Проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного

Проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
материал на тему

“Красота созданная человеком!” доклад на тему” Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 «Колокольчик»

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству »

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. И жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания об истории России.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.

От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство.

Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.

Никогда на Руси не угасала традиция древнего искусства, оно пережило столетия, сохранилось, порой, в единичных образцах.

Декоративно-прикладное искусство это часть нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры.

В старшем дошкольном возрасте у ребят появляется гордость за свои достижения, и они уже способны гордиться за свою Родину, за свой народ.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям.

И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.

Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Актуальность данной темы побудила меня начать работу по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего, надо найти ответы на вопросы:

1. Как повысить интерес к народно-прикладному искусству?

2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?

3. Как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей?

4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством народов родного

края, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

– Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

– Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

– Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.

– Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.

Таким образом цель моей работы заключается в следующем: создать оптимальные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи :

1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

2. разработать поэтапную технологию ознакомления детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;

3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции

4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно – прикладного искусства с устным фольклором.

5. повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

Для достижения поставленной цели мной была разработана программа , позволяющая наиболее доступными средствами знакомить детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество)

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением.

Программа составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства

разные виды деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкально-эстетической) с использованием народного фольклора.

В основу реализации данной программы положены следующие принципы:

принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

Читать еще:  Как красиво нарисовать пасхальное яйцо. Перечень материалов для рисования яйца Фаберже

принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, подлинные изделия, альбомы, открытки, видеофильмы.

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;

принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе тематического единства изобразительной деятельности с познавательно-речевой деятельностью;

принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.

Постепенно происходит его усложнение.

Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность

детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.

И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

При осуществлении данной программы в целом мною учитываются следующие структурные моменты построения образовательной деятельности:

– Организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребенка на содержание занятия.

Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечит заинтересованность детей проблемой занятия

Проблемно – мотивационный аспект призван стимулировать активность ребенка за счет органичного включения проблемной ситуации в ход образовательной деятельности.

В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребенка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи.

– Деятельностная основа деятельности во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для изобразительного творчества, анализа художественных образов созданных детьми.

– Прикладное значение продуктов детской деятельности особенно значимо в связи со

становлением их социального статуса.

Во-первых, это явное проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников,

во-вторых, его продукт, материализованный в рисунке, приобретает черты особой значимости: это часть его символического «Я».

Правильно организованная предметно – развивающая среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Для организации работы по ознакомлению детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством создана предметно-развивающая среда, включающая в себя две взаимосвязанные мини-среды:

Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ

Олеся Захарова
Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ

Проблемы воспитания в России связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В следствии распада нравственно-культурных ценностей прежней политической системы стал поиск выхода из кризиса в чужих образцах, а не в преобразовании и совершенствовании собственных исторически сложившихся форм культуры.

В этой ситуации, наиболее незащищенными от негативных воздействий (в силу несформированной мировозренческой позиции, оказались дети.

Исследования последних лет показывают, что под влиянием деструктивного потенциала современной «массовой культуры» уже у дошкольников происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира.

Именно национальная культура объединяет все стороны жизни определенного народа в неповторимую духовно-смысловую целосность.

После рождения, ребенок попадает в конкретное культурно-историческое пространство, оказывающее значительное влияние на формирование ценностных приоритетов его картины мира. Осуществляя выбор ценностных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он включается в культурную деятельность своего народа.

Идея становления отечественной школы как института, последовательно приобщающего личность ребенка к определенной культурно-исторической традиции, имеет глубокие корни в истории российской педагогики прошлого (С. И. Гессен, И. А. Ильин, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский) и современности (Е. В. Бондаревская, Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский, Е. А. Янбург и др.).

Родная культура народа – эта та база, на которую необходимо опираться при воспитании детей. Народная культура проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках, детской одежде, подвижных играх, фольклоре и во многих других элементах народной поэзии и прежде всего в сказках.

Читать еще:  Что почитать ребенку 5 лет список. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

В исследованиях, проводимых В. Д. Бондарь показано, как на основе народных сказок формируется эмоционально-положительное отношение не только к своему народу, но и к другим. Доказано, что воспитание положительного отношения к культуре своего народа, ее создателям начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям. И эти ценности в большей степени заложены в сказках.

С. Н. Султанова, Л. С. Ядрихинская в процессе приобщения к культурным ценностям национальной культуры детей учитывают единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка, доказывают, что интерес к культуре современного проживания может пробудиться в старшем дошкольном возрасте при активации эмоционально-чувственной сферы ребенка. Они предлагают выстраивать работу с детьми 5-7 лет на основе:

• Общения с детьми посредством включения произведений художественной литературы и устного творчества;

• Ознакомления детей с народными играми;

• Ознакомления детей с народным, музыкальным песенно-танцевальным творчеством;

• Ознакомление с декоративно-прикладным искусством;

• Ознакомление с народными праздниками и обычаями [1, c.5], [2, c.18].

Е. И. Корнеева показала, что наиболее оптимальным способом приобщения детей к русской культуре являются фольклорные праздники и развлечения, которые способствуют формированию эмоционального восприятия дошкольников, общественной мотивации интересов. Ею были определены основные критерии этнокультурного развития дошкольников: положительное устойчивое отношение к этносу (народным праздникам, традициям, играм); проявление эмоционально-положительной реакции на своеобразие и красоту национальной культуры, умение слушать и передавать в процессе практической деятельности эмоции и состояния, характер и движение национальных образов; использование национальных элементов в изобразительной, декоративной деятельности; владение родным языком [3, c.32]

В современных общественно-политических условиях особую значимость приобретают вопросы формирования межнационального общения. Данная проблема решаема в процессе познания родного края, изучения его истории и географии (М. И. Богомолова). М. И. Богомолова отмечает, что уже с младшего дошкольного возраста нужно закладывать симпатию и дружелюбное отношение к разным народам [4, c.41].

Таким образом, можно проследить, что в современных исследованиях и в практической деятельности обосновывается значение и необходимость ознакомления дошкольников с национальной культурой.

1. Султанова С. Н. Формирование положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения. – М. ,1998г.

2. Ядрихинская Л. С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде. якутск 1998г.

3. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. – М., 1995г.

4. Богомолова М. И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны. – М., 1994г.

Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством ознакомления с народными костюмами (фотоотчет) Патриотическое воспитание детей в нашей группе “Золотой петушок” ЧОУ Начальная школа – Православный детский сад “Свято Никольский” города.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества. Я считаю, что для формирования представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре необходимо, что бы окружающие предметы,.

Народная сказка — средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной русской культуре Конечно, сказки есть в каждом доме. И дети их любят. Но мы считаем, что сказки равно как и многие художественные произведения не в полной.

Приобщение детей к истокам национальной культуры Не один год приоритетным направлением деятельности нашего детского сада являлось социально-личностное направление. Именно в дошкольном возрасте.

Приобщение детей к национальной культуре. Проект «День рождения Матрёшки» «Организация работы по приобщению детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края». Тема проекта: «День рождение Матрёшки».

Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы. Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы. Приобщение детей к истокам региональной.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 2012.

Приобщение дошкольников к национальной культуре Детство – это время, когда возможно погружение в истоки национальной культуры. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей.

Проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Проект на тему: «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Творческое название проекта: «Восстановление связи времен и утраченных.

Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ «О государственных языках РТ» Основной целью и задачей – это приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет.

Педразвитие

Автор: Коровкина Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ “Школа №536”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуре и традициям посредством проектной деятельности»
Дата публикации: 12.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Приобщение старших дошкольников к истокам русской

народной культуре и традициям посредством проектной

Дошкольный корпус №9

Воспитатель: Коровкина Анастасия

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его

дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений:

определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста,

общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны

Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о

малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной

В нашем детском саду одна из задач на 2017-2018г. звучит, как:

Читать еще:  Биография певицы натали личная жизнь. Натали: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

П Р И О Б Щ Е Н И Я

П О С Р Е Д С Т В О М

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В соответствии с задачей мной был разработан проект «РОССИЯ –РОДИНА

народной культуре – обогащение знаний и представлений детей по народной

культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях.

Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности через активацию

познавательной деятельности дошкольников на основе приобщении детей к

истокам русской народной культуры, путем сравнения с мировой культурой.

Поставленная цель решалась посредством следующих задач:

Пробудить интерес к истории и культуре России.

