514 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прощание с матерой персонажи. Система образов в повести «Прощание с Матерой» Распутина В.Г

Характеристика главных героев Прощание с Матерой

Дарья Пинигина

Дарья прожила непростую жизнь. События, выпавшие на ее долю, сильно измотали героиню: женщина знает, что такое война, трое детей уже в земле, а муж пропал в тайге. Дарья уже в очень почтенном возрасте, ей за восемьдесят. Она ведет небольшое хозяйства. У женщины остался сын, однако, с ним очень натянутые отношения. Женщине всегда не доставало любви, поэтому она стала строгой и суровой. Дарья приходит в состояние отчаяния, когда понимает, что надо бросать свой дом. Ее дом всегда открыт для других бабушек. Женщина отличается волевым характером.

Павел, сын Дарьи

Трудяга. Герой прошел войну, воспоминания по сей день мучают его. Теперь его жизнь никогда не будет такой, как прежде. Ему пятьдесят лет. Он и его семья плывут по течению. Они не плохие люди, но уже не способны чему-либо сопротивляться. Павел хорошо относится к своей маме, но абсолютно не способен выражать своих чувств. Тот факт, что деревню хотят уничтожить, уже не вызывает никакой реакции. Герой слишком устал ото всего и хочет спокойствия и стабильности. У него нет сил отстаивать родную деревню. Также у него нет такой болезненной привязки к этой местности.

Андрей Пинигин

Андрей, сын Павла. Молодой человек двадцати двух лет. Демобилизовался из армии. Деревенская жизнь не интересна молодому юноше, он хочет оставить след в истории, участвовать в чем-то глобальном, иметь семью. Андрей тот, кто управляет своей судьбой и не согласен плыть по течению.

Богодул

Очень необычный житель деревни. Старый заросший дед, который совершенно не собирается приобщаться к цивилизации. У него толком нет дома, проживает в каком-то заброшенном доме. Когда холодно, живет, где пригреют. Старик делает всё, чтобы спасти деревню. Не позволяет снести кладбище.

Настасья и Егор

Герои, которые сразу же покидают деревню. Егор не поможет пережить расставания с родной землей и вскоре уходит на тот свет. После случившегося Настасья решила вернуться домой. Через время с ней стали происходить странные вещи. Настасья хочет верить, что ее жизнь прожита не напрасно.

Катерина Зотова

Добрая женщина. Всю жизнь пронесла в сердце любовь к мужчине, который уже был в браке. У них была связь, и от него у женщины остался сын. Сын же всегда доставлял героине много проблем: пил и вел бессмысленный образ жизни. Хочет верить, что все изменится.

Петруха

Примечательно, что парня на самом деле зовут Никитой. Однако, это уже давно забыто. Парень посмешище в родном селении, он пьяница и разгильдяй. У него непростое прошлое, так как его нагуляли от женатого мужчины.

Воронцов

Председатель. Именно он должен переселить всех людей в город. Ему очень сложно это сделать, так как все его действия воспринимаются в штыки. Местные ненавидят его и борются с ним и людьми, которые способствуют разрушению деревни.

Хозяин острова

Маленький зверек, который обладает всеми знаниями об острове, всячески защищает его и знает его будущее.

2 вариант

Произведение Распутина «Прощания с Матерой» рассказывает о жизни в деревни, территория которой вскоре должна уйти под воду, на её месте планируют строить ГЭС. В нем показано столкновение двух эпох, двух миров – деревни и города. Если человека оторвать от его корней, он не сможет жить нормально.

В произведении герои разнообразные, одним переезд дается легко, другим больно уезжать со своего дома, от своих родных, лежащих на погосте. В произведении описан небольшой период жизни деревни, которую приговорили к смерти.

Дарья Пинигина, пожилая женщина. У неё была трудная жизнь, она пережила войну, потеряла троих детей и мужа. В рассказе ей уже за восемьдесят лет. У неё небольшое хозяйство. С единственным сыном отношения очень трудные. Из – за недостатка любви и нежности она стала строгой и суровой. Когда она узнает, что ей предстоит покинуть свой дом, приходит в отчаяние. В её доме всегда много гостей, таких же пожилых женщин как она сама.

Сына Дарьи, зовут Павел. Он прошел войну, воспоминания о которой до сих пор приносят ему страдания. Ему пятьдесят лет. Он трудяга, но он плывет по течению, не выбирая своего пути. Он не плохой человек, но уже не способен сопротивляться. Он хорошо относится к матери, но не может выразить своих чувств. Известие о сносе деревни, не вызывают в нем ни какой реакции. Он хочет спокойствия и стабильности. Ему не хочется тратить силы на отстаивания деревни, он не привязан к этому месту, ему все – равно, что с ней произойдет.

У Павла есть сын Андрей. Ему двадцать два года. Он молод, только что демобилизовался. Жить в деревне ему не интересно. Он хочет переехать жить в крупный город. Завести семью. Он сам управляет своей жизнью. И плыть по течению он не хочет, он хозяин своей жизни.

В деревне был необычный житель Богодул. Это был дед, он весь зарос, ходил босой и старой одежде. К новой жизни не хотел приобщаться вообще. Живет он в заброшенном доме, больше похожим на землянку. В холода идет к соседям, прося приюта. Он активно пытается спасти родную деревню. Не дает сносить кладбище.

Читать еще:  Илона новоселова - биография, информация, личная жизнь. Илона новоселова: видео последних часов жизни финалистки "битвы экстрасенсов" появилось в сети (фото)

Первыми, кто покинул деревню, были Настасья и Егор. Мужчина не может пережить расставание с родной деревней, умирает. Женщина возвращается, и постепенно теряет рассудок.

Местная жительница Катерина Зотова, была доброй женщиной. У неё был сын, который доставлял ей много проблем, вел разгульный образ жизни. Вместе с такими же стариками остается на острове, пока это можно делать.

Сын Зотовой, Петруха, был посмешищем в деревне. Пил, не работал, врал всем, обижал мать. Его отец не жил с ним, потому что был женат на другой женщине. Он стал виновником пожара всего острова, выгорела вся дервня.

Председателем деревни был Воронцов. Ему выпала участь переселять людей в город. Ему трудно это делать, все его действия вызывают ненависть людей. Его не уважаю и не понимают.

В произведении есть описание духа охраняющего деревню. Его называют хозяином острова. Это маленький зверек, который защищает его и знает его прошлое и будущее.

Каждый персонаж, который появляется на страницах книги, имеет свою историю, которая пронзает до глубины души.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои Прощание с Матерой

Популярные сегодня темы

Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения.

Лирика Ахматовой — это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека

В живописи нельзя обойти стороной великого художника Ореста Кипренского, который является мастером портрета, ибо его изображения людей поражают до глубины души. Они выглядят как живые

Сегодня я расскажу о том, как мне посчастливилось один раз побывать в театре, где показывают балет и оперу. Этот день запомнился мне навсегда. Помню, как мама предложила мне посетить вместе с ней этот театр

Очень правильно, я считаю, что появился день и пожилого человека. Есть женский день, мужской… День детский тоже есть – летом. А вот про день стариков я слышу впервые. Да, и название правильное – лучше, чем старик, звучит.

Образы жителей Матеры (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»)

Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» — одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Распутин показывает затопление деревни-острова и переселение людей на новые земли. На страницах повести мы встречаемся со множеством героев: это и Дарья, и старик Богодул, и Настасья, и другие жители Матеры.

Вообще, в произведении очень много героев. Все они делятся на «отцов» и «детей». «Отцы» — это старшее поколение: Дарья, Настасья, Катерина, Сима, Богодул, Егор. Это люди, которые не могут порвать связи с родной землей, оставить ее. Они выросли на ней, и любовь к земле впитали с молоком матери.

«Дети» — это молодежь, которая легко оставила деревню, где она родилась и выросла. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Мы понимаем, что столкновение взглядов двух поколений неизбежно. У каждого из них своя правда: старики не хотят покидать землю, родной дом, места, где все знакомо, а молодым хочется узнать что-то новое, им не сидится на одном месте.

Главной героиней повести является Дарья Пинигина. Это старуха восьмидесяти лет, сохранившая ясный ум и память. Именно к ней все идут за советом, потому что ощущают силу, исходящую от нее. И Катерина, и Сима, и другие старики поддерживают Дарью во всем, что она говорит и делает. Они как бы идут за ней, не претендуя на главную роль.

Всех стариков объединяет желание дожить свой век на Матере. Они являются носителями традиций, которые складывались на острове двести-триста лет. И все они переживают по поводу того, что их дети не чтят эти традиции так, как подобает. Многие из «молодежи» не понимают стариков, не понимают, зачем те цепляются за землю.

Кроме того, стариков тревожит желание молодых «жить не оглядываясь», «облегченно», бешено нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», — говорит Дарья своему внуку Андрею. Она не против техники, которая облегчает труд людей, но она против машин, с помощью которых человек ощутил себя царем природы. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет….», — говорит Дарья. Только в единстве друг с другом человек может добиться лучших результатов и в жизни, и в труде.

Все старики в повести являются носителями нравственных народных ценностей. И они пытаются научить этому своих детей. Они пытаются научить их любить свою землю, свой дом, своих предков.

Но слова стариков не доходят до сознания молодежи. И по отношению самого автора, по тому, как он описывает своих героев, мы понимаем, что Распутин полностью на стороне «стариков». Эти герои описываются с любовью и с уважением, даже о непутевом Богодуле у нас создается приятное впечатление. И напротив, молодые люди в повести обрисованы в весьма жесткой манере, у них очень простые характеры, они не даются в развитии, их переживания не описываются.

Лишь внука Дарьи, Андрея, автор наделил более или менее сложным характером. С одной стороны, он уже не чувствует себя частью земли, частью дома, где родился и вырос, не чувствует себя ответственным за свой род. Ему хочется суеты большой стройки. АНдрей до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является главной ценностью в жизни: родной очаг, землю, память об умерших. И, в то же время, в Андрее еще не умерло единство с природой, связь с ней. С родственниками его объединяет работа на сенокосе, где Андрей с радостью соглашается помочь отцу. Он не поддерживает и Клавку, радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. К тому же Андрей, не соглашаясь с Дарьей, все же ищет бесед с ней, ему важно знать ее мнение о сущности и предназначении человека.

Читать еще:  Что означает "камо грядеши", или Куда идешь? "Камо грядеши" Сенкевича: описание и анализ романа из энциклопедии.

Другие представители молодого поколения показаны очень мало и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов, за свой жизненный принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» был лишен даже своего имени и превратился в «Петруху». Писатель, видимо, обрывает здесь имя балаганного персонажа Петрушки, а с другой стороны, создает новое слово – «петрухать» по сходству с глаголом «громыхать», «трухать» (бояться). Петруха издевается над матерью, которая вырастила его одна и жила, надеясь, что он образумится. Но этот герой первым спалил избу, не подумав о том, где будет жить все это время мать. Отвергнутый и деревней, и матерью, Петруха старается новым бесчинством, хулиганским поступком привлечь к себе внимание, чтобы хотя бы так утвердится в народе и в жизни.

Отрицательно изображены в повести «официальные лица». У них не только «говорящие» фамилии, но и емкие символические характеристики: Воронцов – турист, беззаботно шагающий по земле, нигде не ищущий пристанища, Жук – цыган, то есть человек без родины, без корней. Противопоставление «официальных лиц» и стариков основывается и на речевой характеристике героев. Если речь стариков выразительна, образна, хотя литературно и неправильна, то речь Андрея и Павла правильна, но сбивчива. А Воронцов, Жук и им подобные вообще говорят рублеными, не по-русски построенными фразами: «Понимать будем или что будем?», «Тут с вашей стороны непонимание» и другое.

В финале повести обе стороны сталкиваются, и автор показывает нам, с кем остается правда. Воронцов, Павел, Петруха заблудились в тумане. Все, что им остается, — это по-детски звать на помощь маму.

Таким образом, мы видим, что Распутин в своей повести показал нам разрыв между поколениями, глобальное непонимание, которое может привести к катастрофе. Не допустить этого – основная цель Распутина и его произведения.

Повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой»: сюжет и система персонажей.

В своей повести «Прощание с Матерой» В. Распутин исследует национальный мир, его систему ценностей и его судьбу в кризисном ХХ веке. С этой целью писатель воссоздает переходную, пограничную ситуацию, когда еще не наступила смерть, но и жизнью это назвать уже нельзя.

Фабульно произведение нам рассказывает об острове Матера, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

Вписанность Матеры (острова) в бесконечность природного миропорядка, ее нахождение «внутри» него дополняется включенностью Матеры (деревни) в движение исторических процессов, не столь согласованных, как природные, но наряду с ними являющихся органической частью человеческого существования в этом мире. Триста с лишним лет Матере (деревне), видела она казаков, плывших ставить Иркутск, видела ссыльных, арестантов и колчаковцев. Важно, что социальная история деревни (казаки, ставящие Иркутский острог, торговые люди, арестанты, колчаковцы и красные партизаны) обладает в повести длительностью, не столь протяженной как природный миропорядок, но предполагающей возможность существования человека во времени.

Соединяясь, природное и социальное вводят в повесть мотив естественного существования Матеры в (острова и деревни) в едином потоке природного и исторического бытия. Этот мотив дополняется мотивом вечно повторяющегося, бесконечного и устойчивого в этой повторяемости круговорота жизни (образ воды). На уровне авторского сознания открывается момент прерывания вечного и естественного движения, а современность предстает как катаклизм, преодолеть который невозможно, как смерть прежнего состояния мира. Таким образом, затопление начинает означать не только исчезновение природного (Матеры-острова), но и этического (Матеры как системы родовых ценностей, рожденных и нахождением в природе, и нахождением в социуме).

В повести можно выделить два плана: жизнеподобный (документальное начало) и условный. Ряд исследователей определяет повесть «Прощание с Матерой» как мифологическую повесть, в основе которой лежит миф о конце света (эсхатологический миф). Мифологический (условный) план проявляется в системе образов-символов, а также в сюжете повести (название острова и деревни, Листвень, хозяин острова, обряд проводов покойника, лежащий в основе сюжета, обряд жертвоприношения и т.д.). Наличие двух планов — реалистического (документально-публицистического) и условного (мифологического) является свидетельством того, что автор исследует не только судьбу конкретной деревни, не только социальные проблемы, но и проблемы бытия человека и человечества вообще: что может служить основой существования человечества, современное состояние бытия, перспективы (что ждет человечество?). Мифологический архетип повести выражает представления автора о судьбе «крестьянской Атлантиды» в современной цивилизации.

В своей повести В. Распутин исследует прошлую национальную жизнь, прослеживает изменение ценностей во времени, размышляет над тем, какую цену заплатит человечество за утрату традиционной системы ценностей. Основные темы повести — темы памяти и прощания, долга и совести, вины и ответственности.

Семья воспринимается автором как основа жизнедеятельности и сохранения родовых законов. В соответствии с этой идеей писатель выстраивает систему персонажей повести, которая представляет собой целую цепочку поколений. Автор исследует три поколения, родившихся на Матере, и прослеживает их взаимодействие между собой. Распутин исследует судьбу нравственных и духовных ценностей в разных поколениях. Наибольший интерес Распутин испытывает к старшему поколению, потому что именно оно является носителем и хранителем народных ценностей, которые цивилизация пытается уничтожить, ликвидировав остров. Старшее поколение «отцов» в повести — это Дарья, «самая старая из старых», старуха Настасья и ее муж Егор, старухи Сима и Катерина. Поколение детей — это сын Дарьи Павел, сын Катерины Петруха. Поколение внуков: внук Дарьи Андрей.

Читать еще:  Мэрилин Керро и Александр Шепс — супружеская пара экстрасенсов. Александр Шепс последние новости

Для старух неминуемая гибель острова — это конец света, так как они не мыслят ни себя, ни своей жизни без Матеры. Для них Матера — это не просто земля, но это часть их жизни, их души, часть общей связи с теми, кто ушел из этого мира и с теми, кто должен прийти. Эта связь и рождает у стариков ощущение того, что они — хозяева этой земли, а вместе с тем и ощущение ответственности не только за родную землю, но и за умерших, которые им эту землю доверили, а они не смогли ее сохранить. «Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виновата», — размышляет Дарья. Связь с предыдущими поколениями прослеживается и в системе нравственных ценностей.

Материнцы относятся к жизни как к службе, как к некоему долгу, который нужно нести до конца и который они не вправе перекладывать на кого-либо другого. Существует у материнцев и своя особая иерархия ценностей, где на первом месте стоит жизнь в согласии с совестью, которую раньше «сильно отличали», не то, что в нынешнее время. Таким образом, основами такого типа народного сознания (онтологического миропонимания) становятся восприятие природного мира как одухотворенного, признание своего определенного места в этом мире и подчинение индивидуальных устремлений коллективной этике и культуре. Именно эти качества помогали нации продолжать историю и существовать в гармонии с природой.

В. Распутин отчетливо осознает невозможность такого типа миропонимания в новой истории, поэтому он пытается исследовать и другие варианты народного сознания.

Период тяжелых раздумий, смутного душевного состояния переживают не только старухи, но и Павел Пинигин. Его оценка происходящего неоднозначна. С одной стороны, он тесно связан с деревней. Приезжая в Матеру, он чувствует как за ним «смыкается время». С другой стороны, он не чувствует той боли за родной дом, которой переполнены души старух. Павел осознает неизбежность перемен и понимает, что затопление острова необходимо для всеобщего блага. Свои сомнения по поводу переселения он считает слабостью, ведь молодым «и в голову не приходит сомневаться». Этот тип мироощущения еще хранит в себе существенные черты онтологического сознания (укорененность в труде и доме), но в то же время смиряется с наступлением машинной цивилизации, принимая заданные ею нормы существования.

В отличие от Павла, по мнению Распутина, молодые совсем потеряли чувство ответственности. Это можно увидеть на примере внука Дарьи Андрея, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС. У Андрея своя концепция мира, согласно которой будущее ему видится исключительно за техническим прогрессом. Жизнь, с точки зрения Андрея, находится в постоянном движении и от нее нельзя отставать (стремление Андрея ехать на ГЭС — передовую стройку страны).

Дарья же в техническом прогрессе видит гибель человека, так как постепенно человек будет подчиняться технике, а не управлять ей. «Маленький он, человек», — говорит Дарья. «Маленький», то есть не набравшийся мудрости, далекий от безграничного ума природы. Он еще не понимает, что не в его власти управлять современной техникой, которая раздавит его. В этом противопоставлении онтологического сознания Дарьи и «нового» сознания ее внука открывается оценка автором технократических иллюзий переустройства жизни. Симпатии автора, безусловно, на стороне старшего поколения.

Однако не только в технике видит Дарья причину гибели человека, но, главным образом, в отчуждении, удалении его от дома, родной земли. Не случайно так обидел Дарью отъезд Андрея, который даже не взглянул ни разу на Матеру, не прошелся по ней, не простился с ней. Видя ту легкость, с которой живет молодое поколение, попадая в мир технического прогресса и забывая нравственный опыт предыдущих поколений, Дарья задумывается над истиной жизни, пытаясь найти ее, потому что чувствует свою ответственность и за молодое поколение. Эта истина открывается Дарье на кладбище и заключается она в памяти: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Старшее поколение в современном обществе видит размывание границ между добром и злом, соединение этих начал, несовместимых друг с другом, в единое целое. Воплощением разрушенной системы нравственных ценностей явились так называемые «новые» хозяева жизни, разрушители кладбища, которые расправляются с Матерой, как со своей собственностью, не признавая права стариков на эту землю, следовательно, не считаясь с их мнением. Отсутствие ответственности у таких вот «новых» хозяев просматривается и в том, как был построен поселок на другом берегу, который строили не с расчетом на удобство жизни для человека, но с расчетом быстрее закончить стройку. Маргинальные персонажи повести (Петруха, Воронцов, разрушители кладбища) — следующий этап деформации народного характера. Маргиналы («архаровцы» в «Пожаре») — это люди, у которых нет почвы, нет нравственной и духовной укорененности, поэтому они лишены семьи, дома, друзей. Именно такой тип сознания, по мнению В. Распутина, рождает новая технологическая эра, завершающая позитивную национальную историю и означающая катастрофу традиционного уклада и его системы ценностей.

В финале повести происходит затопление Матеры, то есть разрушение старого патриархального мира и рождение нового (поселок).

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/harakteristika-glavnyh-geroev-proshchanie-s-materoj
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/rasputin-v/proshchanie-s-materoj/7086-obrazy-zhitelej-matery-po-povesti-v-rasputina-proshchanie-s-materoj
http://studopedia.ru/19_35432_povest-vrasputina-proshchanie-s-materoy-syuzhet-i-sistema-personazhey.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector