роль это что такое роль: определение — социология.нэс. Смотреть что такое “роль” в других словарях

 роль это что такое роль: определение — социология.нэс. Смотреть что такое “роль” в других словарях

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 5 определений термина РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

см. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Социальная роль

устойчивые совокупности функций, стандартно выполняемые людьми в стандартных ситуациях социального взаимодействия (семья, профессиональная группа, политическая партия и т. п.).

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

совокупность норм, определя­ющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описа­нии общество или любая социальная группа предстает в виде набора определ. социальных позиций (рабочий, ученый, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь вк-рых человек обязан повиноваться «социальному за­казу» или ожиданиям (экспектациям) др. людей, свя­занных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из неск. возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или ста­рательного ученика и т. п.).

Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причем первый трактовал Р. с. как едини цу обществ. структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй – в плане непосредств. взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе к-рой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и фор­мируется социальное в личности. Линтоновское опре­деление Р. с. как «динамического аспекта статуса» зак­репилось в структурном функционализме и разрабаты­валось Парсонсом, Радклифф-Брауном, Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о Р. с. как об узловой точке, в к-рой смыкаются индивид и общество, ин­дивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопо­ставляются с бытующими в обществе нормативными ус­тановками, в зависимости от чего происходит отбор лю­дей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию роле­вого конфликта, когда его разные Р. с. оказываются· плохо совместимыми.

В новейших зап. социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть присущее Р. с. «роботообразное» представление о человеке как культурно и социально запрограммированном существе. Отсюда при­зывы вернуться к исследованию субъективных детерминант поведения человека, его «внутр. сущности» (Род­жерс, Маслоу – США).

Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от индивидуалистич. интерпрета­ции личности к пониманию ее как социального феноме­на. Оно употребляется и в марксистской социологии, и психологии. Маркс еще в 19 в. подчеркивал безлич­норолевой характер обществ. отношений и одновре­менно возражал против индивидуалистич. теорий личности и самосознания. Однако марксистское по­нимание Р. с. отличается от функционалистского или интеракционистского. При анализе социальной струк­туры общества марксизм придает решающее значение классовой структуре, по отношению к к-рой др. Р. с. выступают как производные или второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход недостаточен для описания обществ. развития и лежа­щей в его основе творч. преобразоват. деятельности людей. Человеч. деятельность не исчерпывается роле­вым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и но­вые Р. с. Точно так же и структура личности не сводит­ся к совокупности Р. с.: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную ин­дивидуальность, складывающуюся на протяжении жиз­ненного пути индивида и отличающуюся большой устой­чивостью.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

категория, употребляемая для выражения социального взаимодействия, функционирования индивида в группе, а также индивида или группы в обществ. организме. В бурж. социологии существует множество определений Р. с. Анализ 80 важнейших работ амер. социологов, где использовалась категория Р. с, показал трудности определения понятия Р. с. (см. L. J. Neiman and J. W. Hughes, The problem of the concept of role. A re-survey of the literature, в журн.: “Social Forces”, 1951, v. 30, No 2, p. 149). Большинство определений сходилось на том, что P. c. это – ряд действий или поступков человека, соответствующий его положению (позиции, статусу) в социальной группе, это динамич. аспект социального статуса. Слова “мать”, “офицер”, “учитель” обозначают положение человека в определ. группе и одновременно – определ. систему поведения. Каждый, кто занимает то или иное социальное положение, вынужден принимать во внимание экспектации (ожидания – требования) группы, касающиеся соответствующей роли. Люди не всегда сознают свои Р. с., часто их исполнение осуществляется автоматически. Участвуя в различных группах, каждый исполняет неск. ролей. В связи с этим возможно противоречие между различными ролями человека. Четкая классификация Р. с. отсутствует, хотя часто указывается на различие ролей по определенности предписанных действий (ср. “врач” и “часовой”), по широте (ср. “гражданин” и “пассажир”), по продолжительности (ср. “женщина” и “девочка”), по значению (ср. “друг” и “знакомый”) и т.п. Иногда перед словом “роль” (как и перед словом “статус”) ставится прилагательное, обозначающее, какой системой отношений предопределена данная роль. Нек-рые авторы разделяют Р. с. на конвенциональные, ситуационные и личностные – напр., взаимоотношения мужа и жены включают эти три “уровня” ролей. Иногда говорится о “возвратных” ролях, или контр-ролях (отец – сын). Употребляется деление Р. с. на “предписанные”, к-рые предопределены человеку в силу биологич. или социо-культурных факторов (возраст, пол, происхождение) и “достигаемые” в процессе жизни и научения. Поскольку Р. с. допускает нек-рые индивидуальные вариации, различают Р. с. как некий “идеальный” тип поведения, и ролевое поведение, как его индивидуальное воплощение, опосредствованное личностными качествами человека, его пониманием ситуации, представлениями об окружающих и т.д. Ролевые отношения достигают максимума в ритуалах и минимальны в критич. ситуациях, в новых и не структурировавшихся группировках. Социальное взаимодействие требует согласия участников о содержании ролей; различное представление о взаимосвязанных ролях приводит к напряжениям и конфликтам. В бурж. концепциях не раскрываются существ. причины, определяющие содержание Р. с, что связано с присущим бурж. социологии идеалистич. и психологич. истолкованием общества. На основе анализа объективной общественной структуры, динамики историч. развития и деятельности людей исторический материализм показывает реальные причины, определяющие отношения людей в конкретном социальном организме, пути изменения сложившихся ролевых отношений. Лит.: Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве (часть 2), Соч., 4 изд., т. 1; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, Соч., т. 8, М.–П., 1923; Божович Л. И., Изучение личности школьника и проблемы воспитания, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Шнирман А. Л., Коллектив и развитие личности школьника, Л., 1962; Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963; Новиков Н. В., Об исходных посылках и главных чертах бурж. теории “социального действия”, в кн.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964; Замошкин Ю. . Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966; Sargent S. and Williamson R., Social psychology, 2 ed., ?. . [1958]; Gross . Mason W. S., Mc Eachern A. W., Explorations in role analysis, N. Y.–L., [1958]; Handbook of social psychology, ed. by G. Lindzey, Reading (Mass.), [1959]; Dahrendorf R., Homo sociologicus, 4 Aufl., K?ln, 1964. См. также лит. при ст. Ролей теория. В. Ольшанский. Москва.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие “роль” было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж.Г. Мидом в 30-х 20 в. Впоследствии оно получило дальнейшую разработку как в западных, так и марксистских социологических и психологических теориях. Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. “мест” в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый “социальный заказ”, т.е. реализовать предписываемую функцию. Следуя этим “правилам игры”, конкретный человек исполняет один из нескольких вариантов СР. Вот почему, в сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя аналогичным образом. В роли отражаются социально-типические аспекты поведения. В то же время каждый человек вносит в ролевое поведение индивидуальные черты через своеобразное восприятие роли применительно к личностному образу. “Личностная окраска”, проявляющаяся в индивидуальном исполнении человеком СР., зависит прежде всего от его знания и умения находиться в данной СР., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям (экспектациям) окружающих. Здесь важен также эффект группового межличностного взаимодействия, в частности, степень идентификации личности с группой. Ролевое поведение – это своеобразное единство, взаимопроникновение СР. и индивидуального исполнителя, которое можно представить как функцию двух переменных: первая (СР.) “отвечает” за предзаданность поведения, а вторая (особенности личности) обеспечивает преемственность его. Последняя обозначается как “Я”. Соотношение данных детерминант в крайних своих проявлениях выглядит следующим образом: либо они включаются более или менее полно друг в друга, либо отделены друг от друга, противостоят одна другой. Вторая ситуация ведет к внутриличностному конфликту, суть которого в том, что разные люди по-разному представляют себе одну и ту же роль. Наряду с внутриличностными существуют и межролевые конфликты, обусловленные далеко не идентичными, а подчас и противоречивыми, требованиями, предъявляемыми к исполнению той или иной роли в социальных группах различной специфики и направленности. Указывая на конкретную СР., мы относим человека к определенной социальной группе. Диапазон и количество ролей обусловливается многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность с ее потребностями, интересами, ценностями. Причем ряд СР. предписаны человеку от рождения, т.е. определены его полом, возрастом, социальным происхождением и т.п., – это аскриптивные (предписанные) роли. Другие же приобретаются путем личных усилий человека, благодаря его индивидуальным качествам (занимаемая должность, например) – достижительные роли. Однако, сама по себе СР. не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации детерминирован целым комплексом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной СР. Роль “играется” хорошо, когда требуемые для ее выполнения характерные черты и качества воспринимаются индивидом, как личные (интернализация). СР. никогда не означают абсолютной заданности шаблонов поведения, поскольку, так называемые шаблоны (или модели) корректируются конкретной деятельностью личности и меняются в соответствии с ее социальным опытом и жизненными ценностями. Вот почему любая СР. всегда оставляет некоторый “диапазон возможностей” для своего исполнителя, что условно можно назвать “стилем исполнения роли”. Кроме СР. (которые стандартизированы и безличны, выступают как бы внешними по отношению к личности и строятся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто является действующим лицом) существуют и межличностные роли, в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств и предпочтений. См. также: Программа, Я.

Читать еще:  Что такое сказ в литературе. Каковы особенности жанра сказа? Какие литературные сказы Вам известны? Сказы в литературе и их классификация

Найдено схем по теме РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — 0

Найдено книг по теме РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — 0

Найдено презентаций по теме РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — 0

Найдено рефератов по теме РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

 роль это что такое роль: определение — социология.нэс. Смотреть что такое “роль” в других словарях

англ. role; нем. Rolle. Степень участия, мера влияния, значение ч.-л.

поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.

ролевое функционирование личности, занимающей определенное положение в своем социальном окружении.

модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.

модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.

от фр. role) – ожидаемый в конкретной ситуации рисунок поведения, ассоциирующийся с социальным статусом человека. Наличие ролей позволяет индивидам предвидеть действия других в различных ситуациях и соответственно реагировать на них, чем обеспечивается устойчивость социального порядка [16].

в социологии) (role), относительно стандартизированное социальное положение, включая опред. права и обязанности. Человек может играть мн. Р.: врача, матери, дочери, игрока. Для каждой Р. ожидаемая модель поведения разл. Исследование Р. показывает, как формируется социальное поведение личности.

role) – 1. Относительно стандартизированное социальное положение, включая определенные права и обязанности индивидуума, например, отца или матери. 2. “Динамический аспект ста- туса”, где “статус” относится к положению и “роли” его исполнения (Р- Линтон, 1936), хотя последний термин чаще касается и положения, и исполнения, а “статус” является альтернативным по отношению к положению. Роли могут быть специфическими или распространенными, предписанными или достигнутыми – см. Образцовые переменные. В символическом интеракционизме социальные тождества и социальная деятельность анализируются скорее как результат “принятия роли другого”. Сходную основу имеет исполнение роли – форма социального обучения людей путем участия в групповых деяниях, где они исполняют широкий диапазон социальных ролей, включая и те, к которым актор первоначально испытывает мало симпатий. Ожидание состоит в том, что это приведет к большему социальному пониманию.

Читать еще:  «Записки охотника» и их место в русской литературе. Шпаргалка: Изображение народа в "Записках охотника" И.С

В функционализме теория роли подчеркивает нормативные ожидания, связанные со специфическим положением, и способ, которым роли определены институтами. Ударение делается на приобретении и предписании образцов поведения согласно нормам и правилам. Мертон (1949) предложил понятие совокупности ролей для обозначения диапазона отношений между ними в соответствии с данным статусом. Признано, что индивидуум сталкивается с напряженными отношениями (ролевым конфликтом) в попытке придерживаться требований несовместимых ролей, например, рабочей и матери или лектора и исследователя. Данная теория критиковалась, однако, за иногда допускаемую статичную, неизменную концепцию социальной деятельности.

Более ранний подход символического интеракционизма к “роли”, ассоциируемый с Г.Х. Мидом, отличается от функционализма. В нем “принятие роли” представляет интерес главным образом как необходимый процесс в развитии “Я”. И взрослые, и дети устанавливают понятия “Я”, воображая себя занимающими положение других (см. также Зеркальное “Я”). Отсутствуют установленные роли и подчеркивается непрерывно “переустраиваемый” характер социальной деятельности. В произведениях Гофмана предложены и другие примеры, в частности, концепция ролевой дистанции, в которой исполнитель субъективно отделяется от роли.

ожидания и обязательства вести себя тем или иным образом, вытекающие из общепризнанного социального положения или статуса. Роли могут нести с собой конкретные права и обязательства.

Люди одновременно выступают в разных ролях, например роли родителя, работника и соседа. Люди могут принадлежать к ролевым группам, т. е. группе людей, выполняющих определенную роль. Одни принадлежат ко многим группам, другие – к меньшему их числу, например к одной (или ни одной, как отшельники или затворники). Роли могут конфликтовать между собой. Во-первых, конфликт может быть заложен в самой роли, например от лидера команды ее члены могут ждать защиты в том случае, если они и так уже работают в полную силу, однако от того же лидера старшее руководство ожидает более напряженной работы, если поджимают сроки. Такие конфликты называют внутриролевыми. Второй вид ролевых конфликтов – это противоречия между ролями, т. е. межролевые конфликты; примером может служить человек, вынужденный работать сверхурочно (роль работника) и который очень беспокоится за своих детей (роль родителя), однако не в силах изменить ситуацию, чтобы выполнить все ролевые обязательства.

Читать еще:  Как нарисовать радугу карандашом поэтапно для детей. Как нарисовать пони радугу карандашом поэтапно

Роли можно подразделить на приписанные и достигнутые. Здесь социологи обращают внимание на то, является ли роль врожденной и неизменной (как в некоторых традиционных обществах) или же ее можно приобрести впоследствии. В рамках теории ролей можно проанализировать ряд интересных проблем, например как первое поколение выходцев из Азии приспосабливается к традиционным семейным требованиям и ожиданиям сверстников. Сходным образом одни роли жестко заданы (специфичны), а другие – сравнительно общие (диффузные); эта типология ролей позволяет рассмотреть заложенные в них обязанности. Переход от жестко заданной роли к диффузной или обратный процесс может иметь важные следствия для заинтересованных сторон.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ тесно связана с социальной работой и смежными специальностями, так как занимается оценкой конкретных социальных проблем и ситуаций (скажем, роли женщины в современной Великобритании) и возможностей понять индивидуальные проблемы, например, в социальных группах и семье. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ как сфера деятельности способствовала развитию и практическому применению теории ролей. (См. также РОЛЬ БОЛЬНОГО.)

 роль это что такое роль: определение — социология.нэс. Смотреть что такое “роль” в других словарях

устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях.

РОЛЬ (СОЦИАЛЬНАЯ)

программа действий и способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе социальных отношений.

система нормативно одобренных форм поведения и связанных с ней прав и обязанностей члена группы, занимающего определенное положение в ее структуре. Предполагает наличие соответствующих ожиданий со стороны других членов, а человеку, выполняющему определенную Р. в группе, приписываются цели, желания, чувства и социальные установки, связанные с ней.

устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как обществ, существо вступает с др. людьми в разнообразные отношения (межличностные, полит., экон., профессиональные и др.), выступая, т. о., носителем разл. Р. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «Р.» ввел в социальные науки амер. психолог Д. Мид, разработавший социально-психол. концепцию, в к-рой личность рассматривалась как динамичное сочетание Р. Этот подход лег в основу интеракционизма.

В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматриваются как освоение определенных Р. Выполнение человеком нек-рой Р. определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной Р. Так, в Р. родителя человек стремится воплотить черты, связанные в обществ, сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т. д. Освоение Р. родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка.

В детстве также происходит освоение межличностных Р., характеризующих положение человека в системе общения с др. людьми.

Исполнение человеком разл. Р. может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутр. гармонии, чреватая невротич. срывами. Устранить подобное противоречие пси-хол. методами затруднительно, т. к. для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.

Ролевой подход к становлению и функционированию личности выявляет мн. характерные черты социального взаимодействия людей, однако не исчерпывает всего многообразия и сложности социальных и психич. процессов.

Источники:

http://terme.ru/termin/rol-socialnaja.html
http://voluntary.ru/termin/rol.html
http://didacts.ru/termin/rol.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии