Пролог –завязка – развитие действия – кульминация – развязка – эпилог. Кульминация – это момент наивысшего напряжения сюжета
Кульминация – это момент наивысшего напряжения сюжета
Каждое литературное произведение подчиняется законам жанра. Отказ от этого приводит к нарушению композиции. Кульминация – это самый захватывающий момент в произведении. Каждому читателю, а особенно писателю, очень важно понимать, что это такое.
Основные элементы композиции литературного сюжетного произведения
К сюжетным жанрам относят рассказы, повести, романы. Произведения, входящие в состав этой группы, обязательно строятся вокруг конфликта, который развивается на протяжении описания.
Затем он достигает наивысшей точки напряжения. Кульминация – это и есть тот самый момент, когда развязка неизбежна.
Таким образом, следует выделить четыре основных сюжетных элемента. Это те «4 кита», на которых и зиждется композиция литературного произведения этого жанра.
Экспозиция – описание времени, места, характера героев.
Завязка – событие, послужившее обострению противоречия или стало отправной точкой сюжетной линии.
Кульминация – это момент критического напряжения ситуации.
Развязка – это событие, послужившее разрешением конфликта, завершающий штрих в описании.
Пример композиции в произведении
Обратившись к произведению Марка Твена, можно рассмотреть сюжетную линию эпизода с окрашиванием забора. Завязка истории в том, что Том Сойер был наказан своей тётушкой.
Далее идёт развитие сюжета: он красит, ему скучно и стыдно перед ребятами.
Затем умная мысль посещает голову смышлёного парнишки: он решает «продавать» возможность взять в руки кисть! Вот тут и наступает кульминация – это самый волнующий момент в эпизоде, ведь читатель не знает, чем закончится новая авантюра героя, его интерес достаточно подогрет.
И вот развязка – ребята наперебой предлагают в обмен на это самые драгоценные вещи, которыми владеют. Через несколько минут забор покрашен, а сам Том становится настоящим «богачом», получив «несметные дары»: коробочки и сломанные игрушки, дохлую кошку и огрызок яблока.
Место кульминации в литературном произведении
Взгляд на композицию литературного произведения строго индивидуален. Писатель необязательно следует классическому варианту, когда экспозиция, завязка, кульминация, развязка появляются в его творении в данном порядке. Часто автор вовсе опускает экспозицию, предоставляя читателю знакомиться с героями в ходе чтения. Иногда в самое начало остросюжетного произведения помещается кульминация. Развязка же наступает в самом конце, стимулируя дочитать произведение до конца. Кульминация в самом начале сразу же захватывает внимание читателя, пробуждает интерес.
«Руки ныли. Откуда-то сверху на голову капали мерзкие холодные капли. С трудом раскрыв глаза, Михаил увидел мрачные стены подвала. А в противоположном углу ужасная громадная крыса нагло чем-то похрустывала.
Приглядевшись, Михаил с ужасом понял, что это тот самый подвал! И тут он услышал чьи-то шаги, потом поворот ключа в замочной скважине… Конец был неизбежен. Но так быть не должно. И Михаил уже знал, как он поступит в следующую минуту…»
Прочитав такое начало, любитель ужастиков, детективов или триллеров ни за что не отложит в сторону книгу. Почему герой попал в такое положение? Что он будет делать дальше? Сумеет ли спастись? Собственно, это только часть вопросов, которые придут на ум читателю.
Развязка, её место в композиции
Стоит отметить, что и этот элемент может стоять в начале повествования в качестве интриги. Например, в таком виде.
«Мария вошла в зал и боковым зрением заметила, что все присутствующие повернули в её сторону головы. Разговоры на мгновение стихли. Восторг в глазах особей мужского пола разлился в душе волной ненависти и презрения. Всё это – и признание, и восхищение – только гипнотическое действие бриллиантов, она это знала!»
А далее – переход на прошлое, ссылка на голодное детство, когда вон тот «боров с жирным двойным подбородком, сегодня заискивающе улыбающийся и подобострастно ловящий её взгляд», проходя мимо них, сидящих с матерью и молящих о помощи, брезгливо кривил губы.
Допускается и отсутствие развязки. Автор в некоторых случаях оставляет за читателем право додумать её. Такой вариант присутствует в «Ревизоре» Гоголя и многих других произведениях.
ПРОЛОГ –ЗАВЯЗКА – РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – КУЛЬМИНАЦИЯ – РАЗВЯЗКА – ЭПИЛОГ
Прологпредполагает настроить детей на предстоящее содержание урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Переведя на язык хорового исполнительства, можно сказать об этом так, задача пролога – привести к общему тону, т.е. задать тональность, свойства звука, сделать ауфтакт.
Драматургическая завязкадает важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с которым предстоит работать и способы действий всех субъектов, осуществляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельности или непосредственному включению в деятельность.
Далее, согласно художественной драматургии, происходят определенные события, которые заставляют совершать конкретные действия. Существует множество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование.
Результатом развития становится кульминация. Кульминация– высшая точка переживания. Переживания всегда связаны с эмоциями.
Действиеразвязкипостроено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действий, осуществляется контроль. Развязка в уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы.
Эпилог происходит после того, как все события уже свершились. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием, анализом самоощущений и т.п.
Таким образом, согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.
В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общедидактические принципы и на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.
Связано с целенаправленными действиями учителя по планированию и организации учебно- воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действий учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ МУЗЫКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ.
1. Эффективность организации входа и выхода. Приветствие. Работа с журналом. Работа с дневниками учащихся. Работа с дневниками музыкальных впечатлений.
2. Организация проверки знаний, домашнего задания.
3. Эффективность использования кабинета и материальной базы урока.
4. Выполнение психолого-гигиенических требований к уроку.
4. Организацию познавательной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, ее анализировать; импровизация;
5. Осуществление различных видов практической работы учащихся на уроке: пение полевок; пение по нотам; двигательно-ритмической деятельности; элементов хореографии, пластического интонирования; слушание музыки, сюжетно-ролевые игры; импровизация, сочинение музыки; письменные работы с различными заданиями.
6. Организация самостоятельной деятельности учащихся письменное размышление о музыке, выполнение творческих заданий и.т.д.
7. Организация контроля усвоенных знаний на уроке.
8. Сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке, дифферинцированный подход.
8. Подготовка к домашней работе.
В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общедидактические принципы и на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.
Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка
Экспозиция – описание событий, предшествующих завязке.
Основные функции: Знакомство читателя с действием; Представление действующих лиц; Изображение ситуации до конфликта.
Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.
Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).
Кульминация – момент наивысшего напряжения конфликта имеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.
Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.
Развязка – событие, разрешающее конфликт. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить. Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.
Классификация конфликта:
-разрешимые (ограниченные рамками произведения)
-неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)
Типы конфликтов:
а) человек и природа;
б) человек и социум;
в) человек и культура
Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:
Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бесконфликтной ситуации, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей. Так обстоит дело во многих приключенческих и детективных романах. Так обстоит дело в большей части лит произведений эпохи Возрождения: в новеллах Боккаччо, комедиях и некоторых трагедиях Шекспира. Например, душевная драма Отелло всецело сосредоточена на том промежутке времени, когда Яго плел свою дьявольскую интригу. Злой умысел завистника — главная и единственная причина страданий главного героя. Конфликт трагедии «Отелло», при всей его глубине и напряженности, преходящ и локален.
Но бывает и иначе. В ряде эпических и драматических произведений события разворачиваются на постоянном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привлекает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский “Идиот”, Чехов “Вишневый сад”) Устойчиво конфликтные положения присущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX—XX вв.
16. Роль вне сюжетных элементов в раскрытии идейного содержания произведения, их виды
Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые вне сюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Если сюжет произведения — это динамическая сторона его композиции, то вне сюжетные элементы — статическая. Вне сюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.
Различают три основные разновидности вне сюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
Описание — это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т. п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания — наиболее распространенный вид вне сюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.
Авторские отступления — это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т. п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления — необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу.
Вставные эпизоды — это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т. п. Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя или и «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека.
В некоторых случаях к вне сюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цени. Как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.
При анализе общей композиции произведения следует в первую очередь определить соотношение сюжета и внесюжетных элементов: что важнее — и, исходя из этого, продолжать анализ в соответствующем направлении. Так, при анализе, например, «Преступления и наказания» Достоевского сюжет важен, еще важнее его увязки с психологическим состоянием героя и его размышлениями, а, скажем, в «Мертвых душах» Гоголя сюжетом можно спокойно не заниматься, зато первостепенное внимание следует уделить внесюжетным элементам, которые у Гоголя даже по объему занимают большую часть текста. Бывают, впрочем, и такие случаи, когда в произведении равно важны и сюжет, и внесюжетные элементы — например, в «Евгении Онегине» Пушкина. В этом случае особое значение приобретает взаимодействие сюжетных и внесюжетных фрагментов текста: как правило, внесюжетные элементы размещены между событиями сюжета не в произвольном, а строго логичном порядке.
Наблюдается такая тенденция: при сюжете динамическом количество и значение внесюжетных элементов надает, при адинамическом — наоборот, возрастает; соответственно в первом случае внимание исследователя при прочих равных направлено на сюжет, во втором — на внесюжетные элементы.
17. Литературное произведение: композиция и ее виды
“Композиция – построение, расположение всех элементов художественной формы.
Композиция бывает внешней и внутренней.
К сфере внешней композиции относят деление эпического произведения на книги, части и главы, лирического – на части и строфы, лиро-эпического – на песни, драматического – на акты и картины.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1560 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Источники:
http://www.syl.ru/article/184743/new_kulminatsiya—eto-moment-naivyisshego-napryajeniya-syujeta
http://lektsii.org/7-42310.html
http://studopedia.net/13_5854_ekspozitsiya–zavyazka–razvitie-deystviya–kulminatsiya–razvyazka.html