6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родословная петра лещенко. Что скрывал Петр Лещенко? Почему петр лещенко не женился на цыганке

Содержание

Родословная петра лещенко. Что скрывал Петр Лещенко? Почему петр лещенко не женился на цыганке

Что скрывал Петр Лещенко?

Долгие годы в СССР имя замечательного певца Петра Константиновича Лещенко, исполнителя некогда очень популярного шлягера «Чубчик», танго «Черные глаза» и фокстрота «У самовара», замалчивалось, а о его судьбе ходили самые противоречивые слухи. Сейчас найти записи Лещенко не составляет особого труда, но в его биографии по-прежнему много белых пятен.

5 декабря 1941 года в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья «Чубчик у немецкого микрофона».

Речь в ней шла о певце-эмигранте Петре Лещенко. «Бывший унтер, — писал автор статьи, — нашел свое место — оно у немецкого микрофона. В промежутке между двумя вариантами «Чубчика» — залихватским и жалостным — хриплый, пропитый голос, подозрительно похожий на голос самого Лещенко, обращается к русскому населению. «Москва окружена, — вопит и рявкает унтер, — Ленинград взят, большевистские армии убежали за Урал». Потом дребезжит гитара, и Лещенко надрывно сообщает, что в его саду, как и следовало ожидать, ввиду наступивших морозов «отцвела сирень». Погрустив о сирени, унтер снова переходит на прозу: «Вся Красная Армия состоит из чекистов, каждого красноармейца два чекиста ведут в бой под руки». И опять дребезжит гитара. Лещенко поет: «Эх, глазки, какие глазки». И наконец, в полном подпитии, бия себя кулаками в грудь для убедительности, Лещенко восклицает: «Братцы красноармейцы! Ну какого хрена вам эта война? Ей-богу, Гитлер любит русский народ! Честное слово русского человека!»

Сейчас точно установлено, что Петр Лещенко не имел отношения к нацистской пропаганде. Выходит, корреспондент газеты ошибся? Но автором статьи был Овадий Савич, который с 1932 года работал парижским корреспондентом «Известий». Уж он-то прекрасно знал, что Лещенко был не способен на такую низость. Чем же, в таком случае, было вызвано появление этой статьи?

Петр Лещенко родился 3 июня 1898 под Одессой, в селе Исаеве. «Отца я не знаю, — рассказывал он, — так как мать родила меня, не состоя в браке». В 1906 году его мать вышла замуж, и семья переехала в Кишинев. После того как Петр окончил четырехклассное приходское училище, он начал петь в архиерейском хоре. Подвижному и энергичному пареньку такое занятие было в тягость, а потому, как только началась Первая мировая война, Петр Лещенко записался в армию добровольцем, став вольноопределяющимся 7-го Донского казачьего полка. Судя по всему, в армии он прижился, так как в ноябре 1916 года был направлен в Киев для обучения в пехотной школе прапорщиков. По одной из версий, после окончания школы он попал на румынский фронт, где был тяжело ранен и отправлен в кишиневский госпиталь.

Тем временем румынские войска захватили Бессарабию. Так Петр Лещенко оказался гражданином Румынии. По другой версии, он воевал в составе врангелевской армии, был эвакуирован из Крыма на остров Лемнос, а через год добрался до Румынии, где жили его мать и отчим.

Вторая версия больше похожа на правду, хотя Лещенко по каким-то соображениям предпочитал придерживаться первой. Вероятно, он старался выглядеть этаким добродушным музыкантом, чему немало способствовали его мягкий чарующий голос и обходительные манеры. В действительности это был очень умный и волевой человек, обладавший к тому же деловой хваткой.

Так как о возвращении в Россию не могло быть и речи, в Кишиневе Петр Лещенко поначалу устроился в столярную мастерскую, однако эта работа не пришлась ему по душе, и он без сожаления ее оставил, как только освободилось место псаломщика в церкви. Но и там он не задержался. Осенью 1919 года Лещенко был принят в танцевальную группу «Елизаров», с которой несколько лет гастролировал по Румынии. В 1925 году Петр Константинович вместе с труппой Николая Трифанидиса отправился завоевывать Париж, однако здесь его подстерегала неудача — по личным мотивам он расстался с труппой и лишь через два месяца смог устроиться танцором в один из ресторанов. Одновременно Лещенко учился в балетной школе, где познакомился с латышкой Зинаидой Закит. Вместе они составили неплохой дуэт, имевший успех у публики. Вскоре Петр и Зинаида поженились и в течение нескольких лет гастролировали по многим странам Европы и Ближнего Востока, пока, наконец, в 1930 году не оказались в Риге.

Положение супругов было незавидным. Мало того, что они зарабатывали гроши, которых едва хватало на жизнь, так вдобавок Зинаида забеременела и потому не могла танцевать. Находясь в безвыходном положении, Лещенко решил использовать свои вокальные данные, выступая в небольших ресторанах, и вскоре получил широкую известность. Конечно, это можно объяснить тем, что у него был замечательный голос,

но в ту пору в Риге проживало немало хороших певцов, включая Константина Сокольского. Немаловажное значение имело также то, что песни для Лещенко писал некоронованный король танго Оскар Строк.

Сокольский вспоминал: «Когда объявили, что будет исполнено «Мое последнее танго», публика, видя, что в зале находится сам автор — Оскар Строк, начала ему аплодировать. Строк поднялся на сцену, сел к роялю — это окрылило Лещенко, и после исполнения танго зал разразился бурными овациями».

И наконец, Петру Лещенко очень повезло, что как раз в ту пору в Европе началось повальное увлечение грампластинками, причем голос Лещенко ложился на запись идеально. Федор Шаляпин возмущался тем, что его могучий бас при записи на пластинку многое терял, а скромный баритон Лещенко на пластинке звучал даже лучше, чем в зале.

«Я по родине тоскую»

Но чтобы, как сейчас говорят, раскрутить никому не известного певца, всего этого было недостаточно. Есть сильное подозрение, что кто-то очень помогал Лещенко, оплачивая хвалебные рецензии в газетах и журналах, предоставляя ему возможности записывать пластинки. Считается, что Петр Лещенко многим обязан замечательной русской певице Надежде Плевицкой, которая в 1931 году гастролировала в Риге и восторженно о нем отзывалась. Много позже выяснилось, что к тому времени Плевицкая и ее муж генерал Скоблин уже были завербованы сотрудником иностранного отдела ОГПУ, гением советской разведки Наумом Эйтингоном. Мотив вербовки был простой и незамысловатый — для возвращения в Россию, о чем Плевицкая втайне мечтала, нужно было продемонстрировать преданность родине. Кончилась история тем, что в 1937 году Надежда Плевицкая была осуждена французским судом на 20 лет каторги за соучастие в похищении главы РОВС генерала Евгения Миллера.

Кстати, мог ли Эйтингон поймать на эту удочку Петра Лещенко? Наверное, да. Не секрет, что Лещенко очень тосковал по родине. В 1944 году, когда Красная Армия взяла Бухарест, к Лещенко подошел советский солдат Георгий Храпак и отдал ему свои стихи. Аккомпаниатор Жорж Ипсиланти за считанные часы переложил их на музыку и в тот же вечер Лещенко пел: Как бы то ни было, но гастроли Лещенко по европейским странам проходили с неизменным успехом, а лучшие звукозаписывающие фирмы Европы распахнули перед ним свои двери. По популярности среди русских эмигрантов с ним могли конкурировать разве что Александр Вертинский и «баян русской песни» Юрий Морфесси. Лещенко уже получал такие гонорары, что вполне мог позволить себе жить в Париже или Лондоне, но он предпочел вернуться в Бухарест, где открыл небольшой ресторан под названием «Наш домик». Вскоре это заведение уже не могло вместить всех желающих, поэтому в конце 1935 года певец распахнул двери нового ресторана с выразительным названием «Петр Лещенко». Это место пользовалось огромной популярностью, каждый вечер, чтобы послушать знаменитого певца, сюда съезжались румынские политики, предприниматели, представители королевской семьи.

Читать еще:  Западноевропейская и русская литературы. Влияние западноевропейской литературы на русский символизм

Все было бы хорошо, если бы не война. С началом войны в румынском обществе начала складываться атмосфера всеобщей подозрительности, стали распространяться слухи, будто Бухарест буквально нашпигован коммунистическими агентами, вынашивающими планы государственного переворота. Не избежал подозрений в измене и Петр Лещенко, тем более что на все предложения сотрудничать с нацистами он отвечал отказом. По иронии судьбы ругательная статья в «Комсомольской правде» спасла его от ареста. Власти ограничились тем, что приписали Лещенко как офицера к 16-му пехотному полку. В любой момент он мог получить повестку и отправиться на фронт воевать против своих соотечественников. Необходимо было срочно искать выход из создавшегося положения. Можно было попытаться выехать из Румынии, но Лещенко избрал другой вариант — он принял приглашение дать концерты в оккупированной Одессе. Одновременно он добился статуса мобилизованного гражданского лица, не подлежащего призыву в армию.

Концерты состоялись в июне 1942 года. Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Звучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией».

Вслед за этим Лещенко вместе с компаньонами открыл в Одессе ресторан «Норд». Интересно, что после войны была опубликована пьеса Г. Плоткина «Четверо с улицы Жанны», написанная по следам реальных событий. В этой пьесе упоминалось, что в ресторане, которым заведовал Петр Константинович, подпольщики устроили явочную квартиру. Если это так, то нельзя исключить, что Лещенко поддерживал с ними связь.

«И проволока, и конвоиры»

Уклоняться от службы в армии Петру Константиновичу удавалось вплоть до октября 1943 года, когда командование распорядилось отправить его на фронт, в 95-й пехотный полк, дислоцировавшийся в Крыму. Об этом периоде своей жизни Лещенко рассказывал: «Выехав в Крым, я до середины марта 1944 года работал заведующим столовыми (офицерскими) сначала при штабе 95-го полка, затем при штабе 19-й пехотной дивизии, а в последнее время при штабе кавалерийского корпуса».

Работа была непыльной, но дело осложнялось тем, что в Одессе осталась Вера Белоусова — девушка, которую он полюбил. Получив известие, что семья Веры зарегистрирована для отправки в Германию, Лещенко в марте 1944 года выхлопотал себе краткосрочный отпуск, приехал в Одессу и увез семью любимой в Бухарест. В Крым он уже не вернулся, так как в конце марта советские войска подошли к румынской границе.

В июле 1944 года Красная Армия вошла в Румынию. Отъявленного белогвардейца, запятнавшего себя, как было отмечено в «Комсомольской правде», сотрудничеством с нацистами и службой в оккупированном Крыму, по всем расчетам, должно было ожидать справедливое возмездие.

Но Лещенко не попытался выехать из Румынии. Еще более удивительно то, что он даже не был арестован. И вовсе ни в какие ворота не лезет тот факт, что вместе с Верой Белоусовой, ставшей его женой, Лещенко неоднократно выступал перед офицерами и солдатами Красной Армии, срывая овации. Будто ангел-хранитель разогнал тучи над его головой.

Шли годы, а Лещенко, как ни в чем не бывало, выступал на сцене и даже записывал пластинки, которые шли нарасхват. Наверное, Петр Константинович так бы и прожил жизнь, окруженный многочисленными поклонниками своего таланта, если бы в 1950 году не обратился к Сталину с просьбой предоставить ему советское гражданство. Лещенко почему-то был совершенно уверен в том, что он вполне заслужил это.

Как ни удивительно, Сталин склонялся к тому, чтобы удовлетворить просьбу Петра Константиновича. Но что-то пошло не так, и в марте 1951 года Лещенко арестовали. Формально арест произвели органы госбезопасности Румынии, но допрашивали Петра Константиновича сотрудники НКВД. Материалы следствия до сих пор хранятся за семью печатями, поэтому остается только гадать, чем был вызван арест известного певца. По одной из версий, следователи выбивали из Лещенко показания против Наума Эйтингона, который был арестован через полгода после ареста Петра Лещенко. Впрочем, это всего лишь предположение.

Вскоре была арестована и вывезена в СССР Вера Белоусова. За побег из страны вместе с румынским офицером Петром Лещенко она была приговорена к 25 годам заключения, но через год ее неожиданно освободили. Спустя много лет Вера Георгиевна рассказала о последней встрече с мужем, состоявшейся в конце 1951 года: «Колючая проволока, и за ней измученное, потемневшее от горя, осунувшееся лицо Петра Константиновича. Рядом конвоиры, между нами метров пять расстояние. Ни прикоснуться, ни обмолвиться словом с самым дорогим и близким человеком. Три десятилетия минуло, а забыть не могу. Крик в его глазах, что-то шепчущие губы… и проволока, и конвоиры».

По некоторым сведениям, Петр Константинович умер в тюремной больнице 16 июля 1954 года. Где находится его могила, неизвестно.

ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН
Первая крымская N 443, 28 СЕНТЯБРЯ/4 ОКТЯБРЯ 2012

Петр Лещенко: «Скажите, почему?»

Полвека его имя было под запретом, ему припоминали и «блатные» песенки, и вслужбу в царской армии, и самое главное — «пособничество оккупантам».

«Эй, друг гитара, что звенишь несмело?»

Петр Константинович Лещенко родился в селе Исаево под Одессой 3 июня 1898 года. Мать — Мария Константиновна -бедная малограмотная крестьянка, а об отце известно лишь то, что он умер, когда сыну было три года. Мария Константиновна обладала абсолютным музыкальным слухом, хорошо пела, знала много украинских народных песен, что и оказало влияние на сына — с самого раннего детства Петр демонстрировал незаурядные музыкальные способности. Рассказывают, мальчик, выступая перед казаками в своем селе, так растрогал суровых воинов пением, что получил заслуженную награду — котелок каши и буханку хлеба. Когда мама снова вышла замуж, семья переехала в Бессарабию, в Кишинев, где мальчика отдали в церковно-приходское училище. Здесь преподавали не только грамоту, но и художественно-гимнастические танцы, музыку, пение. Обратив внимание на хороший голос, паренька зачислили в архиерейский хор.

«Здесь под небом чужим я как гость нежеланный»

Когда началась Первая мировая война, Петру было 16 лет. И юноша, не избежав патриотических настроений в русском обществе поступил в кишиневскую школу прапорщиков. Воевавшая на стороне Антанты Румыния терпела одно поражение за другим, и на фронт мобилизовали совсем необстрелянных юнцов. Так Петр оказался на передовой, где и получил тяжелое ранение. Пока он залечивал рану у родных в Кишиневе, свершилась революция, и Российскую империю бывшие союзники начали рвать по кусочкам. Румыния в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою сторону — оккупировала Бессарабию. Как и тысячи других людей, Лещенко оказался насильно оторванным от родины, эмигрантом поневоле. Нужно было добывать хлеб насущный, и он стал заниматься тем, что умел лучше всего. Играя на гитаре, выступал между сеансами в кишиневских кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна». Позднее Лещенко уехал в Париж, где поступил в лучшую балетную школу. Преподавала там Вера Александровна Трефилова, звезда русского балета в свое время блиставшая на Мариинской сцене.

«Мы любили, и для нас весна цвела»

В Париже Лещенко познакомился с очаровательной 19-летней танцовщицей Зинаидой Закит, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Выступления танцевального дуэта Лещенко — Закит имели оглушительный успех. А после танцевальных дивертисментов Петр брал в руки гитару и в цыганской рубахе с широкими рукавами с удивительным шармом исполнял цыганские песни и романсы. Вскоре творческий союз перерос в семейный: Петр и Зинаида поженились. Но он тосковал по сонной и щедрой бессарабской земле и поэтому вернулся с женой в Кишинев. Однако Кишинев был глухой провинцией, и ни о какой артистической карьере помышлять здесь не приходилось. И потому Петр Лещенко переехал с женой в Ригу в «прибалтийский Париж», как ее называли в 30-х годах. Здесь Лещенко познакомился с Оскаром Строком, создателем популярнейших танго, романсов, фокстротов. Эта встреча оказалась решающей для певца. Выступление Лещенко в небольшом уютном кафе «AT» с песней композитора «Мое последнее танго» принесло певцу триумфальный успех. В это же время Лещенко записал несколько пластинок. Певец стал знаменит, а его талант был обласкан мировой прессой. В Белграде он пел на семейном празднике короля Югославии Александра Карагеоргиевича, в Лондоне выступал на Би-би-си, в самых дорогих ресторанах и аристократических салонах, его тепло принимали в Вене, на родине короля вальсов — Штрауса.

Читать еще:  Портрет манилова мертвые души описание. дворня спит немилосердным образом и повесничает

«Пой, цыган, плачь, цыган, струны не жалей!»

Рос успех, росло и материальное благополучие. В 1933 году Лещенко с женой, сыном и с немалым состоянием приехал в Бухарест и в самом престижном районе открыл фешенебельный ресторан «Бар Лещенко», где собирались русская эмиграция и румынская знать. Ресторан был оформлен в стиле «гранд-рюсс»: уютный зал с небольшой эстрадой посередине, на столиках лампы с разноцветными абажурами — почти домашняя атмосфера. Выступление Лещенко начиналось после полуночи, во время представления входить и выходить из зала строго воспрещалось, да никому в голову и не приходило сей запрет нарушать. Чтобы услышать полуночное выступление певца, соглашались платить за еду и напитки едва ли ни в пятикратном размере по сравнению с обычными ценами. Его творчество очень ценил и румынский король: певец не раз выступал в загородном особняке Кароля II.

Однажды на его выступлении побывал сам Федор Иванович Шаляпин. У великого певца спросили, хорошо ли поет Лещенко, на что Шаляпин, улыбнувшись, ответил: «Да, глупые песенки поет хорошо». Узнав об этом, Лещенко жутко обиделся, но ему объяснили, что «репликой великого оперного баса нужно даже гордиться, ведь для него разные модные -фокстроты и танго действительно являются «глупыми песенками» по сравнению с классическим репертуаром. Но ведь Лещенко сказали, что он эти песенки поет хорошо. И кто похвалил — сам Шаляпин! Это самый большой комплимент из уст великого артиста».

«Я тоскую по русским полям, эту боль не унять мне без них»

В октябре 1941 года немецко-румынские войска оккупировали Одессу. Лещенко, как румынский подданный и резервист, получил вызов в полк, к которому был приписан. Но он отказался воевать против своего народа и проигнорировал вызов. Строптивца судил офицерский суд чести, но его отпустили, популярность певца в стране была огромной. Румыны, освоившись в Одессе, пригласили Лещенко в город с концертами. Давая согласие на концерты, Петр Константинович и не догадывался, что это будет чревато для I него в будущем. Несмотря на то, что | певец был под запретом в Советском * Союзе, а советские газеты называли его ‘. «кабацкий певец и предатель Родины», простой народ любил песни Лещенко. На знаменитом Привозе диск с портретом певца стоил до 300 рублей, колоссальные по тем временам деньги. Когда на улицах города появились афиши о предстоящих выступлениях Петра Лещенко, очереди за билетами выстраивались с раннего утра. Но концерты отменили. «Если ты, белогвардейская сволочь, споешь в нашем городе хоть одну из своих похабных песенок, то за твою жизнь мы не ручаемся!» — говорят якобы певец получил записку с таким содержанием от одесских подпольщиков.

«Встретились мы в баре ресторана»

Лишь в мае 1942 года Одесса услышала своего любимца. На долгожданном концерте произошло знакомство знаменитого певца с начинающей молодой певицей Верой Белоусовой. В Бухарест Лещенко вернулся вместе с ней. Естественно, Зинаида Закит была против этой связи и категорически отказывалась давать развод. Ходили слухи, что супруга хлопотала, чтобы Лещенко отправили на фронт, дабы в ратном деле тот выбросил из головы интрижку. И Петр Константинович отслужил два года в Крыму в должности заведующего офицерской столовой — в будущем и это припомнят певцу. Вернувшись в Румынию, он развелся с Зинаидой Закит и женился на Вере Белоусовой.

В августе 1944 года Советские войска вошли в Бухарест. Певец выступал перед офицерами Красной Армии, однако политработниками было дано распоряжение: «Лещенко не аплодировать». Но репертуар из дорогих сердцу советских и довоенных песен, обаяние певца и реакция самого маршала Жукова, который, говорят, даже прослезился при этом, разрядили атмосферу — концерты проходили с триумфом.

Лещенко обратился с просьбой о советском гражданстве, но ему ясно дали понять, что Веру Белоусову считают в СССР предательницей. Но тоска по Родине была так сильна, что он, не обращая внимания на предупреждения, продолжал писать письма Сталину и Калинину.

«Перестаньте рыдать надо мной, журавли»

Его арестовали во время концерта в городе Брашове. Началось второе отделение, а певец так и не появился на сцене. Жена Вера зашла в гримерку и увидела двух людей «в штатском», которые сказали, что Петра Константиновича увезли для беседы, мол, «нужны объяснения». Певца заключили в тюрьму Бухареста, предъявив обвинение в «службе фашистам». «Пошла молва, что заключенных будут вести по определенным улицам на работу по расчистке разрушенных домов, — вспоминала сестра Петра Константиновича Валентина. — Я ждала с другими на улице. Нас было много. Никто ни с кем не разговаривал, ни на кого не смотрел. Вдруг вижу — двигается к нам шеренга. О, Боже! — вот он, Петя! До чего бледен и измучен! Я смотрю на него, но боюсь заговорить. Он меня узнал и. только заплакал. » Через девять месяцев ожидания, надежды и отчаяния Вере дали адрес свидания и список нужных вещей — арестованного отправляли на строительство «румынского Беломорканала» — Дунайского канала. «Привели Петра: ни сказать, ни прикоснуться. Расставаясь, он сложил руки, поднял к небу и говорит: « Видит Бог, нет у меня вины ни перед кем!» А вскоре «за измену Родине» и «за брак с иностранцем» арестовали и Веру. Приговор — расстрел. Однако потом приговор заменили 25 годами лишения свободы. После смерти Сталина ее освободили.

В июле 1954 года в румынской тюремной больнице умер Петр Константинович Лещенко. По одной версии, причиной его смерти стало отравление консервами, по другой — обострившаяся язва желудка. Но есть и чудовищная по своей жестокости версия — его насмерть забили пьяные охранники тюрьмы за то, что он отказался для них петь.

Настя Алексеева
Пресс-Коктейль, № 1 (58) январь — 2009

Биография Петра Лещенко. История жизни, творчество

Многих и сегодня, спустя более полувека после смерти великого артиста, интересует биография Петра Лещенко. Этот человек оставил свой след в сердцах людей многих жителей бывшего СССР. Биография Петра Лещенко известна старшему поколению. Однако молодежь с этим артистом, как правило, незнакома. Предлагаем узнать о его жизни и творчестве, прочитав эту статью.

Родители будущего артиста

Петр Константинович появился на свет в 1898 году, 3 июля. Малая родина Петра Лещенко — село Исаево, расположенное около Одессы. Мария Константиновна, мать мальчика, была неграмотной бедной крестьянкой. Отца, который умер, когда будущему артисту было лишь 3 года, заменил Алфимов Алексей Васильевич, ставший отчимом Петра. Это был добрый, простой человек, который умел и любил играть на гитаре и гармонике.

Детские годы

Когда мальчику было 9 месяцев, он перебрался вместе с матерью и ее родителями на новое место жительства — в Кишинев. Петр до 1906 года воспитывался дома, а потом, как имевший способности в музыке и танцах, взят был в солдатский церковный хор. Коган, регент его, определил мальчика затем в 7-е приходское народное училище города Кишинева. Березовский в это же время определил его в архиерейский хор (Березовский был его регентом). Так к 1915 году Петр получил музыкальное и общее образование. Из-за перемены голоса в этом году он не мог участвовать в хоре и остался без средств. И Петр решил отправиться на фронт. Он устроился в 7-й Донской казачий полк вольноопределяющимся и служил в нем до ноября 1916 года. Биография Петра Лещенко продолжилась тем, что он был направлен в Киев, в пехотную школу прапорщиков, которую закончил в марте 1917 года.

Петр отправляется в армию и получает ранение

Воевавшая за Антанту Румыния начала терпеть поражения. Для помощи ее армии в числе мобилизованных Петр досрочно отправился на передовую. Лещенко после тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он и встретил Октябрьскую революцию. Политическая ситуация в Румынии теперь изменилась: страна решила в одностороннем порядке давний территориальный спор, присоединив себе новые земли. В 1918 году (в январе) она оккупировала Бессарабию, принадлежавшую ранее России.

Первые годы после революции

Таким образом Лещенко Петр Константинович оказывается неожиданно для себя эмигрантом. Он работает и певчим, и столяром, и мойщиком посуды, подрабатывает в кафе и кинотеатрах. В 1918-19 годах, к примеру, Лещенко выступал как артист между сеансами в кинотеатрах «Сузанна» и «Орфеум».

После выхода из госпиталя Петр жил некоторое время у своих родственников. Лещенко до 1919 года работал токарем у частника, после чего служил псаломщиком в построенной при Ольгинском приюте церкви, а также был подрегентом церковного хора в кладбищенской и Чуфлинской церквях. В это же время он участвовал в вокальном квартете, а также пел в Кишиневской опере. В составе танцевальной группы под названием «Елизаров» (Антонина Канзигер, Товбис и Данила Зельцер) с осени 1919 года Петр выступал 4 месяца в театре Бухареста «Алягамбра». Затем он захотел увереннее себя чувствовать в танце, так как ощутил недостаток своей профессиональной подготовки. Петр решил поступить в Париже в балетную школу Трефиловой. Эта школа была в числе лучших во Франции. В 1923 году Лещенко уехал в Париж.

Читать еще:  Парадокс лотерей, или программы для подбора чисел. Генератор случайных чисел для лотереи Столото генератор выигрыша 5 из 36

Встреча с Зинаидой Закис

Лещенко познакомился в столице Франции с очаровательной Зинаидой Закис, 19-летней танцовщицей. Она приехала вместе с хореографическим ансамблем из Риги в этот город. Через 2 года они поженились. После этого подготовили несколько совместных песенно-танцевальных номеров Зинаида и Петр Лещенко. Жена его была прекрасной классической балериной. Она исполняла и сольные номера.

Гастроли за границей и начало сольной карьеры

Дуэт супругов летом 1926 года гастролировал по странам Ближнего Востока и Европы и приобрел известность. Петр и Зинаида в 1928 году приехали в Кишинев, где Лещенко познакомил свою жену с отчимом, матерью и сестрами.

После того как Зинаида забеременела, ей пришлось временно оставить сцену, и Лещенко Петр Константинович стал самостоятельно выступать с концертными программами. В 1931 году, в январе, у Петра родился сын, Игорь Лещенко. Петр Константинович начал сольную карьеру в 32 года — далеко не юный возраст. Тем не менее его ожидал ошеломительный успех. Афиши всего Кишинева вскоре запестрели плакатами, извещающими о концертах этого артиста. И цветы, признания, овации посыпались со всех сторон.

Сотрудничество с известными композиторами

Певец подружился с Оскаром Строком, прославленным композитором, который был создателем популярнейших фокстротов, романсов, танго и песен. Именно ему удалось соединить интонации аргентинского танго с задушевностью и мелодичностью русского романса. Лучшие произведения этого известного композитора исполнил и записал Лещенко: «Синюю рапсодию», «Черные глаза», «Скажите почему» и другие романсы и танго маэстро. Он также работал с другими композиторами, например, с Марком Марьяновским, который был автором «Насти-ягодки», «Миранды» и «Татьяны».

Переезд в Бухарест и открытие «Нашего домика»

Лещенко в первой половине 30-х годов переехал в Бухарест на постоянное жительство. Здесь он пел некоторое время в кафе под названием «Галерея Лафайета».

Затем Лещенко, Кавура и Геруцкий открыли в 1933 году в Бухаресте небольшой ресторанчик и назвали его «Наш домик». Геруцкий вложил капитал и встречал гостей. Кавура, опытный повар, хозяйничал на кухне, а Лещенко создавал настроение в заведении, играя на гитаре. Мать и отчим Лещенко принимали гардероб посетителей. Хорошо пошли дела в «Нашем домике»: недостатка в посетителях не было, в связи с большим их количеством пришлось даже задуматься о перемене помещения.

Ресторан «Лещенко»

Так на улице Виктория, главной улице Бухареста, осенью 1936 года открыт был новый ресторан под названием «Лещенко». Так как Петр Константинович имел большую популярность в городе, это место посещало изысканное румынское и русское общество. Гостям играл великолепный оркестр. Зинаида сделала хороших танцовщиц из сестер Петра — Кати и Вали. Выступали все вместе, однако Лещенко был гвоздем программы. В ресторанчике также начинала свою карьеру Алла Баянова, ставшая впоследствии знаменитой певицей.

Растущая популярность

Петр Лещенко, история жизни которого нас интересует, в 1935-40 годах сотрудничал с такими фирмами грамзаписи, как «Колумбия» и «Беллакорд». Он выпустил в этот период более 100 песен, разных по жанру. И по радио, и в ресторанах, и на вечеринках звучали песни этого певца. Пластинки Лещенко попали даже в СССР. Особенно много их было на черных рынках и базарах Прибалтики и Бессарабии, включенных в состав Советского союза в 1940 году. Однако они не звучали по советскому радио. Лещенко оставался по-прежнему эмигрантом.

Жизнь Петра Лещенко в Румынии

Петр Константинович был весьма уважаем, живя среди румын, хотя не испытывал к ним особой любви. Лещенко часто восхищался музыкальностью этого народа. Петр не курил, однако любил выпить. Его слабостью были хорошие вина и шампанское, которых было чрезвычайно много в ту пору в Румынии. Часто певца и владельца самого модного в Бухаресте ресторана встречали немного пьяным, что было почти незаметно в атмосфере ресторанного угара. Петр пользовался большим успехом у женщин и был неравнодушен к ним. О популярности Лещенко в это время говорит один интересный факт. Отец Михая, лидера династии, правящей в Румынии, король Карл часто привозил его в свой загородный особняк в бронированном авто. Ему нравились романсы Лещенко Петра.

Оккупация Одессы и посещение этого города Лещенко

В 1940 году прошли последние концерты этого артиста в Париже. В 1941 на Советский Союз напала Германия, Румыния оккупировала Одессу. Петра Лещенко вызвали в полк, однако он отказался воевать против своего народа. Тогда его судил офицеский суд, однако Лещенко отпустили, как популярного певца.

Прошел практически год с начала Великой Отечественной войны. В мае 1942 года певец Петр Лещенко приехал в Одессу. Он прибыл в этот город, оккупированный румынскими войсками, 19 мая и остановился в местной гостинице «Бристоль». 5, 7 и 9 июня Петр провел сольные концерты в Русском драматическом театре. Настоящий ажиотаж начался в городе: с раннего утра выстраивались очереди за билетами. Все концерты, по требованию командования Румынии, должны были обязательно начинаться с песни, исполненной на румынском языке. И лишь затем звучали знаменитые «Две гитары», «Моя Марусичка», «Татьяна». Концерты заканчивались «Чубчиком».

Знакомство с Верой Белоусовой

В это же время Лещенко впервые встретил Веру Белоусову, которая стала в дальнейшем женой певца. Стройная красивая девушка с аккордеоном покорила сердце Петра. Вскоре они начали выступать вместе.

Служба в Крыму и регистрация нового брака

Петра Константиновича в октябре 1943 года призвали в армию. Он работал в Крыму заведующим офицерской столовой и возвратился в Румынию с приближением советских войск.

Петр Константинович в мае 1944 года официально развелся со своей супругой Зинаидой Закис и зарегистрировал отношения с Верой Белоусовой. Он давал концерты после прихода Красной армии, играя в госпиталях, офицерских клубах, воинских гарнизонах. Также Петр Лещенко исполнял патриотические песни, посвященные русским девушкам, которые он сочинил сам, — «Надя-Надечка», «Наташа», пел песню «Темная ночь» Богословского, а также популярные в то время русские песни. Его новая жена выступала вместе с ним.

Изменение репертуара

Супруги с лета 1948 года выступали в различных кинотеатрах и кафе Бухареста. Затем они нашли работу в Театре эстрады, только что созданном. В это время Лещенко было уже более 50 лет. Его репертуар, в соответствии с возрастом, также изменился. Песни в исполнении Петра Лещенко стали более сентиментальными. Из программ постепенно ушли темповые шлягеры, такие как «Настенька» и «Моя Марусичка», появился вкус к романсам и лирике, окрашенным грустью и тоской. Даже в сделанных в 1944-45 годах пластиночных записях доминирует нерадостная тональность: «Колокольчик», «Бродяга», «Не уходи», «Вечерний звон», «Сердце мамы» и др.

Арест и смерть в тюрьме

В начале 1951 года Лещенко начал очередное ходатайство о своем возвращении на Родину, в СССР. Он был арестован в марте органами безопасности Румынии за то, что был офицером армии, в которой главнокомандующим являлся будущий советский орденоносец. К этому времени Румыния превратилась из «антинародной монархии» в Народную Республику. Лещенко, русский певец, умер в 1954 году в тюремной больнице Бухареста не то от отравления, не то от язвы желудка. На этом заканчивается биография Петра Лещенко, однако память о нем до сих пор жива.

Судьба родственников Петра

Белоусова Вера Георгиевна была арестована через год после этого. «За измену Родине» она получила 25 лет. Верховный суд СССР в июне 1954 года вынес решение освободить бывшую комсомолку за отсутствием состава преступления. Известно, что Белоусова в 1941 году пела защитникам Одессы. Вера Георгиевна — одесситка по рождению. Во время обороны этого города она выезжала с концертами на фронт и даже была ранена во время очередного выезда. Сейчас Вера Георгиевна полностью реабилитирована. Лещенко Вера Георгиевна выступала как певица, пианистка и аккордеонистка на многих сценах страны, пела в «Эрмитаже» в Москве. В середине 80-х она ушла на заслуженный отдых. Вера Георгиевна умерла в 2009 году в Москве.

Валентина, сестра Петра, однажды видела брата, когда его вел по улице конвой рыть канавы. Свою сестру заметил и плакал Петр Лещенко.

Дети этого певца и их судьба также интересуют многих. Поэтому нельзя не упомянуть о том, что его сын Игорь был прекрасным балетмейстером, работавшим в Бухарестском театре. Он умер в возрасте 47 лет.

Источники:

http://www.c-cafe.ru/days/bio/60/13_60.php
http://www.shansonprofi.ru/archiv/notes/paper466.html
http://www.syl.ru/article/203973/new_biografiya-petra-leschenko-istoriya-jizni-tvorchestvo

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×