Развитие живописи в России конца XIX начала XX века. Русская пейзажная живопись и творчества Г.И

Развитие живописи в России конца XIX начала XX века. Русская пейзажная живопись и творчества Г.И

Русская живопись конца XIX – начала XX века

Конец 19 – начало 20 в. – важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским.

Какова же общая картина развития русского искусства в этот период? Еще плодотворно работали ведущие мастера критического реализма – И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский… В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян. Его картины правдивы и просты, ранние – лиричны (“По реке Оке”, 1890, “Обратный”, 1896), в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность (“Девушка с кувшином”, 1927). В 1980-е годы Архипов написал картину “Прачки”, рассказывающую об изнурительном женском труде, служащую ярким обличительным документом самодержавию.

К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин (1858-1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной “На миру” (1893). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. Он поднял совершенно новую тему, связанную с усилением роли пролетариата. В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине “Углекопы. Смена” (1895), угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит прогнивший строй царской России и построит новое, социалистическое общество.

Но в искусстве 1890-х годов обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. кустодиев и М.В. Нестеров.

Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”, 1896). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян – художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”).

Другой крупный художник этого времени – Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои – худенькие отроки, обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, “Великий постриг”, 1897-1898).

К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвященный русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией – “Журавли летят” (1891), “Лоси” (1889), “Волки” (1910).

Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин – обитательниц староусадебных парков – и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902).

В 80-90-х годах XIX века формируется творчество выдающихся русских художников Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Валентина Александровича Серова и Михаила Александровича Врубеля. В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи.

Дарование К.А. Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декорационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колористическом богатстве его живописи (“У балкона”, 1888-1889, “Зимой”, 1894).

Читать еще:  Правильное оформление благодарственного письма. Благодарственное письмо: пример текста

В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество “Мир искусства” во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны. Основное его ядро – художники К.А. Сомов, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней, художники издавали свой журнал “Мир искусства”, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Их деятельность способствовала широкому распространению в русском обществе художественной культуры, однако, они искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом “Мира искусства”. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля. Крупный знаток французской культуры XVII и XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию квинтэссенцией художественного духа великой страны. Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, созданного близ Парижа волей Короля-солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников. В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно неживыми фигурками людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта (“Парад при Павле I”, 1907).

Глубоко почитая Пушкина, Бенуа создал циклы иллюстраций к его произведениям. Лучший из них – к поэме “Медный всадник”. Художник воссоздал образ пушкинского Петербурга.

Константин Андреевич Сомов (1869-1939) получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои – словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудреных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно сказалось это в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе А.А. Блока и М.А. Казмина (1907, 1909).

В художественной жизни России начала века значительную роль сыграла также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники К.А. Коровин, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Л.В. Туржанский, К.Ф. Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились приемниками пейзажной живописи второй половины 19 века.

1.1 Русская пейзажная живопись конца 19 – начала 20 веков

В первом параграфе мы рассмотрим пейзажную живопись рубежа 19 – 20 веков, ее тенденции и развитие.

В 20 – 30 – х гг. 19 века пейзажный жанр занимает достойное место в развитии русского романтизма. Композиции пейзажей Щедрина и многих других художников романтиков его эпохи. Корни этой композиции просматриваются во фламандско – голландском пейзаже первой половины 17 века. Архитектоническую законченность в русском романтическом пейзаже «панорамическая» композиция получает, доказывая свою живучесть, в 70 – х гг. 19 в. в творчестве А.И. Куинджи. Мировоззренческие тенденции романтического характера, созданные с определенным композиционным строем, прослеживаются в пейзажном творчестве М. Нестерова, у которого одинокий человек противопоставляется беспредельному миру. «Наряду с рассмотренным нами типом композиции значительное место в русском пейзаже занимал мотив дороги или аллеи. В пейзажной живописи мотив гротов как самостоятельный уже в 17 в. в творчестве И. де Момпера. Построение интерьерно – пейзажного пространства основано на резком противопоставлении помещения, в котором как – бы замкнут человек, и естественного природного мира, светло и свободно сияющего за стенами и ставнями» [8, c.58].

Представители реалистического пейзажа середины и второй половины

19в. постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих в ней процессов. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции, детально разрабатывали светотеневые и валерные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание пейзажа принимает теперь более демократическую направленность, проявляющуюся в том, что в пейзаже все чаще включались люди из народа, сцены сельского труда.

Читать еще:  Как нарисовать дочь пони искорки. Как нарисовать сумеречную искорку карандашом поэтапно

На 2 – ю половину 19 в. приходится расцвет реалистического пейзажа, тесно связанный с деятельностью передвижников. Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа, русские художники обращались к родной природе. В конце 19 в. линия эмоционально – лирического пейзажа, часто проникнутого мотивами гражданской скорби, находит продолжение в пейзаже настроения.

Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма, считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. На рубеже 19 и 20 вв. в пейзаже складывается несколько направлений, развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в антагонистические отношения с ними. Художники, связанные с символизмом и стилем «модерн», внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и «матери – земли», обыгрывали в своих композициях различного рода «сквозные формы», орнаментальная компоновка которых создает иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. В это же время усиливаются типичные для национально – романтических течений поиски обобщенного образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта.

В искусстве 20 века ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего «приходящего» (представители кубизма), другие с помощью ликующих или драматически напряженных цветовых созвучий подчеркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие (предст. фовизма и экспрессионизма), третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (предст. сюрреализма).

«Незатейливые, тихие, но изумительные по мастерству, по правдивости эффектов и по своему благородному стилю. Пейзажи в этот период времени были очень распространены, также существовал и импрессионизм. К импрессионизму обращается Куинджи, а позднее менее значимый художник – Ционглинский. Светославский – поэт провинции, грязных, серых, но милых, а в чисто красочном отношении, бесспорно, прекрасных уголков – первое время, в начале 90 – х гг., был одним из лучших товарищей Левитана, притом совершенно самобытным художником, отмежевавшим себе обособленную и весьма интересную область. Все перечисленные художники реалисты» [6, c.19].

В русском пейзаже рубежа 19 – 20 вв. реалистические традиции второй половины 19 века переплетаются с влияниями импрессионизма и «модерна».

В 19 в. господствовали лишь два направления – академизм и передвижничество.

В начале 20 в. было такое объединение художников, как «Союз русских художников». В «Союзе русских художников» в основном писались пейзажи, которым уделялось здесь очень много внимания. Сюда относились А. Саврасов, И. Шишкин, В. Поленов, М. Нестеров и И. Левитан. Основателем был Саврасов, он обращался к теме изображения обобщенного образа русской природы. Его последователем является И. Шишкин, который также как и Саврасов обращается к проблеме изображения обобщенного образа русской природы. И.И. Шишкин изображал обобщенный образ Российской природы как непроходимые, величественные и дремучие леса. В «Мире искусства» основателями были Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский, А. Остроумова – Лебелева.

Левитан, Серов, Коровин были причастны к импрессионизму и не найдя себе места в товариществе передвижников в 1903 году организовали собственную выставку под названием «Союз русских художников». Живописцы «Союза» предпочитали пейзаж, стремились к непосредственности передачи натуры, в общем – то продолжали традиции реалистической живописи передвижников.

«Период художественной жизни России с 1900 по 1930 годы, несмотря на то, что он разделен посередине великим событием 20 столетия – Октябрьской революцией, во многом самостоятелен. Врубель вводит нас своим творчеством в 20 век. Художники новых направлений, пришедших на смену передвижничеству, изменили реализму, отошли от народных интересов, впали в эстетство, заразились формализмом. Многие работы художников этих трех десятилетий были отодвинуты на последний план и почти забыты» [13, c. 8].

Для современного пейзажа, развивающегося в русле социалистического реализма, наиболее характерны образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, тесную связь ее с преобразовательной деятельностью людей. В 20 – х гг. зарождается современный индустриальный пейзаж, складывается тип мемориального пейзажа.

Читать еще:  «Российская школа мастеров музыкальных инструментов. Династии мастеров деревни Шихово Одинцовского района Московской области

С 17 по 19 вв. пейзаж достиг своего наивысшего развития и совершенства. Через пейзаж выражалось духовное состояние и настроение художника. Реалистический русский пейзаж в эти годы отошел на второй план, но, несмотря на это, Г.И. Гуркин и А. О. Никулин избрали именно этот путь. К реалистическому пейзажу в это время обратились такие художники, как Саврасов, Шишкин, Левитан. Случилось так, что судьба свела молодого алтайского художника Г.И. Гуркина с И.И. Шишкиным, который стал его учителем. Реалистические манеры Шишкина и Гуркина связаны общей целью в их творчестве, тем, что каждый из них стремился изобразить обобщенный образ русской природы, но каждый из них шел чуть – чуть различными путями. Шишкин стремился выразить через величие лесов, а Гуркин – через величие горного пейзажа. Никулин так же, как и Левитан и Серов причастен к импрессионизму, он стремился к непосредственной передаче натуры, поэтому любил работать на пленэре.

Русская живопись конца XIX – начала XX века

с 15 Сентября
по 21 Января

ГМИИ РТ

ул.Карла Маркса, 64
Казань

В рамках деятельности Культурно-выставочного центра Русского музея в Казани открывается выставка «Русская живопись конца XIX – начала XX века» из собраний Русского музея и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Это будет уже третья выставка, которую проведет Русский музей в Культурно-выставочном центре. Русский музей является уникальным хранилищем художественных ценностей и одним из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методическим центром художественных музеев Российской Федерации, курирующим работу более 250 художественных музеев России. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан – крупный региональный художественный музей, на базе которого открыт первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея.

Выставка «Русская живопись конца XIX – начала XX века» включает в себя более шестидесяти произведений изобразительного искусства Серебряного века – одного из самых ярких периодов в истории отечественной культуры. На выставке будут представлены как известные произведения выдающихся художников, так и работы, практически не покидающие запасников Русского музея: например, казанский зритель увидит полотно В. И. Зарубина «Богомольцы», которое после реставрации, завершенной в 2015 году, экспонируется всего второй раз. Выставка продолжает казанскую традицию объединения на единой экспозиционной площадке блистательных произведений из собраний лучших художественных музеев страны, в данном случае – Русского музея и ГМИИ Республики Татарстан, что расширяет представление о художественной культуре эпохи рубежа веков, формирует новые зрительские впечатления.

Бобровский Г.М. Портрет Самойловой (Портрет госпожи Z). Из собрания Русского музея

Художественный образ этого времени многопланов: реализм, символизм, модерн, импрессионизм, авангард, русский сезаннизм, абстракционизм. В экспозиции – произведения знаменитых художников реалистического направления И.Е. Репина, В.А. Серова, Б.М. Кустодиева, С.А. Коровина, работы Н.И. Фешина. Произведения крупнейших представителей объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, А.Я. Головина привлекают декоративностью станковой живописи, стремлением к символической многозначности, метафоричности образов, многоплановостью утончённой игры формы и содержания. Можно увидеть ранние работы таких мастеров, как К.С. Петров-Водкин, В.Э. Борисов-Мусатов. Многие крупные живописцы этого времени создали свой собственный мир. На выставке привлекает внимание «гобеленовая» живопись К.Ф. Богаевского. Удивительно разнообразно представлен пейзаж: А.И. Куинджи, сталкивая тёплые и холодные цвета, создаёт драматический образ природы; Н.П. Крымов очаровывает цветовой гармонией, точностью рисунка, проработанностью форм; С.Ю. Жуковский выступает продолжателем левитановской традиции с её чувством просветлённой отрады; пленэрная живопись С.А. Виноградова передаёт состояние природы яркостью цвета и свободной фактурностью мазка. Импрессионистическая манера ощущается в работах И.Э. Грабаря и М.А. Демьянова. Узнаваемы своими произведениями художники одного из ранних течений русского авангарда «Бубновый валет» П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк. Неожиданно представлен М.Ф. Ларионов. Оригинально, с помощью приёмов кубизма раскрывается образ актрисы Дзюбинской-Адамовой в портрете Н.И. Альтмана. Приёмы кубизма являются основой композиции произведений Н.С. Гончаровой и М.В. Ледантю. Завершает экспозицию «Импровизация» В.В. Кандинского – одного из основоположников абстрактного искусства.

Сроки работы выставки – 15 сентября 2017 – 21 января 2018 года.

Источники:

http://vuzlit.ru/531170/russkaya_zhivopis_kontsa_nachala_veka
http://cult.bobrodobro.ru/17019
http://gallerix.ru/pr/russkaya-zhivopis-konca-xix-nachala-xx-veka/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии