Прощание с матерой главные герои таблица. Три поколения героев повести “прощание с матерой” – три взгляда на решение проблемы “человек и родная земля”

Прощание с матерой главные герои таблица. Три поколения героев повести “прощание с матерой” – три взгляда на решение проблемы “человек и родная земля”

Три поколения героев повести “Прощание с Матерой” – три взгляда на решение проблемы “Человек и родная земля”

Три ярких представителя разных поколений одной семьи — главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера — Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное — хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья — тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: “Кто ж старое дерево пересаживает?” Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и “царским лиственем” (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков — неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.

Сын Дарьи, Павел — представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда — на стороне молодых.

А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться “на волю”. Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, — представитель старшего поколения.

Так повелось испокон веков, что старики — хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля — твоя мать. Недаром слово “Матера” созвучно слову “мать”. Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.

Три поколения героев повести “прощание с матерой” – три взгляда на решение проблемы “человек и родная земля”. Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Писатель. Автобиографичность рассказа. На уроке. Уроки мужества. В. Распутин «Уроки французcкого». Доброта. Запомни. Ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Словарь. Биография В. Распутина. Уроки доброты. Эпиграф. Портрет матери А. Вампилова. Уроки французского. Книги В. Распутина. Слово «урок».

Читать еще:  Фильм матрица содержание фильма. Мы верим, этот мир реален! Реалистичный вид из-за реальных съёмок

«Валентин Распутин жизнь и творчество» – Жизненный путь и творчество В. Распутина. Главная героиня. Родина писателя. Героиню рассказа Распутина «Уроки французского» звали Лидией Михайловной Молоковой. Тема человеческой души. Рассказ. В.Г.Распутин – сибиряк. Характеристика учителя. Пожар. Уроки французского. Прощание с Матёрой. Матёра. Первая публикация. Живи и помни. Творческий путь В.Распутина. Что значит для жителей острова прощание с Матёрой.

«Прощание с Матерой» – Матера и Теликовка. Пафос повести. С чем прощаемся. Малая родина. Дом – символ нравственных, семейных, социальных устоев. Туман. Сотрясение. Позиция автора. Заветы Дарьи. Творчество писателя. Главные вопросы повести. Символические образы повести. Язык повести. Старик Богодул. Хозяин острова. Вопросы для обсуждения повести. Анализируем повесть. Система персонажей. Пожогщики. Что значит для нас дом.

«Валентин Распутин «Уроки французского»» – Лидия Михайловна играет на деньги с главным героем. Главный герой. Из истории создания рассказа. Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре. После университета работает корреспондентом “Советской молодежи”. Аккуратная вся, умная, красивая и в одежде и во внешности. Валентин Распутин «Уроки французского». Валентин Григорьевич Распутин. Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области.

«Валентин Григорьевич Распутин» – Родина писателя. Валентин Распутин. В.Г.Распутин. «…уверен: писатель начинается в детстве от впечатлений, которым напитывается именно тогда». В.Распутин. Биография и книги. Писатель в Оптиной пустыни. На могиле матери Василия Белова. Дочь, жена и мама писателя. История создания рассказа «Уроки французского». Художник Б.Алимов. Фотография А.Заболоцкого.1982г. Валентин Григорьевич Распутин. Родители – Нина Ивановна и Григорий Никитич.

«Писатель Валентин Распутин» – После школы поступил на историко-филологический факультет. Распутин Валентин Григорьевич. Биография. Главная тема произведения Валентина Распутина. «Уроки французского». «Дочь Ивана, мать Ивана». Всё, что ни происходит, – к лучшему. Общественно- политическая деятельность. С 1966 г. Распутин- профессиональный литератор. Экранизации. Награды. Тамара Ивановна. Детство и его творчество.

«Прощание…» 1976 г., это время упадка и разрухи советской деревни. В основу сюжета положил реальную историю о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангара, в результате которого оказались затопленными несколько окрестных деревень. Жителям деревни Матёра пришлось переселиться. Но кроме проблемы вымирания деревни В. Распутин в поднимает и ряд других проблем: взаимоотношение поколений, память и забвение, совесть, поиск смысла жизни. Главная героиня – старуха Дарья. Эта носительница многовековых традиций не в силах навсегда расстаться с обжитым местом, ведь в избе, которой она прожила всю свою долгую жизнь, жили еще ее дед и бабка. В этих старых стенах прошло ее детство, тяжелое время войны. Другие старики также остаются верными родной Матере. Молодое же поколение, живя будущим, совершенно спокойно расстается с родными местами. Так происходит распад семьи, за которым, по мнению автора логически последует крушение народа и всей страны. И оттого Матеру можно считать не только названием одной деревни, но и символическим наименованием страны и образа матери-земли, в целом. Слова Дарьи: «У кого памяти нет, у того нет и жизни». «Прощание с Матерой» очень ярко показывает великое значение традиций в жизни каждого человека.

38. «Тихая» лирика н.М. Рубцова.

“Тихая лирика” возникает на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес “громкой” поэзии “шестидесятников”. Николай Рубцов (1936-1971). Вологодской земле посвящены стихотворения Рубцова, ставшие шедеврами русской лирики: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны. », «Журавли», «Видения на холме», «В горнице», «Старая дорога», «Привет, Россия – родина моя. », «Ночь на родине», «Тихая моя родина», «Звезда полей», «Русский огонек». Темы: Родина, природа, любовь, деревня, космос. и мотивы лирики поэта тесно перекликаются между собой. Вместе они образуют неповторимое единство. Поэзия Рубцова задумчивая, нежная, зовущая к размышлению. Крестьянское селение, земля связаны с космосом. Нельзя однозначно назвать лирику Рубцова «тихой». В ней отразилась широкая русская натура, задушевность, искренность. Никто не сумел проникнуть в народную жизнь так глубоко и проникновенно, как Н.М. Рубцов. «Звезда его полей» продолжает освещать нашу жизнь.

Урок внеклассного чтения по теме «Актуальные и вечные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Урок внеклассного чтения по теме «Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»,

Читать еще:  Рисование подготовительная группа натюрморт тема дары осени. Конспект занятия по рисованию «Ветка с осенними листьями» (натюрморт)

посвящённый 75-летию В.Г.Распутина.

МКОУ Чудиновская сош Октябрьского района

Челябинской области. Учитель Гужва М.Д.

Урок был проведён в 8-11 классах.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с биографическими сведениями из жизни писателя, с проблематикой повести «Прощание с Матёрой» и её актуальностью для современного человека.

2) Формировать умение выразительно читать художественный текст и готовить сообщение по его проблематике.

3) Воспитывать чувство ответственности человека за его отношение к природе, чувство патриотизма и любви к своей «малой» родине.

Оформление урока: портрет В.Г.Распутина, издания его произведений.

Эпиграф урока: Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся

нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от

того, большой ли это город или маленький посёлок.

Из книги В.Распутина «Что в слове, что за словом?»

1.Биография писателя. Слово учителя.

В.Г.Распутин родился в селе Усть-Уда Иркутской области в 1937 году. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. Начал печататься с 1961 года. Работал журналистом в газетах Иркутска и Красноярска. Выполняя задания редакций, В.Распутин часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы, написанные в результате этих командировок, составили книгу «Человек с этого света» (1965). После публикации в журнале «Сибирские огни» повести «Деньги для Марии» (1967) стало ясно, что в литературу пришёл художник со своей темой и своими героями. Затем появились повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985). Распутин исследует конфликт между мудрым отношением к жизни и бездумным существованием. В его повестях слышится тревога за судьбу Родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера.

В последние годы Валентин Распутин целиком посвятил себя решению важнейших проблем современности: экологических и нравственных. Увидели свет его статьи и очерки на эти темы, а также главы публицистической книги «Сибирь, Сибирь…»

В.Г.Распутин был депутатом Верховного Совета СССР, членом Президентского совета России. Много занимался общественными делами и в родном Иркутске.

О повести «Прощание с Матёрой» В.Распутин говорил, что «она о тех изменениях, которые происходят в сегодняшней Сибири». Создавая эту повесть Распутин идёт от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где родился писатель, при строительстве гидроэлектростанции попало в зону затопления и исчезло с лица земли.

2. Сообщение учащегося «Проблема «человек – природа – цивилизация» в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».

Сюжет повести «Прощание с Матёрой» достаточно прост. Строится новая ГЭС, поэтому уровень воды в Ангаре должен значительно подняться. Следовательно, она затопит все острова, стоящие ниже по течению. А островов этих немало. Один из них – Матёра. Жители должны срочно переселяться с обжитых, родных мест на берег, в совхозный посёлок. Постороннему, равнодушному человеку непонятны переживания жителей острова, ведь их переселяют в благоустроенные, комфортабельные квартиры. Но это только поверхностный взгляд на проблему. Ведь Матёра – почти живое существо. Матёра как маленький материк, об этом говорит даже её название.

3. Выразительное чтение учащимся фрагмента 1 главы, из истории Матёры.

Главная героиня повести бабка Дарья тяжелее всех принимает известие о том, что прожившая триста лет деревня, где она родилась, доживает свою последнюю весну. И вот тут бабка Дарья, безотказно проработавшая полвека, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матёру, где жили её дед и прадед, где каждое брёвнышко не только её, но и её предков. Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения.

Для неё память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Дарья верит в родную землю и в человека в самом высоком понимании этого слова. Дарья видит выход в том, чтобы «срезать» Матёру и перенести её в другое место. Конечно, машин, которые могли бы сделать это, не существует. Но кое в чём Дарья права. Если прогресс так всемогущ, то он должен не только разрушать, но и созидать. Однако разрушать всегда легче. Думая о будущем, не надо забывать, что есть и более важные и хрупкие ценности, которые нужно беречь. К этому и призывает своей повестью В.Распутин.

Нетронутая цивилизацией, стояла Матёра, и жители её жили в гармонии с природой. Хозяин острова – это никому не видимый, ни во что не вмешивающийся, неведомый зверёк. Этот зверёк – воплощение народного добра, понимания, прощения и долготерпения.

Читать еще:  Антон зацепин вика тебе кто. Антон Зацепин: «Не знаю, как объяснить дочери, что не всё так просто

4. Выразительное чтение фрагмента 6 главы о Хозяине острова.

Ещё одним символом острова является дерево – старая лиственница, «царский листвень». Он является символом мощи природы, поэтому его не могут осилить ни огонь, ни топор, ни бензопила.

5. Выразительное чтение фрагмента 19 главы, о попытках уничтожить»царский листвень».

Дарья, Хозяин острова, «царский листвень» – в них всех есть что-то общее. Может быть, именно они и есть те «столпы», на которых стоит не только Матёра, но и вся высшая правда человеческой жизни.

5. Сообщение учащегося «Три поколения героев повести «Прощание с Матёрой» – три взгляда на решение проблемы

«Человек и родная земля»

Обитатели острова Матёры – люди разных поколений. Здесь живут старики, пожилые люди, молодёжь, дети. Всех их объединяет одна проблема – грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько по-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землёй.

Три ярких представителя разных поколений одной семьи – главная героиня повести Дарья, её сын Павел и внук Андрей. Для них всех Матёра – Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разному относятся эти родные друг другу люди к своей Родине.

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина. Дарья не только всю жизнь провела на Матёре, она даже никуда не уезжала с неё. Матёра кормит её всю жизнь, в достатке давая самое ценное – хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но не только труд, вложенный в землю, делает её нам родной. Есть ещё что-то, что крепко связывает человека с родной землёй. Мы связаны с родной землёй цепью поколений, что были до нас. Человек, подобно дереву, связан с родной землёй. Для всех старых людей, Дарьи, Настасьи, Катерины, Богодула, родная земля и могилы предков священны, поэтому они остаются на острове до последнего.

Сын Дарьи Павел – представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между старыми и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матёрой, но и к могилам он уже не так привязан, как мать. Павел живёт на два берега, на два дома. Конечно, он ощущает боль прощания с Матёрой, но в то же время чувствует, что правда на стороне молодых.

А что же молодые? Каково же их отношение к земле, взрастившей их? Вот внук Дарьи Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матёре. Он ел хлеб и картошку, рождённые этой землёй, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда и получал от земли немало. Но Андрей не только без жалости расстаётся с Матёрой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС. Дело в том, что у молодых связь с землёй всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди больше думают о вечном, о памяти, которую они оставят после себя, о смысле своей жизни. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, даже если это их Родина, и горевать о нём. Они стремятся вперёд, к осуществлению своих идей, как Андрей.

Так повелось испокон веков, что старики – хранители традиций, а молодёжь двигает вперёд прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, не следует забывать свои корни, свою Родину. Ведь твоя земля – твоя мать. Недаром слово «Матёра» созвучно слову «мать».

Таким образом, частный конфликт – уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского – противостояние жизни и смерти, добра и зла.

6. Итог урока. Слово учителя.

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она всё перенесёт и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине…» Распутин считает, что человеку «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Поэтому народ требует,»всё нетерпеливей и яростней»от каждого нового поколения, чтобы оно «не оставило без надежды и будущего» всё «племя» людей.

Источники:

http://sochinenie5ballov.ru/essay_672.htm
http://artemislaser.ru/tri-pokoleniya-geroev-povesti-proshchanie-s-materoi—tri-vzglyada-na/
http://kk.docdat.com/docs/index-480610.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии