Разгаданные и неразгаданные тайны ван гога. Семь шедевров ван гога с интересной судьбой Ван гог завихрения

Разгаданные и неразгаданные тайны ван гога. Семь шедевров ван гога с интересной судьбой Ван гог завихрения

Загадка Ван Гога

Гениальность и сумасшествие…

Эта тема всегда будоражила воображение обывателей и волновала умы исследователей всего мира. История жизни великого голландского художника Винсента Ван Гога — яркий тому пример.

Роковые передряги в его жизни начались с момента рождения — 30 марта 1853 года. Будущий художник явился миру день в день с рождённым за год до него старшим братом, прожившим всего 6 недель. Заменив родителям погибшего первенца, Винсент унаследовал и его имя. С тех пор определённая двойственность преследовала художника всю его недолгую жизнь. Он мечтал о семейном очаге и детях, но остался одиноким. Хотел дарить людям своё искусство, но в ответ получал лишь насмешки…

И продолжал бороться с душевной болезнью, заключив с ней своеобразный контракт. Поняв, что не может победить недуг, он высчитывал моменты обострений, чтобы по максимуму, с наибольшей отдачей использовать светлые периоды для работы. Кстати, на вопрос, чем же он был болен, до сих пор нет однозначного ответа. При его жизни речь шла в основном об эпилепсии.

В ХХ веке мнения учёных разделились. Проанализировав известные факты его жизни с позиции современной психиатрии, специалисты нашли у художника признаки шизофрении, о которой при жизни Ван Гога ещё не было известно: впервые эта болезнь была описана только в 1911 году. Были и те, кто считал, что душевный недуг художника — следствие нейросифилиса или менингоэнцефалита. Другие продолжают утверждать, что Ван Гог страдал эпилепсией.

Проблемы с психикой у Винсента отмечались ещё с детства: он был странным ребёнком, угрюмым и неразговорчивым, неуживчивым и вспыльчивым. Настолько, что отцу, пастору, пришлось забрать сына из школы, и лишь в 13 лет отдать на 3 года в пансион. Окончательное решение стать художником Ван Гог принял в возрасте 27 лет. Три года титанического труда ушли на постижение тайн мастерства. На период собственного творчества выпали короткие 7 лет, прерываемые в последние 1,5 года приступами болезни. А в 37 художник покончил жизнь самоубийством.

Пристрастие к абсенту окрасило картины мастера в жёлтый цвет.

Ван Гог пережил несколько тяжёлых депрессий. Пытаясь унять душевную боль, мучимый непониманием со стороны художников и отсутствием заработка (его содержал младший брат), Винсент пристрастился к «мутному ядовитому напитку» — абсенту.

Изумрудно-зелёная жидкость (Absinthe — от греческого aрsinthion — «непригодный для питья» из-за горького вкуса) — алкогольный напиток из экстракта горькой полыни с добавлением ряда других трав, содержащий 70% алкоголя, поначалу был известен как лекарство. В XIX веке абсент становится напитком богемы — поэтов, художников, актёров. Считалось, что он стимулирует творческий процесс. Однако в 50-е годы отношение к абсенту кардинально меняется: специалисты стали с тревогой отмечать, что после его постоянного употребления развивается так называемый синдромом абсентизма, проявляющийся в виде бессонницы, сверхвозбудимости, депрессии, галлюцинаций, тремора, нарушения координации, конвульсий (судорог) и др. В начале ХХ века абсент был запрещён во многих странах (в настоящее время употребляются безопасные варианты напитка). Было установлено: в абсенте содержится сильное галлюциногенное вещество туйон, образующееся в высоких концентрациях при получении экстракта полыни. К тому же туйон родствен активному компоненту марихуаны тетрагидроканнабинолу и обладает нейротоксическим действием.

Кстати, возможно, именно из-за пристрастия к абсенту в картинах Ван Гога так много жёлтого цвета. Подобное предположение сделал Пол Вульф из Калифорнийского университета: при передозировке повышающий работоспособность туйон способен изменять восприятие цвета — человек начинает всё видеть в жёлтых тонах.

Жёлтого в палитру художника могло добавить и другое вещество: в качестве средства от эпилепсии он начал принимать дигиталис, используемый сейчас очень ограниченно, только при определённой сердечной патологии.

Ван Гог сам попросился в приют для душевнобольных.

Как бы то ни было, пристрастие к абсенту не только окрасило картины Ван Гога в жёлтый цвет. Именно в период активного потребления изумрудно-зелёного напитка у Ван Гога появились «постоянные головокружения, обмороки и страшные кошмары», о чём он писал родственникам. Тогда же окружающих его людей стали поражать странности в поведении художника: то он был крайне молчалив, мрачен и замкнут, то необузданно весел. Таков Ван Гог на знаменитом портрете работы Тулуз-Лотрека: с опустошённым бокалом из-под абсента, весь — внимание и насторожённость, весь — натянутая струна.

Ещё более ярко о прогрессирующей болезни Ван Гога говорит парижский цикл из 23 его автопортретов, на которых он предстаёт «един во многих лицах». Переезд из Парижа в Арль — «к солнцу и теплу» — мало что изменил: у художника сохраняется тяга к абсенту, он много курит, плохо и нерегулярно питается, изнуряет себя работой и почти не отдыхает.

Трагической развязкой стал вошедший в историю эпизод с отрезанием уха, а точнее левой мочки и нижней части ушной раковины (художник покалечил сам себя). Кое-как остановив кровотечение, отмытый от крови кусочек уха Ван Гог в конверте передал своей неизменной подруге — девице лёгкого поведения Рашели со словами: «На память обо мне». Открыв конверт, та потеряла сознание, а хозяйка публичного дома вызвала полицию. Художник был помещён в палату для буйно помешанных психиатрической больницы. С тех пор приступы (с бредом, галлюцинациями, возбуждением, попытками отравления) стали постоянными спутниками Ван Гога. Правда, странные приступы заканчивались сами собой, болезнь не усыпляла его разума. Как только к нему возвращался рассудок, он принимался за работу и писал письма, обнаруживая полнейший самоконтроль и ясность ума. Осознав, что он болен, художник сам принял решение переехать в приют для душевнобольных. «Я должен без увёрток приспособиться к роли помешанного», — в отчаянии писал он брату.

Во время болезни художник оставался без помощи.

По иронии судьбы именно в самый трагический период жизни Ван Гог стал приобретать известность. Ещё в сентябре 1889 года на выставке независимых художников в Париже одна из его работ — «Красные виноградники в Арле» — была приобретена за 400 франков. Вышла и хвалебная статья о его творчестве. Однако сам художник, погружённый в свои проблемы со здоровьем, скорее испугался известности, того, что «некоторый успех выбьет его из колеи». К тому же он полагал себя не заслуживающим какой-либо похвалы. Многие свои полотна Ван Гог в отчаянии сам относил охапками старьёвщику, чтобы продать по цене использованного холста для тех, кто, по его мнению, писал лучше него.

Невысокого мнения о творчестве Ван Гога был и первый лечащий врач художника — практикант Феликс Рей, высказавший предположение об «особой форме эпилепсии» у Ван Гога. Знаменитый «Портрет доктора Рея», подаренный психиатру благодарным пациентом, вызвал такое неприятие у врача и его родственников, что пылился на чердаке, а затем закрывал дырку в курятнике. Спустя 11 лет, к несказанному удивлению доктора, картина была у него куплена за 150 франков. Самое удивительное, что с возрастом доктор Рей и впрямь всё более и более походил на свой портрет, который сейчас находится в Музее изобразительных искусств в Москве.

После доктора Рея знаменитого пациента наблюдали ещё два эскулапа — доктор Пейрон (в приюте Сен-Поль), который даже не был психиатром, и (после выписки из приюта) Поль Гаше — специалист по сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, свято веривший, что недуг Ван Гога — следствие длительного пребывания на солнце и отравления скипидаром — растворителем масляных красок. Всё время болезни художник, по сути, оставался без помощи. В приюте Сен-Поль для душевнобольных, где уход осуществляли надзиратели и монахини, питание было скудным и скверным, а лечение состояло в соблюдении режима и принятии ванн дважды в неделю. Да и принявший эстафету лечения Ван Гога доктор Гаше оказался не в силах помочь больному художнику. Но оптимизм доктора внушал ему надежду. В то время пугающие мастера приступы прекратились.

Тем неожиданнее был выстрел, произведённый Ван Гогом в себя 27 июля 1890 года. Пуля не задела сердца. Как знать, если бы после ранения художнику была оказана необходимая помощь, а не обычная перевязка, воля к жизни могла бы взять своё. Ведь, как утверждал сам Ван Гог, «неудавшееся самоубийство — лучшее лекарство от самоубийства». Увы, в ночь на 29 июля художник скончался. Без жалоб и стонов, со словами, обращёнными к брату Теодору: «Так будет лучше для всех». После своей смерти Ван Гог с лихвой рассчитался за помощь брата с его внуками — только одна, далеко не лучшая его картина «Заводы в Клиши» в 1957 году была оценена в сумму, в семь раз превысившую все затраты Теодора на поддержку своего гениального брата в течение 10 лет.

Читать еще:  Сравнение научного и художественного текста. Разница между художественной и научной литературой

P.S. Гениальные люди редко имеют лишь один талант. Это утверждение в полной мере относится к Ван Гогу — великий постимпрессионист оказался еще и научным пророком!

В XXI веке ученые обнаружили скрытый смысл в картинах Ван Гога. Многие из поражавших его современников художественных приемов и деталей в действительности отображали как минимум три значительных явления наших дней – из области генетики, океанологии и астрономии!

Был ли он великим провидцем, подобно Леонардо да Винчи и Жюлю Верну, сумел ли «заглянуть» за горизонт или его кистью двигало само провидение? В любом случае, он оставил потомкам свое послание, содержащее загадки, адресованные, возможно, не только ученым. Но по порядку…

Из области генетики. Обессмертил мутацию подсолнухов.

В знаменитой серии «Подсолнухи» присутствуют весьма странные цветы, трогательные и прекрасные в своем сюрреалистическом уродстве. Обычный подсолнух – темный круг в обрамлении крупных золотых лепестков. А художник вместо оных изобразил растрепанную темно-оранжевую поросль, которая до последнего времени считалась проявлением буйной фантазии Ван Гога. Оказалось – нет. Ученые из Университета Джорджии (США) пришли к выводу, что в действительности художник скрупулезно обессмертил мутацию, которая иногда поражает растение. Один из авторов исследования, Марк Чапман, указал на причину, видоизменяющую лепестки цветка – гены семейства CYC, влияющие на строение цветков у астровых (родственников подсолнечника). Под их влиянием центральный диск становится крошечным, и растение теряет способность размножаться – насекомым нечего опылять.

Для получения «подсолнуха Ван Гога» генетики скрестили обычный подсолнух с полумутантным, т.е., с таким, у которого центральный диск не был полностью видоизменен. В результате выросли цветы как на картине. Ученые утверждают, что мутация, которую обессмертил гений, крайне редка и немедленно вымывается из популяции.

Таким образом, наблюдательность и художественная точность, я бы сказала, фотографический глаз исследователя, а также стремление запечатлеть все необычное, экстраординарное, спустя многие десятки лет разбудили творческую мысль ученых-генетиков, что, в свою очередь, позволило по-новому взглянуть на творчество гения.

Из области океанологии. Как бы из космоса «увидел» океанические течения.

На картине Ван Гога «Звездная ночь» изображены огромные звезды, окруженные сферическими ореолами мерцающего света – бледно-золотые, раскаленные добела, они подобны струям, образующим водовороты. Специалисты НАСА, глядя на картину, обнаружили почти фотографическое сходство между полотном и моделью НАСА … океанических течений. Примерно так ведет себя вода в Мировом океане! В основу модели, построенной в рамках научного проекта ECCO2, созданной для изучения роли океана в изменениях климата, были положены снимки Мирового океана, сделанные из космоса. На этих снимках видно, что океан полон не только течениями, но и водяными вихрями. И эти вихри на поверхности воды, визуализированные специалистами НАСА, оказались один в один с вангоговскими водоворотами, запечатленными им в небе. Художник каким-то загадочным образом передал характер завихрений, которые спустя многие годы специалисты НАСА узрели из космоса.

Из области астрономии. Разгадал секрет феномена большой Луны.

Американский астроном из Техасского университета Дональд Олсон обратил внимание на картину «Восход Луны». На полотне багровая Луна, выглядывая из-за вершины горы, освещает окрестности зловещим красно-оранжевым светом. Искусствоведы часто недоумевали – возможно, художник запечатлел восход Солнца и ошибся с названием? Но как проверить, ведь никто не знал точной даты написания картины. Олсон приложил немалые усилия, проведя собственной расследование, и установил, что написана она была 13 июля 1889 года. Астроном убежден – поздним вечером этого дня художник наблюдал так называемую «лунную иллюзию», то есть оптический обман, при котором кажется, что Луна увеличивается в размере. Если она висит над горизонтом, как в данном случае, то воспринимается примерно в полтора раза больше, чем та же Луна, будучи высоко в небе. Хотя установлено, что проекции ее на сетчатку глаза наблюдателя в обоих случаях равны между собой. Астроном дал и научное объяснение странным теням под горой. Ван Гог начинал писать картину вечером, а закончил ее уже ранним утром. То есть, была изображена Луна, восходящая вечером, и тени под горой, появившиеся уже на рассвете, — их отбрасывало восходящее Солнце.

Все специалисты убеждены в одном: несмотря на некую экстравагантность импрессиониста, позволявшего себе неестественно яркие цвета и искривления перспективы, художник никогда не искажал реальность. Дополнительное тому научное доказательство – астрономы специально изучили несколько его картин ночного неба, и убедились: каждая из них написана с астрономической точностью! И даже огромная звезда, изображенная на картине «Белый дом ночью», оказалась Венерой, которая в день (ночь) написания шедевра – 16 июня 1890 года — светила ослепительно ярко.

Интересно, чью еще ученую мысль побудят к исследованиям полотна Винсента Ван Гога? Я не удивлюсь, если последует продолжение…

Ласкова Наталья Борисовна, кандидат медицинских наук.

Разгаданные и неразгаданные тайны Ван Гога

  • tech
  • 25.09.2006 в 10:22

Разгаданные и неразгаданные тайны Ван Гога

Роковая двойственность преследовала художника всю его недолгую жизнь. В нем действительно как будто уживалось два человека. Он мечтал о семейном очаге и детях, называя это “настоящей жизнью”. Однако полностью посвятил себя искусству. Он хотел стать священником, как его отец, а сам, преступив все правила, стал жить с “одной из тех женщин, которых священники проклинают с амвона”. С ним, особенно в последние годы, случались сильнейшие приступы помешательства, в остальное же время он рассуждал очень трезво. Ван Гог обожествлял Поля Гогена, которого пригласил жить к себе в мастерскую. И он же совершил на Гогена покушение, во время очередного приступа.

Винсент Ван Гог появился на свет 30 марта 1853 г., ровно через год после старшего брата, прожившим всего 6 недель. Заменив родителям погибшего первенца, Винсент унаследовал и его имя. Проблемы с психикой у Винсента отмечались ещё с детства: он был угрюмым и неразговорчивым, неуживчивым и вспыльчивым. Настолько, что отцу пришлось забрать сына из школы, и лишь в 13 лет на 3 года отдать в пансион.

Окончательное решение стать художником Ван Гог принял в возрасте 27 лет. Три года титанического труда ушли на постижение тайн мастерства. На период собственного творчества выпали короткие 7 лет, прерываемые в последние 1,5 года приступами болезни. А в 37 художник покончил жизнь самоубийством. Кстати, на вопрос, чем же он был болен, до сих пор нет однозначного ответа.

При его жизни речь шла в основном об эпилепсии. В ХХ веке мнения учёных разделились. Современные психиатры нашли у художника признаки шизофрении, о которой при жизни Ван Гога ещё не было известно. Впервые эта болезнь была описана только в 1911 году. Были и те, кто считал, что душевный недуг художника следствие нейросифилиса или менингоэнцефалита. Другие продолжают утверждать, что Ван Гог страдал эпилепсией.

Вся жизнь Винсетна была наполнена загадками, но самые большие загадки были обнаружены учеными уже в ХХ веке. Создав и исследовав математическую модель картин Ван Гога физик Хосе Луис Арагон, из мексиканского Национального Автономного Университета, обнаружил невидимые глазу турбулентные (вихревые) потоки, которые возникают в природе при быстром течении жидкости или газа.

Впервые Математическую турбулентность описал великий математик Андрей Колмогоров в 40-ые годы XX века. В настоящее время она до конца еще не изучена. Тем более непонятно как Винсент, не обладая специальными знаниями, мог так точно запечатлеть ее.

Многие картины Винсента Ван Гога (например, “Звездная ночь”) содержат характерные “статистические отпечатки” турбулентности. Как отмечают ученые, “турбулентные” произведения создавались художником именно в те моменты, когда Ван Гог страдал галлюцинациями и дипрессиями. Хосе Луис Арагон считает, что: “Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства”.

Но есть картины, где “следы турбулентности” на первый взгляд незаметны. К их числу принадлежит известный “Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом”, который Ван Гог написал, причинив себе увечье. Он тогда находился под воздействием седативных препаратов (брома) и, по его собственным словам, был в состоянии “неземного покоя”.

Хосе Луис Арагон отмечает, что Ван Гог – единственный художник, который умел рисовать турбулентность: “Мы изучили другие “хаотические” картины художников – импрессионистов и не обнаружили в них соответствия теории Колмогорова. Например, на картине Эдварда Мунка “Крик”, которая выглядит очень похожей на вихри Ван Гога, распределение яркости не соответствует теории турбулентности”.

По признанию Винсента Ван Гога, когда ему приходилось выходить ночью из дома, чтобы писать небо и звезды, он испытывал острую потребность в религиозности: “Я очень остро нуждаюсь осмелюсь ли сказать? в религии”. Возможно, здесь сказался его ранний духовный опыт, он готовился принять сан священника, и наследственность – и отец и дед его были пастырями. И в такие моменты он впадал в, своего рода, религиозный экстаз, и ему открывалось космическое сознание, находясь в котором он и писал свои фантастические картины.

Читать еще:  Поединок на куликовом поле между кем была. "Поединок на Куликовом поле": описание картины М.И

Еще одну загадку разгадал недавно американский астроном Дональд Олсон. У Ван Гога есть картина, известная под названием “Восход Луны”. Но многие исследователи его творчества считают, что ее вернее было бы назвать “Заход Солнца”. Багровое чудище, выглядывающее из-за вершины горы, на самом деле может быть и тем и другим светилом. Ситуация осложняется тем, что точную дату написания картины никто не знал. Пока ее не назвал Олсон – 12 июля 1889 года.

По мнению Олсона, Ван Гог, часто позволяющий себе и запредельное буйство цветов, и искажения перспективы, и зыбкость форм, никогда не позволял себе искажать реальность – просто он так видел. Картины ночного неба, написанные Ван Гогом, потрясают своей астрономической точностью.

Он доказал это пару лет назад определил с точностью до часа время написания другой картины Ван Гога “Белый дом ночью”. Он нашел этот дом и опознал в свирепой звезде, висевшей на картине Ван Гога, Венеру, а уже отсюда нашел день и час создания шедевра. По астрономическим расчетам, в тот день Венера действительно светила особенно ярко.

Убежденный в том, что и в случае с картиной “Восход Луны” великий Винсент не отступил от натуры, Олсон отправился прошлым летом во Францию. Ему было известно лишь то, что в сентябре 1889 года Ван Гог отослал своему брату Тео посылку с двумя картинами – “Восходом Луны” и куда более известной “Звездной ночью”. Знал он также и то, что в мае того же года Ван Гог отправился подлечить свою психику в монастырском приюте в Сан-Реми. Там Олсон выяснил, что картину Ван Гог писал, глядя из окна своей палаты, что это была совершенно точно Луна, а уж определить время написания картины с ошибкой плюс-минус одна минута было для астронома делом техники.

Осталась, правда, еще одна загадка, связанная с этой картиной, – тень под горой. Ее не могла оставить Луна, а Солнце вставало не совсем там. По мнению Олсона, эта нестыковка имеет очень простое объяснение. Просто-напросто Ван Гог писал картину в два приема – начинал вечером, а заканчивал утром. Так что на самом деле мы видим на полотне восходящую вечером Луну – с тенями, которые отбрасывает восходящее утром Солнце.

Удивительно, но именно эти, почти предсмертные картины, посланные брату в одной посылке, стали объектом самого пристального внимания ученых. Некоторое время назад именно “Звездная ночь” с ее взвихрившимися звездами привела медиков к разгадке другой тайны художника – его пристрастия к ослепляющему желтому цвету. У Ван Гога, как известно, болезней было намного больше, чем денег, однако желтые тона его картин многие приписывали действию абсента. Тогда в этот популярный ликер добавляли лекарство сантонин, от которого дети иногда начинали видеть все в желтом цвете. Однако последние исследования показали, что для взрослого человека мир пожелтеет только после того, как он выпьет единовременно около 200 кварт (228 литров) абсента.

По мнению ученых, желтая палитра Ван Гога обязана своим существованием его эпилепсии. С 1890 года он лечился от нее по рецептам доктора Поля-Фердинанда Гаше и в соответствии с ними пил дигиталис. Это лекарство тогда было очень популярно как средство против падучей. Но хроническое отравление дигиталисом может в ряде случаев сделать мир для больного желтым, и, в частности, он будет видеть желтые круги вокруг звезд – точь-в-точь такие, какие мы видим на знаменитой картине Ван Гога “Звездная ночь”.

До сих пор не дает покоя астрономам то, как, например, на картине “Дорога с кипарисами и звездами” изобразил Винсент тонкий лунный серп. Таким он был 20 апреля 1890 года около 19 часов, а в левой части картины изображены еще два звездообразных объекта. Именно так располагались в то время планеты Венера и Меркурий. Точнее, не совсем так: Ван Гог почему-то нарисовал эти планеты зеркально отображенными, но не “перевернул” саму Луну. Оказывается, этот случай с перевернутым небом у Ван Гога не единственный.

На знаменитой его картине “Звездная ночь” в центре изображена загадочная звездная спираль. Она очень похожа на выполненную в ХIХ веке зарисовку галактики “Водоворот” в Гончих Псах. Эта зарисовка неоднократно публиковалась, и Ван Гог мог ее увидеть в книге Камиля Фламмариона “Звезды”. Но и она запечатлена зеркально отображенной. И на картине “Звездная ночь на Рейне” ковш Большой Медведицы тоже повернут в другую сторону. Вряд ли нам удастся узнать, что все это значило для Ван Гога.

Необычными свойствами картин Ван Гога в последнее время заинтересовались и английские биологи. Они обнаружили, что “Подсолнухи” Ван Гога привлекают лабораторных пчел больше, чем другие картины, в том числе “Ваза с цветами” Поля Гогена.

Специалисты по “поведенческой экологии” из Колледжа Лондонского университета изучали поведение пчел, никогда не видевших настоящих цветов. Им показали четыре картины: “Подсолнухи” Ван Гога и “Вазу” Гогена, а также “Натюрморт с пивной кружкой” французского кубиста Фернана Леже и “Горшки” Патрика Кофилда, английского художника в жанре поп-арт. Биологи фиксировали, сколько раз пчелы подлетали к каждой картине, и сколько раз они на них садились. Выяснилось, что художники XX века интересуют пчел меньше, чем постимпрессионисты XIX века. Насекомые садились на картины Леже и Кофилда только по четыре раза. К Ван Гогу пчелы направлялись 146 раз и садились 15. По мнению одного из ученых, профессора Ларса Читки, у пчел есть врожденное влечение к цветам, а Ван Гогу удалось ухватить самую их суть.

Еще одно сенсационное открытие, связанное с именем Ван Гога, сделали недавно учёные Франции. При осмотре картин, реставраторы парижского музея обнаружили под основным слоем краски, частично сошедшим из-за старости, еще один. При помощи высокоточной техники специалисты сняли верхний слой и пришли в ужас. На холсте во всех деталях был изображён типичный ядерный “гриб”. То, что его написал Винсент, сомнений у специалистов не вызывает, об этом свидетельствует и подпись в углу . Причём изображённая на холсте местность, окружающая эпицентр термоядерного взрыва, несла явный отпечаток воздействия радиации. Это была ядовитая, безжизненная пустыня, скорее напоминавшая инопланетный пейзаж или нашу землю, вернее то, какой она может стать, если люди не прекратят ядерные эксперименты.

Каким образом Ван Гог, скончавшийся задолго до первых атомных испытаний, мог узнать о механизме и последствиях радиоактивных взрыва? Это останется еще одной его загадкой, разгадать которую невозможно, и пожалуй, не нужно. Ведь у нас есть самое главное – картины, запечатлевшие космические откровения Ван Гога.

vanatik05

vanatik05 (Nataly)

“Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так.”
Винсент Ван Гог

Встретилась мне на сайте “Культурология”статья с таким названием: “Десять последних картин художников, которые покончили жизнь самоубийством” (http://www.kulturologia.ru/blogs/190715/25386/), и я, будучи страшной занудой, не могла, не проверив, согласиться с утверждениями авторов, касающимися Винсента Ван Гога.

В том, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в возрасте 37 лет, в последние годы появились большие сомнения.
Во-первых, никем не было доказано, что это произошло на самом деле, это лишь общепринятая версия, распространению которой в немалой степени способствовал Ирвинг Стоун своим прекрасным романом “Жажда жизни” (http://royallib.com/book/irving_stoun/gagda_gizni.html), но это все-таки художественное произведение. Многие биографы и исследователи творчества Ван Гога, например, Н.А Дмитриева, тоже считают, что он сам решил покончить с собой, и для этого утверждения есть основания. Винсент действительно переживал тяжелый период, был в депрессии, очень боялся нового тяжелого припадка эпилепсии, боялся потерять зрение и разум, стать обузой для брата, который и так его содержал. Учитывая все это, вполне можно допустить, что он решил уйти из жизни, которая приносила ему столько страданий.
Еще в 1930-е годы другую версию событий высказал известный историк искусства Джон Ренвальд, посетивший Овер-сюр-Уаз, и нашедший некоторые другие свидетельства, опровергающие теорию о самоубийстве. http://zn.ua/CULTURE/van_gog_ne_ubyval_sebya,_-_issledovateli.html
А в 2011 году была опубликована работа двух авторов, Стивена Найта и Грегори Уайт Смита, занимавшихся 10 лет вместе с 20 помощниками и переводчиками изучением мельчайших подробностей биографии Ван Гога. Они исследовали 28 тысяч документов и писем художника, многие впервые были переведены на английский, и издали книгу “Ван Гог. Жизнь”. http://www.amazon.com/Van-Gogh-Life-Steven-Naifeh/dp/0375758976
В ней они утверждают, что смерть художника могла быть результатом несчастного случая, неосторожного убийства. Есть свидетельства, что в тот день Ван Гог выпивал вместе с двумя подростками в ближайших пшеничных полях.

Один из подростков, 16-летний юноша Рене Секретан (Rene Secretan), который проводил лето на одной из вилл, играл в ковбоя, был одет в соответствующий костюм и имел неисправный пистолет. Вполне могло быть, что подвыпивший подросток, играя пистолетом, случайно выстрелил и ранил Ван Гога в живот, а художник решил его защитить и взял вину на себя. Да и угол, под которым пуля вошла в тело, не соответствовал самострелу, и принадлежности для рисования, с которыми Ван Гог якобы вышел на прогулку, а также сам пистолет никогда не были найдены. Сомнительно и то, что тяжело раненый художник смог в одиночку пройти до кафе, за которым он снимал комнату, больше мили (более полутора километров). Вероятно, мы никогда не узнаем правды, как и в случае с отрезанной мочкой уха: то ли он сам ее себе отрезал в приступе гнева и отчаяния, то ли живший тогда с ним Гоген отсек ее, махнув во время ссоры ножом. Есть ведь и такая версия, я уже писала о ней раньше.

Читать еще:  Как уменьшить расход интернет трафика. Куда утекает трафик? Как найти "утечку" простейшими средствами

Но есть и еще одна неразгаданная тайна – последняя картина или этюд Ван Гога, тут тоже немало копьев сломано искусствоведами, критиками и ценителями живописи. Можно, опираясь на его письма к брату Тео, проследить за тем, что он писал в последние месяцы своей жизни, но нет абсолютно точных указаний о том, чем он занимался в самые последние дни июля 1890 года.
Во многих источниках говорится об этой картине, как о последней.

“Когда близился полдень и неистовое солнце безжалостно жгло Винсенту голову, вдруг целая туча черных птиц стремительно опустилась с неба. Птицы заполнили воздух, заслонили солнце, окутали Винсента тяжелым покровом тьмы, лезли ему в волосы, врывались в уши, в глаза, в ноздри, в рот, погребая его под траурно-черным облаком плотных, душных, трепещущих крыл.
Винсент продолжал работать. Он писал черных птиц над желтым полем пшеницы. Он не знал, сколько времени это длилось, а когда увидел, что картина закончена, сделал в углу надпись: «Стая ворон над хлебным полем”.
(Ирвинг Стоун.”Жажда жизни”)
Действительно, лучше и не скажешь о том настроении, которое передает эта работа. Но вряд ли она была последней. Известно, что после нее было написано еще несколько картин, и некоторые из них были обманчиво спокойными.
Ван Гог написал за 2 месяца жизни в Овере 72 картины и 32 рисунка, среди них ряд удивительно свежих пейзажей и видов Овера.

О некоторых он упоминает в своих письмах к брату Тео (http://librebook.ru/the_letters_of_vincent_van_gogh): “Ей-богу, Овер – спокойная, красивая, подлинно сельская местность, характерная и живописная. Овер очень красив. Здесь, между прочим, много соломенных крыш, что уже становится редкостью. “

Есть совсем спокойные картины, умиротворенные, например, улицы Овера и женщины, идущие по своим делам.

Чистые “умытые” поля после дождя и едущая вдали повозка.

Красные черепичные крыши, яркое синее небо, зеленые и желтые цвета деревенской улицы.

В Овере Ван Гогом написано 15 портретов, среди них знаменитые портреты доктора Гаше и его дочери. “Вчера и позавчера писал портрет м-ль Гаше за фортепиано, который, надеюсь, ты вскоре увидишь: платье розовое, стена в глубине зеленая с оранжевыми точками, ковер красный с зеленым, инструмент темно-фиолетовый. Формат – метр в высоту на полметра в ширину. Я писал эту фигуру с большим удовольствием, но далась она мне нелегко.”

В отличие от этой картины, написанной в относительно мягких тонах, портрет молодой крестьянки в желтой шляпе яркий, но спокойный, не вызывающий тревоги. Сам Ван Гог писал о нем так: “. Крестьянка в большой желтой шляпе с небесно-голубым бантом, лицо очень красное, кофточка ярко-синяя с оранжевыми крапинками; на заднем плане – колосья.Это полотно размером в 30*, но боюсь, сделанное несколько грубовато.”

Одна из лучших его работ, написанных в Овере – портрет его доктора, господина Гаше. Сам он пишет об этой картине так: ” Вещь сделана с тем же настроением, что и мой автопортрет, который я захватил с собой, уезжая сюда. Г-н Гаше в безумном восторге от этого портрета и требует, чтобы я, если можно, написал для него точно такой же, что мне и самому хочется сделать.”

Сказать наверняка, какой автопортрет упоминает в этом письме художник трудно, мне не удалось с точностью это определить, возможно, речь идет о том автопортрете, который помещен в начале статьи или об этом, тоже написанном еще в Сен-Реми.

Из написанных в Овере этюдов, которые вполне можно считать картинами, необходимо отметить “Церковь в Овере” на фоне грозового неба, она производит не менее тревожное и даже зловещее впечатление, чем “Вороны. “, напоминая паука своими выступающими абсидами. Н.А.Дмитриевасчитает, что: “Тут были и ложные обетования, память о мистическом трепете, испытанном в детстве, а также и во время приступов болезни, и представление о небе – но страшном, чуждом человеческому сердцу, грозящем карами.”

В статье из “Культурологии”, с которой я начала этот разговор, утверждается, что последней картиной, написанной Ван Гогом, была эта:

О ней надо сказать подробнее. Сам Ван Гог написал в письме брату: «Это одна из самых дорогих для меня моих работ». Шарль Добиньи был у него одним из любимых художников барбизонской школы, прославившимся своими пейзажами.

При жизни Добиньи усадьба называлась “В долине”, здесь часто гостили художники, царила оживленная творческая атмосфера, о которой так мечтал Ван Гог. Но к моменту его приезда в Овер не было в живых уже ни самого Добиньи, ни его сына, тоже художника. Оставалась только его вдова, усадьба была в запустении, Винсент с грустью заметил: «. Как сильно здесь все изменилось со времен Добиньи!» Он изобразил сад и дом вдалеке, но “безжизненно в этом большом саду – одна-единственная женская фигурка в черном бредет в глубине по направлению к садовому столику, возле которого стоят три стула – еще раз пустые стулья! Траурную ноту вносит почти черный силуэт древесной купы слева и фигура крадущейся черной кошки на первом плане.” (Н.А.Дмитриева). Запустение, упадок, невостребованность, одиночество.
Одной из последних его картин была и эта:

Она не производит гнетущего впечатления, скорее всего не до конца прорисованная, немного мрачноватая внизу, но светлая и спокойная вверху. Человек на крыше занимается своим делом на фоне облачного неба, не внушающего страха или тревоги.
В последний же месяц своей жизни Ван Гог пишет несколько картин, изображающих безлюдные поля в окрестностях Овера, с сумрачным низким небом Он писал брату: «Я не побоялся выразить в них чувство предельной тоски и одиночества».

Есть предположение, что именно эта работа была последней, она была закончена 10 июля 1890 года, а в 2007 году была выставлена на аукционе с начальной оценкой в 34 миллиона долларов. «Художник пребывал „на грани“, он был наполнен отчаянием и хотел покончить с собой, но тем не менее, продолжал рисовать, используя лимонно-желтый, изумрудный и лазоревый цвета», — подчеркивал Дэвид Норман (David Norman), исполнительный вице-президент аукционного дома Sotheby’s. (http://www.vokrugsveta.ru/news/2362/)
Еще одно предположение принадлежит искусствоведу Н.А.Дмитриевой, в своей монографии “Человек и художник” она пишет: “Самым последним, возможно, было полотно «Вырванные корни» (так она назвала картину), приводящее к финалу одну из сквозных тем Ван Гога. Но точно установить последовательность трудно.” (http://imwerden.de/pdf/dmitrieva_van_ghog_1980.pdf)

В большинстве источников эта картина названа “Корни деревьев”, она вытянута в ширину (50х100), в последнее время художник часто использовал этот размер, он уже не впервые изображает переплетение стволов и корней, желая передать, как он писал брату, “борьбу жизненных сил”.

Как видим, нет единого мнения у ценителей творчества Ван Гога, у искусствоведов и историков, коллекционеров и аукционистов по трем важным для полного понимания жизни и наследия художника вопросам: история “отрезанного” уха, последняя картина и причина смерти. Удастся ли когда-нибудь отгадать эти тайны, установить истину, написать, наконец, полную и правдивую биографию великого художника – кто знает. Но нам остались его картины, его мятущаяся душа, его одиночество и болезнь, его письма, его мысли, его боль.
“Для всех полотен Ван Гога характерен избыток силы и страстность выражения. В его настойчивом подчеркивании сущности и характера взятого объекта, в его зачастую слишком дерзком упрощении форм, в его отважном желании взглянуть на солнце широко раскрытыми глазами, в напряженности его рисунка и колорита – всюду видна могучая рука, настоящий мужчина, смельчак, который бывает порой очень груб, а порой удивительно нежен», – писал о нём его современник французский художественный критик”. Ж.Альбер Орье.

Источники:

http://vinogradov-centr.ru/zagadka_van_goga.php
http://www.newsinfo.ru/articles/2006-09-25/item/533995/
http://vanatik05.livejournal.com/21396.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии