Роль автора как создателя литературного произведения. К данному материалу относятся разделы

Роль автора как создателя литературного произведения. К данному материалу относятся разделы

Категория автора

Как уже было сказано, произведение создается. Создатель литературного произведения есть его автор. В литературоведении это слово употребляется в нескольких связанных, но в то же время относительно самостоятельных значениях. В первую очередь необходимо провести грань между автором реально-биографическим и автором как категорией литературоведческого анализа. Во втором значении мы понимаем под автором носителя идейной концепции художественного произведения. Он связан с автором реальным, но не тождествен ему, поскольку в художественном произведении воплощается не вся полнота личности автора, а лишь некоторые ее грани (хотя часто и важнейшие). Более того, автор художественного произведения по впечатлению, производимому на читателя, может разительно отличаться от автора реального. Так, яркость, праздничность и романтический порыв к идеалу характеризуют автора в произведениях А. Грина, сам же А.С. Гриневский был, по свидетельству современников, совсем другим человеком, скорее мрачным и угрюмым. Известно, что далеко не все писатели-юмористы являются в жизни веселыми людьми. Чехова прижизненная критика называла «певцом сумерек», «пессимистом», «холодной кровью», что совершенно не соответствовало характеру писателя, и т.п. При рассмотрении категории автора в литературоведческом анализе мы абстрагируемся от биографии реального автора, его публицистических и иных внехудожественных высказываний и т.п. и рассматриваем личность автора лишь постольку, поскольку она проявилась в данном конкретном произведении, анализируем его концепцию мира, мировидение. Следует так же предупредить, что автора нельзя смешивать с повествователем эпического произведения и лирическим героем в лирике.

С автором как реальным биографическим лицом и с автором как носителем концепции произведения не следует путать образ автора, который создается в некоторых произведениях словесного искусства. Образ автора – это особая эстетическая категория, возникающая тогда, когда внутри произведения создается образ творца данного произведения. Это может быть образ «самого себя» («Евгений Онегин» Пушкина, «Что делать?» Чернышевского), либо образ вымышленного, фиктивного автора (Козьма Прутков, Иван Петрович Белкин у Пушкина). В образе автора с большой ясностью проявляется художественная условность, нетождественность литературы и жизни – так, в «Евгении Онегине» автор может разговаривать с созданнымим героем – ситуация, невозможная в реальной действительности. Образ автора возникает в литературе нечасто, он является специфическим художественным приемом, а потому требует непременного анализа, так как выявляет художественное своеобразие данного произведения.

? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему художественное произведение является мельчайшей «единицей» литературы и основным объектом научного изучения?

2. Каковы отличительные особенности литературного произведения как произведения искусства?

3. Что означает единство объективного и субъективного применительно к литературному произведению?

4. Каковы основные черты литературно-художественного образа?

5. Какие функции выполняет художественное произведение? В чем эти функции состоят?

6. Что такое «иллюзия реальности»?

7. Как соотносятся между собой реальность первичная и реальность художественная?

8. В чем состоит сущность художественной условности?

9. Что такое «наивно-реалистическое» восприятие литературы? В чем его сильные и слабые стороны?

10. Какие проблемы связаны с понятием автора художественного произведения?

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные термины и понятия в авторском праве

Юрист Елена Марина разбирает основные понятия и термины авторского права. В этом выпуске рассмотрим все, что касается автора, исполнителя и соавторов произведения.

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Авторами аудиовизуального произведения (фильма, видео, рекламы) являются:

композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Закон также определяет авторов произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшее ранее (автор произведения, положенного в основу сценария), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.) п. 5 ст. 1263 ГК РФ.

Таким образом автор романа, который был положен в основу сценария, оператор-постановщик и художник-постановщик также являются авторами, но, следуя буквальной трактовке закона, они авторы своей части, а не всего фильма как в случае с режиссером-постановщиком, автором сценария и композитором.

Продюсер не является автором. Он определяется законом как лицо,организовавшее создание аудиовизуального произведения (изготовитель аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Блогер также может являться автором. Например, если блогер пишет посты, то на него распространяются права авторов в полном объеме.

Правовой статус видеоблогера зависит от того, какую роль он выполняет в создании контента. Например, блогер полностью берет на себя съемку видео. Таким образом, он выступает в качестве режиссера-постановщика и тогда он тоже будет автором.

Читать еще:  Горе от ума урок по 4 действию. Урок Мильон терзаний.Анализ IV действия комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.Смысл названия пьесы

Если съемку для него организуют другие люди и тексты также написаны другими лицами, то с правовой точки зрения блогер выступает в качестве исполнителя и права автора на него не распространяются.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (ст. 1313 ГК РФ). Артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами (ст. 1258 ГК РФ).

Не признаются авторами произведения граждане, не внесшие творческого вклада в его создание, в том числе оказавшие автору только техническое консультационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на произведение или его использование, а также граждане осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, заказчик, редактор или продюсер не являются соавторами.

Закон не устанавливает процентное соотношение или минимальную долю в создании произведения, чтобы признаваться соавтором.

Таким образом, если вы написали сценарий, а другое лицо одну сцену или одни диалог в этом сценарии, то вы с указанным лицом являетесь соавторами.

Его еще называют объектом авторского права (ст. 1259 ГК РФ).

Произведения науки, литературы и искусства:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (фильм, видео, включая видео снятое с камеры телефона, рекламный ролик);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Закон устанавливает открытый перечень, это означает, что к произведению можно отнести и другие объекты науки, литературы и искусства не перечисленные в статье, но подходящие по формальным признакам, установленным законом.

Произведения охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа его выражения. Это значит, что рисунок ребенка и картина профессионального художника являются объектом авторского права и с законодательной точки зрения различий между ними нет. Также нет различий в правовой охране готового сценария или одной сцены или диалога, финального драфта или черновика.

К объектам авторских прав относятся:

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Например, если роман переработан в сценарий, то производным произведением является сценарий;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. К составным произведениям относится, например, интернет-сайт, база данных.

Авторские права распространяются как на обнародованные (ставшие доступными для всеобщего сведения), так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко— или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Необходимо понимать, что закон защищает форму, а не содержание произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Но тем не менее рекомендуется защищать свои авторские права, заранее собирая доказательства авторства.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Содержание и форма литературного произведения: описание, теория

В теоретической поэтике существует такая понятийная пара, как форма и содержание. Эти понятия взяты из философии. Философы определяют содержание как сущность; литературоведы понимают под этим словом сам сюжет.

Категория содержание литературного произведения неизменно связана с категорией формы. А форма понимается как уже готовое произведение; как отдельный мир, описанный удачными выражениями.

Прежде чем начать писать какое-либо художественное произведение, следует разобраться с теоретическими нюансами этих понятий.

Читать еще:  Образец договора на разработку рабочего проекта электроснабжения. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

Содержание и форма литературного произведения

В литературе содержание — это внутренний образ, сам смысл всего повествования. Смысл выражается через стиль, через гармоничное соединение слов, то есть через форму. Еще со времен аристотелевской “Поэтики” форма и содержание мыслилось авторами как неразделимое диалектическое понятийное единство.

Только сам Аристотель выражал эти категории немного иными словами. Он определял два понятия — “как” и “что”. Эти категории соответствуют логическим понятиям субъекта и предиката. Форма романа не может существовать без наполнения, и мысли автора не могут передаться читателю, если автор не определит для них какую-то материальную базу.

Слово “форма” пришло из греческого языка и означает — внешний вид чего-то, образ. Категория формы неизменно связано с совокупностью чисто физических аспектов материального характера. А содержание связано с понятием сущности или содержания некоего образа.

В Древнем Риме понятие “содержание” противопоставлялось материальным предметам бытия. Разграничение этих понятий условно и отображает только потребность человека познавать. Это чисто философские термины. И в современный мир они пришли также как гносеологические категории.

Субъективность содержания произведения

Стоить заметить, что форма — это всегда нечто объективное. Внешняя форма художественной литературы это лексика, используемая автором. Именно на нее распространяется авторское право. То есть никто более не имеет права писать те же слова в том же порядке, что этот известный автор. Но содержание можно в той или иной мере копировать.

Вот несколько примеров содержания какого-либо текста.

  • Содержание научного труда — концепции и гипотезы. Объект — слова, использованные для рассуждений и донесения фактов.
  • Художественное произведение. Идея и композиция — это содержание, авторская речь, диалоги героев и описания окружающего героев мира — это выражение формы.
  • Литературное произведение педагогического содержания — идеи о том, как лучше доносить знания, заинтересовывать учеников. Примером служит Педагогическая поэма Макаренко.

Итак, содержание литературного произведения – это сюжет. Хотя композиция произведения имеет свою объективную структуру, и строится по определенным законам, но интерпретировать ее читатель может по-своему. Ведь два разных человека трактуют одну историю двумя способами. Так как каждый исходит из своего опыта.

Научные статьи, дипломы и диссертации также имеют структуру и идею. Но здесь субъективности мало, так как каждая мысль доказывается фактами и логическими построениями.

Краткие содержание литературного произведения

Такие краткие описания экономят время у студентов филологических вузов. Студент, не читая весь объем текста, узнает основные сюжетные линии, ключевые конфликты произведения и некоторые черты характера главного героя.

Идейное содержание литературно-художественного произведения можно понять исходя из краткого описания сюжета. Краткое содержание помогает сформировать личное мнение студенту или ученику школы относительно героев и их взаимоотношений.

Содержание литературно-художественного произведения описывается в фабуле. Фабула — это предельно краткое содержание, где сюжетная линия показана в строгом хронологическом порядке.

Сюжет как основа произведения

Итак, произведение состоит из формы, идеи автора и композиции. Строится композиция по определенному шаблону. Начинается литературное произведение всегда с пролога, а заканчивается эпилогом. Основу композиции все знают с 8 класса школы:

Сюжет произведения часто во многих историях похож. В детективных произведениях следователь находит убийцу или грабителя; роман влюбленных в мелодраматическом сценарии заканчивается либо свадьбой, либо расставанием и сожалением. Но каждый автор наполняет сюжет своими красками, старается сделать героя интереснее, дарит читателю какие-то незабываемые эмоции.

Через сюжет, через трансформацию героя писатель доносит ту мысль, которую он задумал еще вначале своего повествования, как главную.

Иоганн Гете задачу писателя охарактеризовал так:

Овладеть всем миром и найти ему выражение.

Вот, что значит совместить форму и содержание. История не пишется просто так, любой рассказ поднимает социальную или философскую проблематику. И чтобы раскрыть проблему, нужно уметь пользоваться образными выражениями языка и знать, как своего героя сделать близким читателю.

Эстетика Гегеля. Идеал и образное выражение

В период расцвета немецкой классической философии термины литературного творчества старался изъяснить в рамках своего миропонимания Гегель. В его произведении ” Эстетика” понятиям содержания и формы литературного произведения философ уделил особое внимание.

Гегель заметил – образы творца произведения не могут быть чем-то ограниченным. Каждый художественный образ должен выражать заложенную в нем идею. Характер героя непременно сказывается на его облике и речи, а в интерьере комнаты должно отображаться прошлое хозяев и их отношение к материальной стороне жизни.

По этому поводу сам Гегель в своей “Эстетике”, выдвинул основное положение:

Соединение идеи и образа в их свободное примиренное целое.

Взгляд М. Бахтина на форму и содержание

Михаил Бахтин – один из наиболее известных русскоязычных философов и теоретиков литературы. Его взгляды во многом определили ход развития русской литературы. В чем заключается его мнение насчет вопроса о содержании и форме литературного произведения? М. Бахтин не рассматривал форму как просто технику или стиль писателя.

Форма для него означает больше способ организации сюжета. Литературовед говорил, что читатель должен не просто читать слова, а переживать эстетически прочитанный текст.

Читать еще:  Какие проблемы есть в войне и мире. Какие философские проблемы подымает роман «Война и мир»

Анализ содержания литературного произведения

Анализ необходим для более полного осознания тех вопросов, которые поднимает автор. Произведения литературы должны рассматриваться с двух сторон. Оценка дается и на соответствие техническим нормам и правилам составления сюжета, и на степень раскрытия темы.

Анализ также должен иметь определенную структуру.

План критического анализа произведения следующий:

  1. Определить тему и главную идею произведения. Насколько полно раскрыта тема.
  2. Проанализировать, соблюдена ли целостность формы и содержания.
  3. Охарактеризовать персонажей, систему образов в литературном произведении, проанализировать приемы раскрытия персонажей их правдоподобность в различных сценах.
  4. Охарактеризовать отношение самого автора к теме.
  5. Выяснить, как используются выразительные средства для создания образов; прокомментировать стиль писателя.

C.T. Колридж, английский поэт, критик, говорил о том, что произведение талантливого писателя от работ посредственного отличается абсолютной органичностью и целостностью.

Другой критик Б. Ларин разработал свой метод анализа – «Опыт анализа формы». Категория содержания литературного произведения здесь максимально раскрывается и детализируется.

Анализ единства формы и содержания

Отдельно рассматривается анализ на единство содержания и формы литературного произведения. Критик этот аспект романа также учитывает и анализирует.

Для того чтобы написать качественный анализ произведения, уровень знаний и умений в области филологии и философии литературы должен быть высоким. А также автор анализа обязательно должен иметь превосходное критическое мышление.

Содержание литературного произведения – это определение моральной стороны романа. Не только стилистика имеет значение для критика, но и мораль, к которой подводит писатель в конце рассказа или романа.

Содержание литературного произведения. Современный взгляд

В современной литературе писатели и литературоведы стараются не использовать такие термины как “содержание” и ” форма”. Вместо них употребляются более отвлеченные понятия — ” знак” и “символика знака”. Однако по своей внутренней сущности эти категории точно такие же. Современная система понятий вполне соответствует понятиям “что” и “как” и у Аристотеля.

Для романов и рассказов не существует лекала, по которому строится сюжет. Содержание литературного произведения — это целиком внутренний мир автора, заключенный в какую-то лексическую форму, разделенный на эпизоды и главы. Но все же писать по интуиции нельзя. Начинающему автору необходимо знать законы драматического произведения.

Юрий Лотман. Целостность произведения

Юрий Михайлович Лотман самый выдающийся российский мыслитель, литературовед и культуролог XX века. Что думал он по поводу идейного содержания литературного произведения?

Ю. Лотман утверждал, содержание – это план архитектора, а форма – уже реализованный план здания. И соответственно, здание не может существовать без плана. План помогает писателю структурировать сюжет и создавать литературное произведение по всем канонам драматического искусства.

Читатель обязательно дает моральную оценку героям произведения. Он оценивает их поступки, мысли и переживания. Сочувствие к герою возникнет только если автор смог создать объемного персонажа, не “картонного” то есть безликого. Целостность произведения — это гармоничное соединение всех сюжетных линий воедино, чтобы фабула описывала лишь одно целостное событие. Развязка всего конфликта должна исходить из фабулы. А характер героя должен соответствовать принципам правдоподобности и соответствовать описываемому времени и пространству.

Как строится сюжет?

История действительно интересна, когда в ней есть довольно серьезный неразрешимый конфликт между героем и антигероем либо героем и социумом. Писателю необходимо до деталей продумать все составляющие сюжет эпизоды.

Читатель вникает в неизвестный ему художественный мир произведения, чтобы проследить за развитием конфликта и судьбой понравившегося ему героя. Содержание литературного произведения — это сюжет, но развернутый и детализированный.

Чтобы построить сюжет, необходимо заняться построением четкого плана. Для этого следует выписать четкую идею и тематику будущего произведения. Затем описать кратко все вехи сюжета — экспозиция, развитие конфликта, когда произойдет кульминация и что будет после нее.

Обязательно проработать характер главного героя: каким он выглядит в начале повествования? Каковы его мотивы? С кем и почему он борется? Как он изменился в конце, и рад ли он сам и его близкие этим изменениям в его личности?

Когда удастся связать воедино в плане трансформацию героя, развязку его личной дилеммы и развязку основополагающего конфликта всего рассказа, тогда идея доработана. Теперь можно садиться за написание формы — сосуда для идеи.

Выводы

Итак, единство содержания и формы литературного произведения достигается в процессе детального планирования сюжета. При правильном построении сюжета. Автор четко знает, какие сцены ему нужны, какие диалоги уместны, а какие нужно вычеркнуть.

Категории формы и содержания разбирались всеми известными философами и литераторами: Аристотелем, Гегелем, Михаилом Лотманом. Эти понятия служат основой для построения гармоничного литературного произведения и научного труда в равной степени.

Краткие содержания литературных произведений необходимы для понимания фабулы. Прочтя лишь основные характеристики героя и фабулу произведения, студент или школьник уже может что-то написать о произведении в своем сочинении. А для начинающего писателя знакомство с фабулой помогает найти в уже известных произведениях решения для своих сюжетов.

Источники:

http://studopedia.ru/17_126704_kategoriya-avtora.html
http://pikabu.ru/story/osnovnyie_terminyi_i_ponyatiya_v_avtorskom_prave_6975870
http://fb.ru/article/450445/soderjanie-i-forma-literaturnogo-proizvedeniya-opisanie-teoriya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии