Рассказы для детей первой младшей группы детского сада. что способствовало музыкальному развитию детей

Рассказы для детей первой младшей группы детского сада. что способствовало музыкальному развитию детей

§ 6. Методика приобщения к слушанию музыки детей младшего дошкольного возраста

В этом возрасте у ребят уже есть небольшой опыт слушания музыки, что дает возможность поставить новые задачи формирования ее восприятия. В первой младшей группе — учить внимательно слушать
спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы различного характера понимать, о чем (о ком) поется. Не разговаривать во время исполнения. Во второй младшей группе — уметь внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки рассказывать, о чем поется в песне.
Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит спокойная, нежная песня. Дети легко различают двухчастную контрастную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать, реагируя на музыку движением (помахивают руками, притопывают, пританцовывают).
Формируя музыкальные представления детей, педагог стремится к тому, чтобы они запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении. Развивая музыкальный слух ребенка, он включает музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат учебные задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука: высоты, длительности, динамики и тембра. Так, подбирая детские инструменты и игрушки, воспитатель предлагает детям первой младшей группы поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание.
Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры, предназначенные для дальнейшего развития способностей детей, несколько усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их. Например, в игре «Чей домик?» педагог предлагает ребенку показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).

Чей домик?

Дети, изображая «кошку» и «котят», присаживаются за стульями-«домиками», которые расставлены по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель поет песню, затем спрашивает:

Куда же наш Коля (наша Нина) пойдет?
Туда ли, где кошка поет,
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котенок?

Ребенок, которого назвал педагог, проходит вдоль стульев, стучит по одному из них и спрашивает: «Кто в домике живет?» Сидящий за стулом «мяукает» низким или высоким голосом в зависимости от того, кого хочет изобразить (кошку или котенка). Правильно отгадав загадку, водящий занимает «домик».

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой

[Не спеша]

В игре «Тихие и громкие звоночки» дети в соответствии с музыкой звенят погремушками, в других играх шагают, бегают или танцуют с куклой в определенном ритме, угадывают по тембру звучание того или иного инструмента.

Особенности репертуара

Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.
В первой младшей группе он составлен из контрастных по характеру произведений («Ах, вы, сени» — русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Танечка, баю-бай» В. Агафонникова, «Лошадка» М. Раухвергера и т. д.), несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступления и заключения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем небольших инструментальных пьес («В лесу» Е. Тиличеевой, «Машина» Т. Попатенко).
Во второй младшей группе для слушания музыки используется более сложный репертуар. В нем имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Будем кувыркаться» И. Саца), плясовые народные мелодии. Значительное место начинает занимать программная инструментальная музыка («Дождь идет» И. Аросева, «Воробей» А. Руббаха, «Моя лошадка» А. Гречанинова).

Методические приемы

Основой методики организации слушания музыки является выразительное исполнение музыкального произведения, теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к художественному образу.
Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применяются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения.
Помогают педагогу также короткие пояснения. Например, знакомя детей с песней «Праздничная» Л. Сидельникова, музыкальный руководитель говорит о том, что скоро наступит праздник, детский сад будет украшен, ребята и взрослые придут нарядные, с флажками, цветами, вечером вспыхнут огни салюта. Эмоциональный тон настраивает малышей, заставляет внимательно, с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. После двух-, трехкратного исполнения педагог повторяет название песни.
В процессе занятий дети часто ставятся в такие условия, когда они должны узнать, что исполняется, какая музыка звучит.
Во второй младшей группе более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому главным образом способствует выразительное исполнение музыкальным руководителем всех произведений.
Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабанево вступлении к песне Т. Попатенко «Праздничная», чириканью воробья в песне А. Руббаха «Воробей» и др.). Музыкальный руководитель проигрывает эти фрагменты отдельно, заостряя на них внимание детей.
В этом возрасте сохраняет свое значение использование игрушки как средства, вызывающего интерес к исполняемым произведениям.
Усвоению музыки помогают также краткие пояснения педагога. Например, при ознакомлении с новой песней он обращает внимание детей на характер музыки, выделяет наиболее яркие художественные средства.
При повторном прослушивании на следующем занятии педагог задает детям вопрос, помнят ли они, какую новую песню слушали. Если дети не могут ответить, песня исполняется повторно. Педагог привлекает внимание ребят к характерному вступлению или фортепианному сопровождению, отдельно проигрывая их.
Некоторые произведения яркого динамичного характера не требуют вступительной беседы. Например, произведение «Моя лошадка» А. Гречанинова педагог может исполнить сразу, предложив послушать новую музыку, а затем спросить, кто это скачет.
На повторных занятиях закрепляется усвоение музыкальных пьес. Этому способствуют игровые приемы. Например, под плясовую мелодию дети весело хлопают в ладоши, изображая лошадку – цокают языком, постукивают пальцами по коленям, показывают, как сильно идет дождь. В дальнейшем эти приемы, активизирующие музыкальное восприятие, не применяются. Дети слушают знакомую музыку, угадывая ее название.
На занятиях происходит также первоначальное знакомство с дидактическими музыкальными играми. Руководитель разучивает их с детьми, привлекая внимание к основной учебной задаче (например, сопоставить свойства музыкального звука). Когда ребята освоили игру, воспитатель повторяет ее в часы детского досуга, подыгрывая мелодию песни на металлофоне или другом инструменте.
Определяя уровень музыкального развития, педагог предлагает ребятам узнать знакомую песню, пьесу, выбрать соответствующую игрушку, показать, что может кукла делать под плясовую или колыбельную мелодию, точно выполнять задание в музыкально-дидактической игре.
К концу года дошкольники должны охотно, с интересом слушать несложные песни и пьесы, узнавать знакомые образы, называть их.

Читать еще:  Лучше поздно чем никогда история происхождения выражения. Откуда фразеологизм «лучше поздно, чем никогда»

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Рассказы для детей первой младшей группы детского сада

Рассказы писателей разных стран для детей 2-3 лет

Биссет Дональд «Га-га-га!»

Жил на свете гусенок, по имени Уильям. Но мама звала его всегда Вилли.

— Гулять пора, Вилли! — говорила ему мама. — Зови остальных, га-га-га!

Вилли очень любил гагагакать, сзывая всех на прогулку.

— Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! — так и пел он всю дорогу.

Однажды на прогулке он встретил котенка. Симпатичного черного котенка с белыми передними лапками. Вилли он очень понравился.

— Га-га-га! — сказал он котенку. — Га-га-га!

— Мяу! — ответил котенок.

Вилли удивился. Что значит «мяу»? Он всегда думал, что кошки, как и гуси, говорят «га-га-га!».

Он пошел дальше. Щипал по дороге травку День был чудесный. Светило солнце, и пели птицы.

— Га-га-га! — пел Вилли.

— Гав-гав! — ответила собака, бежавшая по дороге.

— И-го-го! — сказала лошадь.

— Н-но! — крикнул молочник своей лошади.

Бедный Вилли не понял ни слова. Прошел мимо фермер и крикнул Вилли:

— Га-га-га! — ответил Вилли.

Потом пробежали дети. Один мальчик подбежал к Вилли и крикнул:

Вилли огорчился. У него даже в горле пересохло.

— Я знаю, что я всего-навсего гусенок. Но зачем же кричать мне «кыш»?

В пруду он увидел золотую рыбку, но на все его «га-га-га» рыбка только хвостиком вильнула и не сказала ни слова. Вилли пошел дальше и встретил стадо коров.

— Му-у-у! — сказали коровы. — Му-у-у-у-у-у!

Потом он встретил кур.

— Ко-ко-ко, — закудахтали куры. — Ко-ко-ко!

А петух добавил:

«Ну хоть бы кто-нибудь сказал мне «га-га-га», — подумал Вилли. — Не с кем даже поговорить. Вот скука!»

— Жжжжжжжжжж! — прожужжала пчела.

Голуби ворковали, утки крякали, а вороны каркали, сидя на верхушках деревьев.

И никто, никто не сказал ему «га-га-га»!

Бедный Вилли даже заплакал, и слезы закапали с клюва на его хорошенькие красные лапки.

— Га-га-га! — рыдал Вилли.

И вдруг издалека послышалось родное «га-га-га». А потом на дороге появился автомобиль.

— Га-га-га! — сказал автомобиль. Все английские автомобили говорят «га-га-га», а вовсе не «би-би-би».

— Га-га-га! — обрадовался Вилли.

— Га-га-га! — сказал автомобиль и проехал мимо.

Вилли глаз не мог оторвать от автомобиля. Он почувствовал себя самым счастливым гусенком на свете.

— Га-га-га! — повторил автомобиль и скрылся за поворотом.

— Га-га-га! — крикнул ему вдогонку Вилли.

Янчарский Чеслав «В магазине игрушек»

Это было в магазине игрушек. На полках сидели и стояли плюшевые мишки.

Был среди них один мишка, который давно сидел в своем уголочке.

Другие мишки уже попали к ребятам и вышли с улыбкой на улицу. А на этого мишку никто не обращал внимания, может, потому, что он сидел в уголочке.

С каждым днем мишка огорчался все больше: ему не с кем было играть. И от огорчения одно ушко у него отвисло.

«Не беда, — сам себя утешал мишка. — Если мне в одно ухо теперь влетит сказка, то из другого уха уже не вылетит. Отвисшее ушко не пустит».

Читать еще:  Кто написал картину три медведя в лесу. Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким

Однажды мишка обнаружил на своей полке красный зонтик. Схватил его в лапки, раскрыл и храбро прыгнул вниз. А потом выбрался тихонько из магазина. Сначала он испугался, уж очень много было народу на улице. Но когда ему встретились двое ребят, Зося и Яцек, страх у него прошел. Ребята улыбнулись мишке. Какая это была улыбка!

— Кого ищешь, медвежонок? — спросили ребята.

— Пошли! — обрадовался мишка. И они зашагали вместе.

Янчарский Чеслав «Друзья»

Перед домом, где жили Яцек и Зося, был дворик. Главным в этом дворике был пес Кручек. А потом там еше жил рыженький Петушок. Когда мишка вышел первый раз во двор погулять, к нему тотчас подскочил Кручек. А потом подошел и Петушок.

— Здравствуйте! — сказал медвежонок.

— Здравствуй! — сказали они ему в ответ.— Мы видели, как ты пришел с Яцеком и Зосей. А почему у тебя ухо отвисло? Слушай, а как тебя зовут?

Мишка рассказал, что получилось с ушком. И сильно расстроился. Потому что у него не было имени.

— Не переживай, — сказал ему Кручек. — А то и другое ушко отвиснет. Мы будем звать тебя Ушастиком. Мишкой Ушастиком. Согласен?

Мишке имя очень понравилось. Он хлопнул лапками и сказал:

— Теперь я Мишка Ушастик!

— Мишка, Мишка, познакомься, это наш Зайчик.

Зайчик щипал траву.

Но Мишка увидел только два длинных уха. А потом мордочку, которая забавно шевелилась. Зайчик испугался Мишки, прыгнул и исчез за забором.

Но потом ему стало стыдно и он вернулся.

— Зря пугаешься, Зайчик, — сказал ему Кручек. — Познакомься с нашим новым другом. Его зовут Мишка Ушастик.

Ушастик глянул на длинные пушистые уши Зайчика и вздохнул, подумав о своем отвисшем ушке.

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

Ирина Дорошина
Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность, праздники и досуги. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально – ритмических движениий и игре

на музыкальных инструментах. Музыкально – образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена Радыновой О. П. на основе схемы Ветлугиной Н. А.

Восприятие музыки

Восприятие музыки специально созданной для слушания Восприятие музыки в связи с её исполнением Музыкально – дидактические игры

Пение Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных иннтсрументах

Песенное творчество Музыкально-игровое и танцевальное творчество Игра на музыкальных инструментах

Музыкально-образовательная деятельность

Знания общего характера Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства – пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.

Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально – ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т. д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду…» подробно описаны особенности музыкального развития младших дошкольников: на втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной.

У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. У детей возникают сознательно воспроизводимые певческие интонации. Ребенок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни.

Читать еще:  Чем отличается бакалавриат от магистратуры? Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, от аспирантуры и от младшего специалиста.

Начинают развиваться движения под музыку. Становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). Дети с удовольствием участвуют в сюжетных играх под музыку, передавая несложные игровые образы (зайки, мишки, птички и др.); с интересом прислушиваются к звучанию музыкальных инструментов, различают тембровую окраску при звучании некоторых музыкальных инструментов, например бубна или погремушки, барабана или металлофона.

К концу второго года жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 минут, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.

Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Педагоги и психологи утверждают о постепенном совершенствовании движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному в кругу или в парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы — барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях): с такими особенностями музыкального развития детей младшего дошкольного возраста соглашались многие педагоги Ветлугина Н. В., Радынова О. П., Кононова Н. Г., Зацепина М. Б.

Таким образом, в каждом возрастном периоде ребенок развивается, приобретая новые и совершенствуя старые знания, умения и навыки, развивается речь, слуховое восприятие, динамику движений и многие другие качества, а музыкальные занятия и различная деятельность, связанная с музыкой, помогают развивать эти качества и знания.

«Развитие творческих способностей в процессе занятий музыкой». В наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок – музыку, которая звучит повсюду и культивируется.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Источники:

http://i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye16.html
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/raskazy-dlja-detei-pervoi-mladshei-grupy-detskogo-sada.html
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-muzykalnogo-razvitija-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии