1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа с пословицами на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе. Пословицы, поговорки и изречения народов мира

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Статья содержит рекомендации по работе с пословицами на уроках литературного чтения в 1 — 4 классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №40

Виды работ с пословицами на уроках

учитель начальных классов

Михайлова Елена Юрьевна

Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.

Пословицы и поговорки – краткие народные изречения с назидательным смыслом, народные афоризмы – позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.

Подбор пословиц разной тематики для работы на уроках литературного чтения в 1 классе:

Родная земля- матушка, чужая сторона- мачеха.

Всякому мила своя сторона.

Жить — родине служить.

Родина-мать, умей за неё постоять.

С родной земли — умри, не сходи.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без родины, что соловей без песни.

Друг за дружку держаться – ничего бояться.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

Согласную семью и горе не берёт.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

При солнышке тепло – при матери добро.

Материнская ласка конца не знает.

На свете всё сыщешь, кроме отца с матерью.

Мир не без добрых людей.

Доброе век не забудется.

На чужое горе не радуйся.

Как аукнется, так и откликнется.

О смелости и трусости

У страха глаза велики.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Трус собственной тени боится.

Бежит, словно под ним земля горит.

Правда дороже золота.

Правда что шило – в мешке не утаишь.

Честный правды не боится.

Раз солгал, навеки лгуном стал.

На воре шапка горит.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Без муки нет и науки.

По верхам хватать, свой ум потерять.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения во 2 классе.

1.Состав из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.

Учиться, пригодиться, смолоду, навек.

2.Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».

Где терпенье, там и уменье.

Всякому мила своя сторона.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

3.Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Один за всех, все за одного.

4.Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию6

«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель,

но одна у человека родная мать – одна у него родина».

Жить – родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Всякому мила своя сторона.

5.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:

Если хочешь пить

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

6.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.

Без труда не вытащишь… дело огнём горит.

В умелых руках… так и не будет скуки.

Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.

7.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 3 классе.

1.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк» , и объясни её смысл.

Любишь брать, люби и отдавать.

Как поживёшь, так и прослывёшь.

Чужим умом жить – добра не нажить.

2.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век живи – век учись», и объясни её смысл.

Хорошие дети – отцу и матери утешенье.

Рука победит одного, знания поборют тысячи.

3.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Каждому слову своё место», и объясни её смысл.

Твоими бы устами да мёд пить.

Много видит, да мало смыслит.

Вода и камень долбит.

4.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Без дела жить – только небо коптить», и объясни её смысл.

Не тот батюшка, кто родит, а тот, кто уму-разуму научит.

Поехал за море телёнком, вернулся бычком.

Муравей не велик, а горы копает.

5.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясни её смысл.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Ешь, пей, да дело разумей.

Лучше поздно, чем никогда.

6.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясни её смысл.

Кто сам плут, тот другим не верит.

Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.

Иное зло и терпеньем одолеть можно.

7.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Смелость города берёт», и объясни её смысл.

Прыткий на ноги, да на смекалку слаб.

Худой солдат, который не надеется быть генералом.

Всякий трус о храбрости беседует.

8.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело на век», и объясни её смысл.

Доброе дело само себя хвалит.

Бежит, словно земля под ногами горит.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

9.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Жадность покою Лютый враг»,и объясни её смысл.

Гнева не пугайся, а ласку не пугай.

Берут завидки на чужие пожитки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

10.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Не всё то золото, что блестит», и объясни её смысл.

Одна ласточка весны не делает.

Личиком белёнок, да душой черненок.

11.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век долог, всем полон», и объясни её смысл.

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

Легко начать, да не легко кончить.

Пословица недаром молвится.

12.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясни её смысл.

Читать еще:  Н и козлов философия сказки. Любовь к Богу или любовь к Людям? О женщинах с любовью и грустью

Чужим умом жить – добра не нажить.

На словах одно, а на деле другое.

И старость не страшна, коли молодые помогут.

13.Выбери пословицу, относящуюся к теме «На что клад, коли в семье лад», и объясни её смысл.

Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

После дела гуляй смело.

Согласную семью и горе не берёт.

14.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Все за одного- один за всех», и объясни её смысл.

По прутику всю метлу переломать можно.

Кулаком победишь одного, а умом тысячи.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

15.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай»,и объясни её смысл.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Доброе дело – правду говорить смело.

16.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнёшь», и

объясни её смысл.

Старый ворон не каркает даром.

Пчела мала и та работает.

На добрый привет и добрый ответ.

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 4 классе.

1.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.

Словами горю не поможешь.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Где счастье, там и радость.

Человек не для себя родится.

Всякому мила своя сторона.

2.Составь мини-рассказ по пословице

Береги землю родимую, как мать любимую.

Не плюй колодец, пригодится воды напиться.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Дракою прав не будешь.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Мир не без добрых людей.

Враньё не введёт в добро.

Наскоро делать – переделывать.

3.Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и ироничные.

Работа с пословицами на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе

Наш педагогический коллектив работает по УМК «Гармония»; литературное чтение мы ведем по программе и учебнику О.В.Кубасовой. Наша прогимназия третий год является городской экспериментальной площадкой по теме «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников»; в рамках этой площадки мы расширяем и углубляем работу над словом, предложением и текстом как на уроках языковых, так и неязыковых предметов в начальной школе. В данной статье я расскажу о такой работе, связанной и с традиционными, и с новыми видами использования русских (и иностранных) пословиц на уроках литературного и внеклассного чтения и во внеурочной деятельности.

Если прислушаться сегодня к нашему повседневному языку, то часто можно почувствовать его шаблонность, невыразительность и неинформативность – «невкусность» для слуха. К сожалению, образцы серой, неинтересной, с неправомерным использованием англицизмов, а иногда и сниженной лексически речи мы слышим не только от обывателей, но и с высоких трибун.

Мы должны донести до наших учеников мысль о том, что во времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений свой путь к успеху необходимо начать с глубокого изучения родного языка, в котором веками накапливалась народная мудрость. Точно, кратко и метко выражена эта мудрость в пословицах. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию» [7].

Работа с пословицами обязательна на уроках литературного чтения; этому народному жанру традиционно уделяется большое внимание, так как он, как никакой другой, иллюстрирует красоту, богатство и мудрость языка. Дети высказывают своё толкование пословиц, большая работа ведётся над образностью пословиц, над пониманием их переносного смысла.

Но помимо обычных заданий (подберите к тексту, объясните смысл, запомните пословицу), я предлагаю детям ряд заданий, которые разнообразят и делают глубже и интереснее работу с пословицами и на уроках, и во внеурочной деятельности; способствуя обогащению детского словарного запаса, выразительности высказываемой мысли, а, значит, и развитию речи школьников.

I. Знакомя первоклассников с такими малыми жанрами, как «пословица» и «поговорка», в разделе «Устное народное творчество», я веду такой диалог с детьми.

– Когда возникли пословицы и поговорки? Этого точно до сих пор никто не знает. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Но до сих пор люди путают, называя пословицы поговорками, и наоборот. И чтобы нам разобраться в этом вопросе, воспользуемся помощью пословицы «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

Что значит слово «цветок»? Это что-то красивое и прекрасное, значит поговорка – это что-то красивое. Но мы не можем по отдельному цветку сказать, какой из него вырастет плод, следовательно, поговорка красива, прекрасна, но в ней ещё не совсем завершённая мысль. А о пословице сказано, что она ягодка; вспомним плоды земляники, смородины и т.д. А раз ягода – это плод, а плоды – это не просто красиво, но ещё и полезно, значит, она помогает людям понять главное, в ней есть оценка хорошему и плохому, то есть в ней содержится пусть и короткая, но законченная мысль.

Русские пословицы и поговорки годятся на все случаи жизни. Горе у тебя, радость ли, – всегда они дадут разумный совет, наставление, утешение или даже развеселят. И о ком бы или о чем в них ни говорилось, они всегда обращены к человеку.
Что позволило пословице сохраниться в веках? Краткость, ритмичность, частое использование рифмы.

II. В пословицах часто встречается много старинных слов, значения которых современным детям непонятны. Поэтому, прежде чем работать над пониманием смысла пословицы, я обязательно провожу лексическую работу над старинными словами, пользуясь различными словарями.
Например, в пословице «Один с сошкой, семеро с ложкой» надо выяснить значение слова «сошка» («сошка», «соха» – древнерусское деревянное орудие труда, которым пашут [5]).
А вот в пословице «Взялся за гуж, не говори, что не дюж» ребятам неизвестны слова «гуж» – (петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой. [5]), и «дюж» («дюжий» – здоровый, сильный, крепкого сложенья [4]). В словарной статье, поясняющей значение слова «гуж», городским детям также непонятны слова «хомут», «оглобля» и «дуга», поэтому и в этом случае, и в некоторых других подобных желательно показывать предметы, о которых идет речь, на картинке.
Между прочим, толкование самих устаревших слов дается в учебниках и в художественной детской литературе гораздо реже, чем это объективно требуется.

III. Количество пословиц (как и любых новых единиц знания), которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально – не более семи. Авторы детских учебников используют после прочтения текста литературного произведения и его анализа работу с пословицами далеко не всегда, где это уместно, или не в полном объеме. Например, к русской народной сказке «Лиса и журавль» (2 класс) в учебнике дана всего одна пословица: «За добро добром и платят», а можно расширить такую работу, используя следующие задания: найдите в тексте сказки слова, похожие на пословицу («Как аукнулось, так и откликнулось»), или какая из пословиц могла бы стать основной мыслью сказки: («Дружба заботой да подмогой крепка», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь»).

Читать еще:  Кого Дали поместил на телефонную трубку на одной из своих скульптур, варианты? Сюрреализм сальвадора дали в оригинальных восковых скульптурах, перевоплощенных в бронзу.

В разделе «Автор и его герои» во 2 классе, читая с детьми ряд произведений разных жанров, где главным героем является заяц, можно предложить детям сначала отгадать загадку («Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной? Кто стоит среди травы, уши больше головы?»), а отгадав, о ком пойдёт речь в следующих текстах, вспомнить знакомую пословицу «За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать», а потом познакомить с ещё несколькими малоизвестными, например, «Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь», «Заяц не трус, он себя бережет», «Без собаки зайца не поймать» и, конечно, раскрыть их содержание.

Образ великого и могущественного светила Солнца занимает важное место в русской фразеологии; русские пословицы подтверждают тесную духовную связь с ним человека. При знакомстве со сказкой Николая Сладкова «Медведь и Солнце» (2 класс) можно затронуть эту тему, задав ребятам вопрос «Отчего же Медведь, поспорив со снегом и водой, не стал спорить с Солнцем?» После ответов детей можно сообщить, что в русском народном творчестве пословицы обычно упоминают о Солнце с положительной стороны: оно является в них символом любви, добра («При солнышке тепло, при матери добро»), красоты, мудрости («Мир освещается солнцем, а человек – знанием»), правды («Солнце не закроешь, а правду не скроешь»).

IV. Начиная со 2 класса, на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с некоторыми художественными приёмами. При встрече с приемом «сравнение» в разделе «Слова, слова, слова» я также использую в качестве материала и пословицы.

Знакомство со сравнением начинается с чтения стихотворений Р. Сефа «Кактус» и «На свете все на все похоже. ». После прочтения стихов дети находят в тексте, что у кактуса и ежа есть иголки, и этим они похожи, что змея похожа на ремешок из кожи, луна – на огромный круглый глаз, журавль – на подъемный кран и т.д. Здесь можно использовать задание: восстановите пословицы, подобрав к ним из справочного материала соответствующие сравнения. Например, «Друг неиспытанный, что. » («орех не сколотый»); «Дурную славу нажить, как. » («пить попросить»); «Красавица без ума, что. » («кошелёк без денег»). А позднее учащимся можно усложнить задание, предложив сочинить свою пословицу, придумывая свое сравнение:например, «ласковое слово, что. » («теплое солнышко», «весенний день», «мамина любовь», «добрый взгляд», «ясная погода» – все эти сравнения принадлежат детям). Такие задания также можно использовать и при разборе лирических стихотворений.

V. Популярен на наших уроках литературного чтения и такой вид задания, как подбор к изучаемому произведению подходящей пословицы. Анализ пословиц и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать основную идею произведения, значение заглавий.

Например, при работе над рассказом Н.Н. Носова «На горке» (3 класс) можно предложить найти эпизоды из произведений, соответствующие пословицам: «На всякое хотенье есть терпенье», «Поспешишь – людей насмешишь», «Умел ошибиться, сумей и поправиться». Первой пословице соответствует та часть рассказа, где говорится о желании Котьки покататься с горки. Ко второй пословице – эпизод, где Котька испортил построенную ребятами горку, а третья – где товарищи заставили Котьку исправить испорченную горку.

К рассказу Б.Житкова «Храбрый утенок» можно предложить пословицы «У страха глаза велики», «Смелость города берет». Первой пословице соответствует эпизод, где утята боятся стрекозы и прячутся в траву, а второй – где маленький утенок Алёша спасает своих соседей от налетов этой стрекозы. Аналогичную работу можно провести и с произведениями В.Ю.Драгунского, и В.А.Осеевой, и Н.М.Артюховой и т.д.

VI. Такой вид работы, как нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их функции хорошо известен в методике преподавания литературного чтения в начальной школе. Я расширяю рамки такой работы. Богатый материал для таких наблюдений дают произведения, изучаемые на уроках внеклассного чтения.

Например, на страницах книги В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» мы встретились с пословицами «Не все то золото, что блестит» – так говорила Оле бабушка, и девочка в этом убедилась, когда побывала в красивом городе со сверкающими каретами, зеркалами. Зеркала красивые, но они кривые, и жизнь у бедных людей тяжелая. «Поспешишь – людей насмешишь» – часто повторял Оле отец.

В сказочной повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» мы нашли пословицу «Утро вечера мудренее». Она прозвучала в момент, когда вещи для переезда на новую квартиру семья Вольки решила переносить утром. Еще была найдена другая пословица в эпизоде, когда Хоттабыч сказал жадному итальянскому инспектору такие слова: «Мудрость учит, что тот, кто судит о людях по одежде, часто ошибается». Волька в этот момент вспомнил, что сейчас об этом говорят так: «Встречают по одежке, провожают по уму».

Пословицы нам встретились и в книге Джанни Родари «Приключения Чиполлино». «В своем доме и стены помогают» – сказал кум Черника, думая о своей каштановой скорлупе, когда его попросили пожить в доме кума Тыквы, охраняя его.«Век живи – век учись! Мир тесен – может быть, мы еще встретимся», – думал Чиполлино о Кроте, и они действительно встретились еще много раз. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», – сказал синьор Помидор мастеру Виноградинке и сыщик мистер Моркоу – маленькому Фасолинке.

Но недостаточно только найти в текстах пословицы, важно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в тексте – пословица часто иллюстрирует главную мысль какого-то отрывка.

VII. В последнее время одной из наиболее актуальных во всем мире стала тема толерантности, которая предполагает уважение к культурам и языкам других народов, а также к самим представителям иных культур.

На уроках литературного чтения дети знакомятся с таким жанром народного творчества как сказка, которая позволяет расширить представления детей о самых разных нравственных качествах: доброте, смелости, взаимопонимании. Читая сказки разных народов, мы также обращаемся и к пословицам, работа с которыми дает возможность воспитания у учащихся толерантности.

Например, после прочтения африканской сказки «Лентяйка» проводится работа с африканской пословицей «Даже самый красивый платок не может утолить голод», и китайской «Не суди о человеке по его внешности», которые точно выражают основную мысль данной сказки. После чтения английской сказки «Женщина, которая жила в бутылке» идет знакомство с казахскойпословицей «Жадность подталкивает на подлость», арабской«Жадность пользы не приносит» и русской «Много желать – добра не видать». А вот к русской народной сказке «Как мужик гусей делил» можно предложить русскую пословицу «Голь на выдумки хитра», азербайджанскую «Одного богатства мало, чтобы стать человеком» иабхазскую «Для нищего незнакомых тропинок нет».

Делаем вывод: и сказки, и пословицы разных стран дают людям одинаковые уроки о том, что нужно быть добрым, трудолюбивым, щедрым, находчивым, что плохо быть ленивым, злым, трусливым. Практически к каждой русской пословице можно подобрать аналог в фольклоре других народов, значит, в культурах всех народов есть что-то общее, и это общее ярко проявляется в таком жанре устного народного творчества, как пословица.

Читать еще:  Что является заголовком сказки. Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Обобщить работу по чтению сказок разных народов можно, предложив задание:к каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Работа с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальных классах

Образцы страниц

Содержание

Введение

В настоящее время, наряду с развитием технологий, информация хранится и передается разными способами. Но по-прежнему самым простым и всем доступным способом передачи опыта является язык. Существует множество жанров народного творчества, но самыми информативными и интересными из них являются поговорки и пословицы. Несмотря на свою ёмкость и краткость они наполняют нашу речь яркостью и выразительностью, неся при этом определенную смысловую нагрузку. (17)

А. Н. Толстой очень ярко и точно отразил особенности этого бессмертного жанра фольклора: «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов». (18)

Актуальность данной темы состоит в том, что в современной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей школьников. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы, поэтому так важно использовать их на уроках. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К. Д. Ушинского о том, что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными. (19)

Объектом исследования являются пословицы и поговорки в системе образования.

Предметом исследования является работа с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальных классах.

Цель работы заключается в выявлении приемов работы над пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальных классах.

  • рассмотреть пословицы и поговорки как жанры устного народного творчества;
  • выявить педагогическую ценность пословиц и поговорок.
  • изучить различные приёмы работы над пословицами и поговорками в начальной школе.
  • провести сравнительный анализ учебников по литературному чтению.
  • разработать конспект урока.

В ходе работы были использованы следующие методы: сравнение, анализ.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Пословица и поговорка как жанры устного народного творчества

Устное народное творчество своей историей уходит в глубокую древность. Это связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. К малым жанрам устного народного творчества относятся частушки, поговорки, пословицы, дразнилки, небылицы, загадки и прочее.

Пословица — это краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Она выражает те мысли, к которым народ пришел в процессе своей общественной практики. Она поучительна, назидательна. В ней всегда есть вывод или нечто такое, что полезно помнить, принять к сведению. Пословицы отражают силу народного мышления, непосредственно связанного с народной практикой. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово содержательно, точно. Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся: «Кот скребет на свой хребет».

1.2 Педагогическая ценность пословиц и поговорок

Пословицы, поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Пословицы и поговорки, по словам А. М. Горького, «формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа. ». Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многое другое.

1.3 Приемы работы над пословицами и поговорками в начальной школе

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». В книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов, К. Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л. H. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

2.1 Анализ учебников по литературному чтению УМК «Школа России»

Для выполнения задачи работы было проанализировано УМК «Школа России» 1 – 4 классов, авторов Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. для выявления заданий с пословицами.

«Литературное чтение» 1 класс, 1 часть.

В первом классе впервые пословицы и поговорки (как выражения) встречаются в разделе «Жили – были буквы». Задача детей прочитать их и разобрать смысл каждой вместе с родителями, а затем одну на выбор описать несколькими предложениями в тетради.

2.2 Анализ учебников по литературному чтению УМК «Перспектива»

Также были проанализированы учебники литературного чтения УМК «Перспектива», авторов Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, с целью выявления заданий на пословицы и поговорки.

«Литературное чтение» 1 класс, 1 часть.

Впервые дети встречаются с пословицами и поговорками в 1 классе в разделе «Радуга – дуга», где представлены фольклорные произведения, в том числе пословицы и поговорки. Дети знакомятся с пословицами и поговорками разных народов. В учебнике представлены такие задания как, собери пословицу, объясни смысл, придумай ситуацию, где можно использовать пословицу. По данной теме в соответствии с КТП был создан конспект урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения трудна и для учителя и для учащихся, но очень важна, ведь пословицы и поговорки — это высоконравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие, те качества, которые мы должны привить детям. И осуждают зло, ложь, глупость, лень, вражду. Развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/05/06/vidy-rabot-s-poslovitsami-na-urokakh-literaturnogo-chteniya
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615990/
http://referatbank.ru/market/referat/i/409950/kursovaya-rabota-poslovicami-pogovorkami-urokah-literaturnogo-chteniya-nachalnyh-klassah.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×