Произведения бруни. Значение бруни федор антонович в краткой биографической энциклопедии

Произведения бруни. Значение бруни федор антонович в краткой биографической энциклопедии

Бруни, Федор Антонович

— русский художник по исторической и религиозной живописи; род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. Там 23 июня 1800 г. родился у него сын, названный Фиделио. На одиннадцатом году мальчик, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию художеств в Петербурге, где и занимался под руководством Егорова, Иванова (Старшего) и в особенности Шебуева, который был его профессором, собственно по живописи. За первые успехи молодой Б. был награжден серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым. Написав несколько картин, Б., не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину (“Смерть Камиллы, сестры Горация”), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Б. получил звание академика. К работам первого пребывания Б. в Риме относятся: “Св. Цецилия”, “Св. Семейство”, “Вакханка, поящая Амура”, “Свидание Т. Тассо с сестрою”, “Богоматерь с Предвечным Младенцем”, “Спящая нимфа” и еще несколько картин и портретов. Кроме того, Б. написал копии с двух фресок Рафаэля: “Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма” и “Галатею”. К тому же периоду деятельности Б. относятся четыре большие образа: “Богоматерь с младенцем на руках”, “Спаситель на небесах”, “Благовещение” и знаменитое “Моление о Чаше” — картину, находящуюся в Эрмитаже. В начале тридцатых годов Б. начал писать колоссальную картину: “Воздвижение Моисеем медного змия”, но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ “Покров Пресвятые Богородицы”. В 1838 г. он нашел возможным возвратиться в Рим, и написал там “Покров” и окончил в 1840 г. свое большое произведение: “Медный змий”, которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Б. показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. В одной из зал русской школы в Эрмитаже “Медный змий” находится рядом с картиною К. Брюллова — “Последний день Помпеи”.

Отправляясь в третий раз в Италию, Б. занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены фрескою в Исаак. соборе самим Б., другие различными художниками под его личным руководством. На аттике собора находятся: “Сотворение мира”, “Всемирный потоп”, “Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного”, “Явление Господа апостолам по Воскресении”. В полукружии над аттиком: “Творец, благословляющий все созданное”, “Св. Дух в сонме ангелов”; на плафоне: “Введение Первородного Сына во вселенную”, “Второе пришествие Сына Божия”, “Прорцы на Кости” и “Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы”. Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Б. успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте. Будучи назначен в 1849 г. хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения Эрмитажной галереи. В 1855 г. Б. занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии. Б. был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала, конечно, и постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин, Б. писал также и портреты, — последних, впрочем, немного. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его “Моление о Чаше” изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Б., находится в церкви Академии художеств. Его “Вакханка и Амур” переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно. Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах. В последние годы своей жизни Б. занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведенных выше, надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт). Вообще художественная деятельность Б. занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя еще при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. “Медный змий” в гравюре на дереве был помещен в различных иллюстрированных изданиях; “Смерть Камиллы” воспроизведена только контурной гравюрой; “Моление о Чаше” литографировано Козловым и гравировано Захаровым; “Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем” была гравирована на стали и помещена в книге: “Картины русской живописи” В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Существует только одна более или менее полная биография Бруни; она написана А. И. Сомовым и была помещена в иллюстрированном журнале “Пчела”, изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьезное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Из учеников Б. особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины “Княжна Тараканова”, ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Читать еще:  Как характеризует автор семью лариных. «Типичность образов Ольги и матери Татьяны Лариной

Бруни, Федор Антонович

(Fedelio Bruni) — сын швейцарского плафонного живописца; род. в Москве 23 июня 1800. Ученик Акад. худож.; по окончании курса отправился на свой счет в Рим. В 1834 г. за картину: “Смерть Камиллы”, сделан академиком. В 1840 кончил “Медного змия”, с 1845 исполнял образа для Исакиевского собора. С 1855 по 1871 состоял ректором живописи и ваяния; с 1866 заведовал Мозаическим отделением. Ум. 1875 в Петербурге. Бруни много занимался гравированием крепкой водкой в картонной манере (Cartonstich), т. е. с полутенями. Портреты Ф.А. Бруни гравированы: им самим, Козловым, Шевченкой, Шамшиновым и по способу Колласа. Писанный Яковлевым находится в Академии художеств. Там же и гипсовый бюст его, работы Каменского. — Гравюры его работы:

1. Св. Семейство и Св. Елизавета, с его собственного рисунка. Фигуры поколенные; грав. крепкой водкой (без всякой подписи), в Риме в 1824 г. Доска находится y г. Бруни (сына); в 1879 г. делали с нее новые отпечатки. 8 х 7.10½*.

