Рассуждение стародума о воспитании молодого дворянина. Комедия “Недоросль”: Стародум в произведении
Стародум в комедии Недоросль образ и характеристика
Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.
Стародум самый старший из всех действующих лиц и наделен большой мудростью. Долгие годы своей жизни он проводил в Сибири, где честным трудом зарабатывал себе состояние. Но деньги не представляют для героя большой ценности сами по себе, ему важнее честность и нравственность. Поэтому он завещает своё состояние Софье, которая является его единственной племянницей. К тому же, он хочет найти для неё мужа, но не столько из богатых, сколько из добропорядочных людей.
Софья прибывает в поместье Простаковых, которые взяли её под опеку на время отсутствия дяди, считая его покойником. И сделали это не от чистого сердца, а из корыстных побуждений. Прибывая в их дом, Стародум сразу различает алчность и корыстные цели в их поведении, в их показушном гостеприимстве. Сам же он, привык в общении с людьми быть честным, говорить прямо, не льстить и не лизоблюдствовать.
Фамилия у него говорящая, как и других персонажей комедии. Она указывает на то, что мужчина привык жить по старым порядкам. Персонаж считает, что умный, но нечестный человек, является чудовищем.
Стародум в прошлом сам из дворянства, а в Сибирь уехал, чтобы не видеть, как люди лгут, предают и зарабатывают деньги воровством. Он ценит честный труд и в разговорах с Софьей признаёт, что достаток способен испортить молодёжь. Герой считает, что детей нужно воспитывать в любви к труду, прививая им чувство долга и справедливости, а также честность.
Стародум ведёт себя скромно и вежливо, даже с недостойными людьми, он считает, что не стоит опускаться до их уровня. По его мнению не стоит тратить время на перевоспитание злых людей, ведь каждый должен воспитать себя сам.
Можно сказать, что Стародум является самым значимым и положительным персонажем в комедии. Именно его устами говорит Фонвизин и через его реплики можно понять мировоззрение автора.
Читая произведения, стоит прислушаться к мнению данного персонажа по политическим, нравственным и педагогическим вопросам. Именно Стародум передаёт основной смысл комедии, всю её мораль, открыто насмехаясь на жадными, корыстными и недостойными людьми. Он бесспорно является важнейшим персонажем всей пьесы на которого следует обратить внимание.
Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль
Комедия « Недоросль» – одно из лучших произведений того времени, в котором заложен огромный, поучительный смысл. В произведении Фонвизина достаточно много отрицательных героев, которых автор не особо любит. Он их нарочно высмеивает, выставляя напоказ глупость персонажей. Как в любом произведении, если есть отрицательное, то, конечно, имеются и положительные. В комедии такие герои так же есть, они поддерживают такие взгляды, которые были у самого Фонвизина в те времена. Таким героем является Стародум.
Стародум является самым старшим и мудрым из всех участников действия. Свое состояние, которое он заработал в Сибири, трудясь там много лет, мужчина отдел племяннице Соне. Мужчина не зациклен на деньгах, ему главное то, какой человек. Он ценит нравственность, честность. Он хотел, чтобы его единственная племянница вышла замуж не по расчету, а по любви и была счастлива. Стародум всегда справедливо относится к людям, старается помогать и рассудить, если надо. За все свои годы жизни, а именно шестьдесят лет, герой набрался множественному жизненному опыту, который потом ему не раз пригождался.
Когда Стародум посещал Простковых, он понял, что они очень двуличные люди и сделают все, чтобы понравится. В их поведении было слишком много фальши и наигранности. Стародум, сам по себе, был честен со всеми и искренен в беседах. Его отличительной чертой было то, что он всегда говорил правду в лицо, какой бы она не была.
У многих персонажей комедии фамилии говорящие, так и у Стародума. Фамилия говорит сама за себя. Стародум был приверженцем старых порядок, он любил петровские времена в России. Одним из главных качеств, которым должен обладать человек, по мнению мужчины, должен был быть ум, но ум совмещен с честностью. Ведь мало быть просто умным.
Стародум всегда приветлив, скромен и доброжилателен. Он старается держаться достойно даже с падшими людьми. В комедии падшими людьми являются Простаковы и Скотинин. Мужчина уверен, что дети с детства должны приучаться к чести и долгу. Родители должны воспитывать детей, чтобы позже они выросли настоящими людьми и патриотами. В Софье Стародум видит свою отраду и гордость, он души не чает в племяннице.
Читателю становиться, очевидно, что именно такой герой, как Стародум полностью воплощение самого автора. Он размышляет так, как Фонвизин и поступки у них схожие. Ведь именно в репликах этого мужчины заключается весь смысл комедии « Недоросль». Образ Стародума, по моему мнению, самый важный в комедии. Такие люди, как Стародум нужны были России.
Вариант 3
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема традиционного дворянского воспитания и образования. Герои произведения носят «говорящие» имена и относятся по своим характеристикам к положительным или отрицательным персонажам. Стоит отметить, что через образы положительных героев передана позиция самого писателя.
Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.
В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.
Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.
Сочинение 4
Стародум – второстепенный персонаж в произведении Фонвизина «Недоросль». Он яркий положительный герой известной комедии и занимает значимую роль в пьесе, хотя появляется в явлении поздно. Стародум – дядя юной и прекрасной девушки Софьи, которую хотят выдать за нелюбимого человека. Она для Стародума единственный близкий человек, поэтому именно ей он завещает свое нажитое имущество. Причем он нажил значительное состояние.
Ему около 60-ти лет. Его фамилия олицетворяет принцип старой эпохи со времен правления Петра Первого. Его фамилия говорит сама за себя, впрочем, как и другие фамилии в комедии Фонвизина. Фамилия олицетворяет два слова: старый и дума. Но это значит, что Стародум старый, это значит, что он привержен ценностям той эпохи, когда жил Пётр Первый. Стародум вспоминает старое время. Он не в восторге от новых нравов настоящего общества. Можно иначе сказать, что Стародум – это сам автор Фонвизин. Он враждует с екатерининскими вельможами, которые получили чин в обществе за лесть и похвалу.
Он считает, что для человека важно оставаться человеком, несмотря на положение в обществе. Он старый дворянин, в прошлом офицер. В свои молодые годы он много раз участвовал в боевых сражениях, где получил ранение. В то время Стародум проходил военную службу при императоре. Дворянин богат, так как проработал много лет в Сибири, нажив свой капитал честным трудом. Он презирал подлость и воровство.
Дядя Софьи умный и простодушный человек, но некоторым людям его качества не нравятся. Многие люди считают его угрюмым и грубым стариком. Стародум превосходно понимает людей, в чем их сущность. Он не терпит грубых и бездушных людей, так как сам простой и не хитрый старик. Его воспитали в старых традициях, без чинов. Он считает, где берет начало чинов – здесь нет искренности. В окружающем мире он ценит лишь сердце и душу, что постоянно твердил его батюшка. Стародум начитан, любит читать книги.
По характеру дядя Софьи сдержан, умеет совладать собой. И, прежде что-то сделать, обязательно подумает. Стародум наделен редкими качествами: добротой, простодушием. Он не гоняется за положением в обществе, не намеревается получить определенное место в жизни, высший чин в обществе. Но он не любит, когда его обманывают, поэтому он нередко вспыльчив и горячий человек, когда видит ложь. Он может простить оплошности другим людям, их гнусные делишки, не злопамятен. Так он простил грубость Простаковой, за её грубое отношение к Софье.
Также читают:
Картинка к сочинению Стародум в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
Технический прогресс неумолимо быстрыми и большим шагами движется к тому, что в будущем человечество не будет ограничено местом жительства единственной землёй, ведь сможет бороздить бескрайние просторы космос
Развитие человека представляет собой сложный и разноплановый характер. В каждом из нас с рождения заложены задатки и определенный потенциал, который необходимо реализовать. Однако развитие нельзя понимать только в позитивном ключе.
Новаторство Лермонтова заключалось в использовании глубокого психологического анализа главного героя. Более того, сама структура Героя нашего времени построена на том, что Печорин непрестанно анализирует свои собственные действия
Евгений Онегин -18-ти летний петербургский дворянин, успевший разочароваться в светской жизни, поселяется в имении в деревне. Там ведет жизнь нелюдимую, скучает, читает книги, пытается писать сам, но не привыкший к труду
В произведении Антона Павловича Чехова Яша второстепенный персонаж. В своём произведении» вишнёвый сад» Чехов представляет обычную, бытовую жизнь дворянского поместья.
СПАДИЛО.РУ
Принципы воспитания поместного дворянства
После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.
Тему воспитания можно считать центральной в пьесе Фонвизина «Недоросль». Автор раскрывает проблематику на примере воспитания сына Простаковой Митрофана и племянницы Стародума Софьи.
Влияние Простаковой на воспитание сына
Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», что полностью отражает его образ.
Простакова, жестокая с крепостными, с членами своей семьи, руководствуется в жизни лишь собственными желаниями. Подобное поведение уничтожает в ней остатки достоинства и уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.
Так Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к собственным родителям, называя их дрянью.
Воспитание Митрофана
Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический. Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему, Митрофан не способен усвоить. Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – на таких людях будет основываться будущее страны.
Выражение авторской позиции по проблеме воспитания
Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в научении молодого поколения старшим Фонвизин видит идеал становления будущих вершителей судеб родного государства.
Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.
Заключение
Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в форме пьесы Фонвизин излагает собственную программу воспитания молодого поколения.
Тема воспитания в комедии «Недоросль»
Тема воспитания в комедии «Недоросль» является основной. Об этом свидетельствует уже само название произведения. «Недорослями» называли необразованных молодых дворян, которые, по указу в 1714 году Петра I, без свидетельства об образовании не имели права поступать на службу и жениться (сама комедия была написана в 1781 году).
В «Недоросле» тема воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.
Анализируя героев более подробно, можно заметить, что «невоспитанными» являются только представители семейства Скотининых – то есть, сам Скотинин, его сестра госпожа Простакова и Митрофан. Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут!
«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.
Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.
В комедии Фонвизина «Недоросль» воспитание – это основа праведного, правильного уклада жизни. Это, как мы узнаем из разговора Стародума с Софьей, и дружба между мужем и женой, взаимное уважение, и необходимость делится с нуждающимся, и достижение каких-либо высот только собственным трудом.
Фонвизин кризис воспитания в России видит именно в старой, изжившей себя традиции, которую на тот момент все еще продолжают поддерживать «Простаковы» и «Скотинины», а потом и повзрослевшие «Митрофаны». Несмотря на то, что «недоросль» – это комедия, автор поднимает достаточно трагичные «вечные» темы – вопросы неравного по воспитанию супругов брака (если бы Софья все же вышла замуж за Митрофана или Скотинина), проблему отцов и детей, когда родители сами растят чудовище, остросоциальные темы издевательства над слугами. Особое место занимает и вопрос образования. Автор, описывая учителей, подчеркивает, что образование не может быть хорошим, пока детей учат бывшие конюхи Вральманы и не окончившие семинарию Кутейкины с псалтырем в руках.
Таким образом, в «Недоросле» воспитание и образование – центральные проблемы, вокруг которых развивается сюжетная линия. Для Фонвизина было важно, чтобы на момент создания пьесы читатели обратили внимание на открытые вопросы. Однако произведение не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая читателям о том, как смешна и трагична человеческая глупость.
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/fonvizin/starodum-v-komedii-nedorosl
http://spadilo.ru/tema-vospitaniya-nedorosl/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/tema-vospitaniya-v-komedii.html