Рок н ролл сегодня. День рождения рок-н-ролла – Всемирный день «музыки свободы» (World Rock-n-roll Day)

Рок н ролл сегодня. День рождения рок-н-ролла – Всемирный день «музыки свободы» (World Rock-n-roll Day)

12 апреля родилась «музыка свободы» – рок-н-ролл

«Рок-н-ролл мертв, а я еще нет» , – пел когда-то лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков. Почему мертв? Да потому, что, следуя словам из песни, а их оттуда не выбросить, он родился в мертвой, как он считал, стране. И песня эта была написана как раз в то время, когда наша страна СССР и была мертвой, то есть в начале 80-х годов. Это время историки окрестили эпохой застоя.

Тогда, наверное, так оно и было. Но с той поры утекло много воды, рок-н-ролл не только не умер, даже наоборот – он жив до сих пор и расцветает. Не умер и «Аквариум» с его лидером, не умерли еще тысячи других певцов и ансамблей, играющих эту музыку. И с каждым годом число их растет!

Достаточно заглянуть в Интернет. Сегодня он пестрит вывесками: «Ко Дню рождения рок-н-ролла! Концерт в клубе Х города N», или «Сегодня в ДК имени такого-то празднуется Всемирный день музыки свободы – день рок-н-ролла!»

День рок-н-ролла (rock-and-roll) принято праздновать 12 апреля, потому что именно в этот день 1954 года произошло историческое событие: малоизвестный на то время американский певец Билл Хейли ( Bill Haley ) записал знаковый сингл Rock Around The Clock («Рок вокруг часов»).

Стоит сказать, что сама песня была написана еще в 1953 году, а в 1955 году она прозвучала в титрах фильма Blackboard Jungle («Школьные джунгли»). Также «Рок вокруг часов» стал первым синглом, проданным в количестве свыше миллиона копий в Великобритании и Германии, а Билл Хейли стал первым исполнителем рока, совершившим гастрольный тур по Европе.

Тот рок-н-ролл, который мы сейчас считаем классикой, сформировался в 1954-55-х годах. Как раз в это время Билл Хейли, Элвис Пресли (Elvis Presley), Чак Берри (Chack Berry), Литл Ричард (Little Richard) и Фэтс Домино (Fats Domino) записывали песни, ставшие основой стиля. Каждый из них привносил в новую музыку что-то свое.

Вскоре рок-н-роллом заинтересовались кинематограф и крупные звукозаписывающие лейблы, которые старались переманить к себе начинающих исполнителей с маленьких студий. Появлялись новые звезды – Карл Перкинс (Carl Perkins), Джерри Ли Льюис (Jerry LeeLewis), Бадди Холи (Buddy Holly), Эдди Кокран (Eddie Cochran). Каждый из них привносил в стиль что-то свое, влияя на его дальнейшее развитие. К концу 1950-х годов пластинки с рок-н-ролльными записями были самыми продаваемыми в США.

Рок-н-ролл стал очень популярным, его танцевали все, даже английская королева не избежала влияния нового стиля. Газеты увлеченно рассказывали, как Елизавета II танцевала рок-н-ролл с лордом Порчестером.

Доходило и до смешного – в сентябре 1957 года в Манчестере, в церкви Святого Фомы Кентерберийского, рок-н-ролл зазвучал во время богослужения. Для привлечения молодежи церковный хор исполнял религиозные гимны под аккомпанемент электрооргана (так тогда назывался синтезатор, поскольку он в основном имитировал органные звуки), электрогитар и ударных.

Свежий ветер рок-н-ролла пришел из Старого Света в первой половине 60-х годов. Это было британское вторжение в Америку, самыми яркими представителями которого стали The Beatles и Rolling Stones. Тогда же в обиходе появляется новое слово – «бит», а затем, и по сей день, – просто «рок».

За шестьдесят лет своего существования рок-н-ролл переживал несколько возрождений, последнее из которых, в начале 1980-х годов, совпало с зарождением русского рока в традиционном его понимании. До этого в СССР на официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя иногда был предметом антизападной пропаганды. Даже больше того, за исполнение рок-н-ролла можно было вылететь из комсомола, а потом и из института. Главными рок-н-ролльщиками той поры были московская группа «Браво», ленинградские команды «Зоопарк» и «Секрет», эстонский «Рок-Отель». Впрочем, рок-н-ролл играли все кому не лень: «Киев и Магадан, Пенза и Ереван, Рига и Волгоград, Тында и Ашхабад, Тула и Сыктывкар, Ялта и Краснодар, Киев и Магадан, Пенза и Ереван».

В 1986 году был учрежден «Зал славы рок-н-ролла», первыми же членами которого стали Чак Берри, Джеймс Браун (James Brown), Рэй Чарльз, Фэтс Домино, братья Эверли (Everly Br.), Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, а также покойные Сэм Кук (Sam Cooke), Бадди Холли и Элвис Пресли. Новые члены объявляются ежегодно, причем это не обязательно рокеры – присутствуют признанные мастера ритм-энд-блюза (rhythm& blues) и даже рэперы.

Критики признают, что рок-н-ролл был самым потрясающим открытием в мире музыки двадцатого века, и его день рождения ежегодно отмечается 12 апреля.

Впрочем, кто-то считает, что отмечать Всемирный день рок-н-ролла надо днем позже. То есть сегодня, 13 числа. Правда, те, кто настаивают именно на этой дате, затрудняются объяснить, что же такого памятного произошло в тот день. А в дальнем зарубежье, похоже, про этот праздник вообще мало кто слышал.

Так, может, Всемирный день рок-н-ролла – это чисто российское изобретение? Ну что ж, даже если это так, то «музыка свободы» заслуживает того, чтобы светлым весенним днем еще раз прозвучали ее зажигательные ритмы.

День рождения рок-н-ролла – Всемирный день «музыки свободы» (World Rock-n-roll Day)

We’re gonna rock around the clock tonight, We’re gonna rock, rock, rock, ’til broad daylight.

Мое почтение, друзья!

Ежегодно 13 апреля поклонники рок-н-ролла отмечают праздник, который их всех объединяет — Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day). Неофициально 13 апреля считается Днем рождения рок-н-ролла. Я этот день не выделяю как-то особенно, хотя, для разнообразия и можно было бы что-нибудь придумать (об этом ниже), но 95 процентов музыки в моем плей-листе — рок.

Читать еще:  Могила маресьева на новодевичьем кладбище. Новодевичье кладбище – Покой великих (55 фото)

И не только в музыке дело, ведь рок-н-ролл — это еще и определенный склад характера, образ мысли и, в конце-концов, жизни. Так уж вышло, что рок — это синоним протеста. В наши дни в меньшей степени, конечно, чем раньше, но все же. И молодежь частенько, при помощи подобной музыки и различных субкультур, выражает свой бунтарский дух. Меня это, например, стороной не обошло =)

Но с возрастом, как говорится, «отпускает». Не всех и не до конца, что-то рок-н-ролльное в нас остается навсегда.

Рок-н-ролл: начало

Сегодня рок-н-ролл — это огромное количество ответвлений (их так много, что я, например, даже не могу во всех сориентироваться): от легкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Тексты песен тоже разные, от легких и шутливых до мрачно-философских.

А началось все давным давно в США с маленькой хитрости. Но лучше по порядку.

20 век — сложный период для всего мира, и Штатов, в том числе, после Второй мировой люди устали, им хотелось покоя и размеренности, без потрясений. Все это отразилось и в музыке тех лет — спокойной и сентиментальной, со сладкоголосым вокалом. Это, можно сказать, была «официальная» музыка.

Но рядом с этой «официальной» музыкой существовала и другая — громкий и полный жизни ритм-энд-блюз. Изначально ритм-энд-блюз был синонимом негритянской музыки, и, естественно, был популярен в определенных кругах больше, чем где бы то ни было. Но это не могло продолжаться вечно, такую музыку нельзя было более «прятать».

Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл».

Хитрость удалась, идея сработала на все сто! Замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную мощь и проник в сердца огромного количества людей, независимо от цвета кожи.

Русский рок

В СССР рок-н-ролл не полюбили, да и с чего бы его любить?! Это же «развращающее молодежь» явление! Это же растлевающие буржуазные мотивы! Но, такое отношение «правильных» людей только подливало масла в огонь. Всем известно, что запретный плод сладок, так что распространение рок-н-ролла в Советах остановить, к счастью, не смогли. Но и волю не давали.

Из-за «железного занавеса», отделявшего Союз от остального музыкального мира (и не только) року в нашей стране пришлось вариться в собственном котле, с собственными приправами. От того и он и получился таким. другим. Самобытным, если хотите. У нас в текстах песен некий философский смысл и социальная окраска выдвигались на передний план, только потом шла музыкальная техника. Западный рок-н-ролл шел другим путем.

Известно всем, рок группа лучше тем, чем больше мудрых слов, Чем глубже спрятан смысл, чем трудней понять.

Хорошо это или плохо, каждый решает для себя сам. Я люблю русский рок, и люблю его не только из-за текстов, или, там, музыки. Я люблю его в целом. Конечно, не всех исполнителей, но многих, это факт. Причем старую школу больше уважаю.

Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day)

Как я уже выше сказала, День рождения рок-н-ролла принято отмечать 13 апреля, ежегодно. Но событие, которое стало основой праздника, произошло днем раньше. 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock». И эта композиция практически сразу стала символом нового музыкального направления. Культовая вещь, ее слышал каждый. Даже если вы думаете, что не знаете эту композицию, то уверяю вас, знаете =)

Ну, что? Знаете эту вещь? Слышали ведь?

В становлении рок-н-ролла на Западе принимали участие Элвис Пресли, Билл Хейли, конечно, Битлы. Огромный вклад внесли «Rolling Stones», «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Вот уже тогда рок-н-ролл стал разделяться на много-много жанров. Ах, это был золотой век рок музыки!

В СССР свой вклад в популяризацию нового течения вносили:

Отметим Всемирный день рок-н-ролла!

Отметим Всемирный день рок-н-ролла!

Кто и когда отмечает Всемирный день рок-н-ролла?Российский интернет пестрит вывесками: «Ко Дню рождения рок-н-ролла! Концерт в клубе Х города N», или «Сегодня в ДК *** празднуется Всемирный день музыки свободы – день рок-н-ролла!» Кто-то празднует 12 апреля, потому что именно 12 апреля 1954 года произошло историческое событие: Билл Хейли записал…

Адель (Adele): что действительно нужно поп-звездам, чтобы стать знаменитыми?
Рецензия на новый альбом Britney Spears: Femme Fatale

Кто и когда отмечает Всемирный день рок-н-ролла?
Российский интернет пестрит вывесками: «Ко Дню рождения рок-н-ролла! Концерт в клубе Х города N», или «Сегодня в ДК *** празднуется Всемирный день музыки свободы – день рок-н-ролла!» Кто-то празднует 12 апреля, потому что именно 12 апреля 1954 года произошло историческое событие: Билл Хейли записал знаковый сингл «Rock Around The Clock». Кто-то считает, что отмечать Всемирный день рок-н-ролла надо днем позже. Правда, те, кто настаивают именно на дате 13 апреля, затрудняются объяснить, что же такого памятного произошло в тот день. А в дальнем зарубежье, похоже, про этот праздник вообще мало кто слышал.

Читать еще:  Железная пята краткое содержание. Двойная (анти)утопия: «Железная пята» Джека Лондона

Так может, Всемирный день рок-н-ролла – это чисто российское изобретение?
Ну что ж, даже если это так, «музыка свободы» заслуживает того, чтобы светлым весенним днем еще раз прозвучали ее зажигательные ритмы.

Подростковый бунт в США: достаток есть, хотим свободы!
– Это кошмар! Как ЭТО можно вообще записывать на пластинки? Вы слышали? И они называют ЭТО музыкой!
– Да-да, я с вами совершенно согласен. А ведь дети слушают ЭТО целыми днями. Я уж и не знаю, куда деться от этих звуков.

В конце 40-х годов такие или примерно такие разговоры можно было услышать почти в каждом благопристойном американском доме. Взрослые были в растерянности: им казалось, что их дети просто сошли с ума.

Пожалуй, стоит уточнить, что подобные речи велись в семьях белых американцев. Их подросшие чада, кто втайне от родителей, а кто и в открытую, начали общаться со своими темнокожими сверстниками из «черных» кварталов. Воспитанные и во всех отношениях положительные мальчики и девочки стали – о ужас! – употреблять жаргонные выражения и крепкие словечки. Их манеры стали развязными, они стали одеваться просто вызывающе, а уж эта дикая «музыка джунглей»… Ну что им нужно? Чего им не хватает?

И в самом деле – чего им, благополучным и сытым, жившим в процветающей стране, не хватало?
Пожалуй, юных американцев тяготила необходимость идти по пути, проложенному для них взрослыми. Все, что было чрезвычайно ценным в глазах старшего поколения – стабильность, порядок, строгие моральные устои, накопленные культурные достижения – все это воспринималось молодежью как нечто устаревшее, навязываемое извне, и поэтому абсолютно чуждое. Хотелось свободы!

Парадокс, но в своем стремлении к свободе и независимости белая молодежь приняла за образец музыку, стиль поведения и даже манеру одеваться американцев африканского происхождения, то есть тех членов общества, у которых реальных гражданских прав и свобод было гораздо меньше, чем у белых «бунтовщиков». В итоге традиционное для Америки 50-х противостояние «черные-против-белых» превратилось в противостояние «подростки-против-взрослых».

Такой разный рок-н-ролл: Билл Хейли и The Platters
Конфликт поколений очень убедительно был показан американскими кинематографистами в нашумевшем фильме 1955 года «Школьные джунгли». В качестве музыкального оформления картины была использована композиция «Rock Around The Clock» в исполнении Билла Хейли и его группы Кометы. Художественные достоинства самого фильма, возможно, оставляли желать лучшего, однако сюжет был практически взят из жизни. Картина имела грандиозный успех и в американском, и в европейском прокате. Песня «Rock Around The Clock», которая еще в 54-м году (первая из рок-н-ролльных композиций!) поднялась на вершины хит-парадов, в 55-м вошла в Книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по продажам.

Между тем, многие исследователи считают первой настоящей рок-н-ролльной композицией «Rocket 88» в исполнении все того же Билла Хейли. Этот сингл был записан Биллом в 1951 году, так что можно смело утверждать, что у рок-н-ролла в нынешнем 2011 году солидный юбилей – ему исполняется ровно шестьдесят лет.

«Музыка черных», «музыка джунглей» – так пренебрежительно называли респектабельные господа энергичную, ритмичную и очень громкую музыку, под которую их дети на танцплощадках выделывали просто-таки акробатические трюки. Однако и в этой малознакомой и не вызывающей никакого доверия афроамериканской музыке вдруг нашелся золотой самородок. Группа The Platters, состоявшая из пятерых талантливейших чернокожих вокалистов (четверо мужчин и одна девушка), исполняла музыку, которую и черные, и белые, и юные, и взрослые готовы были слушать без преувеличения «around the clock», то есть круглые сутки. The Platters работали в жанре ду-воп, который принято считать разновидностью медленного вокального рок-н-ролла. Песню Бака Рама и Энди Рэндома «Only You (And You Alone)» музыканты впервые спели в 1955 году. Проникновенное, идеально гармоничное звучание этих дивных голосов и до сего дня ласкает слух и покоряет сердца. Пожалуй, для преодоления расовых предрассудков творчество The Platters значило гораздо больше, чем деятельность многих политиков.

А что, собственно говоря, означает «rock-and-roll»?
Действительно, что же это такое «rock-and-roll»?
О, об этом лучше всего рассказал бы человек, которого называют самой первой звездой рок-н-ролла, хотя он не пел и не играл, да и вообще был туговат на ухо. Имя этого человека Алан Фрид.

Это Алан придумал термин «rock-and-roll», причем придумал специально для того, чтобы иметь возможность популяризировать музыку афроамериканцев.
Алан работал диск-жокеем на одной из радиостанций Кливленда. Ему, как и многим любителям современной музыки, нравилось звучание негритянских блюзовых групп. Но «расовую» музыку не разрешилось транслировать в программах для белых. Чтобы обойти этот негласный запрет, Фрид вместо словосочетания «ритм-н-блюз» стал использовать нейтральный термин «рок-н-ролл». И он сумел добиться своего! Новая музыкальная программа стартовала в 1951 году; в ней наряду со старыми песнями зазвучали новые, в которых органично сочетались черты «черного» ритм-н-блюза, «белого» кантри и некоторых других жанров. В итоге словосочетанием «рок-н-ролл» стали называть именно такие новые композиции.

Найденный Аланом термин оказался удачным и многозначным.
Когда-то давным-давно моряки обозначали словами «rock and roll» морскую качку. Позже в негритянском сленге слова «rock» (качаться) и «roll» (катиться) приобрели сексуальный подтекст, и именно с таким подтекстом они зачастую употреблялись в песнях стиля ритм-н-блюз. А еще оба слова обозначали танцевальные движения. Конечно же, Алан уверял, что «его» рок-н-ролл – просто-напросто название нового танца и нового жанра музыки для всех: и для белых, и для темнокожих.

Читать еще:  Программа по предмету "Сольфеджио" для учащихся подготовительной группы детских музыкальных школ. Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии

Как же отнеслись к появлению новой музыкальной программы радиослушатели?
Молодежь была в восторге. А вот взрослые (белые, естественно) яростно запротестовали. Позже, когда Алан Фрид начал организовывать первые рок-концерты, моралисты-консерваторы пытались запретить и их – ведь на концертах бок о бок сидели и белые, и негритянские подростки. Более того, музыканты были в основном «черные». А уж о чем они пели на своем сленговом английском – и не поймешь, ясно только, что детям все это слушать ужасно вредно!

Возле танцплощадок в «черных» районах города выстраивались настоящие пикеты из родителей белых мальчиков и девочек – они пытались вот так отучить своих детей от рок-н-ролла. Надо ли говорить, что все эти меры оказались бесполезными!

Архитектор Ричард и Король Элвис
Чем темпераментнее и активнее вели себя музыканты на эстраде, тем горячее принимала их молодежная аудитория – и тем резче была реакция со стороны взрослых граждан. Естественно, так было не только в Кливленде. Где бы ни выступал, к примеру, один из самых страстных рок-н-ролльщиков Литл Ричард (он сам называл себя «архитектором рок-н-ролла»), публика разделялась на два лагеря: одни были покорены темпераментом и артистизмом музыканта, у других он вызывал чувство отторжения. Казалось, только необходимость извлекать звуки из рояля удерживает Литла на месте, а иначе он бы в азарте метался по всей сцене!

Во время исполнения своего суперхита «Long Tall Sally» (запись 1956 года) Литл играет на рояле, то поворачиваясь к нему спиной, то закидывая ногу на крышку инструмента. Впрочем, мастерство негритянского пианиста таково, что он одинаково свободно играет в любом положении, при этом ухитряется еще и петь, заряжая своей энергией и коллег-музыкантов на сцене, и публику.

Для фанатов рок-н-ролл был отдушиной, символом свободы, а для бизнесменов – очень прибыльным делом. Шоу-бизнес – это серьезно, господа. Подростки готовы выложить любые деньги за возможность побывать на концерте своего кумира, за автограф, за сувенир с его портретом, да что там – за одну блестку с его костюма! Но откуда же у подростков деньги, господа? Конечно, это не секрет: от родителей. А чтобы родители были готовы платить эти деньги, что надо? Естественно, надо, чтобы родители как минимум не падали в обморок от увлечений собственных детей. А лучше, чтобы родители начали разделять эти увлечения!

Рок-н-ролл надо было сделать более «ручным» и управляемым. Надо было найти таких исполнителей, которые смогли бы завоевать симпатии не только подростковой, но и взрослой аудитории.

Сказано – сделано. Начались поиски белых исполнителей с «положительным» имиджем. Сколько было сделано записей-однодневок! Сколько, казалось бы, перспективных юношей «поломались», не выдержав нервных перегрузок!

Но в итоге все-таки были найдены вполне приличные молодые люди, готовые петь то, что приказано и так, как указано. Они сумели примирить взрослую аудиторию с новомодным звучанием. Как правило, эти музыканты исполняли кавер-версии рок-н-ролльных композиций «черных» авторов. Они несколько сглаживали острые созвучия и подправляли текст. Зачастую такой приглаженный вариант имел даже больший коммерческий успех, нежели оригинальное исполнение.

Но лидера, яркого, харизматичного, все-таки не было – не было до тех пор, пока в шоу-бизнес не пришел Элвис Пресли.

Бывший водитель грузовика, музыкант-самоучка, пройдя «школу» в звукозаписывающей студии Сэма Филлипса и «университеты» под руководством личного менеджера Полковника Тома Паркера, Элвис Пресли в считанные месяцы приобрел одновременно титул Короля рок-н-ролла и статус всеобщего секс-символа. От звуков его голоса девочек бросало в дрожь, а юноши нисколько не ревновали – нет, они старательно копировали его прическу, его взгляд и движения губ.

Он оказался прекрасно обучаемым Королем, но все-таки недостаточно управляемым. Выступая на сцене, Элвис выделывал такие движения бедрами, что вгонял в краску операторов телекамер и редакторов развлекательных программ. Поскольку невозможно было отучить его от этих «непристойных» движений, было принято компромиссное решение: показывать Пресли по телевизору только от макушки и до пояса. Ниже – табу. К счастью, этот запрет не распространялся на кинематограф, и в знаменитой танцевальной сцене из фильма «Jailhouse Rock» («Тюремный рок») Элвис продемонстрировал все свои способности: и вокальные, и танцевальные, и актерские.

Чак, Король электрогитары

Электрогитара – вот основа «нового звука», которым прославился рок-н-ролл. Простейшие электрические усилители для акустических гитар были изобретены еще в 30-х годах. Но настоящие электрогитары, обладающие специфическим «металлическим» звуком и возможностью воспроизводить звуковые эффекты, появились лишь в конце 40х-начале 50-х годов. В пятидесятых еще мало кто уверенно владел всем набором возможностей этого нового инструмента, и среди этого малого количества музыкантов первым был, безусловно, Чак Берри. Его виртуозные гитарные проигрыши в песнях, в том числе и в суперпопулярной композиции Johnny B. Goode (сингл с этой песней был записан в 1958 году), музыканты изучали особо. Рок-н-ролл Чака Берри стал той дорожкой, по которой в рок-музыку впоследствии пришли и The Beatles, и The Rolling Stones, и еще множество достойных музыкантов.
Но это уже совсем другая история…

Источники:

http://perm.bezformata.com/listnews/muzika-svobodi-rok-n-roll/31707470/
http://pearative.ru/iskusstvo/vsemirnyij-den-rok-n-rolla/
http://radiopotok.ru/music_review/336

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии