435 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологический портрет личности образец готовый. Схема составления психологического портрета

Психологический портрет личности: готовый образец написания

Afina сказал(-а): 05.09.2017 02:04

Психологический портрет личности: готовый образец написания

Психологический портрет личности — готовый образец написания это лишь приблизительный пример работы. Сам портрет строиться на результатах общении с коллегами (друзьями) объекта, на результатах тестирования, возможно 16-факторным личностным опросником Кеттел и на основании личных ощущений психолога.
Примерно психологический портрет личности выглядит так:

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр — не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Для чего нужен психологический портрет личности? Многие полагают, что это лишь пустая формальность, но это не совсем так. Прежде всего, каждому человеку нужно знать, как его видят другие. Ведь трудно объективно оценивать себя. А получив свой психологический портрет, можно увидеть свои сильные и слабые стороны и не только увидеть, но и направить некоторые усилия на коррекцию своей личности.

Схема составления психологического портрета

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Личность — это целостность, включающая в себя множество качеств, которые она приобретает, живя в обществе. Все эти качества тесно связаны между собой, находятся в определенных сочетаниях и определенным образом функционируют. Данная схема, на основе которой составляется психологический портрет, позволяет достичь наибольшей точности, «портретного» сходства.

Составление психологического портрета — это работа, построенная на всестороннем изучении личности.

Цель составления психологического портрета — выявление индивидуальных особенностей личности для самопознания, углубления рефлексии, выработки наиболее оптимальных стратегий жизни и преобразования судьбы. Схема составления психологического портрета основана на структуре личности, предложенной К. К. Платоновым, к которой добавлены некоторые существенные детали.

Структура личности представляет собой иерархию четырех основных подструктур:

— особенностей психических процессов;

Структура личности, предложенная К. К. Платоновым, является обобщенным и логичным представлением о личности. Однако можно внести ясность, четкость и определенность, создав иерархию известных к настоящему времени в психологии типологий личности.

Требования к типологии личности:

1) сущностность основания для типологизации, то есть основой для выделения признаков должны служить существенные, а не второстепенные признаки;

2) наиболее простой способ постановки диагноза.

Вышеназванным требованиям соответствуют три типологии, которые объединяются в некую иерархическую структуру, или схему, уровни которой соотносятся с моделью К. К. Платонова.

Схема составления психологического портрета

Первый уровень — это психофизиологический фон деятельности человека, который определяет степень его энергичности, скорости реакций, эмоциональности и способности переключаться с одного рода деятельности на другой.

Читать еще:  Поставить приложение храбрость трусость. Можно ли оправдать трусость? (ЕГЭ по литературе)

Особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера.

Данный уровень дает возможность определить особенные проявления поведения, которые стали свойствами самой Личности. Xарактер имеет общественно-психологическую природу, т. е. зависит от мировоззрения личности, ее знаний и опыта, от усвоенных моральных принципов, от руководства со стороны др. людей и активного взаимодействия с ними.

Изучение способностей дает возможность определить уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Второй уровень схемы — это психологический фон личности, определяющий доминирующие психологические функции: мышление, ощущения, эмоции и интуицию.

Он представлен психологическими качественными характеристиками, соответствующими типологии К. Юнга, основанной на доминировании определенных психических явлений: «мышления», «ощущений», «чувств», «интуиции». Этот уровень обозначен как психологический и соответствует «особенностям психических процессов» по К. К. Платонову.

Психологические качества, в отличие от особенностей темперамента, могут меняться значительно быстрее. В зависимости от характера наших действий, нашей деятельности мы переключаемся с одного психического процесса на другой.

Второй уровень схемы – это психологический фон личности, определяющий доминирующие психологические функции:

Третий уровень представлен типологией, имеющей социально-психологическую ориентацию, и обозначен как «социально-психологический», основанный на «функциональной типологии», то есть тех функциях, которые человек может выполнять в обществе, в семье, на работе, среди друзей.

Функциональная типология связана с социальными ролями личности, склонностями и способностями человека, может определять и другие типологические признаки — профессиональную направленность, особенности социальной адаптации. Благодаря типологии, представленной именно на этом уровне, человек может определить, обладает ли он качествами лидера и как они будут проявляться, какие в нем заложены способности, и выбрать наиболее подходящую профессию. Третий уровень соответствует уровню «опыта» по К. К. Платонову.