2. Св. Семейство; другой лист, меньшего размера. Младенец Хр. стоит и гладит агнца, Божия Матерь поддерживает Христа, Иоанн стоит, преклонив колено, Иосиф вдали читает; в облаках 5 ангелов. 3.7 х 5.3½. На экземпляре Е. Тевяшова в левом углу монограмма Ф.А. Бруни, a в экземпляре Е.Е. Рейтерна против нее в правом углу видна вся подпись его.

3. Троица; на экземпляре Е.Н. Тевяшова, в правом углу доски сделана подпись пером рукою Бруни (Ф. Бруни). 7.1½ х 9.6.

4. Два римских воина; первый в каске, стоя на одном колене, правою рукою бросает вверх ядро, a левою прикрывается щитом; другой воин, в простом колпаке, тоже стоя на коленах, поддерживает руками первого. Грав. крепкой водкой, без всякой подписи; 7.7½ х 7.6½.

5—14. Десять листов, исполненных по заказу Общества Поощрения Художников, с заглавным листом: “Очерки событий из Российской Истории Сочиненные и Гравированные Профессором Живописи Ф. Бруни, С пояснительным Текстом Соч. М. Резвого. Изданы Обществом Поощрения Художников. В С.-Петербурге 1839”; две тетради по 5 рисунков, посвящены императору Николаю I; текст приложен на 10 отдельных листах; рисунки в большой лист в длину, гравированы в очерках, с легкими тенями (Cartonstich). Медные доски с гравированными самим Бруни рисунками были переданы бывшему казначею Общества Поощрения Художников Савину, для вырезания на них подписей; после смерти Савина они исчезли неизвестно куда (Ваулин).

Тетрадь 1-я: 1. Заглавный рисунок изображает самого Бруни, сидящего на стуле, читающего книгу, которая лежит y него на коленях; слева открытая папка и бюст Карамзина; события и богатыри мчатся перед ним “воздушными полками”. — 2. Призвание варяжских князей. — 3. Гибель русского флота под Цареградом. — 4. Прибытие в Киев епископа. — 5. Смерть Аскольда и Дира.

Тетрадь 2-я: 6. Поход Олега в Царьград по реке Днепру. — 7. Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда. — 8. Кончина Олега. — 9. Действие огня греческого при осаждении Константинополя Игорем. — 10. Мщение Ольги против послов древлянских.

Следующие 18 листов этой серии остались не изданными:

15. Первый воинский подвиг Святослава II.

16. Убиение Игоря древлянами (Карамз. пер. гл. VI).

17. Молодой киевлянин извещает Претича об опасности Киева, осажденного печенегами (Т. I, гл. VII).

18. Свидание Святослава с имп. Цимисхием (Т. I, гл. VII).

19. Крещение Ольги (Т. I, гл. VII).

20. Крещение Руси (Т. I, гл. IX).

21. “Владимир, пылая мщением убить Бориславу, бросает меч свой при трогательном действии своего сына (Т. I, гл. IX). Бруни. Рим”. Надпись эта сделана собственноручно Бруни на офорте.

22. Первые христианские мученики в Киеве (Т. I, гл. IX).

23. Убиение Бориса (Т. II, гл. I).

24. Любический съезд князей под председательством Владимира Мономаха (Т. II, гл. I).

25. Нестор летописец (То же).

26. Ослепление Василька (То же).

27. Убиение Андрея Боголюбского (Т. III, гл. I).

28. Плен Игоря Северского.

29. Игорь Северский и Всеволод Трубчевский на Каяле-реке.

30. Битва на Сале, где Владимир Мономах разбил половцев.

31. Гибель Олега, растоптанного конями Владимира и

32. Избиение половецкого посольства при Мономахе.

Все эти листы без подписи и без легенд. Литография Бруни:

33. А.С. Пушкин. Погрудное изображение его на смертном одре с иконою на груди. Без подписи; сделано в 1837 г.; печатано на большом листе (перечень работ Бруни сделан Е.Е. Рейтерном).

Бруни, Федор Антонович

(Fedele Giovanni Baroffiо Bruni) — исторический и портретный живописец и гравер. Род. в Милане в 1799, ум. в Петербурге в 1875. Отец Б., уроженец итальянской Швейцарии, Антонио Бaроффио Б. (род. 1767; ум. после 1826), получил образование в римской Академии художеств и исполнял на родине заказы по декоративной живописи. Политические волнения и войны заставили Б. покинуть Швейцарию и поселиться с семьей в России. Антонио Б., состоя (с 1808) при царскосельских дворцах в качестве “мастера лепного, живописного и скульптурного цеха”, преподавал также изобразительные искусства в Царскосельском лицее. В 1815 за картину “Страдания Иова” он получил звание академика. В 1817 вышел в отставку, а в 1820 переселился в Москву, где занимался преподавательской деятельностью, работал в Кремле и у кн. Куракина. На родине, в Мандриозо, сохранились его достоверные живописные работы. Единственное известное произведение в России — “Суд Париса” — рисунок, скомпонованный в пуссеновском стиле (Третьяковская галерея).

Федор Ант. Бруни был привезен отцом в Россию девяти лет и через год был принят в Академию художеств. Окончив ее по классу Шебуева в 1818, отправился в Рим, где сблизился с многочислен. колонией рус. художников-пенсионеров, а также семейством кн. З. А. Волконской (см.), портрет которой в костюме Танкреда был одной из первых по времени его работ. В 1824 Б. выставил в Капитолии огромную картину “Смерть Камиллы, сестры Горациев” (Рус. музей). В 1826 приступил к капитальному труду — “Медный змий”, одновременно работая над копиями с фресок Рафаэля. В 1834 “Смерть Камиллы” была выставлена в Петербурге, где была приобретена Академией художеств, избравшей Б. академиком. Весной 1841 была закончена Б. картина “Медный змий” и привезена автором в Петербург. Работая в Италии с конца 1841 до 1845, художник написал “Моление о чаше” (Рус. музей) и подготовил серию картонов для росписи Исаакиевского собора (там же). Вернувшись в Петербург, Б. вплоть до 1858 занят неблагодарной работой в Исаакиевском соборе, где сырость съедала всю живопись. В то же время Б. деятельно работает в Эрмитаже, будучи назначен хранителем картинного отделения. В целях пополнения эрмитажных собраний, он дважды ездил за границу (1850 и 1852). В 1845—53 Б. исполнил плафоны для Эрмитажа. В 1855 он был назначен ректором Академии художеств. В 1858 художник получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве, исполненную его учениками Венигом и Плешановым и переписанную Сорокиным. С 1866 Б. заведовал мозаическим отделением Академии. Кроме перечисленных произведений, известностью пользуются его “Вакханка” (Рус. музей) и “Мадонна” Прянишниковского собрания (Третьяк. гал.). Б. — первый и единственный рус. прерафаэлит. Его творчество связано с ранними флорентийцами: фра Беато Анжелико и Синьорелли оказали влияние на формирование его таланта. Б. создал истинно монументальный стиль, не получивший в рус. искусстве дальнейшего развития. Талант Б., гл. обр., пластический. Из тел, задрапированных складками материй, строил он архитектуру своих живописных композиций. Пейзаж с деревьями и облаками является только необходимым фоном. Общее настроение композиций выражается не столько мимикой лиц, сколько движением, подчеркнутым складками тканей, мятущимися или спокойными. Музейная деятельность Б. наложила глубокую печать на всю организацию Эрмитажа. Выбор картин для картинной галереи, а также составленное Б. и его учениками “Описание Эрмитажа” (1861) рисуют его как большого знатока старой живописи. Влияние Бруни сказалось на ранних произведениях А. Иванова, на религиозных композициях Ге и, в сильнейшей степени, на работах Ломтева. Из непосредственных учеников наиболее близок к нему Флавицкий.

Читать еще:  Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» (рисование) во второй младшей группе «Елочка — зеленая иголочка. Рисование елочки

Лит.: Половцев, А. В., Ф. А. Бруни, СПб, 1908; “Рус. биографический словарь”, том Бетанкур-Бякстер, СПб, 1908.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Произведения бруни. Значение бруни федор антонович в краткой биографической энциклопедии

Бруни Фёдор Антонович

(Феделе Джиованни) (1801–1875)

Феделе Джиованни родился 15 декабря 1801 в Милане в семье живописца Антонио Бароффи-Бруни. Его отец, уроженец итальянской Швейцарии, в 1790-е был избран членом Академии изящных искусств в Милане. Во времена наполеоновских войн А.Бруни служил капитаном в швейцарских войсках, входивших в армию под командованием А.В.Суворова. Позднее, в 1807 поселился в Царском Селе под Петербургом, где служил живописцем при царскосельских дворцах и преподавал в Лицее. Вместе с отцом в Россию переехал и Феделе Джиованни, где стал именоваться Федором Антоновичем.
В 1809 он поступил «своекоштным» учеником в Воспитательное училище Императорской Академии художеств в Петербурге. Обучение казенных учеников оплачивала Академия художеств, обучение «своекоштных» учеников – сами ученики. За учение Ф.А.Бруни деньги внёс граф Ю.П.Литта. В 1813 двенадцатилетний Фёдор за рисунок получил малую серебряную медаль. Одаренного мальчика отметили не только этой наградой, его в 1814 зачислили в число казенных учеников. Он стал учиться в классе исторической живописи у В.К.Шебуева, А.И.Иванова, А.Е.Егорова. В 1818 выполнил программу – картину на библейский сюжет «Самсон и Далила» – на малую золотую медаль, но награждён не был. В этом же году он получил аттестат 1-й степени на звание художника. Аттестат 1-й степени дал право при поступлении на государственную службу сразу занять место чиновника 14 класса (коллежский регистратор).
В 1819 юноша «для усовершенствования» в искусстве уехал за границу, в Италию. Путь его лежал через родной город Милан. С 1819 по 1836 он жил и работал в Риме; посещал и другие города, в том числе и Неаполь. В 1824 выставил на Капитолии картину на сюжет из античных времён Рима – «Смерть Камиллы, сестры Горация». Произведение было выполнено в лучших традициях русского классицизма. Живописец, при сохранении выразительности общей композиционной группы героев полотна, добился индивидуализации жестов, убедительности эмоциональных состояний каждого героя картины. Внимание к пластике фигур соединилось с благородством колористической гаммы, мастерски уравновешенной по массам цвета и их тональной соподчиненности друг с другом. По классицистической традиции главный герой изображен в центре композиции. Он, в сравнении с другими персонажами, зрительно выделен и цветом и светом. Происходящее действие похоже на патетическую театральную мизансцену, разыгрываемую героями античной легенды. Идея картины прославляет самоотверженную преданность отечеству.
В этом же году за эту картину он был избран действительным членом римской Академии Святого Луки.
Живя в Италии на свой счет, молодой художник работал по частным заказам. Пользовался покровительством княгини Зинаиды Александровны Волконской, посещал ее светский салон в римском палаццо Поли рядом с фонтаном Треви. Исполнил портреты З.А.Волконской в театральном костюме (между 1820 и 1824) и её сына Александра (1832).
В 1826 по заказу Общества поощрения художеств в Петербурге занимался гравированием на меди своих композиций на сюжеты из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. С 1828 за копии с фресок Рафаэля «Торжество Галатеи» и «Изгнание Элиодора из Иерусалимского храма» (1827) стал получать денежную помощь на правах пенсионера русского правительства. За эти копии и свои оригинальные живописные произведения в 1834 он удостоен звания академика Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1833-1834 Ф.А.Бруни начал работать над композицией на библейский сюжет – большеформатной картиной «Медный змий».
В 1836 по повелению Николая I был вызван в Петербург для преподавания в Академии художеств. В этом же году получил звание профессора 2-й степени «по части живописи исторической и портретной». Занимаясь преподаванием в Академии, Ф.А.Бруни работал и как живописец. В Петербурге был привлечен к работе над росписью церкви Зимнего дворца, исполнил живописные запрестольные образа: для Казанского собора «Покров Божией Матери», «Моление о чаше» для церкви Академии художеств. Написал ряд картин для частных лиц. В январе 1837 художник запечатлел черты умершего А.С.Пушкина. Рисунок итальянским карандашом был сделан в квартире поэта на Мойке.
В 1838 уехал в Рим для окончания картины «Медный змий», работу над которой завершил в 1841. Привезя её в Петербург, он показал это произведение сначала Николаю I в Зимнем дворце, а затем и публично – в Академии художеств. Император наградил живописца орденом Святого Владимира IV степени, что давало право потомственного дворянства. С 1841 по 1850 год полотно висело в Академии художеств, а затем поступило в Императорский Эрмитаж, где находилось зале Русской школы. Работа получила широкое признание публики. Художника, в общественном мнении, стали ставить рядом с именем К.П.Брюллова. Поэт Г.Гребенка написал о картине стихи.
В тот же период художник вновь возвращается в Италию. На этот раз его пребывание в Риме (1841–1845) связано с исполнение 25 картонов композиций для росписей Исаакиевского собора в Петербурге. В 1845, привезя эти большие картоны, художник по ним расписывал собор, завершив работу в 1855. Темы его монументальных работ: библейские «Всемирный потоп» и «Жертвоприношение Ноя», «Видение пророку Иезекиилю», сюжеты из жизни Христа «Омовение ног», «Явление Христа апостолам по воскресении», «Второе пришествие» и др.
Создатель Исаакиевского собора архитектор О.Монферран в 1845 видел в Риме картоны Ф.А.Бруни: «Эти картоны … в чёрной манере, заслуживают самые лестные отзывы всех художников как итальянских, так и иностранных, находившихся здесь в большом количестве. … 9 картонов огромных картин, которые ему были заказаны, мне кажутся настоящими шедеврами свода Сикстинской капеллы, и что этот художник является, может быть, единственным в настоящее время, который не будучи подражателем, понял монументальную живопись такой, как её создали итальянцы в XVI веке». Годы, проведенные им в Италии, дали возможность хорошо изучить и полюбить её старинных замечательных мастеров: Рафаэля, Микеланжело, Фра Беато Анжелико, Мазаччо и других живописцев Раннего и Высокого Возрождения.
Создавая свои живописные работы в соборе, Бруни стремился достичь подлинной монументальности, высокой художественной простоты и величия, как в лучших росписях мастеров Возрождения. Он старался также, чтобы стенная живопись была «сколько возможно более в гармонии с архитектурой». В композициях росписей, находящиеся на большой высоте в соборе, он помещает крупные фигуры персонажей, отчётливо очерчивая проложенными контурами. Эти композиции, чёткие и ясные, производят яркое впечатление. Характеризуя Ф.А.Бруни как большого мастера, современник дал ему оценку: «Г-н Бруни, безусловно, станет главой русской школы: этот художник серьёзен, нов и оригинален в своих концепциях. Он хороший рисовальщик и кажется, что он вдохновлен особенно школой Микеланжело».
В 1846 талантливый живописец вновь приглашен в педагоги Императорской Академии художеств. Профессор 1-й степени (с 1846), ректор (с 1855) он преподавал в историческом классе родной Академии до 1871. Под его руководством 24 академиста получили золотые и серебряные медали. Среди его учеников: Пётр Петровский, Александр Козлов, Николай Ломтев, Орест Тимашевский, Иван Ксенофонтов и другие.
Одновременно Ф.А.Бруни исполнял многочисленные обязанности и поручения Академии: участвовал в создании и управлении Мозаическим заведением при Академии художеств (1846–1871), где делали мозаики для Исаакиевского собора и др. Возглавил работу по организации русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже в 1867.
Был привлечен к службе в Императорском Эрмитаже (хранитель картинной галереи в 1849–1864), приобретал для его собрания картины: в 1850 – в Гааге, в 1852 – в Париже и итальянских коллекциях.
Живописец и прекрасный рисовальщик, он занимался гравированием и лепкой. Как романтик – «Медный змий»: каждый отдельный человек в толпе испытывает на себе силу рока, судьбы. Когда «душа скорбит общим страданием и жаждет чуда».
Его наиболее известные русской публике образа: «Богоматерь с Младенцем» (1830-е), «Моление о чаше» (1837), «Богоматерь с Младенцем, отдыхающая на пути в Египет» (1838). Работал как портретист. Будучи в Италии исполнил ряд картин на античные сюжеты, полных жизнелюбия и беззаботности: «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка, поящая Амура» (1828), «Спящая вакханка» (1830-е). К этой теме он возвращался и в России («Вакхант», 1858). Художник отдал дань и так называемому «итальянскому» жанру («Портрет русской дамы во время итальянского карнавала»).
Как педагог он был приверженцем классического образования художников: основательность рисунка и верность воздушной и линейной перспективы, изучение натуры и образцов античности и европейского Возрождения. «Рисование с гипсов и натуры, – считал он, – не отуманивает глаз учащихся, а приучает их верно смотреть на предметы, подмечать красоту форм в их взаимном отношении между собою». В период обучения важное место в его методике занимали работы учеников на заданные темы. Профессор считал это необходимым, поскольку подобные задания развивали мастерство рисунка и композиции. Они тренировали воображение и память, способствовали росту живописного мастерства и приучали молодых учащихся к способности быстро, умело, целенаправленно собирать необходимый материал. Наиболее часто темы задавались на античные сюжеты. Ф.А.Бруни считал, что «только на античных сюжетах ученик может высказать, насколько у него развито воображение и как из соединения заученных форм голого тела он может составить нечто целое». Нередко предлагались темы на библейский сюжет. Они тоже имели учебный характер и для преподавания годились потому, что большинство сюжетов оказывалось знакомыми православной академической художественной молодежи. При этом Бруни с сожалением признавал, что «на библейские сюжеты, задаваемые академией, смотрят у нас вообще нерационально, ища в них совсем другого, а не просто упражнений в живописи с натуры и накладывания драпировок» (1860-е). Эти принципы методики мастер применял во все годы своей педагогической деятельности. Лишь программа на золотую медаль, по мнению Бруни, являлась первым самостоятельным творческим опытом ученика.
Творчество живописца было замечено и высоко оценено современниками. Ф.А.Бруни был почетным профессором Академии Святого Луки в Риме (1844), почетным членом Московского художественного общества (1844), почетным членом Академии художеств Эмили в Болонье (1846), профессором 1-го класса флорентийской Академии художеств (1851), «достойным виртуозом» в Артистической конгрегации святого Иосифа (1856), членом по искусству в королевской Академии художеств в Милане (1862).
В декабре 1868 был отмечен юбилей – 50 лет творчества Ф.А.Бруни. В честь него и его «блестящей и плодотворной деятельности» была выбита медаль. На её лицевой стороне помещено профильное, погрудное изображение художника и надпись: РЕКТОР ЖИВОПИСИ ИМП. АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ Ф.А.БРУНИ. На обороте медали надпись: ПОЭТУ ХУДОЖНИКУ.
Умер «поэт»-художник 30 августа (11 сентября) 1875 в Петербурге. По сей день Ф.А.Бруни в своих произведениях, живописных и графических, предстаёт перед зрителями возвышенным по духу поэтом-романтиком.

Читать еще:  Талдомский районный историко-литературный музей, Taldom, Russia. Особняк купца Дмитрия Волкова (Талдомский историко-литературный музей), Московская область, Талдом

Фёдор Антонович Бруни картины

Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) — великий русский художник итальянского происхождения. Яркий представитель академической школы живописи. Настоящее имя Фёдора Бруни — Фиделио, однако после приезда в Россию, он сменил имя на русское. Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане. Его отец Антонио Бруни был художником и реставратором. Вместе с семёй он переехал в Россию, где был реставратором картин и занимался живописью по плафону. По примеру своего отца, Фёдор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Он оказался очень способным учеником, вскоре был награждён серебряной медалью и получил звание художника. После обучения отец отправил сына в Италию, где начинающий живописец ещё более усовершенствовал свою технику.

Первую серьёзную картину Фёдор Бруни написал в возрасте 22 лет. Картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» была выставлена в Капитолии и принесла Фёдору первую известность. В России за эту же картину ему присудили звание академика. Не менее знаменитыми картинами живописца стали: «Моление о Чаше», «Медный змий», «Пробуждение граций», «Вакханка, поящая Амура», «Спящая нимфа» и многие другие. Также стал известен росписью Исаакиевского собора в Петербурге. Был хранителем картинной галереи Эрмитажа и занимался покупкой новых произведений для коллекций петербургского музея. С 1855 ода был ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния. Умер 30 августа 1875 года. В настоящее время захоронение Фёдора Антоновича Бруни находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Вакханка, поящая Амура

Князь Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда

Смерть Камиллы, сестры Горацио

Если вам необходимы качественные видеорегистраторы и радар-детекторы, то лучшим выбором для вас станет магазин RDMarket. Заходите на сайт магазина по ссылка, чтобы ознакомиться с полным ассортиментом товаров. Большой выбор, быстрая доставка, возможность кредита и полная гарантия.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/13517/%D0%91%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/60f40a6c-fe31-4511-9e3d-ca98832442cf/Bruni_biogr.htm
http://art-assorty.ru/8328-fedor-antonovich-bruni.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии