Происхождение башкир. Откуда произошел башкирский народ? Предания и легенды о происхождении башкир

Происхождение башкир. Откуда произошел башкирский народ? Предания и легенды о происхождении башкир

Происхождение башкир

Башкиры пришли со стороны Алтая. Предводителем их был Коркуд1. Вышел он вперед, лег на зеленую траву и, играя на домбре, произнес улень*.

Я — посол, не гоните меня,
Не троньте и род мой,
Кто тронет, тот будет убит мной.

В ответ ему кто-то сказал:

— Впереди для вас могила вырыта, не ходите туда, возвращайтесь обратно.

— Впереди нас ожидает благоденствие, позади — проклятье. Мы пойдем вперед, — ответил Коркуд.

После этого башкиры расселились в долинах Агидели (Белой).

* Улень — лиро-эпическая песня, народное стихотворение.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

«Происхождение башкир» (Вариант 2)

Происхождение башкир

Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпчакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей бегали ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В водах во­дилось множество бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы-косули, степенные медведи, соколы-белогорлики.

Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, держали пчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени, родился у них сын. Старики только им и жили: берегли его, поили рыбьим жиром, заворачивали в медвежью шкуру.

Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала — так он вырос и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах джигит встретил девушку-красавицу, и они стали жить вместе. У них родился сын, ког­да вырос — тоже женился. Появились дети и у них. Род увеличивал­ся, умножался.

Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно превратилась в большой род. Отец их был главой этого рода. Слово «башкорт» происходит от баш (голова), — кор (род), т. е. оно означает «главный род».

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

«Происхождение башкир» (Вариант 1)

Происхождение башкир

Башкирское племя пришло с турецких краев. В турецком городе Гарбалэ жили четыре брата. Жили они дружно, и каждый из них об­ладал ясновидением. Однажды старший из братьев увидел сон. Во сне ему некий человек сказал так: «Уходите отсюда. Вы не те люди, что должны жить здесь, вы — святые. Отправляйтесь на восток, там най­дете себе лучшую долю».

Утром он рассказал свой сон братьям. «Где это лучшая доля? В ка­кой стороне восток?» — спросили те с недоумением. Никто ничего не знал.

На второй день старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять говорит ему: «Покиньте этот город. Угоните отсюда свой скот. Как только вы тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш — пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы».

Утром братья отправились в путь. Не успели оглянуться, навстре­чу им выбежал волк. Те пошли за ним. Долго шли они на восток, и, когда добрались до места, где сейчас находится Кугарчинский район Башкирии, волк остановился. Остановились и четыре брата, шедшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли. И отсюда среди башкир распростра­нилось слово «семирод». Поскольку их предводителем был корт (волк), семиродцев прозвали «башкортами» (главный волк). Так от этих семи братьев пошли башкиры.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

«Происхождение башкир»

Происхождение башкир

В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота. Кроме того они занимались охотой.

Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали они с прежних мест. Долго шли они, прошли очень большой путь, и вдруг наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочую­щего каравана и повел его дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, тучными лугами, пастбищами, лесами, кишащими зверем. А ослепительно дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы рода решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Подобной нет во всем свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем. И стали жить на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали зани­маться охотой, разводить скот.

С тех пор наши предки стали называть себя «башkорттар» т. е. людь­ми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш-корт — значит «главный волк». Вот откуда произошло слово «башкорт».

История башкирского народа в легендах и преданиях

Дата публикации: 24.01.2017 2017-01-24

Статья просмотрена: 6240 раз

Библиографическое описание:

Бикбулатов Г. Ф. История башкирского народа в легендах и преданиях // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 490-493. — URL https://moluch.ru/archive/137/38628/ (дата обращения: 13.02.2020).

В данной статье рассматривается история башкирского народа и теория происхождения этнонима «башкорт» в легендах и преданиях. Также на основе легенд о межплеменных отношениях того времени рассматриваются этапы формирования башкир как единого этноса.

Ключевые слова: легенда, предание, эпос, кубаир, сказание, сказитель, сэсэн, Урал батыр, Бабсак бей, Кусяк бей, Масим хан, Бурзян, Кыпчак

В истории башкирского народа предания и легенды занимают особое место, так как вся история нашего народа храниться именно в его фольклоре. Эпосы, сказания, легенды и предания довольно точно отражают историю башкирского народа.

Впервые о башкирской несказочной прозе упомянул в своих путевых записях арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, посетивший башкирские земли в 922 году (Х век), дал характеристику архаических верований башкир и изложил вариант их легенды о журавлях. Он оставил письменные сведения о башкир, рассказал про их быт, культуру и историю. Так же он писал: «Когда мы вошли в башкирские земли, мы очень их боялись, так как они были самыми страшными из тюрков, но когда к ним приходишь с миром они очень гостеприимные. Среди тюркских народов башкиры один из многочисленных. Их земли от Волги до Тобола. Башкиры противостояли татаро-монголам четырнадцать лет».

Народные песни, легенды, сказания, баиты, кубаиры, эпосы и другие устные повествования — неотьемлемая часть истории башкир. Эти произведения разных жанров устного творчества, своими корнями, уходят в далекое прошлое. На протяжении веков они передавались из уст в уста от старого сказителя (сәсән) к молодому и вплодь до ХVIII века не были записаны. В основном, эта гипотеза обьясняется тем, что у многих тюркских народов, в том числе у башкир, не было свеой письменности. Даже эпос «Урал батыр» — памятник башкирской словесности занимающий больше 90 % от всего башкирского фольклора передавался из поколения в поколение устно. Только в начале ХХ века, в 1910 году, Мухаметша Бурангулов записал эпос от двух сказителей-кураистов (сэсэн): Габита Аргынбаева (1850—1921) из деревни Идрис(Иҙрис) и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из Малый Иткул (Этҡол) Иткульской волости Оренбургской губернии, ныне Баймакский район Республики Башкортостан. Мухаметше Бурангулово пришлось несколько раз приезжать на родину сэсэнов. В народе говорят, что после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.

В устно-поэтическом творчестве башкирского народа значительное место занимают героические сказания, в которых получили яркое воплощение важнейшие этапы жизни и развития общественного сознания башкир. Одни сказания («Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу») донесли до нас мироощущения древних предков башкирского народа, их представления о мироздании, о жизни и смерти, добре и зле; другие («Ак Мергэн», «Карас и Акша», «Мерген и Маянхылу», «Таргын и Кужак» и др.) – события борьбы против чужеземных захватчиков. Есть и сказания, запечатлевшие межплеменные распри и столкновения («Бабсак и Кусяк»).

Читать еще:  Абрамов федор александрович биография. Федор абрамов краткая биография и интересные факты

В сказании «Бабсак и Кусяк» отражается межплеменные войны башкир, двух главных башкирообразующих племен — бурзян и кыпчак. По некоторым данным борьба шла несколько веков от VII до XIII, когда кыпчаке переселились на Южный Урал с Алтая.

По мотиву легенды, среди Уральских гор жил хан Масим, который правил союзом башкирских племен из 12 родов. Однажды, когда его сыновья отправились в дальний путь с караваном, на них напал некий зверь, и разорвал скот и убил сыновей хана, из сорока только пятеро сыновей сумели спастись. После случившегося несчастья хан объявил о том, что кто найдет и убьет того зверя, тому отдаст пол богатства и выдаст дочь замуж. Узнав об этом, прибыли батыры разных племен, чтобы найти и убить зверя, в том числе и главные герои сказания батыры племени бурзян-Каракулумбет и из кыпчакского рода Бабсак бей. Молодая Жена Бабсака, Ямиля, долго уговаривала мужа не идти к Масим хану. Ямилю Бабсак привез из Киргизского края, она была настоящей красавицей. Бабсак все же отправился в путь.

По кыпчакской версии, Бабсак первым находит хищника и убивает его, узнав об этом, Каракулумбет спешил обрадовать Масим хана, мол это он убил хищника. Вторым заявляется Бабсак бей, он подтверждает, что ни Каракулумбет убил зверя, а он. Между батырами возникает спор и во время схватки Каракулумбет убил Бабсака (могила Бабсак бея находиться в 10 км от Капово-пещеры «Шульганташ» в Бурзянском районе РБ).

Караклумбет в ярости собрал войско и направился на землю кыпчаков. Подчинив весь кыпчакский род Каракулумбет взял Ямилю младшей женой и начал жить с ней вместе. Ямиля ждала ребенка от Бабсака. Через некоторое время она объявила, что забеременела от него. И родился у них сын, в память о погубленном муже Ямиля назвала сына Кусяк бей. Кусяк бей вырос сильным и подвижным, в играх он часто нечаянно калечил своих ровесников и даже тех кто был намного старше его. Однажды, пожилая старуха увидев это сказала: «Сынок, если ты такой сильный, не калечь других детей, ты лучше отомстил бы за отца, твой отец не Каракулумбет, а Бабсак, он был настоящим батыром, погубил же его Каракулумбет…».

Вернувшись домой Кусяк бей добился у мамы правду, узнав, что его отец действительно Бабсак бей, он ушел из дома. Собрав войско, Кусяк бей освободил Кыпчакскую землю, и разгромил род Каракулумбета. И на вершине горы вблизи с деревней Байназарово, посадил его в огромный сухой котел и стал жарить. Таким образом отомстил за отца. Гору, где Кусяк бей жарил Каракулумбета и сегодня называют «Курыузы тауы» — «Жарево гора». А самую высокую точку Бурзянского района (район назван в честь племени бурзян) гора Масим, а честь Масим хана.

В башкирской устной поэзии существует также небольшие сказания о животных («Кара юрга», «Куныр буга», «Акхак кола»), весьма своеобразно отражающие психологию народа, основным занятием которого веками было коневодство, скотоводство и охота.

Среди башкир получили распространение сказания, относящиеся к общему эпическому наследию многих тюркоязычных народов, в частности среднеазиатских. Таковы, например, башкирские варианты сказаний «Алпамыш и Барсынхылу», «Кузыкурпес и Маянхылу», «Тахир Зухра», «Бузьегет», и др.

Первыми собирателями и исследователями башкирского фольклора были русские ученые и краеведы — М. В. Лоссиевский, И. Н. Березин, Н. Ф. Катанов, Г. Н. Потанин, В. И. Даль, Р. Т. Игнатьев, А. Г. Бессонов и др. Вышедший в 1812 году на русском языке перевод башкирской версии «Кузыкурпес и Маянхылу», осуществленный Т. Беляевым, положил начало знакомству русского читателя с эпическими памятниками тюркоязычных народов.

В собирании башкирского фольклора в ХIХ веке немало сделали также башкирские краеведы, писатели и просветители М. Бикчурин, М. Уметбаев, З. Уммати, М. Гафури и др.

Однако в дореволюционное время запись и изучение устно-поэтического творчества башкир осуществлялись по инициативе энтузиастов и, как правило, носили прикладной и фрагментальный характер. Из произведений, вошедших в настоящее издание, только о двух сказаниях — «Кара юрга» и «Заятуляк и Хыухылу» — можно найти лишь отдельные замечания и высказывания в работах русских путешественников и ученых.

Впервые о «Кара юрге» сообщает академик И. И. Лепехин, предпринявший в конце ХVIII в. Путешествие по Южному Уралу. Ученый называет «Кара юргу» песней и вспоминает необычность ее исполнения во время туя (пира): песня сопровождалась плясками, танцующие старались «телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся».

В конце ХIХ в. фольклорист-музыковед С. Г. Рыбаков опубликовал краткое содержание сказания и запись мелодии, под которую оно обычно исполнялось.

Происхождение этнонима «башкорт».

Башкирский народ сформировался более тысячи лет тому назад в регионе, охватывающем огромные территории от Волги на западе до Тобола на востоке, от Среднего Урала на севере до отрогов Памира на юге. Из дошедших до наших дней источников известно, что во второй половине первого тысячелетия нашей эры ряд родоплеменных организаций и народов указанного региона принял общее наименование «Башкорт» («баскард», «басгирд», «басджирт» по разным источникам). Что заставило многочисленные народы объединиться под общим политнонимом исследователям неизвестно, хотя существует много различных теорий. Известно лишь то, что какой-либо одной доминирующей родоплеменной организации, способной под своим названием сплотить другие народы, не существовало.

До наших дней сохранилось очень много легенд и преданий про этногенез — теорию происхождения, о формирование башкир как единого этноса. Значение этнонима «башкорт» во многих источниках объясняется таким образом: «баш» значит главный, «корт» – волк.

Например, одна из легенд гласит, что в давние времена предки башкир вели кочевой образ жизни. Они держали табуны лошадей, занимались охотой и рыболовством и т. д., и кочевали они из одной местности в другую в поисках лучших пастбищ. Однажды откочевали они очень далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорт», то есть людьми, пришедшими за главным волком.

Корт (хорт, ғурд, гурд) — в значении буре-волк встречается и в фольклоре других народов. Например, в карачаевском и балкарском эпосе происхождение одного рода Нартов объясняется в связи с тотемическим именем.

В одном варианте легенды говориться что одна башкирская племя пришла с Причерноморья. Там в селении Гарбалэ обитали четыре брата. Жили они дружно и были ясновидцами. Однажды к старшему из братьев явился во сне некий человек и сказал: «Уходите отсюда. Отправляйтесь на северо-восток. Там найдете лучшую долю». Утром старший брат рассказал сон младшим. «Где эта лучшая доля, куда идти?» – спросили те с недоумением. Никто не знал. Ночью старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять ему говорит: «Покиньте эти места, угоните отсюда свой скот. Как только вы тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш, пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановиться, остановитесь и вы». На следующий день братья со своими семьями отправились в путь. Не успели оглянуться, навстречу бежит волк. Они пошли за ним. Долго шли на северо-восток, и, когда добрались до Уральских гор, волк остановился. Остановились и четыре брата, следовавшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли — семиродцами. Семиродцев прозвали башкирами, так как их предводителем был вожак-волк — баш корт.

Читать еще:  Как получить помощь на открытие бизнеса. Как получить деньги безвозмездно — от государства и богатых людей

Можно предположить, что в легендах в своеобразной форме отражена историческая реальность. Для истории башкир эта гипотеза особенно характерна. Хотя в некоторых много придуманного, но рассказывается о событиях когда то происходивших отдельными героями, племенами и об этногенезе башкир т. д. Правда, во многих легендах и преданиях вопрос возникает о точной датировке событий указываемых в них, поэтому необходимо уточнять, узнавать время происходивших событий. Эти легенды, предания, эпосы всегда актуальны, так как именно они носители нашей истории.

  1. Ковалевский А. П. Книга Ахмед-Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956.
  2. Башкирские народные предания и легенды. Bashkort folk legends / Фануза Надршина (на баш., рус. и англ. яз.) — Уфа: Китап, 2001.
  3. Память народная (исторические корни и жанровые особенности башкирских народных преданий и легенд). (монография) — Уфа: Гилем 2006.
  4. Башкирские народные эпические сказания. Bashkir folk epic stoties / (на башк., русск. и англ. яз.) — Уфа: «Китап», 2010. 280 с.

История башкирского народа в легендах и преданиях

Вопросы этнической истории башкирского народа получили впервые многостороннее освещение на состоявшейся в Уфе (1969) научной сессии Отделения истории и Башкирского филиала АН СССР. В решении проблем этногенеза башкир с тех пор достигнуты значительные позитивные результаты, и все же интерес к ним не ослабевает и продолжает привлекать внимание ученых различных гуманитарных специальностей. Существенную роль в решении этих проблем играют фольклорные источники.

Бытующие поныне в башкирской народной среде предания о происхождении народа, отдельных племен и родов, а также межплеменных взаимосвязях раскрывают некоторые обстоятельства формирования этнической и языковой общности башкир, не известные по письменным источникам. Однако в преданиях отражаются народные представления об истории, а не сама история непосредственно, информационная их функция нераздельно сочетается с эстетической. Этим определяется сложность изучения преданий как материала этнической истории народа. Правда истории переплетается в преданиях с позднейшим фольклорным и нередко книжным вымыслом, и ее вычленение возможно только путем сравнительно-исторического изучения материала. При этом следует учитывать, что такие устные источники выходят далеко за пределы фольклора современной Башкирии. Ведь процесс этногенеза башкирских племен, история их расселения охватывают много веков, начиная с эпохи великого переселения народов, и связаны с обширными территориями Средней Азии и Сибири. Древнейшая этническая история башкир поэтому отразилась не только в их национальном фольклоре, но и в фольклоре других народов.

Примером сложного сочетания фантастического и реального, фольклорного и книжного является легенда о древнем племени hэyен, от которого якобы происходят уйгуры, живущие в Китае, Киргизии, Казахстане, и башкиры. В шежере башкирского племени юрматы происхождение его возводится к Яфесу (Яфету) и его сыну Тюрку. Этнограф Р.Г. Кузеев не без основания связывает легендарные мотивы этого шежере с реальным процессом тюркизации юрматынцев («тюркизированных угров») в XIII-XV веках. Наряду с преданиями-легендами, в которых ощутимо влияние мусульманских книг, в башкирском фольклорном материале нередко встречаются легенды-мифы о происхождении народа, чуждые религиозности.

Говоря о легендах, в которых происхождение таких родовых династий объясняется брачным союзом с мифическими существами, Р.Г. Кузеев усматривает в них лишь отражение смещения или скрещивания отдельных этнических (точнее, иноплеменных и иноверческих) групп в составе башкир . Разумеется, возможно и такое толкование содержания легенд, но своей архаичной основой они восходят, по-видимому, к более древним истокам родовой общины, когда в ее недрах возникает антагонизм между патриархальной семьей и отдельной личностью. Конфликт разрешается уходом героя от родичей и образованием нового родового подразделения. Новый род со временем подвергается притеснениям со стороны старого рода. В этом отношении представляет интерес предание о том, как «шайтаны» жили на отшибе деревни и им после смерти не отводилось места на общем кладбище.

К мифическим преданиям о шайтанах примыкают предания о происхождении башкирского рода кубаляк и племени кумрык, в которых легко уловить отзвуки древних тотемистических воззрений: сами этнонимы указывают на их связь с доисламской родовой мифологией (кубаляк – бабочка; кумрык – коряга, корни, пни). Сопоставление разных версий сюжета о появлении рода кубаляк ведет нас к предположению о том, что эти предания весьма своеобразно преломляют процесс развития мифологических представлений: в одной из них родоначальником выступает летающее чудовище, в другой – мохнатое человекоподобной существо, в третьей – случайно забредший в лесную глушь обыкновенный старик. Такой же определенностью реальных черт, как и образ старика в предании о происхождении рода кубаляк, отличаются образы четырех мальчиков-близнецов, от которых будто бы ведут свой род нынешние инзерские башкиры Архангельского района Башкортостана. В инзерском предании переплетаются реалистические мотивы с мифологическими.

Следует отметить, что легендарный образ дерева имеет многочисленные параллели в легендах о происхождении народов мира.

Известно, что еще в недавнем прошлом каждый башкирский род имел свое дерево, клич, птицу и тамгу. С этим было связано довольно широкое распространение преданий-легенд о родственных отношениях человека с животным и растительным миром. В них особенно часто рисуются образы волка, журавля, вороны и орла, сохранившихся поныне в качестве этнонимов родовых подразделений. В исследовательской литературе неоднократно приводилась легенда о происхождении башкир от волка, который будто бы указал им путь на Урал. С легендой данного типа связан сюжет о древнем башкирском знамени с изображением волчьей головы. Сюжет относится к событиям V века н.э.

В преданиях-легендах башкир проявляется тенденция у определенному обозначению территории своей прародины: Юго-Восточная Сибирь, Алтай, Средняя Азия. Довольно обстоятельно повествуют некоторые пожилые рассказчики о проникновении из Центральной Азии в составе тугыз-огузских этнических образований булгаро-башкирских групп в Сибирь и на Урал, об образовании Булгарского государства в бассейне Волги-Камы и о принятии булгарами, а затем и башкирами через арабских миссионеров ислама. В противовес таким устным повествованиям бытуют предания-легенды об автохтонном уральском происхождении башкир, отрицающие связи башкирских племен с монгольскими ордами, вторгшимися на Урал в XII веке. Противоречивость легендарных представлений о происхождении башкир связана с исключительной сложностью давнего процесса их этногенеза. Среди башкирских племен есть такие, которые упоминаются в письменных памятниках с V века и имеют, вероятней всего, местное уральское происхождение, например, бурзяне. Вместе с тем башкиры села Сарт-Лобово Иглинского района, которых называют «бухарцами», вряд ли сильно отступают от исторической истины, рассказывая, что их предки «пришли из Туркестана во время войны ханов» .

Несомненны исторические корни преданий о том, что башкирские племена разделили участь покоренных Золотой Ордой народностей. Таково, например, предание о расправе башкирского батыра Мир-Темира над Чингис-ханом в 1149 году за то, что тот издал указ, противный башкирским обычаям.

В XIV веке усилилась борьба покоренных татаро-монголами народов за освобождение от ига поработителей. Непосредственное участие в ней приняли башкиры. Героические сказания башкир повествуют о молодом батыре Иркбае , возглавившем успешный поход против монгольских захватчиков. Интересно в этой связи и предание о том, как хан Батый, опасаясь сопротивления башкирских воинов, обошел со своим войском стороной охраняемые ими земли:

Вместе с тем эпоха монгольского нашествия заметно повлияла на формирование этнического состава башкир и отразилась в их устно-поэтическом творчестве. Так, например, в дер. Узунларово Архангельского района Башкирии наряду с преданием-легендой о возникновении инзерских селений от четырех мальчиков-близнецов, найденных под корягой, бытует и такое предание, согласно которому девять башкирских селений на горной реке Инзер берут свое начало от девяти сыновей воина хана Батыя, который остался жить здесь.

Достойны серьезного внимания этнографов предания-легенды об участии финно-угров в формировании башкирской народности. Записанные в ряде районов Башкирии предания о том, что башкиры «разгромили чудаков», но сами, подобно «чуди», стали жить в марах и курганах, «чтобы их не погубили враги» , имеют, по-видимому, отношение к историческому процессу ассимиляции башкирами некоторых финно-угорских племен. В научной литературе обращалось внимание на отражение этнических связей башкир с финно-уграми в предании о возникновении племен Гэйнэ и Тулбуй. Примечательно, что названия башкирских сел Кара-Шиды, Баш-Шиды, Большое и Малое Шиды восходят, как отмечалось проф. Д.Г. Киекбаевым, к племенному названию чуд. Предания о древних башкиро-угорских связях в значительной мере соответствуют данным современной этнографической науки.

Читать еще:  Арсений шульгин инстаграм его девушки. Новое поколение: сын Валерии Арсений Шульгин об отношениях с Пригожиным, бизнесе и своей девушке

К этногенетическим преданиям примыкают повествования о взаимоотношениях башкир с другими тюркскими племенами. Такие предания объясняют происхождение отдельных родовых подразделений (ил, аймак, ара). Особенно популярен в разных районах Башкирии сюжет о появлении среди башкир казаха или киргиза, потомки которого составили целые роды. В Хайбуллинском районе Башкирии старики рассказывают о казахском юноше Мамбете и его потомках, от которых будто бы берут начало многочисленные фамильные династии и деревни: Мамбетово, Калтаево, Султасово, Танатарово и другие. С предком-киргизом (казахом?) связывают происхождение своего рода и основание деревень (сел) жители Акъяра, Байгускарово, Каръяна того же района. К предку, казаху или киргизу, восходит, согласно преданиям, история деревень Аркаулово, Ахуново, Бадраково, Идельбаево, Ильтаево, Калмакларово, Махмутово, Мечетлино, Мусатово (Масак), Мунаево в Салаватском, Кусимово – в Абзелиловском и ряд аймаков с. Темясово в Баймакском районах. О наличии иноязычных элементов в составе башкир говорят и этнонимические словосочетания «лемезинские и муллакаевские туркмены» в Белорецком, названия деревень Большое и Малое Туркменово в Баймакском районах и т.д.

Заметную роль в исторических судьбах башкир до середины XVI века играли ногайские родоплеменные группы. В предании, записанном нами в Альшеевском районе Башкирии, раскрывается сложный характер их отношений с ногайцами, которые после покорения Русским государством Казани, покидая свои прежние владения, увлекли с собой и часть башкир. Однако в своем большинстве башкиры не захотели расстаться с родиной и, возглавляемые батыром Канзафаром, подняли восстание против ногайского насилия. Истребив врагов, башкиры оставили в живых лишь одного ногайца и дали ему имя Туган (Родной), от которого пошел род Тугановых. Содержание этого предания своеобразно преломляет исторические события.

Эти и другие народные рассказы и предания перекликаются отчасти с документальными историческими сведениями.

Башкирские этногенетические предания-легенды в точных записях дореволюционного времени до нас не дошли. Такие предания приходится реконструировать из книжных источников. Но специальных работ, решающих эту задачу, пока еще нет. В советское время опубликовано не более двадцати таких преданий-легенд. Целью нашего сообщения является необходимость обратить внимание на важность дальнейшего собирания и изучении преданий о происхождении башкир.

Поскольку история и фольклор башкирского народа развивались в тесном взаимодействии с историей и устным творчеством других народов Урала, весьма актуальным является сравнительное исследование уральских этногенетических преданий.

Само название башкирского народа – башкорт. Казахи называют башкир истэк, иштэк. Русские, через них многие другие народы, называют башкир. В науке существует более тридцати версий происхождения этнонима «башкорт». Наиболее распространенными являются следующие:

  • 1. Этноним «башкорт» состоит из общетюркского баш (голова, главный) и тюркско-огузского корт (волк) и связывается с древними верованиями башкир. Если учесть, что у башкир существуют легенды о волке-спасителе, волке-проводнике, волке-прародителе, то, несомненно, что волк был одним из тотемов башкир.
  • 2. По другой версии, слово «башкорт» также разделяется на баш (голова, главный) и корт (пчела). Для доказательства этой версии ученые привлекают данные по истории и этнографии башкир. Как свидетельствуют письменные источники, башкиры издавна занимались бортничеством, затем пчеловодством.
  • 3. Согласно третьей гипотезе, этноним расчленяется на баш (голова, главный), кор (круг, корень, племя, сообщество людей) и аффикс множественного числа – т.
  • 4. Заслуживает внимания версия, связывающая этноним с антропонимом Башкорт. В письменных источниках фиксируются половецкий хан Башкордъ, Башгирд – один из высших чинов хазар, египетский мамлюк Башгирд и т.д. Кроме того, имя Башкурт и сейчас встречается у узбеков, туркмен, турок. Поэтому, возможно, что слово «башкорт» связано с именем какого-то хана, бия, объединившего башкирские племена.

Предания и легенды о происхождении башкир

В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком» пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Башкорт значит головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» – «башкир».

Башкирские племена пришли с Причерноморья. Там в селении Гарбалэ обитали четыре брата. Жили они дружно и были ясновидцами. Однажды к старшему из братьев явился во сне некий человек и сказал: Уходите отсюда. Отправляйтесь на северо-восток. Там найдете лучшую долю. Утром старший брат рассказал сон младшим. «Где эта лучшая доля, куда идти?» – спросили те с недоумением.

Никто не знал. Ночью старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять ему говорит: «Покиньте эти места, угоните отсюда свой скот. Как только вы тронитесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш – пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы». На следующий день братья со своими семьями отправились в путь. Не успели оглянуться – навстречу бежит волк. Они пошли за ним. Долго шли на северо-восток, и, когда добрались до мест, где сейчас находится Кугарчинский район Башкирии, волк остановился. Остановились и четыре брата, следовавшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли – семиродцами. Семиродцев прозвали башкирами, так как их предводителем был вожак-волк – башкорт.

Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпсакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей резвились ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В речках и озерах водилось много бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы косули, степенные медведи, соколы-белогорлики. Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, разводили пчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени – родился у них сын. Старики только им и жили: берегли малыша, поили рыбьим жиром, заворачивали в медвежью шкуру. Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала, – вырос он и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах егет встретил девушку-красавицу, и стали они жить вместе. У них родился сын. Когда вырос, – женился. Появились в его семье дети. Род увеличивался, умножался. Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно разветвилась, – образовалось племя «башкортов». Слово «башкорт» происходит от баш» (голова) и «кop» (род) – оно означает «главный род».

Источники:

http://www.dreams4kids.ru/tag/proisxozhdenie-bashkir-legenda/
http://moluch.ru/archive/137/38628/
http://studwood.ru/1006841/istoriya/istoriya_bashkirskogo_naroda_legendah_predaniyah

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии