Рассказы о шедеврах живописи. Картина Шоколадница – пастельные тона в Дрезденской галерее

Рассказы о шедеврах живописи. Картина Шоколадница – пастельные тона в Дрезденской галерее

Картина Шоколадница – пастельные тона в Дрезденской галерее

Картина Шоколадница в Дрезденской галерее привлекает своей фотографической точностью, четкостью линий и минимализмом. Швейцарский живописец Жан Этьен Лиотар виртуозно работал в технике пастели и в венский период творчества 1743—1745 гг. создал свою лучшую работу. Венецианские живописцы отзывались о картине, как о вершине мастерства: «самый красивый пастель, что вы могли когда-либо видеть».

Портрет милой девушки, подающей горячий шоколад, создан на пергаменте – обработанной коже. Картина имеет средние размеры: 82,5 см х 52,5 см. И хотя в галерее Дрездена она расположена в ряду других полотен, неизменно привлекает внимание.

Как Шоколадница Лиотара оказалась в Германии

Замечательное произведение Ж.Э.Лиотара доставил саксонскому курфюрсту Августу III итальянский писатель и искусствовед Франческо Альгаротти.

Граф Альгаротти появился при саксонском дворе в 1742 году. Он провел экспертизу всех художественных произведений, которые составляли королевскую коллекцию, чем завоевал неоспоримый авторитет. Поскольку Август III был активным коллекционером художественных шедевров, в 1743 году по его поручению Альгаротти отправился в Италию, чтобы пополнить собрание достойными новинками от известных художников.

Около четырех лет искусствовед выполнял возложенную на него миссию и доставил в Дрезден 34 картины, среди которых была «Das Schokoladenmädchen» Лиотара.

Об авторе картины Шоколадница

Жан Этьен Лиотар – швейцарский художник. Почему же его лучшая картина «Прекрасная Шоколадница» написана в Вене, и в галерею саксонского курфюрста прибыла из Италии? А причина проста. Лиотар начинал свою творческую деятельность в Женеве, но в 32 года он отправился в длительное путешествие на юго-восток. Сначала это была Италия, Греция и Константинополь.

Потом художник оказался в Вене, где снискал расположение Марии Терезии и работал при дворе австрийской императрицы. Именно там он написал портрет юной особы, держащей поднос с угощением. Когда Лиотар вновь перебрался в Венецию, его интересы пересеклись с графом Альгаротти, который и приобрел картину для дрезденской коллекции.

Кто изображен на картине

До сих пор доподлинно не установлено, кто позировал художнику при создании портрета.

Есть несколько версий, предполагающих, что юная красавица могла служить при венском дворе. Возможно, что проживающий в это время в Вене художник изобразил милую девушку, которую не единожды видел за работой.

Некоторые исследователи склоняются к идее, что моделью Шоколадницы стала дочка венского кучера, работавшая горничной. Но не каждую служанку художники удостаивают портретом… За этим следует романтичная история о том, как служанку Анну увидел принц Дитрихштейн и влюбился в простую девушку. А когда она вышла за него замуж, обратился к Жану Лиотару с просьбой написать тот образ, который покорил принца.

Существует и другая оригинальная версия, по которой все тот же принц увидел очаровавшую его Анну, зайдя в кофейню на чашечку кофе…

Но, кто бы ни был прототипом, пастель удалась автору, и уже более двух столетий зрители любуются его шедевром.

Сайт психолога Светланы Пилюгиной

Психология повседневной жизни

Главное меню

Навигация по записям

Три шедевра Дрезденской галереи

ТРИ ШЕДЕВРА ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Ж.Э.ЛИОТАР, ШОКОЛАДНИЦА

Жан-Этьен Лиотар, «Шоколадница».
Ок. 1743 — 4 5. Пергамент, пастель. 82,5 × 52,5 см

« Шоколадница» выполнена в технике пастели на пергаменте. Девушка, одетая в белый накрахмаленный фартук, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с водой.

Легенда такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню попробовать шоколад, новый напиток, о котором много говорили. И был покорён обаянием официантки, Анны Бальтауф, дочери обедневшего дворянина. Несмотря на протесты семьи, князь взял девушку в жёны, и картина стала его свадебным подарком молодой княгине.

Написанная модным швейцарским художником Жаном Этьеном Лиотаром, мастером портретов в стиле рококо, уже современниками она воспринималась как шедевр. Такой высокий статус основан на исключительных художественных достоинствах картины: она не столько поражает, сколько пленяет (таково, кстати, истинное предназначение стиля рококо); в ней всё необычайно гармонично: формы и пропорции фигуры, цветовая гамма — серая серебристая юбка и белый фартук, столь детально и любовно написанный с сохранением мельчайших складок, розовый чепчик с белой кружевной отделкой, чудесно выписанный стакан богемского стекла с водой и бликами на ней. Художник с такой точностью выписал преломление света в воде, сто картина может служить наглядным пособием для демонстрации закона Снеллиуса, описывающего преломление света на границе двух прозрачных сред!

Лиотар следует заветам великого Альбрехта Дюрера, который писал: «Необходимо следить за тем, чтобы мельчайшие части были выполнены чисто и с величайшей тщательностью, причём, насколько это возможно, не должны быть опущены даже мельчайшие морщинки и частички».

Читать еще:  Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (сочинение). Я счастлив быть свободным

И наконец чашка с шоколадом: картина замечательна также тем, что на ней впервые в европейской живописи был изображен майсенский фарфор — первый фарфор Европы. Фарфоровая мануфактура в саксонском городе Майсен неподалёку от Дрездена была основана в 1710 году.

То было время, когда высшее общество Европы охватила шоколадомания. Чашечка горячего шоколада была признаком респектабельности и высокого достатка, поскольку шоколад был очень дорог. Его подавали со стаканом воды, чтобы смягчить насыщенный и терпкий вкус напитка.

Вскоре после написания картина была приобретена Франческо Альгаротти, который занимался подбором живописи для немецких курфюстов. А с 1765 года она находится в Дрезденской картинной галере. Именно там, спустя 120 лет, её увидел хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate Генри Л. Пирс и был очарован картиной, — так «Шоколадница» стала логотипом компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») является первой и самой старой торговой маркой в США и одной из старейших в мире.

Михаил Алпатов писал, что «Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи».

Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал всё по-своему!»

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ, ПОРТРЕТ ШАРЛЯ ДЕ МОРЕТТА

Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье, сира де Моретта, Ганс Гольбейн Младший. 1534-1535. Дуб, темпера. 92,5х75,4

В 1533-1535 Гольбейн создал портреты участников французского посольства при английском дворе, и Шарль де Моретт — один из них. Имени Моретта на картине нет, поэтому, когда курфюрст Саксонский Август III приобрел это произведение в 1743, решили, что это портрет герцога Миланского Лодовико Сфорца кисти Леонардо да Винчи (художник был тесно связан с герцогом). И только в XIX веке удалось идентифицировать человека на портрете: это Шарль де Моретт, посол Франции при дворе английского короля Генриха VIII.

Он родился в 1480 году в Пьемонте. В юности служил при дворе Карла VIII, позже стал камергером и советником Франциска I (его gentilhomme de la chambre), а в 1534 – его послом в Лондоне. Когда-то он был заложником у Генриха VIII и вот прибыл к нему в качестве полномочного посла Франции, когда Генрих пытался развестись с Катериной Арагонской и завоевать французскую поддержку в борьбе против Карла V.

В этот период и был написан его портрет придворным художником Генриха VIII Гансом Гольбейном Младшим, которым написано немало портретов портретов и самого Генриха VIII, и его придворных, и королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и др. Помимо придворных портретов он создавал также эскизы придворных облачений монарха. Портрет Шарля де Моретта — одно из лучших полотен мастера. А его автопортрет (справа), хранящийся в Галерее Уффицци во Флоренции, написан в 1542, в самом конце недолгой жизни выдающегося художника: он умер в 1543 от чумы, свирепствовавшей тогда в Лондоне.

Очень психологически убедительно переданы на портрете Шарля де Моретта ум и сила воли этого незаурядного, достойнейшего человека. Т щательно выписана строгая изысканная одежда: чёрного сукна дублет с золотыми пуговицами, поверх него — чёрный бархатный жеркин с чёрным же шитьём, на рукавах которого сквозь эффектные прорези видна легкая белая ткань рубашки.

Поверх джеркина широкий массивный чёрный гаун — торжественная одежда высшей знати Европы из плотного чёрного шёлка (очень тогда дорогого!), отделанный драгоценным мехом. Прекрасно различаются контрастные фактуры чёрных тканей. Массивная золотая цепь с ажурным медальоном. Дорогие драпировки темно-зеленого штофа с богатой свето-теневой моделировкой оттеняют исполненное достоинства лицо посланника.

На портрете Шарль де Моретт уже не молод: ему 55. Он смотрит на зрителя спокойно и уверенно, и взгляд его умных грустных глаз как будто проникает Вам в душу. Воин и дипломат, начинавший простым солдатом, служивший при дворах трех королей, человек необычайной духовной силы и высокого интеллекта, поистине шекспировский типаж. В облике которого гениальный художник выразил гуманистические идеалы эпохи Ренессанса.

РАФАЭЛЬ, СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

Сикстинская мадонна. 1512—1513
Холст, масло. 256 × 196 см

Это огромное полотно было создано Рафаэлем для монастыря Святого Сикста в Пьяченце (отсюда и название «Сикстинская»), по заказу папы Юлия II. Покровителями церкви в Пьяченце всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на нём. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.

Читать еще:  Фамилия окончание на ая какая национальность. Как узнать национальность по окончанию фамилии

Существует гипотеза, что картина была написана в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

Что очень необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст – и это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь. Но возможно такой выбор материала объясняется просто крупными габаритами произведения.

Картина оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден.

Поскольку русские путешественники всегда начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского ренессанса и поэтому получила в России XIX века оглушительную славу.

В конце Второй мировой войны, в январе 1945 «Сикстинская мадонна» вместе с другими картинами Дрезденской галереи была спрятана в заброшенной каменоломне недалеко от Дрездена. Благодаря этому картины уцелели при бомбардировке Дрездена в феврале 1945, когда город был практически стёрт с лица земли. В мае 1945 картины были обнаружены группой советских солдат, и после войны «Сикстинская мадонна» хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве. В 1955 она была возвращена ГДР вместе со всем дрезденским собранием. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике.

Только что распахнулся занавес, и нашим взорам открывается небесное видение: ступающая по облакам Мария с младенцем на руках. Юная и прекрасная, она спускается с небес прямо навстречу нам. Взгляд мадонны не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а сквозь нас, и при этом мы чувствуем необыкновенный духовный контакт с ней: есть в её взгляде нечто такое, что позволяет нам заглянуть ей прямо в душу. В чуть приподнятых бровях мадонны, в её широко раскрытых глазах мы чувствуем оттенок того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба: предвидение трагической участи её ребёнка и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа мадонны подчёркивается совсем не детской серьёзностью и прозорливостью младенца Христа.

Прекрасное лицо мадонны — это воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. И как повелительницу встречают её, преклонив колени, папа Сикст и св. Варвара.

Раскрытый по сторонам занавес подчёркивает геометрическую продуманность композиции: зритель незримо оказывается вписан в неё, кажется, что Мадонна спускается с небес прямо ему навстречу.

Это не реальность, а зрелище. Зрелище, преображающее реальность, возвышающее душу, покоряющее и облагораживающее. Недаром художник сам раздвинул перед нами тяжёлый занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, чтобы показать нам этот идеал добра и красоты.

“Шоколадница” Лиотара. Пастели

Пастель — это сухая живопись, выполненная цветными стержнями из тончайшего пылеобразного вещества на бумаге, картоне или пергаменте.

Самой творческой пастелисткой была венецианская художница Розальба Каррьера (1675 до 1757), оказавшая влияние на многих художников 18-го века. Ее портреты отвечали модным запросам высокопоставленных заказчиков. Художница передала с непревзойденным мастерством мягкие переливы материала, нежность кружев и вышивки. Лица на ее портретах бывают, однако часто пустыми и невыразительными.

Rosalba Carriera “Louis XV of France as Dauphin” (1720-1721), “Людовик XV Франции), как Дофин”

Немного характернее пастели французского художника Мориса Кантэна де Латура (1707-1788).

Особенной энергией и четкостью выделяется портрет графа Морица Саксонского, который добился на службе у Франции звания маршала.

Морис Кантэн де Латур “Граф Мориц Саксонский, маршал Франции” – Гал. № 164

По праву одной из самых излюбленных картин Дрезденской картинной галереи является «Шоколадница» швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара (1702-1789). Дыхание изящества и чистоты исходит от этого написанного в светлых и ясных тонах произведения, тема которого указывает уже на буржуазную живопись 19-го века. Жан-Этьен Лиотар “Шоколадница” — Гал. № 161

Чашка, стоящая на подносе девушки рядом со стаканом воды, сделана, о чем свидетельствует ее рисунок, из мейсенского фарфора, который был в то время величайшей ценностью.

Пастель возникла между 1743 и 1745 г.г. во время пребывания художника в Вене. Ее купил для дрезденского собрания Франческо граф Альгаротти в 1745 г. в Венеции. В письме в Париж своему другу Пьеру Жану Мариэтту он писал в 1751 г.: «Я купил пастель знаменитого Лиотара, приблизительно 3 фута высоты. Она изображает в профиль молодую немецкую камеристку, несущую поднос со стаканом воды и чашкой шоколада не нем. Живопись без теней на светлом фоне, свет попадает через два отражающихся в стакане окна. Она выполнена в полутонах с незаметными переходами света и совершенным рельефом. и хотя это живопись из Европы, она могла бы прийтись по вкусу китайцам, заклятым врагам теней, как Вы знаете. Что касается совершенства произведения, то это Гольбейн в пастели.»

Читать еще:  Л н толстой русский характер краткое содержание. Творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему: А.Н.Толстой Русский характер

Альгаротти писал Брюлю в 1746 г., что все венецианские художники и сама Розальба Каррьера тоже рассматривают «Шоколадницу» как «наипрекраснейшую пастель, которую им когда-либо довелось видеть».

Большую часть своей жизни швейцарский художник (его родители эмигрировали из Франции) Жан Этьен Лио- тар (1702-1789) работал за границей. При том, что эстетическая концепция Лиотара, которого называли «живописцем правды», отличается от основных вкусов времени (он не однажды выставлялся в парижской академии Святого Луки и в Королевской Академии, но в члены академий принят не был), портреты его кисти считали за честь иметь у себя представители многих высокопоставленных аристократических домов Европы, особы королевской крови и даже Папа Римский.

Лиотар обучался v женевского миниатюриста Даниэля Гарделя, и в это время ему по долгу службы приходилось гравировать картины Ватто. В 1723 году он приехал в Париж и поступил в ученики к живописцу Жану Батисту Массе, обнаружив вскоре недюжинный талант портретиста и страсть к этому жанру Его путь к совершенству продолжился и в зрелом возрасте, когда маркиз де Пюизье взял его в Рим, где Лиотар делал копии с работ старых мастеров, особенно восхищаясь Корреджо.

Пять лет ХУДОЖНИК провел в Константинополе. На обратном пути он написал в Вене портрет императрицы Австро-Венгрии Марии-Терезии. Лиотар часто переезжал из одной столицы в другую, расширяя круг своих вельможных заказчиков. Однако самая его знаменитая и любимейшая публикой работа, хранящаяся в Дрезденской галерее, «Прекрасная шоколадница» (1743-1745), изображает девушку вовсе не высокого звания.

В 1781 году Лиотар издал в Женеве «Трактат о принципах и правилах живописи», где он, в частности, пишет, что живопись есть «зеркало всего прекрасного, что предлагает нам Вселенная » и что «в произведениях природы мазков не видно, и поэтому их не следует показывать на картине».

Именно так, абсолютно не обнаруживая технических приемов, в манере миниатюры он и написал пастелью на пергаментной бумаге (для зрителя это незаметно из-за картинного формата работы) свою служанку, несущую на серебряном подносе фарфоровую чашечку с шоколадом на блюдечке и стакан с водой (вода подавалась, чтобы оттенить вкус горячего напитка). Замечательный натюрморт в этом фрагменте картины открывает в Лиотаре выдающегося мастера этого жанра (к нему художник обратится в последние годы жизни).

Живопись картины настолько тонка, что напоминает образцы росписей на фарфоре. И фарфоровыми кажутся прелестное белое с едва заметным румянцем лицо девушки, которому так идет розовый с кружевной отделкой чепец, и ее нежные, но крепкие руки. Фигура служанки (с поистине королевской осанкой) вписана во всю вертикаль картины на почти нейтральном фоне пола и стены, но впереди нее – свободное пространство, а потому создается впечатление, что она движется.

Одета шоколадница просто и без затей, но с заботой об изяществе, и то мастерство и деликатная точность, с которой художник передал ее аккуратный наряд, делает его достойным восхищенного внимания. Венецианский граф Альгаротти после приобретения «Прекрасной шоколадницы » сообщал в письме: «Я купил у знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных градациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев. заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели».

Антуан Ватто “Общество в парке” – Гал. № 781
Антуан Ватто – величайший французский художник конца XVII – начала XVIII века.

Ватто считается основоположником рококо в живописи. Он создал своеобразный жанр, традиционно называемый «галантные празднества». Картина «Общество в парке» – ярчайший образец этого жанра стиля рококо.

Ватто колоссальное значение придавал цветовой гамме, точности цветового разрешения. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков. Костюмы его персонажей никогда не выглядят крикливыми на фоне красок природы, наоборот, улавливая солнечный свет парка и причудливо преломляя его, они кажутся естественным продолжением пейзажного компонента картин.

Источники:

http://euro-provodnik.ru/kartina-shokoladnica-v-dresdene.html
http://piliugina.ru/shedevry-drezdenskoj-galerei/
http://dresdenart.ru/stat12.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии