5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рабочая программа по литературе на тему: солженицын_матренин_двор урок_11_класс. Солженицын, анализ произведения матренин двор, план

План рассказа Матренин двор Солженицына

Краткое содержание

Летом 1956 года на 184 километре от Москвы сходит человек. Это рассказчик, которого зовут Игнатьич. Игнатьич мечтает работать учителем где-нибудь в сельской местности, подальше от цивилизации. По распределению он попадает в деревню с красивым названием «Высокое Поле». Однако там Игнатьичу не нравится: в деревни не пекли хлеб и не торговали ничем съестным. Потому рассказчик переводится в другое селение под названием «Тальново». Здесь он становится квартирантом у Матрены Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна была добрым и отзывчивым человеком. Она часто помогала односельчанам, порою бросая свои дела. Женщина с желанием работала на чужой земле, искре радуясь хорошему результату.

Муж Матрены Ефим в Отечественную войну не вернулся с фронта, пропал без вести. Женщина считала, что повезло ей с супругом. Однако не любила она его так, как он любил ее. Из рассказа Матрены, Игнатич узнал, что в молодости была невестой она старшего брата Ефима – Фадея. Но Фадей пропал на 3 года в Первую мировую войну и его стали считать убитым. А Матрену выдали замуж за младшего брата. В тот же год из венгерского плена вернулся Фадей.

Матрена родила своему мужу шестерых детей, но все дети ее умерли в младенчестве. После их смерти односельчане убедили женщину, что на ней порча. У Фадея и его жены, также как у Матрены, было шесть детей. Поле того, как с фронта не вернулся ее муж, она взяла на воспитание дочку Фадея – Киру. Повзрослев, девушка вышла замуж и уехала с супругом в соседнее село.

Матрена часто болела, поэтому давно составила завещание. Из него следовала, что пристройку к избе отдает она своей воспитаннице Кире. Девушке понадобилось узаконить на новом месте своей участок, для этого требовалось поставить на его месте любою постройку. Фадей уговорил Матрену отдать горницу. Женщине не жалко было пристройку, не хотелось ей разбирать крышу, да еще и зимой. Но она согласилась.

В один из дней приехал Фаддей с детьми, разобрали они горницу и погрузили на сани. В потемках повезли пристройку Кире в соседнее село, вместе с ними ушла и Матрена. Женщина долго не возвращалась домой. Через некоторое время подруга Матрены Маша сказала, что сани застряли на железной дороге, в это время шел поезд и переехал их. Погибла Матрена, сын Фадея и машинист.

На похороны Матрены простится с ней пришли ее сестры, но плакали они «на показ», обвиняли в смерти женщины Фадея и ждали раздела имущества. Искренне горевали лишь воспитанница Кира и жена Фадея. После смерти Матрены Игнатьич переселился к ее золовке, которая вспоминала о родственнице только с осуждением. Не вписалась Матрена с доброй и чистой душой в мировосприятие односельчан. А праведная и честная ее жизнь так и осталась не понятой ими.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

Первая любовь – это то искреннее, наивное и чистое чувство, которое испытывал каждый. И даже не важно, ответил ли объект обожания взаимностью либо оно осталось неразделенным, принося горечь страданий

Читать еще:  Зимний городской пейзаж известных художников. Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников

Муму это великое произведение Ивана Сергеевича Тургенева. Автор часто писал произведения, которые подвергались цензуре. Данный рассказ долгое время был под запретом. Но спустя какое то время читатели

Минька и Леля, брат с сестрой, летом вместе с родителями жили на дачи, у хозяев которой был сын Степка. Однажды Минька не поверил Степке, что наша Земля круглая и имеет форму шара

Я очень люблю на летних каникулах ездить на отдых в деревню. В ней проживает моя бабушка и тётя. У них двухэтажный дом. Вокруг высокий металлический забор бордового цвета.

Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей

Солженицын, Анализ произведения Матренин двор, План

Анализ произведения

«Не стоит село без праведника» — таково первоначальное на­звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе­ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви­дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть­янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при­влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не­сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла­гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу­чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере­вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме­том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Читать еще:  Стефан Цвейг - Звездные часы человечества (новеллы). «Звездные часы человечества» Стефан Цвейг Цвейг звездные часы человечества читать

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан­ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предмет­ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де­талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре­красно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе­ственный образ.

Большое внимание уделяет автор языковым деталям. Матрена не только носитель нравственных ценностей, но и живого рус­ского языка, яркого, самобытного.

План

1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.

2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.

3. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Мат­реной.

4. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матре­на, ее племянник и муж Киры погибают.

5. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рас­сказчик переезжает к ее золовке.

Анализ «Матренин двор» Солженицын

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Читать еще:  Николаса Кейджа угнетает «мемефикация» его ролей. Ведь зрители совсем не так поняли его переигрывание

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Матрениного двора».

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу», настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/plan-rasskaza-matrenin-dvor-solzhenicyna
http://vsesochineniya.ru/solzhenicyn-analiz-proizvedeniya-matrenin-dvor-plan.html
http://obrazovaka.ru/sochinenie/matrenin-dvor/analiz-rasskaza-solzhenicyna.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector