“родина-мать зовет” – плакат, призывающий к борьбе с захватчиками. “родина-мать зовет” – плакат, призывающий к борьбе с захватчиками Когда был издан плакат родина мать зовет

“родина-мать зовет” – плакат, призывающий к борьбе с захватчиками. “родина-мать зовет” – плакат, призывающий к борьбе с захватчиками Когда был издан плакат родина мать зовет

“родина-мать зовет” – плакат, призывающий к борьбе с захватчиками. “родина-мать зовет” – плакат, призывающий к борьбе с захватчиками Когда был издан плакат родина мать зовет

  • Главная
  • Плакаты
  • Статьи
  • 13.12.2015 История плаката «Родина-мать зовёт!»

История плаката «Родина-мать зовёт!».

«Родина-мать зовёт!» – знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941года. А в середине июля – плакат был известен уже всей стране.

Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».

Сын Ираклия Моисеевича вспоминает: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…

Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у нее была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать.

Из воспоминаний сына художника: «К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире.

Отец с мамой были очень скромными людьми… Мама, например, могла одеваться в Париже, но имела весьма скромный гардероб. Отец был лауреатом четырех Сталинских премий всех возможных степеней — в 1941, 1948, 1949 и 1951 годах. В 51-м он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР». По воспоминаниям сына художника – Александра Тоидзе, его отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать». Подчеркнул – значит, запали в душу. Запали – значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!

Ираклий Тоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг – сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…». Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» – и сразу стал делать наброски». Александр Тоидзе (сын): «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

«Портрет жены художника» – достаточно распространенное в искусстве явление. Сотни живописцев всех времен и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных – нежных и грациозных, задумчивых и мечтательных, взбалмошных и темпераментных, кокетливых и игривых… Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внес свою лепту в мировую историю.

Советский художник Ираклий Тоидзе – грузин по происхождению – был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. Земляки мужа обращались к ней весьма почтительно: Тамара Федоровна. 22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» – только и вырвалось у нее.

Читать еще:  Как поправиться быстро девушке в домашних условиях. Диета для набора мышечной массы для девушек

Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу – иконке с образом Божьей матери.

«Известия», воскресенье 13 июля 1941года

Исследователи расходятся и в трактовке композиции плаката. Некоторые из них считают, что приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери – характерный жест эмоциональных женщин-грузинок. Он означает «все сюда!», «ко мне, за мной!» и, возможно, был перенят у них и Тамарой Федоровной.

Спустя много лет, в публикациях полно непроверенных гипотез и предположений. Но значение это может иметь только для тех – кому это интересно. Но удивительный плакат появился в нужный момент, и его популярность не «раскручена» современными СМИ.

Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.

С последнего десятилетия прошлого века плакат снова стал невероятно востребованным. Его взяла на вооружение быстро развивающаяся, сметливая и продвинутая рекламная индустрия. Женщина в ниспадающем с головы платке теперь звала на распродажи с беспрецедентными скидками и на церемонии открытия новых торговых центров. Только, в этом редакция «Нового пенсионера» единодушна – нам неловко за «продвинутых современников». Что угодно можно обесценить, опошлить при желании.

История плаката родина мать

Появление первых плакатов приходится на середину девятнадцатого века. Уже к двадцатому веку он стал одним из видов искусства. Изначально плакаты были предназначены для визуального восприятия информации о настоящем или будущем событии.

Основная идея плаката создается понятным контекстом, который может воспринять любой зритель. Главными аспектами изображения были:

  • Краткость информации;
  • Минимальное количество цветов (от двух до трех);
  • Выделение ярким контуром основной мысли и силуэтов.

Плакаты в Советском Союзе

Огромное развитие получили плакаты в Советском Союзе, особенно в военное время. Основной идеей служили лозунги, защищавшие права и идеи государства. Плакаты в то время были сильнейшим оружием к призыву граждан к тем или иным действиям. Также они обеспечивали оперативную передачу информации о событиях и выпускались большими тиражами.

Плакаты отражали все события, которые происходили во время революций, а также перемены в жизни людей. Они объединяли народ и придавали им силы бороться с противником.

История плаката «Родина-Мать зовет!»

Одним из самых значительных плакатов в период ВОВ, известным до сих пор, был «Родина-Мать зовет!». На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга». Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.

Художник, ставший автором самого известного постера, Ираклий Тоидзе. История плаката Родина-Мать началась в 1941 год. Сразу после услышанного сообщения от Совинформбюро, 22 июня художник приступил к его созданию. Уже к июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины. Его популярность мгновенно охватила всю страну. Он побуждал добровольцев отправиться на войну и придавал им дополнительный стимул.

Очевидцы того времени сообщают, что данный плакат можно было встретить на вокзалах, на проходных заводов, на заборах, в военных частях, в колхозах, в госучреждениях. Это был образ Матери, в котором каждый видел родного для себя человека. Типографии стали даже выпускать марки, карточки, мини-плакаты с «Родиной-Матерью». У каждого солдата на фронте было это изображение, оно имело значение подобно иконе Божьей Матери.

В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.

Читать еще:  Образ марии мироновой в повести капитанская дочка. Срочно сочинение на тему мое отношение к героине романа капитанская дочка марии мироновой

Слова «Родина-Мать зовет!» и текст присяги, которую женщина держит в руках, был переведен на все языки Советского Союза.

Позировала для создания Родины-Матери сама жена автора, Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции жены художника. После услышанного сообщения, она вбежала в дом испуганная и с криком произнесла: «Война!». В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться. Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновило его на создание этого плаката. На момент его создания Тамаре было 37 лет, однако выглядела она гораздо моложе. Супруг изобразил жену более суровой и старше своих лет, для придания образу некой мощности и защищенности.

Кумиром художника был поэт Андрей Белов, именно его стихотворение вдохновило Ираклия на создание крылатой фразы.

Через сутки плакат был уже готов. История плаката Родина-Мать зовет, кратко взывающая к защите своей страны, началась 23 июня 1941 года. Первый тираж был более миллиона экземпляров, он разлетелся по стране с огромной скоростью.

В военное время заслуги победы были не только благодаря нашим солдатам, но и авторам агитационных плакатов. У Гитлера был черный список с именами некоторых художников, он считал их личными врагами.

Семья Ираклия Тоидзе

Ираклию Тоидзе было 39 лет, когда его плакат получил известность, а вместе с ним и он. Родился он в Тифлисе в 1902 году. Художественной деятельностью начала заниматься с детства, пошел по стопам отца.

В 1931 году Ираклий переехал в Москву, где начал создавать агитационные изображения. Там же познакомился с будущей женой Тамарой Теодоровной.

Семья Тоидзе была обеспеченной. Жили они в Москве. Тамара часто одевалось заграницей, однако ее гардероб был очень скромен. Со слов близких, Тоидзе были добрыми людьми и относились ко всем на равных. Сам Ираклий грузинских кровей, он был четырехкратным лауреатом Сталинской премии в различных направлениях. У них с женой был общий сын Александр, который позже поведал историю плаката Родина-Мать. У Тамары была дочь от первого брака, проживавшая с родным отцом. После войны семья осталась жить в Москве, а Ираклий продолжил заниматься искусством.

Разногласия

Не все согласны с основной версией появления плаката. Есть и другие варианты истории создания образа Родины-Мать. В книге «День М» автор Виктор Суворов повествует, что плакат «Родина-Мать зовет!» появился еще в довоенное время. Он был выпущен в конце 1940 года в тайне большим тиражом и разослан по военным комиссариатам в секретных пакетах, которые должны были распаковать в день «М». Также есть некоторые исследователи, утверждающие, что плакат появился в первый день войны, что означает, что он был подготовлен заранее.

Некоторые исследователи предполагают, что на плакате изображена не жена Тоидзе, а он позаимствовал образ с других изображений на военную тему. Также есть мнение, что на плакате не русская женщина, а грузинка, так как жест поднятой руки отражает характер этой национальности.

Однако нет никаких документальных доказательств, свидетельствующих о достоверности данных утверждений. И один из первых экземпляров, который хранится в Российской Государственной библиотеке по сегодняшний день, датирован июлем 1941 года.

Техника создания плакатов в Советском Союзе

Первые социальные плакаты берут начало в 1919 году, в годы Первой Мировой Войны. На технику исполнения оказали влияние экономическое и политическое состояние страны. В начале ВОВ появилась специальная форма таких плакатов, которая получила название «Окна ТАСС»-эта была линейка плакатов с агитационным подтекстом. Их авторами были известные художники, поэты, состоявшие в литературно-художественных отделах.

Технология производства данных плакатов имела ряд кропотливых действий:

  1. От руки рисовали один или два экземпляра, чаще нанесение было клеевой краской;
  2. Далее из картона или пластика вырезали по первоначальному рисунку трафарет и с его помощью создавались копии первых экземпляров, это было тогда самым быстрым способом изготовления больших партий. Поскольку в военное время типографии мало обеспечивали, такая техника позволяла экономить на материалах.

Основными цветами агитационных плакатов были красный, черный и серый, как на изображении «Родина-мать». Большинство плакатов изготавливалось в полевых условиях в военных машинах, и попутно распространялись по всей стране. За все годы Второй Мирровой было создано около 1300 разных работ. После каждого сообщения Совинформбюро мгновенно выпускалось по несколько плакатов, поэты сразу писали к ним лозунги и стихи, а художники набрасывали эскизы.

Читать еще:  Что делать если дочь подросток ненавидит мать. Что делать, если дочь ненавидит мать и не скрывает этого? К чему ведет строгое воспитание

В каждом городе, из которого были выведены немецкие войска сразу на всех улицах появлялись «Окна ТАСС». Враги начали узнавать руку авторов плакатов, это было для них, как еще одно оружие.

Современные типографии

В настоящее время типографии существуют по всему миру, и техника их создания сильно шагнула вперед. На современных машинах плакаты создаются в огромных количествах и в короткие сроки. Они содержат в себе не только лозунги с ограниченной цветовой гаммой. В основном они носят рекламно-информационный характер. Разноцветные яркие изображения можно встретить на каждом шагу: реклама фильмом, концертов, различных мероприятий, все это идет в основу создания современных плакатов.

Одной из известных типографий России является winnerprint. Можно написать книгу самому и издать, сколько стоит указано на сайте типографии. Кроме плакатов фирма занимается изданием любых печатных форм: визиток, брошюр, календарей, журналов, книг в любом количестве и в кротчайшие сроки.

«Родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на известном плакате

Лицо женщины, изображенной на агитационном плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», знакомо всем. Главной задачей художника Ираклия Тоидзе было создание обобщенного образа женщины-матери, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму. Тем не менее у этого образа-символа был реальный прототип – Тамара Тоидзе.

Плакат был создан в самом начале войны, через несколько дней после вторжения немецких войск, в июне 1941 г. В те времена появлялось множество подобных агитационных плакатов и патриотических песен, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом. Однако именно этот плакат стал самым популярным и узнаваемым.

Художник Ираклий Тоидзе

Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе на тот момент уже прославился как иллюстратор – он был автором рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре». По его рассказам, он как раз работал над ними, когда 22 июня 1941 г. в комнату вбежала его жена, Тамара Тоидзе, с криком: «Война!». Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны Совинформбюро, переданные по уличному репродуктору. Этот жест вдохновил художника на создание плаката. «Стой так и не двигайся!» – попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски. Тамаре на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа.

Как утверждает сын художника, слова «Родина-мать» художник позаимствовал из произведения своего любимого поэта Андрея Белого. В сборнике его стихотворений Ираклий Тоидзе подчеркнул карандашом строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».

Плакат *Родина-мать зовет!* и его репродукция в *Известиях* от 13 июля 1941 г.

Плакат был готов уже к концу месяца и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали по всей стране – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах. Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили его уменьшенные репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах своих гимнастерок, а если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой.


Французский плакат времен Первой мировой войны. Фрагмент

Сегодня некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката. Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие – что Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику. Третьи уверены в том, что приподнятая и отведенная назад рука – это характерный жест эмоциональных женщин-грузинок.

Агитационные плакаты Франции, Греции, СССР, дивизии *Галичина*, США

Как бы там ни было, сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война». Вряд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены. Образ действительно был собирательным, что подтверждает и сын художника: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». Именно поэтому этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.

Плакат *Родина-мать зовет!*. Фрагмент

Источники:

http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/articles-plakat/item/430-13-12-
http://winnerprint.ru/stati/istoriya-plakata-rodina-mat/
http://ribalych.ru/2016/09/07/rodina-mat-zovet/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии