Проектная задача “Богатыри земли русской.”. Конспект урока на тему «Богатыри земли русской
Конспект заняия “Богатыри земли Русской”
план-конспект по технологии
Заняте проведено совместно с сотрудником Государственного военно – исторического музея заповедника “Куликово Поле”
Занятие нацелено на изучение образов защитников Родины, расширить кругозор подростков, углубить знания по Технологии, обеспечивая учебно – познавательную компетенцию учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
«Богатыри земли русской»
МОУ «Ивановская СОШ»
Предмет: Занятие кружка «Умелые ручки».
Тип занятия : Занятие изучения новых знаний в виде игры – путешествия.
Изучение образов защитников Родины, былинными богатырями;
Расширить кругозор подростков и углубить знания по предмету “Технология», обеспечивая учебно-познавательную компетенцию учащихся;
Развивать интерес к предмету, к народным традициям, декоративно – прикладным промыслам России и промыслам Родного края, коммуникативные навыки, словарный запас, умение оценить свою деятельность, умения решать поставленные задачи, используя смекалку, изобретательность и творческую инициативу, развитие индивидуальности и творческих способностей.
Воспитывать общий уровень культуры, стремление выполнять работу качественно, совершенствовать рефлексивную компетенцию через этику взаимоотношений, любовь и уважение к народным традициям, традициям семьи, чувство гордости за свой народ, пробуждать желание стать в будущем защитником своей страны.
Занятие – путешествие в древнюю Русь.
«Богатыри земли Русской»
Тип учебного занятия
Занятие изучения новых знаний.
Цели учебного занятия
Познакомить учащихся с историей возникновения вязания, инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, правилами и видами вязания, основными приемами вязания и их условными обозначениями.
Форма организации познавательно – трудовой деятельности
фронтальная, групповая, индивидуальная,
– словесные (объяснение материала, работа со слайдами презентации);
-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.
Достижение цели и решение основной дидактической задачи занятия
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Использование знаково-символических средств, схем для решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе.
Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность.
1.Изготовление пластинчатого доспеха.
2. Посадка саженца.
Оценка и контроль образовательных результатов
Методы контроля и самоконтроля знаний: самооценка и взаимооценка практической работы.
I. Вводная часть
– Здравствуйте. Посмотрите на меня, на своего соседа. Улыбнитесь друг другу. Ребята посмотрите-ка, у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей и начнем наше занятие с хорошим настроением.
2. Вступительное слово.
И все вместе совершим путешествие в древнюю Русь.
Наше занятии я хочу начать такими словами:
«Слава русской старине!
Слава русской стороне!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
– Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. (Слайд 1)
В те далекие годы было много войн. Нашим предкам приходилось отстаивать свои земли от врагов. (Слайд 2)
Хазары и монголо-татары часто нападали на них, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. (Слайд 3).
Русь защищалась от врагов.
Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Такими людьми были наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые люди. Они были храбрые воины. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой. Жили среди русичей богатыри-защитники нашей Родины.
Шли годы, века. Но до сих пор мы помним подвиги героев всех времен и народов.
. А откуда мы узнаем об этих людях, их подвигах? Из каких источников?
( Из сказок, историй, м/ф, фильмов, рассказов, песен, сказаний и былин).
3. Беседа о былинах и богатырях.
А что означает слово БЫЛИНА?
Давайте прочитаем определение былины в толковом словаре.
(Работа со словарем). (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях. (русское народное песенное сказание)
Быль – то, что было на самом деле. Поэтому былина говорит о нашей истории, только в приукрашенном виде, да и события в ней могут быть смещены во времени.
Особенно много былин сложили о богатырях.
. Кто такие богатыри?
Давайте прочитаем определение богатырь в толковом словаре.
(Работа со словарем)
(Богатырь – 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.
2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.)
«Богатыри – защитники русской земли, отличающиеся особой силой».
«Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычайный силач;
смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и вы мне скажите:
О каком богатыре в нем идет речь? (Слайд 4).
. А какова полное название этого мультфильма?
. Какой подвиг совершит Илья Муромец в этом мультфильме?
. Хотите ли вы посмотреть, как Илья Муромец сражался с Соловьем Разбойником? (Слайд 5)
. А каких богатырях вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор-Мегобогатырь, Вольга Святославович-богатырь маг, Дунай Иванович, Михайло Потык, Василий Буслаев, Нника Воин )
Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Женщины профессиональные воины, наравне с мужчинами несли и несут службу, сражались и сражаются с врагами.
На Руси такие девы – воительницы назывались поляницами. (Слайд 6).
Ребята давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего занятия. (Слайд 7)
4. Беседа по картине.
О подвигах богатырей снято много мультипликационных фильмов, художественных фильмов-сказок, написано много литературных произведений, но эта тема нашла свое отражение и в живописи.
Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри ». (Слайд 7) .
. Кто на ней изображен? (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
. Ребята что вы знаете об Илье Муромце?
Илья Муромец – крестьянский сын, он кряжист и могуч, как вековой лес. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов».
Совсем по-другому выглядит Добрыня Никитич.
. А что вы знаете о Добрыне Никитиче?
Он из рода княжеского, происхождения знатного, художник В.М. Васнецов показал его городскую стать (стройность) и изящество воинского снаряжения.
. А что вы знаете об Алеше Поповиче?
А вот Алеша Попович (он сын священника) врага побеждает не силой богатырской, а смекалкой, хитростью да ухваткой.
Вот какие они разные – богатыри русские.
. В каком образе художник изобразил богатырей? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
. Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).
5. Загадки о богатырском снаряжении. (Слайд 8)
Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).
1.Чтоб грудь защитить от ударов врага,
уж вы это знаете наверняка,
на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
2.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)
3.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
4.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
. Ребята, а кто работал над изготовлением доспехов.
Над изготовлением доспехов трудились и трудятся мастера- кузнецы.
Ой, ребята, что это за звуки? Откуда они доносятся? ( Слайд 9)
Да ребята этот звук доносится из кузницы, слышите, в ней работает мастер-кузнец.
Давайте мы потихонечку откроем скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер, здесь трудится. Слышите! Он уже начал свою работу. Давайте пойдем и понаблюдаем как обычный металл превращается в необычные доспехи богатырские.
(Заходим и рассматриваем)
Ребята, смотрите какая красота! Ой, а что – то здесь никого нет.
-Здравствуйте кузнец. Мы учащиеся из Ивановской школы очень хотели бы познакомиться с Вами, с особенностью вашей профессии, а особенно хотели бы посмотреть, как вы делаете доспехи богатырские.
7. Слова кузнеца.
Уважаемый Кузнец, а как вы считаете, наши юные друзья могут ли справиться с такой работай. Смогут ли они сделать доспехи самостоятельно?
9. Практическая работа.
Ребята у Вас на столе лежат заготовки для изготовления пластинчатой кольчуги.
Прежде чем, приступить к ее изготовлению, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами.
Учащиеся надевают доспехи.
Свист соловья. (Слайд 10 )
Ой, что случилось? Что это за свист? Не успели вы облачиться в доспехи богатырские, как приходиться вам выполнить свой долг перед Россиею. Соловей разбойник опять шалит и безобразничает. Придется нам сражаться с ним. Вот вам стрелы и арбалеты. Посмотрим кто из вас самый меткий. Кто победит Соловья Разбойника?
Спасибо ребята – вы настоящие богатыри, настоящие защитники.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы сегодня узнали? А чему вы сегодня научились?
Идут годы, идут века, эпоха богатырей прошла. Но качества которыми обладали богатыри и их заветы передаются людьми из поколения в поколение. И до нас дошли эти заветы:
– Защищать свою Родину, беречь её.
– Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
– Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
– Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
И самые трудные времена для нашего Отечества всегда находились люди – богатыри которые вставали на его защиту.
Много войн пришлось испытать нашему народу, но наверное самой кровопролитной и самой близкой нам по времени была ВОВ.
Ребята, а что вы знаете о ВОВ?
Да вы наверное знаете, что в нашей стране наверное нет ни одной семь, которой не коснулась эта война. И в ваших семьях есть и были родственники участники ВОВ. А может, вы знаете о них что – то?
(Если нет. Вы сегодня придете домой и расспросите о них своих родителей, бабушек и дедушек)
И в нашей стране стало доброй традицией, именно 9 мая принимать участие в акции «Бессмертный полк». И мы с вами опять в этом году возьмем портреты наших родственников , участников ВОВ и пройдемся по нашей деревне и почти их память. Мы приклоняемся перед их силой духа, их мужеством, героизмом и их великими жертвами. И пусть никогда такое не повториться.
(Слайд 11)
Ребята, а сейчас в мирное время есть богатыри, кто они? Какими качествами они обладают? Людей каких профессий можно к ним отнести?
Каждую минуту, каждую секунду наш покой оберегают мужчины и женщины, которые стоят на страже нашей Родины – это военные, полиция, пожарная охрана и много, много людей различных профессий.
Но это все взрослые люди. Но заветы богатырские должны соблюдать не только взрослые люди, но и вы – дети. Заветы богатырские и вам под силу. Вы можете и должны защищать слабых, стариков, детей, любить свой народ, свою Родину, беречь ее, любить и беречь природу, животных, быть сильными, храбрыми и послушными детьми, не огорчать своих близких. Вы наше будущее. Вам необходимо защищать Родину, сохранять и чтить обычаи и традиции русского народа.
И завершить наше занятие я хочу Словами писателя Алексея Толстого:
«О витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет».
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Мы благодарим всех гостей, которые присутствовали на нашем занятии, а особенные слова благодарности мы выражаем Кулешовой М.А. – сотруднику музея заповедника «Куликово полнее», за очень интересный и поучительный рассказ и занятие.
Конспект занятия “Богатыри земли Русской”
План конспект в подготовительной группе « Богатыри земли Русской»
Задачи:
– воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
– формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской;
– закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
– воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
-учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
-приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
– продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».
Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.
Оборудование :
Иллюстрации богатырей, элементы одежды, оружия; изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного; дуба памятника Илье Мурамцу; сказателей; музыкального инструмента- гусли
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на гостей.
Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!
– Ребята, а вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.
А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два ,три….
Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки..
Воспитатель:
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавне на этой земле жили славяне. Их соседи – часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения.
– Мы тоже знаем стихотворения, кто расскажет?
Чтение стихотворения о богатыре (читает ребенок)
Силен, как вольный ветер
Могуч, как ураган,
Он защищает землю!
От злобных басурман!
Он силой доброго богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
-А как вы думаете . что такое былина?
-Кто их рассказывал эти былины?
-Под какой музыкальный инструмент?
2. Беседа о богатырях
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе (крепости).
3.Рассматривание картины Васнецова
Воспитатель :
Давайте внимательно рассмотрим картину.
В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.
Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.
Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.
А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.
– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей
– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. ( Кольчуга )
– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )
– Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? ( Плащ )
– Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… ( Меч )
– Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
– Как называется эта картина?
Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
4. Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои – богатыри?
Дети: С Соловьем – разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?
Дети : Святогор, Никита Кожемяка,
– Чем отличается Святогор от других богатырей?
– С кем он поделился своей силой?
В городе Муроме, есть памятник богатырю- илье мурамцу!
На доске появляется дуб.
Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?
Дети : Дуб.
Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.
Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.
Наша Родина сильна ……………………………..да.
На Руси богатыри есть……………………………да.
Им всегда хвала и честь…………………………..да.
Илья Муромец герой ……………………………..да.
Он был самый молодой………………………….нет.
Соловья он победил………………………………да.
Из автомата подстрелил…………………………нет.
Алёша Попович тоже герой……………………..да.
Он сильный, смелый, молодой………………….да.
Он в Киеве граде дружинником был……………да
Карабаса в бою победил………………………..нет.
На танках боролись богатыри с врагом………..нет.
Они воевали с мечом и копьём…………………да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.
Он змея сумел победить своей силой…………..да.
Гордимся мы нашими богатырями……………..да.
Хотим ли быть такими же сами…………………да.
7.Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:
– Какие вы знаете пословицы?
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить – Родине служить.
Счастье – Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
9. Подведение итогов
Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки ,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.
-О ком мы сегодня узнали?
– Что нового узнали?
Чтение стихотворения.
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь – не шатается.
И века простоит не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Урок : ” Богатыри Земли Русской”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
с детьми старшей группы
по формированию целостной картины мира
Тема: «Богатыри земли русской»
Формированее представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
1.Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3.Познакомить детей с оружием богатырей.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Развитие понятийного словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Составление родового дерева (нарисованного).
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья – разбойника, Змея – Горыныча.
Ход занятия:
Воспитатель:
Давным – давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары – часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри – защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алёша Попович.
Воспитатель:
Правильно, а кем они были?
Дети:
Богатырями. Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри – это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,
мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей – разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,
«Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои – богатыри?
Дети:
С Соловьем – разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
«Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь на лево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.»
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить – Родине служить.
Счастье – Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3)
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей – разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4)
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён , он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Голос:
(задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут – то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).
Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик – гусляр.(под музыку, в роли мальчика выступает сотрудник сада)
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
«Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.»
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул – Алёша – поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди – все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке –
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу – сожгу,
Захочу – сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей – дым столбом – все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».
Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок – это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/11/01/konspekt-zanyaiya-bogatyri-zemli-russkoy
http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-bogatiri-zemli-russkoy-1062627.html
http://infourok.ru/urok-bogatiri-zemli-russkoy-1301302.html