Этот уровень психологических качеств тоже может быть как изменчивым, так и устойчивым, в зависимости от индивидуальных особенностей личности и требований окружающей среды. Третий уровень связан с особенностями адаптации к профессиональной деятельности, способностью личности занять то или иное положение в коллективе.

Четвертый уровень по структуре отличается от предыдущих, отражает особенности психологической направленности личности и представляет собой вершину структуры по К. К. Платонову — «направленность личности». Это — система социально-психологических установок или ценностных ориентации, среди которых наиболее мощная — система «ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ», описанная Э. Фроммом и другими психологами.

Этот уровень структуры личности связан с наиболее общими устремлениями человека, с теми целями и ценностями, которые он для себя формирует. Именно эти цели и ценности могут влиять на нижележащие структуры, создавая неповторимые качества, характеризующие личность.

Для каждого уровня схема, представленная на рис. 1 может служить основой для составления психологического портрета. Для каждого уровня этой схемы подобраны методики и интерпретации полученных результатов. Методики многократно использовались в психодиагностике и сопоставлялись с другими психологическими показателями.

Образец составления психологического портрета личности

Психологический портрет личности позволяет определить индивидуальные качества человека и предугадать его поведение.

Составить подобную характеристику можно самостоятельно, придерживаясь определенного алгоритма.

Примеры личностных качеств сотрудника для резюме вы найдете в нашей статье.

Что это такое и для чего он нужен?

Психологический портрет — это словесная письменная интерпретация личности.

Данная характеристика позволяет получить общее представление об индивидуальных качествах человека, спрогнозировать его поведение.

Подобная психологическая методика активно используется в профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Специалисты по подбору персонала анализируют способности соискателей на должность, преподаватели с целью успешной организации учебного процесса составляют психологические портреты класса, руководители выявляют личностные качества подчиненных и т.д.

Каждый человек может самостоятельно попробовать составить описание своей личности или изучить кого-то из своего окружения.

Конечно, для получения наиболее достоверных результатов следует обращаться к специалистам. Профессиональный психологический портрет психолога будет в полной мере отражать все индивидуальные характеристики испытуемого.

Располагая информацией о ключевых качествах личности, можно определить наиболее подходящий вид деятельности, уровень самооценки, степень открытости к общению, целеустремленность и т.д.

Ключевые элементы

Психологический портрет включает описание следующих свойств личности:

  • Темперамент. Принято делить людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Обычно в чистом виде темпераменты встречаются редко, чаще в человеке сочетается два схожих типа. Холерики отличаются активностью и целеустремленностью, меланхолики чувствительны и ранимы, сангвиники предельно доброжелательны и общительны, а флегматики надежны и спокойны. В зависимости от ритма душевных процессов люди по-разному участвуют в деятельности, ведут себя в отношениях и вступают в коммуникацию. Темперамент является врожденным, а не приобретенным качеством. То есть флегматик никогда не станет холериком вне зависимости от степени влияния внешних обстоятельств. Возможна лишь некоторая корректировка начальных данных.
  • Характер. Это свойство личности также проявляется в наличии устойчивых черт поведения. Но характер в большей степени формируется по мере взросления под влиянием обстоятельств жизни, воспитания.

    Читать еще:  Экспертные оценки минимаксного метода и методов Байеса — Лапласа и Сэвиджа. Применение теории игр для оптимизации принимаемых решений

    И хотя его базу составляют унаследованные от предыдущих поколений черты, они в значительной мере дополняются приобретенными нравственными и моральными установками.

    Так, дети от одних родителей, попавшие в разные приемные семьи, могут вырасти совершенно непохожими друг на друга из-за различий в воспитании и условиях проживания. Характер человека может описываться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, индивид может быть добрым, открытым, общительным, отзывчивым и одновременно ленивым, трусливым, обидчивым.

  • Способности. Обычно способности разделяют на духовные, физические и социальные. Первичными являются физические способности — уровень здоровья, выносливость, умения и достижения. Духовное развитие происходит по мере получения образования, усвоения нравственных и культурных норм. Социальные навыки развиваются в процессе воспитания. Это умение вступать в коммуникацию, открытость, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность и т.д.
  • Интеллект. Определенный уровень интеллекта заложен в человеке с рождения. История знает немало случаев, когда великие гении появлялись в абсолютно обычных семьях у ничем не выдающихся родителей. У каждой личности есть возможность развивать свои интеллектуальные способности при помощи получения новых знаний и практического опыта, но начальные природные данные все же играют важную роль.

    Одаренные, талантливые или гениальные люди уже в раннем возрасте обнаруживают свои способности в определенной сфере.

    Эмоции. Эмоциональность личности выражается в способности отображать свои переживания, настроения. В зависимости от степени эмоциональности индивид определенным образом воспринимает окружающую действительность и формирует ответную реакцию. Эмоции помогают людям лучше понимать другу друга. Правильная оценка состояния собеседника дает возможность подстроиться под его настроение. Даже при наличии языковых, культурных или интеллектуальных барьеров люди всегда одинаково распознают эмоции радости, грусти, страха, гнева и т.д.

  • Воля. Именно развитые волевые качества образуют стержень характера и позволяют человеку добиться успеха в жизни. Целеустремленность, самоконтроль, решительность и самостоятельность — все это свойства сильной и самодостаточной личности. Даже при благоприятных условиях жизни и наличии выдающихся интеллектуальных способностей слабовольный индивид не сможет добиться существенных результатов. Из-за лени, безынициативности и отсутствия самодисциплины он будет постоянно упускать благоприятные возможности.
  • Коммуникабельность. Любой человек независимо от его возраста, социального положения и уровня развития должен уметь находить общий язык с окружающими. Коммуникативные способности развиты у людей в разной мере. Большое значение имеют не только природные данные, но и приобретенные навыки. Например, психологический портрет менеджера гарантированно будет содержать информацию о высоком уровне развития коммуникативных способностей у испытуемого.

    Профессиональная деятельность сотрудника основана на общении с людьми, и без коммуникативных способностей добиться результатов в данной области невозможно.

    Самоконтроль. Это качество напрямую зависит от степени развития волевых способностей. При приеме на работу специалистов, которым предстоит выполнять свои обязанности в стрессовых условиях, уровень самоконтроля является одной из ключевых характеристик.

  • Самооценка. Это степень уверенности в себе и своих способностях. Обычно принято говорить о нормальной, заниженной и завышенной самооценке. В первом случае человек наиболее объективно оценивает себя. При заниженной самооценке присутствует неуверенность в своих силах и излишняя самокритичность, а при завышенной — переоценка собственных возможностей и достижений.
  • Мотивация. Внутренне эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию.

    Мотивом может быть получение желаемой должности, материальной выгоды, положения в обществе, расположения значимых людей и т.д.

    Как составить?

    Как создать мой или чужой психопортрет?

    Желательно обращаться к специалистам, но также реально справиться с задачей и самостоятельно. Объектом изучения может быть собственная личность или другой человек, о котором необходимо получить исчерпывающую информацию.

    Грамотно оставить психологический портрет помогут популярные опросники:

    • тест Дж. Роттера;
    • опросник Л.Н. Собчик;
    • тест Р. Кеттела;.
    • характерологический опросник Леонгарда.

    Кроме опросников применяются и другие методики оценки личности.

    Читать еще:  Юлианна караулова из какой фабрики звезд. Всё о Юлианне Карауловой! Юлианна Караулова: биография и личная жизнь

    Так, можно составить психологический портрет по рисунку, проанализировать почерк, провести тест на невербальное общение, загадать логические загадки и т.д.

    Наиболее простой вариант исследования — анализ свойств объекта. В этом случае достаточно на листе бумаги поэтапно дать описание десяти ключевых свойств личности, указанных выше.

    При этом большое значение имеет объективность оценки. Не всегда человек может оценить себя или кого-то из окружения максимально беспристрастно.

    Построение своего психологического портрета поможет разобраться в собственной личности, определиться с подходящим видом профессиональной деятельности, объективно оценить окружающих людей.

    При составлении характеристики человека следует придерживаться стандартного плана:

    1. Индивидуальные данные. Возраст, пол, состояние здоровья, физические параметры.
    2. Социальные данные. Семейное положение, профессия, образование.
    3. Краткая биография. Здесь человек описывает важные моменты своей жизни, которые оказали значимое влияние на него (отношения с родителями, потрясения и конфликты и т.д.).
    4. Индивидуальные характеристики. Анализируется 10 ключевых свойств личности.
    5. Выводы. Строится прогноз на дальнейшее развитие личности, выявляются проблемы и определяются пути их решения.

    Психологический портрет личности: готовый образец написания.

    Пример описания известной личности

    Мировая историография содержит большое количество информации о различных известных людях.

    Особый интерес представляют их психологические портреты.

    Анализ индивидуальных характеристик исторических персон производится на основании изучения письменных свидетельств современников, личных дневников самих людей.

    При помощи физиогномики (анализ черт характера по чертам лица) даже составляется психологический портрет по фото.

    Большой интерес представляет личность Наполеона Бонапарта. Его психологический портрет, составленный по приведенному выше плану, выглядит следующим образом:

    1. Мужчина, родившийся в 1769 году. Рост — 169 см. Страдал от эпилептических припадков.
    2. Император Франции, полководец и государственный деятель. Был дважды женат.
    3. С детства проявлял любовь к чтению. Испытывал проблемы в общении со сверстниками, из-за издевательств которых вынужден был большую часть времени проводить в уединении. С ранних лет проявлял интерес к военному делу.
    4. Вспыльчивый, целеустремленный, беспощадный, работоспособный, дисциплинированный, эгоистичный. Он с молниеносной скоростью обрабатывал информацию и принимал решения. Был превосходным тактиком и стратегом. Не любил общаться людьми. Демонстрировал презрительное отношение к окружающим. Легко впадал в состояние гнева, нередко перетекающее в припадки. При наличии множества внутренних противоречий внешне стремился произвести впечатление уверенного в себе человека. Основной мотив деятельности — жажда власти.
    5. Влиятельное положение в обществе и наличие большой власти усугубили негативные черты характера, зародившиеся еще в раннем возрасте. Внутренняя неуверенность в себе порождала гнев и презрение к окружающим.

    к содержанию ↑

    Поведенческий портрет

    Поведенческий портрет — что это значит?

    Это психологическая характеристика поведения человека, которое он демонстрирует в разных жизненных ситуациях.

    Подобные сведения можно получить в результате наблюдения за объектом, а также посредством беседы с самим человеком и его близкими людьми.

    Поведенческий портрет включает следующие сведения:

    • внешний вид;
    • пантомимика;
    • мимика;
    • речь;
    • отношение к окружающим;
    • отношение к себе;
    • поведение во время основной деятельности;
    • реакция на конфликты.

    к содержанию ↑

    Образец

    Как написать поведенческий портрет?

    Испытуемый — молодой человек 36 лет, имеющий образование экономиста. Женат, есть сын.

    Основным направлением деятельности мужчины является выполнение обязанностей экономиста в транспортной компании.

    Характеристика испытуемого:

    1. Всегда аккуратный и ухоженный внешний вид. Короткая стрижка и небольшая борода. Стиль одежды — деловой.
    2. Уверенная походка с широким шагом. Умеренная жестикуляция, открытый взгляд, прямая осанка.
    3. Выражение лица — спокойное, доброжелательное. Часто появляется широкая улыбка.

  • Речь грамотная и вежливая. Обширный словарный запас и отсутствие слов-паразитов. Голос уверенный и громкий. Говорит всегда четко и спокойно.
  • Одинаково общается с людьми любого уровня. Всегда открыт, доброжелателен, инициативен. Демонстрирует уважение к собеседнику, готовность выслушать иную точку зрения. Легко идет на контакт и свободно поддерживает беседу на любую тему, часто шутит.
  • К себе относится с уважением, самооценка немного завышена. Не допустит в свой адрес насмешек или оскорблений. При этом присутствует высокий уровень самоконтроля.
  • К работе относится ответственно. Всегда выполняет задачи максимально эффективно и в установленный срок.
  • Старается не вступать в конфликты, но в критической ситуации демонстрирует готовность отстаивать свою точку зрения.
  • Итак, психологический портрет помогает выявить индивидуальные свойства личности.

    Подобная методика используется как в целях самодиагностики, так и для получения объективной оценки других людей.

    Психологический портрет личности:

    Источники:

    http://psyforum.org/threads/1872-Psihologicheskij-portret-lichnosti-gotovyj-obrazets-napisaniya
    http://studopedia.ru/11_151590_shema-sostavleniya-psihologicheskogo-portreta.html
    http://psyholic.ru/lichnostniy-rost/psihologicheskij-portret-lichnosti-obrazets.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector