22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе элементарного музицирования. Чувство ритма как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе элементарного музицирования

Чувство музыкального ритма формируется и развивается у детей путем усвоения системы музыкально-ритмических эталонов, наиболее часто встречающихся в музыке.

В качестве эталонов ритмического рисунка в музыкально-педагогической практике могут выступать как самые простые ритмические структуры, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, включающие в себя комбинации из неравномерных длительностей.

«Музыкально-ритмическое чувство характеризуется способностью активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

К музыкально-ритмическим способностям относится следующий комплекс свойств личности:

  • * способность эмоционально откликаться на музыку;
  • * способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях;
  • * способность к верной координации движений под музыку;
  • * способность творчески самовыражаться в движениях под музыку» [17, с.45].

На вопрос «Возможно ли развитие чувства музыкального ритма?» — Б. М. Теплов отвечал утвердительно. Суть в том, «что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности — понятие «динамическое» [26, с.6].

«Восприятие музыкального ритма — активный процесс, в котором участвует вся личность человека, в том числе три органа чувств: слух, зрение и, что особенно важно, нервы двигательного аппарата. Восприятие ритма вызывает двигательную реакцию, «оно никогда не бывает только слуховым, — отмечает Б. М. Теплов, — оно всегда является слуходвигательным» [24, с. 55].

Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. При эффективной действенности педагогического вмешательства, развитие может оказаться достаточно эффективным.

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется у детей больше в двигательных реакциях, более или менее точно передающими ритм музыки. Чувство ритма особенно трудно поддается развитию. Как подчеркивает А.Н. Зимина, что «ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения» [13, с. 123].

А. Н. Зимина отмечает, что «на занятиях, где используются музыкально-ритмические движения как элемент музыкально-ритмической деятельности, развивается не только чувство музыкального ритма, а также укрепляется организм ребёнка, развивается музыкальный слух, память, внимание, воспитываются волевые качества, ловкость, чёткость, быстрота, целеустремлённость, вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность, улучшается осанка детей» [13, с. 125].

Ладовые и ритмические представления учащихся развиваются при выполнении разнообразных творческих заданий в работе над песней: сочинение ритмического сопровождения, вступления, выбор соответствующих инструментов, звучание которых наиболее подходит для передачи своеобразия произведения, обоснование своего выбора и замысла. Задания такого рода могут выполняться с помощью ритмических инструментов, а также с привлечением звуковысотных.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использовании в соответствии с художественным образом конкретного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам. Таким образом (в игре партитур, предложенных учителем или составленных детьми самостоятельно) школьники приобретают элементарные знания о строении музыкальной формы, принципах развития музыки.

Разнообразие музыкальных инструментов (шумовые, ударные, звуковысотные), создает условие для развития чувства ритма. Необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать учащимся художественно-поисковые задания и активно формировать у всех музыкально-творческое мышление.

Для глубокого восприятия, сопереживания, понимания музыки нужно уметь следить за агогическими оттенками: ускорениями и замедлениями темпа. Это умение развивается в пульсации основных долей или тактовых акцентов, при помощи движений в темпе. Поэтому, очень важно настроить детей перед исполнением простейшего ритмического сопровождения или участия в исполнении музыки. «Для исполнения музыки необходима сознательная настройка ритмического чувства, основа которой заключается в предварительном представлении темпа и размера произведения перед исполнением. Необходимо уделять внимание процессу внутренней ритмической настройки исполнителя перед началом исполнения» [28, с. 55].

Игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та», «ти»; «бег», «шаг»).

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство учащихся. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» её через себя.

Для активизации и последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются небольшие и несложные по форме произведения, освоенные учащимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания.

Развитие чувства ритма идет параллельно в нескольких направлениях. Одно дает детям понимание соотношения различных длительностей. Другое — обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание — развитие внутреннего ритмического слуха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвертое способствует формированию представления об эмоциональной сущности ритма через инструментальное сопровождение.

Представления ребят об эмоциональной сущности ритма усиливаются через окраску звучания инструментов, для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного образа, например, тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности ритмического сопровождения необходим и анализ произведений (выявление его характера и средств музыкальной выразительности).

Активизация музыкально-ритмического чувства учащихся осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и наблюдаемыми жизненными явлениями.

Начинать развивать музыкально-ритмическое чувство рекомендуется с заданий, выполняя которые дети должны передать на ритмических инструментах равномерную пульсацию метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом. Выполнению такого задания способствуют движения под музыку, проведение аналогий между пульсацией сильных и слабых долей в музыке и биением человеческого сердца.

Первые задания, направленные на развитие ощущения пульсации, строятся на основе произведений, имеющих одинаковый темп. Затем в работу следует включать пьесы с контрастными темпами (например, «Марш» С. Прокофьева из сборника «Детская музыка» и пьесу В. Ребикова «Медведь»). Ощущение различных скоростей движения долей в собственном исполнении активизирует у учащихся музыкально-ритмическое чувство, помогает им уяснить изобразительность, выразительность ритма в музыке. При выполнении таких заданий школьникам предлагается выбирать инструменты для сопровождения каждого произведения, чтобы ярче передать художественный образ с помощью определенного тембра.

Читать еще:  Мустафа Муртазаев: Украинский художник пишет кистью без кистей. Мустафа Муртазаев — художник, творящий не руками, а сердцем

Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями. Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством.

Таким образом, развитие чувства ритма в процессе элементарного музицирования на уроке музыки обогащает их слушательский опыт, способствует исполнительству в ансамбле, а также импровизированию под музыку.

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования

Марина Шеметова
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования

Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС

№ 14 г. Байкальска,

Шеметовой Марины Владимировны

Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Почему меня заинтересовала проблема развития чувства ритма у дошкольников? Ритм – греческое слово «rhytmus» означает «мерное течение». Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов, временная организация музыкальных звуков.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Без развитого чувства ритма ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Основные задачи по развитию чувства ритма:

• Формировать представление о том, что в природе все подчинено ритму;

• Переводить представления о ритме в жизни в ритмические ощущения: слуховые, зрительные, тактильные;

• Учить узнавать, различать, сопоставлять и воспроизводить звуки, различные по ритму;

• Формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах

• Создать предпосылки для интегрированного представления о ритме.

• Создать условия, предоставляющие возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой, спонтанные творческие проявления.

Задачи развития восприятия музыкального ритма усложняются в соответствии с возрастными возможностями и обученностью детей:

На первом этапе — дети воспроизводят ритмическую пульсацию;

На втором этапе – отмечают в мелодиях сильную долю;

На третьем этапе – отмечают в движениях простейший ритмический рисунок;

На четвертом этапе – воспроизводят более сложный ритмический рисунок, вплоть до синкопы;

Пятый этап – полиритмия.

Начинаю с использования системы разнообразных игр и упражнений.

В младшей группе «играем» с именами, картинками, игрушками, ладошками и т. д. Дети прохлопывают, протопывают ритм своего имени, название игрушки, картинки, предмета, учатся исполнять простейший ритм на музыкальных инструментах. Учатся выделять сильную долю.

Далее включаю в занятия графическое отображение ритма различными символами. Начинаю с экспериментирования с пуговицами разного размера, нитями разной длины. Вместо счета использую ритмо-слоги (даем ноткам имена «та»-длинный звук, «ти» — короткий). Затем учимся выкладывать из предметов простейшие ритмические рисунки, воспроизводим их с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепы, притопы, щелчки) и на музыкальных инструментах. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.

В средней группе приближаю детей к понятию «нота». Для обозначения длительности звука используем кружочки, полоски разного размера, цвета. Выкладываем из них ритмический рисунок знакомых попевок, воспроизводим ритм в звучащих жестах, в движениях, на музыкальных инструментах. Стараюсь, чтобы задания носили непринужденный игровой характер, без замечаний детям и только с положительной оценкой.

Интересны детям и игры с палочками, звучащие стихи.

Упражнения с палочками очень нравятся детям, они являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развития метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать, молчать. После того, как игра проведена, можно предложить детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Дети учатся передавать метроритм инструментальных пьес подгруппами, соло, поочередно. К концу года дети могут различать по ритму, ритмическим карточкам знакомые попевки, воспроизводят ритм с помощью звуков, движений.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с изображением длительности звуков в нотной записи, с паузами. Дети учатся воспроизводить ритм по цепочке, самостоятельно выкладывать ритмический рисунок, воспроизводить ритм, изменяя темп, тембр, динамику (ритмизованные тексты, игра «музыкальный квадрат»). Использую в работе графические карты.

Провожу с детьми следующие муз. игры:

«Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.

«Выложи ритм». Цель: упражнять в схематизации ритма.

«Не опоздай». Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).

«Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.

«Зашифруй ритм». Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.

«Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет»)

Следующий этап – это знакомство и игра на детских музыкальных инструментах, — самый притягательный для детей вид музыкальной деятельности. Музицирование доставляет детям огромное эмоциональное удовлетворение. Думаю, поэтому эта деятельность помогает развитию у них чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, формирует умение играть в команде, слышать себя и других, а также совершенствовать навыки исполнения. Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр.

«Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

«Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).

«Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух.

«Эхо». Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.

«Инструментальная карусель». Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем.

«Определи по ритму». Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением.

Читать еще:  Екс квалификационные характеристики должностей работников. Единый квалификационный справочник должностей работников, руководителей, специалистов

Венцом наших занятий стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника.

Сотворчество детей, семьи и педагога обогащает музыкальную деятельность, делает ее ярче. Свою работу по развитию чувства ритма у дошкольников я проводила во взаимодействии с воспитателями и родителями.

Использовала такие формы взаимодействия:

— Консультации: «Оснащение музыкального центра группы», «Ритмические минутки в режиме дня», «Игры на развитие чувства ритма», «Моделирование на музыкальных занятиях»,

— Вовлечение родителей в работу по созданию развивающей музыкальной предметно-пространственной среды групп (творческий конкурс по созданию музыкальных инструментов-самоделок – февраль 2019г.)

Используемые игры и упражнения доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, побуждают детей к творчеству.

В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр детских инструментов. Думаю, зародившийся в детстве интерес к игре на детских музыкальных инструментах, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, надеюсь, дети вырастут чуткими к прекрасному, гармонично развитыми людьми.

Пусть мой девиз станет вашим: «Вести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой».

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.

Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритма Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» (на развитие чувства ритма)ЦЕЛИ: Развитие у детей ритмического слуха,слуховой.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у.

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников» Мастер- класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста.

Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белевцова Алла Михайловна

В статье исследуются специфика и классификация музыкально-дидактических игр, осуществлен анализ педагогического опыта по использованию музыкально-дидактических игр в педагогической общеобразовательной практике как эффективного средства развития чувства ритма младших школьников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белевцова Алла Михайловна

Specifics of musical and didactic games in the development of sense of rhythm younger students

The article examines the specificity and classification of musical and didactic games, the analysis of pedagogical experience in the use of musical-didactic games in teaching of General practice as an effective means of developing a sense of rhythm to younger children.

Текст научной работы на тему «Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников»

SPECIFICS OF MUSICAL AND DIDACTIC GAMES IN THE DEVELOPMENT OF SENSE OF RHYTHM YOUNGER STUDENTS Belevtseva Alia Mihailovna, Senior Professor, Chair of Theory and Methodology Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article examines the specificity and classification of musical and didactic games, the analysis of pedagogical experience in the use of musical-didactic games in teaching of General practice as an effective means of developing a sense of rhythm to younger children.

Keywords: the nature of musical rhythm and musical-rhythmic feei; specificity, classification and functions of musical and didactic games.

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР УДК 398.221 В РАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье исследуются специфика и классификация музыкально-дидактических © Белевцова A.M., 2015 игр, осуществлен анализ педагогического опыта по использованию музыкально-дидактических игр в педагогической общеобразовательной практике как эффективного средства развития чувства ритма младших школьников. Ключевые слова: сущность музыкального ритма и музыкально-ритмического чувства; специфика, классификация и функции музыкально-дидактических игр.

В современной практике музыкального образования значительный опыт активизации интереса к различным видам деятельности, направленных на развитие музыкальных способностей, музыкально-эстетического развития, музыкальной культуры и т.д. [4] В частности, проблема развития чувства ритма посредством дидактической игры исследована в трудах В.К. Белобородовой, H.A. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой, Т.А. Ждановой, Т.В. Нагорной, О.П. Радыновой, Н.М. Черноиваненко и других. В исследованиях данной проблематики отмечается эффективность использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки как средства развития чувства ритма младших школьников. Накопленный опыт находит свою реализацию в педагогической практике уроков музыки в системе общеобразовательной школы. Однако данная проблематика сохраняет свою актуальность и практическую значимость.

Предваряя исследование специфики музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников, представляется целесообразным определить сущность музыкального ритма и музыкально-ритмического чувства. Очевидно, что музыкальный ритм как один из элементов музыки реализуется в определенном действии человека и выражается чувством ритма, который всегда носит эмоциональный характер и имеет определённую выразительность. O.A. Апраксина в исследовании сущности ритма определяет ритм как один из первоисточников, первоэлементов музыки и как особенно важнейший компонент для музыкального искусства. По мысли автора, развитие ритмической стороны музыкального искусства проходило параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов [2]. Суммируя все многообразие определений сущности музыкального ритма важно подчеркнуть его прикладное значение, понимаемое как закономерное распределение во времени ритмических единиц и подчинение регулярному чередованию опорных переходных долей времени, которое совершается с определенной скоростью [1]. Это определение выявляет метроритмическую сущность музыкального ритма, которая совершается в определенном темпе.

В определении сущности музыкального ритма ученые характеризуют музыкально-ритмическое чувство как способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность

БЕЛЕВЦОВА Алла Михайловна, старший преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

музыкального ритма и точно его воспроизводить. Специфичность музыкально-ритмического чувства отмечается особенностью проявления в том, что процесс слушания, восприятия музыки непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. H.A. Ветлугина под чувством ритма понимает способность, лежащую в основетрёх проявлений музыкальности, а именно, ладового чувства, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, которые связаны с восприятием, воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке.

В исследовании проблемы развития чувства ритма младших школьников ученые подчеркивают эффективность использования музыкально-дидактических игр как технологических средств развития. Проблема соотношения обучения и игровой деятельности, в том числе и музыкально-дидактической, отражена в трудах педагогов и психологов Е.А. Аркина, Л.С. Выготского, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Л.С. Славиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.

Читать еще:  Урок котик золотой лобик белорусская народная сказка. Котик — золотой лобик - белорусская народная сказка

А.Ф. Лобова, в частности, отмечает особую роль и значимость музыкально-дидактических игр в музыкальной деятельности младших школьников, основное отличие которых заключается в том, что игры содержат в себе обучающую и воспитывающую задачу, игровые действия участников и обязательные правила игры. Автор выделила следующие функции музыкальных игр:

— устойчивый интерес к музыке;

— снятие напряжения в процессе музыкальной деятельности;

— освоение витальных, социальных и идеальных ритмов;

— создание художественно-музыкального образа;

— самовыражение в процессе активной деятельности;

— нахождение адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей [7].

В соответствии с результатами опытно-экспериментальных исследований развитие у учащегося навыков ритмической деятельности в процессе игры протекает в три этапа: ознакомительный, изобразительно-выразительный, сюжетно-ролевой.

H.A. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий школьников.

А.Ф. Лобова предлагает дальнейший подбор эффективного комплекса музыкальных игр и их классификацию по задействованию психических процессов учащихся [7]. Она выделяет:

1. Функциональные игры, направленные на соматическое развитие учащихся, которое предполагает снятие физического напряжения, ритмизация движений тела, конечностей. В эту группу входят музыкально-ритмические игры, пластические игры, ритмическое фантазирование.

2. Рецептивные игры, опирающиеся на восприятие внешних импульсов ритма. Активную роль в освоении ритмов окружающего мира играют органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее. Ритмическая организация картинок, пространства, различных шумов, звуков является содержанием данных игр. Также к данной группе относят игры на развитие образно-ассоциативного мышления, игры на развитие музыкального ритма, музыкально-дидактические игры, музыкальные игры импровизации.

3. Ролевые игры, в которых учащимся предлагается вжиться в различные роли. Они осваивают определённые типажи, образы, характеры героев, могут выступать в качестве исполнителей (скрипач, пианист), композиторов, критиков. Сюда относят коллективные игры, этюды, музыкальные сценки, сюжетные и театрализованные игры. Они требуют от детей более самостоятельных и зрелых действий. В эту группу кроме театрализованных игр, входят игры, направленных на развитие фантазирования, игры-импровизации.

4. Конструктивные игры направлены на создание чего-либо нового, причём основное внимание уделяется результату. В этих играх необходимо обеспечить ребёнка конструктивным материалом. В эту группу могут быть включены музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, вербальная ритмизация, пространственная ритмизация [8].

Музыкально-дидактические игры различаются по выдвижению инициативы при их организации на те, что создают сами школьники и организует учитель. По степени двигательной активности выделяют настольные, подвижные и хороводные. Различные игры могут быть направлены на развитие как личностных черт учащегося, так и психических процессов, творческих музыкальных способностей и развитие чувства ритма.

Активизация музыкально-ритмического чувства учащихся, по мнению ученых, осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и

наблюдаемыми жизненными явлениями [6]. В методических пособиях рекомендуется начинать развивать музыкально-ритмическое чувство с заданий, выполняя которые школьники должны передать на ритмических инструментах равномерную пульсацию метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом. Выполнению такого задания способствуют движения под музыку, проведение аналогий между пульсацией сильных и слабых долей в музыке и биением человеческого сердца [7].

П.О. Вейс большое внимание уделяет разработке взаимосвязи ритмического чувства и музыкальной импровизации. Автор подчеркивает, что основой музыкальной импровизации является предварительная эмоциональная и образная настройка [3]. Умение настроиться в определённом темпе, размере, характере движения, представить себе заранее технические детали ритма П.О. Вейс считает необходимым условием в развитии выразительности и музыкальности импровизаций [3].

Методисты А.Ф. Лобова и O.E. Дрень выделили необходимыеусловия организации игровой деятельности для развития чувства ритма у младших школьников.

1. Учёт принципов систематизации, ритмизации и интеграции в организации игровой деятельности.

2. Введение планов-сценариев работы с классом. Это позволяет осуществлять ритмизацию учебно-учительного процесса.

3. Включение детей в пластическое самовыражение.

4. Развитие чувства ритма возможно лишь при условии сочетания различных видов ритмически организованной деятельности, к которым относятся эвритмия, ритмопластика, ритмизация слова, ритмографика, простран-створитмия.

5. Проведение пластического самовыражения возможно лишь при определённых педагогических условиях, которые включают разнообразные формы и этапы самовыражения в процессе движения. Детьми последовательно осваивается образное самовыражение [7].

Те же авторы отмечают, что эмоциональный фон, эмоциональное состояние детей становится определяющим в формировании у них чувства ритма, а уроки музыки приобретают комплексный характер: ритм становится главным связующим компонентом всего материала, музыка представляет собой средство выражения ритмов, окружающая жизнь и внутренний мир ребёнка являются содержанием занятий. Состояние эмоций определя-

ется по экспрессивности, динамике, выразительности детей [7].

М.С. Осеннева и Л.А. Безбородова рекомендуют проводить на занятиях комплекс музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма, который состоит из трех блоков.

В первый блок методисты помещают игры, направленные на развитие образно-ассоциативного мышления учащихся в процессе ритмизации. Школьники учились соотносить характер ритма в музыкальных произведениях с образом героя, животного.

Во втором блоке методистами выделяются игры, которые развивают у младших школьников ритмическое фантазирование средствами музыкальных игр в процессе ритмически организованной деятельности.

Третий блок направлен на ритмическое самовыражение каждого ребёнка в процессе музыкально-ритмических игр [8].

Таким образом, анализ педагогического опыта позволяет заключить, что развитие чувства ритма на уроках музыки осуществляется в различных формах: слушание музыкальных произведений, беседы, связанные с ними; пение песен, в том числе разучивание новых и повторение старых; использование музыкально-дидактических пособий, вокальных, ритмических, ладовых упражнений; пение по нотам, запись нот; игра на простейших музыкальных инструментах.

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей : учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. — М.: Гуманит. Центр Вла-дос, 2004. — 61 с.

2. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в школе. — Выпуск 2 — М., 1963. — 110 с.

3. Вейс П. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы // Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М.: Музыка, 1975. — С. 3-49.

4. Григорьев А.Ф. Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования? // KANT. — 2013. — №1 (7). — С. 124-127.

5. Григорьев А.Ф., Белевцова A.M. Оптимизация учебного процесса средствами развития творческой активности и профессиональной самореализации студентов факультета искусств // KANT. -2013.-№2(8).-С. 97-99.

6. Запорожец A.B. Изменение моторики ребёнка-дошкольника в зависимости от мотивов и условий его деятельности // Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 297 с.

7. Лобова А.Ф., Дрень O.E. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. -Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. — 163 с.

8. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. -М.: Академия, 2001. — 368 с.

Источники:

http://m.studwood.ru/906671/kulturologiya/razvitie_chuvstva_ritma_mladshih_shkolnikov_protsesse_elementarnogo_muzitsirovaniya
http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-chuvstva-ritma-u-doshkolnikov-v-procese-yelementarnogo-muzicirovanija.html
http://cyberleninka.ru/article/n/15827356

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector