Пушкина. Презентация на тему «Иллюстрирование романа «Дубровский» А.С.Пушкина Иллюстрации к повести дубровский
Пушкина. Презентация на тему «Иллюстрирование романа «Дубровский» А.С.Пушкина Маша из романа дубровский рисунок
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1) портретная характеристика является одним из важнейших компонентов создания художественного образа и помогает понять авторский замысел;
2) для создания портрета героя и выражения авторской оценки используются разные языковые средства;
3) некоторые авторы дают подробный портрет, другие используют художественные детали; некоторые выражают свое отношение к персонажам явственно и понятно, другие позволяют читателю самостоятельно оценить того или иного героя – в этом проявляется индивидуальный авторский стиль;
Используемая литература:
1. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 1998.
2. «Литература для школьников и поступающих в вузы». Большой справочник. М.; Издательство «Дрофа», 1999. стр.435
3. Мальцева О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте. Л., – 1986
4.В. Маранцман В. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину. Пособие для учителя и учащихся в 2ч.. ч. 2, Владос , 1999 г.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики».М.; «Айрис», 1996.
Иллюстрации к роману “Дубровский”. Приложение 1.
Д. А. Шмаринов «В уездном суде»
Борис Кустодиев «На псарне у Троекурова»
Иллюстрация Е. Е. Лансере к роману “Дубровский” (“Вы свободны!”)
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят» : «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год : «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны» : «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:
— Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.
Необыкновенно динамично разворачиваются события на иллюстрациях Б.М. Кустодиева. Рисунки то передают ощущение тревоги и напряжения, то поражают глубиной лиризма, то восхищают красотой природы, которая чаще всего выступает фоном происходящего, то привлекают внимание утонченностью в изображении интерьера. Он больше уделяет внимания событиям, действиям людей, но не их чувствам. Поэтому у Б.М. Кустодиева отсутствуют портретные иллюстрации. Д.А. Шмаринов воспринимает те же самые события иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изображает неподвижные фигуры героев. Мы видим их лица, отмечаем разнообразие чувств. Они то напряжены, гневны и печальны, то радостны, восторженны и обаятельны. Он дает героям Пушкина их лица, их характеры. Художник глубоко убежден, что центральное место в романе Пушкина занимает человек. Поэтому у него люди, характеры не заслоняются декорацией обстановки.
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят» : «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год : «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны» : «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:
— Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.
Образ главного героя в повести А. С. Пушкина «Дубровский» – один из любимых не только автором, но и читателями. Даже современные молодые люди находят общие черты в этом образе благородного разбойника. Пытаясь полностью раскрыть весь конфликт, автор нарисовал героя, которого наделил лучшими качествами.
Как выглядел Владимир Дубровский
Все события романа, названного автором в честь главного героя, связаны с ним напрямую. Очень важную роль в произведении играет внешность Дубровского, изображенная Пушкиным, достаточно, лаконично. Внешность героя передает не только автор произведения, что очень важно, но и другие участники событий.
Первое упоминание о незначительных деталях образа встречается в сцене, описывающей встречу крестьян и приказных, когда первые пытаются бунтовать. Владимир успокаивает своих дворовых, даже не повышая голоса до крика. Его уверенный тон, грамотная речь и звучный красивый голос вмиг обратили на себя внимание и крестьяне его послушались. В этот момент читатель впервые видит сильное качество лидерства. Молодого офицера послушались не потому, что он был сыном умершего барина, а потому, что он сумел психологически воздействовать на толпу крестьян.
В то же время Дубровский умел скрывать свое лидерство. Троекуров видит в учителе из Франции приятного, простого, молодого человека. Маша видит в нем храбрость и смелость, гордое самолюбие, которые ярко проявляются в сцене с убийством медведя.
Дубровский в глазах других героев повести
Интересно как портрет Дубровского рисует народная молва. В описании Глобовой, которую ограбил собственный приказчик, он предстает генералом, которому лет 35. По ее словам он смуглый, темноволосый, с бородой и усами. Такое описание вызывает интерес молодых барышень, сразу же увидевших в нем романтический образ благородного разбойника.
Троекуров, знавший Владимира с детства, помнит его белокурым и кудрявым мальчиком, по возрасту старше Маши на 5 лет. В таком детском портрете чувствуется доля симпатии к ребенку. А вот описание Дубровского, составленное исправником, контрастно такому восприятию внешности. По словам бывших дворовых Дубровский выглядит: «…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа¬лось».
Такие общие слова в описании портрета, по утверждению Троекурова, подходят к большей части населения. Опознать разбойника по невыразительному портрету просто не предоставляется возможным. Внешность Дубровского – собирательный образ.
Пушкина. Презентация на тему «Иллюстрирование романа «Дубровский» А.С.Пушкина Иллюстрации к повести дубровский
Е.Е.Лансере — иллюстратор «Обломова»
Имя Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946), академика живописи (с 1912 г.), действительного члена Петербургской Академии художеств (с 1916 г.), занимает прочное место в истории отечественного изобразительного искусства, прежде всего в истории книжной графики. Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге в классах Я.Ф.Ционглинского, Э.К.Липгарта и Н.А.Гоголинского, затем в парижских академиях Ф.Коларосси и Р.Жюльена. Началом пути Лансере в большое искусство стала серия иллюстраций к книге Е.Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб., 1899) 1 . Вернувшись в 1899 году в Россию, он стал членом сообщества художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» приобрели свой внешний облик во многом благодаря точному и легкому перу Е.Е.Лансере. А его книжно-журнальная графика не только стала подлинной «классикой» стиля модерн, но и формировала художественно-эстетические вкусы эпохи. Лансере чрезвычайно убедительно иллюстрировал произведения русской классической литературы: А.С.Пушкина («Дубровский», «Выстрел»), М.Ю.Лермонтова («Бэла», «Ашик-Кериб», «Демон»), Л.Н.Толстого («Хаджи-Мурат», «Казаки») и др. Издание повести «Хаджи-Мурат» с иллюстрациями Лансере (впервые вышло в 1916 году) по праву считается одним из выдающихся произведений русской книжной графики; художнику удалось достичь «творческого соучастия», «объединения толстовских образов со своими впечатлениями от Кавказа (впервые им увиденного еще в поездку туда в 1904 году)» 2 .
В послереволюционные годы Е.Е.Лансере снова на Кавказе: преподает в гимназии в городе Темир-Хан-Шура, затем в Академии художеств в Тбилиси. В мае 1933 г. ему удалось переехать в Москву и осуществить ряд монументальных проектов 3 .
В дневнике Е.Е.Лансере есть запись о любопытном разговоре, состоявшемся в доме К.Ф.Юона 2 февраля 1934 года: «Грабарь очень хвалил роман А.Толстого “Петр I”. По этому поводу зашла речь, кто из писателей сумел правильно изобразить художника-живописца профессионально — Гоголь, Толстой, Гончаров — нет; Золя, Гофман, Бальзак — да» 4 .
Среди многочисленных столичных заказов, полученных Е.Е.Лансере, было иллюстрирование романа И.А.Гончарова «Обломов» для Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ) 5 . Согласно договору с ГИХЛ к 15 мая 1934 года Лансере должен был выполнить 13 рисунков: «один фронтиспис, одна заставка, одна концовка, суперобложка, титул, остальные — полосные рисунки» 6 . В феврале — июне 1934 г. Лансере читал и обдумывал роман, делал наброски, но суета московской жизни постоянно мешала работе, и художник, по его собственным словам, чувствовал себя «ужасно беспомощным в смысле типов, характеристик» 7 . Несмотря на это, мастер оформления книги, Е.Е.Лансере создал изящное обрамление романа Гончарова. В книгу вошли 7 его рисунков-миниатюр: титульный лист («Сон Обломова»), 4 шмуцтитула к каждой части романа («Гороховая», «Сад на даче», «Летний сад», «Выборгская»), концовка («Захар, просящий милостыню»), шмуцтитул к разделу комментариев («Деревня») 8 . Напечатанные в книге иллюстрации Лансере получили высокую оценку искусствоведов. Писали о том, что его рисунки к «Обломову» «очаровывают, как волжские просторы»: «В простых, как бы даже без больших усилий и раздумий выполненных им титульных рисунках к отдельным частям “Обломова”, художник сразу вводит читателя в сокровенные тайны чудодейственной гончаровской прозы, заставляет осязательно ощутить мир его героев, почувствовать и увидеть их быт, атмосферу, ритм их жизни, их чувства и настроения и характерные особенности их внутренних переживаний» 9 . Подчеркивалось мастерство замкнутых композиций и индивидуальность средств художественного выражения, будь то «унылые “перспективы” “обломовского Петербурга” и прелести сада, где происходит объяснение Обломова и Ольги» или умелое композиционное объединение «и унылой фигуры Захара, просящего милостыню, и скорбного силуэта Агафьи Матвеевны, и задорного личика маленького Андрея Ильича Обломова» 10 .
В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранился альбом с 25 листами иллюстраций художника-графика, датированных апрелем — маем 1934 года (Ф.1982. Е.Е.Лансере. Оп. 1. Ед.хр. 59). Эти материалы долгое время хранились в семье Лансере и лишь частично попали в поле зрения искусствоведов 11 .
Черновые рисунки и наброски (графитным карандашом, пером, тушью, с редким использованием красного карандаша) свидетельствуют о напряженных поисках художника. 13 мая 1934 года Е.Е.Лансере обозначил в целом план работы по иллюстрированию романа (Л.2).
Сохранилось три варианта титульного листа, на котором изображен спящий Обломов и как бы предстающие в сонном видении другие герои романа (Ольга и Штольц). Обломов на миниатюрах имеет разный возраст: молодой человек, благодаря нескольким карандашным штрихам или росчеркам пера, на наших глазах стареет и дурнеет. Вообще изображение Обломова, вероятно, было одним из самых важных для Лансере. Среди рисунков (черновых и беловых) и набросков сохранилось порядка 20 изображений главного героя романа. На одних он лежит в разных положениях на диване (Л. 3, 4, 5, 6, 7об., 8об., 15об.), на других предстают Обломов и Ольга (Л. 19, 20), Обломов и Агафья Матвеевна (Л.21); четыре наброска изображают мальчика Обломова на фоне возвышающихся громад тел родителей (Л. 10, 11, 12, 13). По-видимому, Лансере прежде всего искал то особое выражение лица главного героя романа, о котором писал Гончаров 12 , и здесь все внимание художника было сосредоточено на прорисовке нижней части лица.
Ольга Ильинская также занимала воображение Лансере, ее портрет, вместе с Обломовым и Штольцем, он помещает на титульном листе романа. В вариантах портрета Ольги внимание зрителя акцентируется на одной детали — ее шарфе, то развевающемся на ветру и придающем ее фигуре динамику, то покорно ниспадающем на ее плечи (Л. 3, 5, 6).
Деловитый и подтянутый Штольц (Л.16), округлая Агафья Матвеевна (Л.21), смиренный слуга Захар (Л. 18, 26 и об.) — эти рисунки практически не имеют вариантов; скорее всего, под влиянием гончаровского текста эти образы были органично и однозначно перенесены Лансере на бумагу.
Сохранились также варианты заставок к частям второй (Л.8) и третьей (Л.9).
Профессиональная занятость Лансере и сжатые сроки издательского договора помешали художнику осуществить до конца замысел по иллюстрированию романа «Обломов».
1 См.: Лансере Е.Е. Дневник / Предисл. и сост. В.Бялик. М., 2009. Кн. 1: Воспитание чувств. С.6.
2 Лобанов В.М. Книжная графика Е.Е.Лансере. М.; Л., 1948. С.72.
3 Речь идет о завершении начатой в 1916–1917 гг. работы по созданию декоративного панно зала ресторана и вестибюля в здании московского Казанского вокзала (1933–1946), а также декоративном оформлении станции московского метрополитена «Комсомольская»-радиальная (1935) и создании парадного плафона ресторана гостиницы «Москва» (1937) и др.
4 Лансере Е.Е. Дневник. Кн. 3: Художник и государство. С.18.
5 Гончаров И.А. Обломов. М.: ГИХЛ, 1934. 468 с., ил. Сдано в набор 25 декабря 1933 г., подписано к печати 10 мая 1934 г. Тираж 10 000 экз.
Роман Гончарова печатался «с текста, вышедшего в серии “Русские и мировые классики”» (М.; Л., 1927). Предисловие, подготовка текста и комментарии принадлежали выдающемуся литературоведу и текстологу Николаю Кирьяковичу Пиксанову (1878–1969). В фонде Государственного издательства «Художественная литература» в РГАЛИ сохранилась переписка издательства с Н.К.Пиксановым по поводу внесения изменений в верстку книги и выплаты ему гонорара (РГАЛИ. Ф.613. Оп.1. Ед.хр. 4269. Л. 204-210).
6 Издательский договор с Е.Е.Лансере сохранился в его личном фонде. См.: Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875–1946. М., 1961. С.233.
7 Лансере Е.Е. Дневник. Кн. 3. С.52.
8 Суперобложки, вероятно, сделано не было ни в этом, ни в последующих переизданиях книги, художественное оформление которой осталось прежним. См.: 2-е изд. — М.: ГИХЛ, 1935. 468 с. Тираж 15 000 экз.; 3-е изд. — М.: ГИХЛ, 1936. 432 с. 15 000 экз.
9 Лобанов В.М. Книжная графика Е.Е.Лансере. С.82.
10 Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. С. 232-233.
Кто из художников проиллюстрировал роман дубровский. Презентация на тему «Иллюстрирование романа «Дубровский» А.С.Пушкина
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят» : «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год : «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны» : «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:
— Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят» : «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год : «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны» : «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:
— Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.
Образ главного героя в повести А. С. Пушкина «Дубровский» – один из любимых не только автором, но и читателями. Даже современные молодые люди находят общие черты в этом образе благородного разбойника. Пытаясь полностью раскрыть весь конфликт, автор нарисовал героя, которого наделил лучшими качествами.
Как выглядел Владимир Дубровский
Все события романа, названного автором в честь главного героя, связаны с ним напрямую. Очень важную роль в произведении играет внешность Дубровского, изображенная Пушкиным, достаточно, лаконично. Внешность героя передает не только автор произведения, что очень важно, но и другие участники событий.
Первое упоминание о незначительных деталях образа встречается в сцене, описывающей встречу крестьян и приказных, когда первые пытаются бунтовать. Владимир успокаивает своих дворовых, даже не повышая голоса до крика. Его уверенный тон, грамотная речь и звучный красивый голос вмиг обратили на себя внимание и крестьяне его послушались. В этот момент читатель впервые видит сильное качество лидерства. Молодого офицера послушались не потому, что он был сыном умершего барина, а потому, что он сумел психологически воздействовать на толпу крестьян.
В то же время Дубровский умел скрывать свое лидерство. Троекуров видит в учителе из Франции приятного, простого, молодого человека. Маша видит в нем храбрость и смелость, гордое самолюбие, которые ярко проявляются в сцене с убийством медведя.
Дубровский в глазах других героев повести
Интересно как портрет Дубровского рисует народная молва. В описании Глобовой, которую ограбил собственный приказчик, он предстает генералом, которому лет 35. По ее словам он смуглый, темноволосый, с бородой и усами. Такое описание вызывает интерес молодых барышень, сразу же увидевших в нем романтический образ благородного разбойника.
Троекуров, знавший Владимира с детства, помнит его белокурым и кудрявым мальчиком, по возрасту старше Маши на 5 лет. В таком детском портрете чувствуется доля симпатии к ребенку. А вот описание Дубровского, составленное исправником, контрастно такому восприятию внешности. По словам бывших дворовых Дубровский выглядит: «…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа¬лось».
Такие общие слова в описании портрета, по утверждению Троекурова, подходят к большей части населения. Опознать разбойника по невыразительному портрету просто не предоставляется возможным. Внешность Дубровского – собирательный образ.
Необыкновенно динамично разворачиваются события на иллюстрациях Б.М. Кустодиева. Рисунки то передают ощущение тревоги и напряжения, то поражают глубиной лиризма, то восхищают красотой природы, которая чаще всего выступает фоном происходящего, то привлекают внимание утонченностью в изображении интерьера. Он больше уделяет внимания событиям, действиям людей, но не их чувствам. Поэтому у Б.М. Кустодиева отсутствуют портретные иллюстрации. Д.А. Шмаринов воспринимает те же самые события иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изображает неподвижные фигуры героев. Мы видим их лица, отмечаем разнообразие чувств. Они то напряжены, гневны и печальны, то радостны, восторженны и обаятельны. Он дает героям Пушкина их лица, их характеры. Художник глубоко убежден, что центральное место в романе Пушкина занимает человек. Поэтому у него люди, характеры не заслоняются декорацией обстановки.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1) портретная характеристика является одним из важнейших компонентов создания художественного образа и помогает понять авторский замысел;
2) для создания портрета героя и выражения авторской оценки используются разные языковые средства;
3) некоторые авторы дают подробный портрет, другие используют художественные детали; некоторые выражают свое отношение к персонажам явственно и понятно, другие позволяют читателю самостоятельно оценить того или иного героя – в этом проявляется индивидуальный авторский стиль;
Используемая литература:
1. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 1998.
2. «Литература для школьников и поступающих в вузы». Большой справочник. М.; Издательство «Дрофа», 1999. стр.435
3. Мальцева О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте. Л., – 1986
4.В. Маранцман В. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину. Пособие для учителя и учащихся в 2ч.. ч. 2, Владос , 1999 г.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики».М.; «Айрис», 1996.
Иллюстрации к роману “Дубровский”. Приложение 1.
Д. А. Шмаринов «В уездном суде»
Борис Кустодиев «На псарне у Троекурова»
Иллюстрация Е. Е. Лансере к роману “Дубровский” (“Вы свободны!”)
Источники:
http://mambalove.ru/pushkina-prezentaciya-na-temu-illyustrirovanie-romana.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10211.php
http://fashionlife33.ru/kto-iz-hudozhnikov-proillyustriroval-roman-dubrovskii-prezentaciya-na.html