Разум есть несравненно высшая. Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями гоголь

Разум есть несравненно высшая. Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями гоголь

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями Гоголь (Итоговое сочинение)

Разум и страсти – две противоположности, не существующие друг без друга, потому что одна может породить другую. В некоторых случаях, требующих разумного решения, нужно заглушать свои эмоции и страсти, то есть чувства, мешающие принятию такого решения и приводящие к безрассудному выбору, не подходящему в той или иной ситуации.

В русской литературе есть немало примеров, иллюстрирующих эту мысль. В них литературным героям приходится овладеть своими чувствами и сделать правильный выбор, чтобы действия основывались только на разумном решении, а не были бы порождены страстями, ослепляющими разум.

Так в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”, в эпизоде, повествующем о проводах князя Андрея на войну, читатели видят старого графа Болконского, который, казалось бы, скуп на слова, холоден; прощание сына и отца сдержанное, но читатель в каждом движении, слове графа чувствует большую любовь к сыну, а видит лишь, как старый Болконский, отвернувшись ото всех, вытирает слезу.

В этом эпизоде автор показал, как граф Николай Андреевич превозмогает свои чувства при прощании с сыном, чтобы не показать свою слабость, из-за которой он мог изменить настроение своего сына на дальнейшую службу.

Старый граф победил свои чувства и поступил разумно, что, несомненно, явилось правильным решением.

Второй пример победы разума над страстями можно увидеть в произведении В. Г. Распутина “Прощание с Матёрой”. В жизни персонажей бабушки Настасьи и деда Егора наступает момент, когда нужно выбирать между переездом в город и тем, чтобы остаться на своей родной земле, Матёре. Они выбирают переезд.

Их чувства не позволяли им покидать Матёру, место, где прошла вся их жизнь, куда они “вросли своими корнями”. Разум же говорил, что так или иначе, эта родная земля скроется под водой, исчезнет, будто бы её и не было, а вместе с ней исчезнут и они. Выбрав переезд, они подавили то сильное чувство, останавливающее их, тем самым поступая, как велит разум.

Ещё один яркий пример проявления высшей способности разума мы видим у М. И. Шолохова в романе “Тихий Дон” на страницах, повествующих о том, когда Григорий Мелехов в бою спасает Степана Астахова, несмотря на их вражду. Григорий понимает, что они со Степаном находятся на одной стороне противоборствующих сил и бой не время для выяснения их личных отношений. Таким образом, спасение Степана Григорием – победа его над своими страстями, а значит – приобретение разума.

Разум – победа над чувствами, являющаяся высшей способностью осознания своего поведения, решения проблемы без вмешательства лишних страстей и эмоций.

«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В.Гоголь). (Итоговое сочинение)

Н.В.Гоголь писал: «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями». Из этого высказывания понятно, что разум – это нравственная сила человека, которая помогает ему избегать ошибок. Но приобретается разум только тогда, когда мы одерживаем победу над своими страстями. Страсти мешают человеку думать, ослепляют его, ведут к ложным жизненным шагам. Только победив свои страсти, мы может приобрести разум.

Читать еще:  Бенедикт камбербэтч интересные факты. Незвестные факты из жизни бенедикта камбербэтча

Если вовремя не победить свои чувства, можно прийти к печальным последствиям. А когда мы одерживаем победу над какой-либо страстью, в нас начинают торжествовать разум и воля, и мы избегаем нравственные ошибки.

Приведём литературный аргумент. Герой исторической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Андрий страстно влюбился в прекрасную полячку и ради неё забыл обо всём. Андрий отказывается от матери, отца, брата, запорожского товарищества, от отчизны Украины. Ради того, чтобы быть рядом со своей возлюбленной, Андрий становится предателем, переходит на сторону врагов. Ослеплённый страстью, желая заслужить любовь польской красавицы, Андрий не замечает ничего вокруг, ни над чем не задумывается, рубит в бою налево и направо своих же товарищей.

Только увидев перед собой грозного отца, бледный Андрий послушно, как ребёнок, слезает с коня, покорно ожидая неминуемой расплаты за свою измену. Но даже и тогда, перед смертью, его уста шепчут имя прекрасной полячки. Гоголь с сожалением пишет о том, что погиб казак, который мог бы стать украшением и цветом всего запорожского казачества, погиб бесславно, как предатель.

Приведём литературный пример, где герой, наоборот, одерживает победу над своими страстями. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов, узнав из анонимных писем о непозволительной связи своей жены Элен с Долоховым, которого он облагодетельствовал и ввёл в свой дом, испытывает разрушительные чувства вражды и ненависти по отношению к своим обидчикам.

На вечере в честь князя Багратиона Долохов ведёт себя нагло, развязно, вызывающе, провокационно и добивается того, что Пьер, обуреваемый страстями, вызывает своего соперника на дуэль. Но после дуэли, на которой Безухов ранил Долохова в руку. Преодолевая свои страсти, Пьер понимает, что совершил зло, что чуть не убил человека. он пытается построить свою жизнь на разумных началах, совершая добрые дела.

Мы доказали, что если человек приобретает разум, как высшую способность мыслить, оценивать свои поступки, то он совершенствует себя. Когда же кто-то не может победить свои слабости, то он совершает ошибки, которые иногда могут привести к печальным последствиям.

Читать еще:  Откуда пошли обычаи. Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет

Считай себя школьником и учеником

Друг мой! Считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигнули настоящей зрелости и развития и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик.

Почему святые не сходят с ума

По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. Но для христианина этого не существует, и где для других предел совершенства, там для него оно только начинается. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют.

Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих.

Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Угаснула пред ним даль и подвиги — угаснула и сила стремящая.

Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются беспрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и отчего становится он, чем дальше, умнее.

Читать еще:  Звали кита из спанч боба. Тревожные мысли по поводу Спанч Боба: кто такой мистер Крабс

Ум — полицейский, мудрость — небесная гостья

Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Он сам не двигнется вперед, покуда не двигнутся у нас все другие способности, от которых он умнеет. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и беспрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно.

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстьми. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед.

Есть высшая еще способность, имя ей — мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем.

Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быть учеником. Все становится для него учителем; весь мир для него учитель: ничтожнейший из людей может быть для него учитель. Из совета самого простого извлечет он мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет, как одна открытая книга ученья: больше всех будет он черпать из нее сокровищ, потому что больше всех будет слышать, что он ученик.

Но если только возмнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни.

«Выбранные места из переписки с друзьями»

Источники:

http://www.kritika24.ru/page.php?id=7327
http://www.kritika24.ru/page.php?id=13790
http://pravoslavie.ru/91330.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии