Проверочная работа по литературе недоросль. Как происходит обучение Митрофанушки? Проверка домашнего задания

Проверочная работа по литературе недоросль. Как происходит обучение Митрофанушки? Проверка домашнего задания

Проверочная работа по литературе недоросль. Как происходит обучение Митрофанушки? Проверка домашнего задания

Комедия “Недоросль” Д.И.Фонвизина – шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дво-рянства и проблема воспитания.

Главные ее действующие лица – семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наем-ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель-но, оскорбительно. Её сын Митрофан – лодырь, обжо-ра и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщи-на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешев-ле, да и тем мешает. ” Она советует сыну: “. друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” В припадке бешенства она кри-чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе-ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова – помещица, безграмотная, жестокая и необуз-данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило-сердия.

Митрофан — единственный сын провинциальных роди-телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”.

Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по-ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Граммати-ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме-евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма-тери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя-ин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча-стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа-ми желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он пол-ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не-способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи-тает положение “недоросля”.

Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс-лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (вариант 1)

Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал о том, что комедия «Недоросль» – «бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания… ». Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Главной проблемой русского общества Фонвизин считал отсутствие надлежащего просвещения и воспитания, что в итоге и приводило к тем грустным последствиям, которые писатель постоянно наблюдал вокруг себя. Все размышления Фонвизина получали выражение в письменной форме – его обширной публицистике, сатирических произведениях, письмах. Многое из этого на первый, непосвященный взгляд может показаться просто проявлением мизантропии человека, который сам занимает очень высокое положение и мало отличается от тех, кто становится объектом его критики. Однако это не соответствует действительности: Фонвизин с присущей ему проницательностью увидел русское общество в том его состоянии, которое через двенадцать лет разрешится почти революцией. Все эти размышления были обобщены в его итоговом произведении – комедии «Недоросль», где писатель исследует истоки подобного состояния русского общества. В этой комедии две группы персонажей открыто друг другу противостоят и осознают себя как противники. Собственно, о каждом из героев можно судить уже по именам. С одной стороны – благовоспитанная девица Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин. А с другой стороны оказываются помещица Простакова (урожденная Скотинина – что подчеркивает животное, а не человеческое, духовное начало в ней), муж ее, полностью ей подчиненный, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (здесь важен перевод этого имени с греческого: «похожий на мать» – таким образом писателем подчеркивается преемственность животного начала). Это все те, о ком Стародум говорит, выражая мысли автора: «Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Главным объектом анализа писателя становится Митрофан, поскольку он принадлежит к молодому поколению, от которого зависит будущее России.

Читать еще:  Почему говорят что капитан америка агент гидры. Капитан Америка оказался агентом «Гидры

Во всем поведении Простаковой и ее сына прослеживается строжайшая логика: они уверены, что весь мир создан только ради них, их удобства и интересов, которым и должен служить. Так, например, узнав о возвращении Стародума, которого считали умершим, Простакова взвивается: «Не умирал! А разве ему и умереть нельзя?» То есть он должен был умереть, поскольку героине это в данном случае выгодно. А если он не умер, то, значит, кто-то подстроил это из корыстных целей. И подобных реплик, отражающих особенности ее сознания, множество. Вполне понятно, что при настолько расходящихся картинах мира герои, принадлежащие к разным лагерям, понять друг друга совершенно не в состоянии. Каждое слово герои понимают по-разному. Так, например, когда Митрофана спрашивают про историю, то он говорит о том, что знает много историй, которые ему рассказала скотница. Правильному пониманию значений слов Митрофана не научили и, очевидно, уже не научат. Таким образом, тема воспитания оказывается стержнем всей комедии. Старшее поколение (Простакова, Скотинин) являются в большей степени животными, чем людьми, из-за отсутствия этого воспитания. И то же справедливо в отношении Митрофана, которого, по-видимому, постигнет та же судьба.

О воспитании в пьесе «Недоросль» говорят постоянно. Так, например, Софья в начале четвертого действия появляется с книгой французского епископа Фенелона «О воспитании девиц». Разумная героиня не только ее читает, но и комментирует, после чего уже обсуждает с дядюшкой. Скотинины же, в противоположность, гордятся прежде всего тем, что никогда и ничему не учились. Однако сама Простакова признает, что «нынче век другой», и поэтому она пытается учить чему-то сына в соответствии с новыми требованиями, хотя и совершенно безуспешно. Учителя Митрофана знают немного, но пытаются добросовестно делать свое дело, которое в итоге полностью проваливается. Митрофана пытаются учить лишь каким-то внешним знаниям, но при этом истинного воспитания он совершенно не получает и получить его ему неоткуда. Воспитание, формирующее его как личность, он приобретает от Простаковой, которая без памяти любит своего сына. Однако эта любовь с самого начала оказывается уродующей, потому что по сути приближается к животным инстинктам – это не осознанная и внимательная любовь. В результате Митрофан становится не только полным невеждой, но и, что очень важно, абсолютно бессердечным человеком. Любви и состраданию ему было так же негде выучиться, как и немецкому языку или математике. Когда в финале пьесы Простаковых берут под опеку за жестокость хозяйки по отношению к своим крепостным и мать кидается к сыну как к последней опоре, то он откровенно выражает свое к ней отношение: «Да отвяжись, матушка, как навязалась. » И в итоге Простакова также переживает свою личную трагедию, хотя и воспринимаемую ею с учетом ее личностных особенностей: сын, которого она безумно любила, отталкивает ее в самый тяжелый для нее момент.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества – дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Читать еще:  Мастер и маргарита примеры аргументов. Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло»

Самостоятельная работа. «Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»».

1. Когда родился Д. И. Фонвизин?

1) 1745 год 2) 1743 год 3) 1711 год 4) 1708 год

2. Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд», которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?

1) Стародум 2) Правдин 3) Милон 4) Скотинин

3. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?

1) Милону 2) Стародуму 3) Правдину 4) Простакову

4. Какой герой комедии наиболее близок самому Д. И. Фонвизину?

1) Милон 2) Правдин 3) Стародум 4) Кутейкин

5. В каком городе родился Д. И. Фонвизин?

6. В каком году комедия «Недоросль» впервые была поставлена на сцене?

7. Перечислите положительных героев комедии с говорящими фамилиями, именами

(1 балл за каждую фамилию)

8. На основе приведенных ниже высказываний и афоризмов Стародума («Недоросль»: действие 3, явления 1 и 2; действие 5, явление 1)

Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформируйте и запишите их.

1) – В тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.

2) – …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

3) – Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.

4) – …Начинаются чины – перестает искренность…

9. Подберите синонимы к глаголу ГОВОРИТЬ, характеризующие Митрофанушку.

ОБРАЗЕЦ: Стародум – рассказывал, ответил, продолжил (разговор), объяснил, велел, просил, произносил, подхватил, молвил, уведомил и т.д.

10. Ответьте развёрнуто на вопрос.

Вспомните основные правила классицизма. Где и как нарушает их Фонвизин в комедии «Недоросль?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока литературы в 8 классе. Раскрывается проблематика, основные персонажи, идея произведения.

Драматическое произведение специфично, поэтому, с одной стороны, сложно для восприятия детей, с другой – позволяет использовать на уроке инсценировку. Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» содержит к.

Характеристики литературных приёмов Д.И. Фонвизина в комедии “Недоросль”.

Цели: формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;учить анализировать и обобщать приобретё.

Я ИДУ НА УРОК

Уроки пензенских учителей

Методические рекомендации к проведению уроков по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 8-м классе

От составителя. Это своеобразное продолжение семинария «Уроки пензенских учителей», опубликованного в № 8 за 2003 год. К сожалению, в ту подборку вошли далеко не все самые интересные находки, сделанные словесниками Пензы. Сегодня предлагаем читателям ещё один материал, разработанный творческой группой учителей-словесников школы № 51.
Отметим, что учителя этого города работают в основном по учебно-методическому комплексу «В мире литературы», подготовленному коллективом авторов под редакцией А.Г. Кутузова. Поэтому естественно, что все уроки сориентированы именно на него.

Проверочная работа по литературе по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” (8 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ» 8 класс

1 . Автор комедии «Недоросль»

2 . К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

А. реализм В. сентиментализм

Б. классицизм Г. романтизм

3 . Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

А. главный герой комедии

Б. подросток 15 – 17 лет

В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.

4. Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

А. воспитания и образования В. любовная

Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием

5. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

А. Вральман В. Кутейкин

Б. Цыфиркин Г. Простакова

6. Приведите 2-3 «говорящих» фамилии из произведения, раскройте их смысл.

7. Вспомните, какую из наук «преподает» Митрофанушке Вральман:

а) грамматику б) историю

в) математику г) географию

8. Какова роль автора? Через какого героя он выражает своё мнение?

9. Вспомните, кого выбрала себе в мужья Софья:

а) Скотинина б) Митрофанушку

в) Милона г) Правдина

10. Какое письмо получает Софья? О чём в нём написано?

11. Перечислите отрицательных героев комедии с говорящими фамилиями, именами.

12. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
А) Милону Б) Митрофану В) Правдину Г) Цыфиркину

13. Какой герой-резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

А. Стародум В. Милон

Б. Простаков Г. Правдин

14. Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными :

Читать еще:  Как работают японцы: рассказывает работник компании Epson. Как отдыхают японцы Как отдыхают японцы

1. «Не хочу учиться, хочу жениться» А. Правдин

2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум

3. «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова

4. «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан

5. «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин

6. «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков

15. . Кто учил Митрофана математическим наукам?
А) Стародум Б) Вральман В) Цыфиркин Г) Кутейкин

Письменно ответьте на вопросы:

1. Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?

2. В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?

3. Чем интересна и поучительна комедия Д. И. Фонвизина сегодня?

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Гербер Елена Александровна
  • Написать
  • 28
  • 29.12.2019

Номер материала: ДБ-885391

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 25.12.2019
  • 32
  • 14.12.2019
  • 22
  • 14.12.2019
  • 28
  • 12.12.2019
  • 25
  • 10.12.2019
  • 47
  • 09.12.2019
  • 62
  • 09.12.2019
  • 29
  • 09.12.2019
  • 17

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Тест по комедии “Недоросль” Фонвизина в вопросах и ответах (викторина)

В этой статье представлен тест по комедии “Недоросль” Фонвизина в вопросах и ответах на знание текста. Тест также можно использовать для проведения викторины по пьесе.

Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста.

Тест по комедии “Недоросль” Фонвизина в вопросах и ответах (викторина)

  1. Правдина
  2. Зверева
  1. один
  2. два
  3. три
  4. четыре
  1. Тришка
  2. Кутейкин
  3. Скотинин
  4. Вральман
  1. Тришка
  2. Скотинин
  3. Госпожа Простакова
  4. Простаков
  1. Стародум
  2. Милон
  3. Правдин
  4. Простаков
  1. Скотинин
  2. Милон
  3. Митрофанушка
  4. Простаков
  1. немецкий
  2. японский
  3. французский
  4. итальянский
  1. Денис
  2. Тарас
  3. Александр
  4. Григорий
  1. Тришка
  2. Петрушка
  3. Сашка
  4. Мишка
  1. Из Франции
  2. Из Сибири
  3. Из Китая
  4. Из Пруссии
  1. картошки
  2. варенья
  3. пирогов
  4. котлет
  1. шьет рубашку
  2. вяжет кошелек
  3. плетет корзинку
  4. разрисовывает вазу
  1. арифметике
  2. химии
  3. итальянскому языку
  4. грамоте
  1. Григорий
  2. Терентий
  3. Василий
  4. Петр
  1. Петровна
  2. Власьевна
  3. Еремеевна
  4. Ивановна
  1. Правдин
  2. Стародум
  3. Милон
  4. Вральман
  1. На бал
  2. На службу
  3. На свадьбу
  4. В театр
  1. Простаков
  2. Правдин
  3. Скотинин
  4. Стародум
  1. Жилет
  2. Кафтан
  3. Панталоны
  4. Рубашку

Ответы на вопросы теста по комедии “Недоросль”

  1. (2): 15 лет
  2. (4): Скотинина
  3. (3): три
  4. (4): Вральман
  5. (2): Скотинин
  6. (1): Стародум
  7. (2): Милон
  8. (3): французский
  9. (2): Тарас
  10. (1): Тришка
  11. (2): из Сибири
  12. (3): пирогов
  13. (2): кошелек
  14. (4): грамоте
  15. (2): Терентий
  16. (3): Еремеевна
  17. (3): Милон
  18. (2): на службу
  19. (4): Стародум
  20. (2): кафтан

Это был тест по комедии Фонвизина “Недоросль” в вопросах и ответах (материалы для викторины).

19 Комментарии

Ошибка в первом ответе, Митрофану было не 15 лет, а 16.

Нет, это не ошибка, это правильный ответ.

Читайте в тексте:
“Вить вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы.”

Митрофану должно исполниться 16 лет зимой. Значит, на момент событий в пьесе ему только 15 лет.

Ошибка в 14-ом вопросе: Вральман учил Митрофана не французскому,а немецкому.

Уважаемый читатель, вы ошибаетесь. Вральман учит Митрофана именно французскому языку (которого он, вероятно, и сам не знает). В этом и состоит абсурд всего бестолкового образования Митрофанушки.
Цитата: По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.

Немцами в то время называли всех нерусских.

Замечательный тест!Весьма разнообразны вопросы, в которых нужно подумать логически и закрепить прочитанные знания.

Ошибка в 1 вопросе Метрофану не 15, а 16

Дорогой друг, это не ошибка. Митрофану 15 лет.

Читайте в тексте:
“Вить вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы.”

Митрофану должно исполниться 16 лет зимой. Значит, на момент событий в пьесе ему только 15 лет.

Комментарии про 15 лет впредь будут удаляться, просим отнестись с пониманием.

Источники:

http://dvoris.ru/s-chem-nosit/proverochnaya-rabota-po-literature-nedorosl-kak-proishodit-obuchenie-mitrofanushki-proverka-domashnego/
http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-literature-po-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl-8-klass-4028285.html
http://www.literaturus.ru/2015/07/nedorosl-test-fonvizin-komedija-voprosy-otvety-viktorina.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии