Разочарование в светской жизни болконского. « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни
Смысл жизни Болконского (Война и мир)
Герои Толстого имеют глубокие и яркие характеристики. В их образах заложены четкие цели и мотивы. Одним из центральных персонажей романа является князь Андрей Болконский. Толстой поднимает важные вопросы, показывая смысл жизни Болконского в «Война и мир» и эволюцию исканий героя.
- Смысл жизни Болконского до ранения
- Переоценка ценностей в жизни Болконского
- Стремление к счастью
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Смысл жизни Болконского до ранения
Князь Андрей Болконский имеет прекрасные манеры. Он свой человек в светском обществе, но оно давно наскучило ему. Молодой человек не принимает праздности и безделия, он хочет достигать высоких вершин, быть занятым великим и полезным делом. Его смысл жизни заключается в попытке служить человечеству, но в начале романа он стремится сделать это через подвиг и славу. Кумиром Болконского является никто иной как Наполеон. Он видит в нем сильного человека, который вершит историю. В поисках смысла жизни, геройства, подвига, Андрей отправляется на войну. Задуманный подвиг ему совершить удается – он ведет за собой в бой солдат, держа в руках знамя. Но вот оказавшись раненым, лежа и глядя в небо на поле брани, герой понимает, что смысл жизни заключается совсем не в совершении подвигов и не в славе.
Переоценка ценностей в жизни Болконского
После ранения герой полностью меняет свои приоритеты. Для него становится ясным, что главной ценностью в жизни является любовь. Он возвращается к семье, которую оставил, охладев к своей жене. Но Лиза умирает при родах, оставляя ему сына Николеньку. Андрей полностью растворяется в сыне, проводит с ним как можно больше времени. Затем он встречает Наташу Ростову. Она показывает Болконскому, что такое чувства, благодаря ей он узнает, что такое настоящая любовь. Но, познав это чувство, Андрей продолжает гнаться за смыслом жизни, стремясь найти его в чем-то новом. Болконский не может «просто существовать» даже при условии большой и чистой любви.
Стремление к счастью
Болконский отправляется в Петербург, надеясь получить работу, которая станет полезной для него и для всего общества. Но Наташа не выдерживает испытания разлукой и увлекается Кулагиным. По возращению Андрея они уже не могут быть вместе. Болконский вновь уходит на войну. Именно там он понимает, что счастье – в простом служении народу, патриотизме, простых мирских ценностях человека. Будучи смертельно раненым, он понимает, что поиск смысла жизни был долог, а счастье в простом. Но натура Андрея, его жесткое воспитание, волевой характер так и не позволили герою быть счастливым.
Пути искания смысла жизни Андрея Болконского непросты и витиеваты. Эта дорога полна разочарований, но после каждого из них Андрей вновь находит в себе силы стремиться к своему идеалу. Меняются взгляды, но характер Андрея, его целеустремленность, его поиск остается неизменным. Любовь и дружба – не просто слова для героя, он честен перед собой и перед людьми, он не примиряется с обстоятельствами и верен себе до самого конца, несмотря на то, что приоритеты и взгляды князя периодически меняются. Но такие перемен нельзя назвать изменой самому себе, это скорее путь развития, который включает в себя взлеты и падению, перемены и силы жить дальше.
Для Толстого Болконский был любимым персонажем. На его примере автор показывает лучшие качества светского человека. Он не зря наделяет Андрея титулом князя, ведь герой полностью соответствует своему статусу. Возможно, поиск смысла завершен именно тогда, когда найдена та настоящая, честная, человеческая мера счастья. Но в этот момент персонаж погибает. Смысл жизни Болконского оказывается в его поиске, неустанности исканий, непримиримости с обстоятельствами и скудоумием.
Духовные искания Андрея Болконского : разочарованность в семейной жизни, мечта о подвиге, стремление к славе (Толстой Лев Н.)
Роман – эпопея «Война и мир», написанный Л.Н.Толстым, несет в себе глубокий смысл. В романе описывается жизнь многих людей, но далеко не все проходят путь духовного искания. Одним тех героев, кто прошел такой путь, является князь Андрей Болконский. Его жизнь была наполнена множеством разочарований и потерь. Его жизненный путь был сложным и трудным.
Все персонажи проходят нелегкий жизненный путь, встречаясь с проблемами. Андрей Болконский – один из главных героев данного произведения. Впервые этот герой появляется в начале первого тома. Он вместе со своей женой Лизой пришел на вечер к Анне Шеррер. Его не удовлетворяет жизнь светских людей, он недоволен своим браком. Мы можем наблюдать за его жизнью на протяжении всего романа.
Можно выделить самую яркую и отличительную черту Андрея Болконского – упорство. Всю жизнь Болконский мечтал о славе, военной карьере, не ценя того, что имеет. У Андрея была любящая жена, к которой он относился трепетно и нежно. Когда он теряет её, то ему кажется, что он теряет и смысл жизни. Он решает, посвятить свою жизнь воспитанию сына. Через некоторое время судьба сводит Андрея с Наташей Ростовой, в которую он влюбляется и понимает, что может быть счастливым. Эта девушка была часта душой, и в этом его убеждает Пьер, говоря о том, что больше он нигде не найдет такой девушки. У него появляется новая любовь. Ему вновь открываются радости жизни.
Радость эта была недолгой. После обручения с Наташей, Болконский снова переживает разочарование . У него появляется ненависть к Анатолю Курагину из-за личной драмы.
Болконский уходит на войну, желая найти Курагина и отомстить ему. Через некоторое время он принимает участие в Бородинском сражении, которое становится последним в его жизни. Во время боя Андрей получает смертельное ранение. После этого сражения наступает полное разочарование в его жизни. Он долгое время лежал в госпитале, боролся с мучительной раной. Болконский долго размышлял над своей жизнью, и сделал вывод, что он прожил достойно. Князь Андрей Болконский умирает.
Л.Н.Толстой показал жизнь Андрея Болконского, как целую эволюцию, через которую он прошел. Несмотря на разочарование и трудности в жизни, Андрей смело проходил через серьезные испытания. Его жизненный путь – основа его духовных исканий .
конспект урока по литературе на тему “Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни” (10 класс)
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
МОУ СОШ с. Малета, Петровск- Забайкальский район Забайкальский край
Учитель русского языка и литературы Жаркая Лариса Анатольевна.
Тема урока: « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни».
Цель: раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского .
-формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;
-развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.
-способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;
-формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации
Воспитывающие (достижение личностных результатов)
– формировать представления о нравственных ценностях;
– воспитывать любовь к художественной литературе.
Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности.
Методические приёмы: поисковый, исследовательский, эвристический, сопоставительный.
Формы работы: индивидуальный, коллективный, в паре.
Истинное назначение человека – жить, а не существовать . Д.Лондон
В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель.
Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства . Р.Бах.
Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей основы . Л.Толстой
Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня будем работать в не совсем обычной ситуации. Поэтому мне хочется пожелать нам всем удачи, хорошего настроения и настроя, и я верю, что у нас с вами всё получится. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Спасибо!
— Мы часто говорим или слышим такую фразу: «Жизнь прожить – не поле перейти». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы учащихся)
Великий писатель Л.Н.Толстой считал, что жизнь, истинная, честная и живая человеческая жизнь всегда означала вечный поиск, ошибки и падения, и рядом со всем этим неотделимо были добрые открытия, озарения и обогащённые души. Такой жизнью жил сам писатель, такой жизнью живут и герои его произведений.
— Гениальный роман гениального писателя – «Война и мир». Как вы думаете, кто из героев этого романа воплотил взгляды писателя на жизнь, полную ошибок и разочарований, взлётов и падений?
(Андрей Болконский и Пьер Безухов)
— Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания. Поэтому сегодня мы остановимся на образе одного героя, старшего по возрасту, Андрее Болконском. Он сегодня будет героем нашего урока и нам предстоит исследовать этот образ. А вот что будет темой исследования в образе Андрея Болконского, мы узнаем, прочитав эпиграфы. Ваша задача – прочитать и выделить ключевые слова, отражающие суть этого высказывания.
(выделение ключевых слов)
— А в чём смысл жизни по-вашему? Может быть, вы своё определение дадите?
— Какова общая тема выделенных слов, сочетаний слов?
–Попробуем сформулировать тему урока, связав выделенные слова и образ главного героя произведения.
(Тема: «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни»)
Слайд № 2 Запись темы урока.
— Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока, исходя из нашей темы? (Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?)
–А чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно исследовать? (жизненный путь)
–Сегодня мы остановимся на самых значительных моментах жизни героя и, исследуя их, ответим на вопрос: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея Болконского?»
–Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем А.Болконским?
–Что примечательно в его внешности? На какие черты характера обращает внимание Л.Толстой? Слайд № 5
– Каким мы видим князя в начале романа?
(это уже сложившийся человек, офицер, образован, умен, незауряден. Он женат, известен в свете, но разочарован в жизни. Находится в душевном кризисе: «Эта жизнь не по мне…». Именно с этого момента начинается сложный и мучительный путь поиска смысла жизни .
— Что послужило для него выходом из тупика? (Он решает ехать на войну)
— О чем мечтает Андрей? (О своем Тулоне)
Слайд №7 (мечты о славе)
(Действительно, Наполеон был кумиром того времени, и не только для Болконского. Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Мы все глядим в Наполеоны…)
Князь участвует в Аустерлицком сражении .
— Что происходит с князем на войне?
Он лежит на поле Аустерлица и открывает для себя высокое небо.
— Что может символизировать небо? (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)
Посмотрим фрагмент фильма.
—А что помогает ему осмыслить это небо?
— К какому выводу приходит князь?
(« Да! Все пустое, все обман…» Андрей пришел к выводу, что правда жизни совсем проста и заключается в любви человека к дому, семье, к природе, что естественная жизнь природы и человека более важна, чем война и слава Наполеона, его кумира.)
— И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»
После плена и выздоровления, князь возвращается домой в Лысые горы.
— Какие испытания обрушиваются на него после возвращения?
— К какому выводу приходит князь после смерти жены и рождения сына?
(Надо жить для родных, именно в горе происходит переоценка ценностей).
— Чем он занимается?
Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя.
— Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим? Каково его душевное состояние?
(Нет, преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии)
— Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.
Посмотрим фрагмент фильма.
–Какие ключевые слова произносит Пьер? («Надо жить, надо любить, надо верить….»)
— Как эти слова повлияли на Андрея?
(Слова указали Андрею путь к счастью. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему.
—И об этом говорит такой эпизод, как встреча с дубом по дороге в Отрадное.
Посмотрим фрагмент фильма.
— Что думал герой в это время?
( он искренне убеждён, что «ему начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая» . Он видел, дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».
—Но так ли это? Чьи это мысли?
Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!» ).
—Какие ещё события повлияли на возрождение к жизни Андрея Болконского? (Любовь к Наташе)
–Как складывались их отношения?
( Он был поражен жизнелюбием Наташи. Андрей завидует ее умению быть счастливой. И после этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)
— И вот спустя 2 дня возвращается в своё имение и снова встречает ..дуб?
Посмотрим фрагмент фильма .
— К какому выводу приходит князь А.Болконский?
( Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она шла не для него одного, а отражалась на всех).
— Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом?
Чем он занимается?
(Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он любит Наташу Ростову. Но это счастье оказалось кратковременным. Андрей разочаровывается в Сперанском. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Опять тупик, опять разочарование.)
— Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года) Слайд № 9
— Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея?
Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Грозные события 1812 года, опасность, нависшая над Родиной, возвращают его к жизни. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им.
Князь накануне Бородинского сражения.
— Чем закончилось Бородинское сражение для князя Андрея? Что мы узнаем о нем в финале романа?
( Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, – все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями
ВИДЕО – СМЕРТЬ КНЯЗЯ
–Ранение оказалось смертельным. Скажите, с какими мыслями умер князь?
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле. и которой я не понимал».
—Ребята, давайте ещё раз посмотрим на этапы жизни А.Болконского и отметим взлёты и падения героя. А теперь соединим их и посмотрим, что у нас получилось? (кривая ) слайд № 10
–О чём это говорит?
Таким образом, судьба Андрея Болконского – сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство, не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога – дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро. Действительно, Жизнь прожить – не поле перейти!
— Вернемся к проблемному вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» Мы ответили на него?
–Как вы думаете, почему погибает Андрей Болконский тогда, когда он понимает, для чего жить, как жить?
Может быть, он хотел бы выжить. Но он не хотел этого. Он не хотел жизни любой ценой. И открывшуюся истину он засвидетельствовал своей смертью, сохранил человеческое достоинство, выбрав дорогу чести. Прав ли он? Трудно сказать. Ведь мы с вами тоже в поисках истины. Также страдаем и мучаемся, радуемся и огорчаемся, чего-то ищем, меняемся, совершенствуемся. Сложно за один урок дать однозначный ответ, да и его, наверное, и не будет. Наверное, в течение всей нашей жизни мы получаем какой-либо ответ, положительный или отрицательный.
Работа в паре «Творческое задание»
— Ребята, посмотрите на слайд, на нём изображены три предмета: цветы, ваза, свеча. Что из них вы соотнесете с образом князя Андрея? (Ребята работают в паре, затем заслушиваются их ответы)
Запись ДЗ. слайд №11 Домашнее задание: сочинение-рассуждение « В чём смысл жизни человека?»
— М.Горький назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения». — Что вы, ребята, взяли для себя из этого урока? Что было для вас
— Максимилиан Волошин, поэт начала ХХ века, сказал: «У каждого человека свой посох: бери его и иди». Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.
Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, и каждый из вас найдет « достойный посох» и честно пройдет с ним по жизни.
Вы стоите на пороге взрослой жизни, и хочется пожелать вам:
ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ – МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ – ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!
Источники:
http://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/smysl-zhizni-bolkonskogo-puti-iskaniya.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=34338
http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_literature_na_temu_duhovnye_iskaniya_andreya_bolkonskogo_poiski_smysla_zhizni-53995.htm