Прозы для второй младшей группы. Читаем художественную литературу во второй младшей группе
Читаем художественную литературу во второй младшей группе
minmar_13 09.10.2017 0 13.3k
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду — мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному — это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.
Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление
Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:
- вырабатывание полного представления о мире;
- развитие навыков разговорной речи;
- продолжение знакомства с художественным словом;
- развитие способности конструировать ответы на вопросы;
- развитие восприятия художественных образов;
- приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
- развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.
Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир
Задачами проведения конкретного занятия могут быть:
- ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
- пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
- формирование навыка выразительного чтения, интонации;
- расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).
Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:
- художественное слово — чтение текста;
- рассказ воспитателя — тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
- заучивание наизусть;
- индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
- соединение двух видов искусств — просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
- инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
- дидактические игры.
Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.
Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению
Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
- Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла — молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
- Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
- Подбор иллюстраций к книге.
Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:
- смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
- чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
- включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) — это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
- использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например — «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» — и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.
Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»
Задачи занятия — познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.
Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями
Занятие можно составить следующим образом:
- Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
- Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
- Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
- Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
- Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол — столик, чашка — чашечка»).
- Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.
Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.
Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал
При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100»
Автор: Черницова Мария Геннадьевна, воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад № 247» г. Саратов
Учебно-методическая разработка. Перспективный план в ДОУ
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования.
Сентябрь «Мы и наш детский сад»
«На что похоже солнце» Т. Бокова
Вспомнить, что летом дети много играли с игрушками; помочь вспомнить знакомые стихи
Познакомить детей с понятием «рифма»; развивать мышление
«Мои игрушки» З. Петрова
«Некогда» Б. Иовле
Помочь детям научиться слушать стихотворные тексты; воспитывать бережное отношение к игрушкам
Воспитывать умение различать плохие и хорошие поступки
«Утренние лучи» К. Ушинский
Закрепить основные признаки лета
Развивать умение слушать небольшие рассказы; продолжать знакомить детей с сезонными признаками
Н. Калинина «В лесу»
Продолжать учить детей слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания о деревьях, цветах
Продолжать знакомить детей с осенними признаками; расширять кругозор
Октябрь «Мы и природа»
Стихотворение «Трава. Кусты. Деревья»
И. Токмакова «Осенние листья»
Закреплять знания детей о видах растительности
Продолжать знакомить детей с основными осенними признаками
Ф. Гуринович «Огород»
«По ягоды» Я. Тайц
Закрепить знания об овощах и месте их произрастания
Продолжать учить слушать небольшие произведения; воспитывать любовь к близким
Н. Кисилева «Котенок и щенок»
Русская народная песенка «Коровки»
Поддерживать интерес к сказкам; закрепить знания о домашних животных; знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения
Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами; закреплять знания о домашних животных; учить отвечать на вопросы по тексту
С. Маршак «Детки в клетке»
К. Чуковский «Айболит»
Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знания о диких животных
Продолжать учить слушать большие по объему стихотворные произведения, отвечать на вопросы; закрепить знания о диких животных
Ноябрь «Цветная страна»
Л. Разумова «Красный цвет»
«Светофор» Б. Житков
Закрепить знания красного цвета; продолжать учить детей находить в окружающем предметы красного цвета
Продолжать развивать умение слушать рассказы; закрепить знания красного цвета; продолжать знакомить с элементарными правилами дорожного движения
К. Чуковский «Цыпленок
«Солнышко, похожее на маму» А. Павлова
Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; закрепить знание желтого цвета.
Продолжать знакомить детей с природными явлениями; учить детей находить в окружающем предметы желтого цвета
В. Сутеев «Капризная кошка»
«Разноцветный подарок» П. Синявский
Учить оценивать поступки героев; закрепить знание основных цветов
Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знание основных цветов
«Карандаш» Я. Тайц
«Сказка про то, как краски рисовали» М. Шкурина
Учить понимать юмор литературных произведений; закрепить знание синего цвета
Познакомить детей с тем, что при смешивании красок получается другой цвет
Декабрь «Зима»
М. Клочкова «Снежинки»
Зима для здоровья З. Александрова
Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега
Помочь детям понять пользу морозного воздуха
Стихотворение «Зимующие птицы»
Продолжать знакомить детей с отличительными признаками птиц
Закреплять имеющиеся знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам зимой
Стихотворение «Звери зимой»
«Как на горке снег» И. Токмакова
Знакомить детей с тем, как зимуют дикие звери
Продолжать знакомить детей с тем, что делают звери зимой
О. Чусовитина «Скоро,скоро Новый год»
Н. Мигунова «Новый год»
Помочь детям запомнить стихотворение
Продолжать знакомить детей с новогодними стихами
Январь «Мы и наша семья»
Потешка «Вот наши ручки»
Про нос и язык. Пермяк Е. А.
Продолжать знакомить с малыми формами фольклора; закрепить знание частей тела человека
Продолжать знакомить детей с назначением частей тела
З. Александрова «Плохая девочка»
Помочь понять детям, что все люди разные и поступают по разному; учить оценивать поступки героев
Прививать детям положительные привычки
Е. Благинина «Голышок – малышок»
Закрепить знания детей о видах одежды
Расширять словарный запас детей названиями предметов одежды
Февраль «Наша семья»
Н. Павлова «Чьи башмачки»
«Модница и туфельки»
Продолжать учить слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания обуви
Продолжать знакомить детей с разнообразием видов обуви
Стихотворение «Моя семья»
«Помощница» Е. Благинина
Помочь понять детям, кто является их семьей
Помочь детям понять, чем можно помочь дома
Воспитывать желание помогать взрослым
Поддерживать желание детей совершать хорошие поступки
З. Александрова «Дождик»
И. Пивоварова «Волшебные палочки»
Развивать усидчивость, внимание; закрепить знание о фиолетовом цвете
Развивать умение воспринимать стихотворные тексты; закрепить знание основных цветов
Март «Мы и наш дом»
З. Александрова «Что взяла – клади на место»
«У стола четыре ножки» С. Я. Маршак
Помочь понять смысл стихотворения; закрепить знания мебели
Продолжать знакомить детей с предметами мебели
Что нельзя купить?
«Три копейки на покупки» Ш. Галиев
Помочь понять детям, что не все можно купить за деньги
Помочь понять детям, что игрушки дорогие; воспитывать скромность
И. Токмакова «Ай да суп»
«Ой как вкусно пахнет щами»
Помочь заучить наизусть небольшие стихи; закрепить знания о кухонной и столовой посуде
Закрепить знания предметов столовой и кухонной посуды
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»
К. Чуковский «Муха-цокотуха»
Учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить знания о чайной посуде
Учить слушать большие по объему стихотворные произведения; продолжать учить отвечать на вопросы
Апрель «Весна и времена года»
А. Плещеев «Мой садик»
Р.н.с. «Заюшкина избушка»
Учить находить в стихотворении сезонные признаки
Познакомить с новой сказкой; помочь понять причину таяния лисичкиной избушки
«Старик и яблони» Л. Толстой
«Сказка про котенка Кузьку и прекрасный цветок» М. Шкурина
Познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья
Воспитывать бережное отношение к природе
В. Сутеев «Кораблик»
«Солнечная краска» М. Скрябцова
Помочь понять смысл произведения: закрепить знание голубого цвета
Довести до сознания детей смысл рассказа; закрепить голубой цвет
Э. Мошковская «Добежали до вечера»
Н. Калинина «Утром»
Закрепить знание частей суток
Продолжать знакомить с частями суток
Май «Что мы знаем и умеем»
Считалка «Мы делили апельсин»
Лето Л. Корчагина
Помочь запомнить считалку; закрепить знания о фруктах
Продолжать знакомить детей с сезонными признаками
«Медведь» Г. Ладонщиков
«Времена года» А. Кузнецова
Закрепить знания детей о временах года; воспитывать чувство юмора
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе
«Страшный рассказ» Е. Чарушин
Помочь детям понять смысл рассказа; воспитывать доброту, сострадание
Развивать умение слушать произведения большие по объему; довести до сознания детей смысл
«Здравствуй, лето» Т. Бокова
Загадки об игрушках
Развивать умение воспринимать стихотворный текст, выделяя сезонные признаки
Развивать умение отгадывать загадки; мышление
На что похоже солнце? Татьяна Бокова
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч — Почему же он горяч?
Если солнце — это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце — это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже,
всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ!
Скачать Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы
Примерный список литературы для чтения детямво 2-ой младшей группе.
-
li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” id=”folders”>
- Для Вас, родители! (18)
- Конспекты занятий (1)
Примерный список литературы для чтения детямво 2-ой младшей группе.
Примерный список литературы для чтения детям
во 2-ой младшей группе.
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик. », «Заинька, попляши. », «Ночь пришла. », «Сорока, сорока. «Еду-еду к бабе, к деду. », «Тили-бом! Тили-бом. »; «Как у нашего кота. », «Сидит белка на тележке. », «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси. », «Чики-чики-чикалочки. », «Кисонька-мурысенъка. », «Заря-заряница. »; «Травка-муравка. », «На улице три курицы. », «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка. », «Дождик, дождик, пуще. », «Божья коровка. », «Радуга-дуга. ».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук. », пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры. » (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила. », «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась. » (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч. », « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц. » (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо. »; «Таня знала буквы. »; «У Вари был чиж. », «Пришла весна. »; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Примерный список для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик. », «Как у нашего кота. », «Огуречик, огуречик. », «Мыши водят хоровод. », рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Источники:
http://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/chtenie-hudozhestvennoy-literaturyi-vo-2-mladshey-gruppe.html
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/perspektivnyi-plan-po-chteniyu-hudozhestvenoi-literatury-dlja-mladshei-grupy-po-programe-detskii-sad-2100.html
http://sedova.edumsko.ru/folders/post/411843