Программа по предмету “Сольфеджио” для учащихся подготовительной группы детских музыкальных школ. Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии

Программа по предмету “Сольфеджио” для учащихся подготовительной группы детских музыкальных школ. Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии

Программа по предмету Сольфеджио для подготовительного класса ДШИ

Программа по предмету

для подготовительного класса ДШИ

Составитель: Михалева Л.М.,

Программа составлена на основе:

1) Сольфеджио. Программа для

учащихся подготовительного отделения

ДМШ и ДШИ, А. Е Карпина, СПб, 2011.

2) Экспериментальная программа

комплексного развивающего обучения

по теоретическим дисциплинам

МОУ «Детская музыкальная школа № 6»,

3) Музыкальная грамота, слушание музыки, хор. Программа для подготовительного класса ОДШИ. Петрова Т.А., Ульяновск, 2013.

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Сольфеджио» (далее Программа) направлена на художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей, выявление и развитие способностей обучающихся в области музыкального искусства. Данная программа предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую музыкальную школу по специальностям «Музыкальный инструмент», «Хоровое отделение».

Подготовительный класс является своего рода испытательным сроком, который более точно может дать представление о музыкальных данных учащегося. Эмоциональный комфорт для детей могут обеспечить уроки в игровой форме, которые включают в себя несколько видов деятельности: игру на инструменте, импровизацию, рисование и т.д.

Цель программы: развитие музыкальных способностей учащихся и подготовка детей к поступлению в музыкальную школу с целью обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

формирование первоначальных представлений в освоении элементов музыкальной грамоты;

формирование первичных представлений о средствах музыкального языка;

развитие специфических музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, память;

выявление одаренных детей в раннем возрасте;

воспитание художественного вкуса;

воспитание нравственно-коммуникативных свойств личности ребенка.

Программа предназначена для детей 6-7 лет. В связи с индивидуальными особенностями развития ребенка, возраст приема на программу может быть несколько скорректирован.

Срок освоения программы составляет 1 год.

Внеаудиторная самостоятельная работа не предполагается. Итоговой аттестации не предусмотрено. Документ об обучении не выдается.

Форма обучения – очная.

Занятия проводятся в группах до 12 человек.

Продолжительность одного урока- 40 минут. Уроки проводятся 1 раз в неделю в течение 34 учебных недель. Итого максимальная учебная нагрузка составляет 34 часа в год.

1.Формирование вокально-интонационных навыков.

2. Слуховой анализ.

3. Теоретические понятия.

1. Вокально – интонационные навыки

Одной из центральных задач курса сольфеджио является развитие мелодического и ладового слуха. Для развития мелодического слуха нужно обучить детей правильному интонированию, обращая внимание на особенности звукоизвлечения, дыхание, правильное положение корпуса, головы и т.д.

Основой репертуара являются маленькие песни – попевки – для развития чистой интонации и ладового слуха, для укрепления вокального аппарата, а также для дальнейшего слухового анализа.

2. Слуховой анализ является необходимым и доступным видом работы. Для работы берутся песни-попевки и прорабатываются на карточках-схемах (со звукорядами из 2-х, 3-х, 4-х и 5-ти звуков). Результатом работы над звуковысотной стороной мелодии является умение:

– направление движения мелодии;

– поступенность и скачки;

– количество звуков в песне;

б) спеть со словами / просольфеджировать и показать по лесенке (карточке-схеме) песню.

В работе над ритмом ребёнок учится:

– пропеть выученную песню ритмослогами;

– назвать ритмослогами заданную фразу;

-услышать повторность и вариантность фраз.

3. Теоретические сведения вводятся по ходу урока и закрепляются в разных разделах. От ребёнка не требуется формулировка, важно понимание понятия и умение оперировать им. Дети осваивают:

а) Длительности: восьмые, четверти, половинные.

б) Ноты первой октавы в скрипичном ключе.

в) Клавиатура: До – Соль.

г) Регистры (звуки высокие, низкие, средние).

д) Динамика (громко – тихо).

е) Темп (быстро – медленно – спокойно).

ж) Штрих (протяжно – отрывисто).

з) Характер (спокойный – бодрый, весёлый – грустный).

и) Лады – мажор и минор.

к) Понятие «фраза».

Формы и методы контроля

Чередование групповых и индивидуальных форм работы позволяет поурочно прослушивать каждого ученика.

Итоговая аттестация проходит в конце года в виде открытого урока для родителей с целью продемонстрировать достижения детей за учебный год.

Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения программы.

Целевые ориентиры не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

К целевым ориентирам освоения настоящей Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру искусства, эмоционально отзывчив на музыку, может словесно выразить эмоциональное впечатление от музыкального произведения;

ребенок имеет навыки элементарного вокального и инструментального музицирования, способен самостоятельно исполнить простейшее музыкальное произведение (песню, инструментальную пьесу), проявляет внимание к собственной музыкальной интонации, стремится эмоционально выражать характер музыки;

ребенок имеет первичные представления о средствах музыкального языка (мелодии, ритме, темпе, ладе);

у ребенка сформированы первичные навыки музыкальной учебной деятельности;

– ребенок имеет первоначальные навыки творческой деятельности и положительную мотивацию к ее развитию.

по предмету «Сольфеджио»

Звуки высокие, низкие, средние. Регистры.

Знакомство с регистрами. Слушание и определение на слух звуков в разных регистрах. Разучивание упражнения «Качели».

Клавиатура, клавиши. Октавы.

Знакомство с клавиатурой фортепиано. Изучение белых и черных клавиш, объяснение их значения. Знакомство со всеми октавами фортепиано. Учить детей самостоятельно показывать и определять на слух все октавы на фортепиано.

Закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала. Исполнение знакомых песен с разными нюансами.

Знакомство с нотным станом, разучивание стишков про ноты, нотный стан. Учить детей самостоятельно записывать ноты в нотной тетради.

Попевка «Веселые нотки»

Ключи: скрипичный, басовый.

Знакомство со скрипичным и басовым ключом. Сказка «Страна музыкальных ключей»Учить детей самостоятельно записывать ключи в нотной тетради.

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Знакомство с разными длительностями. Определение длительностей на слух.

Польская народная песня «Два кота»

Понятие – размер. Сильная и слабая доли.

Знакомство детей с понятием музыкальный размер, сильная и слабая доля. Учить детей слышать сильную долю. Учить детей выделять хлопками сильные доли в знакомых песнях.

Польская народная песня «Два кота»

Повторение пройденного материала

Повторение понятий :нотный стан, музыкальные ключи, ноты, музыкальные длительности, музыкальный размер, сильная и слабая доля. Выполнение заданий на закрепление пройденного материала.

Попевка «Веселые нотки»

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Польская народная песня «Два кота»

Открытый урок для родителей и педагогов

Игра «Музыкальная викторина»

Выполнение заданий на повторение пройденного материала

Попевка «Веселые нотки»

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.

Знакомство детей с понятиями тон, полутон. Слушание мажорной гаммы, разбор её по строению. Определение на слух звучания тона и полутона.

Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.

Разучивание гаммы до мажор. Пропевание каждой ступени. Разучивание попевок про каждую ступень гаммы

Е. Смирновой Песня

Закрепление пройденного материала. Исполнение знакомых песен с разными нюансами.

Унисон, интервал, аккорд. Определение на слух разного количества звуков.(1,2,3).

Учить детей на слух определять количество сыгранных звуков.

Звуки высокие, низкие, средние. Закрепление понятия регистры. Определение регистров на слух.

Повторение регистров. Слушание и самостоятельное определение детьми на слух звуков в разных регистрах. Слушание попевки «Большая и маленькая собачка»

Читать еще:  Национализм: проблемы и противоречия. Национализм и конфликт: проблемы управления и регулирования

А.Филиппенко «Большая и маленькая собачка»

Закрепления понятия – знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Изучение партитур детских песен, самостоятельное нахождение детьми диезов, бемолей, бекаров. Учить детей записывать знаки альтерации в нотной тетради. Исполнение детьми небольших мелодий с разными знаками альтерации на фортепиано

Контрольная работа на закрепление материала.

Самостоятельное выполнение детьми заданий на повторение пройденного материала.

А.Филиппенко «Большая и маленькая собачка»

Трезвучие мажорное, минорное. Определение на слух лада в разнохарактерных произведениях

Учить детей на слух определять лад произведения. Изучение строения мажорного трезвучия и минорного. Слушание и разучивание песен в мажоре и миноре.

Логопедическая песня «Зайчишка «Ой-ой-ой»

Знакомство детей с понятием – музыкальная пауза, какие бывают паузы. Определение пауз в нотах, написание их в нотных тетрадях. Слушание музыкального произведения с разными паузами

Е.Лиманская «Из-за лесу, из-за гор»

Закрепление пройденного материала. Открытое занятие с родителями.

Музыкальная игра «Что? Где? Когда?»

Повторение пройденного материала, выполнение заданий на повторение.

Е.Лиманская «Из-за лесу, из-за гор»

Условия реализации программы

При реализации дополнительной общеразвивающей программы по предмету «Сольфеджио» школа руководствуется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

Для реализации Программы необходим кабинет для групповых занятий с достаточным количеством парт и стульев, соответствующих возрасту обучающихся, а также досками, стеллажами, шкафами;

Кабинет для музыкальных занятий оснащается фортепиано, аудиоаппаратурой, наглядными пособиями, дидактическими играми, нотными сборниками, учебниками, ноутбуком, комплектом мультимедийного оборудования (проектор, экран), либо интерактивной доской.

Методическое сопровождение Программы включает рабочую программу по предмету, нотные сборники, учебники и иные пособия, аудио, видео и мультимедиа материалы.

преподаватели имеющее среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета.

Методическое обеспечение программы

Е.А. Поддубная «Музыкальные пальчиковые игры» – Ростов н/Д: Феникс, 2012.-39с.

Е.Макшанцева «Скворушка». Издательство Аркти-Илекса, Москва,1999.

Т.Бырченко, Г.Франио. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике.

Е.Неугодникова «Этот волшебный мир музыки»

Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Издательство: “Феникс, 2004.

Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998 г

7. М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ»;

8.Е.Н. Вишняк «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ».

Список использованной литературы

Карпина А.Е. «Сольфеджио. Программа для учащихся подготовительного отделения ДМШ и ДШИ», СПб, 2011.

Лагутин А. «Основы педагогики музыкальной школы».Учебное пособие.-Москва,Издательство Музыка,1985.

Петрова Т.А. «Музыкальная грамота, слушание музыки, хор» Программа для подготовительного класса ОДШИ. Ульяновск, 2013.

Халабузарь П.В, Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания». Учебное пособие.-2-е издание; Лань, 2000.

Программа по предмету “Сольфеджио” для учащихся подготовительной группы детских музыкальных школ.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкально-хоровая школа «Мечта»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрена и принята Утверждаю

на заседании методического объединения Директор МБОУ ДОД «ДМХШ

преподавателей музыкально – «Мечта» НМР РТ

протокол № ________________ _________ В.В.Игошина

«____»__________08_____ 2015__г. «____»_______________ 20 __ г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОДОБРЕНО педагогическим советом школы

«____»___08____________ 2015__ год

Былинкина Ольга Павловна,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Программа составлена для обучающихся подготовительной группы «Солнечные лучики» (7- 8лет) на один учебный год на основе типовых программ сольфеджио и ритмики ФГОС.

Занятия по предмету сольфеджио в подготовительной группе направлены на развитие музыкальных и творческих способностей, образно-художественного мышления, устойчивого интереса к занятиям, освоение основ музыкальной грамоты.

На занятиях используются задания по ритмике, практическое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация), слушание и исполнение разнообразных музыкальных произведений. Задачи по слушанию музыки: развитие памяти, углубление эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование у детей представления о содержании музыкальных произведений (форме, жанре, средствах выразительности). Детальная работа по развитию вокально-интонационных навыков будет способствовать чистоте интонации, расширению певческого диапазона детей, закреплению в их сознании определённых интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства.

Обучение нотной грамоте и знакомство с теоретическими понятиями происходит в игровой форме.

Большое внимание уделяется музыкально-творческому самовыражению, обучению приёмам импровизации как средству развития музыкальности у детей, как способу активного овладения музыкальным языком.

Для развития чувства ритма на занятиях используются музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, барабаны. Дети исполняют на них ритмический рисунок выученной или только что услышанной песни, попевки, подчёркивают метрические акценты мелодии, динамические оттенки.

Таким образом, применение данной программы способствует осуществлению главной задачи: пробуждению в ребёнке музыканта-художника, развитию у него желания вслушиваться в музыку и размышлять о ней.

Программа основана на программе по сольфеджио для ДМШ, утвержденной методическим кабинетом Министерства Культуры.

Цель добиться творческой активности и заинтересованности каждого ребёнка, развить в нём умение мыслить музыкальными образами, а также сформировать базу для комплексного развития музыкального слуха и вокально-интонационных навыков.

Задачи – развитие мелодического и гармонического слуха

– воспитание чувства метроритма

– знакомство с теоретическими понятиями

– пробуждение в ребёнке творческого мышления

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы состоит в том, что теоретические знания, получаемые в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности, как музыканта-профессионала, так и любителя.

Критерии отбора музыкального материала на уроках сольфеджио достаточно многогранен и сложен. Педагогу приходится руководствоваться целым рядом разнородных критериев, таких как соответствие программным требованиям, целесообразность его использования для обработки необходимых технических навыков, стилевое разнообразие, исполнительские возможности учебной группы. Главная задача состоит в том, чтобы целенаправленный отбор материала для различных форм работы на сольфеджио (пения, слухового анализа, диктанта, интонационных упражнений, творческих заданий) в итоге давал учащемуся живое и конкретное представление о многообразии музыкально-выразительных средств, о важнейших проявлениях различных стилей и эпох.

Основными методическими принципами программы являются:

– принцип возрастания сложности изучаемого материала («от простого к сложному»);

– принцип развития познавательных интересов каждого ученика;

– принцип развития творческих способностей учащихся;

– принцип целостности – построение деятельности на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся;

– принцип междисциплинарной интеграции;

– принцип системности – преемственность знаний, то есть «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.

Виды музыкальной деятельности на уроке сольфеджио включают следующие разделы:

-движение под музыку

-игра на музыкальных инструментах

-творческие упражнения( подбор по слуху, импровизация)

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа по предмету сольфеджио составлена в соответствии с количеством часов, указанном в учебном плане МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ. Предмет изучается в объеме 58 ч., 2 занятия в неделю по 30минут.

Читать еще:  Скульптура с двумя лицами как называется. «Неизвестный бюрократ», Магнус Томассон, Рейкьявик, Исландия

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Сольфеджио» играет огромную роль в развитии музыкальных способностей(слух, ритм, память), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства,, способствует формированию практических навыков практического музицирования.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь обучающемуся в его занятиях по инструменту, хору, музыкальной литературе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения предмета сольфеджио:

-знание основ музыкальной грамоты;

-умение грамотно слушать и анализировать музыку;

-развитие эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного и творческого мышления.

Метапредметные результаты характеризует уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-формирование навыка индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-формирование творческого подхода к любому виду деятельности.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

-овладение практическими творческими навыками;

-ознакомление с музыкально-теоретическими основами;

-умение анализировать и размышлять о содержании и характере музыки.

Дети научатся распознавать на слух характер музыки, лад, направление мелодии, повторность и т.д, петь песни и попевки с тактированием и дирижированием, записывать их нотами, играть на фортепиано.

В процессе элементарной импровизации ребёнок научится мыслить звуковыми образами, разовьёт воображение, способность создавать новые образы на основе музыкально-слухового запаса.

Различать консонансы и диссонансы в прослушанной музыке и отдельно взятых созвучиях.

Разучивание и подбор на инструменте небольших попевок.

Играть и петь попевки из повторяющихся звуков на разных клавишах в первой октаве.

Нотный стан. Скрипичный ключ. Нота.

Запись нот 1 октавы.

Уметь записывать ноты 1октавы,называть записанные в различном порядке ноты.

Уметь определять по нотной записи и на слух направление мелодии, различать в мелодии восходящие, нисходящие и повторяющиеся звуки, играть их от заданного звука.

Закрепление пройденного материала.

Записать нотный диктант, сыграть и спеть одну из разученных песен от заданного звука.

Доля-пульс. Музыкальный темп.

Отмечать долевую пульсацию, определять различие скорости чередования долей в прослушанных произведениях, определять быстрый, умеренный и медленный темпы.

Долгота звука. Длительности половинная и четвертная. Ритм.

Отмечать ритм прохлопыванием длительностей на фоне равномерных шагов четвертными длительностями (пульс).

Прохлопать ритм только что прослушанной незнакомой мелодии,

выложить ритм ритмическими карточками.

Сильная и слабая доли. Размер 2/4.

Такт, тактовая черта. Тактирование.

Отмечать сильные и слабые доли тактированием, записывать мелодии нотами в ритмическом оформлении.

Интервальная сказка. Интервалы октава-ч.8 и прима-ч.1.

Играть, петь, определять на слух интервалы ч.8 и ч.1

Закрепление пройденного материала.

Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.

Второе полугодие 31ч

Повторение пройденного материала.

Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.

Интервальная сказка. Интервал квинта-ч.5.

Играть, петь, определять на слух интервал ч.5

Пауза. Пауза четвертная.

Выполнять упражнения по ритмическим карточкам, простучать записанный ритм, придумать и исполнить ритмический аккомпанемент, при помощи шумовых или ударных инструментов отметить пульсацию, сильные доли сольно или в ансамбле.

Импровизация ритма под долевую пульсацию ,ритмического аккомпанемента.

Выполнять письменные и устные ритмические упражнения в различных сочетаниях пройденных длительностей.

Интервальная сказка. Интервал кварта – ч.4.

Играть, петь, определять на слух интервал ч.4.

Выразительно исполнять попевки на тон и полутон, интонировать от заданного звука.

Находить тон и полутон на клавиатуре.

Знаки альтерации – бемоль и диез.

Находить при подборе поступенных мелодий по слуху повышения и понижения звуков, уметь объяснить знаки.

Уметь правильно записывать знаки альтерации на нотоносце перед нотами.

Интервальная сказка. Интервал секунда – м.2 и б.2.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.2 и м.2.

Мажор и минор. Звукоряд мажора и минора.

Различать на слух лад, точно интонировать попевки и мелодии в мажоре и миноре.

Интервальная сказка. Интервал терция – б.3 и м.3.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.3 и м.3

Закрепление пройденного материала.

Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.

Повторение пройденных тем.

Петь и играть от звука до песенки всех персонажей интервальной сказки.

Музыкальные жанры: полька, вальс, марш. Средства выразительности музыки.

Определять жанровую принадлежность

музыки, двигаться под музыку, отмечая сильные доли.

Анализировать услышанное произведение.

Импровизировать движения под музыку 2х и 3х – дольной пульсации, определять размер прослушанных произведений. Исполнять заданный ритмический аккомпанемент. Выкладывать карточками ритм знакомой или только что услышанной мелодии. Петь мелодии с тактированием на ¾. Прохлопать записанный ритм.

Определять размер прослушанных произведений. Исполнять заданный ритмический аккомпанемент. Выкладывать карточками ритм знакомой мелодии. Петь мелодии с тактированием на 4/4. Прохлопать записанный ритм.

Интервальная сказка. Интервал секста – б.6 и м.6.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.6 и м.6

Интервальная сказка. Интервал септима – б.7 и м.7.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.7 и м.7.

Сольфеджирование упражнений с тактированием.

Импровизация мелодии на текст. Вопрос и ответ в мелодии.

Петь нотами с тактированием разученные ранее песни.

Импровизировать мелодии на заданный текст.

Закрепление пройденного материала.

Сольфеджировать одну из разученных мелодий, выложить карточками её ритм, прохлопать его.

Определить в прослушанном произведении лад, темп, динамические оттенки.

Играть пройденные интервалы.

Итоговое занятие « Праздник знаний».

Использовать полученные знания и умения на практике.

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975.

Пособия для учащихся:

Г.Ф. Калинина. Рабочая тетрадь. Сольфеджио 1 класс

Г.Ф. Калинина. Музыкальные прописи

Пособия для учителей:

Москалькова И. Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ

Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.

Андреева М. «От примы до октавы», ч. II . – М., 1978.

Антошина М. и Надежина Н. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. – М., 1970.

Барабошкина А. Методичексое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1 Ветлугина Н. Детский оркестр. – М., 1976.

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975

Сольфеджио 5+ Образовательная программа для учащихся группы раннего эстетического и музыкального развития (подготовительная группа)

Департамент культуры города Москвы

Государственное бюджетное учреждение

«Детская музыкальная школа имени »

для учащихся группы раннего эстетического и музыкального развития (подготовительная группа)

Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка

    особая роль музыки в раннем развитии особая роль сольфеджио как главного предмета в раннем музыкальном развитии и воспитании особенности программы сольфеджио для подготовительных групп цели и задачи программы срок реализации программы объем учебного времени, предусмотренный программой образовательного учреждения на реализацию программы форма проведения учебных аудиторных занятий материально-технические условия реализации программы

2. Учебно-тематический план

3. Содержание программы

4. Методические рекомендации

5. Формы работы на уроках сольфеджио

6. Требования к уровню подготовки учащихся

7. Формы и методы контроля, система оценок

8. Методическое обеспечение учебного процесса

10. Приложение (разработанные учебные и наглядные пособия)

Пояснительная записка

Огромная роль раннего музыкального воспитания для гармоничного развития личности ребенка ни у кого не вызывает сомнений – это общеизвестный, признанный, неоспоримый факт. Научно доказано, что музыка – гигантский ускоритель общего развития ребенка, причем действующий всесторонне. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, развивают навыки общения, увеличивают объем памяти, реакции, координации. Занимаясь музыкой, ребенок развивает свои математические способности, обходит сверстников в уровне структурного мышления, а это – путь к вершинам в любой науке. Интеллектуальный уровень занимающихся музыкой повышается на 33%, а развитие музыкального слуха открывает путь к хорошему произношению в изучении иностранных языков.

Читать еще:  Cочинение «Значение развязки комедии Гоголя «Ревизор. Сюжетно-композиционные особенности комедии Н.В

В последние десятилетия направление музыкальной педагогики, связанное с воспитанием дошкольников, развивается стремительными темпами. За долгие годы успешной и плодотворной работы появились многочисленные программы по сольфеджио и ритмике, методические пособия и разработки, проводятся конференции, форумы, мастер-классы. Накопившийся положительный педагогический опыт показывает, что в системе ДМШ и ДШИ сформировались устойчивые принципы в обучении дошкольников, сложились и укрепились общие методические позиции, позволяющие уже на раннем этапе заниматься пробуждением творческих способностей ребенка.

Особенность программы сольфеджио для подготовительной группы состоит в том, что её реализация не является обязательной в базовом курсе музыкальной школы, и действует только в отношении детей четырех – шести лет. В то же время включение данной программы в музыкальное образование детей чрезвычайно важно, так как позволяет малышам войти в мир музыки в игровой форме, наиболее характерной для детского восприятия. Таким образом, сольфеджио для подготовительной группы носит вводный характер и подготавливает детей к усвоению обязательного 7-летнего курса сольфеджио в ДМШ. Следует отметить, что речь в данном случае идет о предмете, традиционно незаслуженно «нелюбимом», «трудном», «непонятном» как для учеников, так и для родителей (не секрет, что иногда даже преподаватели исполнительских специализаций считают предмет сугубо прикладным и не особенно нужным). Поэтому цель «дошкольного сольфеджио» состоит, в том числе, в развенчивании мифа о «скучности», «ужасающей трудности» и «неинтересности» предмета сольфеджио в музыкальной школе. Кроме того, действующие программы ДМШ содержат непреодолимый разрыв между теоретическими предметами (сольфеджио, музыкальная грамота) и предметами специального цикла, ведь уже с первых шагов общения с музыкальным инструментом ребенок встречается с целым рядом теоретических понятий (различные созвучия, аккорды, интервалы, обращения, звукоряды, лады, секвенции, мелодические обороты и т. д.), а первые сведения о них ученик начинает получать на уроках теории лишь через несколько лет. Таким образом, играя на инструменте, он говорит на непонятном ему языке. Отсюда – частые разочарования в занятиях музыкой. Дошкольное сольфеджио восполняет этот пробел – помогает детям усвоить и научиться понимать сложный язык всех элементов музыкальной речи до начала общения с инструментом.

Возраст учеников накладывает отпечаток на все аспекты реализации программы – на содержание учебно-тематического плана, методику преподавания предмета, формы и методы контроля и т. д. В частности, в качестве промежуточного контроля можно использовать выступление ученика (сольное и групповое) на новогоднем концерте вместо скучного контрольного урока, а в качестве выпускного экзамена в конце года – участие в качестве солиста в исполнении детской оперы.

Систематические занятия необходимо начинать с 4 – 5 летнего возраста, когда у детей активно образное восприятие и проявляется лучшая память. В этот период им необходимо преподнести как можно больше разнообразной интересной информации. В увлекательной игровой форме дети легко усваивают счет и сложные музыкальные термины, учатся различать характер, развивают слух, речь, образное мышление. Форма подачи музыкального материала в виде музыкальных сказок, песен, стихов, театрального действа позволяет обеспечить мощный толчок в развитии, который и явится отличным фундаментом для дальнейшего образования ребенка.

Цели и задачи дисциплины

Настоящая программа направлена на достижение главной цели: гармоничное развитие личности маленького ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.

Для успешной реализации главной цели программа предусматривает решение следующих задач:

    раскрытие и активизация эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала ребенка; развитие внимания, памяти, логического и образного мышления, воображения и фантазии; расширение музыкального кругозора и накопление музыкальных впечатлений; воспитание стойкого познавательного интереса к музыкальному искусству; формирование художественно-эстетического вкуса, приобщение к лучшим образцам музыкальной классики; развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству; целенаправленное систематическое развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, вокально-интонационные навыки, чувство метроритма); освоение основ музыкального языка, знакомство с нотной грамотой, формирование элементарного понятийного аппарата; привитие навыков трудолюбия и усидчивости, настойчивости и дисциплины; формирование социокультурных навыков, умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Срок реализации программы

Программа «Сольфеджио 5+» представляет собой двухступенчатую структуру, включает в себя 2 обучающих уровня:

В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в подходящую группу, а уже прошедшие обучение 4-5летние дети переводятся в группу на ступень выше. Специфика программы выстроена таким образом, что поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный материал и формы работы, как бы «встраиваясь» в учебный процесс.

Объем учебного времени

Учебный план дошкольного отделения ДМШ и ДШИ предполагает следующий комплекс музыкальных дисциплин: сольфеджио, слушание музыки, ритмика, хор (названные дисциплины, в общем и целом соответствуют традиционным формам работы в рамках сольфеджио как отдельного предмета – пение по нотам, слуховой анализ, работа над метроритмом, работа по воспитанию вокально-интонационных навыков). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 1,5 академических часа ( 2 урока по 30 минут с 10-минутным перерывом: сольфеджио + слушание музыки, ритмика + хор ). Такое разделение в достаточной степени условно, в конкретной педагогической практике занятия носят синтетический, смешанный характер, что обусловлено необходимостью частых переключений с одного вида музыкальной деятельности на другой.

Форма проведения аудиторных занятий

Форма проведения занятий – мелкогрупповая, от 6 до 12 человек. Как показывает практика, оптимальное количество детей в группе не должно превышать 12 человек. Учитывая возраст детей и характер учебного материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В группе первого года обучения, где дети делают первые шаги в освоении программы, желательна наполняемость групп от 6 до 8 учащихся, в группе второго года обучения – до 10-12 человек.

Материально-технические условия реализации программы

Учебные аудитории, предназначенные для реализации программы «Сольфеджио для подготовительной группы», должны быть оснащены:

    фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, набором ударных инструментов (бубны, ложки, маракасы, треугольники, ксилофоны и металлофоны, барабан), учебной мебелью – доской с нотный станом, детскими столами и стульями, стеллажами).

Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями и мягкими игрушками, детскими рисунками, а также иметь звуковую изоляцию.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала по полугодиям. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Источники:

http://for-teacher.ru/edu/muzyka/doc-gjxdnsq.html
http://infourok.ru/programma-po-predmetu-solfedzhio-dlya-uchaschihsya-podgotovitelnoy-gruppi-detskih-muzikalnih-shkol-1477421.html
http://pandia.ru/text/81/023/4454.php

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии