1Инверсия 2Повторы 3Обращения, восклицания.4Синонимы 5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты8 Просторечье. 9Риторическиевопросы. 10Антонимы. 11Парцелляция
4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит воздух.»
1Инверсия 2Повторы 3Обращения, восклицания.4Гипербола.5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты 9 Риторические вопросы.10Поговорки, крылатые фразы. 11Парцелляция 12.Анафора
5 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…»
1Повторы 2Обращения, восклицания.3Синонимы.4Метафоричные эпитеты
6 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Русь! Русь!…»
1Олицетворения.2Обращения, восклицания.3Повторы. 4Метафоричные5Риторические вопросы.6Парцелляция7. Анафора
7. Обобщение темы. Выступление групп по таблицам. Коммуникативные УУД
8. Рефлексия. Общеучебные УУД.
9.Домашнее задание.1). Дома в письменной форме попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Почему Гоголь назвал свое прозаическое сатирическое произведение поэмой?» 2).Индивидуальное сообщение «Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.3).Выписать действующих лиц, которых, по вашему мнению, можно отнести к России «живой» и «мертвой».
Урок по литературе в 9 классе «Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Козак Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале, высшая категория.
ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале.
Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Цели: формировать умение комментированного и аналитического чтения;
совершенствовать навыки понимания идейно-художественного смысла лирических отступлений как неотъемлемых сюжетно-композиционных элементов, выразительные средства изображения образа автора, выражения его позиции;
развивать навыки квалифицированного чтения;
воспитывать любовь и интерес к литературе.
Оборудование: портрет н. В. Гоголя, презентация, таблицы для работы над СХВ.
За мёртвыми душами — души живые.
I. Организационный момент.
1. Приветствие учителя.
(2 слайд) Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Это не значит, что мы поставим точку в знакомстве с творчеством и личностью писателя. Каким знаком мы закроем разговор, решится в конце урока.
Давайте вспомним, как Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году.
(3 слайд) Но вскоре после постановки “Ревизора”, затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над
«Мертвыми душами». Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома “Мертвых душ”, который был завершен в Риме в 1840 – 41 г . (
4 слайд) Известно, что писатель планировал создание большой поэмы, подобной «Божественной комедии» Данте. Первая часть (1 том) ее должна была соответствовать «Аду», вторая (2 том) — «Чистилищу», третья (3 том) — «Раю». Писатель думал о возможности духовного возрождения Чичикова.
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь.
Ключевыми словами в нашем разговоре будут сегодня слова из названия темы урока.
II. Основная часть урока.
(5 слайд) Книгу «Мертвые души» Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право дает особая поэтичность, музыкальность, выразительность языка произведения, насыщенного такими образными сравнениями и метафорами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное – постоянное присутствие автора делает это произведение лиро-эпическим.
(6 слайд) Лирическими отступлениями пронизано все художественное полотно «Мертвых душ». Именно лирические отступления обусловливают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее поэтическое начало, связанное с образом автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новые идеи, все более проясняет авторский замысел.
Примечательно, что «мертвые души» насыщены лирическими отступлениями неравномерно. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки, и только в конце этой главы автор помещает первое крупное лирическое отступление о «несметном множестве церквей» и о том, как «выражается сильно русский народ».
III. Исследовательская беседа на основе реализации индивидуального домашнего задания
Учащиеся рассказывают о тематике лирических отступлений.
(7 слайд) Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею.
2. Сопоставительная работа с опорной таблицей
(8 слайд) Лирические отступления в поэме н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Глава 1 О «толстых» и «тонких».
Глава 2 О том, какие характеры легче изображать писателю.
Глава 3 О различных оттенках и тонкостях обращения на Руси.
Глава 4 О господах большой и средней руки; о живучести ноздрёвых.
Глава 5 О «замашистом, бойком русском слове».
Глава 6 Об уходящей жизни, молодости, утраченных «юности и свежести»; «грозной», «бесчеловечной» старости.
Глава 7 О двух типах писателей и судьбе писателя-сатирика; судьбе крестьян, купленных Чичиковым.
Глава 11 Обращение к Руси; размышления о дороге, о том, почему автор не мог взять в герои добродетельного человека; «Русь — птица-тройка».
«О толстых и тонких чиновниках» (1гл); автор прибегает к обобщению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество, чинопочитание – характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты и тех и других.
«Об оттенках и тонкостях нашего обращении» (3гл); говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчиненным.
4. Идейно-тематический анализ лирического отступления.
О «замашистом, бойком русском слове»
О чём свидетельствует «замашистое, бойкое русское слово»?
Как оно характеризует народ?
Почему Гоголь помещает это отступление в конце пятой главы, Посвящённой Собакевичу?
Вывод. Язык, слово раскрывает существенные особенности характера каждого народа. «Замашистое» русское слово раскрывает живой и бойкий ум народа, его наблюдательность, умение метко и точно одним словом охарактеризовать всего человека. Оно — свидетельство живой, не убитой гнётом души народа, залог его созидательных сил и способностей.
«О русском народе и его языке» (5гл); автор отмечает, что язык, речь народа отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи является удивительная меткость.
«О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл); автор противопоставляет писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя. С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего творчества.
«Много свершилось в мире заблуждений» (10гл); лирическое отступление о всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением христианских взглядов писателя. Все человечество ушло от прямой дороги и стоит на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.
«О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском национальном характере, о России-государстве. В символическом образе птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому предназначена свыше великая историческая миссия. Вместе с тем прослеживается мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения конкретных форм перспективного развития России.
3. Постановка проблемного вопроса.
Учитель. Зачем писателю понадобились лирические отступления?
Чем вызвана их необходимость в эпическом произведении, написанном прозой?
-В лирических отступлениях выражен широчайший диапазон настроений автора.
-Восхищение меткостью русского слова и бойкостью русского ума в конце 5 главы сменяется грустно-элегическим размышлением об уходящей юности и зрелости, об «утрате живого движения» (начало шестой главы).
(9 слайд) В конце этого отступления Гоголь прямо обращается к читателю: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!».
(10 слайд) 4 . Выразительное подготовленное чтение отрывка о Руси — «птице-тройке» и анализирующая беседа по нему.
Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение.
(11 слайд) – О чём говорят выражения «певучим голоском», «лошадки расшевелились», «лёгонькую бричку»?
– Как раскрыта широта русской души, её стремление к быстрому движению? Какими изобразительными средствами передаётся писателем это движение, больше похожее на полёт?
– О чём говорит сравнение тройки с птицей? Составьте ассоциативный ряд к слову «птица».
(Птица – полёт, высота, свобода, радость, надежда, любовь, будущее…)
– раскройте метафорический образ дороги? Какие ещё образы имеют метафорический смысл?
– Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» — не получает ответа?
– Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»?
Вывод. Так две важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
(12 слайд) Лирические отступления не только расширяют и углубляют её смысл, раскрывая грандиозный облик «всей Руси», но и помогают отчётливее представить образ её автора — подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созидательных сил народа и вера в счастливое будущее родины дали ему основание назвать своё произведение поэмой.
Задание. Сейчас мы разобьемся с вами на пары, перед каждой парой на парте лежит таблица с заданием. Ваша задача за 3-5 минут внести в таблицу средства выразительности, которые автор использовал в определенном отступлении.
Это задание поможет вам повторить и осмыслить влияние художественных средств нет только в поэтических, но и в эпических произведениях. Мы с вами готовимся к экзамену в формате ГИА, в части А есть задание, связанное с нахождением средства выразительности. Сегодняшняя работа поможет, я надеюсь, лучше и четче находить и различать тропы и фигуры.
Посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте ваши отрывки, приведите примеры предложенных вам средств выразительности.
Так что же Гоголь хотел сказать нам в своих отступлениях? Вопрос, как и все вопросы, на который мы с вами, наверное, не дадим прямого ответа, как и Гоголь не мог дать ответ на многие вопросы, поставленные в поэме.
Раздумья Гоголя о судьбах народа неотделимы от размышлений о судьбах родины . Трагически переживая положение России, отданной во власть «мёртвым душам», писатель обращает свои светлые и оптимистические надежды к будущему. Но, веря в великое будущее родины, Гоголь, однако, неясно представлял себе тот путь, который должен привести страну к могуществу и процветанию.
(13 слайд) Он предстает в лирических отступлениях как пророк, несущий свет знания людям: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?»
Но, как сказано, нет пророков в своем отечестве. Голос автора, прозвучавший со страниц лирических отступлений поэмы «Мертвые души», мало кем из его современников был слышен, и еще меньше кем понят. Гоголь пытался потом донести свои идеи и в художественно-публицистической книги «Выбранные места из переписки с друзьями», и в «Авторской исповеди», и – главное – в последующих томах поэмы. Но все его попытки достучаться до умов и сердец современников оказались тщетны. Как знать, может быть, только сейчас настало время открыть настоящее гоголевское слово, и сделать это предстоит уже нам.
Вашим дом. заданием будет ответить на вопрос: каким я представляю себе Н.В.Гоголя после прочтения поэмы «Мертвые души»?
1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…»
Выразительные средства Примеры
1Инверсия – изменение обычного порядка
(слов в предложении, элементов сюжета).
2Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней).
4Парцелляция (приём расчленения фразы на
части или даже на отдельные слова в виде
самостоятельного неполного предложения.
Её цель придать речи интонационную
экспрессию путём её отрывистого произнесения).
7Антонимы (слова с противоположным значением).
8Однородные члены (синтаксическое средство:
слова со значением перечисления фактов,
9Сравнения (один предмет сравнивается
10Метафоричные эпитеты (метафора –
средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении
для определения какого-либо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами
или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское отношение
11Звукопись: аллитерация (повторение
одинаковых или однородных согласных).
12Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков).
2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!»
Выразительные средства Примеры
1Инверсия – изменение обычного порядка
следования чего-либо (слов в предложении,
2Повторы (повторы слов
или однокоренных слов, корней).
5Синонимы (близкие по значению слова).
6Олицетворения (неживой предмет
наделяется живыми качествами).
7Метафоричные эпитеты (метафора –
средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении
для определения какого-либо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами
или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское
отношение к предмету).
3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду. месяц одни кажутся недвижны.»
Выразительные средства Примеры
1Инверсия – изменение обычного порядка
следования чего-либо (слов в предложении,
2Повторы (повторы слов или
однокоренных слов, корней).
4Синонимы (близкие по значению слова).
6Олицетворения (неживой предмет
наделяется живыми качествами).
7Метафоричные эпитеты (метафора –
средство художественной изобразительности,
употребление слова в переносном значении
для определения какого-либо предмета или
явления, схожего с ним отдельными чертами
или сторонами; эпитет – красочное прилагательное,
через которое выражается авторское
отношение к предмету).
11Парцелляция (приём расчленения
фразы на части или даже на отдельные
слова в виде самостоятельного неполного
предложения. Её цель придать речи
интонационную экспрессию путём
её отрывистого произнесения).
4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица – тройка да сверлит воздух.»
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/rol-liricheskih-otstuplenij-v-poehme-mertvye-dushi
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/06/16/rol-liricheskih-otstupleniy-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi
http://infourok.ru/material.html?mid=40532