С п о с о б с т в о ват ь

р а з в и т и ю

п о з н а ват е л ь н о й

а к т и в н о с т и ,

народному календарю, к народным играм; способствовать развитию

познавательной активности, любознательности;

Формировать чувство национального достоинства;

формирование у дошкольников национального достоинства.

Занятия на основе метода интеграции;

иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов,

русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

Тематическое планирование на 2017-2018 год по работе с детьми старшей

«Наша древняя столица

Формировать любовь к своей большой

Родине – России. Знакомство с русской

народной мелодией «Белый день»,

рассказ воспитателя Москве.

Знакомство с образом жизни людей в

старину. Формировать понимание слова

«предки», понимание того, что Россия –

страна с большой многовековой историей.

Чтение стихотворения Дж. Родари

«В русском тереме»

Формировать представления о предметах

быта в Русской избе. Познакомить с

пословицами и поговорками

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с тем как выращивали

хлеб в старину; воспитывать бережное

отношение к хлебу. Чтение загадок,

пословиц. Чтение стихотворения А.

Мусатов «Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей русского

национального костюма, с особенностями

его внешнего вида. Рассматривание

иллюстраций мужской и женской одежды.

Разучивание хоровода «Пошла млада за

Воспитывать интерес и любовь к

фольклору; формировать знания об

осенних явлениях природы. Русская

народная подвижная игра «Тяни холсты»

Расширять представление детей о зимних

явлениях и приметах. Разучивание

поговорок о зиме. Слушание русской

народной песни «Здравствуй, гостья –

Рассказ воспитателя об обычае

колядования. Загадывание загадок.

Русские народные подвижные игры

Формировать знания об обрядах,

традициях, песнопении. Чтение А. Мень

«Свет миру. Рождество»

Познакомить детей с народной песней;

Заучивание народных песен;

Закрепить знания о природе; воспитывать

интерес и заботливое отношение к

птицам. Развивать эмоциональное

отношение к фольклору, поэтическому

слову. Русские народные попевки

«Кукушка», «Скворец», «Грачи – киричи»

Продолжать знакомить с русскими

народными обычаями и традициями.

Рассказ воспитателя о Масленице.

Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская

народная игра «Горелки»

Знакомство с обрядовой куклой.

Изготовление обрядовой куклы

земной красоты начало»

Уточнить знания о цветах и травах, об их

целебных свойствах; воспитывать любовь

и уважение к родной природе

посредством народной культуры. Чтение

сказки М. А. Кузнецовой, А. С.

Родинковой «Сказание о лекарственных

Рассказ воспитателя о праздновании

Пасхи. Русская народная игра «Верба –

вербочка», «Солнышко – ведрышко».

Приобщать детей к духовным ценностям

народной культуры; воспитывать

уважение к русской природе, любовь к

березке – символу России. Русская

народная песня «Ой березка моя

беленькая». Русская народная игра «Гори,

Расширять и закреплять представления

детей о русских народных промыслах.

Побуждать восхищаться народными

умельцами, и предметами их народного

творчества. Рассматривание игрушек:

Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово

Обобщить и систематизировать

представления о народных промыслах;

продолжать знакомить с русскими

народными обычаями и традициями

«Человек без Родины,

что соловей без песни».

Заключительная беседа о своей Родине.

Просмотр презентации «Наша Родина-

Также, путем сравнительного анализа русской культуры с мировой культурой,

в моей группе дети сравнивали Россию со Швейцарией, мы сравнили и

закрепили знания о:

«Резиденциях современных президентов и правителей», где сравнивали

«Федеральная площадь» в Берне, «Площадь Наций» в Женеве.

В фестивале «Мы все такие разные», познакомились с народами России

народов мира», дети познакомились с русскими народными играми,

игру «Кварто» и сравнили ее со знакомой им игрой «Крестики нолики»,

«Красную ратушу» в Швейцарии.

«Музеях разных стран», «Известных театрах мира» и тд.

наследию прошлого, а также путем сравнительного анализа закрепить знания

о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии

календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,

О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по

государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты

занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и

др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским

народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский

коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.:

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/27/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov
http://www.maam.ru/detskijsad/priobschenie-detei-k-nacionalnoi-kulture-v-uslovijah-sovremenogo-dou.html
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=10371

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии