0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассказ а франс служебная карьера. Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века

Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века.
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественный процесс рассматриваемой эпохи отмечен чертами переходности. Его изучение убеждает, что конец XIX — начало XX в. — важный, интересный и исключительно плодотворный этап в развитии мировой литературы. Он знаменует завершение классического этапа, романтизма и реализма, объемлющего примерно две трети XIX столетия. Рассматриваемый период — это постклассический этап реализма и одновременно своеобразный пролог к литературе XX в. Литература рубежа веков вобрала в себя предпосылки многих проблем, философско-эстетических идей и форм, которые получают развитие в следующем столетии. Происходит как обогащение постклассического реализма, так и рождение новых, оригинальных художественно-эстетических систем: натурализма, символизма, ипрессионизма, неоромантизма и заявивших о себе в начале 1900-х годов авангардистских школ. Сегодня не вызывает сомнения неправомерность противопоставления реалистической и «нереалистической» методологии; очевидно плодотворное взаимодействие реалистической, натуралистической, символистской и т. д. поэтики и стилистики в рамках художественной методологии многих признанных мастеров слова.

Разнообразные социально-исторические факторы в рассматриваемый период оказали глубокое влияние на характер литературного процесса: это меняющаяся структура капиталистического общества, урбанизация, промышленный рост, политические и классовые конфликты, рост рабочего движения, распространение реформистских и социалистических идей, образование колониальных империй, вооруженные конфликты, подготовившие Первую мировую войну, которая сыграла огромную роль в судьбе Европы, ее культуры и литературы.

Новые исторические реалии, революционные открытия в различных областях знаний (Ч. Дарвин, З. Фрейд, К. Бернар, А. Эйнштейн, У. Джеймс и др) обогатили проблематику и тематику словесного искусства, саму концепцию человека. Философские, психологические и социальные теории (О. Конт, И. Тэн, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Г. Спенсер и др.) активно усваивались многими писателями, определили их мировидение и эстетику.

Среди глубинных тенденций, проявившихся в рассматриваемый период, — тесная связь литературы с общественной жизнью, с духовно-культурным климатом. Возросла гражданская активность писателей, не раз возвышавших голос в защиту социальной справедливости, демократии, осуждавших войну (Э. Золя, А. Франс, Р. Роллан, Г. Манн, М. Твен, Дж. Лондон). Органично и многообразно проявилось взаимодействие литературы с другими видами искусства: живописью (Э. Золя, Г. де Мопассан, О. Уайльд), музыкой (Р. Роллан, Т. Манн, Б. Шоу и др.).

Более того, писатели не просто обогащают свою поэтику, «интегрируя» в нее элементы других видов искусства, но и выступают как искусствоведы. Это особенно ценно, ибо художникам слова изнутри близка психология, природа творческого труда. Роллан пишет музыковедческие исследования о Бетховене, об итальянской опере; Шоу — о новаторстве композитора Рихарда Вагнера; Рильке — о скульптуре Родена, Верхари — о полотнах Рубенса и Рембрандта. Ибсен, Шоу, Роллан много внимания уделяют театроведческим проблемам. Томас Манн создает труды философско-культурологического характера, Метерлинк — натурфилософские исследования (о муравьях, пчелах), Анатоль Франс публикует двухтомник, посвященный исторической личности — Жанне д’Арк. Писатели активно обращаются к теме искусства, к образам людей творческого труда: литераторам, живописцам, музыкантам, к их исканиям и нелегким судьбам. Даже ибсеновский Бранд не столько пастор, сколько по своему психологическому облику — художник. Среди наиболее выразительных образов — гениальный композитор Жан Кристоф (одноименный роман Роллана), живописец Клод Лантье («Творчество» Золя), мастер литья Генрих («Потонувший колокол» Гауптмана), архитектор Сальнее («Строитель Сальнее» Ибсена), изумительный резчик по дерену — роллановский Кола Брюньон; художники — Родерик Хадсон из одноименного романа Джеймса, Юджин Витла, герой «Гения» Драйзера, Рубек из «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Ибсена; трудно пробивающийся к признанию Мартин Иден, во многом напоминающий своего создателя Джека Лондона. Перечень этот может быть продолжен.

В созданной литературой рубежа веков богатейшей характерологии персонажей, принадлежащих к разным группам и сословиям, заметно возросла роль тех, кто относится к научной сфере. Это ученые-гуманитарии Сильвестр Боннар, профессор Бержере (у Франса), гениальный ученый Гриффин («Человек-невидимка» Уэллса), люди интеллектуального труда, подобные Маттиасу Клаузену («Перед заходом солнца» Гауптмана).

Озабоченность проблемами искусства, путями его развития, поисками новых средств художественной выразительности, отвечающих вызовам эпохи, обусловила то, что практически все рассмотренные нами писатели включаются в живые дискуссии по актуальным вопросам развития литературы, эстетики, философии. Литературная критика, труды теоретического и эстетического характера, составляют, как правило, значительную и неотторжимую часть их наследия. Вспомним фундаментальные работы Золя, теоретика натурализма, имевшие общеевроепейский резонанс; блестящие образцы писательской критики Анатоля Франса; глубокие эссе по вопросам писательского мастерства, по этике и стилистике, а также проблемам романного жанра Генри Джеймса; эссеистику и публицистику Генриха Манна, пронизанную пафосом защиты культуры и свободы, гражданской ответственности писателя; смелые выступления Драйзера — поборника литературы, не приемлющего любые формы «украшательства» и фальши, отстаивающего идеалы жизненной правды. О природе искусства и творчества размышляют и своих стихах и стилях Рембо, Верлен, Малларме, Верхарн, Рильке. Интерес к таким новаторским течениям, как натурализм, символизм, импрессионизм, авангардистские школы (о которых написано за последние годы немало серьезных трудов), объективная оценка их вклада (явно недооценного «доперестроечным» литературоведением) не должны, однако, вести к другой крайности — умалению достижений реализма на новом историческом этапе. Важно иметь в виду следующее обстоятельство. Далеко не всегда правомерно отнести писателя, особенно большого художника слова, к строго определенному литературно-эстетическому течению в «чистом виде», даже если он открыто декларирует свои эстетические позиции. (Вспомним при этом, что в нашем литературоведении 1950— 1970-х годов некоторые писатели Запада, близкие нам в идейном плане, но связанные с нереалистическими школами, «подтягивались» к реализму.)

Читать еще:  Кому на руси жить хорошо поговорки. Пословицы и поговорки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Необходимо учитывать эволюцию конкретного писателя, перемены в его художественной методологии, своеобразие историко-литературного процесса на определенном этапе, а главное — мировидение, систему образов, особенности сюжетосложения, поэтики, стилистики рассматриваемого произведения. И тогда становится очевидным, что Золя, теоретик натурализма, далеко не всегда следовал в художественной практике своим теоретическим установкам. Декларируя «надпартийность» искусства и художника, он в цикле «Ругон-Маккары» не только проиллюстрировал теорию наследственности, но и дал реалистическую, критическую картину Второй империи; в период же дела Дрейфуса заявил о себе как «ангажированный» художник, гуманист, поборник справедливости. В романе Золя ярко представлено именно реалистическое начало, соединенное, однако, с натуралистическими элементами. Драйзер, художник-реалист, в своих романах интерпретирует некоторые образы в духе философии натурализма. Верлен, которою обычно относят к символистам, отдает в своих стихах дань импрессионизму, В своих пьесах Гауптман предстает то натуралистом («Перед заходом солнца»), то символистом («Потонувший колокол»), то реалистом-психологом («Перед заходом солнца»).

Литературные течения и школы, такие как реализм, натурализм, символизм, импрессионизм и др., представленные нередко своими национальными вариантами, играли неоднозначную роль в разных литературах — французской, английской, немецкой, австрийской и т. д. Так, натурализм к США, подвергавшийся грубым нападкам «охранительной» критики, играл глубоко положительную роль (в творчестве С. Крейна, Ф. Норриса, Т. Драйзера и др.), отстаивая нелицеприятную суровую правду и будучи направлен против «традиции утонченности», лакировки действительности.

Важнейшее значение в литературном процессе на рубеже веков приобрел «русский фактор». В последней трети XIX в. обозначился качественно новый этап русско-зарубежных связей. 1870 — 1880-е годы отмечены своеобразным «бумом» переводов русских авторов, прежде всего Толстого, Достоевского, Тургенева. Их романы были встречены с большим интересом и собратьями по перу, и широким кругом читателей. И дело не только в том, что на Западе появились серьезные работы о русской классике, среди авторов которых были такие имена, как критик Георг Брандес, писатели Мопассан, Золя, Франс, Роллан, Генри Джеймс, Голсуорси, Генрих и Томас Манны и многие другие. Главное то, что открытие «национального образа мира», новой проблематики, философии и стилистики, которые явила русская литература, отвечали духовной и эстетической потребности западного общества. Русские писатели Толстой и Достоевский были и примером и стимулом, вдохновлявшим на поиски новых путей в словесном искусстве. С Толстым и Достоевским и литературу влился самый поток жизни, пришли новые герои, духовно активные, озабоченные не только материальным преуспеванием, карьерой, но ищущие правду и высокие жизненные цели. С русской литературой на Запад пришло большое искусство, при всем своем национальном своеобразии оно было исполнено общечеловеческого пафоса, выдвигало глубинные проблемы, которые заботят любого человека.

Диалог культур носил многосторонний характер. Тургенев влиял на Джеймса; вместе с Флобером он был одним из учителей Мопассана, Толстой был духовным спутником Роллана на протяжении всей его жизни. Самые лестные оценки русских классиков находим мы у Франса и Томаса Манна, Голсуорси и Стриндберга, Гамсуна и Драйзера. В свою очередь, русские классики, столь значимые для писателей Запада, брали на вооружение их опыт. Чехов-драматург опирался на достижения Ибсена и Гауптмана, а также такого мастера «малой формы», как Мопассан. Углубились, расширились в этот период и непосредственные контакты (встречи, переписка) между русскими и зарубежными писателями. Многие художники «серебряного века» — Блок, Брюсов, Горький, Гумилев, Волошин, Мандельштам и другие оставили интересные проницательные суждения о своих современниках — западных мастерах слова.

Литературная панорама рубежа веков отличается исключительным разнообразием литературных жанров, форм, стилей — от традиционных до новаторских и экспериментальных.

Роман, достижения которого особенно впечатляют, представлен широчайшим спектром жанровых разновидностей: социальный, социально-психологический (Мопассан, Голсуорси, Гам-сун), «музыкальный» (Р. Роллан), философский (А. Франс), сатирический (Г. Манн), интеллектуальный (Т. Манн), утопический (Г. Уэллс), роман-парабола (О. Уайльд) и др. Качественно новую веху в истории мировой драматургии и театра ознаменовали нетрадиционные, оригинальные пьесы Ибсена, Гауптмана, Метерлинка, Стриндберга, Шоу, О’Нила, Роллана (в России в это время появляются новаторские пьесы Чехова, Горького, Андреева). Произведения этих выдающихся и разнообразных по стилистике мастеров, представлявших в совокупности то, что называют термином «новая драма», — сегодня золотой фонд мирового театрального репертуара. Наряду с «новой прозой» и «новой драмой» рубеж веков — пора становления «новой поэзии», в основе которой лежала преимущественно поэтика и стилистика символизма (Верлен, Всрхари, Рильке, Апполинер и др.).

В рамках национальных литератур заявляют о себе художники мирового масштаба (Ибсен, Гамсун в Норвегии, Верхарн, Метерлинк в Бельгии, Стриндберг в Швеции, Рильке в Австрии, Сенкевич в Польше и др.). Они подняли литературы этих стран на самый высокий европейский уровень.

Жесткие хронологические рамки рассматриваемого периода не позволяют объять многообразие как литературного процесса в целом, так и конкретных писательских индивидуальностей. Но материал учебника помогает приобщить студента к таким сложным понятиям, как декаданс, модернизм. После Первой мировой войны продолжали плодотворно трудиться Б. Шоу, Г. Уэллс, Р. Роллан, Т. Манн, Г. Манн и ряд других писателей. Для М. Метерлинка, Р. Киплинга, К. Гамсуна, Г. Гауптмана пик достижений относится к довоенной эпохе.

На исходе XIX — в начале XX века, особенно в 1910-е годы, происходит формирование модернизма — эстетической концепции, давшей наиболее яркие художественные плоды в период между двумя мировыми войнами. Подробно он рассматривается уже в курсе зарубежной литературы XX века. Мы лишь отметим, что в сложном, не до конца разработанном вопросе о генезисе модернизма преобладает точка зрения, согласно которой он, являясь противоположностью традиционным реалистическим формам, пересматривал их. Претендуя на новаторство, разрыв с прошлым искусства, модернизм вырастает из таких течений, как символизм, импрессионизм, «новая драма» и «новая поэзия», из авангардистских школ (кубизм, футуризм, имажинизм и др.). Модернизм питается философскими и психологическими идеями У. Джеймса, З. Фрейда, А. Бергсона, К. Юнга, концепциями пространства и времени, вытекавшими из открытий А. Эйнштейна. Для модерниетоп, существенно обновивших арсенал художественных средств, характерно ощущение катастрофичности бытия, алогизма законов мироздания, тотального одиночества и бессилия человека, «атомизация» его сознания,

Читать еще:  Основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве. В помощь школьнику

В канун Первой мировой войны выступили крупные, оригинальные художники слова, новаторы, мэтры модернизма, философско-эстетические искания которых оказали существеннейшее влияние на литературный процесс XX столетия. В 1910-е гг. создает свои романы и новеллы (и среди них «хрестоматийное» «Превращение», 1912) Франц Кафка (1883— 1924), Активно трудится над своей многотомной, отмеченной психологическими открытиями эпопеей «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст (1871—1922). Сборник новелл «Дублинцы» (1914) и роман «Портрет художника в юности» становятся вехами на пути создании одного из «знаковых» произведений минувшего столетия, романа «Улисс» (1922). В 1910-е гг. появились стихи Т. С. Элиота (18S8— 1965) (позднее признанного лидера англоязычной поэзии), ставшие прологом его новаторской философско-аллегорической поэмы «Бесплодная земля» (1922). В ней отразились настроения безверия, опустошенности как важные приметы духовной атмосферы послевоенной Европы; в них Т. С. Элиот видел проявления глобального кризиса западной цивилизации, На переломе веков вышли на литературную арену Герман Гессе, Д. Г. Лоуренс, Андре Жид, Роберт Музиль, художники, разделявшие некоторые аспекты художественной философии модернизма. К достижениям последнего относятся обогащение мифопоэтики, концепции изображения действительности с помощью примера «потока сознания», раскрытие глубинных сторон личности в свете фрейдистского психоанализа. Вместе с тем необходимо не констатировать неправомерность проведения четкой «разграничительной линии» между реализмом и модернизмом, а, напротив, иметь в виду их взаимодействие, взаимопроникновение, о чем спидетельствует творчество таких великих мастеров, как Томас Манн, Уильям Фолкнер, Юджин О’Нил. Нам предстоит не раз убеждаться в том, как эти художники определяли эстетический климат минувшего столетия.

В целом художественно-эстетический опыт больших мастеров словесности на рубеже XIX—XX вв. богат, многообразен и плодотворен. Мы будем еще не раз к нему обращаться, изучая последующие этапы истории мировой литературы

Рассказ а франс служебная карьера. Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века

Максим Иванович Жук

История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: учеб. пособие

Изучение зарубежной литературы конца XIX – начала XX века представляет определенную сложность для студентов. В эту переломную, во многом кризисную эпоху зарождаются и развиваются различные тенденции, характерные для литературы Новейшего времени: поворот к углубленному психологизму, интеллектуализация литературы, ассимилирование разных философских теорий, новаторские изменения в поэтике. Рубеж XIX и ХХ веков отличает крайняя пестрота литературного процесса, тесное переплетение традиционных и новаторских элементов в искусстве. Сложность изучения этого периода заключается и в его сравнительно малой исследованности в целом и отдельных литературных явлений (например, неоромантизма) в частности, а также в многоаспектности теоретических проблем (природа и эстетическая сущность декаданса, эстетика символизма и натурализма).

Эти обстоятельства обусловили необходимость появления учебного пособия, которое помогло бы студенту сориентироваться в сложном и объемном материале курса, акцентировать внимание на проблемных темах, необходимой учебной и научной литературе, развить навыки филологического анализа.

В учебное пособие включены материалы, необходимые для работы в течение семестра. Во введении к курсу даются характеристика историко-культурного развития эпохи конца XIX – начала ХХ века, обзор основных философских направлений, определяется специфика литературного процесса и основных литературных течений данной эпохи. Пособие содержит темы лекционных и практических занятий, списки художественной, учебной и научной литературы, а также хрестоматию историко-литературных материалов и исследовательских работ.

Основные тенденции развития историко-литературного процесса в конце XIX – начале XX века

Конец XIX – начало ХХ века, так называемый рубеж веков, – особый исторический этап в развитии западного общества, культуры и литературы. В эту переломную эпоху возникают и развиваются многие явления, которые повлияют на ход историко-культурного процесса ХХ века. Хронологическими границами рубежа веков считается период с начала 70-х годов XIX века до конца 10-х годов ХХ века.

Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к

XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Как известно, изменения в искусстве происходят тогда, когда меняется сознание человека и общества. Для того чтобы сложилось искусство ХХ века, была необходима трансформация мировоззрения общества, менталитет Х1Х века должен был уступить место сознанию ХХ столетия. Периодом формирования нового сознания и, соответственно, нового искусства ХХ века стал рубеж веков.

Можно выделить основные историко-культурные черты, определяющие специфику эпохи рубежа XIX—ХХ веков.

Прежде всего историю, культуру и искусство этого периода характеризует переходность. Возникают и начинают развиваться многие явления, которые окажут влияние на ход истории и развитие литературного процесса ХХ века. Появляются предпосылки для возникновения таких исторических реалий ХХ столетия, как Первая и Вторая мировые войны, фашизм, коммунизм. Многие политические, социальные и экономические конфликты начинают складываться именно на рубеже веков. Тогда же постепенно формируются элементы такого явления искусства ХХ века, как модернизм, и его отдельных течений – сюрреализма, экспрессионизма, футуризма и других.

Еще одна важная черта рубежа веков – парадоксальность[1]. Историко-культурное движение рубежа веков неоднозначно, двойственно.

С одной стороны, в конце XIX – начале ХХ века происходит обновление всех видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы). Ускоренным темпом идет развитие технического прогресса, появляется большое число новых изобретений, которые способствуют облегчению человеческого труда и жизни: динамо-машина, динамит, железобетон (1867), электрическая лампа (1874), телефон (1876), радио (1893), беспроводной телеграф, кинематограф, рентгеновский луч (1895), вертолет (1905). В 1887 г. открывается первая линия электрического трамвая, в 1903 г. появляется первый конвейер для сборки автомобилей, совершается первый полет аэроплана братьев Райт, в 1905 г. – первая неоновая реклама и т.д.

Читать еще:  Печорин и водяное общество сжатое содержание. Печорин и «водяное общество» для раскрытия идейного смысла романа

Как следствие активного развития прогресса на рубеже веков состоялись грандиозные, с точки зрения технического обновления, события: сооружение в Нью-Йорке Бруклинского моста (1883), открытие в нью-йоркской гавани статуи Свободы (1886), возведение в Париже Эйфелевой башни (1889), прокладка трансатлантического кабеля (1904), строительство в 1904—1914 гг. Панамского канала и др. Новые географические достижения стирают последние «белые пятна» на карте земного шара: в 1908 г. люди достигли Северного полюса, в 1911 г. – Южного.

С другой стороны, на рубеже веков мир делится на сферы влияния между крупными капиталистическими странами (Англией, Францией, Германией, США, Россией). Как следствие этого ведутся постоянные войны, в которых сталкиваются экономические интересы разных государств, претендующих на роль политического и экономического лидера. Это череда локальных войн: франко-прусская (1870—1871), русско-турецкая (1877—1878), японо-китайская (1894—1895), испано-американская (1898– 1899), русско-японская (1904—1905), итало-турецкая (1911 – 1912), балканские войны (1912—1913) и как своеобразный итог процесса – Первая мировая война (1914—1918). К этому следует добавить большое количество колониальных войн, целью которых был захват новых экономических ресурсов (месторождений полезных ископаемых, плодородных земель и т.д.). Так, Франция в 1890-х годах захватывает колонии в Африке, Западном Судане, Мадагаскаре, Марокко; Англия в конце XIX века ведет колониальные войны в Центральной Африке, Египте, Судане. Нередко захваты колоний вызывали вооруженные конфликты между странами-конкурентами. Характерный случай: Германия спровоцировала серьезные столкновения в Трансваале с Англией (1896), в Марокко с Францией (1905 и 1911).

Постоянное политическое и экономическое противостояние стран-конкурентов сопровождалось и социальными конфликтами, вызванными ростом капиталистических отношений. Характерные явления этого времени – забастовки (например, Пуллмановская забастовка – 1894), восстания рабочих (шахтерское восстание в Бельгии – 1886, Хеймаркетский бунт – 1886), революции (русские революции – 1905, 1917; мексиканская революция – 1910—1917; буржуазно-демократическая революция в Китае – 1911; Ноябрьская революция в Германии – 1918).

Таким образом, парадоксальность, неоднозначность бурного историко-культурного развития эпохи рубежа веков (искусства, науки и техники) заключается в том, что оно происходило параллельно с многочисленными политическими, социальными и экономическими конфликтами, а нередко было и взаимосвязано с ними. Искусство и наука оказались бессильными оказать позитивное влияние на западно-европейскую цивилизацию, удержать общество от катастрофы. Более того, технический прогресс способствовал нарастанию напряженности между конкурирующими державами.

Под влиянием социально-исторических процессов в европейском обществе рубежа XIX—XX веков складывается особого рода духовная атмосфера, которую принято обозначать термином «синдром конца века», или fin de siécle (фр.)[2]. Это мироощущение характеризуется чувством неуверенности в будущем, ощущением тревоги, предчувствием грядущей катастрофы.

Томас Манн, крупнейший немецкий писатель ХХ века, писал о трагическом смысле выражения fin de siécle, ставшего очень популярным в европейском обществе рубежа веков: «это была формула близкого конца, сверхмодная и претенциозная формула, выражавшая чувство гибели определенной эпохи, а именно – буржуазной эпохи».

Под парадоксом (от др. – греч. paradoxos – неожиданный, странный, противоречащий обычному мнению) понимается рассуждение или сообщение, которое в границах логических понятий не может быть признано ни абсолютно истинным, ни абсолютно ложным. (Пример парадоксального изречения: Кто всегда выходит сухим из воды, тот никогда не бывает чистым. В первичном восприятии это утверждение кажется неверным (т.е. ложным), но после расшифровки языковой игры оно воспринимается как истинное.) Под парадоксальностью понимается двойственность, множественность, неоднозначность свойств того или иного объекта или явления.

Другой вариант этого термина: нем. Jahrhundertwende (поворот столетий).

История зарубежной литературы конца XIX — начала XX вв.

Семестр

Программа курса

Общая характеристика зарубежной литературы конца 19 – начала 20 вв.Проблема хронологических границ изучаемого периода. Ф.Ницше как выразитель кризисного состояния европейской культуры рубежа веков. «Переоценка всех ценностей» в трудах Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра», «Антихрист». Литературный процесс на рубеже 19-20 вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа 19-20 вв.

Реализм рубежа 19-20вв.: социально-психологическая линия. Творчество Мопассана, традиции Флобера в романе «Жизнь», традиции Бальзака, Гонкуров и Золя в «Милом друге», обращение Мопассана к исследованию «чистой психологии» в романе «Пьер и Жан». Поздний Мопассан («Сильна как смерть», «Наше сердце») Мопассан-новеллист. Мопассан и русская литература. Творчество Драйзера. Влияние философии Спенсера на писателя. Бальзаковские традиции и мотивы в романе «Сестра Керри». Изображение американского общества в романах «Дженни Герхардт», «Американская трагедия».

Социально-философская линия реализма. Общая характеристика, ведущие представители социально-философского реализма. А.Франс. «Преступление Сильвестра Боннара» — первый опыт философского романа в творчестве писателя. Новый тип героя-интеллектуала в романе. Поэтизация интеллекта и философского размышления в романе «Таис». Скептицизм Франса, усиление пессимистических мотивов в творчестве на рубеже 80-90-х годов (книга «Сад Эпикура»). Роман-хроника «Современная история» и роман-памфлет «Остров пингвинов». Г.Ибсен. Жизнь и творчество. Г.Ибсен – родоначальник «новой драмы». Пьеса «Пер Гюнт»: место пьесы в творчестве драматурга, проблема личности в пьесе. Образ Пера Гюнта. Проблема национальной романтики и трактовка фольклорных мотивов в драме. Пьеса «Кукольный дом»: сущность конфликта в драме, особенности ретроспективной композиции, действие внешнее и внутреннее, этапы эволюции Норы, открытый финал драмы. Б. Шоу. Эстетические взгляды писателя. Влияние Ибсена на Шоу. Основные циклы пьес Шоу. «Дом, где разбиваются сердца» как драма-дискуссия: смысл подзаголовка, тема английской интеллигенции, особенности поэтики.

109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/gilenson-izl-xix-xx-vek/zaklyuchenie.htm
http://www.litmir.me/br/?b=211088&p=10
http://studopedia.ru/12_13787_istoriya-zarubezhnoy-literaturi-kontsa-XIX—nachala-XX-vv.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector