Пуантилизма на камне. История и развитие техники пуантилизм в изобразительном искусстве

Пуантилизма на камне. История и развитие техники пуантилизм в изобразительном искусстве

Пуантилизм в живописи: история стиля и фото

В XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи.

Значение термина

Одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи – пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин. Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.

Название происходит от французского слова pointel – точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название – дивизионизм, что означает “разделение”. Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.

Возникновение стиля и теория цвета

Техника пуантилизма в живописи – это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Каждая из них занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная – с зеленой. Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Желтые и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам зеленым цветом. Первым, кто стал применять эти особенности на практике, был французский художник Жорж-Пьер Сера.

Ему стало тесно в рамках импрессионизма после того, как он стал изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. В своих научных трудах они писали о восприятии цвета сетчаткой глаза, о световых спектрах, о цветообразовании. Находясь под их влиянием, он решил произвести своего рода революцию в изобразительном творчестве, основываясь на теории смешения цветов. Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета – красный, зеленый и синий, смешивая которые, можно получить любой воспринимаемый человеческим глазом оттенок.

Пуантилизм в живописи Жоржа Сера

Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публике, был “Воскресный день на острове Гранд-Жатт”.

Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.

Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре (на открытом воздухе), а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ. Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент. Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.

Последователи

Вместе с Жоржем Сера горячо заинтересовался пуантилизмом Поль Синьяк, еще один молодой французский художник. Он несколько видоизменил технику Сера, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветовая рябь у Синьяка более заметна чем у его предшественника, однако это ничуть не портит его работы, наоборот, создает эффект движущегося света. Поль Синьяк также написал трактат, обосновывая новое направление в живописи.

Читать еще:  Классный час день памятников и исторических мест. Классный час "международный день памятников"

Помимо двух самых известных приверженцев, у пуантилизма в живописи было еще несколько последователей, в том числе и за пределами Франции, среди которых Камиль Писсарро, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Ипполит Птижан, Анри Эдмон Кросс, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.

Камиль Писсарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.

Пуантилизм в наше время

В современном искусстве вновь стали возвращаться к пуантилизму в живописи. Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах. Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса. Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна.

Еще два ярких представителя, работающих в этом направлении, Уильям Беттс и Мигель Эндара. Правда, что касается Мигеля, то его картины с пуантилизмом роднит только сам процесс рисования точками.

Пуантилизм в живописи для детей

Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка. Цветоведение развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов.

Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски, а вместо кистей краску наносить допускается прямо пальцами. Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.

Пуантилизм как стиль в живописи

Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета.

Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы.

Происхождение

Искусствоведы считают, что пуантилизм, как направление искусства, был порождением неоимпрессионизма. Годом рождения стиля является 1885, страна – Франция, где учились и развивались основатели направления.

Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго.

Представители направления

Основателем пуантилизма был Джорж Сера, получивший образование в Школе изящных искусств в Париже. Традиционный классический художник отверг импрессионизм, в пользу научного метода, который он разработал около 1884 года и назвал «хромолюминаризм». На основе научной теории цвета французского химика Шевреля а также американского физика Огдена Руда. Метод применялся ранее, но систематически применять его как основной способ рисования изображений на полотне начал именно Сера. Главным учеником Сера был бывший импрессионист Поль Синьяк. Пейзажиста Синьяка привлекли методы пуантилизма и дивизионизма, и после смерти Сера в 1891 году, он продолжил дело учителя. Кроме картин маслом и акварелью, он создал офорты, литографии, работы пером, чернилами. Интересно, что Синьяк был одним из первых покупателей полотна Анри Матисса.

Читать еще:  Нарисовать кошку ребенку 5 лет поэтапно простые. Как нарисовать кошку карандашом поэтапно

Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга.

Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии.

Другие известные представители стиля:

Шарль Ангран

Экспериментировал с основными приемами направления. В некоторых работах он использовал тонкие, маленькие точки краски. В других – он использовал большие мазки краски, чтобы получить специфический эффект.

Максимилиан Люс

Французский неоимпрессионист, использовали пуантилизм во многих произведениях. Его самые известные картины – серия работ «Нотр-Дам».

Тео Ван Рейссельберге

Написал несколько картин с использованием техники пуантилизма. Наиболее известная и знаковая работа – портрет его жены и дочери. Техника художника развивалась в направлении увеличения мазков, их более грубой передаче.

Винсент Ван Гог

Эксперименты с пуантилизмом принадлежат Винсенту Ван Гогу – с использованием точечной техники написан автопортрет в 1887 году.

Камиль Писсарро

На протяжении 5 лет работал в стиле пуантилизм.

Особенности стиля

Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками».

Теория цвета

В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.

Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.

Дивизионизм

Сера называл этот стиль живописи «дивизионизм», когда изобрел его, название было изменено через длительное время. Чем меньше точек, тем яснее картина и более резкие линии, так же, как с разрешением экрана на мониторе компьютера. Во многих отношениях, пуантилизм можно называть наукой также правомерно, как и искусством. Пуантилизм использовал оптические иллюзии для создания изображений из многих маленьких точек, расположенных близко друг к другу. При близком рассмотрении картина выглядит размытой, нечеткой, издалека – точно просматривается объект, изображенный художником. Технику нанесения изображения на холст сравнивают с пикселями на экранах компьютерных мониторов.

Энергия мира

Идея пуантилистов – передать энергию окружающего мира при помощи необычной техники написания полотен. Шокировать или удивить зрителей они не планировали, но необычная техника вызвала критику и непонимание. Суть критики – использование точек для написания картин превращает живопись в механическое, нудное занятие, что убивает творчество, индивидуальность.

В детском творчестве

Стиль часто применяется для развития детского творчества. У малышей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.

Психологи считают живопись и творчество необходимыми для гармоничного развития личности, но традиционное рисование дается не всем детям, поэтому стоит использовать другие техники. Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию.

Благодаря использованию стиля, у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием.

Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе.

Читать еще:  Художественный мир это в литературе. Художественный мир как самостоятельная литературоведческая категория

Мода и культура

Вы здесь

Пуантилизм: история мирового искусства

Georges Seurat A Sunday on La Grande Jatte 1884–86

Всколыхнувший во второй половине XIX века мир художников стиль живописи – неоимпрессионизм – в 1885 году во Франции породил уникальное направление – пуантилизм. Критики крайне нелестно отзывались о технике, исключившей смешение цвета на полотнах картин. Но пуантилизм нашел своих поклонников.

Пуантилизм как стиль живописи

Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Сама техника получила название от французского слова pointiller, означающего «писать точками».

Каждая точка в картинах пуантилистов находится на небольшом расстоянии от других, и, значит, ее цвет не смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-либо.

Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы. И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие. Но это совсем не так.

Жорж Сёра и другие пуантилисты

Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая. Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном. В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной. Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.

Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.

Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891

Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886

Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.

Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892

Пуантилизм для развития творческого восприятия в рисунке у детей

Уже то, что контрастные по цвету точки, расположенные рядом, при удалении от них будут казаться единым по цвету пятном, вызывает неподдельный восторг у детей. И потому пуантилизм широко используется в детском творчестве.

Немало времени нужно малышу, чтобы обрести умения и навыки правильно держать в руке карандаши и кисти, наносить плавные линии на бумагу. Неудачи в традиционном рисовании нередко приводят ребенка к отказу от занятий. Но работа с цветом – важнейшая часть обучения, развивающая творческое мышление, внимание и память. На помощь приходят приемы пуантилизма. Самый простой из них – пальчиковое рисование, когда малыши наносят краску на бумагу подушечками пальцев.

Источники:

http://www.syl.ru/article/369796/puantilizm-v-jivopisi-istoriya-stilya-i-foto
http://artrecept.com/zhivopis/stili/puantilizm
http://myshulka.ru/node/260

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии