300 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развлечение молодежи война и мир. Молодое поколение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Молодое поколение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок литературы в X классе

Учитель первой квалификационной категории

МАОУ « Лицей №36 » Ленинского района г. Саратова

Гурова Ирина Петровна

Тема. Молодое поколение в романе Л.Н.Толстого « Война и мир ».

Цель. Включить учащихся в исследовательскую деятельность по главной проблеме темы, развить навыки анализа литературно-художественного произведения, подготовить учащихся к сочинению по данной теме.

Вход в учебную ситуацию. Вступительное слово учителя.

Работа с текстом романа по группам.

Работа с информационными листами.

Индивидуальное задание. Работа по дневникам Л.Н.Толстого (ученик-литературовед)

Подведение итогов. Выход из учебной ситуации. Тезисы для сочинения.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы постараемся осмыслить всё то, что связано с изображением жизненных идеалов молодых героев романа, понаблюдаем за их отношением к людям, к Отечеству, к событиям, определяющим не только их судьбы, но и судьбы всего поколения. Постараемся ответить на важные для нас вопросы:

каких героев ценит, уважает, а каких презирает писатель граф Л. Н. Толстой?

как надо жить? К чему должен стремиться человек?

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться, а спокойствие — душевная подлость.

Литературовед. В словаре Ожегова читаем: « Молодость — возраст между отрочеством и зрелостью, период жизни в таком возрасте ».

Очень скупой комментарий. Но именно в этот период формируется либо дурное, либо замечательное начало в человеке, все то, что найдет потом развитие в зрелые годы.

Все молодые люди, о ком мы будем говорить, принадлежали к одному сословию, они образованны, очень богаты или просто богаты, некоторые бедны. В жизни многих были попытки противостоять ударам судьбы, не поддаваться несправедливости. Мы будем наблюдать гибель души, утрату лучших её качеств и путь самосовершенствования.

Учитель. Чем и как живут герои Толстого?

Главные вопросы урока. (Работа в группах: заполнение информационных листов, устные ответы).

Почему Б.Друбецкой и люди ему подобные неинтересны Толстому?

Почему Берг, герой, не совершивший ни одного предосудительного поступка, вызывает только презрение?

Что объединяет Бориса Друбецкого с Бергом?

Пьер, добрый, деликатный человек, бросает в лицо Элен гневные, полные презрения слова: « Где Вы, там разврат и зло ». Чем объясняется такое отношение к жене?

Почему Элен умирает?

В чем заключается подлинная красота некрасивой героини романа, княжны М.Болконской, впоследствии графини Ростовой?

Любимая героиня Л.Н.Толстого — Наташа Ростова. Какие черты делают ее по-настоящему ценной и привлекательной?

Почему Соню, подругу Наташи Ростовой, Толстой называет пустоцветом?

Считаете ли вы Федора Долохова положительным персонажем?

Рядом с Долоховым мы часто видим Анатолия Курагина. Чем опасны люди, подобные этому герою романа?

Чем интересен образ Николая Ростова?

Обобщение. Выступление учащихся и литературоведа.

Так как же следует жить, по мнению Л.Н.Толстого? Что влияет на формирование взглядов и жизненной позиции молодых героев?

Позиция Л.Н.Толстого. Из дневника Толстого.

1847 г. (Толстому всего 19 лет).

«17 марта. Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души »

На формировании мироощущения молодых героев влияет

— самовоспитание и самоанализ поведения и поступков

Теперь более ясно воспринимаем Л.Н.Толстого: «. спокойствие — душевная подлость ».

Напряженная внутренняя работа — вот то, что отличает любымих героев Л.Н.Толстого. Велико число честных и добрых людей, совестливых, одержимых, целеустремленных, от них на земле чистота и вера.

Домашнее задание: написать выводы, подготовиться к сочинению.

1. Очевидно, что все идеи, связанные с оценкой жизни молодого поколения в романе «Война и мир» определены взглядами Л.Н.Толстого, сложившимися в постоянном поиске своего назначения в молодые годы. Подтверждение этому дневники писателя. 1847г. 17марта (Толстому всего 19 лет) он пишет: «Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости есть не что иное, как следствие раннего разврата души. Спустя месяц появилось не менее важное признание: «Я был бы несчастливийший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной».

2. Люди все разные. Одним для счастья необходимы семья, дети, другим нужно материальное благополучие. Основы благополучия – карьера: должность, чины. Стремясь к достижению карьеры, молодые люди, подобные Борису Друбецкому, не растратят свои душевные силы на других. Идеал их жизни – благополучие, основанное на расчете, на любви и внимании только к себе. Равнодушные, они опасны тем, что на своем пути к карьере они ни перед чем не остановятся. Даже любовью,святым чувством, могут пренебречь в корыстных интересах. Жюли Курагиной, преодолевая отвращение, Борис Друбецкой скажет слова любви, не чувствуя ее в своем сердце. Он всегда будет лгать, приспосабливаться, осторожничать, потому что убежден, что его идеал жизни, бесспорно, верен, а главное, достижим. Трудности, лишения – это великое благо, потому что они закаляют и формируют характер, цельный, справедливый, однако это не относится к Борису Друбецкому. Трудности не закалили его, а озлобили. Следствие этого – стойкое желание жить только для себя.

Читать еще:  Что такое подвиг по рассказу судьба человека. Нравственный подвиг человека в рассказе «Судьба человека» М

3. Не имея масштабного ума и выдающихся способностей, можно прожить жизнь честно и принести пользу государству и семье. Толстой создает образ идеального офицера, исполнительного, верного, честного, готового отдать жизнь за Отечество и русского императора. В чем предназначение человека? Этот вопрос Николай Ростов себе не задает, хотя Толстой утверждает необходимость самовоспитания и самосовершенствования. Он делает то, что ждет от него семья. Истоки его жизненного поведения – в семье, где забота друг о друге, честность по отношению друг к другу – закон жизни, воспитанный исключительной любовью графа и графини Ростовых.

4. Одно из ценнейших свойств молодых людей – способность к внутренним изменениям, стремление к самовоспитанию, к нравственному поиску. Но нравственные мучительные вопросы никогда не смущали душу Элен. Фальшь, которая в семье укоренилась, поглотила и Элен. В семье никогда не обсуждалось, что хорошо и что дурно. Ни Элен, ни ее брат не понимают, что, кроме их удовольствия, есть и спокойствие других людей. Толстой, нарочито подчеркивающий красоту Элен, помогает понять нам духовное уродство Элен. Красота и ее молодость отталкивает, т.к. эта красота не согрета никакими душевными порывами.

5. Многим героям Толстого свойственна потребность к глубокому самоанализу. Эта потребность в молодые годы способствует сближению с людьми, является истоком радости. Уже в одиноком девичестве княжна Марья делает открытие о несовершенстве человеческой природы, поэтому и стремится найти правду в отношениях людей. Выйдя замуж, она вносит в существование семьи утонченность, теплоту доверительного общения. Она создает светлую атмосферу в доме, нравственному формированию, воспитанию детей отдается полностью. Иначе быть и не может, потому что она из семьи Болконских, где все живут по совести, идут «дорогой чести».

6. Толстой не идеализирует своих героев. Напротив, он дает им право на ошибку. Однако Долохов почти никогда не ошибается. Он действует сознательно жестоко: мстит за то, что не богат, мстит за то, что не имеет покровителей, как многие. Он сам избрал свой путь, но на этом пути нет служения, добру и справедливости. Он мог избрать другой путь, потому что умен, храбр, дерзок (достойные качества офицера), но он избирает именно этот, тем самым обрекая себя на душевное одиночество.

Рецензия на роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

Друзья, сегодня я поделюсь своей рецензией, мнением на роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Возможно эта статья поможет кому-то перед экзаменом как краткое содержание или тем, кто хочется ознакомится с произведением в общих чертах. Возможны спойлеры!

«Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого, сосредоточение предмета его философии. Автор поднял вопросы на темы жизни и смерти, любви и чести, о славе и подвиге, о войне и мире. Это произведение можно рассматривать как пособие по истории и философии одновременно. Главная философская мысль в романе — самосовершенствование, поиск бытия, поиск себя в мире как части целого, самоотвержение ради блага человечества, поиск счастья в суете мира, отречение от всего неприлично богатого, непомерно раздутого в пользу простых, казалось, вещей — мирной жизни, любви близких, любви человечества, принятие себя.

Изначально автор начинал работу над романом «Декабристы», который так и остался незаконченным. Он хотел написать о Декабристском восстании, о декабристе, возвращающимся из ссылки вместе с супругой. Но после решил, что было бы разумнее написать биографию этого декабриста, что подтолкнуло его выбрать такую позицию, и как совпадение, молодость героя выпадала на 1812 год — знаменательный год в истории России. Это и была отправная точка к написанию «Войны и мира».

В романе описывается жизнь нескольких знатных и богатейших семей аристократов — Болконские, Ростовы, Безуховы, Курагины, Карагины, Друбецкие. Помимо них были военные, такие как Долохов и Денисов, и достаточно много реально существующих лиц, такие как Император Александр I, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли. Всего в романе было порядка 559 героев. Около 200 из них — исторические лица.

По мере развития личных и исторических событий, некоторые персонажи претерпевают некоторые нравственные метаморфозы, задаются вопросами смысла бытия, счастья, ищут свое место в нише жизни, становятся лучше морально. В первую очередь, в романе есть два героя, которые изменились кардинально — граф Пьер Безухов и князь Андрей Болконский. В этом их сходство — в том, что они оба искали определение жизни, непосредственно себя. И нашли, и обрели счастье, которое искали практически на протяжении всего романа. При этом, счастье Пьера Безухова состояло в любви к семье, к человечеству, к жизни. Ему доверяли, к нему прислушивались. он был авторитетным лицом под конец романа. Я была в полном умилении, читая про становление морального образа Пьера Безухова — его сердце было настолько большим, что в нем было место каждому человеку. А Андрей Болконский нашел счастье в истинной любви к Наташе Ростовой, к врагу своему, оценил всю серьезность жизни и смерти. Он что называется «горел» и также быстро «сгорел». Искал себя на разных поприщах — военном и политическом, пробовал себя в качестве законодателя в области военной политики. Такой персонаж должен был уйти из романа, он был очень высок для низменных потребностей человечества, по идее он был собирательным образом офицера. И оба эти герои любили одну девушку — Наташу Ростову.

Читать еще:  Историк искусств: балерина Элеонора Севенард не является правнучкой Матильды Кшесинской.

Наташа Ростова была представительницей знатного дворянского рода Ростовых. По мнению Толстого — она была женским идеалом, своеобразной моделью образа женщины во всем своем проявлении. Она была чиста, невинна, в то же время беспечна в некотором роде, этим она и привлекала общество. Но, вопреки расхожему мнению, откровенно говоря, Наташа Ростова мне не понравилась. Как раз своей беспечностью, тем что бездумно окуналась в омут чувств, истерила, если все шли против ее мнения. Очень быстро забыла Болконского, что даже оскорбило сестру Андрея — Марью. А в конце романа Толстой и вовсе изобразил ее как пополневшую, плодовитую самку, полностью ушедшую в бытовуху женщину и держащую Пьера Безухова под каблуком. И да, в конце Пьер Безухов сделал предложение Наташе Ростовой, у них родились дети. По замыслу Толстого, Пьер Безухов являлся тем самым декабристом, о котором он хотел написать в произведении «Декабристы». Да и в конце романа сам Пьер уже подавал признаки декабриста.

Помимо всего, в романе представлено обширное историческое полотно. Были показаны Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражение и Отечественная война 1812 года. Толстой не скупился на описания своего мнения на счет этих битв, на образы Кутузова и Наполеона как военных полководцев, двигателей исторического прогресса, великих умов военного искусства.

Роман достаточно большой и пугает объемами, но при этом остается самым читаемым произведением мира. Хотя я и не очень понимаю зачем его заставляют читать школьников. В первый раз полностью от корки до корки это произведение я прочитала в 21 год. И это моя третья попытка изучить роман) По началу читать было невозможно, но с конца первого тома начались основные события, а 3-4 том прочитала вообще на одном дыхании. Роман, что называется, запал в душу и вгрызался в сердце. Сам слог прост для прочтения, несмотря на то что много философских дум писателя. Советую всем прочитать сей роман, хотя бы для того, чтобы испытать свою силу воли 😀 Это мое первое произведение Л.Н. Толстого, которое прочитала, и пока не прошла импрессия от толстовства, я начну читать «Воскресение» и «Анну Каренину».

Жду ваши комментарии, мнений. Может кто поделится свои впечатлением об этом произведении, будет интересно прочитать и найти единомышленников)

Молодое поколение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы в X классе

Учитель первой квалификационной категории

МАОУ «Лицей №36» Ленинского района г. Саратова

Гурова Ирина Петровна

Тема. Молодое поколение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Цель. Включить учащихся в исследовательскую деятельность по главной проблеме темы, развить навыки анализа литературно-художественного произведения, подготовить учащихся к сочинению по данной теме.

Вход в учебную ситуацию. Вступительное слово учителя.

Работа с текстом романа по группам.

Работа с информационными листами.

Индивидуальное задание. Работа по дневникам Л.Н.Толстого (ученик-литературовед)

Подведение итогов. Выход из учебной ситуации. Тезисы для сочинения.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы постараемся осмыслить всё то, что связано с изображением жизненных идеалов молодых героев романа, понаблюдаем за их отношением к людям, к Отечеству, к событиям, определяющим не только их судьбы, но и судьбы всего поколения. Постараемся ответить на важные для нас вопросы:

    каких героев ценит, уважает, а каких презирает писатель граф Л. Н. Толстой?

    как надо жить? К чему должен стремиться человек?

    Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться, а спокойствие — душевная подлость.

    Литературовед. В словаре Ожегова читаем: «Молодость — возраст между отрочеством и зрелостью, период жизни в таком возрасте».

    Очень скупой комментарий. Но именно в этот период формируется либо дурное, либо замечательное начало в человеке, все то, что найдет потом развитие в зрелые годы.

    Все молодые люди, о ком мы будем говорить, принадлежали к одному сословию, они образованны, очень богаты или просто богаты, некоторые бедны. В жизни многих были попытки противостоять ударам судьбы, не поддаваться несправедливости. Мы будем наблюдать гибель души, утрату лучших её качеств и путь самосовершенствования.

    Учитель. Чем и как живут герои Толстого?

    Главные вопросы урока. (Работа в группах: заполнение информационных листов, устные ответы).

      Почему Б.Друбецкой и люди ему подобные неинтересны Толстому?

      Почему Берг, герой, не совершивший ни одного предосудительного поступка, вызывает только презрение?

      Что объединяет Бориса Друбецкого с Бергом?

      Пьер, добрый, деликатный человек, бросает в лицо Элен гневные, полные презрения слова: «Где Вы, там разврат и зло». Чем объясняется такое отношение к жене?

      Читать еще:  Высказывания призывающие читать произведений тургенева. Цитаты и высказывания ивана сергеевича тургенева

      Почему Элен умирает?

        В чем заключается подлинная красота некрасивой героини романа, княжны М.Болконской, впоследствии графини Ростовой?

        Любимая героиня Л.Н.Толстого — Наташа Ростова. Какие черты делают ее по-настоящему ценной и привлекательной?

        Почему Соню, подругу Наташи Ростовой, Толстой называет пустоцветом?

        Считаете ли вы Федора Долохова положительным персонажем?

        Рядом с Долоховым мы часто видим Анатолия Курагина. Чем опасны люди, подобные этому герою романа?

        Чем интересен образ Николая Ростова?

        Обобщение. Выступление учащихся и литературоведа.

        Так как же следует жить, по мнению Л.Н.Толстого? Что влияет на формирование взглядов и жизненной позиции молодых героев?

        Позиция Л.Н.Толстого. Из дневника Толстого.

        1847 г. (Толстому всего 19 лет).

        «17 марта. Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души»

        На формировании мироощущения молодых героев влияет

        -самовоспитание и самоанализ поведения и поступков

        Теперь более ясно воспринимаем Л.Н.Толстого: «. спокойствие — душевная подлость».

        Напряженная внутренняя работа — вот то, что отличает любымих героев Л.Н.Толстого. Велико число честных и добрых людей, совестливых, одержимых, целеустремленных, от них на земле чистота и вера.

        Домашнее задание: написать выводы, подготовиться к сочинению.

        1. Очевидно, что все идеи, связанные с оценкой жизни молодого поколения в романе «Война и мир» определены взглядами Л.Н.Толстого, сложившимися в постоянном поиске своего назначения в молодые годы. Подтверждение этому дневники писателя. 1847г. 17марта (Толстому всего 19 лет) он пишет: «Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости есть не что иное, как следствие раннего разврата души. Спустя месяц появилось не менее важное признание: «Я был бы несчастливийший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной».

        2. Люди все разные. Одним для счастья необходимы семья, дети, другим нужно материальное благополучие. Основы благополучия — карьера: должность, чины. Стремясь к достижению карьеры, молодые люди, подобные Борису Друбецкому, не растратят свои душевные силы на других. Идеал их жизни — благополучие, основанное на расчете, на любви и внимании только к себе. Равнодушные, они опасны тем, что на своем пути к карьере они ни перед чем не остановятся. Даже любовью,святым чувством, могут пренебречь в корыстных интересах. Жюли Курагиной, преодолевая отвращение, Борис Друбецкой скажет слова любви, не чувствуя ее в своем сердце. Он всегда будет лгать, приспосабливаться, осторожничать, потому что убежден, что его идеал жизни, бесспорно, верен, а главное, достижим. Трудности, лишения — это великое благо, потому что они закаляют и формируют характер, цельный, справедливый, однако это не относится к Борису Друбецкому. Трудности не закалили его, а озлобили. Следствие этого — стойкое желание жить только для себя.

        3. Не имея масштабного ума и выдающихся способностей, можно прожить жизнь честно и принести пользу государству и семье. Толстой создает образ идеального офицера, исполнительного, верного, честного, готового отдать жизнь за Отечество и русского императора. В чем предназначение человека? Этот вопрос Николай Ростов себе не задает, хотя Толстой утверждает необходимость самовоспитания и самосовершенствования. Он делает то, что ждет от него семья. Истоки его жизненного поведения — в семье, где забота друг о друге, честность по отношению друг к другу — закон жизни, воспитанный исключительной любовью графа и графини Ростовых.

        4. Одно из ценнейших свойств молодых людей — способность к внутренним изменениям, стремление к самовоспитанию, к нравственному поиску. Но нравственные мучительные вопросы никогда не смущали душу Элен. Фальшь, которая в семье укоренилась, поглотила и Элен. В семье никогда не обсуждалось, что хорошо и что дурно. Ни Элен, ни ее брат не понимают, что, кроме их удовольствия, есть и спокойствие других людей. Толстой, нарочито подчеркивающий красоту Элен, помогает понять нам духовное уродство Элен. Красота и ее молодость отталкивает, т.к. эта красота не согрета никакими душевными порывами.

        5. Многим героям Толстого свойственна потребность к глубокому самоанализу. Эта потребность в молодые годы способствует сближению с людьми, является истоком радости. Уже в одиноком девичестве княжна Марья делает открытие о несовершенстве человеческой природы, поэтому и стремится найти правду в отношениях людей. Выйдя замуж, она вносит в существование семьи утонченность, теплоту доверительного общения. Она создает светлую атмосферу в доме, нравственному формированию, воспитанию детей отдается полностью. Иначе быть и не может, потому что она из семьи Болконских, где все живут по совести, идут «дорогой чести».

        6. Толстой не идеализирует своих героев. Напротив, он дает им право на ошибку. Однако Долохов почти никогда не ошибается. Он действует сознательно жестоко: мстит за то, что не богат, мстит за то, что не имеет покровителей, как многие. Он сам избрал свой путь, но на этом пути нет служения, добру и справедливости. Он мог избрать другой путь, потому что умен, храбр, дерзок (достойные качества офицера), но он избирает именно этот, тем самым обрекая себя на душевное одиночество.

        Источники:

        http://infourok.ru/molodoe-pokolenie-v-romane-lntolstogo-voyna-i-mir-415229.html
        http://pikabu.ru/story/retsenziya_na_roman_ln_tolstogo_voyna_i_mir_5566291
        http://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-e34f8co.html

        Ссылка на основную публикацию
        Статьи c упоминанием слов:
        Adblock
        detector