Рассказ на тему литература 20 века. Литература конца xix – начала xx века общая характеристика

Рассказ на тему литература 20 века. Литература конца xix – начала xx века общая характеристика

Направления русской литературы конца XIX начала XX века

Автор: Ирина Нестерова ✔ 28.03.2019

Нестерова И.А. Направления русской литературы конца XIX начала XX века // Энциклопедия Нестеровых

Русская литература конца 19 начала 20 века представляет собой самостоятельный уникальный пласт в истории литературы и искусства. Именно конце 19 – начале 20 века русская литература стала эстетически многослойной.

Особенности литературы конца 19 начала 20 века

В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняются не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлениях о задачах искусства и соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это приводит к развитию реализма в литературе.

Конец 19 начало 20 века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце 19 века вместе с быстрым развитием капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране. Это нашло отражение в литературе. В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели.

Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи составили рассказы и “эпизоды” из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и “эпизоды” из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана “Летопись народного разорения”, в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].

В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией “серебряного века”. В начале 20 столетия зародился социалистический реализм. Его родоначальником стал Максим Горький.

В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.

Течения в литературе конца 20 начала 19 вв.

Как ранее уже упомянуто в особенностях литературы конца 19 начала 20 вв., на фоне изменений в политике и обществе сформировались и функционировали следующие направления в русской литературе:

  • Реализм,
  • Сиволизм,
  • Модернизм.

Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].

В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.

Сравним два появившихся в начала 20 века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба “Маленький человек” и поэма представителя реализма М. Горького “Человек”.

У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него “человек” является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.

Поэма М. Горького “Человек” насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.

Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.

Однако не только реализм правит балов в литературе конца 19 начала 20 вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.

Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].

Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе” которая увидела свет в 1892 году. Течение “символизм” берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.

В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.

Творческое развитие Блока основано происходило под воздействием символизма. Очень сильно на мировоззрение поэта повлиял философа и поэта Владимир Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

Все это нашло отражение в цикле стихов о Прекрасной Даме. Несмотря на мистическую составляющую этот цикл полностью автобиографичен.

Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.

Читать еще:  Пег Стрип. В чем очарование эмоционально недоступного любовника? За детьми нужно смотреть, а не слушать их

Для творчества сторонников символизма характерна образность, мистическая составляющая и глубокий скрытый смысл каждого произведения.

Очень важен для литературы конца 19 начала 20вв. модернизм.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [2]

Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки и Фолкнера. Модернизм в русской литературе был представлен такими поэтами и прозаиками как Пастернак, Блок, Бунин, Ахматова. На базе модернизма в начале 20 столетия возникло такое течение как имажинизм.

  1. Пруцков Н. Литература конца XIX – начала XX века – Л.: Наука 1983
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов – М.: Паритет, 2009

Общая характеристика литературного процесса на рубеже 19 -20 веков. Основные направления и их особенности

Характерно сосуществование одновременно разных направлений. Модернизм, реализм вместе. Новое в рамках старого. Одинаковые темы звучат в творчестве писателей разных направлений. Вопросы о жизни и смерти , вере, смысле жизни, добре и зле . На рубеже XX апокалиптические настроения. И рядом с этим гимн человеку. 1903 г. Горький. Поэма в прозе «Человек». Ницше – кумир для Горького, Куприна и др. У него поднимаются вопросы о самоуважении, достоинстве и значимости личности. Куприн «Поединок». Интересен Фрейд, интерес к подсознанию. «Человек – это звучит гордо». Внимание к человеку. У Сологуба наоборот к маленькому человеку внимание. Андреев заставил воспринять мысли о гордом Человеке обыкновенного среднего обывателя и привёл его к осознанию невозможности жизни. Проблема личности. Поиск, вопросы о жизни и смерти на равных. Мотив смерти почти в каждом стихотворении. Поиски смысла и опоры в человеке, след-но встал вопрос о вере и безверии. К дьяволу обращаются не меньше, чем к Богу. Попытка понять, чего больше: дьявольского или божеского. Но начало века – это всё-таки эпоха расцвета. Высокий уровень искусства слова. Реалисты: Толстой, Чехов, Куприн, Бунин.

Писатели рассчитывали на думающего читателя. Открытое звучание авторского голоса у Горького, Блока, Куприна, Андреева. Мотив ухода, разрыва с домом, средой, семьёй у знаньевцев.

Издательство «Знание». Принципиально ориентировалось на реалистическую литературу. Существует «общ-во грамотных». Они занимаются распространением грамотности. Там работает Пятницкий. В 1898 из этого общества выделяется изд-во «Знание» по его инициативе. Сначала издают научные произведения. Общеобразовательную литературу.

Все издательства публиковали реалистические произведения. «Мир искусства» – первое модернистское изд-во . 1898 г. И одноимённый журнал. Организатор выпуска – Дягилев. Тут символисты до 1903, а потом у них журнал «Новый путь». «Скорпион» («Весы»)в Петербурге, «Гриф» («Золотое руно») в Москве.

«Сатирикон» и «Новый сатирикон». Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный, Бухов.

Общая характеристика литературы начала века. (более подробно, для прочтения)

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв . литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис“. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому , что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Читать еще:  Фигуры на постаменте памятника Карамзину в Ульяновске «расшифрованы»! Ко дню открытия монумента Николаю Карамзину. Brandergofer: Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный…

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений:

Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты- индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты “Гилеи”): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа “Мезонин поэзии”: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение “Центрифуга “: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия.

Реалистические издательства:

Знание (выпуск общеобразовательной литературы – Куприн, Бунин, Андреев, Вересаев); сборники; соц. Проблематика

Шиповник (Спб) сборники и альмахи

Слово (Москва) сборники и альманахи

Горький выпускает литературно-политический журнал «Летопись» (издв-во Парус)

«Мир искусства» (модернист. Искусство; одноименный журнал) – Дягилев основатель

«Новый путь», «Скорпион», «Гриф» – символист.

«Сатирикон», «Новый сатирикон» – сатира (Аверченко, С. Черный)

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Литература начала 20 века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

8. Литература начала 20 века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

А) Русская литература начала XX века: общая характеристика.

Б) Литературные направления

В) Своеобразие русского реализма начала 20 века.

А) Русская литература начала XX века: общая характеристика.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Б) Литературные направления

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты “Гилеи”): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Читать еще:  В чем жанровое своеобразие произведения медный всадник. Пушкин "Медный всадник": жанр и основная тема

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа “Мезонин поэзии”: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение “Центрифуга”: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с “года великого перелома”, когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

В) Своеобразие русского реализма начала 20 века.

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм – первое модернистское направление в русской литературе – резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма.

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда – появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм – термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев – в контексте пользы для человечества (“Мать” М. Горького, а впоследствии – большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса “Улисс”, а в русской литературе начала 20 века – повесть “Иуда Искариот” Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной (“Яма” А.И. Куприна, “Санин” М.П. Арцыбашева, “Записки врача” В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Источники:

http://odiplom.ru/lab/napravleniya-russkoi-literatury-konca-xix-nachala-xx-veka.html
http://studopedia.ru/1_8455_obshchaya-harakteristika-literaturnogo-protsessa-na-rubezhe—-vekov-osnovnie-napravleniya-i-ih-osobennosti.html
http://infourok.ru/literatura-nachala-veka-razvitie-hudozhestvennih-i-ideynonravstvennih-tradiciy-russkoy-klassicheskoy-literaturi-3571942.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии